композиционная форма текста это

Композиция текста

Полезное

Смотреть что такое «Композиция текста» в других словарях:

КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА — КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА. Схема семантической и структурной организации текста, отражающая строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, типы связей между элементами текста. Понимание К. т. важно при обучении… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Композиция текста — подбор, группировка и распределение элементов структуры текста в их логической связанности целостности … Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

композиция текста, метод организации излагаемого содержания — 1) Закономерности построения логичного текста. Правильно выбранный метод организации материала является одним из основных лингвистических условий реализации логичности речи на уровне синтаксиса связного текста 2) Один из элементов информационной… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Композиция (построение художеств. произв.) — Композиция (от лат. compositio ≈ составление, сочинение), ═ 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. ≈ важнейший организующий компонент… … Большая советская энциклопедия

Композиция — (от латинского «componere» складывать, строить) термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. перешло из… … Литературная энциклопедия

Композиция издания — 1. Последовательность расположения его составных частей, к которым относятся осн. текст (одно произведение или их ряд, рассматриваемый как одно целое), предтекстовые и затекстовые элементы аппарата издания, затекстовой доп. текст (приложения). В… … Издательский словарь-справочник

Композиция полосы — компоновка элементов полосы таким образом, чтобы все они (набор текста, репродукции иллюстраций, заголовки и т. д.) гармонично соединились в худож. целое, уравновешенное с компоновкой элементов соседней на развороте полосы, и создавали наиболее… … Издательский словарь-справочник

Композиция — I Композиция (от лат. compositio составление, сочинение) 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. важнейший организующий компонент… … Большая советская энциклопедия

Композиция (литературоведение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Композиция. Композиция лат. componere составлять в литературоведении взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно речевых средств в словесно художественном… … Википедия

композиция — 1) В литературе и искусстве: построение, внутренняя структура произведения (подбор, группировка, последовательность изобразительных приемов, организующих идейно художественное целое; 2) структура муз.произведения; сочинение музыки как вид… … Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Источник

Композиция текста — структура, типы, особенности

Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей текста, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.

Композиция текста — это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.

Знаменитому римскому ученому Марку Фабию Квинтилиану принадлежит честь разработки теории композиции речи. Квинтилиан выделил восемь частей в речи оратора. Композиция речи, им разработанная, вошла в практику позднейшей риторики.

Итак, восемь частей композиции по Квинтилиану.

1. Обращение. Его цель — привлечь внимания аудитории и расположить ее к оратору.

2. Именование темы. Оратор называет то, о чем будет говорить, настраивает слушателей на предмет, заставляет их вспомнить то, что им известно, и готовит их к углублению в предмет.

3. Повествование состоит из описания истории предмета (как возник вопрос, который подлежит разрешению, и как сложилось само дело).

4. Описание. Рассказ о том, каково дело в настоящий момент.

5. Доказательство состоит из логических аргументов, обосновывающих решение проблемы.

6. Опровержение. Доказательство от противного. Допускается иная точка зрения на предмет, которую оратор и опровергает.

7. Воззвание. Обращение к чувствам слушателей. Цель- вызвать эмоциональный отклик аудитории. Занимает предпоследнее место в структуре речи, потому что люди обычно более склонны выносить суждения, основываясь на эмоциях, а не на логике.

8. Заключение. Краткое изложение всего сказанного и выводы по обсуждаемому делу.

Так или иначе, композиция устной речи, предложенная Квинтилианом, с устных текстов перешла на письменные и в какой-то степени вошла в практику многих жанров публицистических, научных, художественных текстов.

Более известны в школьной практике такие основные ее части, как вступление (зачин) — основная часть — заключение (концовка)

Типовая композиция текста по Квинтилиану предполагала последовательное изложение материала речи. Однако одним таким видом построение текстов не ограничивается.

Типы композиции текста

«Чацкий и Молчалин», «Онегин и Ленский», «Сестры Ларины»

Так, например, неполный повтор зачина в стихотворении А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» дает возможность осмыслить сказанное поэтом как жизненное противоречие словам «И повторится все как встарь» в концовке текста.);

Жанровые виды композиции

В зависимости от жанра текста она может быть:

Наша краткая презентация по этой теме

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Источник

Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении

композиционная форма текста это

композиционная форма текста это

Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.

Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.

Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.

Источник

Стилистический энциклопедический словарь
КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА

Понятие К. традиционно используется для характеристики худож. произведения как целого со стороны его содержательной формы. В литературоведении К. определяется как «построение худож. произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении» (А.И. Ревякин). К. обусловливается не только закономерностями изображаемой действительности, но и мировоззрением, худож. методом и конкретными идейно-эстетическими, в частности жанровыми, задачами, поставленными автором. Обычно к элементам К. худож. произведения относят экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

К. нехудож. текстов обычно понимается как последовательность трех основных частей речевого сообщения: вступления, главной части и заключения. Вступление предполагает введение в тему и содержание текста, представление материала, постановку проблемы, конкретизацию аспекта ее рассмотрения и др. Нередко (особенно в публиц. и науч.-популярных жанрах) введение преследует психологические цели, т.е. отражает стремление автора завладеть вниманием читателя (слушателя), вызвать его интерес, установить психологический контакт с аудиторией. С этой целью могут использоваться яркие образы, интересные, интригующие сообщения о каких-либо фактах, парадоксальные суждения, проблемные вопросы, обращения к аудитории и др.

В заключении обычно подводится итог, со всей определенностью формулируются выводы, суммируется сказанное, намечаются новые задачи и проблемы, требующие разрешения, содержатся призывы к аудитории и т.п.

Однако подобное членение является в большей степени не композиционным, а содержательно-тематическим, поскольку одно и то же трехчастное деление свойственно текстам, К. которых различна. Иногда названные три части действительно совпадают с композиционным членением, но и в этом случае они связаны с содержательным, а не структурным аспектом текста.

Исходя из этого в композиционно-смысловой организации текста различаются логико-композиционный и собственно-композиционный планы. Логико-композиционный план, в свою очередь, включает структурно-логический и структурно-смысловой аспекты; собственно-композиционный план предполагает композиционно-содержательный и формально-композиционный аспекты.

Структурно-логический план текста характеризует его конкретные особенности через призму логических понятий как отражение хода мыслей автора в виде суждений и умозаключений, а также способ изложения мыслей (дедуктивный, индуктивный, дедуктивно-индуктивный, индуктивно-дедуктивный). Структурно-смысловой план текста проявляется в организации смыслового содержания. Он отражает способы развития мыслей (последовательное или параллельное), направление логического движения мыслей (горизонтальное или вертикальное), способы сопоставления мыслей (сравнения, аналогии, противопоставление понятий или их признаков и т.п.). Композиционно-содержательный план текста фиксирует структурные способы раскрытия компонентов содержания через их расположение в составе целого, форму выражения, характер речевой реализации. Формально-композиционный план текста характеризует взаимоотношения между его вступительной, основной и заключительной частями, которые могут нести различную композиционную и смысловую нагрузку в зависимости от стиля, жанра и типа, в рамках которых создан текст.

В риторике разработаны основные принципы композиционного построения убеждающей речи: 1) оптимальный подбор главных и факультативных компонентов; 2) оптимальная внутренняя структура главных компонентов, включающих описание темы и проблемы, контактоустанавливающую часть, изложение тезисов, аргументов и выводов и др.; 3) оптимальное расположение и группировка факультативных компонентов (отступлений, связанных с налаживанием обратной связи с аудиторией, приемов, обеспечивающих активизацию внимания адресата, и др.); 4) оптимальный подбор, группировка и последовательность расположения используемых языковых средств.

Лингвистический аспект изучения К. худож. текста предполагает «анализ динамически развертывающегося содержания, которое раскрывается в смене и чередовании разных форм и типов речи, синтезируемых в образе автора и его создающих как сложную, но целостную систему экспрессивно-речевых средств» (В.В. Виноградов). Композиционной единицей литературного произведения является такой его элемент (микрообраз), в рамках которого сохраняется один и тот же способ худож. изображения. С этой точки зрения выделяются динамическое повествование, статическое описание или характеристика, диалог персонажей, монолог, внутренний монолог, авторская ремарка, лирическое отступление и т.п. Каждый из этих элементов характеризуется особым содержанием, определенной функцией в образной системе произведения, а также специфической речевой реализацией.

Специфический характер имеет композиция в лирическом произведении, где более ограничен круг способов худож. изображения, а членение текста неразрывно связано со структурой стиха.

