компенсация как механизм защиты
Компенсация как защитный механизм — Психологическая защита.
Психологическая защита — это совокупность бессознательных психологических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных действий внутрипсихологических и внешних импульсов.
Существует множество форм защиты разного типа и уровня. Опираясь на исследования специалистов, на литературу, посвященную вопросам механизмов психологической защиты, можно сказать, что существует сложность изучения этих механизмов. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. С другой стороны, трудности практического изучения психологической защиты обусловлены тем, что действительно не ясны многие стороны и закономерности этого психического явления.
Сколько всего существует защитных механизмов? Как их можно разграничить? Каково их формирование? Что говорит современная психология об эффективности — неэффективности, осознанности — неосознанности отдельных механизмов защиты? Чем механизм вытеснения отличается от механизма подавления? Как соотносятся понятия «компенсация», «замещение» и «сублимация»? Которое из них более общее, а которое — более частное? Надежных ответов на эти вопросы пока нет, а это означает, что они, несомненно, нуждаются в обсуждении.
Психологическая защита. Понятие, значение защитных механизмов в адаптации личности
Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но позднее он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые «Я» использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.
Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:
1.Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.
2.Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.
.Интроекция, в частности идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.
.Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.
.Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.
.Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.
Механизмы психологической защиты
Одним из механизмов психологической защиты является отрицание — наиболее ранний и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональное равнодушие или отвержение. Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате человек получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами. Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам. Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания. Тип групповой роли: «роль романтика».
. Подавление. Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. Туда входят близкие к нему механизмы, такие как изоляция, например. Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.). Неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность — сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п. Тип групповой роли: «роль невиновного».
. Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Характеризуется слабохарактерностью, отсутствием глубоких интересов, податливостью влиянию окружающих, внушаемостью, неумением доводить до конца начатое дело, легкой сменой настроения, плаксивостью, в эксквизитной ситуации повышенная сонливостью и неумеренным аппетитом, специфической «детской» мимикой и речью, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность. Тип групповой роли: «роль ребенка».
. Компенсация — самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество. Тип групповой роли: «роль объединяющего».
Формы психологической защиты
Рассмотрим кратко каждую из форм психологической защиты.
Заключение
Подводя итог можно выделить несколько основных предпосылок, которые определяют необходимость дальнейшей разработки данной проблематики:
Психологическая защита согласовывает сознательное и бессознательное в человеке. Она ослабляет внутренний конфликт между индивидуальным и коллективным бессознательным. Смягчению внутреннего конфликта также способствуют элементы сознания: рассудительность и способность логически мыслить, внимание, память, оптимизм и жажда жизни. Ясность мышления, способность посмотреть на себя со стороны (иногда с юмором) — основные критерии высокого уровня психологической защищенности человека».
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Защитный механизм: компенсация
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение понятия «защитный механизм»
Под термином «защитный механизм» понимают психологический процесс цель которого уменьшить тревожность, переживания, напряженность для того что бы личность могла находится в балансе с собой и окружающими людьми.
Процесс этот носит бессознательный характер. Это понятие впервые появилось в работах известного австрийского психолога, психотерапевта и психиатра З. Фрейда 1894 году, в одной из его работ посвященной происхождению нейропсихозов.
В результате взаимодействия личности и общественных элементов может возникнуть конфликт личности и внешних обстоятельств. Проявляется этот конфликт в виде напряжения, тревожности, беспокойства. В подобных ситуациях для того что бы справиться с этим конфликтом и сохранить психику человека в нормальном состоянии подключается защитный психологический механизм. Классификация психологических защитных механизмов личности. На сегодняшний день пока не существует единой классификации психологических защитных механизмов личности. Но в основном защитные механизмы делят на две основные группы:
Целью проективных защитных механизмов является донести необходимую информацию до сознания человека. К этой группе обычно относят проекцию, отрицание, идентификацию и др. Дефинзивные механизмы, в свою очередь, стараются информацию исказить. К этой группе относят сублимацию, рационализацию, регрессию и др.
