комплекс требований к объекту образец эталон
Комплекс требований к объекту образец эталон
Система разработки и постановки продукции на производство
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
System of product development and launching into manufacture.
Non-food consumer goods
МКС 01.110
ОКСТУ 0015
Дата введения 1991-07-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 65 «Разработка и постановка продукции на производство»
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.05.91 N 744
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, приложения
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2010 г.
Настоящий стандарт устанавливает основные положения разработки и постановки на производство непродовольственных товаров народного потребления государственными, кооперативными и иными предприятиями (организациями).
Стандарт не распространяется на продукцию легкой промышленности, медицинские изделия, разработка и постановка на производство которых осуществляется соответственно по ГОСТ 15.007 и ГОСТ 15.013*.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.013-94.
Требования пп.7, 8, 10, 12, 14, 18, 21, 22 настоящего стандарта являются обязательными.
2. Разработка продукции может осуществляться в инициативном порядке, по договору с заказчиком или по конкурсу в соответствии с положением о нем.
3. В рассмотрении документации и оценке образцов продукции участвуют, кроме разработчика и изготовителя, заказчик (при его наличии) и в зависимости от вида продукции органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы.
Для учета интересов потенциальных потребителей к этим работам рекомендуется привлекать основного потребителя, а также представителей общественных организаций, в том числе союзов потребителей.
Основного потребителя продукции определяет разработчик из числа государственных или иных организаций торговли (арендных, кооперативных, индивидуальных), через которые предполагается ее реализация.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000 (здесь и далее).
5. При разработке продукции с предусмотренным техническим обслуживанием и (или) ремонтом проводят отработку на ремонтопригодность и контролепригодность с учетом реальных условий будущего специализированного ремонтного производства. Отработку обеспечивает разработчик с привлечением изготовителя (его сервисной службы) и (или), при необходимости, специализированной организации бытового обслуживания населения, в системе которой будет осуществляться гарантийный и послегарантийный ремонт этой продукции.
6. Новые технические решения, используемые при разработке продукции, подтверждают результатами испытаний моделей, макетов, натурных составных частей продукции, экспериментальных и опытных образцов.
7. Опытные образцы (опытные партии) подлежат комплексной оценке потребительских свойств продукции и проверке ее на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья населения и охрану окружающей среды.
8. Приемочные испытания опытных образцов (опытных партий) являются обязательными, за исключением случаев, когда потребительские свойства продукции или их изменения (при модернизации или модифицировании) не выражаются количественными значениями показателей качества, требующими экспериментального подтверждения, и могут быть полностью оценены экспертным методом при демонстрации образцов продукции.
10. Испытания опытных образцов (опытных партий) продукции на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья населения и охрану окружающей среды, установленным в стандартах и (или) технических заданиях, являются обязательными и проводятся независимыми испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными Госстандартом СССР. По согласованию с Госстандартом СССР допускается проведение испытаний другими организациями (предприятиями).
11. В приемочных испытаниях независимо от места проведения могут принимать участие органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы, которые должны быть заблаговременно информированы о предстоящих испытаниях.
12. Разработчик на основе требований действующих стандартов, распространяющихся на данный вид продукции, с учетом результатов испытаний разрабатывает документ, определяющий требования к качеству продукции (стандарт, технические условия, техническое описание образца). Требования к техническому описанию образца приведены в приложении 1.
Если качество продукции не может быть полностью определено технической документацией, а возможные отклонения внешнего вида и других признаков, определяемых органолептическим методом, влияют на потребительские свойства продукции, то совместно с документацией применяют образец-эталон.
Требования к образцу-эталону и форма его ярлыка приведены в приложениях 2 и 3.
13. Оценку опытных образцов с учетом результатов испытаний и рассмотрение технической документации осуществляет приемочная комиссия, которую организует разработчик или изготовитель.
Функции приемочной комиссии может выполнять постоянно действующий художественно-технический совет (комиссия), имеющийся у разработчика, изготовителя или по их усмотрению в сторонней организации.
14. Новые образцы игрушек утверждают межведомственные художественно-технические советы или комиссии при министерствах (комитетах) народного образования союзных республик.
16. На приемочную комиссию разработчик представляет образец продукции, результаты приемочных испытаний (если они были проведены ранее), проект документа, определяющего требования к качеству продукции, эксплуатационную и ремонтную документацию (если они были предусмотрены к разработке), а также имеющиеся заключения органов, осуществляющих надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы.
17. По результатам рассмотрения представленных материалов комиссия составляет акт приемочной комиссии, содержащий рекомендации о производстве продукции, и утверждает образец-эталон, если его утверждение предусмотрено на этой стадии.
Акт приемочной комиссии утверждает председатель.
18. Решение о производстве продукции принимает изготовитель при условии:
положительных результатов приемочных испытаний и (или) экспертной оценки опытных образцов (партий);
положительного заключения органов, осуществляющих надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы (если необходимость получения такого заключения для данного вида продукции определена документами этих органов);
наличия документа, определяющего требования к качеству продукции и утвержденного образца-эталона (если его утверждение предусмотрено на этой стадии).
19. Утверждение технических условий, технического описания образца осуществляет руководитель предприятия-разработчика или, при его согласии, руководитель предприятия-изготовителя.
20. Подготовку и освоение производства продукции проводит изготовитель с учетом ГОСТ 15.001.
22. Для предприятия, начавшего производство продукции, ранее освоенной на другом предприятии, проводят квалификационные испытания образцов установочной серии и утверждают свой образец-эталон из установочной серии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОПИСАНИЮ ОБРАЗЦА
1. Технические описание составляют на одно или несколько конкретных изделий, для которых предусмотрены образы-эталоны.
2. В техническом описании образца в общем случае указывают:
1) краткое описание (характеристику) изделий (внешний вид, цвет, масса, отделка и т.п.);
2) требования к форме, конструкции, модели, размерам изделия;
3) обозначение материалов, комплектующих изделий, применяемых при изготовлении данного изделия (если это не указано в технической документации).
В техническом описании образца при необходимости помещают рисунок, эскиз или фотографию изделия, а также приводят требования к приемке, транспортированию, хранению и гарантии изготовителя, если эти данные не целесообразно указывать в другой документации.
3. Отдельные требования в техническом описании образца допускается давать в виде ссылок на стандарты, конструкторские документы и т.д.
4. Титульный и последующие листы технического описания образца выполняют на листах формата А4 по ГОСТ 9327 машинописным способом на одной стороне листа через два интервала.
5. Структуру и порядок присвоения обозначения технического описания образца устанавливает предприятие-разработчик.
6. Проставлять код продукции по общесоюзному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП) в техническом описании образца необязательно.
Технические описания образца государственной регистрации не подлежат.
Изменение технического описания образца согласовывают с основным потребителем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗЦАМ-ЭТАЛОНАМ
1. Образцом-эталоном следует считать готовое изделие (комплект изделий), утвержденное в качестве представителя конкретной продукции и предназначенное для сличения с ним выпущенной продукции по внешнему виду и другим признакам, определяемым органолептическими методами.
2. В качестве образцов-эталонов утверждают образцы из опытной партии или установочной серии в зависимости от готовности производства воспроизводить промышленным способом продукцию, идентичную этому образцу.
3. Неотъемлемой частью образца-эталона является ярлык, содержащий сведения о продукции, ее изготовителе и утверждении образца-эталона. Ярлык закрепляют на образце способом, исключающим возможность оспаривания подлинности образца-эталона.
4. При выпуске продукции различных цветовых решений можно утверждать образец-эталон одного цветового решения с приложением к нему комплекта всех предусмотренных цветофактурных образцов материалов или покрытий.
5. Количество образцов-эталонов устанавливают по согласованию с основным потребителем. Предпочтительным является утверждение двух образцов-эталонов.
7. Срок действия образца-эталона не устанавливают, за исключением случаев, когда свойства продукции не могут длительно сохраняться.
8. Образцы-эталоны хранят у изготовителя и у основного потребителя. При утверждении образца-эталона в одном экземпляре его хранят у изготовителя, а основному потребителю по его требованию представляют цветные фотографии образца-эталона.
9. Образцы-эталоны должны храниться у изготовителя в течение всего периода выпуска данной продукции и времени для предъявления возможных претензий и рекламаций по последней выпущенной партии продукции.
Комплекс требований к объекту образец эталон
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная система обеспечения единства измерений
State system for ensuring the uniformity of measurements. Measurement standards. Basic principles
Дата введения 2016-03-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им.Д.И.Менделеева» (ФГУП «ВНИИМ им.Д.И.Менделеева»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 206 «Эталоны и поверочные схемы»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.
Введение
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на эталоны единиц величин и устанавливает их назначение и классификацию, а также основные положения по созданию, содержанию и применению эталонов единиц величин.
Настоящий стандарт предназначен для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые создают, содержат и применяют эталоны единиц величин.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.381 Государственная система обеспечения единства измерений. Эталоны. Способы выражения точности
ГОСТ Р 8.809 Государственная система обеспечения единства измерений. Эталоны первичные государственные. Создание, утверждение, содержание и применение
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с Федеральным законом [1], положением [2] и рекомендациями [3].
4 Назначение и классификация эталонов единиц величин
4.2 Эталоны единиц величин подразделяют по подчиненности и уровням точности на исходные и подчиненные, первичные, вторичные и разрядные рабочие эталоны единиц величин, которые создают при необходимости (см. 4.6.3.1).
4.3 В качестве исходных на территории Российской Федерации применяют государственные первичные эталоны единиц величин.
4.3.1 Государственные первичные эталоны единиц величин предназначены для воспроизведения, хранения и передачи единиц величин в Российской Федерации с наивысшей точностью.
4.3.2 Государственные первичные эталоны, воспроизводящие и хранящие единицы величин в специфических условиях (высокие и сверхвысокие частоты, малые и большие энергии, давления, температуры, особые состояния вещества и т.п.), называют государственными первичными специальными эталонами единиц величин.
4.3.3 Точность воспроизведения единиц величин при помощи государственных первичных эталонов единиц величин должна удовлетворять потребностям государства в обеспечении единства измерений и соответствовать уровням точности международных эталонов единиц величин и (или) национальных эталонов единиц величин наиболее технически развитых иностранных государств.
4.4 Передачу единиц величин от государственных первичных эталонов средствам измерений осуществляют непосредственно или через совокупность иерархически подчиненных эталонов единиц величин различного уровня точности, обеспечивая тем самым «прослеживаемость» измерений на всех уровнях передачи единиц величин сверху донизу.
Порядок передачи единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин средствам измерений устанавливается государственными поверочными схемами.
4.5 Подчиненными государственным первичным эталонам единиц величин являются эталоны единиц величин с более низкими показателями точности, которые, в ряде случаев, могут быть в свою очередь исходными эталонами единиц величин для средств измерений организаций и предприятий, возглавляя их локальные поверочные схемы.
4.6 Вторичные эталоны единиц величин получают единицы величин от государственных первичных эталонов единиц величин. К вторичным эталонам единиц величин относят эталоны-копии, эталоны сравнения и рабочие эталоны единиц величин.
4.6.1 Эталоны-копии единиц величин предназначены для уменьшения эксплуатационной нагрузки на государственные первичные эталоны единиц величин, в обоснованных случаях заменяя их.
4.6.2 Эталоны сравнения единиц величин предназначены для сличения эталонов единиц величин, которые по тем или иным причинам не могут быть непосредственно сличены друг с другом.
4.6.3 Рабочие эталоны единиц величин предназначены для передачи единиц величин менее точным эталонам единиц величин и средствам измерений.
4.6.3.1 В случае необходимости передачи единицы величины большому числу средств измерений в рамках одной поверочной схемы создают цепочку из рабочих эталонов единицы величины разной точности. Возглавляет эту цепочку рабочий эталон единицы величины, который получает единицу величины непосредственно от государственного первичного эталона единицы величины и передает ее эталонам единицы величины различных разрядов (1-го, 2-го. k-го разряда), отличающихся по точности.
В цепочке разрядных рабочих эталонов единицы величины рабочий эталон единицы величины 1-го разряда является более точным эталоном единицы величины, с увеличением значения k (разряда) точность эталонов единицы величины уменьшается. При этом от последнего разрядного рабочего эталона единицы величины в этой цепочке единица величины передается средствам измерений.
5 Создание, содержание и применение эталонов единиц величин
5.1 Эталоны единиц величин создают при практической необходимости и технической возможности для воспроизведения, хранения и передачи единиц величин, допускаемых к применению в Российской Федерации в соответствии с Положением [4].
5.2 Эталон единицы величины может быть создан в виде одиночного или группового эталона единицы величины, а также в виде эталонного набора или эталонного комплекса.
5.2.1 Одиночный эталон единицы величины состоит из одного основного технического средства: эталонной меры, эталонного измерительного прибора или эталонной установки.
5.2.2 Групповой эталон единицы величины состоит из совокупности основных технических средств одного типа (одного номинального значения или диапазона измерений), применяемых совместно для повышения точности воспроизведения и (или) хранения единицы величины и ее передачи нижестоящим по поверочной схеме эталонам или средствам измерений.
5.2.3 Эталонный набор состоит из совокупности основных технических средств, позволяющих воспроизводить и (или) хранить единицу величины, а также передавать ее нижестоящим по поверочной схеме эталонам или средствам измерений в диапазоне, представляющем собой объединение диапазонов технических средств, включенных в данный эталонный набор.
5.2.4 Различают групповые эталоны единиц величин и эталонные наборы постоянного и переменного состава.
5.2.4.1 Эталоны единиц величин, входящие в состав групповых эталонов единиц величин и эталонных наборов, допускается, по мере необходимости, заменять другими эталонами тех же единиц величин, имеющими метрологические характеристики не хуже, чем у заменяемых.
5.2.4.2 Эталон единицы величины, включенный в групповой эталон единицы величины или эталонный набор, может применяться в качестве самостоятельного одиночного эталона единицы величины, если это не противоречит правилам содержания и применения группового эталона единицы величины.
5.2.5 Эталонный комплекс состоит из нескольких установок, воспроизводящих и (или) хранящих единицу одной величины или единицы нескольких величин и передающих их нижестоящим по поверочной схеме эталонам единиц величин и средствам измерений.
5.3 В состав эталонов единиц величин включают основные технические средства, в том числе средства измерений, при помощи которых:
— воспроизводят и (или) хранят единицу величины;
— осуществляют передачу единицы величины;
— контролируют условия измерений и неизменность хранимой единицы величины.
5.3.1 При необходимости в состав эталонов единиц величин включают и другие технические средства, в том числе вспомогательные, обеспечивающие их работу.
5.3.2 Все входящие в состав эталонов единиц величин основные технические средства, а также вспомогательные технические средства, без которых невозможно обеспечить содержание и функционирование этих эталонов, являются неотъемлемой частью их имущественных комплексов, состав которых фиксируют в документации на эти эталоны единиц величин.
5.4 Конструкция эталонов единиц величин должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям эталонов единиц величин (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению воспроизведения, хранения и передачи единицы величины.
5.5.1 Государственные первичные специальные эталоны единиц величин создают в случаях, когда передача единицы величины в специфических условиях от первичного эталона единицы величины подчиненным эталонам единиц величин или средствам измерений с требуемой точностью технически неосуществима.
5.5.1.1 Единица величины, воспроизводимая с помощью государственного первичного специального эталона единицы величины, должна быть согласована (при наличии технической возможности) с единицей величины, воспроизводимой государственным первичным эталоном единицы этой величины (например, путем сличений этих эталонов единиц величин в крайних общих точках диапазонов измерений или диапазонов влияющих величин).
5.5.2 Порядок создания, утверждения, содержания и применения государственных первичных эталонов единиц величин регламентируется положением [2], ГОСТ Р 8.809 и рекомендациями [5].
5.6 Эталоны-копии создают для предохранения государственного первичного эталона единицы величины от преждевременного износа при большом объеме работ по передаче единицы величины рабочим эталонам единицы величины и средствам измерений.
5.7 Эталоны сравнения создают при необходимости проведения сличений государственных первичных эталонов единиц величин с международными и национальными эталонами единиц величин иностранных государств, а также сличений иных эталонов единиц величин друг с другом.
5.8 Рабочие эталоны единиц величин создают для обеспечения рациональной системы передачи единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин средствам измерений.
5.9 Точность эталонов единиц величин следует выражать в соответствии с ГОСТ 8.381.
5.10 Утверждение эталонов единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на основании результатов первичной аттестации эталонов, устанавливающей их соответствие предъявляемым к эталонам единиц величин обязательным требованиям.
5.11 К эталонам единиц величин, применяемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, устанавливаются обязательные метрологические и технические требования, а также требования к содержанию и применению эталонов единиц величин.
5.11.1 Порядок установления обязательных требований к эталонам единиц величин и применения этих требований, порядок оценки соответствия эталонов единиц величин требованиям к этим эталонам определяется положением [2].
5.11.2 Обязательные требования к эталонам единиц величин устанавливаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии при утверждении эталонов единиц величин по результатам первичной аттестации.
5.11.3 Обязательные требования к эталонам единиц величин применяются на этапах разработки, в процессе содержания и применения эталонов единиц величин.
5.12 Оценка соответствия эталонов единиц величин обязательным требованиям к этим эталонам осуществляется в формах первичной и периодической аттестации.
5.12.1 Первичная и периодическая аттестации и подготовка к утверждению вторичных и разрядных рабочих эталонов единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения измерений, осуществляется в соответствии с рекомендациями [6].
5.12.2 Первичная аттестация эталонов единиц величин осуществляется в соответствии с государственными поверочными схемами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, содержащими и применяющими эталоны единиц величин.
Комплекс требований к объекту образец эталон
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМПЛЕКСЫ СТАРТОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЗАПРАВОЧНО-НЕЙТРАЛИЗАЦИОННЫЕ СТАНЦИИ ДЛЯ РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Требования к испытаниям
Starting complexes and integration sites and filling-neutralization stations for rocket of space using. The requirements to tests
Дата введения 2018-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ФГУП «ЦЭНКИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 321 «Ракетно-космическая техника»
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в годовом (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Настоящий стандарт по идеологии и логике проведения испытаний соответствует установленному в 1979 г. порядку «Комплексы стартовые и технические ракетно-космических комплексов. Общие требования к испытаниям и приемке», который был разработан с целью установления на государственном уровне особых правил проведения испытаний для стартовых и технических комплексов и заправочно-нейтрализационных станций для ракет космического назначения, а также их технологических агрегатов и систем.
Специфичность стартовых и технических комплексов и заправочно-нейтрализационных станций для ракет космического назначения заключается в том, что:
а) они обеспечивают запуски ракет космического назначения, выводящих на расчетные орбиты космические аппараты любого назначения (народно-хозяйственного, научного, военного и т.д.), т.е. не являются изделиями военной техники;
в) технологические агрегаты и системы, совокупность которых образует комплексы:
1) являются изделиями единичного (разового) изготовления;
2) имеют большие габариты и вес;
3) многие занимают значительную территорию;
4) используют в качестве компонентов топлива ряд токсичных продуктов;
5) используют в качестве сред, обеспечивающих технологию работ, вредные для здоровья жидкости и газы;
6) используют токи высокой частоты и газы высокого давления.
Указанные особенности стартовых и технических комплексов и заправочно-нейтрализационных станций для ракет космического назначения предопределили в 1979 г. решение Министерства общего машиностроения (предшественника Роскосмоса) и Министерства обороны (единственного заказчика космической техники в тот период времени) об утверждении и согласовании вышеуказанного Порядка, устанавливающего для стартовых (технических) комплексов и заправочно-нейтрализационных станций, их агрегатов и систем виды испытаний и иные правила их организации, отличающиеся от применяющихся для серийных изделий военной техники.
Стандарт ГОСТ Р 51143 был разработан вследствие снятия с космической тематики грифа секретности и, естественно, сохранил идеологию и логику проведения испытаний, установленную в ранее установленном Порядке, и также согласован Министерством обороны.
Необходимость пересмотра ГОСТ Р 51143 вызвана несоответствием части его требований современному состоянию ракетно-космической отрасли, которая за период действия ГОСТ Р 51143 (20 лет) претерпела существенные изменения:
— структуры управления ракетно-космической промышленностью;
— формирования заказов (контрактов), вследствие появления нескольких заказчиков (в том числе зарубежных);
— организационно-правовой формы и структуры предприятий и организаций, участвующих в создании и эксплуатации стартовых (технических) комплексов и заправочно-нейтрализационных станций;
— а также необходимостью учета принципов проектного управления.
Все это затрагивает многие требования ГОСТ Р 51143, которые продолжают оставаться актуальными, вследствие необходимости:
— систематической модернизации стартовых (технических) комплексов и заправочно-нейтрализационных станций, являющейся следствием естественного развития космической науки и техники;
— создания новых комплексов;
— учета организационных изменений в отрасли.
Настоящий стандарт нацелен на решение актуальных вопросов при создании или модернизации стартовых и технических комплексов в ближайшей перспективе с учетом развития ракетно-космической отрасли.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает виды, цели и задачи испытаний, общие требования к организации испытаний и применения при летных испытаниях ракет космического назначения, требования к порядку проведения доработок агрегатов и сооружений стартовых (технических) комплексов и заправочно-нейтрализационных станций и к документированию процесса испытаний.
Настоящий стандарт применяют федеральные органы исполнительной власти и юридические лица (объединения юридических лиц), независимо от их организационно-правовой формы, участвующие в создании (реконструкции, модернизации, капитальном ремонте) стартовых и технических комплексов, и заправочно-нейтрализационных станций.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 2.105 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 8.417 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
ГОСТ Р 8.563 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений
ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 8.596 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения
ГОСТ Р 54869 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом
ГОСТ Р 56106 Комплексы стартовые и технические ракетно-космических комплексов. Требования к эксплуатационной документации
ГОСТ Р 56471 Системы космические. Комплексы стартовые и технические. Анализ неисправностей аппаратуры, систем и оборудования
СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства»
СП 68.13330.2011 «СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автономные испытания: Испытания агрегата стартового (технического) комплекса или заправочно-нейтрализационной станции, проводимые на месте эксплуатации в условиях, приближенных к реальным.
блок выведения: Малый разгонный блок, предназначенный для доставки одного или нескольких космических аппаратов на средние околоземные орбиты после отделения от ракеты-носителя.
3.3 генеральный подрядчик: Организация (предприятие), которому поручено строительство стартового (технического) комплекса или заправочно-нейтрализационной станции.
3.4 главный конструктор проекта: Должностное лицо, на которое руководством предприятия (организации) возложена ответственность за создание ракеты космического назначения (ракеты-носителя), стартового (технического) комплекса или заправочно-нейтрализационной станции, или агрегата, или составной части агрегата.
3.6 головное предприятие-изготовитель: Предприятие, которому поручено изготовление агрегата.
3.8 заводские испытания: Испытания агрегата (составных частей агрегата), проводимые на предприятии-изготовителе.
3.9 заказчик: Организация (в том числе находящаяся вне юрисдикции РФ), выдавшая тактико-техническое (техническое) задание на создание (реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт) стартового (технического) комплекса или заправочно-нейтрализационной станции, финансирующая и осуществляющая контроль и приемку всех работ.
3.10 заправочно-нейтрализационная станция: Совокупность технологически и функционально взаимосвязанных агрегатов, средств управления и сооружений, предназначенных для заправки разгонных блоков, блоков выведения и космических аппаратов, и нейтрализации промстоков и паров компонентов топлива.
3.11 испытательная организация: Организация (предприятие, подразделение), которой поручены испытания комплекса (агрегата).
3.12 комплексные испытания стартового (технического) комплекса или заправочно-нейтрализационной станции: Испытания стартового (технического) комплекса или заправочно-нейтрализационной станции, проводимые для их проверки и оценки готовности к применению в летных испытаниях в условиях, приближенных к реальным.
космический аппарат: Техническое устройство, предназначенное для функционирования в космическом пространстве с целью решения задач в соответствии с назначением космического комплекса или космической системы.
3.14 летные испытания: Испытания ракеты космического назначения пуском с применением стартового и технического комплексов и заправочно-нейтрализационной станции.
3.15 монтажная организация: Организация (предприятие, подразделение), которой поручен монтаж агрегата.
космическая инфраструктура: Космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и обработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей космических объектов, полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и техника, используемые при осуществлении космической деятельности. Объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности.