компенсация психических функций это

компенсация психических функций

Полезное

Смотреть что такое «компенсация психических функций» в других словарях:

КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. п. ф. возможно вовлечение новых, не осуществлявших ранее данных функций, нервных структур, которые… … Психомоторика: cловарь-справочник

КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ВНУТРИСИСТЕМНАЯ — компенсация, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур … Психомоторика: cловарь-справочник

КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЕЖСИСТЕМНАЯ — компенсация, связанная с перестройкой функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из других нервных структур … Психомоторика: cловарь-справочник

компенсация функций — Этимология. Происходит от лат. compensatio возмещение. Категория. Восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций. Специфика. Происходит либо на основе сохранных, либо при перестройке… … Большая психологическая энциклопедия

компенсация — Согласно З. Фрейду реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов.… … Большая психологическая энциклопедия

Компенсация функций — возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счёт… … Педагогический терминологический словарь

компенсация функций — возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс К. элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счет… … Дефектология. Словарь-справочник

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ — (от лат. compensate возмещение и functio) возмещение неразвитых или нарушенных психологических функций за счет использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Компенсация — психологический механизм, усиливающий действия личности, направленные на восполнение своих реальных или мнимых недостатков. Компенсация осуществляется двумя путями: а) развитием «силы» в одной области деятельности (или одного какого либо… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Компенсация – процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных.

Коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций.

Исследования П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Адлера.

В основе псих деятельности лежат «функциональные системы», обладающие высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Два типа перестроек нарушенных функций – внутрисистемная и межсистемная.

Фазы компенсаторных процессов:

Связана с обнаружением того или иного нарушения

С оценкой параметров нарушения – локализация и глубина

Формирование программы последовательности и мобилизации ресурсов

Отслеживание процесса реализации программы

Остановка компенсаторного механизма и фиксация результата

Уровни компенсаторных механизмов.

Биологический, или телесный, уровень. На этом уровне компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически, без активного участия со стороны сознания человека.

Психологический, преодолевая ограниченные возможности биологического уровня, человеческий способ восстановления. Глухое животное погибнет, человек способен продолжать полноценную жизнь. Самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию.

Психологические защиты по определению Р. М. Грановского, — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травматизирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладения со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу.

Очень важен характер межличностных отношений. Ощущение нужности, духовного и социального благополучия.

Чувство-осмысленности существования: семья, профессия, ближайшее окружение вне семьи с этим связано причастность и независимость.

Целенаправленность существования, контроль над собственной жизнью.

Социальный уровень: социальная политика государства и отношение к инвалидам в обществе.

Биологическая и социальная компенсация: человек биосоциальное существо, поэтому в группе компенсаторных механизмов задействованы две группы факторов.

Адаптация и компенсация

Адаптация – составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды, система перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающие ее существование в изменившейся среде. Адаптация, когда меняется среда.

Компенсация – изменения внутри.

Действуют в разных направлениях, но едины в своих целях.

При компенсации функций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и тд), вследствие воздействия

Чем дальше нарушение стоит от биологической основы, тем успешнее поддается психолого-пед коррекции.

— дефект- факт биологический, ребенок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, занятии социальной позиции, становлении отношений с окружающими и т.д.

— влияние дефекта затрудняет нормальное протекание деятельности, но и

— служит усиленному развитию других функций, которые могут компенсировать недостаток.

«Минус дефекта превращается в плюс компенсации» (Выготский)

— компенсация возможна за счет «обходного пути» :

1. внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции)

— выпадение функции вызывает к жизни новые образования, компенсация в процессе развития

Для педагога или психолога необходимо знать особенности и своеобразие «обходных путей» с помощью которых ребенок с проблемами достигает в развитии своих целей.

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию.

Первичная компенсация протекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью используются коррекционные технические средства(очки, слуховые аппараты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е.в области психологических последствий нарушения.

Сущность вторичной компенсации заключается в повышенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки. Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.

Выделяют два типа компенсации.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.

Второй — психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов,преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.

Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.

Коррекция,под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения,можно сформулировать несколько положений.

Коррекция, в отличие от компенсации,показана в случае нарушения функции,но не ее выпадении. Корригировать,например, зрение, когда оно отсутствует,бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

Обратите внимание, что словосочетание«нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции.Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.

Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее, указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны,в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.

Источник

Научная электронная библиотека

компенсация психических функций это

2.3. Способы компенсации нарушенных функций

Знание основных принципов функционирования структур ЦНС позволяет выбирать тактику подготовки и методики, способствующие развитию компенсаторных процессов у спортсменов с ОФВ. Нужно учитывать, что помимо общих закономерностей, присущих всем системам мозга, существуют особенности протекания заболеваний и восстановления, связанные со спецификой структуры, в которой развивается патология.

В процессе компенсации выделяют два этапа – срочной и долговременной компенсации. Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает использовать левую для выполнения действий, обычно осуществляемых правой рукой, хотя эта срочная компенсация первое время оказывается заведомо несовершенной. В дальнейшем в результате обучения и формирования в головном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию – относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.

Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутрисистемном и межсистемном. Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы. Например, при воспалении легких начинает работать дыхательная поверхность, обычно в дыхании не участвующая; при полном выключении одного легкого усиливается деятельность другого.

Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.

Компенсация функций при повреждении анализаторов имеет специфический характер, связанный с тем, что изменяется поступающая из внешней среды в организм и регулирующая его деятельность сигнализация. Поэтому в начале процесса компенсации используется афферентация с других (сохранных) анализаторов. На дальнейших этапах процесса компенсации, когда сформировавшиеся связи стабилизируются, характер афферентации изменяется за счет сокращения «обходных» путей и включения сохранных звеньев нарушенной функциональной системы.

Компенсация функций, полностью утраченных или глубоко поврежденных анализаторов, достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Так, путем специального обучения можно добиться значительной компенсации утраченного зрения развитием осязательного восприятия. Развитие осязания у незрячих и его использование для ознакомления с окружающей предметной действительностью с опорой на речь и мыслительную деятельность обеспечивают формирование у них адекватной картины мира. У нормально видящих эта картина основывается почти полностью на зрительной информации.

Для всех патологических процессов на начальных этапах характерно развитие компенсации за счет снятия торможения, возникающего в сохраненных вокруг патологического очага структурах. Снятие этого состояния возможно не специфической, но адресной стимуляцией, которая является наиболее успешной для восстановления расстроенных функций.

Восстановление путем снятия торможения со структур вокруг патологического очага успешно реализуется в ранние сроки после развития патологии, например, ампутации конечности. В поздние сроки, через три-четыре месяца такой путь восстановления становится неэффективным.

Параллельно с восстановлением снятия торможения развивается процесс компенсации. Толчком к компенсации становится отсутствие возможности выполнить реакции ранее сложившимся путем и способом.

Компенсация развивается, постепенно мобилизуя резервы функциональных связей нервной системы. Успешная реализация этих резервов закрепляется и в дальнейшем используется при возникновении соответствующей потребности.

Способы компенсации функций в ЦНС зависят от степени дисфункции, возникшей в результате патологии, и от обратимости развивающегося патологического процесса.

Наиболее распространенным механизмом компенсации функций в ЦНС является механизм образования временной связи. В этом случае между сигнальной и исполнительной структурой устанавливается новая функциональная связь, обеспечивающая реализацию требуемой реакции. Следовательно, в данной ситуации цель достигается в обход поврежденной структуры.

Компенсация также может быть реализована за счет сохранившихся элементов поврежденной структуры. Наиболее успешно такая компенсация осуществляется в ретикулярной формации мозга, например в дыхательном центре продолговатого мозга. В его сетевидной структуре, где каждый элемент имеет большое число связей, направленность которых не детерминирована, гибель части нейронов не ведет к нарушениям регуляции дыхания.

В тех случаях, когда компенсация идет за счет привлечения других, ранее интактных для данной функции образований мозга, формируется переделка сложившихся в онтогенезе анатомических и функциональных связей между структурами ЦНС. Такой тип компенсации включается параллельно с использованием возможностей замещения функции за счет сохранившихся элементов структуры, в которой развивается патологический процесс.

Таким образом, компенсация в структурах нервной системы происходит благодаря усиленному использованию собственных резервов или путем установления новых межсистемных связей. Чем тяжелее патологический процесс, тем больше структур включается в компенсацию.

Важной предпосылкой реализации межсистемной и внутрисистемной компенсации в ЦНС является дублирование функций в симметричных областях мозга. При этом дублирование сенсорных функций практически полностью обеспечивает восстановление их нарушений с участием неповрежденного полушария. В тех случаях, когда нарушенная функция имеет выраженную полушарную привязанность, например, речевая функция, компенсация имеет место, но полнота ее не совершенна и развивается она достаточно медленно.

Восстановительные процессы при дисфункции структур ЦНС в значительной мере зависят от медиаторной системы мозга. В случаях недостаточности функции серотонинергической структур резко нарушается условно рефлекторная деятельность, двигательная активность. Механизм облегчения компенсаторных процессов при достаточном количестве серотонина объясняется активацией потенциальных, неактивных синапсов. Увеличение таким путем числа действующих синапсов, естественно, повышает возможность межцентральных отношений в формировании новых связей.

Значительную роль в компенсации дисфункции структур мозга имеет гемодинамика и ликвороциркуляция, обеспечивающие энергетические процессы и, что не менее важно, удаление из очага повреждения продуктов метаболизма, вызывающих грубейшие нарушения функций нейронов.

Физические упражнения ускоряют формирование компенсаций и делают их более совершенными. Физическая нагрузка стимулирует деятельность внутренних органов, вызывая необходимое для компенсации изменение их функций, способствует появлению новых моторно-висцеральных связей, которые совершенствуют компенсацию и делают возможным выполнение мышечной работы в условиях нарушенной функции. Так, при нарушении функций дыхательной системы занятия лечебной физической культурой способствуют выработке и закреплению компенсаций за счет автоматически углубленного дыхания, тренировки сердца, совершенствования сосудистых реакций, увеличения количества эритроцитов и гемоглобина в крови, более экономного протекания окислительных процессов в тканях. Наконец, мышечная работа способствует усилению кровотока, то есть усиливает гемодинамику и способствует улучшению обменных процессов.

Физические нагрузки вырабатывают более рациональный тип компенсации, тренируют и поддерживают надежность ее защитных свойств. Так, применяя физические упражнения при пороке сердца, удается длительно сохранять сократительную способность миокарда. Но всегда следует учитывать, что компенсаторные процессы ограничены, поэтому физические нагрузки надо правильно дозировать.

При двигательных расстройствах и нарушениях функции внешнего дыхания формирование компенсаций возможно с помощью произвольно управляемых движений. Например, при повреждении кожно-мышечного нерва, иннервирующего двуглавую мышцу плеча, способность сгибать предплечье можно сохранить путем тренировки плечелучевой мышцы, иннервируемой этим же нервом и веточкой лучевого нерва. В случае ослабления грудного дыхания при эмфиземе легких компенсация достигается благодаря тренировке диафрагмального дыхания, обучению удлиненному выдоху, укреплению мышц брюшного пресса, обеспечивающих его, и увеличению подвижности грудной клетки.

Физическая культура помогает восстановить моторно-висцеральные связи, которые, в свою очередь, оказывают нормализующее действие на регуляцию других функций. При выполнении физических упражнений в ЦНС повышается возбудимость двигательных центров, имеющих связь с вегетативными центрами. В момент возбуждения все они представляют доминирующую систему, заглушающую патологические импульсы.

Систематические занятия физической культурой восстанавливают ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, они способствуют также восстановлению двигательных расстройств. Например, при нарушении движений вследствие парабиоза при воспалении нерва пассивные движения, упражнения в посылке импульсов к активному движению, идеомоторные упражнения создают возбуждение в патологическом участке и улучшают его трофику, что способствует ликвидации парабиотических явлений.

В случае образования в процессе болезни извращенных условных рефлексов с помощью физических упражнений их удается устранить. Например, после болевой контрактуры даже при отсутствии болей и изменений в суставе может сохраниться ограничение движения как следствие патологического условного рефлекса. Восстановления движений в этом случае добиваются путем длительного применения физических упражнений.

Нормализация функций осуществляется также путем избавления от ставших ненужными временных компенсаций. Вследствие гиподинамии, связанной с основной болезнью ослабевают или даже полностью исчезают те или иные рефлексы, присущие здоровому организму. Так, длительный постельный режим вызывает угасание сосудистых рефлексов, связанных с изменением позы. При вставании у больного не происходит повышения тонуса артерий нижних конечностей и снижения тонуса артерий головы, следствие этого кровь перемещается к нижним конечностям и из-за недостаточного притока ее к головному мозгу больной может потерять сознание. Упражнения с постепенной переменой положения нижних конечностей, головы и туловища способствуют восстановлению позно-сосудистых рефлексов.

Восстановление двигательных качеств, сниженных в период болезни, и нормальное функционирование организма во время физической работы достигаются правильно подобранными и дозированными физическими упражнениями. Это положение имеет особое значение при восстановлении работоспособности спортсмена, перенесшего заболевание или травму. Нормализация функций в этом случае будет заключаться не только в тренировке вегетативных функций, обеспечивающих успешное выступление в избранном виде спорта, но и в восстановлении двигательных качеств и спортивной техники.

В компенсации полностью утраченных функций важную роль играют специальные технические средства. Например, применение специальных приборов, преобразующих звуковые сигналы в световые, можно облегчить восприятие глухими чужой речи, а приборы, осуществляющие обратное преобразование, дают возможность слепым воспринимать световые явления.

Источник

Компенсация психических функций это

Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой.

Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития (именно так они трактовались в МКБ-8 и МКБ-9) либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания (МКБ-10).

Распространенность задержек психического развития в детском населении (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8—10 % в общей структуре психической болезненности. Задержки психического развития, естественно, в качестве синдрома встречаются значительно чаще.

Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.

Диагностирование задержки психического развития возможно с первых месяцев жизни В одних случаях на первый план выступает задержка развития эмоциональной сферы, в других преобладает задержка развития интеллекта в виде пограничной умственной отсталости Последнее иногда сочетается с признаками недоразвития лобных и теменных долей мозга на ЭЭГ [Благосклонова Н. К. и др., 1994].

Замедление созревания психических функций может варьировать от легкой степени до выраженной. При легкой степени задержки психического развития становление возрастных навыков запаздывает в пределах одного возрастного периода; при средней степени становление возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, ручных умений, коммуникативных взаимодействий и других нервно-психических функций задерживается более чем на один возрастной период; при тяжелой степени отставание в приобретении возрастных навыков превышает два возрастных периода.

При легкой степени задержки психического развития выявляются и признаки компенсации отстающей функции. При задержке развития средней степени, при сохраняющейся тенденции к компенсации сроки развития психических функций значительно отстают от нормативов. Тяжелая степень задержки развития, как правило, не содержит в своей структуре элементов компенсации, и задержка психического развития характеризуется не только ретардацией, но и разного рода аномалиями Данный тип задержки психомоторного развития обычно отражает последствия внутриутробного или интранатального повреждения головного мозга, и эти случаи являются наиболее сложными в дифференциально-диагностическом отношении, особенно в плане отграничения от умственной отсталости.

Главные клинические признаки задержек психического развития (по М. Ш. Вроно): запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.

Этиологические факторы задержек психического развития подразделяются на конституционально-генетические, церебрально-органические и психосоциальные. Некоторые врожденные и наследственные прогрессирующие заболевания нервной системы в первые годы жизни так же манифестируют задержкой психомоторного развития, но в этих случаях речь идет о соответствующем синдроме, динамика которого определяется основным болезненным процессом. В некоторых случаях легких степеней задержки психического развития отмеченные нарушения в процессе последующего развития ребенка исчезают и диагноз ретардации психических функций снимается.

Различают первичные и вторичные задержки психического развития [Журба Л. Т., 1980; Лебедев Б. В, 1981; Маслова О И, 1991; Горюнова А В, 1994]. Первичные задержки церебрально-органического генеза являются наиболее распространенными нарушениями развития. В их основе лежат гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания, эндокринопатии и др.), приводящие к негрубому поражению головного мозга, не достигающему четкого органического дефекта. Вторичные задержки нервно-психического развития возникают на фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца), сопровождающихся церебральной недостаточностью в виде минимальной мозговой дисфункции. Обменные нарушения и связанные с ними токсические и гипоксические воздействия при хронических соматических заболеваниях в сочетании с неустойчивостью регуляции гомеостаза особенно в раннем возрасте приводят к поражению нервной системы и приостановке психофизического развития. Отличительным признаком вторичных задержек психического развития является наличие в их структуре аффективных расстройств и замедленного формирования положительных эмоциональных реакций. В этих случаях на фоне низкого эмоционального тонуса наблюдается отставание адекватных форм общения со взрослыми, долго не развивается эмоционально-игровой характер коммуникаций, отсутствуют подражательные жесты, адекватная мимика, задержаны начальные этапы речевого развития. Выход из данных состояний часто бывает скачкообразным через ускоренное развитие задержанных функций.

Особый вариант нарушений представляет задержанное развитие с диссоциированностью (расщеплением) и дисгармоничностью (неравномерностью) развития отдельных психических функций. Наиболее характерным для этого варианта является сочетание неравномерной задержки психических функций с аутизмом. Этот вариант задержки психического развития является предвестником будущей психической патологии (аутизма, детской шизофрении и др.).

При некоторых формах задержек психического развития большое место в клинической картине занимают неврологические нарушения с гипервозбудимостью, гипертензионными, гидроцефальными, судорожными и церебрастеническими явлениями, а также с мышечной гипотонией и др. В других случаях доминирует отставание интеллектуального развития. Последнее необходимо отличать от состояний дефекта, наступивших вследствие психических заболеваний (в первую очередь детской шизофрении и последствий органических заболеваний мозга).

Детские неврологи [Журба Л. Т., Мастюкова Е. М., 1981] ввели понятие неспецифической, или доброкачественной, задержки развития, которая обусловлена замедлением темпа созревания морфо-функциональных структур головного мозга, и специфической задержки, которая обусловлена поражением головного мозга.

В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общих психических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций. У детей же старше 3 лет становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов.

Обоснованным является отнесение (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова) к вторичным задержкам (без изначального церебрального органического дефекта) нарушений психического развития при некоторых формах патологии зрения и слуха, после тяжелой и длительной психотравмирующей ситуации, при дефектах воспитания, особенно в условиях депривации и др. Последние исследования в области психической депривации, особенно сенсорной (слепота, глухота) и в результате сиротства, показывают, что выраженность депривационных задержек развития зависит от возраста ребенка. Если соответствующий фактор воздействует с первых месяцев жизни, то он непосредственно влияет на нервную систему. Но в тех случаях, когда слепота и глухота являются врожденными, они сами по себе уже отражают патологию головного мозга, т. е. в этих случаях речь идет о первичной церебральной патологии [Лангмейер И., Матейчик 3., 1984; Калинина М. А., 1995; Проселкова М. Е., Козловская Г. В., 1995; Строганова Т. А., 1995, и др.].

Существует деление задержек психического развития на тотальную, при которой созревание моторных и психических функций отстает более или менее равномерно, и парциальную, когда на первый план выступает отставание в развитии какой-либо одной функции.

Термин «тотальная задержка» чаще применяется по отношению к глубоким степеням умственной отсталости, а при пограничных формах чаще употребляется термин «парциальная задержка».

Парциальные задержки обычно обусловлены упоминавшимся выше физиологическим феноменом гетерохронии мозга, т. е. неодновременным созреванием мозговых структур, что создает возможность диспропорциональности и асинхронности развития некоторых функций вплоть до задержек формирования их. Наиболее наглядным примером являются различные варианты парциального отставания в двигательном или речевом развитии. Среди них выделяют моторные алалии, дислалии и дизартрии, диспраксии в раннем и дошкольном возрасте, которые в дальнейшем выступают как дисграфии, дискалькулии и дислексии. При ограничении двигательного пространства (иммобилизации) наблюдается отставание в формировании стато-кинетических функций, тогда как психические и речевые функции развиты нормально, а иногда даже в большей степени. Аналогичные взаимоотношения складываются при дефиците зрительно-слуховых и когнитивных стимулов.

К парциальной форме задержки психомоторного развития относится задержка развития экспрессивной и импрессивной речи или их смешанные формы, что в раннем детском возрасте встречается особенно часто. Это связано с тем, что у детей первых лет жизни при разном времени созревания структур головного мозга, обеспечивающих сложную интегративную функцию речи, имеется основа для физиологического несоответствия между семантической, смысловой и речедвигательной функциями. При отсутствии оптимального речевого контакта это и обусловливает появление различных речевых расстройств. Задержка речи на доречевом этапе заключается в позднем появлении интонационной выразительности крика, бедности и редкости голосовых реакций, отсутствии или позднем появлении первых лепетных слов и звукосочетаний, первых слов, первых фраз. Эти отклонения могут возникать на фоне своевременного формирования внутренней речи, но обычно сочетаются с задержкой семантической стороны речи. В одних случаях они свидетельствуют о нарушении только моторного компонента речи, а в других указывают на расстройства сенсорного восприятия, фонематического слуха, гнозиса и являются ранними признаками интегративных расстройств высших психических функций — чтения, письма, счета.

Возрастные особенности задержек психического развития характеризуются возвращением на предыдущий уровень развития, т. е. предыдущий возрастной период.

Так, на первом году жизни возможно отставание формирования двигательных функций, угасания некоторых безусловных рефлексов и формирования установочных, цепных симметричных и асимметричных рефлексов положения и выпрямления. Замедлено и часто непоследовательно формирование таких двигательных актов, как удержание головы, переворот туловища, сидение, вставание, ползание, ходьба и др. Развитие интегративных психомоторных, т. е. целенаправленных, осознанных двигательных актов, также отстает. Если речь идет о детях второго полугодия жизни, то обычно очевидными становятся такие отклонения, как поздняя фиксация взгляда, слабое прослеживание за предметами, отставание зрительно-моторной координации, снижение познавательных интересов, недостаточность предречевых этапов речи. Незрелость эмоционально-волевой сферы выражается в позднем появлении улыбки и комплекса оживления, в запаздывании дифференциации эмоциональных реакций на окружающее, в изменении общей психической активности.

На 2-м году жизни при сохраняющейся задержке статических и кинетических функций на первый план выступает недостаточность познавательной деятельности и речи. Это проявляется в снижении ориентировочных реакций внимания и исследовательского интереса, в отсутствии или недостаточности подражания, вялости игровой деятельности, затруднении приобретения навыков самообслуживания, недостаточном понимании обращенной речи и запаздывании появления первых слов.

Если задержка психомоторного развития к 3 годам не регрессирует, то характерным в этот период является отставание речевых функций, недостаточность познавательной и игровой деятельности и несформированность возрастных форм поведения. Фразовая речь отсутствует или бедная с аграмматизмами и неправильным произношением, нет речевого подражания. Затруднено освоение навыков самообслуживания. Игра остается примитивной, нет ее усложнения или оно идет замедленно. Запас возрастных сведений и умений недостаточен, наблюдаются слабость первичных обобщений, отсутствуют идентификация пола, способность выделять существенные признаки предметов, нет дифференцированного интереса к интеллектуальным формам игры. Моторные функции могут оставаться незрелыми, выражены диспраксические отклонения.

Существует точка зрения, согласно которой клиническая картина задержек психического развития определяется присущими разным возрастным периодам формами нервно-психического реагирования. Так, В. В. Ковалев (1988) выделяет следующие уровни возрастного реагирования: соматовегетативный — у детей от рождения до 3 лет, психомоторный — от 4 до 7 лет, аффективный — от 5 до 10 лет, эмоционально-идеаторный — от 11 до 17 лет. Хотя это деление, естественно, несколько искусственно, оно позволяет понять многие особенности психопатологии детского возраста. В последние годы в этой области выделены новые комплексы разнообразных психических симптомов и синдромов, имеющих свои общие закономерности, наблюдаемые в раннем детском возрасте и мало описанные в общей психиатрии.

Исходя из основных факторов риска развития психического дизонтогенеза по В. В. Ковалеву, задержки психического развития можно разделить на 3 клинические группы: 1) типичная задержка развития недифференцированного генеза, при котором имеют место равномерная или парциальная ретардация в целом или отдельных психических функций на фоне неврологических симптомов минимальной мозговой дисфункции или без таковых. Эта форма легкообратимая и маловыраженная; 2) задержка психического развития церебрально-органического типа, характеризующаяся выраженностью нарушений развития (средней и большей степени), сочетанием с неврологическими симптомами и частичной обратимостью отклонений; 3) задержка психического развития депривационного генеза при сенсорной депривации (у слепых и глухих) и деприваций материнской эмоциональной, когнитивной, микросоциальной и др. (у детей-сирот). Последние две формы нарушений психического развития в последние годы были изучены особенно подробно. В условиях слепоты и глухоты с первых лет жизни у детей наблюдается особая форма задержки психического развития (с одновременной дисгармонией, дизритмичностью и искажениями развития) в виде «дезадаптационного синдрома», развивающегося в раннем возрасте и достигающего своей наибольшей выраженности в период первого возрастного криза (2,5—3,5 года), который в последующем трансформируется в особое развитие личности дефицитарного типа [Козловская Г. В., 1971; Матвеев В. Ф., Барденштейн Л. М., 1975; Строганова Т. А., 1994]. Аналогичные особенности были отмечены у детей-сирот, воспитывающихся в условиях детских домов с первого года жизни. У них также выявлены характерные задержки психического развития с нарушением не только темпа, но и последовательности этапов развития, с отчетливыми, эмоциональными (депрессивными) реакциями и нарушениями общения в виде депривационного парааутизма. К возрасту 3—3,5 лет у детей-сирот с рождения формируется синдром сиротства (депрессия, парааутизм, двигательные стереотипии и др.), который к пре- и пубертатному возрасту складывается в характерное дефицитарное развитие личности [Башина В. М., Проселкова М. Е., Козловская Г. В., 1996; Калинина М. А. и др., 1997].

Рассмотренные задержки психического развития характеризуются обратимостью многих расстройств, т. е. относительно благоприятным прогнозом. В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В некоторых случаях остаются проявления синдрома минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *