комплект дидактических игр и пособий по развитию речи
Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Светлана Торопова
Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Требования ФГОС к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного уровня ребёнок должен хорошо владеть устной речью, свободно выражать свои мысли, желания, использовать речь как средство общения, выражения своих чувств, мыслей, выделять звуки в словах. Речевое развитие детей является очень важным и актуальным в дошкольном возрасте.
Задачи речевого развития по ФГОС:
Овладением речью как средством общения и культуры
обогащение активного словаря
развитие связной, диалогической и монологической речи
развитие речевого творчества
знакомство с художественной литературой, культурой, понимание на слух различных текстов, различных жанров детской литературы
формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Для достижения и решения всех задач речевого развития необходимо:
создание предметно-развивающей среды
подбор дидактических, развивающих, обучающих игр и игровых пособий
использование разнообразных методов, средств, инновационных технологий.
личный пример педагога, его правильно поставленная речь
консультации и разнообразные формы работы с родителями по речевому развитию детей.
Активизация речи детей разнообразными средствами.
В своей работе для активизации речи, и решения всех речевых задач я использую следующие игры и игровые пособия:
1. «Лото» с использование чистоговорок на трудные звуки.
Детям предлагаются или дети сами выбирают их карточки, принцип действия игры, как обыкновенной лото. Усложняется игра необходимостью повторить правильно чистоговорку, если дети умеют читать, прочитать её. Другие дети читающие, могут проверить правильность ответа или определить по чистоте произношения чистоговорки. В качестве поощрений можно давать за правильные ответы не только карточки, но например и счётные палочки или пуговки, камешки, детей это очень привлекает и активизирует. Если какой – то ребёнок испытывает трудность педагогу необходимо ему помочь, ведь с первого раза это трудно, игра требует многократности.
Например: берём картинку «Девочка с шарами»
Ребёнок должен повторить или прочитать: «РЫ-РЫ-РЫ, Я НЕСУ ШАРЫ» или За-за-за прозрачная медуза»
2. «Угадай слова»
На карточках изображено две картинки, которые могут отличаться друг от друга при произношении одним звуком. Например: «Кот» и «Кит». Дети подбирают буквы согласно картинке или можно усложнить задачу – загадать загадку. В ходе игры педагог и другие участники игры могут сами придумывать загадки, описание предмета. «Какую картинку я задумала: это пушистый, усатый…». Ребёнок отгадывает и соответственно подбирает нужную букву.
3. Дидактическая игра «Подарки»
В ходе данной игры у детей формируются навыки звукового анализа, умения определять место звука в слове.
Детям предлагается собрать подарки для мальчика Ромы, но все подарки должны быть со звуком «р». Дети подбирают картинки с данным звуком, можно использовать схемы, место звука в слове. После того как картинки подобраны, можно предложить найти данные игрушки в группе и отправится в гости к Роме, дальше уже можно развивать сюжетно-ролевую игру. Вариантов игры много, фантазируйте сами и вместе с детьми.
4. Игры с перфокартами
Цель каждой карты разная это могут быть задания нп развитие фонематического восприятия, совершенствование навыков звукобуквенного анализа, слогового анализа, чтение слогов, составления слогов, слов, предложений.
5.»Ребусы»
Сделать самим такие карточки нетрудно.
Можно использовать разные варианты :
-какой буквы не хватает (в середине слова, в начале или конце)
-правильно или не правильно расставлены картинки или буквы (самоконтроль, взаимоконтроль)
6. «Слоговой тренажёр»
Можно использовать в сюжетно-ролевой игре «Школа» с использованием следующих задний:
-помоги мишке расставить согласные и гласные буквы по домикам
-исправь ошибки мишутки
знакомить с помощью тренажёра по Жуковой составлять слоги и слова
-определять звуки мягкие и твёрдые.
7. Речевые улитки на закрепление произношения звуков
Мною собрана картотека фонематических потешек
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на.
Дидактические игры для развития математических представлений детей дошкольного возраста Дидактические игры для развития математических представлений во 2 младшей группе Дидактическая игра «В лес за грибами» Цель игры: формировать.
Дидактические игры для развития речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста Тема: Дидактические игры для развития речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста, как составляющая часть здоровьесберегающих.
Дидактические игры для речевого развития детей в средней группе ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. 1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Поиграем в сказку».
Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста По мнению педагогов, ученых –игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования.
Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния.
Дидактические игры по жанрам живописи для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Определи или найди жанр (портрет, пейзаж, натюрморт)» Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи:.
Консультация для родителей «Игры в слова для речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: расширять словарный запас детей; правильно и точно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их качества.
Многофункциональные дидактические кубики как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Представляю вашему вниманию опыт своей работы по использованию многофункциональных.
Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия, страница 3
Настольная игра по развитию речи «Путешествие по любимым сказкам» для детей младшего дошкольного возраста Настольная игра по развитию речи «Путешествие по любимым сказкам» для детей младшего дошкольного возраста. Один из главных вопросов, которым задаются все родители: как подготовить ребёнка к взрослой жизни. Главным помощником в этой работе выступает детский сад, где дети проводят.
Упражнения и игры для развития речи детей в группе раннего возраста В развитии речи малыша можно выделить 2 основных направления -развитие ПОНИМАНИЯ речи и развитие собственной АКТИВНОЙ речи ребенка. Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать благоприятную РЕЧЕВУЮ СРЕДУ : как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит.
Публикация «Развитие познавательно речевых процессов у детей с ОВЗ с помощью. » Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи и Интернета. Чем же отличается наше время? Прежде всего, насыщенностью событий и быстротой происходящих перемен. Уделяется.
Статья «ООД по речевому развитию с использованием интерактивной игры «Фрукты. » Тема «Овощи и фрукты». Возрастная группа: 2 – 3 года. Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах. Задачи: Развивающие: • привлекать к формированию групп однородных предметов (овощи-фрукты); • закреплять умение детей различать и называть цвета; • формировать интерес к.
Специфика организации игры для стимуляции речевой активности современного ребёнка Специфика организации игры для стимуляции речевой активности современного ребёнка. Современные условия жизни постоянно требуют от учителей-логопедов искать и применять наиболее эффективные пути преодоления речевых нарушений у детей. Современный мир непрерывно меняется. Скорость.
Дидактическое пособие по формированию звуковой культуры речи «Весёлые звуки» Авторское дидактическое пособие «Весёлые звуки» Выполнила: Воспитатель МДОБУ детский сад № 3 МО Кореновский район Кузуб Елена Анатольевна Авторское дидактическое пособие по формированию звуковой культуры речи: «Весёлые звуки» Цель пособия: формирование звуковой культуры речи.
Картотека игр по развитию речи для старших дошкольников КАРТОТЕКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» Лексическая тема «Огород. Овощи» 1. Дидактическая игра «Доскажи словечко» Инструкция к заданию: педагог произносит основную часть предложения, бросает мяч ребёнку, который заканчивает предложение названием.
Комплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 лет
Екатерина Михайловна
Комплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 лет
Данное пособие предназначено для индивидуальной работы логопеда с детьми с ТНР 3-7 лет.
Цель данного комплекта игр: Развитие речи и автоматизация поставленных звуков.
В ходе игры можно решать следующие задачи:
1. Развивать и активизировать речь детей:
— развивать оральный, артикуляционный и пальцевой праксис;
-автоматизировать поставленные звуки;
— развивать фонематическое восприятие;
— расширять словарный запас, грамматический строй речи, связную речь;
2. Развивать сенсомоторные навыки (ориентировка в пространстве; зрительно-моторная координация «глаз-рука», моторное планирование, зрительный гнозис)
3. Формировать базовые высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, воображение);
4. Формировать межполушарное взаимодействие головного мозга;
5. Подготовить детей к обучению грамоте (звуковой анализ-синтез, чтение)
Пособие разработано с элементами нейропсихологической коррекции и направлена на компенсацию и развитие базовых функций головного мозга. Комплект состоит из трех альбомов. По автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. Каждый альбом условно разделен на разделы.
Первый раздел. Развитие ВПФ и сенсомоторных навыков. Упражнения в данном разделе развивают мозолистое тело головного мозга, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия и развитию моторного программирования, а так же облегчают процесс чтения и письма. Упражнения «Хлоп-топ-кулачок», «Пройди по дорожке двумя руками», «Рисуй двумя руками одновременно», «Соедини цифры», «Найди тень», «Найди заплатку», «Посчитай морских жителей», «Построй домик по образцу», «Ориентировка в пространстве», «Подбери карандаши по схеме», «Куда смотрят птицы», «Собери лицо человека».
Второй раздел. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Данные игры способствуют развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, грамматического строя речи, мелкой моторики, вычислительных навыков, пополняют словарный запас.
Артикуляционная гимнастика для определенной группы звуков. «Пройди по дорожке», «Нажимай на кнопочки», «Повтори слоги», «Зонтик», «Звуковой пазл», «Буквенный пазл», «Собери в корзину слова с данным звуком», «Чистоговорки», «Посчитай-ка, дружок», «Подбери картинку по цвету», «Игра с прищепками».
Третий раздел. Развитие связной речи и подготовка детей к обучению грамоте.
Таким образом, занимаясь с ребенком индивидуально по данному альбому, у логопеда разнообразные задания и упражнения всегда под рукой. Альбом мобильный. Задания и упражнения можно менять, добавлять, убирать в зависимости от индивидуальных способностей и потребностей ребенка. Задания подобраны в соответствии со структурой индивидуального занятия с ребенком с ТНР.
«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.
Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.
Автоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.
Дидактические игры и пособия по речевому развитию в соответствии с ФГОС
Тема моей презентации «Дидактические игры и пособия по речевому развитию в соответствии с ФГОС»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие включает в себя
— владение речью, как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря;
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества;
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте»
Но речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь,
формировать грамматические категории,
развивать связную речь,
расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество,
развивать коммуникативные навыки.
Все дидактические игрыможно разделить на три основных вида:
— игры с предметами (игрушками, природным материалом,
— словесные игры.
Игры с предметами, такие как «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Магазин игрушек», «Подбери игрушку», различные игры с мячом и т. д.
Настольно печатные игры :«Рассели по домикам», «Где я это видел», «Веселая азбука», «Где спрятались буквы», «Скажи по другому», «Что не так?» и т. д.
Словесные игры «Закончи слово», «Закончи предложение», «Назови правильно», «Придумай конец сказки», «Повтори скороговорку», «Незнайка прислал письмо», «Назови первый звук своего имени» и т. д.
Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи, через дидактические игры – это количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.
В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий, производимых с этими предметами. Игра в этом возрасте направлена на общее ознакомление с окружающим миром.
Это игры на развитие речевого дыхания,в которых необходимо добиваться длительного и отчетливого произношения конкретного звука: «Кто как кричит?», «Часы тикают», «Лошадки», «Отгадай,кто к нам пришел?», «Барабан», «Ослик», «Дождик», «Чей одуванчик улетел дальше?» и так далее.
В четыре года происходит дальнейшее пополнения словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и их свойств.
В этом возрасте идет дальнейшее развитие связной речи, внимания, мышления и активизация словаря ребенка. Здесь уже и игры посложнее : «Подбери овощи по цвету», «Что изменилось?», «Вкус и запах», «Угадай звук», «Что у вас?», «Узнай по описанию», «Игра в слова», «Отгадайка», «Наоборот» и т. д.
Основная задача, дидактических игр по развитию речи, в старшем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря – это обучение ребенка диалогической и монологической речи. В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок. Это еще кукольный театр, выступления на мероприятиях и праздниках.
Дидактические игры на:
— образование множественного числа существительных («Один – много»,
— на образование прилагательных от существительных («Кто это?», «Чье это?»)
— упражнять в использовании местоимений «Подбери правильно»
— работа по составлению предложений из отдельных слов («Придумай необычный рассказ», «Сказка на новый лад»)
— Упражнять в изменении глаголов по числам, родам, временам.
— работа над выразительностью речи (Это различные виды театра, выступления на мероприятиях и праздниках)
Работа с этим возрастом детей более серьезная и кропотливая.
с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно
и умеют ли они их применить, когда это нужно.
спасибо за внимание!
игр по развитию в старшем дошкольном возрасте, наряду
«Давайте поиграем!» Дидактические игры и пособия для детей раннего возраста Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра — это искра, зажигающая.
Дидактические игры и пособия для детей с ослабленным зрением 1. Дидактическая игра «Чья тень» Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти. Дидактический материал: Карточки с изображением различных.
Дидактические игры по познавательному развитию для детей второй младшей группы с описанием в соответствии с ФГОС до Игра на магнитах «Веселый фермерский паровозик» Образовательная область:познавательное развитие. Игра предназначена для детей 3-4.
Дидактические игры по речевому развитию «Дикие и домашние животные», «Фрукты и овощи», «Профессии», «Времена года» Дидактическая игра «Мама потерялась» В этой игре используются картинки с изображением диких и домашних животных и их детенышей. Детеныши.
Дидактические игры по речевому развитию для старшего дошкольного возраста Одной из основных задач общеобразовательной программы дошкольного образования является речевое развитие детей. В последнее время наблюдается.
Дидактические пособия своими руками для занятий с детьми по развитию сенсорных навыков Все большую актуальность в наше время в дошкольном образовании, приобретают разнообразные методы работы с родителями, для решения различных.
Фотоотчет «Игры и дидактические пособия своими руками» В сентябре в нашей группе мы провели родительское собрание, где попросили родителей оказать помощь в пополнении предметно-развивающей среды. Также.
Конспект НОД по речевому развитию в соответствии с ФГОС «В гостях у Мишутки» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: первая младшая Тема: «В гостях у Мишутки». Цель: Создать условия для развития.
Модульные полифункциональные игры дошкольников в соответствии с ФГОС Модульные полифункциональные игры дошкольников в соответствии ФГОС У дошкольников ведущая деятельность это ига. Модульные полифункциональные.
Предметно пространственная среда. Дидактические игры и пособия в первой младшей группе Для развития познавательного интереса у детей в группе развивающая предметно – пространственная среда построена с акцентом на освоения детьми.