Существует большое разнообразие видов психологических защитных механизмов, к ним относят:
Компенсация как вид психологического защитного механизма
Компенсация по своей сути является самым поздним и сложным механизмом психологической защиты. Автором теории компенсации является австрийский психолог и психиатр А. Адлер.
Отличительной его чертой являет то что личность пользуется им сознательно. Цель компенсации уменьшить чувство печали, горя, неполноценности. Сама по себе компенсация имеет ряд определенных механизмов, к ним относят:
Готовые работы на аналогичную тему
А. Адлер начал с того, что у практически любого человека одни органы функционируют лучше, чем другие, одни органы развиты хуже других. Эти органы больше подвержены заболеваниям чем другие, в результате человек начинает тренировать свою слабую сферу и добивается хороших результатов в ее развитии.
В психологии также присутствует механизм компенсации. Человек может ощущать психологическую неполноценность, в связи с недостаточной развитостью у него определенных качеств. В одних случаях он начитает развивать в себе эти несостоявшиеся качества, данный процесс носит название гиперкомпенсация. Гиперкомпенсация может приводить как к весьма положительным результатам, так и нанести вред человеку.
Ситуация, когда человек не развивает свои несостоявшиеся качества, а развивает то качество или признак которые у него изначально хорошо развиты, называется компенсацией.
Использование компенсации характерно для взрослого человека – зрелой личности. Чаще всего данный вид психологической защиты встречается в профессиональной сфере. Компенсаторное поведение встречается почти среди всех взрослых людей, так как они все настроены на достижение статуса. Статус это одна из потребностей личности. Существуют разные формы проявления компенсаторности.
С одной стороны, компенсация личности может достаточно положительно восприниматься социумом. Примером служит ситуация, когда человек, которой не способен видеть, становится музыкантом, в данной ситуации, человек компенсирует отсутствие зрения, развитием слуха, голоса, техники исполнения. Но также компенсация может быть и не приемлемой для общества, например, когда человек злоупотребляет полномочиями власти, в то время как сам имеет физическую слабость.
Компенсации делят на два вида:
Прямая компенсация — это процесс в котором человек пытается добиться успеха в той сфере где чувствует неуверенность, недостаток. Косвенная компенсация направлена на достижение успеха в иной области.
Компенсация нужна человеку для того что бы уменьшить силу печали, горя, тревоги. Компенсаторное поведение помогает личности сохранить свою самооценку на нормальном уровне. Что бы этого достигнуть человек должен переключить свое внимание со своего недостатка, или негативного опыта, на те качества, которые хорошо развиты, на тот опыт, который ассоциируется с успехом и положительными эмоциями.
Бывают ситуации, когда у человека может отсутствовать данный вид психологической защиты, человек не может переключится на другое более положительное состояние или деятельность, и тогда он начинает бороться со своим паталогически негативным состоянием другими способами. Примером являются злоупотребления алкоголем, или вступление в секту фанатиков. В противоположных же случаях, когда компенсаторный механизм развит очень хорошо, негативные опыт может побудить человека к саморазвитию, всестороннему процессу формирования личности.
Очень интересным примером компенсаторного поведения в психологии является занятие садоводством и огородничеством для пожилых людей. Пожилые люди в силу возраста, физиологических изменений организма не могут иметь детей, поэтому они «зарождают» новую жизнь в виде растений, о которых они заботятся, выращивают. Таким образом для пожилых людей садоводство представляет собой компенсацию неспособности иметь детей.
Защитный механизм: компенсация
Защитные механизмы, удерживающие психику от состояния фрустрации, одновременно искажают восприятие реальности. Регулярное использование защитных мер формирует характер поведения человека. Невротическая личность проявляется как устойчивый паттерн поведения, который соответствует формированию и закреплению неадекватных форм реагирования на процессы, происходящие во внутреннем и внешнем мире.
Защитные механизмы психики характеризуются большим разнообразием. В процессе развития психоаналитической концепции список защит постоянно дополнялся. Таким образом, A. Фрейд выделил работы 3. Фрейд выделил десять типов защит, которые подробно описаны в работах по психоанализу. К ним относятся: Регрессия, подавление, формирование реакции, изоляция, аннигиляция, проекция, индирекция (идентификация), борьба эго с самим собой (оборот против себя), конверсия, сублимация. Другие ученики и последователи Фрейда не только уточнили приведенный выше перечень защитных мер, но и значительно расширили его. Юнг, например, назвал следующие защитные механизмы: Идентификация (Identifikation), имитация, проекция, интроекция, компенсация, комплекс власти, диссоциация, установка, пассивное воображение, перенос, репрессия, подавление, девальвация, регрессия.
В «Словаре по психиатрии» Американской психиатрической ассоциации перечислены двадцать три защитных механизма. Н. МакВильямс разбивает соответствующие оборонительные сооружения. МакВильямс классифицирует их как первичные: Изоляция, отрицание, всемогущий контроль, идеализация, обесценивание, проекция, интроекция, отщепление, диссоциация, а также вторичные: вытеснение (репрессия), регрессия, интеллектуализация, рационализация, компартментализация, морализация, нуллификация, обращение против себя, репрессия, реактивное образование, реверсия, идентификация, реактивность, сексуализация, сублимация.
Основные подходы к систематизации защит
Принимая во внимание значительное разнообразие средств защиты, были предприняты неоднократные попытки их классификации. Анализ публикаций по данной проблеме позволяет сделать вывод о существовании некоторых основных подходов к систематизации защит. Таким образом, они выделяют сходные защиты; среди защит они выделяют полярные противоположности; ряд защит считаются более примитивными, чем другие.
Например, многие исследователи выделяют схожие типы защит. Уже в работе 3. Фрейда интроекция рассматривается в тесной связи с идентификацией. Ж. Лапланш и Ж. Понталис отмечают, что «интроекция связана с (само)идентификацией». Дж. Блюм пишет, что «состояние идентификации достигается путем интроекции или инкорпорации». Г. Тартт относит изоляцию и диссоциацию к сходным защитным мерам и соотносит их с компартментализацией, поскольку они основаны на следующем общем принципе: «Неприемлемые желания или чувства ослабляются путем их разделения на несвязанные части». «Фантазия — это символ», — так К.Г. Юнг соотносит суть символизации и фантазирования. Н. МакВильямс, который последовательно рассматривает интеллектуализацию, рационализацию и морализацию как зрелые защитные механизмы, утверждает, что «морализация — близкий родственник рационализации».
МакВильямс также указывает на возможность выявления противоположных защитных механизмов, подчеркивая, что можно соотнести «взаимодополняющие защитные механизмы», такие как идеализация и обесценивание, с одним и тем же типом организации характера. М.А. Мкртчян и А.А. Налчаджян рассматривают антисублимацию как противоположный процесс сублимации, как переход от фрустрированных высших форм деятельности к элементарным. Юнг противопоставляет прогрессию и регрессию.
Разделение защит на взаимодополняющие пары соответствует принципу дуализма в психике Юнга. Таким образом, Юнг разделяет защитные механизмы в соответствии с параметром экстраверсия-интроверсия. Например, он считает, что «интроекция — это экстравертный процесс», а «проекция — это интровертный процесс». Юнг соотносит морализаторство и перенос с экстраверсией. Согласно Юнгу, инфантильность относится к экстравертированным чертам. Отметим, что уже определение защиты как «реакции субъекта на интрапсихические и внешние фрустраторы» подразумевает разделение защитных механизмов по параметру экстраверсия-интроверсия.
Защита традиционно делится на уровни. Например, Н. МакВильямс делит защитные механизмы на первичные, примитивные (низшего порядка) и зрелые (высшего порядка). Рассматривая общепринятый подход к выделению трех уровней личности, Ю.С. Савенко предлагает классификацию защитных механизмов на три уровня: примитивный, пограничный и высокий.
Одним из обсуждаемых видов классификации защиты является хронологический подход. Примером исследований в области генезиса защитных механизмов является работа Дж. Блюма. Е.С. Романова и Л.Р. Гребенников выделяют восемь кластеров защитных сил в порядке их онтогенетического развития.
Отличия патологической формы защиты от нормальной
Уже с 3-го Фрейд в своих «Очерках по научной психологии» поднял проблему отличия патологической формы защиты от нормальной.
Фрейд относил сублимацию к конструктивному типу защиты. А.А. Налчаджян, ссылаясь на А. Фрейд, предполагает, что механизм самоограничения присущ нормальной психической жизни на протяжении всего развития личности. В. Менингер и М. Лиф различают защиты, «проявления которых можно считать относительно здоровыми» (компенсация, рационализация, идеализация и т.д.), и те, «которые почти всегда представляют собой психопатологию» (уничтожение случившегося, конверсия и т.д.). О. O. Фенихель различает «успешную» и «неуспешную» защиту и приписывает сублимацию успешной защите. Дж. Блюм, ссылаясь на Фенихеля, основывает безуспешную защиту на механизмах отрицания, проекции, интроекции, регрессии, реактивного образования, аннигиляции, изоляции, вытеснения и перемещения.
Психологические защиты обычно являются бессознательным опытом предыдущих эмоционально заряженных отношений. По мнению Р. Плутчика, специфические защитные механизмы формируются для того, чтобы справиться с конкретными эмоциями. При этом Плутцик соотносит восемь базовых эмоций с восемью вариантами психологических защит. Предполагая, что «психологические защиты являются первичным механизмом регуляции интрапсихических эмоциональных конфликтов», Р. Плутчик и X. Конте опирался на представления о связях конкретных эмоций и конкретных защитных мер, которые В.Г. Каменская считает одним из «наиболее эвристически ценных подходов». Исходя из взаимосвязи защитных действий и эмоций, перспективной является также систематизация защитных действий на основе классификации эмоций, связанных с потребностями человека. Аналогичная систематизация эмоций, соотносящихся с потребностями, дана Б.И. Додоновым.
Отнесение защитных действий к тому или иному типу может быть основано на общих принципах, лежащих в основе механизмов адаптации. Таким образом, X. Ремшмидт в копинг-стратегиях на категории, предложенные Ж. Пиаже ассимиляция (усвоение, ассимиляция) и аккомодация (приспособление, изменение).
Механизмы «совладания»
Механизмы «копинга», проявляющиеся в процессе межличностного общения, нельзя рассматривать вне контекста отношений (взаимодействия) между людьми. Как указывает, в частности, Г.М. Андреева, общение — это всегда реализация определенных отношений, основанных на принципе аттракции (взаимодействие путем притяжения или отталкивания).. Защитными мерами, основанными на принципе влечения, могут быть: формирование установки, навязчивое повторение, зависимость, отрицание, обращение
Также Г.М. Андреева указывает, что существенную роль в перцептивных процессах играет механизм атрибуции как «процесс приписывания причин поведения другого человека». Основываясь на теории атрибуции, Р.М. Грановская рассматривает защитные действия человека в связи с процессом формирования стереотипа. Механизм атрибуции лежит в основе таких защитных механизмов, как проекция, перенос, идеализация и обесценивание.
Особенностью отношений, в которых участвуют три и более сторон, является реализация принципа посредничества (опосредованная связь). В целом, согласно определению, «медиация» выражает «отношение одного понятия (или объекта) к другому, которое мыслимо и узнаваемо только через третье понятие (объект)». В качестве примера защит такого типа, для реализации которых требуется не менее трех сторон (объектов), можно привести вытеснение (преобразование), конденсацию. Принцип опосредования как косвенной связи реализуется в таких защитных мерах, как отклонение, вытеснение, отыгрывание, игнорирование.
Ряд авторов связывают эффективность адаптации с когнитивными способностями [62, с. 36]. Согласно идеям когнитивной психотерапии Келли, восприятие реальности индивидом ограничено «конструктами», встроенными в сознание, так что наши интерпретации происходящего являются лишь серией «последовательных приближений» к абсолютному конструкту. Действительно, защиты, которые вносят предубеждения в воспринимаемую и оцениваемую информацию, непосредственно влияют на перцептивные процессы. Одним из фундаментальных свойств восприятия, как и когнитивных процессов в целом, является то, что они переводят психологическую реальность, которая непрерывно представлена в сознании субъекта, в избирательный (дискретный) способ, представляя ее лишь с определенной степенью последовательной аппроксимации — итерации. Термин «итерация» используется, в частности, А. Маслоу для обозначения «проявлений, доступных в данный момент времени … За этим следует формулировка более точного определения». Таким образом, сознание отображает объективную реальность лишь с определенной степенью приближения в процессах рационализации, упрощения, символизации, фантазирования, морализации.
Наконец, представляется вполне очевидным, что «копинг-поведение» индивида с момента его рождения постоянно совершенствуется в процессе жизнедеятельности, что соответствует эволюционному процессу. Эволюционное развитие защитных сил индивида особенно подчеркивает Грановская: «В процессе инволюции…. Изменения отражаются в организации защиты пожилых и старых людей».
Следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие защитных механизмов в литературе, не было единообразия в терминологии и описании защитных механизмов. Не существует общепринятого определения количества оборонительных средств. Таким образом, вопрос о классификации защитных механизмов остается актуальным, в том числе и с целью конкретизации их количественного состава и единообразного описания.
Компенсация
Механизм психологической защитной компенсации является онтогенетически самым поздним и когнитивно наиболее сложным защитным механизмом, который обычно развивается и используется сознательно. Предполагается, что он содержит чувства печали, скорби по поводу реальной или воображаемой потери, утраты, недостатка, неадекватности, неполноценности. Компенсация подразумевает попытку исправить или найти замену этой неполноценности. Кластер компенсаций включает следующие механизмы: Сверхкомпенсация (гиперкомпенсация), идентификация и фантазии, которые можно понимать как компенсацию на идеологическом уровне.
Автором описания защитных механизмов компенсации и гиперкомпенсации является А. Адлер. Он предположил, что у каждого человека есть отдельные органы, которые слабее других, что делает их более восприимчивыми к болезням и поражениям. Кроме того, Адлер считал, что у каждого человека есть заболевание того органа, который менее развит, функционирует менее успешно и вообще является неполноценным с рождения. Адлер заметил, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто пытаются компенсировать эти недостатки с помощью тренировок и упражнений, что часто приводит к развитию отличных способностей в этой области.
А. Адлер отметил, что процесс компенсации происходит и в психологической сфере: Люди часто стремятся не только компенсировать недостаток органов, но и испытывают субъективное чувство неполноценности, возникающее из-за ощущения собственного психологического или социального бессилия. Чувство неполноценности может стать чрезмерным по разным причинам. В ответ на чувство неполноценности человек развивает две формы защитных механизмов: компенсацию и гиперкомпенсацию. Гиперкомпенсация выражается в том, что человек пытается развить те данные, которые у него плохо развиты.
Компенсация — это когда человек, вместо того чтобы развивать недостающую черту, начинает интенсивно развивать хорошо развитую черту, компенсируя ее недостаток. Некоторые авторы считают его косвенной компенсацией несколько типов: сублимация, замещение, фасад, маска, экранирование.
Компенсация работает по принципу саморегуляции: личность естественным образом стремится уравновесить себя в окружении различных противоположных комплексов. Любая возникающая неудовлетворенность относится к текущей ситуации, адаптируется к ее архетипическому значению и проявляется в виде сновидений, эмоционального смятения и т.д.
Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленное установкой на серьезную и методичную работу над собой, поиск и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к запоминанию, литературное творчество.
Акцентуация: дистимия.
Возможные отклонения: Агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, распущенность, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, честолюбие.
Диагностическая концепция: депрессия.
Возможные психосоматические расстройства: Нервная анорексия, нарушения сна, головные боли, атеросклероз.
Тип групповой роли: «объединяющая роль».
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института