Специфичным способом развертывания науч. текста, также определяющим своеобразие его К., являются развернутые вариативные повторы, или РВП (см.), когда вначале кратко сформулированный тезис (обычно центральный в концепции автора) затем многократно повторяется, семантически углубляясь и развиваясь (Н.В. Данилевская). РВП в науч. тексте оказываются своеобразным композиционным стержнем, обеспечивающим структурную упорядоченность и смысловую прогрессию произведения.

Композиционная стройность документа определяется не только последовательностью изложения содержания и расположением материала. Во многом она зависит от характера и объема сведений, включаемых в документ. В любом случае текст документа должен быть компактным, по возможности кратким и не должен содержать тематически разнородных, логически не связанных между собой сведений.

Стандартизация композиционной структуры дел. текстов, обусловленная спецификой коммуникации в оф.-дел. сфере, значительно упрощает работу с документацией. Напротив, нарушение требований, предъявляемых к документу типовым формуляром, существенно осложняет работу и затрудняет использование документа.

Композиционная организация нехудож. текстов различных речевых разновидностей и жанров требует дальнейшего изучения.

Источник

Презентация на тему «Композиция, логическая и грамматическая структура текста»

композиционная форма текста это

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор Клименко Алина Викторовна Дополнительная образовательная программа «Подготовительный курс для абитуриентов колледжа» Русский язык

Сегодня мы обсудим: Что такое композиция текста, какие виды композиции бывают; Что такое микротема, как она связана с абзацем в тексте; Разграничение главной и второстепенной информации.

Композиция – это… Композиция текста – это его строение: соотношение и взаимное расположение частей. Обычно включает в себя 3 части: Вступление; Основную часть; Концовку (заключительную часть). Композиция характеризуется стройностью и завершенностью, логической связностью и соразмерностью частей.

Типы композиции текста Линейная – последовательное изложение фактов и событий по хронологическому признаку (автобиография, отчет); Ступенчатая – последовательный переход от одного элемента текста к другому (лекция, доклад); Концентрическая – переход от одного положения к другому с возвращением к уже сказанному (по типу спирали), в этом случае подчеркивается уже известное читателю и к этому известному добавляется новое; Параллельная – сопоставление положений, фактов, событий (например, сочинения на тему «Онегин и Ленский», «Чацкий и Молчалин» и под.); Дискретная – изложение с пропуском, разрывом для создания интриги отдельных моментов изложения событий (часто лежит в основе детективов); Кольцевая – возврат в конце текста к уже сказанному в начале, что позволяет читателю по-новому осмыслить сказанное (А.Блок «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»); Контрастная – резкое противопоставление двух частей текста.

Абзац – это… Абзац – это композиционно-стилистическая единица текста, выделяемая отступом в начале строки (красная строка), отрезок текста между двумя такими отступами. Абзац является прежде всего единицей композиционного членения речи, то есть средством выделения содержательно и композиционно значимых отрезков текста. Выделение частей текста в абзацы может быть связано с функционально-стилистическими особенностями текста и с индивидуальной авторской манерой упорядочения и изложения информации. В монологической речи абзац служит для выделения значимых частей текста, которые обычно соответствуют микротемам.

Вспомним… Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы. Например, темой текста может быть «Интернет-сообщества», «Телевидение», «Здоровье нации» и т.д. Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литература запечатлевает образ времени». Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чем смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между желаемым и действительным.

Ключевые слова – это… Ключевые слова текста – это наиболее важные в содержательном плане лексические единицы. По их перечню можно догадаться, о чем текст, какую тему затрагивает автор. Ключевые слова часто повторяются в данном тексте. Вокруг них группируются синонимы, слова ассоциативно сними связанные, и однокоренные слова. Они способны свертывать информацию, выраженную целым текстом, объединять его основное содержание.

Практическая работа Прочитайте отрывок из рассказа Б. П. Екимова. …Рано утром проснёшься, бредёшь потихоньку к воде окунуться. После городской жизни не сразу обвыкаешься, словно не веришь, что всё это явь: тишина, покой, зелень, вода… Раннее лето, начало его. Шиповник цветёт розовым. Старые акации, высоченные, чуть не до неба, вздымают над землёй пахучие облака сладкого цвета. Солнце поднялось. Деревья гудят от пчёл. Тишина. Протяжная песнь иволги. Перекатистая трель черноголовой славки. Скворчиный гвалт на дуплистом тополе. Дыханье близкой воды. Прозрачная склянь её, песчаное дно, утренняя свежесть. Выйдешь из воды — и чуешь души и тела восторг… Покой, солнышко греет, птицы поют, синеет просторная вода; бредёшь себе по светлой песчаной дорожке к утреннему чаю. (По Б. П. Екимову)

Задания к тексту Докажите, что это текст. Озаглавьте текст (подберите разные варианты названий). Определите тему, микротемы, основную мысль текста. Определите стиль и тип речи данного текста. Определите способы связи предложений в тексте. Укажите те части текста, которые являются описанием. Подтвердите примерами из текста справедливость вывода: «В текстах-описаниях обычно используется параллельный способ связи между предложениями». Обратите внимание на структуру предложений, на порядок слов. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте. Графически объясните орфограммы и пунктограммы.

Практическая работа Все хорошие фотографы и кин..операторы знают что сущ..ствует закон кадра. Он состоит в том что одна какая(нибудь) часть целого выд..л..(н, нн)ая из остального иску(с, сс)тве(н, нн)о скажем рамкой вид..искателем фотоаппарата колечком (с, з)дел..(н, нн)ым из пальцев или просто сосредоточ..(н, нн)ым вн..манием воспр..н..ма..(ться, тся) иначе нежели вместе с целым. Очень наглядно это можно видеть например в Армени.. по дороге из Еревана к озеру Севан. Вы ед..те и справ.. от вас всё время находи(ться, тся) голуб..ватая д..лина а за ней бел..снежный шатёр арарата. Вдруг машина ост..навлива..(ться, тся) и вам пр..длага..(ться, тся) выйти полюбова(ться, тся) зн..менитой горой. Но мы же и без того ею любу..емся. Вот она всё время справ.. от нас. Нет полюбуйтесь (по)другому. Оказыва..(ться, тся) около дорог.. сп..циально постро..(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид..те Арарат часть неба и часть д..лины как(бы) вставл..(н, нн)ыми в рамку и впеч..тление от красоты гор усил..ва..(ться, тся) стократ. (По В. Солоухину)

Задания к тексту Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Какие типы речи сочетаются в этом тексте? Какой основной тип речи? Прослушайте текст и озаглавьте его так, чтобы заглавие отражало его тему. Как связаны предложения в тексте? Найдите тезис, его обоснование, вывод. Анализ языковых единиц Найдите в тексте слово, суффикс которого придаёт слову лексическое значение немножко, слегка. Приведите свои примеры слов с этим суффиксом. Какой частью речи являются эти слова? Расскажите, чем осложнены предложения в тексте.

Продолжение (15)Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок! (16)Может быть, она стонала? (17)Может быть, боялась за свою жизнь? (18)Я ничего этого не знал. (19)Я мог её только жалеть. (20)Но через неделю рану затянуло коричневым. (21)Это она сама себя вылечила. (22)И как раз в это время у неё стали набухать почки. (23)И полезли из них зелёные язычки. (24)Тысячи. (25)Из каждой почки вылез язычок. (26)Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. (27)Она была мне нужна, эта берёза. (28)Я привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве было то, что помогало мне находить хорошее настроение. (29)Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. (30)Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне. (По С. Воронину)

Задания к тексту В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автору нужна была эта береза?» Он мог получать глюкозу вместе с березовым соком; Береза, стоявшая под окном, загораживала комнату от зноя; Автор посадил ее на своем участке и ухаживал за деревом; Он привык к дереву под окном, и вид его поднимал автору настроение.

Продолжение 1. Какое слово употреблено в прямом значении? а) глюкоза (предложение 12) б) капилляр (предложение 15) в) язычки (предложение 23) г) туман (предложение 26) 2. Среди предложений 12 – 25 найдите односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. 3. Среди предложений 13 – 30 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. 4. Среди предложений 9 – 15 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения. 5. Какая мысль осталась вне поля зрения автора? а) Трудно защищать деревья, когда они никому не принадлежат. б) Раны у берёз довольно быстро затягиваются. в) Природа помогает человеку восстанавливать хорошее настроение. г) Берёзовый сок, являющийся источником ценной для человеческого организма глюкозы, добыть очень сложно.

Практическая работа 1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». 2)Но что может значить это определение? 3) Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. 4)Ограничено и человечество в целом. 5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. 6)Вот его ограниченность. 7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. 8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. 9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. 10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». 11) Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? 12) И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

Продолжение 13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи. 14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. 15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. 16)Но очень важно разделять знания и представления. 17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте. 18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. 19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. 20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. 21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше.

Продолжение 22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы. 23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен? 24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. 25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

Задания к тексту В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор говорит, что «очень важно разделять знания и представления»?» Важно не просто усвоить объем конкретных знаний, но и иметь широкие представления о мире; Ограниченный человек мало знает и представляет, что происходит в мире; Знания могут быть превосходными, а представления – нет; Даже ученый человек, который много знает, ожет быть ограниченным.

Продолжение Какое высказывание противоречит содержанию текста? 1) Человечество ограничено в своём представлении о мире. 2) Современный человек не может прочитать все существующие сегодня книги. 3) Нельзя смешивать точные знания, которыми обладает человек, с его представлениями о внешнем мире. 4) Человек, обладающий большими конкретными знаниями, не может быть ограниченным человеком. Какой(-ие) тип(-ы) речи использованы в предложениях 1 – 4? 1) повествование 2) рассуждение 3) описание 4) повествование и описание

Продолжение «Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как (предложения 2, 11), (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как (“«капсуле» всего человечества” в предложении 13) и (загадочным миром в предложении 8)». Список терминов: 1)сравнительный оборот 2)парцелляция 3)ряды однородных членов 4)ирония 5)метафора 6)индивидуально-авторские слова 7)вопросительные предложения 8)диалектизм 9)эпитет

Практическая работа – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила: – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее! – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: – (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

Продолжение – (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она. – (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. – (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем. – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы. (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. – (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас. – (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик. – (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

Продолжение – (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну. (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… (По Б. Васильеву)

Задания к тексту В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?» Это были копии, а не настоящие документы. Поведение детей обидело Анну Федотовну. Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне. Анна Федотовна боялась, что документы подменят.

Продолжение Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

Практическая работа (1)Мы ехали на охоту с моими друзьями, Константином и Львом. (2)Вдруг Костя обратил внимание на узкую тёмную полоску на севере. (3)Через полчаса стало ясно, что нужно уносить ноги, и чем быстрее, тем лучше. (4)Тёмная полоска вытягивалась в огромную крокодилью морду и явно норовила заглотить нас вместе с машиной. (5)Дождь со снегом всё усиливался. (6)Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей. (7)Резко похолодало. (8)Я завёл машину, но проехать удалось немного: липкая грязь забила колёса, и двигатель заглох. (9)Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле! (10)Я знал, что такие бури в степи могут длиться до двух-трёх суток. (11)Бензина, чтобы обогревать салон, хватило бы нам часов на двадцать, а что дальше. (12)Медленно замерзать? (13)И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. (14)Больше ни Костя, ни я не успели и рта раскрыть, как Лев заявил, что у него есть продукты и он, разумеется, никуда из машины не пойдёт! (15)Так что у нас с Костей выбора не было. …(16)Ветер валил с ног. (17)Недавно мне сделали операцию, и, конечно, мне было трудно. (18)Когда я не мог встать, Костя помогал, и мы, опершись на два ружья, стояли спина к спине и отдыхали. (19)В очередной раз я упал и, барахтаясь в тягучей массе, не заметил, что потерял сапог. (20)Только когда нога стала неметь, я обнаружил это. (21)Сил вернуться не было, но Костя вернулся и с трудом, ползая по грязи, нашёл мой сапог. (22)Потом мы шли, по очереди толкая друг друга, или отдыхали, опираясь спинами.

Задания к тексту В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой готов идти на любую охоту со своим другом Костей?» Костя умеет вовремя заметить признаки ненастья; Герой очень любит охоту и готов ради неё переносить любые трудности; Герой хотел бы снова встретиться с комбатом Пугачёвым; Константин ни при каких обстоятельствах не бросит друга в беде.

Продолжение В каком варианте средством выразительности является сравнение? И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет. Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле! Ветер валил с ног.

Домашнее задание Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *