компенсация как процесс представляет собой

Понятие о компенсации

компенсация как процесс представляет собой компенсация как процесс представляет собой компенсация как процесс представляет собой компенсация как процесс представляет собой

компенсация как процесс представляет собой

компенсация как процесс представляет собой

компенсация как процесс представляет собой

Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности. Этот процесс типичен при нарушении или утрате какой-либо функции, являясь проявлением биологической приспособляемости организма, которая устанавливает его равновесие со средой. Компенсация нарушенных функций у человека «представляет собой глубоко своеобразный процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологических и социальных явлений. Определяющими в развитии процессов компенсации у человека является сознательная трудовая деятельность и общественные отношения, в которые он вступает в процессе этой деятельности».

У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функций, развития личности.

Специфическое развитие человека, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Именно здесь проявляются потенциальные возможности компенсации.

Высшая форма компенсации означает всестороннее развитие личности. Однако для некоторых форм аномального развития существует определенные пределы и ограничения компенсации. В связи с тем, что аномальные дети весьма подвержены неблагоприятным влияниям и состояниям, компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Это явление называют декомпенсацией.

Протекание компенсаторных процессов у аномальной личности зависит от ряда условий. К числу благоприятных условий развития человека относятся следующие:

1. Правильно организованная система обучения и воспитания, предусматривающая дифференцированное построение сети специальных учреждений, построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы.

2. Использование принципа соединения обучения с трудом как основного средства разностороннего гармонического формирования умственных и физических способностей.

3. Правильные отношения в коллективе, а также между педагогами и учащимися.

4. Правильная организация режима учебной работы и отдыха, предупреждающая возможности перегрузки учебными занятиями.

компенсация как процесс представляет собой

5. Чередование разнообразных методов обучения учащихся, направленных на повышение их активности и самостоятельности.

6. Использование разнообразных технических средств, широкое применение системы специального оборудования и учебных пособий для оптимального использования возможностей детей.

Таким образом, важным условием компенсации, исправления и восстановления функции является коррекционно-воспитательная работа, строящаяся с учетом своеобразия развития разных групп аномальных личностей, а также опирающаяся на знание индивидуальных особенностей каждого человека.

Источник

Компенсация как процесс представляет собой

Компенсация подразумевает возврат к исходной точке цепочки успешно выполненных действий по причине того, что результат этих действий или побочные эффекты больше не представляют ценности и должны быть отменены. Компенсации не происходит в случае, если Действие ещё запущено; в данном случае оно должно быть отменено. Отмена, в свою очередь, может привести к компенсации успешно выполненных операций в составе действия (например, в Подпроцессе).

Компенсация выполняется при помощи обработчика компенсации, который выполняет шаги, необходимые для отмены результатов Действия. В Подпроцессе обработчик компенсации имеет доступ к данным этого Подпроцесса в момент его завершения, т.е. делает моментальный снимок набора данных Подпроцесса («snapshot data»).

Компенсация запускается инициирующим триггер Событием Компенсация, вызываемым обычно обработчиком ошибок (если Событие является частью процедуры отмены Действия) либо другим обработчиком компенсации, что происходит реже. Такое Событие определяет Действие, которое будет компенсировано (скрыто или явно).

10.6.1 Обработчик компенсации

Обработчик компенсации представляет собой набор Действий, не соединенных с остальными частями модели Процесса. Начальной точкой обработчика компенсации является обрабатывающее триггер Событие Компенсация. Такое Событие либо присоединено к границе Действия, либо является Стартовым событием данного обработчика (например, в Событийном подпроцессе Компенсация).

Обработчик компенсации, присоединенный к Действию посредством расположенного на его границе События, может производить компенсацию Действия лишь по типу «черного ящика». Такой вид компенсации создается при помощи особого Действия Компенсация, присоединенного к Событию на границе Действия посредством Ассоциации (см. фигуру 10.121). Графический элемент Действия Компенсация (Задача или Подпроцесс) имеет внутренний маркер, указывающий на то, что данное Действие является компенсацией и находится за пределами Стандартного потока операций Процесса.

компенсация как процесс представляет собой

Фигура 10.121 – Компенсация, использующая Событие на границе Действия

Событийный Подпроцесс Компенсация находится внутри Процесса или Подпроцесса (см. фигуру 10.122). Как и Действие Компенсация, Событийный Подпроцесс Компенсация находится за пределами Стандартного потока операций Процесса. Если граница графического элемента такого Подпроцесса выполнена пунктиром, это означает, что Подпроцесс имеет доступ к данным родительского Процесса, т.е. делает моментальный снимок набора данных Процесса в момент его завершения («snapshot data»). Событийный Подпроцесс Компенсация может время от времени вызывать компенсацию Действий в составе родительского Процесса.

компенсация как процесс представляет собой

Фигура 10.122 – Обзор диаграммы класса

При необходимости можно указать, что Подпроцесс может быть компенсирован без предварительного указания обработчика компенсации. В случае, если значение атрибута compensable Подпроцесса указано, это означает, что указана и компенсация по умолчанию (т.е. время от времени производится компенсация всех успешно выполненных Действий Подпроцесса).

На фигуре 10.122 отображен заказной Событийный подпроцесс Компенсация, вызываемый Стартовым событием Компенсация. Обратите внимание, что данный обработчик компенсации отличается от компенсации, установленной по умолчанию, тем, что выполняет Действия Компенсация в порядке, отличном от порядка в следующем примере. Он также содержит дополнительное Действие, дополняющее логику Процесса, которое не может выводиться из самого Подпроцесса.

10.6.2 Механизмы запуска компенсации

Запуск компенсации осуществляется посредством инициириующего компенсацию События, как Промежуточного, так и Конечного. Оно ссылается на Действие, компенсацию которого необходимо произвести. Если же из контекста ясно, какое Действие будет компенсировано, указывать ссылку не обязательно, – Событие относится к текущему Действию. Стандартным сценарием запуска компенсации является ситуация, в которой строчный обработчик возникающих в Подпроцессе ошибок не может устранить ошибку, в результате чего запускается компенсация данного Подпроцесса. Если в общем контексте не указано ни одного предназначенного для компенсации Действия, все Действия Подпроцесса будут компенсированы.

По умолчанию, компенсация запускается синхронно. Это означает, что инициириующее компенсацию Событие будет ожидать завершения работы запущенного обработчика компенсации. Компенсация также может быть запущена вне зависимости от того, завершилась ли работа обработчика компенсации или нет. Для этого атрибут waitForCompletion События должен иметь значение «false».

Множественные экземпляры обычно используются в Циклах и Многоэкземплярных Подпроцессах. Каждый из них имеет свой собственныйэкземпляр Событийного Подпроцесса Компенсация, имеющего доступ к определенным данным Подпроцесса, которые были актуальными на время выполнения каждого из экземпляров. Запуск компенсации Многоэкземплярного Подпроцесса в индивидуальном порядке инициирует осуществление компенсации всех экземпляров данного Подпроцесса в рамках контекста. В случае, если указано, что компенсация должна быть выполнена посредством обработчика компенсации, расположенного на границе Подпроцесса, такой обработчик также запускается для каждого экземпляра этого Подпроцесса в рамках контекста.

10.6.3 Взаимодействие обработчика ошибки с компенсацией

Следующее описание содержит информацию о том, как взаимодействуют обработчик событий и компенсация:

10.7 Дорожки

Дорожка представляет собой подразделение внутри Процесса (как правило, внутри Пула) и простирается на всю длину данного Процесса как горизонтально (см. фигуру 10.124), так и вертикально (см. фигуру 10.123). По желанию разработчика модели, текст, относящийся к Дорожке (например, название Дорожки или атрибут какого-либо элемента Процесса), может быть помещен в любом месте данной Дорожки и располагаться в любом направлении. В представленных ниже примерах название Дорожки располагается в виде баннера в левой части (в горизонтальном Пуле) или вверху (ввертикальном Пуле) рядом с линией, отделяющей название Дорожки от названия Пула. Однако такое размещение текста не является обязательным.

компенсация как процесс представляет собой

Фигура 10.123 – Пул, содержащий две вертикальные Дорожки

компенсация как процесс представляет собой

Фигура 10.124 – Пул, содержащий две горизонтальные Дорожки

Дорожки используются для организации и категоризации Действий, расположенных внутри Пула. Содержание Дорожек зависит от разработчика модели. Спецификация BPMN не указывает на то, какую функцию в Процессе должны выполнять Дорожки, которые часто используются в качестве внутренних ролей (например, Менеджер, Партнер), систем (например, прикладные системы предприятия), внутренних отделов (например, поставки, бюджет) и т.д. Также Дорожки могут быть вложены (см. фигуру 10.125) или установлены в матрице. Например, может существовать внешнее множество Дорожек отделов предприятия, а также внутреннее множество Дорожек для ролей, существующих внутри каждого отдела.

компенсация как процесс представляет собой

Фигура 10.126 – отображение диаграммы класса Lane. Указанная Дорожка содержится в элементе LaneSet Процесса.

компенсация как процесс представляет собой

Фигура 10.127 – Диаграмма классов элемента Lane

Посредством элемента LaneSet определяется контейнер для одной или более Дорожек. В Процессе могут содержаться один или несколько элементов LaneSet, каждый из которых (а также его Дорожка) могут по-другому разбивать узлы Потока операций.

Элемент LaneSet наследует атрибуты и ассоциации элемента BaseElement (см. таблицу 8.5). Таблица 10.134 содержит информацию о дополнительных атрибутах и ассоциациях элемента LaneSet.

Таблица 10.134 Атрибуты и ассоциации элемента LaneSet

Название LaneSet. На диаграмме BPMN элемент LaneSet не отображается, поэтому его название также не отображается на ней.

Процесс, содержащий данный элемент LaneSet.

Одно или более подразделений внутри графического элемента Дорожка, определяющие характерное для данного LaneSet разделение.

parentLane: Lane [0..1]

Ссылка на Дорожку, являющуюся родительской для данного LaneSet.

The reference to a Lane element which is the parent of this LaneSet.

Отдельно взятый графический элемент Дорожка является одним подразделением элемента LaneSet и может определять разделительный элемент, который, в свою очередь, определяет значение и тип элемента. Посредством разделительного элемента может указываться список узлов Потока операций, которые необходимо разделить внутри Дорожки. Все Доржки одного LaneSet ДОЛЖНЫ указывать разделительный элемент одного и того же типа (к примеру, все Дорожки одного LaneSet ссылаются на Ресурс в качестве разделительного элемента, однако, каждая Дорожка сслыается на отдельный экземпляр Ресурса).

Элемент Lane наследует атрибуты и ассоциации элемента BaseElement (см. таблицу 8.5). Таблица 10.135 содержит информацию о дополнительных атрибутах и ассоциациях элемента Lane.

Таблица 10.135 Атрибуты и ассоциации элемента Lane

partitionElement: BaseElement [0..1]

Ссылка на элемент BaseElement, указывающая на значение и тип разделения. Посредством данного разделительного элемента в BPMN могут указываться элементы FlowElement, которые необходимо разделить внутри данной Доржки.

partitionElementRef: BaseElement [0..1]

Ссылка на элемент BaseElement, указывающая на значение и тип разделения. Посредством данного разделительного элемента в BPMN могут указываться элементы FlowElement, которые необходимо разделить внутри данной Доржки.

childLaneSet: LaneSet [0..1]

Ссылка на элемент LaneSet для вложенных Дорожек.

flowNodeRefs: FlowNode [0..*]

Список элементов FlowNode, которые необходимо разделить в Дорожке в соответствии со значением элемента partitionElement, являющегося частью элемента Lane.

Источник

Доклад на тему «Понятие компенсации. Ее виды и уровни»

Министерство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Факультет специальной психологии и педагогики

по «Специальная психология»

Тема: «Понятие компенсации. Ее виды и уровни»

Выполнила: студентка 2 курса ФСПП

Кожухова Наталья Викторовна

Начнем с того, что любая живая система должна обладать определенным запасом «прочности» на случай каких-либо неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Для этого существуют специфические компенсаторные механизмы. Чем сложнее организация любой системы, тем больше вероятности внутренних «сбоев» в процессе ее работы. Поддержание определенного уровня «надежности» системы в целом и отдельных ее компонентов составляет суть сложных и многообразных процессов компенсации. Наличие парных органов у многих животных и человека, способных «продублировать» друг друга при поражении одного из них, как и способность к регенерации, свидетельствует о филогенетической древности компенсаторной приспособляемости. Но если к примеру у животного по каким-либо причинам потерян слух, то это приведет к гибели. Что нельзя сказать о человеке. У людей начинается процесс компенсации этого дефекта, при котором он может продолжать полноценную жизнедеятельность.

Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

Так как каждый орган выполняет определенные функции, были разработаны функциональные системы, которые также лежат и в основе психической деятельности. Такие системы характеризуются сложным составом своего строения и включают набор афферентных и эфферентных звеньев. Различные по содержанию психические функции обеспечиваются разными по составу функциональными системами.

Функциональные системы обладают высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Именно эта способность лежит в основе механизмов компенсации перестроек. Выделяют два типа перестроек нарушенных функций — внутрисистемную и межсистемную.

Все компенсаторные процессы контролируются высшей нервной деятельностью и проходят несколько этапов. Эти этапы могут быть различными по длительности. Это зависит от самого организма, степени и характера его нарушения.

Первый этап — обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.

Второй этап — оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности).

Третий этап — формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

Пятый этап связан с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов. Остановка компенсации возможна при восстановлении нарушенной функции и возобновлением разных форм деятельности.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня: биологический, психологический, социально-психологический и социальный. Подробно рассмотрим каждый из них.

Психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Психологическая компенсация связана со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях какого-либо нарушения и сохранением хорошего отношения к самому себе. Компенсаторную функцию в этом случае выполняют самосознание и личность человека, его волевые качества. Но тем не менее при одном и том же нарушении у разных людей наблюдаются выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей. Это говорит о том, что у людей включаются «механизмы защиты» и вследствие вырабатываются «копинг-стратегии».

Механизмы защиты отличаются от копинг-стратегий тем, что проявляются на бессознательном уровне. Копинг-стратегии создаются сознательно как ответ на стрессовую ситуацию и зависят от личностных особенностей индивида, характера ценностных ориентаций, системы социальных установок и отношения к себе, окружающим и в особенности к своему нарушению. Различают три основных типа: разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание — уход от необходимости самостоятельного решения.

Социально-психологический уровень компенсации – это более сложная форма организации, напрямую связанная с психологическим уровнем. Здесь речь идет о социальном благополучии человека имеющего какие-либо отклонения. Так как любая личность это продукт социальной среды, то эффективность компенсации во многом зависит от характера межличностных отношений инвалида с ближайшим окружением. Участие, взаимопомощь, терпимость, моральная поддержка и т. д. являются мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющих веру в свои силы. Ощущение духовного и социального благополучия основывается на осознании своей нужности, а так же на понимании своей независимости и автономности. Ощущение благополучия связано с тремя так называемыми жизненными «опорами»: семья, профессия и ближайшее окружение.

Компенсаторные процессы никогда не существуют изолировано от всех остальных процессов жизнедеятельности. Отдельное рассмотрение особенностей компенсации – процесс абстрагирования. На самом деле, они являются одной из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа оказывается совместимо с жизнью, то это означает, сто сработали компенсаторные процессы. В такой ситуации жизнедеятельность продолжается в неблагоприятных условиях совместно с процессом компенсации, так как они не могут существовать раздельно.

Источник

Компенсация и коррекция отклонений в развитии

компенсация как процесс представляет собой компенсация как процесс представляет собой компенсация как процесс представляет собой компенсация как процесс представляет собой

компенсация как процесс представляет собой

компенсация как процесс представляет собой

План:

1. Сущность процесса компенсации.

2. Психофизиологическая составляющая компенсации дефекта

3. Социально-психологическая составляющая компенсации дефекта

4. Компенсация отклонений как процесс

5. Компесанция и коррекция

Сущность процесса компенсации

Л.С. Выготский считал, что изучение ребенка с отклонениями в развитии не ограничивается установлением степени и тяжести недостатка, а учитывает компенсаторные, замещающие, надстраивающиеся, выравнивающие процессы в развитии и поведении. От исхода именно социальной компенсации, т.е. конечного формирования личности в целом зависит степень ее дефективности и нормальности.

Существенное влияние на современные теории компенсации оказал австрийский психиатр и психолог А. Адлер, разработавший теорию сверхкомпенсации. Он полагал, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики.

«Разные органы и функции человеческого организма, — писал Адлер, — развиваются неравномерно. Человек либо начинает беречь свой слабый орган, усиливая другие органы и функции, либо упорно пытается развить его. Иногда эти усилия настолько серьезны и продолжительны, что компенсирующий орган или сам слабейший орган становятся гораздо более сильными, чем в норме».

Борьбу неполноценного организма с внешним миром сопровождают повышенные заболеваемость и смертность, но сама эта борьба имеет в себе возможности сверхкомпенсации. В случае потери функции одного из парных органов другой парный орган компенсаторно развивается. Компенсацию непарного неполноценного органа берет на себя ЦНС, создавая над ним психическую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы.

Вследствие дефекта у индивида возникает чувство или сознание своей малоценности в социальной жизни, что становится главной движущей силой психического развития. «Не важно, — утверждал Адлер, — есть ли в действительности какая-либо физическая недостаточность. Важно, что сам человек чувствует по этому поводу, есть ли у него ощущение, что ему чего-то недостает. А такое ощущение у него, скорее всего, будет. Правда, это будет ощущение недостаточности не в чем-то конкретно, а во всем. »

Сверхкомпенсация развивает предчувствие и предвидение, а также все психические явления в усиленной степени, что приводит к превращению дефекта в одаренность, способность, талант.

Л.С. Выготский выявил противоречия в теории А. Адлера. Если вместе с дефектом даны и силы для его преодоления, следовательно, всякий дефект есть благо. Но на самом деле сверхкомпенсация — только один из полюсов осложненного дефектом развития, другим же является бегство в болезнь, в невроз, в асоциальность.

Современное понимание компенсации строится как сложный синтез социальных и биологических факторов, где определяющими являются деятельность и социальные отношения.

Компенсация представляет собой замещение или перестройку нарушенных или недоразвитых функций. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма при врожденных или приобретенных нарушениях развития или его отставания.

Психофизиологическая составляющая компенсации дефекта

Запас «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде обеспечивают организму специфические механизмы адаптации и компенсации. Адаптация проявляется, когда внешние изменения нарушают баланс между индивидом и средой. Восстановление этого баланса возможно, если определенные изменения произойдут в самом индивиде. Компенсаторные процессы начинаются при изменениях в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.

В онтогенезе адаптация и компенсация развиваются неравномерно — вначале адаптационные процессы обгоняют компенсаторные, затем последние догоняют адаптационные, уравниваются с ними; по мере старения сначала ослабевают адаптационные, а за ними и компенсаторные.

Изучая сущность процессов компенсации, Л.С. Выготский пришел к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: с одной стороны, происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с органическим дефектом, с другой — возникают компенсаторные механизмы. Исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов, а в зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.

компенсация как процесс представляет собой

Компенсация может осуществляться во внутрисистемной и межсистемной форме. При внутрисистемной компенсации используются сохранные нервные элементы пострадавшей функции. Каждая система обладает такими запасными механизмами, которые в норме не всегда используются. При этом значительную роль играет коррекция первичного дефекта, например развитие остаточного зрения, слуха.

Использование механизмов внутрисистемной компенсации наблюдается у дальтоников: при нарушениях цветоразличения развиваются различные способы косвенного визуального наблюдения.

Однако при значительных повреждениях органов чрезмерное использование их функций может привести к декомпенсации, к возникновению вторичных нарушений, задержке формирования компенсаторных процессов. Так, частично видящие стремятся пользоваться остатками зрения при чтении, письме, передвижении в пространстве. Однако не всегда этот способ является рациональным в силу фрагментарности восприятия, более медленной скорости переработки зрительной информации.

Поэтому этих детей, учат пользоваться двойной сигнализацией — осязанием, слуховой ориентировкой и др. В дальнейшем использование двойной сигнализации может оказывать тормозящее влияние на усовершенствование компенсаторных способов действий, и поэтому основной акцент делается на использование различных способов и приемов осязательного и слухового восприятия, замещающих зрительные функции.

Межсистемная компенсация заключается в мобилизации резервных возможностей и нервных элементов, в норме не включаемых в функциональную систему. В этом случае формируются новые межанализаторные нервные связи, используются различные обходные пути, включаются механизмы адаптации и восстановления вторично нарушенных функций. Здесь также в какой-то мере используются остаточные функции поврежденных анализаторов, но широко привлекаются также ранее сложившиеся и закрепившиеся в онтогенезе функциональные системы связей, являющиеся физиологической базой сохранения, преобразования, воспроизведения прежнего опыта. Так, поздно оглохшие дети при развитии устной речи опираются на сложившиеся слуховые образы, которые вплетаются во вновь формирующиеся динамические системы связей. Постепенно значение сигнализации от поврежденных функций снижается, привлекаются другие способы, основанные на взаимозамещении функций.

Для понимания сущности компенсации при отклонениях в развитии важно различать первичный синдром нарушения или недоразвития функций и вторичные нарушения, которые могут быть очень вариативными. Л. Пожар предложил различать в связи с этим первичную и вторичную компенсацию. Первичная протекает, как правило, в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры проявления основного дефекта. Это могут быть коррекционные технические средства, например очки, слуховые аппараты и др.

Значительно сложнее вторичная компенсация, предполагающая формирование и развитие высших психических функций, прежде всего психической регуляции поведения. Так, если слепой научился лучше использовать слух для ориентировки в среде не потому, что слух у него лучше, а потому что он может благодаря этому компенсировать последствия слепоты.

Вторичная компенсация возможна лишь в том случае, когда у индивида сформирована мотивация для достаточно интенсивных и продолжительных упражнений и тренировок. Важна способность к адекватной оценке своих возможностей, постановке реальных целей и задач и сохранение позитивного отношения к себе.

Психологическая составляющая компенсации дефекта

Психологическая компенсация — это процесс, направленный на достижение чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни. Она представляет собой противопоставление неуспеху в одной сфере успехов в другой. Гиперкомпенсация выглядит как наращивание усилий в сфере несостоятельности — «преодоление». Здесь компенсация — поведение, направленное на уравновешивание жизненных амбиций и уровня притязаний со своими способностями.

Психологический уровень компенсации связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.

Копинг — это преодоление стресса, деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями среды и собственными ресурсами. Копинг-стратегий — это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способы управления стрессом, психологической защиты; пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации; психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы; адаптивные механизмы, предохраняющие от болезненных чувств и воспоминаний.

Анализируя процессы психологической компенсации у слабослышащих детей, Л.С. Выготский выделял несколько линий его компенсаторного развития: реальную, фиктивную (настороженность, подозрительность, мнительность), бегство в болезнь, когда ребенок добивается известных выгод, но не избавляется от трудностей. Иногда ребенок компенсирует трудности агрессивными действиями по отношению к социальной среде. Так, ребенок, вследствие тугоухости занимающий в играх последнее место, будет стараться помыкать детьми младшего возраста.

Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость — мощные психологические средства раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющие его веру в свои силы, восстанавливающие позитивное отношение к себе, поддерживающие социально-психологическое благополучие.

Компенсация отклонений как процесс

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и проходят несколько фаз:

— обнаружение нарушения в работе организма;

— оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;

— формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;

— отслеживание реализации программы;

— закрепление достигнутых результатов.

Процессы компенсации у детей, в отличие от взрослых, специфичны. У взрослых функции ЦНС уже сложились, приняли характер стройной организации, что дает широкие возможности взаимозаменяемости и переключения в случае нарушения какой-либо из них.

Аномальные дети проходят особый путь психического развития, когда, благодаря условиям специального обучения и воспитания, формируются новые функциональные системы, развиваются способы действий и усвоения социального опыта. Детский организм обладает огромной пластичностью и податливостью. При оценке возможностей развития функций у ребенка следует учитывать не только уже сформировавшиеся функциональные системы, но и находящиеся в стадии созревания и становления — зону ближайшего развития. В детском возрасте многие функции ЦНС находятся в состоянии формирования, в результате на разных стадиях развития ребенка сложившиеся механизмы компенсации изменяются прежде всего под влиянием обучения.

При отклоняющемся развитии сохраняется тот же принцип протекания нервных процессов, что и при развитии в норме, но образуются новые межфункциональные связи и отношения.

Перестройка функций при разных формах аномального развития ребенка обнаруживается обычно в изменении сигнальных систем, обеспечивающих передачу внешних воздействий в кору мозга и реализацию систем обратных связей, с помощью которых регулируются движения и действия. Процесс компенсации развивается одновременно по разным каналам. Взаимодействие сохранных анализаторов при перестройке функций позволяет, в зависимости от условий и содержания деятельности, выполнять одну и ту же работу разными способами. Одни виды сигнализации могут быть заменены другими. При сформировавшихся способах компенсации используются вариативные приемы действий с помощью сигналов, поступающих со слухового, кожного, двигательного, зрительного и других сохранных анализаторов.

В специальном обучении для развития приемов и способов самоконтроля и саморегулирования действий широко применяются разнообразные оригинальные упражнения. Благодаря этому сложившиеся механизмы компенсации постоянно изменяются, при этом непосредственные чувственные компоненты постепенно отодвигаются на задний план и все шире используются высшие формы позна­вательной деятельности: анализ, обобщающее восприятие, речь и др.

Выготский формулирует так называемый закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации: достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок добивается этого иным способом, иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути, по которому следует повести ребенка.

Принципиально важно рассматривать каждое из вторичных нарушений в картине отклоняющегося развития не только с негативной стороны, но и как некоторое проявление своеобразного поступательного хода развития той или иной функции.

К. Бюрклен отмечал возможность положительной оценки некоторых недостатков слепого: «Слепой всюду на что-нибудь натыкается», — говорит зрячий, но при этом забывает, что непосредственное соприкосновение с предметами большей частью необходимо слепому для того, чтобы установить их наличие или положение.

В структуре аномального развития наряду с вторичными отрицательными симптомами возникает и ряд симптомов положительной адаптации ребенка к социальной среде. Например, для ребенка с нарушением слуха своеобразным средством компенсации речевого общения являются мимика и жесты. Сначала он пользуется лишь указательными жестами, затем жестами, имитирующими действия, позднее с помощью выразительных движений описывает и пластически изображает предметы. Так возникает естественная мимико-жести-куляторная речь.

У детей, с раннего возраста лишенных зрения, интенсивно развиваются некоторые способности, достигающие минимального развития в норме. Например, «шестое чувство» как способность улавливать наличие приближающихся предметов возникает в результате развивающейся способности интегрировать раздражения, воспринимаемые сохранившимися анализаторами. Для слепых характерны также развитые способности осязания, слуховой памяти и др.

Особую роль в приспособлении играет речь, на основе которой вырабатываются понятия. Словесные обобщения у незрячих нередко предшествуют возникновению представлений об окружающих предметах и служат их основой. У глухих детей многие явления не могут быть восприняты из-за нарушения слуха, но это частично компенсируется словесными объяснениями. То, что умственно отсталый ребенок не всегда улавливает непосредственно (тонкие детали и признаки), постоянно пополняется окружающими специальными объяснениями.

Как уже отмечалось, компенсаторные механизмы при частичном дефекте имеют своеобразие, зависящее от использования остаточной функции анализатора. Важно, что возможности использования остаточной функции в процессе обучения непрерывно нарастают за счет развития зависящей от пострадавшего анализатора функции. Например, своевременное и адекватное развитие устной речи и слухового восприятия при нарушениях слуха в большинстве случаев повышает возможности слуховой функции.

Эффект приспособления ребенка с отклонением в развитии зависит и от его индивидуальных особенностей. Чем больше у него сохранных познавательных возможностей, тем выше эффект приспособления. Особое значение имеют личностные качества: интерес, положительная эмоцио­нальная направленность на окружающий мир, способность к произвольной деятельности, активность личности и др.

При некоторых формах отклоняющегося развития (например, при умственной отсталости или сочетанных, сложных нарушениях) нормализация высших форм познавательной деятельности имеет известные границы. Компенсация не является стабильным состоянием, она очень уязвима к различным, внутренним и внешним, патогенным факторам.

Возрастные кризы, психогенные ситуации, соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нервные стрессы и переутомление могут привести к срыву нервной системы и декомпенсации.

Декомпенсация. Это утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. При декомпенсации у ребенка резко снижается работоспособность, нарушаются темпы развития, усвоение учебного материала замедляется, различные задания выполняются неравномерно, изменяется отношение к окружающим, учебе, внимание становится неустойчивым. В таких случаях рекомендуется щадящий режим с ограничением учебной нагрузки.

Компенсация и коррекция

Одна из главных задач специальной психологии — поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях развития, одновременно это и задача специального образования.

Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

— включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;

— применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;

— специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;

— включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;

— уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой — внешними социальными условиями.

Термин «коррекция» (от лат. correctio — исправление) начал использоваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым детям.

Коррекция отклоняющегося развития — это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направления:

— исправление отдельных дефектов и их последствий и

— целостное влияние на личность ребенка.

В целом коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитательной работой.

Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях, поэтому коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс.

По отношению к общему образованию коррекция выступает как подсистема, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное воспитание и развитие.

В специальной литературе часто встречается определение коррекции как способа компенсации дефекта. Однако с точки зрения педагогики это понятие более широкое, поскольку именно коррекция определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребенка. В специальном детском учреждении важнейшую роль играет принцип коррекционнойнаправленности обучения. Специальные методы работы с аномальными детьми позволяют развить их познавательные возможности.

Так, в процессе обучения слепых добиваются повышения осязательного и слухового восприятия, в той или иной степени замещающих зрение. Овладение глухими детьми словесной речью приводит к перестройке всей их познавательной деятельности на новой, более высокой основе. Формирование у умственно отсталых детей умений и навыков дает им возможность овладевать знаниями, развивает более сложные формы мышления.

Специальные технические средства, применяемые при обучении отдельных групп детей, также ведут к расширению возможностей познания и коррекции первичного дефекта. В ряде случаев оказывается необходимым исправлять у аномальных детей сопутствующие дефекты, например нарушения двигательной сферы у умственно отсталых или слепых. Коррекция достигается в процессе всей учебной работы и на специальных занятиях — логопедических, лечебной гимнастики и др.

Чем раньше начинается специальное психолого-педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционная работа на ранних этапах развития предупреждает последствия первичных нарушений и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

По мере развития процессов компенсации обнаруживается самостоятельность учащихся в планировании и осуществлении своих действий; вырабатываются рациональные способы выполнения работы (сокращение количества приемов, уменьшение затрат времени на выполнение подсобных движений, совмещение действий, выработка ритмичности и автоматизированности движений, использование творческих приемов при выполнении различных операций и др.).

К числу благоприятных условий формирования компенсации относятся:

— ранняя диагностика и начало коррекционных воздействий;

— правильно организованная система обучения и воспитания; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

— использование принципа соединения обучения с трудом;

— хорошая психологическая атмосфера в детском коллективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;

— правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;

— чередование методов обучения учащихся;

— использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение понятия компенсации.

2. Какие виды компенсации выделяются?

3. Что такое копинг-стратегии?

4. Что предполагает термин коррекция?

5. Перечислите условия формирования компенсации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *