комплексное использование форм профилактической деятельности

Администрация Московского района г.Минска

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

Формы и виды профилактической работы

Любая профилактическая работа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

Индивидуальная профилактика правонарушений – деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений по оказанию корректирующего воздействия на граждан, склонных к противоправному поведению и (или) совершивших правонарушения, в целях недопущения совершения ими правонарушений

Методы общей профилактики правонарушений

Правовое просвещение. Осуществляется всеми субъектами профилактики путем применения различных мер образовательного, воспитательного характера:

Методы индивидуальной профилактики правонарушений

Профилактическая беседа. Представляет собой разъяснение лицу, в отношении которого осуществляется профилактика правонарушений, его ответственности, социальных и правовых последствий противоправного поведения, общественной опасности противоправных деяний, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также его убеждении в недопустимости их совершения, в необходимости следовать установленным нормам поведения.

Официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения. Выносится в письменной форме и объявляется под расписку гражданину, состоящему на профилактическом учете, в случаях совершения им правонарушения или когда имеются достаточные основания полагать о его намерении совершить правонарушение. Для вынесения официального предупреждения гражданин может быть вызван органом внутренних дел, в письменной форме в общественный пункт, помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений. При вынесении официального предупреждения проводится в том числе и профилактическая беседа с данным гражданином.

Информирование о причинах и условиях противоправного поведения. Осуществляется органами внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, пограничной службы, таможенными органами, органом государственной охраны, органами финансовых расследований, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям путем направления письменной информации руководителю организации по месту жительства, работы или учебы граждан, склонных к противоправному поведению, с указанием совершенных ими правонарушений для устранения причин и условий противоправного поведения и принятия к ним мер общественного воздействия. О принятых мерах в месячный срок в письменной форме сообщается субъекту профилактики правонарушений, направившему информацию.

Социальная реабилитация и социальная адаптация. Осуществляются в отношении граждан:

Социальная реабилитация и социальная адаптация осуществляются путем:

Профилактический учет. Состоит в изучении условий и образа жизни лица, поставленного на учет, наблюдении за его поведением, воспитательном воздействии на него, пресечении антиобщественного поведения, устранении условий, способствующих совершению правонарушения.

На профилактический учет ставятся граждане (кроме граждан, за которыми установлен (возобновлен) превентивный надзор или в отношении которых осуществляется профилактическое наблюдение) на основании постановления руководителя (заместителя руководителя).

Профилактический учет ведется органами внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, таможенными органами, органами финансовых расследований по месту жительства граждан.

Применение форм и методов профилактической работы советами ОПОП. Рассмотрение информаций субъектов профилактики о причинах и условиях противоправного поведения

В своей работе советами ОПОП в силу специфики своей деятельности и членского состава могут быть использованы следующие из вышеназванных форм общей и индивидуальной профилактической работы: правовое просвещение, профилактическая беседа.

При поступлении в совет информаций (сообщений) субъектов профилактики о причинах и условиях противоправного поведения, информация регистрируется в журнале входящей корреспонденции и готовится для рассмотрения на заседании совета. В случае необходимости, лицо, в отношении которого поступила данная информация, может быть вызвано на заседание совета (секретарем совета по телефону, по почте, путем личного посещения по месту жительства). Также в случае необходимости, доставка соответствующего лица может быть осуществлена участковыми инспекторами милиции, закрепленными за ОПОП. О принятых мерах совет ОПОП в месячный срок с момента получения информации, письменно информирует субъект профилактики, ее направивший. Ответ оформляется в форме отчета или справки о проделанной работе.

Источник

Формы, методы и содержание профилактической работы среди подростков микрорайона

Формы, методы и содержание профилактической работы

среди подростков микрорайона

Кто-то когда-то должен ответить,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и окон.

Поздно заметили…поздно учли…

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли!

С каждым годом участники, пополняющие антисоциальные группы, становятся моложе.

Бесконтрольность подростков, невнимание родителей к вопросам воспитания своих детей сказывается на характере потребностей и интересов несовершеннолетних. Им присуща склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных веществ.

Государством, обществом, педагогическими работниками принимаются различные меры предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. К сожалению, об успешности проводимой работы говорить рано.

В оптимизации процесса предупреждения правонарушений несовершеннолетними важнейшим звеном становится определение источников социально негативного влияния на подростков, в том числе и взрослых лиц, характеризующихся антиобщественным поведением, а также разработка механизма защиты от их отрицательного воздействия.

На любом этапе профилактической работы применяем индивидуальные, и групповые формы работы. Индивидуальные формы – это беседы, консультации, групповые – дискуссии, мероприятия, встречи с представителями правоохранительных органов, медицины.

Но в любом случае в содержание профилактической работы входит организация правовой подготовки несовершеннолетних, при этом главное внимание уделяем развитию у подростков чувства ответственности перед обществом.

средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы. В современной дидактике организационные формы воспитания и обучения подразделяют на: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Существуют различные классификации методов и приемов воспитания. Мы остановимся на тех методах и приемах, которые мы применяем в ходе профилактической работы. Из них мы для себя определили:

Беседу- как род диалогического общения, связанный с обменом мнениями, обсуждениями информации; «Я и общество», «Компьютерная зависимость».

Для эффективности профилактической работы используем следующие приемы воспитательной деятельности:

Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, счастья, воодушевления, а также желание вести себя еще лучше.

Поощрение должно быть справедливым и в меру. Его следует почитать с предъявлением новых требований, способствующих дальнейшему развитию личности.

Поощрение реализуется через :

( После проведения крупных мероприятий проводим часы общения с чаепитием).

Кроме этого используем следующие приемы:

Педагогическая ситуация данного приема характеризуется тем, что педагог, коллектив берут на поруки, на свою ответственность, ручаются за него, за его достойное поведение в дальнейшем.

Убеждение. Это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка. В процессе убеждения у воспитанника формируются этические взгляды. Убедить можно и словом, и делом. ( Убеждать приходится многих ребят в ходе работы с ними. Убеждаем отказаться от вредных привычек. Не всегда правда получается, но дети прислушиваются.)

Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы. Этот прием особенно необходим в подходе к робким, застенчивым, замкнутым детям, с детьми, которые потеряли авторитет в коллективе.

Таким образом, мы дали краткую характеристику форм и методов профилактической работы, применимые нами в детском клубе по месту жительства, которые, на наш взгляд, наиболее в полной мере соответствуют специфике особенностей в социализации детей и подростков в условиях дополнительного образования. (Моральную поддержку используем постоянно. Ребята не победили в конкурсе – успокаиваем, не получилось что-то в работе помогаем.)

Изучая психолого-педагогическую литературу мы выявили, что многие учёные сходятся в мысли о сложности подросткового периода в развитии человека, которые усугубляются негативным окружением, педагогическими ошибками взрослых и складывающейся криминальной обстановкой в стране. Микрорайон посёлка Мясокомбинат г. Орска не является исключением, как, в позитивном так и в негативном влиянии на процесс социализации подростков.

Появляются критика, сомнения и противодействия ценностям, установкам и образу, установленных родителями.

Ослабевают эмоциональные связи с семьёй.

Родители как центр ориентации отступают на второй план.

Уменьшается влияние ценностей семьи, хотя, по сути, она остаётся важной референтной группой.

Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным и чувством наступающей взрослости, и идентификацией с образом пола. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей, проявлять их в ситуации риска и опасности для собственного здоровья и жизни.

Особенно опасной является тенденция к усилению в детско-подростковой среде в крайних формах жестокости и агрессивности. Рост детско-подростковой преступности увеличивается огромными темпами. Появляются все новые отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, токсикомания. Молодежь участвует в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления. Следует учитывать, что отчужденность подростков часто возникает вследствие их закомплексованности, низкой самооценки. Для повышения чувства собственного достоинства необходимо использования приемов поощрения, одобрения в воспитательной работе. Постоянно искать и находить положительные качества личности подростка.

Мы помогаем трудному подростку познавать самого себя, разбираться в отношениях с

окружающими, приобретать необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достигать нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками.

К наиболее острым проблемам современной семьи относим формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи. Жесткое обращение с детьми в семьях приобретает все более острый характер. В связи с этим в содержании профилактической работы среди несовершеннолетних д/к «Ровесник» включено отдельное направление: работа с семьями асоциального типа. Для родителей организовываем встречи с психологом, проводим консультации, беседы ( консультация – досуг моего ребенка, беседа – как наладить отношения с детьми). Воспитание у подрастающего поколения потребности здорового образа жизни включается содержание профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению и укреплению здоровья несовершеннолетних. Основная цель этой работы сводится к:

Сохранению и укреплению здоровья воспитанников, повышение качества их жизни;

Формированию потребностей вести здоровый образ жизни;

Анализируя криминогенную ситуацию в Советском районе г. Орска мы определяем следующие направления в содержании профилактической работы д/к «Ровесник».

Права, интересы и ответственность несовершеннолетних

Самоанализ, самокритика, самовоспитание.

Опасные жизненные ситуации вокруг подростков.

В связи с этими направлениями и перед педагогом – организатором появляются

задачи максимального вовлечения детей и подростков, особенно из социально неблагополучных семей, в систематические занятия, в объединения нашего клуба.

Для этого мы применяем такие формы работы как:

Дни открытых дверей

Встречи с интересными людьми

Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностям.

Таким образом, представленные нами формы, методы работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних определяют содержание профилактической работы педагога-организатора д/к «Ровесник».

семей микрорайона – индивидуальная форма работы

день открытых дверей.

детей и подростков

час – встреча с инспектором ПДН

Информирование родителей о криминогенной обстановке в микрорайоне п. Мясокомбинат

Социально- педагогическая консультация – индивидуальная форма

закон»- информационный стенд

здорового образа жизни

отношения к алкоголю

отношения к курению

вредно»- тематический вечер

наркотиков на людей

« Права и обязанности

человека от рождения

Формирование нравственно- психологического климата в семье

В день открытых дверей у клуба толпились подростки. Им была представлена презентация объединений нашего клуба, где воспитанники и педагоги представили свою работу. Ребят интересовали условия приёма в клуб, режим его работы. Результат презентации: 12 подростков девиантного поведения изъявили желание посещать различные объединения. (Анна М., Дмитрий К., Яна Ч., Лилия С., Андрей К., Юрий Ф., Илья П., Сергей Б., Ричард Ш.,)

Для родителей провели круглый стол «Роль семьи в формировании личности ребёнка». Им были розданы мини-анкеты для того чтобы найти противоречия в общении с детьми, если они есть, и проанализировать их. В ходе встречи родители вели бурные обсуждения о том, что они могут дать своим детям в плане воспитания. Было видно, что им не безразлична судьба их детей. После дебатов родители ещё долго не расходились, обсуждая тему круглого стола.

Для получения правовой информации для несовершеннолетних и их родителей оформили стенд «Подросток и закон». Для ознакомления с криминогенной обстановкой, в п. Мясокомбинат также приглашали инспектора ПДН Еляшеву А.В., и майора ОВД Советского района Данилова О.А. Олег Анатольевич очень интересно и терпеливо отвечал на интересующие подростков вопросы. В конце встречи ребята ещё долго не отпускали гостя, задавая всё новые и новые вопросы.

Частыми гостями были: нарколог ОНД Дарыбаева Н.А., председатель комиссии по делам несовершеннолетних Сарвардинова Л.С. На встречах ребята задают интересующие их вопросы и получают квалифицированные ответы. По окончании встречи у многих подростков на лицах были недоумение и растерянность, из зала выходили задумчивые и молчаливые.

Программы: «Пить или…жить», «Не делай этого», «Наркотики – это вредно» подготовлены и проведены самими подростками, где они старались показать весь трагизм увлечения алкоголем и наркотиками, последствия этих пагубных привычек, пытались донести до зрителей реалии будущего поколения. Программы пользовались большим успехом. Многие подростки информацию пропустили через свои чувства и поэтому у них на глаза наворачивались слёзы, а на коже появлялись «мурашки» от увиденного и услышанного. В конце программ всем зрителям раздавались календари и закладки с указанием телефонов доверия, служб социальной помощи.

Для усиления работы по профилактике проводим рейды по микрорайону п. Мясокомбинат и в неблагополучные семьи, совместно с инспектором ПДН Мусаевой И.Т., и соц.педагогом СОШ № 51Иргалиевой Г.Г. (посетили семью Никиты Ч, Юли К, Ани М. и др.)

За первое полугодие 2012 года провели 27 профилактических мероприятий с охватом 1990 человек. Посетили 15 семей. В некоторых побывали по 2-3 раза. А помогают в нашей работе, в проведении профилактических мероприятий, ребята из творческой группы «Юность» и клуба «Подросток». Ведь информация услышанная от ровесников воспринимается лучше, чем исходящая от взрослых «дядь» и «теть».

В подборе методов и форм профилактической работы мы ориентировались на специфику работы системы дополнительного образования, а именно на разновозрастной состав воспитанников, на быстро меняющиеся интересы воспитанников клуба к занятиям на, имеющиеся проблемы в семьях воспитанников и не всегда положительные особенности в поведении несовершеннолетних.

Такой подход к организации профилактической работы позволяет строить её содержание в клубе таким образом, чтобы оно было доступным каждому воспитаннику, отражала его интересы, задевало его чувства, эмоции, а в целом подводило к достижению цели разноплановой воспитательной работы.

Отдельно отметим проблемы и перспективы профилактической работы с несовершеннолетними. Проблему мы видим в отсутствии поддержки начатой работы в семье, равнодушного отношения чиновников к дополнительному образованию, эпизодический интерес специалистов разного уровня к проблемам подростков.

Перспективы профилактической работы в том, что успех её зависит от проявления любви и заботы взрослых к детям, систематически проводимых мероприятий, от реальной поддержки социальных служб, и в целом от наличия положительного климата в жизни общества.

Ещё хотим отметить, что успех профилактической работы зависит от взаимодействия всех образовательных учреждений, учреждений социальной защиты детства, правоохранительных органов и взаимопониманием сотрудников, специалистов, которые работают с детьми.

А специфику профилактической работы мы видим в том, что её результаты отдалены во времени. Мы это понимаем и предупреждаем начинающих педагогов, что временные положительные результаты не гарантируют в целом успех воспитательной работы. К сожалению даже самый положительный подросток способен совершить правонарушения в сложившихся экстремальных ситуациях. По итогам проделанной работы мы пришли к выводу, что:

Правильно подобранные форы и методы профилактической работы привели к снижению преступности среди подростков микрорайона и оправдали наш подход к организации профилактической работы.

Проводимая нами работа помогла совершенствовать свои педагогические навыки в общении с детьми и подростками, увидеть проблемы и перспективы профилактической работы среди несовершеннолетних.

В системе дополнительного образования профилактическая работа с несовершеннолетними наиболее продуктивно приносит ожидаемые результаты.

И в конце хочется сказать о том, что результатов в профилактической работе мы достигли благодаря нашим социальным партнерам: лицей № 52, УВД советского района, инспекция по делам несовершеннолетних, школы № 51, УСЗН советского района, клуба «Надежда». Это люди, которым не безразлична судьба будущего наших подростков. Отдельно хочется отметить работу психологов нашего центра, с которыми мы очень тесно сотрудничаем.

Источник

Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательной организации в области обеспечения безопасности

Тема: «Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательной организации в области обеспечения безопасности»

«Комплексная безопасность образовательной организации

в современных условиях»

Донченко Юрий Леонидович

заместитель директора по безопасности

Россия, Московская область, ГО Кашира,

г. Кашира, мкр. Ожерелье, ул. Ленина, дом 1а

(место работы, полный адрес)

г. Кашира 24 декабря 2019г

Факторы образовательной среды, оказывающие влияние на состояние здоровья обучающихся

Безопасные условия обучения – это условия обучения, при которых воздействие вредных или опасных факторов на обучающихся исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных норм.

Опасный фактор в образовательной среде – фактор, воздействие которого на организм обучающегося может привести к травмированию. К таким опасным факторам в образовательной организации и на ее территории относятся:

1. На территории образовательной организации – сломанные ступеньки, разбитые стекла, открытые канализационные люки.

2. В учебных кабинетах – плохо закреплённые стенды, повреждённые покрытия парт, незакреплённые шкафы, цветы и другие предметы на шкафах, слабое крепление каркасов парт, стульев, отсутствие проходов, выступающие предметы (шурупы, гвозди, кнопки).

3. Нарушение условий безопасного пребывания обучающихся в образовательной организации (организация дежурств в школе, нарушения в организации учебно-воспитательного процесса).

При нарушении условий безопасного пребывания обучающихся возможны риски возникновения травм во время образовательного процесса. К причинам, способствующим возникновению рисков можно отнести:

— неумение детей распознать ситуацию, приводящую к травмам;

— недооценка детьми степени опасности внезапно возникшей ситуации;

— недостаточное обучение детей необходимым навыкам поведения в образовательной среде;

— возрастные особенности обучающихся.

Травмирование обучающихся во время образовательного процесса можно предупредить или избежать путём принятия профилактических мер. Основные направления в профилактике травматизма среди обучающихся в образовательной организации включают в себя:

соблюдение норм и правил, обеспечивающих безопасность учебно-воспитательного процесса;

выполнение гигиенических требований к условиям обучения;

— организацию дежурства администрации и педагогов образовательной организации.

Основные направления, обеспечивающие безопасность учебно-воспитательного процесса

Обеспечение безопасности участников образовательного процесса в образовательной организации направлено на сохранение жизни и здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности.

Основными направлениями, обеспечивающие безопасность образовательного процесса выступает не только обеспечение индивидуальной безопасности, но и обеспечение коллективной безопасности всех участников образовательного процесса. Для осуществления деятельности в рамках этих направлений необходимо осуществлять профилактику попадания в травматические в физическом и психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения, создание условий для комфортного осуществления образовательного процесса.

Основными условиями для обеспечения безопасности участников образовательного процесса в образовательной организации выступают:

— обеспечение выполнения обучающимися и педагогическими работниками образовательной организации требований законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий в образовательной организации;

— предотвращение несчастных случаев с обучающимися в ходе образовательного процесса, а также при проведении различных мероприятий в рамках образовательной деятельности (выезды, участие в спортивных и спортивно-массовых мероприятиях, посещение музеев, выставок, конференций и т. д.);

— предупреждение травматизма обучающихся.

Общие требования к системе обеспечения безопасности участников образовательного процесса

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования современными техническими устройствами и оборудованием, но от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных организаций и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогическими работниками.

Руководитель образовательной организации, отвечая за безопасность участников образовательного процесса, должен обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в соответствии с требованиями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»).

Создание системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в общеобразовательной организации предусматривает следующий порядок действий:

— выявление угроз жизни и здоровью участников образовательного процесса и сопутствующих этому рисков, связанных с деятельностью образовательной организации;

— выработка политики обеспечения безопасности образовательного процесса;

— разработка организационной схемы, определение целей и задач, соответствующих выработанной политике, применительно к каждой функции и уровню управления в образовательной организации, установление приоритетов;

— планирование показателей, характеризующих безопасность образовательного процесса;

— осуществление контроля за состоянием безопасности в образовательной среде;

— анализ функционирования системы обеспечения безопасности в образовательном пространстве, оценка соответствия системы принятых мероприятий и последовательное их выполнение;

— осуществление необходимой корректировки и предупредительных действий, а также адаптацию к изменяющимся обстоятельствам во время образовательного процесса.

Безопасность участников образовательного процесса невозможна без выполнения определенных законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих безопасность образовательного процесса.

Профилактические мероприятия в образовательной организации

Профилактические мероприятия в образовательной организации направлены на развитие инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, реализуемой в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности.

Основными задачами профилактических мероприятий являются:

— осуществление нормативно-правового регулирования в сфере профилактики детского травматизма во время образовательного процесса;

— формирование единого профилактического пространства путём объединения усилий всех участников профилактической работы в образовательной организации;

— обучение и повышение квалификации педагогических работников формам и методам работы по профилактике детского травматизма;

— создание системы информационно-методического сопровождения деятельности в профилактике детского травматизма;

— профилактика несчастных случаев с обучающимися в ходе образовательного процесса, а также при проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса.

Главные принципы в работе по профилактике детского травматизма в образовательной организации:

1. Легитимность – соответствие любых форм профилактической деятельности законодательным актам федерального и регионального значения.

2. Стратегическая целостность – единая стратегия профилактики, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.

3. Системность – межпрофессиональное взаимодействие педагогических работников, а также взаимодействие со специалистами различных служб и ведомств.

4. Многоаспектность – комплексное использование форм профилактической деятельности.

5. Ситуационная адекватность – соответствие содержания и организации профилактики детского травматизма с учётом травм, полученных детьми на территории образовательной организации.

6. Динамичность – подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы детского травматизма, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.

7. Эффективное использование ресурсов – методических, профессиональных, информационных и т. д.

Обеспечение безопасности образовательного процесса, структура организация работы по профилактике детского травматизма

В систему работы по профилактике детского травматизма при организации образовательного процесса должны включаться все педагогические работники и сотрудники образовательной организации. Делегирование обязанностей по обеспечению безопасности участников образовательного процесса осуществляется руководителем образовательной организации в процессе создания соответствующей структуры в образовательной организации.

Требования к обеспечению безопасности образовательного процесса устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации. Особое значение в работе по профилактике детского травматизма предназначено разработке инструктивно-методической документации, касающейся различных аспектов организации работы по обеспечению безопасности образовательного процесса как с обучающимися, так и с педагогическими работниками.

Обеспечение безопасности образовательного процесса и качество организационной работы по профилактике детского травматизма зависит от степени профессионализма и компетентности педагогических работников, сотрудников, отвечающих за безопасность образовательной организации и образовательного процесса. Слаженность работы администрации и педагогов, грамотная организация разграничения полномочий и компетенций разных уровней управления образовательным процессом в образовательной организации, применения инструктивно-методической документации (по пожарной безопасности; по правилам безопасности при проведении уроков или занятий в образовательной организации по химии, биологии, физике, информатике, физической культуре, технологии и т. д.) позволит на должном уровне выполнить поставленные задачи по профилактике детского травматизма и исключить случаи травмирования обучающихся.

В процессе проведения организационных мероприятий по профилактике детского травматизма и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательной организации осуществляется комплекс мероприятий, охватывающий деятельность не только директора, его заместителей, педагогического работника, ответственного за профилактику детского травматизма, но и всех педагогических работников и включающий в себя:

— организацию работы по созданию и обеспечению условий проведения учебно-воспитательного процесса;

— выработку мер по внедрению предложений членов педколлектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса;

— обсуждение на педагогическом совете, совещаниях при директоре или Управляющем совете мероприятий по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса и профилактики детского травматизма;

— работу по предупреждению травматизма среди обучающихся;

— соблюдение в учебно-воспитательном процессе обязательных норм и правил, препятствующих травмированию обучающихся;

— контролирование используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения с позиции соблюдения требований безопасности;

— порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности и т. д.;

— контролирование соблюдения мер по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и мероприятий вне образовательной организации с обучающимися;

— организацию с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма во время учебно-воспитательного процесса, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. п.;

— своевременное выполнение алгоритма действий при несчастном случае с обучающимися.

В структуру образовательной организации по профилактике детского травматизма входит не только деятельность, касающаяся учебного процесса, внеучебной деятельности и дополнительного образования, но и взаимодействие с такими организациями и ведомствами, как МВД, МЧС по городу Москве, Московский метрополитен, Московская железная дорога, Роспотребнадзор по городу Москве, Департамент здравоохранения и учреждения здравоохранения города.

Основные гигиенические требования к условиям пребывания и обучения обучающихся

Работа по профилактике детского травматизма должна выстраиваться в двух основных направлениях:

— работа по созданию безопасной образовательной среды для обучающихся;

— гигиеническое обучение и воспитание обучающихся, целью которого является выработка у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Основные гигиенические требования к условиям обучения в образовательной организации регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и предусматривают выполнение требования к санитарному состоянию территории организации, ее зданий, сооружений, помещений, а также требования к оборудованию помещений образовательных организаций, к обеспечению нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях, к состоянию физического воспитания и организация физической культуры, к организация режима учебно-воспитательного процесса и состоянию медицинского обслуживания.

Работа по формированию навыков безопасного поведения обучающихся может осуществляться в образовательной организации на основе следующих принципов:

— системность – работа проводится ежедневно в течение всего учебного года;

— сезонность – учитываются местные условия, времена года;

— доступность – представленный учащимся материал, должен соответствовать возрастным особенностям.

Основными направлениями в этой работе выступает информационная и профилактическая деятельность педагогических работников.

Информационная деятельность по формированию навыков безопасного поведения осуществляется посредством подготовки и оформления работы различных информационных материалов – стендов, таблиц, плакатов.

Профилактическая деятельность может включать в себя не только профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, обучение правилам пожарной безопасности с учебной пожарной эвакуацией, но и изучение вопросов безопасного поведения на воде (особенно перед каникулами), в метро, на железнодорожных объектах и т. д.

Планирование работы по профилактике травматизма в образовательной организации

Учитывая важность и актуальность проведения профилактических мероприятий в образовательной организации по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса и организации работ по профилактике детского травматизма, дорожно-транспортных происшествий, образовательная организация в современных условиях обязана планомерно организовать данную работу с обучающимися, их родителями, с педагогическими работниками.

Планированию работы помогает обязательный анализ причин и видов травм обучающихся, полученных во время образовательного процесса и на территории образовательной организации. Анализ этих несчастных случаев должен обсуждаться в педагогическом коллективе и служить материалом для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. Работа по профилактике детского травматизма невозможна без точного учёта и анализа всех несчастных случаев с обучающимися, происходящими в образовательной организации и вне её. Это помогает выявить основные причины травм (нарушение санитарно-гигиенических норм; отсутствие необходимых знаний у детей; халатность взрослых) и целенаправленно вести профилактическую работу.

В планах работы образовательной организации должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов детского травматизма. Планировать работу следует отдельно для обучающихся начального, основного и старшего уровня образования. Вопросы профилактики травматизма должны найти отражение в планах работы педагогических работников, ответственных за профилактику детского травматизма, учителей-предметников и классных руководителей.

В образовательных организациях необходимо пропагандировать безопасные методы обучения. Для этого разрабатывают памятки и инструкции, используют предупредительные надписи, различные плакаты. Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки обучающимся, другие – для ознакомления в учебных кабинетах, особенно в кабинетах повышенной опасности. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ.

Большое значение для профилактики травматизма имеют различные формы агитационно-массовой работы: конкурсы, лекции, беседы, экскурсии, тренинговые занятия, игровое моделирование или имитация различных проблемных ситуаций и соответствующих действий в них, проектные работы обучающихся.

Система планирования работы по профилактике детского травматизма включает в себя организационные, профилактические, информационные мероприятия, а также работу с родителями и повышение профессионального уровня педагогических работников.

В организационные мероприятия могут входить такие направления, как:

— подготовка приказов о назначении ответственных за безопасность обучающихся (при проведении уроков и занятий в учебных кабинетах, спортивном зале, при проведении массовых мероприятий), при проведении экскурсий, туристических походов, спортивных мероприятий и т. п., об организации дежурства педагогического состава и назначении: дежурных администраторов, дежурных учителей, дежурных классов;

— организация внеучебной деятельности образовательной организации во второй половине дня;

— мониторинг технического и санитарного состояния учебных кабинетов, спортивных залов, столовой;

— контроль за организацией проведения массовых и выездных мероприятий;

— рассмотрение вопросов профилактики травматизма на педагогических советах, методических объединениях, управляющем совете;

— расследование и учёт несчастных случаев с обучающимися;

— ведение документации по профилактике детского травматизма.

В профилактические мероприятия рекомендуется включать такие мероприятия, как:

— организация изучения обучающимися правил (Устава образовательной организации);

— тематические классные часы;

— организация дежурства педагогов;

— организация подвижных игр на переменах;

— выполнение гигиенических требований к условиям обучения в образовательной организации;

— формирование у обучающихся культуры поведения, предупреждающего получения травм;

— обучение обучающихся правилам и приемам безопасной работы в ходе выполнения учебных задач;

— участие в профилактических мероприятиях округа и города;

— проведение тематических встреч с представителями ГИБДД, Роспотребнадзора, правоохранительных органов, медицинских учреждений, Московской железной дороги, Московского метрополитена;

— проведение педагогами мастер-классов по профилактике детского травматизма на уроках;

— проведение рейдов по профилактике травматизма членами Управляющего совета, родительского комитета, Совета старшеклассников.

В содержание информационных мероприятий могут включаться:

— мероприятия по разработке информационных материалов для обучающихся, педагогов, родителей по предупреждению детского травматизма;

— выступление на педагогических советах, участие в работе методических объединений классных руководителей по регламенту действий педагога в случае получения ребёнком травмы;

— публикация статей и выступление в СМИ;

— изготовление и тиражирование методических материалов по теме «Профилактика детского травматизма»;

— изготовление и распространение буклетов, плакатов, памяток, пропагандирующих здоровый образ жизни;

— проведение тематических недель, конкурсов, лекций, бесед, экскурсий, тренинговых занятий;

— ведение информационной страницы на сайте образовательной организации;

— подготовка и размещение тематических стационарных стендов для обучающихся, например, по правилам дорожного движения, поведения при пожаре, на воде, на льду и т. д.

Успех обучения детей правилам безопасного поведения возможен при условии тесного взаимодействия школы и семьи. Знания и навыки, полученные в школе, должны закрепляться в повседневной жизни, и основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения.

Мероприятия с родительской общественностью включают: рассмотрение вопросов профилактики на заседаниях Управляющего совета, родительских комитетов, проведение тематических родительских собраний, участие родителей в проведении классных часов, общешкольных мероприятий, привлечение сотрудников ГИБДД, Роспотребнадзора, МЧС к работе с родителями.

Работа образовательной организации по повышению профессионального уровня педагогических работников в вопросах профилактике детского травматизма:

— должна строиться с учетом активного привлечения ресурсов Городского методического центра Департамента образования города Москвы для решения вопросов повышения профессионального уровня не только педагогических работников, ответственных за профилактику детского травматизма, но и администрации образовательной организации и всего педагогического состава;

— включать в себя проведение постоянно действующих семинаров с такими формами деятельности, как практикумы, дискуссии, деловые игры;

— включать в себя проведение индивидуальных и групповых консультаций с практическим показом передового педагогического опыта через систему мастер-классов, открытых учебных занятий проблемных мини-групп и др.

В систему планирования работы по профилактике детского травматизма необходимо включать и систематическую индивидуальную работу социального педагога, педагога-психолога и классных руководителей, которую они будут проводить с нарушителями дисциплины (следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и целенаправленное стремление причинить боль и показать свое физическое превосходство).

Именно такая деятельность может снизить не только количество несчастных случаев с обучающимися, но и позволит не допустить несчастных случаев в образовательной организации.

Участие психологической службы образовательной организации в профилактике травматизма

Психологической причиной повышенного травматизма среди обучающихся в немалой степени является то обстоятельство, что в молодом возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам. Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать обучающихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса, а это задача психологической службы школы.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций, приводящих к травмированию обучающихся, можно подразделить на несколько типов:

1. Нарушение мотивационной части действий человека, которое проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.

2. Нарушения мотивационной части действий могут иметь временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии.

3. Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.

4. Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.

Психологическая служба образовательной организации поможет снять стресс, научит детей конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса, что позволит обучающимся с учетом их возрастных особенностей и жизненного опыта, а также полученных знаний не попадать в ситуации, опасные для жизни и здоровья.

Оценка эффективности работы по профилактике детского травматизма и индикаторы, оценивания этой работы

Оценка эффективности работы образовательной организации по профилактике детского травматизма относится к контрольно-аналитической деятельности администрации образовательной организации.

Эффективность – характеристика достигнутых результатов, отражающая их значимость в работе по профилактике детского травматизма в образовательной среде. Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом профилактической деятельности.

Оценка эффективности работы по профилактике детского травматизма выполняет следующие функции:

— диагностики (определение сферы изменений, вызванных осуществлением профилактических мероприятий);

— отбора (способ выявления наиболее эффективных программ и мероприятий по профилактике для дальнейшего внедрения в практику деятельности образовательной организации);

— коррекции (внесение изменений в содержание и структуру профилактической деятельности образовательной организации с целью оптимизации её результатов в ПДТ);

— прогнозирования (определение задач, форм и методов организации мероприятий по профилактики детского травматизма при планировании новых этапов её реализации с учётом достигнутых результатов).

Эффективность работы по профилактике детского травматизма в образовательной организации может быть оценена через:

– посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательной организации, ответственным за профилактику детского травматизма;

– контроль выполнения мероприятий плана работы, оформление отчётных материалов;

– отчеты классных руководителей на совещаниях при директоре, административных совещания, педагогических советах;

– планирование и проведение рефлексивной деятельности.

Оценка эффективности работы по профилактике детского травматизма может быть внутренней и внешней. Внутренняя оценка осуществляется непосредственными участниками, реализующими профилактическое направление в образовательной среде. Для внешней оценки привлекаются специалисты, не принимающие непосредственного участия в реализации профилактической работы.

Индикаторы профилактической работы по предупреждению детского травматизма в образовательной среде – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта деятельности в профилактике детского травматизма.

В качестве индикаторов работы по профилактике детского травматизма в образовательной организации могут быть использоваться следующие параметры:

1. Количество мероприятий по профилактике детского травматизма в образовательной организации с обучающимися, педагогическими работниками, родителями или лицами их заменяющими.

2. Количество людей (обучающихся, педагогических работников, родителей или лиц их заменяющих), охваченных мероприятиями по профилактике детского травматизма.

3. Популяризация работы образовательной организации путём представления результатов работы на сайте образовательной организации; выступлений на конференциях, семинарах, круглых столах; представления опыта работы на окружном, городском уровне; публикаций о работе образовательной организации по профилактике детского травматизма в средствах массовой информации, а также с использованием ресурсов Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

4. Сокращение количества травм и несчастных случаев в образовательной организации во время образовательного процесса, а также при дорожно-транспортных происшествиях, происшествиях на водных объектах и т. д.

Травматизм является серьезной проблемой, но его можно избежать путём принятия мер профилактики.

Целенаправленная профилактическая работа позволит снизить уровень травматизма детей, сохранить их здоровье, а, самое главное, – жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *