компенсация расходов на проезд в отпуск в районах крайнего севера
Компенсация расходов на проезд в отпуск в районах крайнего севера
ТК РФ Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
(часть первая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 02.04.2014 N 50-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)
Учет в расходах компенсации проезда к месту отпуска работникам-северянам
Автор: Тимофеева Л. Е., эксперт журнала
Обязана ли организация, расположенная в районах Крайнего Севера, компенсировать расходы на проезд работников к месту проведения отпуска и обратно? Вправе ли она учесть эти расходы для целей исчисления налога на прибыль, в том числе если место проведения отпуска не является территорией РФ? Какими документами подтвердить понесенные расходы?
Об обязанности работодателя компенсировать расходы на проезд к месту проведения отпуска.
Статьей 325 ТК РФ установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
В соответствии с ч. 8 данной статьи размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Отметим, что эта норма была предметом рассмотрения в Конституционном Суде, и тот в Постановлении от 09.02.2012 № 2-П указал следующее. Положение ч. 8 ст. 325 ТК РФ по своему буквальному смыслу требует определения размера, условий и порядка компенсации вышеуказанных расходов в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре с работником. Это означает, что на работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, возлагается обязанность – в рамках системы социального партнерства или по соглашению с работником – устанавливать правила выплаты такой компенсации в одной из предусмотренных законом форм, которая предполагает, соответственно, и его обязанность осуществлять необходимые выплаты за счет собственных средств.
В постановлении судьи КС РФ отметили, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации (как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления). В противном случае не достигалась бы цель ее введения в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.
Коммерческие организации обязаны предусматривать выплату компенсации, причем ее размер должен быть таким, чтобы работникам была обеспечена возможность выехать на период отпуска за пределы северных районов.
Судьи также заметили, что эта обязанность является для работодателя дополнительным обременением и предполагает несение им определенных расходов. С учетом этого в НК РФ предусмотрена возможность облегчать налоговое бремя путем уменьшения налогооблагаемой базы за счет того, что в состав расходов на оплату труда включаются фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении[1], к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном работодателем (п. 7 ст. 255 НК РФ).
Таким образом, расходы в виде компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут учитываться при исчислении базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 14.05.2018 № 03-03-06/1/31976).
При этом налогоплательщик может учитывать только фактически осуществленные расходы, подтвержденные первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (Письмо Минфина России от 22.07.2016 № 03-03-06/3/43106).
Если, к примеру, авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на его приобретение для целей налогообложения, являются:
сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета;
посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.
Таким образом, в случае подтверждения расходов на приобретение авиабилета вышеуказанными документами для целей налогообложения прибыли организаций дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется.
Указанный порядок подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли применяется и в случае оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Письмо Минфина России от 17.08.2018 № 03-03-07/58432).
Поездка за пределы РФ.
Отметим, что для коммерческих организаций отдельных законодательных актов, регламентирующих порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, не разработано. Минфин считает (см. Письмо от 18.10.2010 № 03-03-06/1/651), что такие организации могут руководствоваться положениями, установленными для организаций, финансируемых из федерального бюджета, а именно Правилами, утвержденными Постановлением № 455[2].
Согласно п. 10 Правил в случае использования работником отпуска за пределами РФ производится компенсация расходов на проезд железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции.
При следовании к месту проведения отпуска за пределы территории РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту работником представляется справка, выданная транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).
В статье 1 Закона РФ № 4730-1[3] содержится определение границы, в соответствии с которым государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Следовательно, государственная территория РФ в данном случае заканчивается не в пункте пропуска аэропорта, а при пересечении воздушным судном вертикальной поверхности воздушного пространства, проходящей над линией государственной границы РФ.
Таким образом, для подтверждения стоимости проезда в отпуск и обратно воздушным транспортом, работнику необходимо запросить в авиакомпании справку о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).
С учетом изложенного в случае проведения работником отпуска за пределами РФ для целей налогообложения прибыли могут быть учтены расходы на приобретение перевозочного документа (авиабилета) в размере, указанном в справке о стоимости перевозки по территории РФ до места пересечения границы РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (авиабилета), выданной транспортной организацией.
Также основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы РФ.
Итак, если в коллективном договоре организации, не относящейся к бюджетной сфере, предусмотрено, что при выезде работника за границу для проведения отдыха оплата стоимости проезда такой организацией производится до места пересечения границы Российской Федерации, то при выезде работника за границу воздушным транспортом без остановки в ближайшем к месту пересечения границы пункте и, соответственно, без оформления проездного документа до этого пункта данные расходы на оплату стоимости проезда до границы РФ могут быть признаны расходами на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ и могут уменьшать базу организации по налогу на прибыль при условии их документального подтверждения (Письмо Минфина России от 12.04.2010 № 03-03-06/2/72).
Аналогичные выводы можно найти в арбитражной практике[4].
О применении пункта 25 статьи 255 НК РФ.
На практике возможны ситуации, аналогичные той, которую рассматривал АС ДВО в Постановлении от 07.03.2019 № Ф03-730/2019 по делу № А59-4241/2018[5].
Общество отнесло затраты на оплату проезда в отпуск за границей на расходы, руководствуясь локальным нормативным актом, которым было предусмотрено, что место использования отпуска, оплата проезда до которого осуществляется работодателем, может находиться как на территории РФ, так и за ее пределами. Компенсация расходов к месту использования отпуска и обратно производилась в пределах лимита, установленного обществом.
Общество полагало, что затраты на оплату проезда в отпуск за границу отнесены на расходы по налогу на прибыль правомерно, согласно положениям п. 25 ст. 255 НК РФ, как другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Кроме того, для целей налогообложения прибыли учитываются любые виды расходов на оплату груда, осуществляемые на основании локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права, при соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и при условии, что подобные расходы не поименованы в ст. 270 НK РФ. Расходы на оплату проезда работников в отпуск за границей в ст. 270 не указаны.
Однако инспекция не приняла расходы на проезд к месту отпуска за пределы территории РФ (и судьи ее поддержали). Она отметила, что в ст. 252 НК РФ определено общее понятие и критерии расходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль. В статье 255 НК РФ законодатель конкретизирует, какие именно затраты учитываются при определении расходов на оплату труда. Для целей налогообложения при определении базы по налогу на прибыль, в силу прямого указания закона, а именно п. 7 ст. 255 НК РФ, включение затрат на оплату проезда к месту использования отпуска за пределы территории РФ не предусмотрено.
[1] Согласно ст. 179 ТК РФ под иждивенцами следует понимать нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
[2] Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей».
[3] Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».
[4] См., например, постановления ФАС МО от 04.03.2011 № КА-А40/17007-10;2 по делу № А40-51805/09-20-309, от 23.07.2009 № КА-А40/7049-09 по делу № А40-43834/08-140-136, ФАС ЗСО от 27.06.2007 № Ф04-4290/2007(35713-А75-40) по делу № А75-9482/2006, ФАС СЗО от 22.08.2007 по делу № А42-328/2007, от 27.11.2006 по делу № А26-4765/2006-28).
[5] Определением ВС РФ от 17.05.2019 № 303-ЭС19-7016 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам для пересмотра в порядке кассационного производства.
Особенности компенсации расходов на отпуск для «северян» в 2020 году
Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Согласно ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Но из-за пандемии коронавируса и введенных ограничительных мер, в том числе связанных с передвижением граждан по территории РФ, воспользоваться предоставленным правом в 2020 году указанным лицам практически невозможно.
Пропадает ли в этом случае данное право в 2020 году? Можно ли его перенести на следующий год? Как облагаются НДФЛ и страховыми взносами компенсационные выплаты? Можно ли учесть суммы компенсаций для целей налога на прибыль?
Право на компенсацию расходов на отпуск
Положениями ст. 1 и 33 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и ст. 325 ТК РФ урегулирован порядок предоставления компенсаций расходов лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах РФ, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей установлен Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов РФ, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Для всех остальных работодателей порядок предоставления рассматриваемых компенсаций законодательно не урегулирован, они сами должны его установить – коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций (при наличии), трудовыми договорами.
Работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере и осуществляющие предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, самостоятельно в рамках коллективного договора, локального нормативного акта или в трудовом договоре с работником устанавливают размер, условия и порядок предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. В случае достижения соглашения между сторонами трудовых правоотношений о выплате такой компенсации ее объем может быть отличным от того, который установлен в ч. 1 – 7 ст. 325 ТК РФ, но в то же время учитывающим целевое назначение данной компенсации – максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны (Обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2016)).
Особенности предоставления компенсаций на расходы на отпуск в 2020 году
В связи с пандемией коронавируса лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и имеющие право в соответствии со ст. 325 ТК РФ на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно (далее – компенсация расходов), в 2020 году практически не смогли воспользоваться своим правом.
В связи с этим принято Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году»,которое вступило в силу 23.06.2020 и действует по 31.12.2020 включительно. Документ регулирует сложившуюся непростую ситуацию.
Если работник не воспользовался своим правом на компенсацию расходов в 2020 году…
Если лицо, имеющее право на компенсацию расходов на отпуск, не воспользовалось таким правом в 2020 году в связи с осуществляемыми в 2020 году ограничительными мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, то оно может реализовать это право в 2021 году.
Если двухлетний период заканчивается в 2020 году…
Если указанный период, за который работнику предоставляется право на компенсацию расходов, заканчивается в 2020 году и он его не использовал, то право на компенсацию расходов в 2021 – 2022 годах реализуется в 2022 году.
Если работник в 2020 году получил компенсацию на расходы на отпуск авансом, но не смог поехать в отпуск из-за ограничительных мер…
Полученные работником средства, выплаченные ему работодателем в 2020 году в качестве предварительной компенсации расходов, если он не воспользовался ими в связи с ограничительными мерами, не подлежат возврату работодателю в том случае, когда транспортная организация предусмотрела пролонгацию на 2021 год срока выполнения обязательств по перевозке пассажира исходя из суммы ранее внесенной провозной платы (либо пролонгацию действия проездных и перевозочных документов на 2021 год) или не возмещает средства за проездные и перевозочные документы.
Работники, оплатившие проездные и перевозочные документы, но не воспользовавшиеся ими в связи с ограничительными мерами, в течение семи рабочих дней с даты выхода работника из отпуска (окончания периода осуществления мер, если они распространялись на такого работника):
возвращают работодателю средства, полученные на приобретение проездных и перевозочных документов, в случае их возмещения в денежной форме транспортной организацией (исходя из возмещенной суммы);
информируют работодателя о пролонгации транспортной организацией на 2021 год срока выполнения обязательств по перевозке пассажира исходя из суммы ранее внесенной провозной платы либо о пролонгации действия проездных и перевозочных документов на 2021 год;
информируют работодателя о том, что транспортная организация не возвращает средства за проездные и перевозочные документы и не продлевает срок выполнения обязательств по перевозке, с приложением соответствующих документов. При необходимости работодатель вправе запросить у транспортной организации предоставление соответствующих документов.
Способы информирования работодателя в данном случае устанавливаются в локальных нормативных актах с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Отчет о произведенных расходах.
Отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов или их экземпляров на бумажном носителе (при оформлении в электронном виде), если работник воспользовался ими для проезда к месту использования отпуска и (или) обратно, представляется работником работодателю в течение трех рабочих дней с даты выхода работника из отпуска (с учетом периода осуществляемых по месту использования отпуска или по месту работы работника ограничительных мер, если они распространялись на такого работника).
Налогообложение компенсаций расходов на отпуск
Страховые взносы и компенсация
Положениями пп. 1 п. 1 ст. 420 и п. 1 ст. 421 НК РФ предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.
Исходя из пп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
При этом в случае использования отпуска за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу РФ.
Вместе с тем исходя из положений ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через государственную границу РФ понимается территория (акватория) в пределах, в частности, железнодорожной станции и аэропорта, открытых для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск лиц через государственную границу РФ.
Таким образом, при проведении отпуска работником организации, расположенной в районе Крайнего Севера, за пределами территории РФ не облагается страховыми взносами только стоимость его проезда к месту проведения отпуска и обратно – от места его жительства или работы до пункта пропуска через государственную границу РФ, в котором осуществляется прохождение работником паспортного контроля.
Как отмечено представителями Минфина, предусмотренное пп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ положение не противоречит нормам ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона РФ № 4520-1, поскольку устанавливает только порядок обложения страховыми взносами тех или иных выплат в пользу работников для плательщиков-организаций и не ущемляет прав работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в организациях, расположенных в таких местностях, на компенсацию работодателем расходов по оплате стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно, которые производятся в соответствии с вышеупомянутыми нормами ТК РФ и Закона № 4520-1 (Письмо от 31.01.2020 № 03-15-06/6028).
НДФЛ и компенсация
Что касается НДФЛ, п. 1 ст. 210 НК РФ установлено: при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло.
Доходом физических лиц согласно ст. 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц определяемая в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в ст. 217 НК РФ.
В силу абз. 2 и 10 п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с оплатой работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости проезда работника в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимости проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимости провоза ими багажа, производимой в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ.
Иных положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм компенсации работодателем проезда работника к месту проведения отпуска и обратно, ст. 217 НК РФ не содержит (письма Минфина России от 21.11.2019 № 03-04-05/90143, от 24.03.2020 № 03-04-06/22703).
Учет компенсаций для целей налога на прибыль
В отношении налога на прибыль организаций отметим, что расходы на компенсацию отпускных для «северян» учитываются в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ: в составе расходов на оплату труда учитываются фактические расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, – для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, – для иных организаций.
Таким образом, расходы в виде компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно могут учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ в том случае, если такая обязанность предусмотрена трудовым законодательством РФ (Письмо Минфина России от 24.03.2020 № 03-04-06/22703).
Одновременно уточним, что на основании п. 25 ст. 255 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций учитываются все расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные коллективным, трудовым или локальным нормативным правовым актом организации, при условии, что такие расходы являются элементом системы оплаты труда, а также при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ.
Компенсации лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно, в 2020 году будут выплачены с учетом особенно стей, установленных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 887. Так, если лицо, имеющее право на компенсацию расходов на отпуск, не воспользовалось названным правом в 2020 году в связи с осуществляемыми в 2020 году ограничительными мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, то оно может реализовать это право в 2021 году. Причем если указанный период, за который работнику предоставляется право на компенсацию расходов, заканчивается в 2020 году и тот его не использовал, то право на компенсацию расходов в 2021 – 2022 годах реализуется в 2022 году.