за счет чего тормозит самолет при посадке

Как тормозит самолёт 2. при посадке

Проблема торможения самолета после посадки на пробеге была малозначимой, наверное, только на заре авиации, когда самолеты летали медленнее современных автомобилей и были значительно легче последних. Но в дальнейшем этот вопрос становился все более важным и для современной авиации с ее скоростями он достаточно серьезен.
Чем же можно затормозить самолет? Ну, во-первых, конечно тормозами, установленными на колесном шасси. Но дело в том, что если самолет имеет большую массу и садится с достаточно большой скоростью, то часто этих тормозов просто не хватает. Они бывают не в состоянии за короткий промежуток времени поглотить всю энергию движения многотонной машины. К тому же если условия контакта (трения) между шинами колес шасси и бетонной полосой не очень хорошие (например, если полоса обледенела или мокрая во время дождя), то торможение будет еще хуже.
Однако, существуют еще два способа:

Первый – это тормозной парашют, т.е. использовать трение о воздух. Система достаточно эффективная, но не всегда удобная в применении. Представьте себе какой нужен парашют, чтобы затормозить, например, огромный Боинг-747, и какая должна быть парашютная служба в большом аэропорту, где самолеты садятся один за другим.

Второй способ в этом плане значительно более удобен. Это реверс тяги двигателя на самолете. Принципиально это достаточно простое устройство, которое создает обратную тягу, т.е. направленную против движения самолета, и, тем самым, его тормозит (см.фото). В реактивных двигателях существуют специальные ковшевые створки, которые перенаправляют воздушный поток. В нашем случае створки делят реактивную струю в направлениях: северо-запад и юго-запад. Если сложить их, получается, что струя отбрасывается влево, на запад, толкая при этом самолёт вправо, на восток, а самолёт в это время движется влево, на запад.

Источник

Как устроена система шасси и тормозов пассажирского самолета

Всем привет. В продолжение темы описания авиационных систем «для чайников» (тут и тут), я подготовил новый текст про шасси и колёсные тормоза самолётов.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Параграф добавлен после прочтения комментариев: Прежде чем продолжить, хочу уточнить, что основной моей специализацией является бортовое радиоэлектронное оборудование, а не отдельные системы самолёта. Соответственно «чайникам» я тоже рассказываю «усеченную» картину мира, достаточную для их работы. Мне кажется, что эти материалы могут быть интересны и более широкому кругу читателей. При этом на полноту освещения рассматриваемой темы не претендую. Так что не стреляйте в пианиста, он играет как умеет. 🙂

Система колёс, на которые опирается самолёт при движении по земле, называется шасси. В современных авиалайнерах используется трёхстоечная система шасси с двумя основными стойками, расположенными под крылом позади центра тяжести и одной передней стойкой, расположенной в носу самолёта. Основные стойки шасси оснащаются тормозами, а передняя стойка делается поворотной, чтобы самолет мог маневрировать при движении по земле.

1. Поворотная носовая стойка

за счет чего тормозит самолет при посадке

Кроме распределения веса самолета, носовая стойка поворачивается влево-вправо, чтобы самолет мог маневрировать при движении на земле.

Поворотом носовой стойки можно управлять двумя способами:

Управление поворотом носовой стойки с помощью педалей осуществляется на разбеге при взлёте и пробеге при посадке, когда скорость самолета достаточно велика. Одновременно, с помощью этих же педалей, летчик управляет отклонением руля направления.

за счет чего тормозит самолет при посадке
картинка кликабельная

Предел отклонения носовой стойки при управлении от педалей специально ограничен, как правило это 10 градусов. Поворачивать на рулёжные дорожки, когда надо отклонять носовую стойку на углы порядка 50-70 градусов, не получится. На малых скоростях для руления используется ручка управления носовой стойкой.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Эта ручка используется только при рулёжке и автоматически отключается при больших скоростях движения.

за счет чего тормозит самолет при посадке
картинка кликабельная

2. Основные опоры шасси и Колёсные тормоза

Основные опоры шасси представляют собой тележку, на которую навешиваются колеса, оснащённые тормозами.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Тормоза на самолёте похожи на автомобильные, только существенно мощнее, что не удивительно, т.к. им приходится тормозить машину массой 30-600 тонн со скоростей порядка 250 км/ч до нуля на ограниченной по длине взлётно-посадочной полосе (ВПП).

Самолётные тормоза состоят из «бутерброда» тормозных дисков и колодок.

В комментариях уточнили, что статическая часть тормозов в нашем случае тоже называется дисками. В разговоре с профильными специалистами я всегда слышал про «колодки». Возможно это жаргонизм, но на описание системы «для чайников» это влияет мало. В любом случае принцип действия тот же, что и в автомобильных тормозах, а реализация гораздо более мощная.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Колёсные тормоза могут быть задействованы двумя разными способами: «вручную» и автоматически.

«Вручную» пилот тормозит педалями. Может возникнуть вопрос, как пилот умудряется педалями и носовой стойкой управлять и тормозить? Дело в том, что педали самолёта устроены совсем не так, как в автомобиле. Управление по направлению выполняется перемещением педалей вперёд-назад. При этом две педали двигаются синхронно: левая вперёд-правая назад и наоборот. Управление тормозами осуществляется нажатием на педаль. Каждую педаль можно нажимать отдельно, так называемое дифференциальное торможение — это ещё один из способов управления направлением движения по земле. Если левым тормозом пользоваться интенсивнее, чем правым, то и самолёт будет разворачивать влево и наоборот.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Автоматический режим торможения включается сам при наступлении определенного события. Таких событий может быть два:

Активировать/деактивировать режим автоторможения в самолётах Airbus и SSJ-100 лётчик может с помощью одной из четырёх кнопок под ручкой уборки-выпуска шасси (В Boeing для этого используется переключатель). Три кнопки (LOW, MED, MAX) соответствуют различным интенсивностям торможения при посадке, а четвертая (RTO) активирует режим прерванного взлёта.

за счет чего тормозит самолет при посадке

С автоторможением при посадке всё очевидно. Давайте рассмотрим режим прерванного взлёта.

Прерванный взлёт — это режим, когда экипаж решает прекратить взлёт по причине существенного отказа. Прервать взлёт можно только до достижения «скорости принятия решения». Скорость принятия решения зависит от длины и состояния поверхности ВПП и рассчитывается исходя из возможности затормозить, не выкатившись за пределы ВПП. Если в процессе набора скорости неисправность происходит после достижения скорости принятия решения, экипаж продолжит взлёт, что бы не случилось. Если до — будет тормозить.

Перед каждым взлётом экипаж обязан активировать автоторможение. Скорость начала и интенсивность торможения при прерванном взлёте напрямую влияет на то, выкатится ли самолёт за пределы полосы или нет. Активированное автоторможение гарантирует, что торможение начнётся немедленно после вывода двигателей из взлётного режима.

Если прерывать взлёт приходится при максимальной взлётной массе и на предельной скорости, то несмотря на то, что кроме колёсных тормозов экипаж задействует реверс и воздушные тормоза, энергия, которую должны поглотить тормоза, разогревает их так, что они начинают светиться не хуже лампочки. После полной остановки самолёта работа тормозов не заканчивается. Они должны выдержать ещё не менее 90 секунд, прежде чем подожгут стойки шасси. По нормативам, что за 90 секунд к самолёту подоспеет пожарная команда, которая всегда дежурит в аэропортах (и успевает!).

за счет чего тормозит самолет при посадке

Спасибо комментариям — напомнили об одной очень важной функции тормозов авиалайнера: антиблокировочной системе (АБС). Основное отличие АБС самолёта от таковой автомобиля заключается в последствиях блокировки колёс: если у автомобиля блокировка приводит к снижению управляемости и увеличению тормозного пути, то заблокированные колёса самолёта при посадке просто взрываются от трения об асфальт. А без покрышек основных стоек торможение не будет ни эффективным ни безопасным. Так что АБС на самолёте неотключаемая и довольно критическая функция.

3. Уборка — выпуск шасси

Кроме тормозов и управления носовой стойкой с шасси связана ещё одна важная функция — уборка/выпуск шасси. Управление уборкой-выпуском шасси в нормальном режиме осуществляется с помощью соответствующей ручки на приборной панели.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Для улучшения аэродинамических свойств ЛА ниши, в которых размещаются убранные шасси, закрываются створками, поэтому процедура нормальной уборки шасси выглядит примерно так:

за счет чего тормозит самолет при посадке

Весь процесс занимает 20-40 секунд. Если в процессе что-то идёт не так, то система прерывает процесс, т.к. есть вероятность что-то сломать. Нормальный выпуск шасси происходит в обратном порядке.

На случай неисправностей в системе уборки-выпуска предусмотрен особый порядок выпуска шасси — аварийный выпуск. Аварийный выпуск активируется кнопкой аварийного выпуска, расположенной под колпачком рядом с ручкой уборки-выпуска шасси. При аварийном выпуске средствами, не зависящими от вычислителя системы уборки-выпуска шасси, снимаются замки убранного положения стоек шасси и створок. Шасси вываливается под собственным весом. Массы каждой из стоек достаточно чтобы выломать створку, даже если та не откроется сама. На замки нижнего положения стойки также встают под действием собственного веса.

4. Датчики обжатия стоек шасси

Информация об обжатии стоек шасси, которые я упоминал выше, это очень нужная многим системам информация. Пожалуй, стоит перечислить кое-какие функции, зависящие от этого сигнала:

При появлении сигнала обжатия шасси:

При снятии сигнала обжатия шасси:

Параграф добавлен после прочтения комментариев: Датчики обжатия стоек шасси как правило выполняются многоканальными и располагаются на каждой из стоек. Данные с многочисленных датчиков собираются специальными устройствами, концентраторами данных. На основании полученных данных формируются сигналы об обжатии каждой из стоек и сигнал обжатия всех стоек. В логике работы описанных выше функций используются разные сигналы: для начала автоторможения достаточно сигналов обжатия двух основных стоек, а для включения режима тех. обслуживания надо чтобы были обжаты все три стойки. Но это уже другая история.

Бонус

Пока я готовил этот текст, решил для себя разобраться, почему на некоторых самолётах, например Boeing 757 тележка основных стоек шасси в полете наклонена так, что передние колёса находятся выше задних:

за счет чего тормозит самолет при посадке

А на Boeing 767 наоборот, передние колеса ниже задних:

за счет чего тормозит самолет при посадке

Как выяснилось всё дело в том, как спроектирована ниша, куда убираются стойки шасси, спасибо видео:

И, что самое любопытное, в военно-транспортном C5 Galaxy основные стойки шасси выпускаются в положении поперёк движения самолёта и только потом разворачиваются на 90 градусов в нужное положение.

Источник

Чем тормозит самолет

Привет. Сегодня мы будем тормозить

за счет чего тормозит самолет при посадке

Будем тормозить лайнер Boeing-737 Classic.

ВНИМАНИЕ! В тексте будет много спойлеров!

Итак, самолет можно тормозить как в полете, так и на земле. Начнем с воздуха.

Самолет можно тормозить:

а) Уменьшением режима работы двигателей

б) Изменением балансировочного положения

в) Увеличением лобового сопротивления путем высовывания различных штуковин в поток.

Первые два не особо интересны, поэтому так делать мы не станем.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Помимо синхронного подъема при торможении, 0,1,8 и 9 спойлеры помогают кренить самолет. Они поднимаются вместе с соответствующим элероном.

Поскольку высовывать штуковины в поток достаточно трудно, этим занимается гидросистема c помощью таких вот гидроцилиндров-«актюаторов». На фото актюатор Ground Spoiler`a, но суть, думаю, ясна

за счет чего тормозит самолет при посадке

Для того, чтобы объеденить обе функции, используется совершенно адовый агрегат, который называется Spoiler Mixer & Ratio Changer. Название уже намекает, да?

за счет чего тормозит самолет при посадке

за счет чего тормозит самолет при посадке

Агрегат чисто механический, находится в нише основных стоек шасси. Он обрабатывает управляющие сигналы и тянет соответствующие тросы. Как паучок :3

Из кабины спойлеры управляются с помощью вот такого рычага слева от РУДов

за счет чего тормозит самолет при посадке

а так же с помощью штурвалов в случае кренов.

На земле самолет можно тормозить

а) так же увеличением лобового сопротивления(Flight+Ground Spoilers)

б) изменением направления воздушного потока двигателей (реверсивные устройства)

в) как ааааавтомобиль, то есть с помощью колесных тормозов.

О варианте «А» мы уже говорили, поэтому перейдем сразу к реверсивным устройствам.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Реверс представляет собой набор агрегатов, которые перекрывают «холодный контур» двигателя и перенаправляют поток воздуха в сторону-вверх через решетки, которые вы можете видеть на фото выше.

Для того, чтобы не случилось перекоса, подачу гидрожидкости в цилиндры регулирует Synchro-Lock. К сожалению его фото не нашлось, поэтому будем разбираться на пальцах.

Короче, это такой гидромотор, который крутит гибкий вал, который крутит краны на каждом из гидроцилиндров, которые от этого равномерно питаются гидрашкой.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Тема в принципе очень объемная, и если начать вдаваться в тонкости это дело затянется на огромное количество постов, поэтому тут мы закончим с реверсами.

И перейдем к колес и тормозов.

На основных стойках устанавливаются гидравлические дисковые тормоза и большЫе и красивые колеса

за счет чего тормозит самолет при посадке

На следующем фото на нас глядит стойка, с которой сняты колеса, а тормоза находятся на своих местах. Каждый прикручен 8 болтами к специальным фланцам на оси

за счет чего тормозит самолет при посадке

Тормоз состоит из упорной плиты, корпуса, гидроблока, роторных дисков и статорных дисков.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Вот такой(который длинный). Это сосуд, в котором есть гидравлической жидкости, и есть азота, чтобы на нее давиь и выдавливать в тормоза. Манометр показывает давление в аккумуляторе, кроме того инликация есть в кабине пилотов

за счет чего тормозит самолет при посадке

На этом думаю достаточно, и без того довольно много информации.

Задавайте свои ответы, буде разгребать сумбур.

Все картинки взяты из интернета, баянометр ругался на отдельные.

А почему не предупредил, что в тексте будут спойлеры?

Описано неплохо. Но пара ляпов.

Больше интересуют функции кв 9 на Л 39

Самолет взлетает, летит, садится и тормозит исключительно чудом!

Перед посадкой я особенно очкую, когда самолет выпускает всю аэротормозную хрень, скорость ощутимо падает, такое чувство, что самолет щас вообще остановится и ухнет вниз)))

16 поршневые 8 дисковые тормоза. даааа.

все доходчиво и понятно даже для гуманитариев!

за счет чего тормозит самолет при посадке

за счет чего тормозит самолет при посадке

У одного из «Стрижей» выскочил тормозной парашют в полете

за счет чего тормозит самолет при посадке

за счет чего тормозит самолет при посадке

Проверявшему системы Boeing 737 MAX предъявили обвинения в мошенничестве

за счет чего тормозит самолет при посадке

Соответствующее сообщение опубликовано в четверг на сайте Министерства юстиции США.

Две катастрофы за полгода. Чем крушение лайнера 737 MAX 8 обернулось для Boeing

Согласно обвинительному заключению, Форкнер предоставил подразделению Федерального авиационного управления США (ФАУ) по оценке воздушных судов (Aircraft Evaluation Group, AEG) «по существу ложную, неточную и неполную информацию» о системе улучшения характеристик маневренности MCAS самолета Boeing 737 MAX. В связи с этим в руководствах по эксплуатации самолетов и в учебных пособиях для пилотов не содержалось какой-либо информации об указанной системе.

Форкнеру предъявлены обвинения в мошенничестве по шести пунктам. Ожидается, что впервые он предстанет перед судом в пятницу. Если вина Форкнера будет доказана, то ему грозит тюремное заключение сроком до нескольких десятков лет.

Ранее газета The Wall Street Journal со ссылкой на источник сообщала, что пилот компании Boeing Марк Форкнер, осуществлявший проверку программного обеспечения самолета Boeing 737 MAX, мог умышленно ввести в заблуждение авиарегулятор США (FAA). По мнению следователей, он мог умолчать об ошибках, выявленных при тестировании системы контроля полетов, что привело к крушению самолетов этой серии и, как следствие, гибели людей.

Эксплуатация Boeing 737 MAX была приостановлена после двух катастроф. 10 марта 2019 года в Эфиопии разбился Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, погибли 157 человек. 29 октября 2018 года жертвами катастрофы самолета аналогичной модели компании Lion Air в Индонезии стали 189 человек. Руководство Boeing признало впоследствии, что в обоих случаях на борту воздушных судов перед тем, как они разбились, имел место сбой в работе системы MCAS. После этого многие страны, включая Россию, США и государства Евросоюза, по соображениям безопасности приостановили эксплуатацию самолетов данной серии.

Источник

Реверс тяги двигателя самолета.

Здравствуйте, друзья!

Если вы хотите почитать о реверсе тяги двигателя самолета, то я рекомендую обратить внимание на свежую статью на эту тему. Она написана 30.03.13 и располагается на этом сайте в той же рубрике под названием «Еще раз о реверсе тяги… Чуть подробнее… :-)», то есть здесь. А эта статья (где вы сейчас находитесь) на мой взгляд уже не отвечает взыскательным запросам, как собственно моим, так и моих читателей. На сайте, однако, она останется, так что, если хотите, можете обратить внимание и на нее… Разве что для сравнения :-)…

за счет чего тормозит самолет при посадке

Работа реверса при посадке А-321.

Сегодня совсем небольшая статья о таком интересном устройстве, как реверс тяги двигателя самолета.

Проблема торможения самолета после посадки на пробеге была малозначимой наверное только на заре авиации, когда самолеты летали медленнее современных автомобилей и были значительно легче последних :-). Но в дальнейшем этот вопрос становился все более важным и для современной авиации с ее скоростями он достаточно серьезен.

Чем же можно затормозить самолет? Ну, во-первых, конечно тормозами, установленными на колесном шасси. Но дело в том, что если самолет имеет большую массу и садится с достаточно большой скоростью, то часто этих тормозов просто не хватает. Они бывают не в состоянии за короткий промежуток времени поглотить всю энергию движения многотонной махины. К тому же если условия контакта (трения) между шинами колес шасси и бетонной полосой не очень хорошие (например, если полоса мокрая во время дождя), то торможение будет еще хуже.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Работа реверса (створки) на аэробусе А-319 компании JeasyJet.

Второй способ в этом плане значительно более удобен. Это реверс тяги двигателя на самолете. Принципиально это достаточно простое устройство, которое создает обратную тягу, то есть направленную против движения самолета, и тем самым его тормозит.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Устройство реверса на ТРД. Видны гидроцилиндры управления реверсивными створками

Реверс тяги могут создавать винтовые самолеты с винтом изменяемого шага ( ВИШ ). Это делается путем изменения угла установки лопастей винта в такое положение, когда винт начинает «тянуть» назад. А на реактивных двигателях это делается посредством изменения направления выходящей реактивной струи с помощью устройств реверса, чаще всего выполненных в виде створок, перенаправляющих реактивную струю. Так как нагрузки там многотонные, то створки эти управляются при помощи гидравлической системы.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Реверс на самолете Fokker F-100 компании KLM.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Истребитель Saab 37 Viggen.

Однако справедливости ради стоит сказать, что он чуть ли не единственный самолет, так легко разъезжающий задним ходом :-). И вообще реверс тяги на реактивных двигателях редко применяется на самолетах малого размера (истребителях). В основном он получил распространение на лайнерах коммерческой и гражданской авиации и на транспотртных самолетах.

Стоит сказать, что на некоторых самолетах предусмотрено применение реверса тяги в полете (пример тому пассажирский самолет ATR-72 ). Обычно это возможно для экстренного снижения. Однако на такого рода режимы наложены ограничения и в обычной летной эксплуатации они практически не применяются.

за счет чего тормозит самолет при посадке

Реверс тяги самолета имеет, однако, при всех своих достоинствах и недостатки. Первое – это вес самого устройства. Для авиации вес играет большую роль и часто из-за него (а также из-за габаритов) устройство реверса не применяется на военных истребителях. А второе – это то, что перенаправленная реактивная струя при попадании на взлетную полосу и окружающий грунт способна поднимать в воздух пыль и мусор, который может попасть в двигатель и повредить лопатки компрессора. Такая опасность более вероятна при малых скоростях движения самолета (примерно до 140 км/ч ), при больших скоростях мусор просто не успевает долететь до воздухозаборника. Бороться с этим довольно сложно. Чистота взлетно-посадочной полосы ( ВПП ) и рулежных дорожек – это вообще непроходящая проблема аэродромов, и о ней я расскажу в одной из следующих статей.

за счет чего тормозит самолет при посадке

за счет чего тормозит самолет при посадке

Самолет BAe 146-200. Хорошо видны раскрытые тормозные щитки в хвосте.

Однако, такого рода самолетов все же не так много, а реверс тяги уже достаточно хорошо проработанная система, и без нее сегодня немыслима работа аэропортов.

В заключение предлагаю вам посмотреть ролики, в которых хорошо видна работа механизмов реверса. Видно, как реверсированная струя поднимает с бетонки воду. Ну и, конечно, «задний ход» SAABа :-). Смотреть лучше в полноэкранном варианте :-)..

47 Комментариев: Реверс тяги двигателя самолета.

как на такой огромной скорости кручения лопастей они успевают остановиться и начать крутиться в другую сторону

Дело в том, что лопасти не останавливаются и не начинают вращаться в обратную сторону. Для ТРД реверс тяги заключается в перенаправлении струи выходящих газов практически в обратную сторону (ротор двигателя вращается все так же), а для ТВД меняется угол установки лопастей винта, а сам винт все также вращается в ту же сторону. О реверсе несколько подробнее можно прочитать здесь http://avia-simply.ru/esche-raz-o-reverse-tjagi/

Добрый день! Спасибо за статьи, очень интересно. Скажите, на каких военных самолетах (кроме Торнадо, о котором вы уже писали), применяется реверс тяги? Спасибо.

Насколько я знаю, за исключением экспериментов и самолетов транспортного типа, применяемых как в гражданской, так и в военной авиации, реверса больше нигде нет…

ОХ много слов. Реверс тяги тормозит резко самолёт. Вот только кому понравиться резкое торможение? Поэтому всё делается плавненько,)))

Здравствуйте! Не подскажете, как организована (и организована ли вообще) синхронизация работы реверсов на разных крыльях (интересует по возможности МС-21)?

Ждала, что будет картинка, показывающая, где включается реверс. И пояснения к ней. Как его включить и выключить. И почему бывает, что вроде бы включают реверс, а двигатели выходят на взлётный режим?

Да, пожалуй, можно было бы и картинку вставить насчет включения реверса… Как-то не учел… Ну в общем он включается пилотом и органы управления им расположены (часто совмещены) с ручками управления двигателями (РУД). Например на Боинге-737 Classic вот здесь среди другого оборудования можно увидеть РУДы совмещенные с РУРами (ручки управления реверсом), они передние, более длинные. На разных самолетах это может быть по-разному выполнено. Реверс обычно включается перекладкой рычагов РУР при нахождении РУДов на режиме малого газа и после фиксации включения реверса (перекладки реверсивных створок) двигатель выводится на режим, близкий к максимальному или максимальный (зависит от типа самолета и двигателя). Для выключения действия обратные. На современных самолетах в системе управления может участвовать электроника, как например на Суперджет-100. В системе включения реверса обычно задействованы различные блокировки и существуют определенные правила его включения во избежание возникновения неприятных ситуаций. Последние известные события — это катастрофа ТУ-204. Там проблемы возникли из=за фактического невключения реверса, хотя он и был исправен, видимо…

Работал вахтами на чукотке.Приходилось летать самолетами Ан-28 и Ан-38. На них тоже летуны парковались «по зеркалам».Пока начальство не видит. 🙂 Ощущение- как в автобусе 🙂

Не знаю, если у этих самолетов такой режим руления в «списке штатных». Похоже, что точно «пока начальство не видит» :-)…

Как обычно очень интересная статья.
Вот буквально вчера на В-737 наблюдал картину при торможении — на двигателе отошел специальный лючок в самом его начале (перед крылом). Т.е. реверс потока как бы идет перед попаданием в камеру сгорания и соответственно образования реактивной струи?
И еще вопрос по тормозам в самолете. Честно говоря до этой статьи тоже был уверен в том, что основную работу выполняет именно реверс движков. Какова же тогда конструкция тормозов самолета? Что-то не видел тормозных дисков как на авто 🙂 Да и судя из того, какой диаметр тормозных дисков нужен для 2х тонного авто, то для самолета… Короче очень заинтересовала конструкция тормозов самолета.

Таких «лючков» на самом деле не один. Обычно четыре. Они открывают выход сжатого возуха из канала второго контура турбовентиляторного двигателя наружу в направлении, обратном движению. Для других типов движков могут быть несколько иные схемы исполнения системы реверса. Что касается тормозов, то там на самом деле тормозные диски. Их много, они трутся друг об друга и закрыты колесными дисками. О тормозных устройствах я напишу статью в начале марта, как приеду из отпуска, а то тут даже технической возжожности нет это сделать :-)…

Спасибо за ликбез) В какой-то степени мы с Вами коллеги, потому что у меня тоже есть сообщество в контакте по английскому авиационному языку. Рада знакомству, запрос на дружбу отправлен в контакт.

Эффективность реверса на современных ТВРД вообще сомнительна. Ведь разворачивается поток только из внешнего контура, а струя из внутреннего как била назад так и бьет. Причем двигатели работают в режиме «полный газ». Получается эдакий «тянитолкай».
Вот у старых Д-30, там да, створки схлапываются сзади и перекрывают весь поток.

Реверс, как я уже в комментариях написал, вообще не панацея. Зачастую менее 25% от общего тормозящего усилия, тем более на современных ТВРД. Правда «тянитолкай» все же не в буквальном смысле, ведь тяговое усилие второго контура ощутимо выше первого. Однако, конечно, реверс движков со смешением потоков (типа наших Д-30КУ и КП) эффективнее, это точно.

Ну вот именно так :-)… Общее тормозное усилие за весь период торможения. Тормоза колес применяются перед выключением реверса и далее и в итоге на их долю приходится большая часть торможения (ударение на «А»). Тот товарищ прав в общем-то, как, впрочем и я :-). Однако я написал не совсем корректно, потому что рассматривал самолет ТУ-154 (поправлю комментарий). У него движки со смешением потоков и реверс достаточно мощный. Некоторые экипажи даже рулят задним ходом на нем (хотя, по-моему, это запрещено :-)). А вот на В-737 реверс очень слабый (не более 10%, если не меньше), зато autobrake (автоторможение) у него мощный. То есть многое зависит от самолета и типа двигателя. У современных ТВРД реверс не самого лучшего качества (лучше у тех, у кого потоки смешиваются). А насчет ощущений… Здесь все зависит от самолета и командира экипажа. Когда он реверс включил, когда выключил, на какую РД он хочет свернуть. Реверс кроме того тоже бывает при разных оборотах двигателя.
Для современных аэропортов с длинной полосой возможно торможение и без реверса. Хотя мало, кто это делает. Из соображений безопасности или еще каких….
По поводу закрылков. Их доля в торможении не столь велика. Большую роль, пожалуй, играют интерцепторы за счет уменьшения величины подъемной силы и, тем самым, большего прижатия колес к бетонке….

Иван. Реверс гасит не более 20% скорости за определенный промежуток времени.
Механизация крыла — закрылки, предкрылки, интерцепторы, тормозные щитки на фюзеляже, колесные тормоза, все в совокупности снижает скорость и подъемную силу! Что-то одно не эффективно! Только совокупность! Реверсивная тяга имеет максимальный эффект при определенной конструкции реверсивных щитков. В случае полного закрытия сопла двигателя и перенаправляя газы на встречу набегающему потоку воздуха, при любых, даже малых скоростях.

Сами же правильно написали, что у Як 42 нет реверса:)
А380, в своё время, проектировался без реверса тяги. После того, как авиакомпании «встали в позу», Эрбас навесил по реверсу на внутренние двигатели только.
Можно добавить, что реверс, на многих самолётах устанавливается опционально или, как с историей с А380 установлен под нажимом а/к. Спойлеров (воздушных тормозов, щитков и т.д.) в купе с тормозами вполне хватает для эффективного торможения самолёта, на пробеге.

Вы не правы. Эффективноть реверса оценивается максимум в 25-30 % от общего затормаживающего усилия. На некторых самолетах (например Боинг) речь идет вообще о 10-15 процентах.

И в чем же я, пардон, неправ?….. А, понял. Я вовсе не имел ввиду, что отсутствие реверса — это стопроцентное выкатывание. Имелась ввиду ненормальная посадка (уже поправил) и стечение обстоятельств, когда все средства торможения важны.

Юрий, добрый день. Хорошая статья.
Работа у самого связана с авиацией, но не с самолетами, поэтому максиамльных подробностей об устройстве самолетов не знаю. а вот в свете участившихся выкатов за последние месяцы вопрос возник. вот как тормозят самолеты с неисправными движками? допустим, посадка довольно тяжелого 777, или 330го — и один отказал. лететь то конечно он сможет, а как тормозить будет? и, допустим, другая ситуация. 747. и один отказал. может ли он тормозить двумя из трех исправных движков? и если да то как это происходит, есть какая то система, оценивающая реальные показатели тяги двигателей и корректирующая тяги противоположных?
Заранее спасибо за ответ
Дмитрий

Прошу прощения за задержку с ответом… Праздники все перемешали :-)… По поводу торможения. Здесь надо понимать, что реверс тяги — это, скажем так, не главное устройство торможения при посадке современного пассажирского самолета. Я статью о реверсе написал, но об этом не упомянул. Добавлю там обязательно примечание на этот счет. Решение об использовании реверса чаще всего принимает командир (КВС). Это может зависеть от длины полосы и посадочной дистанции, от состояния покрытия (то есть коэффициента сцепления) и вообще от условий посадки. Но частенько реверс включается, к примеру, для того, чтобы просто свернуть на нужную РД, которая расположена относительно близко от точки касания при посадке. Условия включения реверса могут также регламентировать правила данной авиакомпании или правила аэропорта. Вобщем, все не так критично в нормальных, конечно, условиях. Современные аэропорты (в частности такие, которые используют названные Вами самолеты) обычно имеют полосу, длина которой вполне позволяет, исходя из условий безопасной посадки, не использовать реверс и обходиться обычной тормозной системой и аэродинамическими средствами (спойлерами и щитками, если они есть). Тем более, что эффективность реверса бывает разная и, вобщем, как тут уже справедливо заметили, его доля в общем тормозном усилии не слишком велика (до 30%, а бывает и много меньше). Но! Конечно, если посадка производится на, скажем так, не слишком длинную 🙂 полосу, либо условия самой посадки далеки от благоприятных (по разным причинам), то без реверса бывает просто не обойтись.
То есть, исходя из всего вышесказанного, теперь могу сказать, что, если посадка производится с неисправным (выключенным) двигателем, на котором нельзя использовать реверс, но при этом условия посадки и элементы ее выполнения нормальные и правильные, то торможение может производится обычным нормальным способом (в том числе и без использования реверса), и это не означает, что самолет выкатится. Реверс так же успешно может быть использован (если это нужно) на исправных двигателях, даже если они расположены на одной консоли крыла, а на второй только неисправные. При этом, конечно, возникает разворачивающий момент, стремящийся увести самолет с ВПП, но экипаж парирует его органами управления, которые на скоростях применения реверса вполне эффективны. На этот счет существуют вполне конкретные указания в руководстве по летной эксплуатации каждого конкретного типа самолета и летчики должны их знать и тренироваться в их выполнении.
Ну вот примерно так :-)… А насчет системы, которая бы оценивала тягу двигателей и корректировала их тягу друг относительно друга никогда не слышал. По-моему в практике такого нет. Есть, правда, такой агрегат, как автомат тяги, но это из другой области…

Спасибо, Юрий, большое, за внятный и подробный ответ.
Очень удивило то, что при реверсе одного работающего двигателя самолет реально «удержать» механизацией, я себе это, честно говоря, плохо представляю:) Но, поверим на слово:)
А были, кстати, не знаете, случаи в истории авиации, когда в воздухе реверс включали и что-то, мягко скажем, нехорошее происходило?

На самом деле можно. Скорости на которых используется реверс это позволяют. Но надо, конечно, понимать, что здесь нет огульного обобщения. Многое зависит от условий посадки. Я ведь не зря написал, что для каждого типа самолета этот момент расписан в инструкции (руководстве) по летной эксплуатации. Например, в РЛЭ для ТУ-154 есть даже конкретная фраза, говорящая о том, что реверс только одного двигателя не приводит к существенному разворачивающему моменту и его можно удержать рулями. Действия в случае увода от оси ВПП там тоже расписаны. РЛЭ, например, для В-747 я не читал, к сожалению :-). И у него, конечно, момент должен быть побольше. Однако, порядок действий принципиально тот же. К тому же еще и реверс тоже может быть полным или частичным.
По поводу включения реверса в воздухе… Вы имеете ввиду нештатное включение, видимо, с последствиями. У меня на памяти нет таких случаев. Если найду, напишу, как дополнительный комментарий и Вы на почту получите уведомление. А вообще у некоторых самолетов предусмотрено включение реверса перед посадкой (Як-40, например). На Ту-154 это делают некоторые пилоты….

Юрий, а в какой момент включается реверс? Во время касания земли включается автоматически или все же пилоты включают? И тяга тоже дается пилотами или автоматом?

В момент прочного касания ВПП включает летчик путем перекладки специальных рычагов, совмещенных с РУДами (ручки упраления двигателями). Есть даже такое выражение — «переложить реверс». Выключает тоже летчик.
Я так понимаю это вопрос в связи с катастрофой ТУ-204-го… Тут, конечно, какие-либо выводы делать слишком рано, СМИ уже итак нагромоздили целую гору и панику развели (впрочем как всегда). Но, вобщем, при несрабатывании по какой-либо причине реверса (при ненормальной посадке) такое выкатывание реально. Жаль, что овраг и трасса так близко к полю аэродрома расположены. Если бы не они, самолет бы, вполне вероятно, не получил бы таких фатальных повреждений и жертв бы не было…. Жаль… Земля пухом….
Да, и тяга тоже дается и убирается летчиком все теми же рудами…..

Это вообще-то и из статьи понятно, вопрос был про соотношение сил реверса и механизации крыла и тормоза колес при торможении у какого-нибудь типичного самолета.

Реверс значительно мощнее других видов торможения. Одновременно с ним применяются спойлеры. Их главная функция не торможение как таковое, а уменьшение подъемной силы крыла для прижатия колес к бетонке и эффективного использование тормозов колес. Закрылки для торможения не применяются.
О механизации крыла завтра должна выйти статья, кстати :-)…

У меня такой вопрос. Значит самолет тормозит и реверсом и закрылками. Какое получается соотношение между этими двумя системами? По ощущениям кажется, что реверс намного мощнее. Поэтому трудно представить как ЯК-42 тормозит закрылками. а на небольшой скорости закрылки вообще не помогают (меньше 100км?). может у ЯК-42 тормоза на колесах сильно развиты?

У ЯК-42 нет реверса. Он тормозит спойлерами и тормозами колес, причем спойлеры нужны для быстрого гашения подъемной силы и, тем самым, прижатия колес к бетонке и более эффективного торможения.

Недавно самолет разбился с футболистами, было написано, что взлетали с тормозом. Это не реверс тяги, случайно, у них был задействован? Я как-то совершенно не поняла, как это можно взлетать с тормозом?

На самолете ЯК-42, на котором они находились, устройства реверса нет вообще ( я об этом писал в статье :-)). А тормоз был нажат судя по всему из-за проблем со здоровьем одного из членов экипажа (правый летчик). Пресловутый человеческий фактор… Увы…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *