комплект методических пособий по работе с игровым набором дары фребеля
Комплект методических пособий по работе с игровым набором дары фребеля
✿ РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети запись закреплена
Дидактические игры для наборов «Дары Фрёбеля» #Мышление_Внимание_Память@roditeli_i
«Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче творческая стихия детского разума, тем он умнее».
В. А. Сухомлинский
«Составь из фигур»
Цель игры: в игровой форме научить детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь образцом, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Начинать лучше с одного образца. Пусть ребёнок из имеющихся геометрических фигур подберёт к ней подходящие по цвету и размеру, попытается сложить самостоятельно.Игра содержит как простые, так и более сложные образцы, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность.
Пример работы с образцами.
1.Совместно с педагогом ребёнок рассматривает образец и определяет что на ней изображено.
2.Ребёнок называет геометрические фигуры, имеющиеся на образце, их цвет и размер.
3.Подбор необходимых геометрических фигур и составление представленного образца.
4.Игра имеет развитие: ребёнок может придумать изображение самостоятельно или воспроизвести по памяти.
«Волшебные палочки»
Задачи дидактического пособия в следующем: развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение, фантазию, формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого продукта.
В пособии предлагаются образцы различной тематики, выполнить которые можно с помощью модуля №8 «Палочки». После уверенного освоения предложенных сюжетов, ребёнок может составлять самостоятельные композиции, подбирая необходимый размер и цвет.
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУ
Меньшикова Людмила Викторовна
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУ
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. С. Мухина).
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, вестибулярный аппарат, психомоторная координация, концентрация внимания, сенсорное развитие, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, осуществляется первое знакомство с физическими явлениями, такими как механика, динамика, формируются конструктивные умения, навыки черчения, умение видеть формы прекрасного.
Набор от официального производителя сделан по методике немецкого педагога Фридриха Фребеля. Он является основателем первых в мире детских садов. Педагог и философ оставил после себя научные труды по работе с детьми разного возраста. Данный комплекс соответствует ФГОС ДО и программе «Доступная среда».
• Детали сделаны из натурального дерева.
• Использованы краски насыщенного цвета на водной основе.
• Набор предназначен для работы с детьми от полугода до младшего школьного возраста.
• Все комплекты упакованы в отдельных коробочках и имеют маркировку.
14 комплектов, каждый в отдельной деревянной коробке с крышкой
Комплект методических пособий – 6 штук
Карточки с описанием игр.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания. Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Основные принципы игрового набора:
В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования,
полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.
• Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
• Принципы педагогики Фрёбеля.
• Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО
Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образованиясоответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.
организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской
деятельности.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» сопровождает комплект методических пособий по работе с ним. Это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ.
«Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:
1)мячи разного цвета на ниточках,
2)небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для
освоения формы предметов;
3) кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать
детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т. д.
4)такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало
развитию у детей строительных способностей);
5) куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены
на более мелкие части.
6) кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Описание и технические характеристики игрового набора:
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
• Модуль 1 «Шерстяные мячики»
• Модуль 2 «Основные тела»
• Модуль 3 «Куб из кубиков»
• Модуль 4 «Куб из брусков»
• Модуль 5 «Кубики и призмы»
• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
• Модуль 7 «Цветные фигуры»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):
1. Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
2. Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр. 3. Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
4. Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
5. Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
6. Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр
Разноцветные текстильные мячики на веревочках могут использоваться для игр с младенческого возраста. Они очень необычные, рельефные, приятные на ощупь. Их можно катать, опускать и поднимать, покачивать. Ребенок узнает, что такое «вверх», «вниз», «вокруг», «прямо», «вправо», «влево».Он знакомится со свойствами шара: отсутствием углов, неустойчивостью.
Что входит в состав?
• 8 шерстяных мячиков разных цветов.
Второй набор позволит малышу ознакомиться с основными геометрическими фигурами. Он сравнивает их, находит общее и различное. Игрушки имеют металлические крючки, поэтому их можно подвесить на перекладину за веревочки. Конструкция устанавливается на коробку и отличается устойчивостью.
Что входит в состав?
В комплект входит восемь абсолютно одинаковых небольших куба, из которых можно сложить один большой куб. Ребенок учится считать, понимать, что такое часть и целое, как из маленьких элементов сделать большой. Из кубиков можно строить башни.
Что входит в состав?
• 8 одинаковых кубиков
Вместо кубов в комплект входят брусочки. Ребенок наблюдает, как из одной фигуры, можно собрать совершенно другую – куб. Можно собирать не только башни, но и более сложные конструкции, сравнивать их между собой.
Что входит в состав?
• Набор одинаковых брусочков.
В коробку, представляющею собой куб, помещены более мелкие кубики и треугольные призмы. Если сложить призмы друг с другом, получится куб. Ребенок углубляет свои знания по геометрии, тренирует мелкую моторику, мышление. Набор можно использовать в качестве деревянного конструктора.
Что входит в состав?
Усложненный вариант пятого набора. Он дополнен цилиндрами и половинками цилиндров. Это открывает большие возможности для конструирования. Ребенок знакомится с новыми фигурами.
Что входит в состав?
В большом органайзере собраны плоские фигуры: треугольники, квадраты, круги и полукруги. Они выполнены в разных цветах и отличаются маленькими размерами. Из этих элементов можно собрать разные рисунки. Их используют в качестве счетного материала.
Что входит в состав?
В набор входит кейс с девятью отсеками. В каждом из них собраны палочки. Они отличаются по длине, а также по цвету. Есть неокрашенные детали. Предметы используются не только для создания рисунков, но и обучения счету, решению задач.
Что входит в состав?
Из тонких колец и полуколец можно выстраивать разные рисунки. Ребенок создает узоры, таким образом осваивая письмо и рисование. Предусмотрены окрашенные и неокрашенные элементы. Они отличаются между собой и по диаметру.
Что входит в состав?
Комплект 10 – Фишки
В комплекте есть маленькие круглые фишки. Они выполнены в 9 разных цветах и хранятся в отдельных отсеках. Их можно смешивать и разбирать, наглядно иллюстрировать примеры и задачи. Развивается мелкая моторика, логическое мышление.
Что входит в состав?
Бусины сделаны в виде разных геометрических фигур: шаров, цилиндры, половинок цилиндра, треугольных и четырехугольных призм, параллелепипедов. Они отличаются и по цвету. Их можно нанизывать на веревочку, решать таким образом разные задачи.
Фигурки достаточно крупные и легко удерживаются в детской ручке. Ребенок может сортировать их. Это хороший счетный материал.
Что входит в состав?
Оригинальная мозаика от Фребеля отличается наличием цветных веревочек, которыми можно соединять разные фишки. Из них можно собрать разные изображения: от простых до сложных. Детали отличаются округлыми формами, поэтому безопасны. Они плотно вставляются в основу и не выпадают из нее. Можно соединять веревочками только одинаковые по цвету фишки или создавать с их помощью рисунок.
Что входит в состав?
• Подставка с отверстиями.
• Фишки разных цветов.
Комплект 13 – Башенки
В комплекте 27 деталей. Они сделаны в виде мелких кирпичиков и кубиков, половинок цилиндров и т. д. Если сложить все детали, они образуют куб. Сложность набора заключается в разной форме элементов. Детали не окрашены. Они приятные на ощупь.
Что входит в состав?
Малыш знакомится с необычными фигурами, из которых можно собрать круг разного диаметра. Он сравнивает размеры, усваивает понятие «пропорция».
Что входит в состав?
• 9 кубиков с цифрами.
• 3 одинаковых набора кругов, поделенных на сегменты в виде четверти круга и колец.
1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В.Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В.Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В.Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В.Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В.Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В.Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».
Консультация для родителей «Игры для детей раннего возраста по технологии «Дары Фрёбеля» (первый дар)» Игровой набор для раннего развития по технологии Фридриха Фрёбеля Фридрих Фрёбель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение.
Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «МОЕ ЛЮБИМОЕ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ» Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса.
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет) Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.
Использование игрового стретчинга в структуре НОД образовательной области «Физическое развитие» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» Использование игрового стретчинга.
Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).
Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с природой детей средней группы 4–5 лет «Дары осени» ЦЕЛЬ: закрепить названия овощей и фруктов. Продолжать формировать представления об их вкусе и пользе. Продолжать формировать представления.
Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Марина Забытина
Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Методическая разработка
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»»
Забытина М. В. воспитатель
Семенычева А. В. воспитатель
Данная рекомендация разработана для детей от 1.5-4 лет.
Актуальность разработки:
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.
Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
Задачи обучения
1. Социально-коммуникативное развитие: Развивать игровую деятельность детей; приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу; формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения; передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
2. Познавательное развитие: развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач; создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира; формирование начал самопознания.
3. Речевое развитие: развитие речевых способностей и умений; формировать предпосылки чтения и письма; учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
4. Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое мировидение; обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры; формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности; формирование предпосылок общей художественноконструктивной умелости.
5. Физическое развитие: психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству; создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения; развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; воспитывать культурно-гигиенические навыки; формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
«Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:
1)мячи разного цвета на ниточках,
2)небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
3) кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т. д.
4)такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
5) куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
6) кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников. Комплект является составной частью нашей развивающей образовательной деятельности.
1 модуль:
Первый набор состоит из мячей. Мяч — самая простая и понятная ребёнку фигура. Он как раз такого размера, чтобы его могла обхватить детская рука. Относящиеся к временам Ф. Фрёбеля мячи имеют диаметр 4 см и изготовлены из шерсти или ткани в цветах радуги. Они хранятся в деревянной коробочке вместе с 3 деревянными палочками для создания помоста или качелей для подвешивания мячей. В пояснительных текстах, дополненных рисунками, Ф. Фрёбель даёт 30 идей для игры с мячами: раскачивание (маятниковые движения, поднимание, опускание и круговые движения.
Мячи можно сравнивать с птицей или кошкой. Их расцветка позволяет формировать речь в контексте природосообразительности: например, небесно-синий, солнечно-жёлтый или травянисто-зелёный. Мяч служит Ф. Фрёбелю символом, аллегорией ко «Всему единому» в мире.
Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что:
1. мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды;
2. с помощью мяча маленький человек может бесконечно наследовать все, что видит вокруг себя. Таким образом, делает вывод Ф. Фребель, «…мяч для ребенка является как средством воспроизведения ее внутреннего мира, так и средством для ознакомления с внешним миром и подражания его явлений посредством игры».
Шар круглый, без острых углов. Нет плоскостей или линий. Его легко удержать. Мяч имеет вес и размер. Мягкая пряжа является гибкой и может быть слегка сжата. Он мягкий и, возможно, имеет слабый запах. Сжимая и разжимая шерстяной мячик ребенок узнает понятия «здесь» или «не здесь».
Шарики из первого подарка имеют 7 цветов, которые делятся на основные цвета (красный / желтый / синий) и вторичные цвета (оранжевый / зеленый / фиолетовый/голубой). Поскольку каждый шар одинаковый, за исключением цвета, ребенок начинает различать шары по их уникальному качеству — цвету. Это прекрасный способ представить цвета радуги маленькому ребенку. Фридрих Фребель учил, что красный цвет чаще всего привлекает младенцев. Можно выбрать и другой цвет, но начните с одного шара. Когда будете вводить в игру другой цвет, повторяйте его название.
Позже можно использовать два шара вместе. Фридрих Фребель предлагает использовать шарики доброжелательного цвета — красный / зеленый или оранжевый / фиолетовый. Если вы используете три шара, начните с трех основных цветов — красный / желтый / синий и далее замените их вторичными цветами. Таким образом, ребенок начинает ассоциировать три цвета как группу.
Материя может находиться в движении или в состоянии покоя. Мяч имеет множество возможных движений — катящийся, качающийся, вращающийся, прыгающий, танцующий и т. д. Вводите новые движения, когда ребенок уже знакомым с другими. Движения обычно вводятся как часть игры или история, в которой мяч является главным персонажем. Есть много сценариев в таких руководствах, как «Maria Kraus-Boelte’s Kindergarten Guide», но это могут быть так же и придуманные вами
Последовательность работы с мячиками Фребеля такова:
• Знакомство с цветом: упражнения «Сортировка мячей по цвету», «Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?», «Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков»,
• Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения
— «Мячик катится по тропинке»- движение по кривой поверхности
• Знакомство с направлением движения: упражнения
— «Пила» (движения вперёд-назад)
Всё пилю, пилю, пилю,
Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад»
— «Скачут мячики» (движения вверх-вниз,
— «Часики» (движения маятниковые,
— «Я весёлая лиса» (круговые движения вокруг себя)
«Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…»
— «Рыбка» (плавательные движения,
— «Голуби» (летательные движения)
• Знакомство с окружающим:
— «Как меня зовут?» (имя собственное ребёнка)
— «Как тебя зовут?» (имя сверстников)
• Хороводы с использованием мячей
Помимо использования на занятиях мячи успешно можно применять при проведении утренней гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики кистей рук, как предметы – заместители при формировании навыков сюжетно-ролевой игры.
Каждое занятие с мячами Фребеля сопровождается с детьми маленькими стихами. А по окончании игры исполняется песенка:
Вот и кончается наша игра
Мячик, с тобой расставаться пора.
Мы, возвратимся снова домой,
Вспомним, где побывали с тобой.
Вот и закончилась наша игра,
Нам отдохнуть настала пора.
Скоро мы снова придём поиграть.
Будем о чём-то новом с тобой узнавать!
1. Игра «Лото». Положить на картинку мячик соответствующий цвету.
2. Игра «Укрась картинку». Мягкими мячиками ребенок должен украсить предмет на картинке.
3. Игра «Цветы». Подобрать по цвету цветка серединку и украсить мягкими мячами.
2 модуль:
Система Фридриха Фребеля разделяет игры на три категории: формы знания (математика / наука, формы жизни (относящиеся к предметам, найденным в жизни / мире ребенка) и формы красоты (абстрактные узоры и рисунки). Лучше всего начать представлять с Форм Жизни, а затем позже изучить Формы Знания или Формы Красоты. Детям всегда нравится строить вещи из своего мира. Представление того, что знакомо, — прекрасный опыт для маленьких детей.
Используйте фигуры для представления вещей из жизни ребенка. Сфера — апельсин, цилиндр — детская бутылка или колесо, куб — это дом и т. д. Уложите части по-разному, например, цилиндр на кубе и сверху сфера создают человека. Стройте из фигур, включите в процесс коробку. Покрутите сферу и цилиндр. Поощряйте детей придумывать и описывать, что получилось.
Создавайте узоры и рисунки путем вращения твердых тел. Ребенок обнаружит, что, вращая одно тело, увидит форму другого. Например, вращение цилиндра создает сферу, а вращающийся куб, образует цилиндр.
Вращать тела можно на палочке или нитке — скручиваем и отпускаем нить.
Занятие по Фрёбелю со вторым даром
1. Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.
2. Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении. Выявление, фактов:
3. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра.
4. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.
Знакомство с шаром. Раскладываем фигуры второго дара перед ребенком. Также под рукой держим первый дар. Затем обращаем внимание, что мячики первого дара все одинаковой формы: круглые. Акцентируем внимание, на том что мячики из-за их формы можно катать. На этом моменте просим ребенка выбрать фигуру из второго набора, которая похожа на мячик. Ребенок выбирает шар. Объясняете, что мячики тоже имеют форму шара и что все шары умеют кататься, при этом катаете шар и мячики совместно с ребенком.
Демонстрируем, как ведут себя эти объекты при броске:
-Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно.
-Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий. Тут же можно объяснить, что если такой шар упадет много раз, он может даже расколоться.
Затем предлагаем сравнить мячик и шар на ощупь. Объясняете, что мячик мягкий, а шар твердый. Рассказываете, что мячики сделаны из мягких ниток или лоскутков поэтому мягкие, а шар из дерева поэтому твердый. Предварительно на прогулке необходимо обратить внимание на то, что стволы деревьев твердые — постучать по ним.
После такой беседы предлагаем ребенку найти шарообразные предметы в интерьере. Тут обращаем внимание на шарообразные лампочки, фрукты, части тела и др.
Главная задача таких занятий, подводить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно находил сходства и отличия предметов.
Знакомство с цилиндром. Просим покатать фигуры из второго набора. Экспериментальным путем ребенок должен понять, что куб не может катится. Затем спрашиваем, какая из двух фигур (цилиндр или куб) больше похожа на шар. Конечно, же ребенок выделит цилиндр. Затем находим, что еще одинакового у этих фигур, помимо умения кататься: цвет, материал. Затем обращаем внимание на части цилиндра, опять же с помощью сравнения. Говорим, что шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание что у цилиндра есть два основания в форме круга. Затем предлагаем найти предметы похожие на цилиндр (стакан, банка, и т. п.). Сворачиваем цилиндр из листа бумаги.
Знакомство с кубом. Обращаем внимание, что у куба нет круглых сторон, что он весь плоский. Вместе с ребенком конструируем куб из листов бумаги. При этом обращаем внимание на количество сторон и то, что все стороны одинаковой длины. Сравниваем разницу сторон предметов интерьера, имеющих форму параллелепипеда (шкафы, коробки и т. п.).
1. Игра «Угадай, что в коробке». В коробку кладется один из предмета второго дара и ребенок на ощупь должен сказать какой формы предмет.
2. Игра «На что похоже?». Перед ребенком выкладывают 3 предмета (шар, куб и цилиндр) и дают карточки. Ребенок должен соотнести предметы на картинке с предметами на столе.
3 модуль
Третьим даром Фрёбеля являются 8 простых деревянных кубиков.
Использование этого «дара» дает ребенку возможность в наглядной форме выделить целое и часть, разницу между формой и величиной. Ребенок начинает исследовать кубик, деля его на части, и строя из частей различные формы, в которых иногда можно увидеть предметы окружающего мира. Задача воспитателя – сопровождать построение ребенком предмета небольшим рассказом. Постепенное разделение кубика на разное количество частей знакомит ребенка с числом. Части кубика можно рассматривать в отношении к форме, величине, положению относительно других частей целого, сочетания частей.
Сохраняйте целостность куба при первом представлении ребенку. Коробка перевернута вверх дном, крышка внизу. Коробку осторожно снимают, открывая куб сделанный из восьми кубиков по 2,5 см. Придерживайтесь этого порядка — без нарушения. Дети станут уважать этот порядок, если вы покажете им, что также уважаете его.
Важно использовать сразу все кубики при работе с подарком, поскольку цельность — ключевой момент. Ребенок начнет видеть кубики, как части большого.
Это тонкое, но мощное послание идеи о соединении и сохранении.
Складывание подарков — это обратная сторона презентации. Попросите ребенка собрать весь куб на крышке, накрыть коробкой, а затем её перевернуть.
Основополагающая концепция системы Фридриха Фребеля состоит из единства частей, трансформирующихся в различные формы и возвращающихся к исходному состоянию, в данном подарке — куб. Эта идея закладывается в мозгу ребенка как семя и прорастает, пока ребенок не начнет видеть этот цикл в более широкой жизни. Фридрих Фребель твердо верил в ценность символической игры, когда реальность воспроизводится в виде символов или знаков.
Попросите ребенка использовать блоки для представления вещей из своей жизни. Ребенок может начинать с простых форм — поезда, башни и т. д. Создавайте ассоциации и истории сами, также поощряйте создание их ребенком, задавая вопросы. Дети, как правило, делают это естественно во время игры. Это не простое использование воображения, а создание ассоциации между их внутренним и внешним мирами, это основа обучения по методике Фридриха Фребеля.
Формы красоты по Фребелю это симметричные рисунки и узоры. Они могут быть созданы на решетчатой доске или в свободной форме на столе. Формы красоты начинаются с куба и тут же трансформируются во что-то другое меняя и развивая конструкцию, а затем снова возвращаются в куб. Поощряйте ребенка изменять конструкцию из кубов без разрушения и постройки «с нуля». Одно должно привести к следующему. Фридрих Фребель считал, что это научит ребенка создавать идеи, так как этот процесс способствует логическому и упорядоченному развитию идей. Наблюдайте за изобретением ребенка, а не «рассказывайте» ему о том, что делать с кубами. Слушайте рассказы. Используйте блоки, чтобы пробудить чувство красоты, формируя симметричные рисунки. Эти конструкции должны воплощать принципы симметрии, пропорции, баланса, прочности центра, цикличности и простоты.
Работая с кубиками третьего набора, Ф. Фрёбель предлагал детям посчитать их слева направо и наоборот, сверху вниз и снизу вверх, разделить на две части и определить равенство кубиков в «шпилях». Кроме того, он предлагал придумать, на что это похоже: на стол, дорожку, башенку (шпиль).
Он разработал образцы сборки в соответствии с образами знакомых детям окружающих предметов, например: «дедушкин стул», «камин», «замок с двумя башнями» и др.
Фрёбель предлагает три основных типа занятий:
1. Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни.
2. Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.
3. Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.
4 модуль
Куб разделенный на 8 кирпичиков.
Новые возможности в строительстве создают новые ассоциации. Введите такие слова, как кирпич, черепица, ступень. Ребенок будет делать стены, тротуары, заборы, столы, стулья и т. д.
Расширяйте словарный запас понятиями дробей — половина, четверть, треть и т. д. Можно обнаружить пропорции. Введите новые слова, такие как прямоугольник, продолговатый, направленный, вертикальный, горизонтальный, высота, ширина, длина и т. д.
Продолжайте создавать симметричные конструкции. Помните, что каждая новая конструкция создается путем изменения предыдущей. Когда ребенок готов и изучил возможности симметричных узоров, вы можете ввести асимметричные конструкции.
Фрёбель предлагает три основных типа занятий:
1. Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни.
2. Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.
3. Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.
При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила:
• Готовые фигуры не разрушаются.
• Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.
5 модуль
Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.
Ребенок снова будет использовать блоки для представления вещей из жизни ребенка. Новые части — треугольники откроют для ребенка еще больше возможностей для создания более реалистичных зданий и сооружений. Помните, что истории так же важны, как и конструкции, поскольку они дадут вам представление о логике мыслей ребенка.
Могут быть введены новые термины, такие как угол, треугольник, диагональ, прямоугольная призма. Вы обнаружите дроби, геометрические фигуры, деление размеров и форм, соотношения между частями.
Формирование узоров и рисунков с помощью подарка №5 создает захватывающие и сложные симметрии.
Помните основное правило игры Фридриха Фребеля: трансформируем конструкцию, а не уничтожаем и строим новую с нуля.
6 модуль
Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.
При строительстве соблюдаем те же правила, что и для даров 3-4: строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух.
Используйте блоки, чтобы представлять вещи из жизни ребенка, новые размеры и формы будут охотно использоваться.
Продолжайте обсуждение дробей. Можно обосновать площадь и объем. Масштаб, пропорция и модульность могут быть обнаружены ребенком, если он сделает много различных квадратов.
Используйте блоки, чтобы пробудить чувство красоты, формируя симметричные конструкции, которые воплощают принципы симметрии, пропорции, баланса, силы центра, цикличности и простоты.
Игры с 3,4,5 и 6 даром:
1. Игра «Строитель». Ребенку предлагается карточка, по которой он должен построить то же самое, что и на карточке. Объемное строительство.
2. Игра «Как на картинке». Ребенку предлагается карточка, на которую он должен выкладывать подходящие геометрические фигуры. Строительство на плоскости.
Консультация для родителей «Игры для детей раннего возраста по технологии «Дары Фрёбеля» (первый дар)» Игровой набор для раннего развития по технологии Фридриха Фрёбеля Фридрих Фрёбель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение.
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «МОЕ ЛЮБИМОЕ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ» Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса.
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУ Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием.
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет) Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.
Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Правильное физическое воспитание детей – одна.
Методическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.
Методическая разработка «Кошки в музыке» Тема кошек и котов в пении, танце и драматизациях Сегодня, в продолжение темы кошек и котов, предлагаю вам приблизительный «кошачий» репертуар,.