компенсация работнику медосмотра проводки

Компенсация работнику медосмотра проводки

компенсация работнику медосмотра проводки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

компенсация работнику медосмотра проводки

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какую бухгалтерскую проводку необходимо сделать при выплате компенсации работнику учреждения за пройденный им за свой счет обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр в 2019 году?

компенсация работнику медосмотра проводки

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 2019 года учет расчетов по выплате компенсации работнику учреждения за пройденный им за свой счет обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр может отражаться по дебету счета 0 109 ХХ 226 (0 401 20 226) и кредиту 0 302 26 73 Х.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью второй ст. 212 ТК РФ работодатель обязан организовывать проведение предварительных медицинских осмотров за счет собственных средств. В ст. 213 ТК РФ также указано, что предусмотренные этой статьей медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Кроме того, если медицинский осмотр был пройден соискателем за свой счет, он вправе требовать от работодателя возмещения понесенных расходов (определение Смоленского областного суда от 22.11.2011 N 33-3776, определение Мурманского областного суда от 05.06.2013 N 33-1940-2013).
В соответствии с п. 10.2.6 Порядка N 209н расходы на медицинские услуги (в том числе медицинский осмотр и освидетельствование работников, состоящих в штате учреждения) относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Соответственно, расходы на возмещение вновь принятому работнику средств на прохождение предварительного медицинского осмотра в бюджетном учреждении может отражаться по аналогии с п. 10.2.6 Порядка N 209н по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В свою очередь, при возмещении работнику расходов на прохождение предварительного медицинского осмотра в бюджетном учреждении может применяться соответствующий подстатье 226 КОСГУ аналитический счет 0 302 26 000 «Расчеты по прочим работам, услугам» (п. 256 Инструкции N 157н).
Таким образом, учет расчетов по выплате компенсации работнику учреждения за пройденный им за свой счет обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр может осуществляться по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ с применением корреспонденции по дебету счета 0 109 ХХ 226 (0 401 20 226) и кредиту 0 302 26 73 Х.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

компенсация работнику медосмотра проводки

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Возмещаем оплату за первичный медосмотр: учет и оформление

Как отражается выплата вновь принятым работникам возмещения оплаты прохождения первичного медицинского осмотра в бухгалтерском и налоговом учете организации? Об этом, а также о том, какими документами можно подтвердить факт оказания и оплаты данных услуг рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Подволокина и Елена Мельникова.

Организация возмещает вновь принятым работникам прохождение первичного медицинского осмотра. Как выплата данного возмещения отражается в налоговом и бухгалтерском учете? Какие должны быть сделаны бухгалтерские проводки? Какие должны быть оформлены документы, чтобы данная выплата не облагалась НДФЛ, взносами во внебюджетные фонды, но при этом могла быть учтена в целях налогообложения прибыли?

Согласно ст.ст. 212 и 213 ТК РФ в обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, входит организация проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями. На время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) работодатель обязан сохранить за работником место работы (должности) и средний заработок.

Таким образом, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, некоторые категории работников допускаются к работе только при условии прохождения медицинских осмотров.

При этом работодатель, на основании законодательно установленных норм, не вправе допускать к исполнению трудовых обязанностей работников, не прошедших медицинский осмотр.

В рассматриваемой ситуации организация возмещает вновь принятым работникам прохождение первичного медицинского осмотра.

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, затраты на возмещение работникам организации стоимости оплаченных ими за свой счет обязательных предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на работу на основании представленных ими документов учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (смотрите, например, письма Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/1/648, от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84, от 07.11.2005 N 03-03-04/1/340).

Отметим, что в письме УФНС по г. Москве от 26.10.2005 N 20-12/77744 налоговые органы предложили иной вариант учитывать расходы, связанные с предварительными медосмотрами физических лиц (до их приема на работу), в качестве расходов на подбор кадров на основании пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ, но только в том случае, если эти граждане по результатам осмотра или по иным основаниям были приняты на работу.

При этом расходы на проведение медосмотров работников организации, для которых такие медосмотры не являются обязательными, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, поскольку не могут быть признаны обоснованными (смотрите, например, письма Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/1/196, от 05.10.2009 N 03-03-06/1/638, от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100, письма УФНС по г. Москве от 16.08.2006 N 20-12/72394, от 04.08.2006 N 09-14/069136, от 26.10.2005 N 20-12/77744).

НДФЛ

Согласно ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ.

Перечень выплат, освобождаемых от налогообложения, приведен в ст. 217 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 217 НК РФ установлено, что не являются объектом обложения НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Следовательно, в тех случаях, когда прохождение медицинского осмотра (обследования) является обязательным в силу требований трудового законодательства (или иных нормативных правовых актов), работодатель обязан обеспечить и организовать его проведение за счет собственных средств (ч. 6 ст. 213 ТК РФ). Поэтому в такой ситуации у работодателя возникает обязанность возместить сотруднику затраты на прохождение медицинского осмотра.

Если при устройстве на работу работники за свой счет проходят обязательный медицинский осмотр, а организация впоследствии эти расходы компенсирует, то эти компенсации не облагаются НДФЛ в случае, если проведение медосмотра предусмотрено для данной профессии (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2006 по делу N А56-31936/2005, письма Минфина России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100, от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84).

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2006 по делу N А56-31936/2005 судом установлено, что организация возместила работникам затраты по прохождению первичного медицинского осмотра при поступлении на работу. Суд указал, что работодатель должен за счет собственных средств обеспечить сотрудникам прохождение этого осмотра в соответствии с законодательством. Поэтому данные выплаты в пользу работников не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, стоимость медосмотров, возмещаемая организацией своим работникам, не подлежит обложению НДФЛ, если эти медосмотры проводятся в соответствии с действующим законодательством.

Страховые взносы

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Так, согласно пп. «и» п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат обложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, суммы возмещения сотрудникам оплаты прохождения предварительного медосмотра, проведенного согласно требованиям законодательства, страховыми взносами не облагаются (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2012 N Ф04-1187/12 по делу N А45-18533/2011, определение ВАС от 20.07.2012 N ВАС-9128/12).

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Согласно п. 2 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, суммы возмещения сотрудникам оплаты прохождения предварительного медосмотра, проведенного согласно требованиям законодательства, не являются объектом обложения взносами от НС и ПЗ.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, в бухгалтерском учете организации расходы на проведение медосмотров работников отражаются как расходы по обычным видам деятельности.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

Дебет 20 (25, 26) Кредит 73

— отражены затраты по прохождению медосмотра работниками;

Дебет 73 Кредит 50 (51)

— компенсированы затраты работникам

Документальное оформление

Для документального подтверждения факта оказания услуг работник должен представить в бухгалтерию организации документы, подтверждающие как характер оказанных услуг, так и факт их оплаты.

Если организация предполагает заключить договор на оказание услуг по проведению медосмотра работников с медицинской организацией (которая должна иметь лицензию), документом, подтверждающим факт оказания услуг, может быть акт оказанных услуг. В связи с тем, что форма акта оказанных услуг не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, данный документ должен содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Кроме акта, документами, подтверждающими фактические расходы на медицинское обслуживание, являются любые расчетно-платежные документы, из которых видно, что оплата произведена медицинской организации (счет, платежное поручение с отметкой банка), а также заключенный сторонами договор.

Если услуга оказана непосредственно работнику, обратившемуся в медучреждение лично, то мы полагаем, что таких документов может и не быть. В этом случае работником может быть предъявлен кассовый чек (или бланк строгой отчетности), справка об итогах прохождения медосмотра, а также иные любые документы, из которых будет следовать, что услуга оказана. Бухгалтер также может составить бухгалтерскую справку. Также подтвердить затраты на медицинский осмотр поможет приказ руководителя организации с перечнем сотрудников, которым он необходим.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Источник

Медицинское обслуживание работников: какие расходы можно учесть?

Автор: Зобова Е., эксперт журнала

В период пандемии коронавируса у работодателей появился новый вид расходов – на тестирование работников на предмет наличия новой коронавирусной инфекции. Также многие работодатели задумались о проведении профилактических мероприятий – о прививках как от коронавируса, так и от гриппа.

При этом остаются обязательные медосмотры, хотя возрастает интерес у работодателей и к проведению медосмотра сотрудников, в отношении которых не установлено обязательных требований. Самые продвинутые работодатели предлагают своим сотрудникам добровольное медицинское страхование (ДМС).

Можно ли все эти виды расходов на медицинское обслуживание работников учесть для целей расчета налога на прибыль? Давайте разбираться.

Тестирование на коронавирусную инфекцию.

Сегодня наиболее актуальной задачей общественного здравоохранения является обеспечение безопасности населения Российской Федерации. С этой целью проводится массовое тестирование населения на коронавирусную инфекцию. Оно позволяет выявить как заболевших на ранней стадии, так и бессимптомных носителей.

Статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Так, п. 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ[1] установлено, что на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ.

При этом соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

Кроме этого, согласно п. 2 ст. 25 названного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ в целях предупреждения в том числе инфекционных заболеваний.

Отдельно отметим, что региональные власти могут устанавливать дополнительные обязательные меры по проведению тестирования работников.

Как правило, работодатели разрабатывают локальный акт, в котором прописывается порядок прохождения тестирования на наличие коронавирусной инфекции. Порядок может быть любой, например, должны проходить тестирование все работники, выходящие из отпуска, возвращающиеся из командировки, находившиеся на больничном и т. д.

Организация заключает договор с медицинской организацией, в которую по мере необходимости передаются данные на работников, которые должны пройти тестирование.

Что касается учета данных расходов для целей исчисления налога на прибыль, пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, расходы организаций на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19), направленные на выполнение требований действующего законодательства РФ в части обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Указанная позиция содержится в Письме Минфина России от 23.06.2020 № 03-03-10/54288 и доведена до налоговых органов Письмом ФНС России от 29.06.2020 № СД-4-3/10479@. Данный подход подтвержден и в более поздних разъяснениях Минфина (письма от 11.12.2020 № 03-01-10/108586, от 09.11.2020 № 03-01-10/97136).

В Письме ФНС России от 27.11.2020 № БС-4-11/19575@ уточнено: при этом следует иметь в виду, что согласно п. 49 ст. 270 НК РФ расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организаций.

Что касается возмещения работнику затрат на тестирование на наличие коронавируса (при отсутствии договора между юридическим лицом и медицинской организацией), в случае издания работодателем локального нормативного акта, предусматривающего возмещение работникам затрат на проведение исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), такие затраты также могут быть учтены на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо ФНС России от 01.12.2020 № БС-4-11/19712@). Для получения данной компенсации работник должен написать заявление на выплату компенсации и приложить к нему документы, подтверждающие понесенные расходы, – счет, договор с медицинской организацией, квитанцию об оплате, кассовый чек.

При этом в Письме Минфина России от 22.04.2021 № 03-03-06/1/30494 уточнено, что возмещение расходов кандидатам на вакантные должности на тестирование на COVID-19 не может быть учтено в составе расходов при определении базы по налогу на прибыль, поскольку такие расходы не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.

Прививки от коронавируса и гриппа

В настоящее время идет широкомасштабная прививочная кампания от коронавируса. На нее накладывается и сезонная вакцинация от гриппа.

В соответствии с приведенными выше нормами, установленными ст. 212 ТК РФ, п. 1 и 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Письмом Минздрава России от 24.08.2021 № 30-4/И/2-13481 «О новой редакции Порядка проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19» направлены для использования в работе актуализированные временные Методические рекомендации «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19».

По общему правилу работа по проведению вакцинации против COVID-19 взрослого населения финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, фондов обязательного медицинского страхования и других источников финансирования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В принципе вакцинация работников может проходить по одному из следующих сценариев:

сотрудник делает прививку самостоятельно через поликлинику (другим аналогичным способом);

работодатель организует вакцинацию через ближайшую к месту работы поликлинику, сотрудники приходят туда в установленное время;

работодатель заключает договор с медицинской клиникой на выездную вакцинацию.

В первых двух случаях организация никаких затрат не несет, работники вакцинируются бесплатно. В последнем случае работодатель заключает договор на оказание платных медицинских услуг. Сразу скажем, что непосредственно вакцинация проходит бесплатно, но придется заплатить, например, за следующие услуги:

анкетирование, осмотр врача, пульсоксиметрия, измерение температуры;

оформление и выдачу сертификата о вакцинации, введение данных в ЕМИАС;

выезд медсестры в офис.

Напомним, что вакцинация от коронавируса проходит в два этапа.

Возможны и дополнительные услуги, например, поствакцинальный анализ (количественное определение антител (включая IgG) к рецептор-связывающему домену (RBD) шиповидного S-белка коронавируса SARS-CoV-2 (COVID-19)), тест на антитела к SARS-CoV-2, возбудитель COVID-19 с выявлением IgG антител с помощью экспресс-тестов Rapid Bio (результат через 10 – 15 минут), качественный тест на антитела к SARS-CoV-2, возбудитель COVID-19 методом ИФА с выявлением IgG антител.

Затраты, понесенные работодателем на оплату вакцинации от коронавируса, можно учесть для целей исчисления налога на прибыль. Об этом сказано в Письме Минфина России от 09.09.2021 № 03-03-06/1/73062: налогоплательщики, осуществляющие расходы на проведение профилактических прививок против COVID-19 своим сотрудникам, обусловленные необходимостью исполнения обязательств по выполнению требований Федерального закона № 52-ФЗ, вправе учесть указанные расходы для целей налогообложения прибыли организаций как другие прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ.

В Письме Минфина России от 08.10.2020 № 03-03-06/1/87999 было дополнено, что на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возложены обязанности, в частности (ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ):

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Что касается ежегодной вакцинации от гриппа, в 2021 году работники могут вакцинироваться от гриппа бесплатно в районных поликлиниках. Для удобства сотрудников работодатель вправе заключить договор на оказание медицинских услуг с частной клиникой и провакцинировать работников на территории предприятия или в медицинском центре. Еще в Письме Минфина России от 23.11.2017 № 03-03-06/1/77634 разъяснялось, что налогоплательщики вправе учесть затраты на проведение вакцинации своих сотрудников от гриппа, обусловленные необходимостью исполнения обязательств по выполнению требований Федерального закона № 52-ФЗ, для целей налогообложения прибыли организаций как другие прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ.

Рассматриваемые расходы на вакцинацию нужно подтвердить документально: договором с медицинским центром (к договору необходима копия лицензии на осуществление медицинской деятельности), актом оказанных услуг, счетом на оплату, счетом-фактурой. К акту оказанных услуг необходимо приложить список провакцинированных сотрудников. Кроме этого, необходимо издать соответствующий приказ на проведение вакцинации сотрудников.

Медосмотры

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан в том числе обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих сотрудников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 ТК РФ). В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Кроме этого, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).

Обязательные медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Что касается приостановления проведения обязательных медосмотров, в отдельных субъектах РФ приняты акты о временном запрете на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров всех категорий работников без учета выполняемых ими работ, что может привести к угрозе жизни и здоровья работников и иных граждан. Минтруд разъясняет, что в соответствии с п. 2 Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2020 № 710-р поручено обеспечить временное приостановление проведения исключительно профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения (Письмо от 10.04.2020 № 15-2/10/В-2842). Указанные профилактические медицинские осмотры и диспансеризация проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Что касается проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, этот вопрос урегулирован трудовым законодательством.

Также в Федеральном законе № 52-ФЗ необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена ст. 34, согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

С 1 апреля 2021 года действует Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний сотрудников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

По мнению Минфина, в случае если прохождение работниками медосмотров, согласно законодательству РФ, является обязательным, расходы на их проведение учитываются для целей налогообложения прибыли организаций при условии соответствия критериям ст. 252 НК РФ (Письмо от 25.11.2019 № 03-03-14/91021).

В Письме Минфина России от 26.07.2019 № 03-03-06/1/55836 однозначно сказано, что если прохождение медицинских осмотров (диспансеризации) законодательством не предусмотрено, то расходы, связанные с их (ее) проведением, не могут учитываться при определении базы по налогу на прибыль.

При этом, как указывается в Письме Минтруда России от 22.01.2018 № 15-2/В-123, прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра работника при устройстве его на работу должно осуществляться по направлению работодателя и за счет средств работодателя. Иной порядок прохождения данного медицинского осмотра является нарушением норм, установленных трудовым законодательством. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 01.11.2019 № 03-04-05/84588 в отношении всех видов обязательного медосмотра, а не только предварительного.

Расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, относятся к расходам на оплату труда на основании п. 7 ст. 255 НК РФ (письма Минфина России от 20.01.2020 № 03-03-06/1/2328, от 15.01.2020 № 03-03-06/1/1267). Указанные расходы учитываются при формировании базы по налогу на прибыль в случае, если прохождение медицинских осмотров (диспансеризации) предусмотрено законодательством, а также в том случае, если данные расходы отвечают критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ, а именно надлежащим образом документально подтверждены. При этом следует отметить, что НК РФ не регламентирует перечень документов или мероприятий, подтверждающих производственный характер осуществленных расходов.

Добровольное медицинское страхование работников.

Добровольное медицинское страхование работников (ДМС) является одной из форм стимулирования работников, и работодатели заключают договоры с медицинскими организациями.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ № 4015-1[2] объектами медицинского страхования могут быть имущественные интересы, связанные с оплатой организации и оказания медицинской и лекарственной помощи (медицинских услуг) и иных услуг вследствие расстройства здоровья физического лица или состояния физического лица, требующих организации и оказания таких услуг, а также проведения профилактических мероприятий, снижающих степень опасных для жизни или здоровья физического лица угроз и (или) устраняющих их (медицинское страхование). При этом упомянутые объекты страхования относятся к личному страхованию.

Затраты на ДМС можно учесть в расходах для исчисления налога на прибыль при выполнении условий, установленных НК РФ, а также если указанные расходы отвечают критериям ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина России от 06.06.2019 № 03-03-06/2/41355).

При этом требования об отражении рассматриваемых расходов в трудовых договорах и (или) коллективных договорах НК РФ не содержит (Письмо Минфина России от 09.10.2020 № 03-03-06/1/88525).

Срок договора ДМС. Так, в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда, учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций, относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

В случае если срок действия договора ДМС, заключенного на срок не менее одного года, в дальнейшем продлевается на тех же условиях, суммы платежей (взносов) по указанному договору ДМС учитываются для целей расчета налога на прибыль организаций в составе расходов на оплату труда на основании п. 16 ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина России от 11.06.2021 № 03-03-06/1/46385). Однако, если срок указанного договора ДМС истек и был заключен новый договор ДМС на срок менее одного года, суммы платежей (взносов) организации по новому договору ДМС не учитываются в расходах при исчислении базы по налогу на прибыль организаций.

Что касается увольнения и приема новых работников, если договор ДМС заключен между организацией и страховой компанией на срок не менее одного года и если при изменении списка застрахованных лиц вследствие увольнения одних и поступления на работу других работников не происходит изменения или прекращения срока действия вышеупомянутого договора, то суммы страховых взносов, внесенные в рамках указанного договора за новых работников, учитываются для целей обложения налогом на прибыль организаций в расходах на оплату труда с учетом ограничений, предусмотренных п. 16 ст. 255 НК РФ.

В случае если за уволенного работника страховые платежи (взносы) по договору продолжает уплачивать организация, расходы в части, приходящейся на уволенного работника, по продолжающему действовать в отношении него договору ДМС не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций как не соответствующие требованиям ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина России от 01.02.2019 № 03-03-06/1/5947).

Размер страховой премии. Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, и расходы, указанные в п. 24.2 ст. 255 НК РФ (санаторно-курортное лечение), в совокупности не могут превышать 6 % от суммы расходов на оплату труда (Письмо Минфина России от 04.06.2020 № 03-04-06/47977).

В целом действующее законодательство, в том числе НК РФ, поощряет работодателей расходовать средства на поддержание здоровья своих работников.

Так, для целей исчисления налога на прибыль организации вправе учесть следующие расходы на медицинское обслуживание сотрудников:

на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

на проведение вакцинации своих сотрудников от коронавируса и гриппа;

на прохождение работниками обязательных медосмотров;

на ДМС (при выполнении условий, установленных НК РФ).

[1] Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[2] Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *