комплекс тайцзицюань 24 формы
Комплекс тайцзицюань 24 формы
ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКСА
Голова держится прямо, подбородок при этом чуть поджат. Должно быть такое ощущение, будто волосы на макушке тянут вверх. При этом создается впечатление, что голова находится в “подвешенном” состоянии.
Плечи естественно опущены и расслаблены. Руки округлые. Локти провисшие и немного согнуты. Пальцы рук естественно распрямлены. При формировании кисти в кулак или “крюк” пальцы также не напрягаются.
Тело естественно вытянуто и расслаблено, отдавая приоритет гибкости.
Талия расслаблена. Нужно запомнить, что все движения “выходят” из талии:
Ноги округлые. Бедра естественно напряжены. В позиции “лук-стрела” задняя нога полностью не выпрямляется. Колено передней ноги не выходит за вертикальную линию носка.
Выполнять движения следует легко и непринужденно, сохраняя устойчивость тела на всем протяжении упражнений. Движения подобны плывущим облакам: спокойны и текучие. Мышцы расслаблены. В Китае говорят: “Когда выносите вперед силу, напряжение так слабо, что его можно сравнить с разматыванием необработанного шелка с кокона”. Во время занятий тайцзицюань необходимы гибкость и естественность. Это не означает, что исполнение должно быть неточным и безжизненным. Передвигаться нужно легко и мягко. Некоторые классические учителя описывали перемещения так: “Когда делаете шаг, это должно быть так тихо, словно ходит кошка”.
Необходимо осознать, что все движения направляются поясницей и проявляются в конечностях. Поэтому очень важно координировать работу ног, талии и рук, так как в тайцзицюань они представляются единым целым.
Каждая часть тела наводится в постоянном движении. Выполняющий не должен вести себя подобно марионетке. Нельзя фокусировать внимание только на руках, пренебрегая талией и ногами, которые являются главными несущими частями.
Дышать необходимо животом, то есть диафрагмой. Дыхание ритмичное, ровное, глубокое и координируется с “открытыми” и “закрытыми” движениями. “Открытые” движения обычно связаны с перемещениями вперед или разведением конечностей в стороны. “Закрытые” основываются на отходах или сведении конечностей. Выдох выполняется на “открытом”, вдох — на “закрытом” движении.
Первоначально следует темп выполнения упражнений сочетать с естественным дыханием. Со временем, когда дыхание станет глубоким и продолжительным, темп выполнения упражнений замедляется. Необходимо комбинировать “полноту” и “пустоту” и правильно чередовать их. “Полнота” и “пустота” связана с сознательной концентрацией мысли и контроле того или иного действия. При этом необходимо соблюдать полное сосредоточение и спокойствие, учитывая, что мысль “определяет движение”. При выполнении движений взгляд следует за руками или направлен вперед. Так как концентрации мысли в тайцзицюань придается особое значение, возникает возможность регулирования физиологических процессов организма, поэтому некоторые специалисты сравнивают тайцзицюань с “физическими упражнениями сознания” или “терапевтическими упражнениями пустой головы”. Изучать комплекс “24 формы” необходимо постепенно, последовательно осваивая всю серию форм. Комплекс “24 формы” выполняется в течение 4—6 минут. Количество упражнений для каждого занятия устанавливается по состоянию здоровья и количеству располагаемого времени. Допускается выполнение одной или нескольких частей и непрерывной последовательности. Лучшее время для занятий — утро, однако вечерние тренировки также пойдут на пользу.
В пояснениях к тексту используются направления по часам циферблата. Таким образом, направление в исходном положении начала комплекса (рис. 1) будет: лицо — на 12 часов, спина — на 6 часов, слева — на 9 часов, справа — на 3 часа.
Тайцзи стиль Ян 24 формы
Тайцзи
Тайцзицюань Стиля Ян 24 формы – представляет собой комплекс нормативных упражнений (таолу), состоящих из 24-х движений стиля Ян.
Данный комплекс был разработан Министерством спорта КНР в 1956 году и был рекомендован для государственных служащих и студентов в качестве оздоровительной гимнастики.
Комплекс тайцзи стиля Ян 24 формы появился на основе древних, семейных комплексов стиля Ян. Это адаптированный для широкого изучения комплекс, также при его разработке преследовалась цель стандартизации. Для комплекса характерны все особенности стиля тайцзи Ян: мягкость, плавность.
Тайцзицюань стиля Ян 24 формы подходит практически всем, вне зависимости от пола и возраста, в связи с чем данный комплекс является наиболее распространенным среди всего китайского ушу.
Очень часто изучение тайцзицюань начинается с этого комплекса. Комплекс тайцзицюань стиля Ян 24 формы прекрасно подходит для начинающих, однако не надо думать, что это тривиальный и неинтересный комплекс. Важнее всего в тайцзицюань – это применения принципов тайцзицюань и правильное выполнение каждого мельчайшего движения. Все это можно изучить и продемонстрировать даже на 24-х формах. Важнее глубоко освоить этот комплекс, чем переходить к формам с большим количествам движений (тайцзицюань Ян 42 формы, тайцзицюань Ян 85 форм) лишь запомнив последовательность движений.
Мастер Ши Янбин и ученики, тайцзицюань
Названия движений тайцзи Ян 24 формы:
1. Начальное движение (Qǐshì, 起势) – Beginning
2. Погладить гриву дикой лошади (Zuoyou Yémǎ Fēnzōng, 左右野马分鬃) – Part the Wild Horse’s Mane
3. Аист расправляет крылья (Báihè Lìangchì, 白鹤亮翅) – White Crane Spreads Its Wings
4. Чистить колено с обеих сторон (Zuoyou Lōuxī Àobù, 左右搂膝拗步) – Brush Knee and Step Forward
5. Игра на лютне (Shǒuhūi Pípā, 手挥琵琶) – Playing the Lute
6. Развести руки в стороны (Zuoyou Dào juǎn gōng, 左右倒卷肱) – Reverse Reeling Forearm
7. Схватить птицу за хвост (слева) (Zuo Lǎn Què Wěi, 左揽雀尾) – Left Grasp Sparrow’s Tail
8. Схватить птицу за хвост (справа) (You Lǎn què wěi, 右揽雀尾) – Right Grasp Sparrow’s Tail
9. Одиночный хлыст (Dān biān, 单鞭) – Single Whip
10. Разгонять руками облака (Yúnshǒu, 云手) – Wave Hands Like Clouds
11. Одиночный хлыст (Danbian, 单鞭) – Single Whip
12. Погладить лошадь (Gāo tàn mǎ, 高探马) – High Pat on Horse
13. Мах правой ногой (Yòu dēng jiǎo, 右蹬脚) – Right Heel Kick
14. Вынос обеих рук (Shuāng fēng guàn ěr, 双峰贯耳) – Strike to Ears with Both Fists
15. Поворот и мах левой ногой (Zhuǎnshēn zuǒ dēngjiǎo, 转身左蹬脚) – Turn Body and Left Heel Kick
16. Толкание вниз и позиция на одной ноге (слева) (Zuo Xià shì dúlì, 左下势独立) – Left Lower Body and Stand on One Leg
17. Толкание вниз и позиция на одной ноге (справа) (You Xià shì dúlì, 右下势独立) – Right Lower Body and Bird Stand on One Leg
18. Работа на челноке с обеих сторон (Yòuzuǒ yùnǚ chuānsuō, 右左玉女穿梭) – Shuttle Back and Forth
19. Иголка на дне моря (Hǎidǐ zhēn, 海底针) – Needle at Sea Bottom
20. Мелькающая рука (Shǎn tōng bì, 闪通臂), Fan Penetrates Back – Fan Through Back
21. Поворот с отклонением и вынос сжатой кисти (Zhuǎnshēn Bānlánchuí, 转身搬拦捶) – Turn Body, Deflect, Parry, and Punch
22. Завершающая (Rúfēng shìbì, 如封似闭) – Appears Closed
23. Пересечение рук (Shizishou, 十字手) – Cross Hands
24. Заключительное движение (Shoushi, 收势) – Closing
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
Тайцзи Цюань. Стиль ЯН. 24 формы
Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»;
китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии).
Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.
История возникновения тайцзицюань — спорная тема, так как в различные моменты времени были различные официальные точки зрения, что способствовало распространению различных, не слишком правильных, а порой и полностью ошибочных интерпретаций.
Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной версией китайского правительства, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.
Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзицюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн, однако эта версия изобилует натяжками и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.
Стиль Ян
Официальная версия китайского правительства и семьи Чэнь:
Долгое время тайцзицюань не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Семья Чэнь издавна практиковала Паочуй, не имеющий отношения к Тайцзицюань. Чэнь Чжансин (1771—1853), представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь, благодаря случайной встрече с самим Цзянь Фа, получил от него передачу Тайцзицюань и стал практиковать и передавать тайцзицюань, за что был отлучён от рода Чэнь, с запретом преподавать это искусство внутри семьи.
Именно у него, Чэнь Чжансина, передачу традиции получил самый знаменитый в тайцзицюань человек, не принадлежащий к роду Чэнь — Ян Лучань. Благодаря трём поколениям семьи Ян тайцзицюань стал известен миру и приобрёл популярность как непревзойдённое воинское искусство и система духовного и физического самосовершенствования. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Ченя в общей сложности тридцать лет, и стал величайшим мастером своего времени.
Особенности тайцзицюань стиля Ян
Основное отличие тайцзицюань (и др. внутренних стилей ушу) от большинства других направлений боевых искусств — это победа над физически более сильным и быстрым противником, без применения собственной грубой физической силы (Ли).
Этот стиль имеет следующие особенности: движения выполняются равномерно, мягко, стабильно и спокойно. Эта форма хорошо подходит для всех: мужчин и женщин, молодых и пожилых.
У неё широкие адаптивные способности, поэтому 24 форма тайцзи-цюань является в настоящее время самой распространенной среди всего китайского ушу. В содержание упрощенного тайцзи-цюань, отобраны наиболее простые и имеющие хороший тренировочный эффект движения.
Классический Ян тайцзи-цюань содержит более 80 движений. Он включает 40 движений и их повторы. Упрощенный тайцзи-цюань содержит 20 наиболее важных движений. Из формы удалили несколько повторяющихся движений.
24 форма выполняется около 5 минут, что удобно для многих форматов выполнения.
2. влево и вправо разделить гриву дикой лошади
3. белый журавль сверкает крыльями.
4. влево и вправо сгребать с колена на ломаном шаге
6. влево и вправо обратное наматывание плечами
7. прихватить воробья за хвост влево
8. прихватить воробья за хвост вправо
11. одиночный хлыст
12. дотронуться до высокого коня
13. пинок ногой вправо
14. два горных пика проходят через уши
15. поворот влево и пинок ногой влево
16. опускание сил влево
17. опускание сил вправо
18. влево и вправо продевать челнок
19. игла на дне моря
20. сверкнувшая спина
21. повернуть тело, переместить, преградить и ударить
22. запечатать плотно как конверт
Тайцзи Цюань. Стиль ЯН. 24 формы (2008 г)
Для обучения форму разделяют на 8 отрезков.
Первый отрезок включает первые три движения формы:
— влево и вправо разделить гриву дикой лошади,
— белый журавль сверкает крыльями.
В первом отрезке, мы тренируем два способа техники рук: обхват и раскрытие. В движении «разделить гриву дикой лошади» в момент обхватывающего движения руки образуют два полукруга, как при взятии большого мяча. Не следует держать руки очень близко к телу. Верхняя рука находится не выше плеча, а нижняя не ниже талии. Руки движутся согласовано.
Каждое движение рук в тайцзи имеет защитно-нападающий смысл. В движении «разделить гриву дикой лошади» верхняя рука реализует силу цай (срывание). Она осуществляет протягивающее действие к себе и вниз. Нижняя рука проходит до подмышки противника снизу плеча. Точка приложения силы находится на предплечье. Это движение называется «као». Захватив запястье атакующей руки противника, другой рукой следует проникнуть ему под плечо. Потом, вращая поясницу и протягивая руку противника, опрокинуть его.
Обхват и раскрытие выполняются единым движением, рассматриваясь с точки зрения атаки и защиты. В прикладном смысле тайцзи-цюань это единая защитно-атакующая система, старающаяся не отделять движения защиты от движения атаки.
Начиная с движения «пробуждение сил». Необходимо, стоя прямо, как бы «сидеть» на своих ногах, поддерживая равновесие. Не следует наклоняться вперед или назад. Нужно немного согнуть ноги и опуститься.
Должно присутствовать ощущение, что макушка головы «стоит» на пояснице. Руки как будто кладутся на стол. Это движение проявляет самую начальную форму тела. В тоже время «пробуждение сил» устанавливает высоту выполнения формы. Высота выполнения формы выбирается в соответствии с собственными особенностями и поддерживается на одном уровне на протяжении всего комплекса.
Выполняя движение «разделить гриву дикой лошади» также нельзя отклоняться вперед или назад и необходимо «сидеть» на собственных ногах. В движении «белый журавль сверкает крыльями» те же требования.
Расшифровывая термины «мягкость и гармоничность», следует заметить, что в мягкости есть раскрытая комфортность и наполненная сытость. Обхватывая шар, не следует напрягаться, как будто подмышками зажата книга. Духу не нужно быть жестким, резким и угловатым. Не следует быть психически напряженным. Но также не нужно быть обмяклым, как сдутый шарик. При раскрытии рук внимание должно быть собранным в центре. Руки раскрыты, но дух собран. Это, как и каждое движение необходимо завершать в состоянии комфортной расслабленности. Перечисленные выше моменты являются важными требованиями и принципами тайцзи-цюань.
Второй отрезок включает три движения:
— влево и вправо сгребать с колена на ломаном шаге,
— обратное наматывание плечами влево и вправо.
Во втором отрезке в работе рук самым главным является приведение согнутой руки сзади и толчок вперед. Например: в движении «сгребать с колена на ломаном шаге» руки делают движение «туй чжан» (толкающая ладонь). Это основное движение в этом отрезке. Его защитно-атакующее применение является очевидным.
В движении «тянуть за пипа» смысл во встречном закрытии рук. У встречного закрытия рук следующий защитно-нападающий смысл: при атаке правой руки противника, прямым ударом в живот, следует захватить правой рукой запястье бьющей руки и потянуть противника на себя, заставляя его тем самым тянуть руку на себя. Ладонь левой руки следует наложить на локоть захваченной руки противника. Далее прикладывая двумя руками силу закрытия внутрь, выламываем противнику руку в локтевом суставе.
Выполняя второй отрезок, необходимо помнить о следующих правилах в шагах и стойках тайцзи-цюань. В первых двух отрезках главными шагами являются гунбу и сюйбу. Конечно, в «пробуждении сил» используется позиция кайлибу. Далее приседая, переходим в мабу. При выполнении движения «разделить гриву дикой лошади» переходим в гунбу (передняя нога согнута в колене, задняя нога относительно прямая отставлена назад). Передняя нога в гунбу напоминает древко лука, а задняя стоит так, что напоминает тетиву лука. Это положение называется стойкой «лука и стрелы». Большая часть веса приходится на переднюю ногу (70 %). В сюйбу основной вес на задней ноге (80%) и 20 % на передней. В движении «тянуть за пипа», тоже выполняется сюйбу, но передняя нога стоит на пятке. В движении «белый журавль сверкает крыльями» передняя нога стоит на носке.
Сюйбу и гунбу являются самыми важными шагами в тайцзи-цюань. Передняя стопа всегда направлена вперед, а задняя вбок-всторону, образуя угол от 45 до 60 градусов. Это является основными правилами выполнения шагов в Ян тайцзи-цюань.
В силу такой постановки ног следует быть внимательным к повороту поясницы и закрытию таза. В движении «пробуждение сил» стопы направлены вперед. При выполнении первого шага необходимо довернуть заднюю стопу на носке. Это позволит тазу также довернуться в переднем направлении. Нельзя выполнять гунбу, не довернув пятку(не обеспечив задней стопе угол в 45-60 градусов), при этом оставляя таз слишком раскрытым, а тело вывернутым. Эти же требования относятся и к сюйбу.
Вышеуказанные особенности проявляют принципы легкости и мягкости при выполнении шагов. В тайцзи-цюань существует прекрасная возможность для тренировки силы ног и силы «подпирания и устойчивости», реализуя таким образом важные принципы тайцзи.
У начинающих, как правило, сила ног не является достаточной, поэтому при шаге вперед начинающим (в середине перехода из гунбу в гунбу) можно опираться на носок, как бы разделяя шаг на две части. Такая техника позволяет восстановить равновесие и устойчивость. Так же можно на шаге вперед, при постановке ноги на пятку, остановиться и стабилизироваться. Конечно, все это нужно делать в соответствии с вашей тренированностью. Стоит отметить, что в гунбу необходимо поддерживать определенное расстояние между стопами, так называемый «коридор».
Третий отрезок включает два движения:
— влево и вправо «прихватить воробья за хвост».
Движение «прихватить воробья за хвост» является характерной особенностью всех стилей тайцзи-цюань. Обычно в комплексах тайцзи-цюань его ставят вторым движением после «пробуждения сил». Это движение длинное и форма рук достаточно сложная. В 24 форме движение «прихватить воробья за хвост» делается в две стороны. Движение имеет следующие особенности.
Смысл второго движения формы «прихватить воробья за хвост» в том, что две руки захватывают атакующую руку противника и тянут ее на себя. Усилие в движении начинается спереди и развивается в направлении себе за спину. Это движение называется «люй» (тянуть, приглаживать). Следует заметить, что в Китае словом «люй» обозначают приглаживание бороды. Не следует резко дергать противника. Захватив его руку, нужно легко с попутной силой тянуть противника на себя назад.
Занимающимся необходимо помнить о «пустоте и реальности», иногда говорят о пустоте и полноте. Так в соответствии с движением рук центр тяжести должен, не останавливаясь, перемещаться с одной ноги на другую. В перемещениях нужно использовать силу ног и поясницы. Такие перемещения хорошо тренируют силу ног. При «развороте одним махом» (между движениями «прихватить воробья за хвост» влево и вправо) носки ног закрываются внутрь, образуя форму «коу» (запирание).
Четвертый отрезок включает три движения:
Выполняя движения «облаков», руки должны двигаться сообща, в том числе с поясницей и ногами. В ушу есть следующий принцип «настройка и согласование рук, глаз, положение тела и шагов». Т.е. руки, глаза, тело и шаги тесно взаимосвязаны.
Следует отметить, что движение головы и взгляда очень важны. При выполнении формы всегда следует смотреть в соответствии с целью защиты и нападения.
Пятый отрезок включает четыре движения:
— дотронуться до высокого коня,
— пинок ногой вправо,
— два горных пика проходят через уши,
— поворот влево и пинок ногой влево.
В движении «пинок ногой» самое главное сохранить расслабленность тела. Если занимающийся не может поднять ногу высоко, следует делать это на удобной высоте, чтобы не нарушать принципов тайцзи-цюань. Нужно увеличивать высоту удара постепенно.
Шестой отрезок включает два движения:
— опускание сил влево,
— опускание сил вправо.
Выполняя пубу, не каждый сможет присесть на нужный уровень. В этом случае можно выполнить бань-пубу (полу-пубу), т.е. высокое пубу. Самое главное: не следует сгибать поясницу, наклонять голову и излишне напрягаться в этом движении.
При переходе из пубу в ду ли бу необходимо последовательно развернуть носок передней ноги вперед и при переходе веса на переднюю ногу, обязательно довернуть заднюю стопу.
Седьмой отрезок включает три движения:
— влево и вправо продевать челнок,
В движении «сверкнувшая спина» одна рука выполняет туй чжан, а вторая делает «подпирание» вверх. «Сверкнуть» означает, что скорость движения в применении очень большая. В этом движении руки выполняют приложение силы симметрично и одновременно, таким образом, что выпуск силы опирается на спину. В тайцзи-цюань есть принцип: «собирание похоже на кости, а выпуск на хребет». Опора силы на спину проявляет принцип собранности и согласованности тела. Сила исходит из ног и спины с большой скоростью. Это движение еще называется «открывание спины», и его можно сравнить с открыванием веера.
Стоит помнить, что тайцзи-цюань не является какой-либо лечебной гимнастикой или тренировкой созерцания. В каждый момент времени необходимо поддерживать вертикальность. В вертикальном положении следует двигаться в соответствии с защитно-атакующим смыслом, а так же в соответствии с необходимой формой тела. Во время перемещений тела вертикальность поддерживается почти всегда, но когда нужно совершить нападающее движение вниз, тело тоже нужно наклонить вниз в соответствии с движением. Это особенно проявляется в движении «игла на дне моря». В этом движении тело наклоняется вперед на угол 30-40°.
Есть стили тайцзи-цюань, где можно отклоняться от вертикали, но в любом случае спина прямая, не «ломанная». Это характеризуется следующим принципом тайцзи: «отклонив середину, принадлежать центру».
Восьмой отрезок включает четыре движения:
— повернуть тело, переместить, преградить и ударить,
— запечатать плотно как конверт,
Таким образом, обобщенное применение движения «повернуть тело, переместить, преградить и ударить» следующее: при атаке противника прямым ударом правого кулака следует отбить его руку одноименной рукой наружу. Затем, продолжая отбивать руку противника движением ладони разноименной руки «лань», завершить комбинацию атакой правым кулаком.
Разбирая движение «запечатать плотно как конверт», можно отметить, что в 24 форме уже встречалось сходное применение в движении «прихватить воробья за хвост» (сначала нужно было потянуть противника на себя, а затем выполнить толчок «ань»). Здесь же имеется в виду, что в тот момент, когда противник толкает двумя руками, нужно прихватить его руки и толкнуть их вниз. После этого необходимо сразу же толкнуть противника в корпус. При толчке следует прижать руки противника к его телу.
В процессе освоения гимнастики тайцзи, следует использовать так называемое дыхание цзы-жань или естественное дыхание. Главное, чтобы во время сохранения плавности движений, дыхание не сковывалось и не останавливалось. На начальном этапе не имеет большой разницы между выполнением дыхания через нос или через рот. Гораздо более важными являются вышеуказанные принципы расслабленности, естественности и другие.
Следует помнить о трёх этапах освоения тайцзи-цюань:
1. регулирование тела
2. регулирование сердца
3. регулирование духа
Сначала осваиваются все требования к телу (шаги, формы рук и т. п.). Регулирование сердца означает регулирование мыслей и эмоций. Следует успокаивать и очищать сердце от дисгармоничных, злых мыслей и эмоций. Третьим этапом является укрепление духа шэнь. Нужно достигать такого состояния, когда дух, минуя загрязненное сердце, напрямую начинает управлять как движениями тела, так и энергетикой, а также некоторыми скрытыми ранее ресурсами организма. Регулировка духа также означает, что совершенствуясь в тайцзи-цюань, мы тренируем дух, волю, понимание и осознанность, которые используются в повседневной жизни.