композиция поэмы по праву памяти твардовский

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ» – «О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ»

Т. В. Казакова,
учитель русского языка и литературы гимназии № 470
Санкт-Петербург

Для работы на уроке можно использовать раздаточный материал,
который станет основой последующих выступлений учащихся,
их сообщений, докладов, презентаций (групповые или индивидуальные)

Материал для учащихся (на парте листы)

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971) – это многогранная творческая личность. Признанный при жизни поэт, лауреат Сталинской премии (1941), автор «Страны Муравии», «Василия Теркина», За далью – даль», «По праву памяти» и первый публикатор в качестве главного редактора «Нового мира» антисталинских произведений, ставших символами «оттепели» 60-х годов XX века.

1. История создания поэмы «По праву памяти»

Поэма «По праву памяти» создавалась в 60-е годы XX века, но была опубликована лишь много лет спустя – в 1987 году, долгие годы она находилась под запретом. Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью – даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе»:

…Недосказал. Могу ль оставить
В неполноте такую речь,
Где что убавить, что прибавить, –
Как долей правды пренебречь?
Нет, все былые недомолвки
Домолвить время нам велит.

Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов XX века. В его словах: «Да, жизнь. Сплошная тьма надвинулась», «дни глухие», «в нынешней муторной обстановке…» – глубокое ощущение ситуации, в которой приходилось работать, точнее, определение того, что происходило тогда в стране: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его, замалчивание решений XX съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа – брежневского, беспредельная сила тоталитаризма, обрушившегося на духовные основы общества, власть жесткой цензуры… Инспирированное дело Солженицына, процессы Синявского, Даниэля, генерала Григоренко, заказные статьи-доносы (например, «Письмо одиннадцати»), сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавшиеся в центральной печати, – все это приметы времени, трудного и идеалогизированного, для Твардовского еще и опасного.

Удушающая атмосфера той поры, портреты неосталинистов ярко воссозданы в книгах А. Солженицына «Бодался теленок с дубом», А. Кондратовича «Новомирский дневник 1967–1970». Эти книги – хроника не жизни, а борьбы, которую вели писатели, имевшие право утверждать: «Что там ни говори, а мы страницу в истории литературы оставили» (А. Твардовский). Твардовский, по признанию многих, – личность, уже как бы своим присутствием влияющая на духовный климат времени. В стихотворении Расула Гамзатова «Костер Твардовского» есть такие строки:

И у свободы он в почете,
И не подвластен никому,
И ложь в сусальной позолоте
Не может подступить к нему.

О трагедии народа Твардовский знал не понаслышке. Ф. Абрамов в своих воспоминаниях о поэте так пишет об истоках его личной трагедии: «Все бури века нес в себе…» «Не говорю о том, что раскулачена семья, а он один на свободе. Прославленный поэт, а брат в лагерях? До 53-го года. Отец великого поэта четыре года жил под чужим именем». Эта запись Ф. Абрамова перекликается с признанием самого поэта: «У меня как бы две биографии: репутация народного поэта и наследственное клеймо классового врага». «Сын кулака» – это клеймо значилось в анкетах, которые заполнял Твардовский. Он носил его более двадцати лет. Подлинность переживаний, подлинность волнений лежат в основе поэмы. В поэме «По праву памяти» Твардовский выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал: друга детства, тетки Дарьи – в поэме «За далью – даль», отца – в последней поэме.

Поэма «По праву памяти» представляет собой трехчастную композицию: три главы поэмы. Вопросы и задания для осмысления поэмы:
1. Творческая история поэмы, ее судьба.
2. Жизненные реалии 30–40-х годов, их осмысление Твардовским. Первая глава «Перед отлетом» по своему содержанию примыкает к главе «Друг детства» из поэмы «За далью – даль», как бы предваряет ее. Писалась эта глава как обращение к другу юности. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой и можно вести разговор о сокровенном. К этому побуждали сами обстоятельства: друзья покидали отчий дом. «Перед отлетом» – сама по себе эта ситуация романтическая. Высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта раскрывают их облик. Два друга – «мыслитель и поэт» – прекрасны. Лирическая концовка главы «Перед отлетом» исполнена глубокого смысла: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.

Первая и вторая главы контрастны по своей интонации. «Сын за отца не отвечает» – эти слова вынесены в заглавие второй части поэмы, с них она начинается. Повторяясь, эти слова получают все новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».

Источник

Урок по поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти»

Разделы: Литература

Эпиграфы:

Я жил, я был – за все на свете
Я отвечаю головой

Память активна. Она оставляет
Человека равнодушным, бездеятельным.
Она владеет умом и сердцем человека.
Память противостоит уничтожающей силе
времени. В этом величайшее значение
памяти.

Цели урока:

1. Вступительное слово учителя

2. Осмысление эпиграфов к уроку

Обратимся к эпиграфам урока. Одним из них являются слова академика Д.С.Лихачева. Как вы понимаете его слова, что «память активна»? Разделяете ли вы это утверждение? Убеждает ли поэма Твардовского в справедливости мысли Д.С.Лихачева?
Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку взяты и слова Твардовского «Я жил…»? Что мы можем сказать о позиции поэта, судя по этому поэтическому заявлению?

3. Беседа по вопросам

Учитель: Обратите внимание на время создания и время появления поэмы в печати. О чем это говорит? Почему поэма не была напечатана при жизни Твардовского?

Ученик: Поэма «По праву памяти» датируется 1966-1969 годами. А.Твардовский предпринимает настойчивые попытки опубликовать её на страницах руководимого им журнала «Новый мир». Но цензурное управление – Главлит – настойчиво задерживает публикацию произведения.
Широкая критика культа личности Сталина в 1956-1964 годах, когда обнажались не только «ошибки», но и «злодеяния», «преступные действия» «вождя народов», сменилась во второй половине 60-х годов умолчанием, забвением, негласным запретом процесса демократизации. Поэтому Твардовский и не увидел свою поэму в печати. Поэма предстала перед читателями лишь после смерти автора, в 1987 году.

Учитель: В тех обстоятельствах решительное обращение к теме преступлений сталинского режима имело ясный политический смысл – это было слово открытого и резкого протеста.

Учитель: Давайте вспомним историю создания поэмы? Каким планировалось новое произведение? И каким оно получилось?

Ученик: Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью – даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе».
Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов.

Учитель: Расскажите подробнее о той обстановке, в которой приходилось работать Твардовскому.

Ученик: Становилось все заметнее, что направление журнала «Новый мир» объективно приобретала оппозиционный характер. И это главному редактору «Нового мира» отомстилось 10 августа 1968 года. А.Твардовский писал Кондратовичу: «Дела с журналом архитяжкие. Никогда еще так называемые события международной жизни не касались так непосредственно журнала и моей собственной». Твардовский имел в виду чехословацкие события. В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась такая запись (от 29 августа 1968 года):

Что делать мне с тобой, моя присяга,
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага,
И как встречает в шестьдесят восьмом.

Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии.

Учитель: Это поступок, человеческий, гражданский. В словах Твардовского – сила нравственного и духовного сопротивления. И это вызвало раздражение у чиновников литературы, недругов поэта. Враги журнала – секретари ЦК, редакторы Главлита, цензоры, инструкторы, консультанты – целый щедринский мир – ополчились на «Новый мир» и его главного редактора. Все попытки опубликовать поэму оказались тщетными. «Я почувствовал, – говорил Твардовский, – что я упираюсь в резиновую стенку».
Вот поэтому поэма и была опубликована только в 1987 году в журнале «Знамя».

4. Поэма «По праву памяти»: чтение, обсуждение, анализ

Учитель: А теперь обратимся непосредственно к поэме. Какие основные темы вы выделили в этом произведении?

Ответы:

– тема раскаяния и личной вины человека;
– тема памяти и забвения;
– тема исторического возмездия;
– тема «сыновней ответственности».

Учитель: Что представляет собой композиция поэмы?

Ученик: Поэму А. Твардовского «По праву памяти» называют многие литературоведы триптихом. В ней три части – «Перед отлётом», «Сын за отца не отвечает», «О памяти», которым предшествует небольшое лирическое предисловие.

Ученик: Поэма «По праву памяти» представляет собой трехчастную композицию. Автор в процессе работы называл её то триптихом, то (чаще всего) стихотворным циклом. Журнал «Знамя», которому было дано право первой публикации, счел возможным так определить её жанр: «вполне очевидно, что перед нами – лирическая поэма». И сам автор, видимо, склонялся к такому определению. В окончательном варианте, подготовленном им самим к печати, снято обозначение «триптих», даны заголовки частей. Это подчеркивает цельность и единую сюжетно-психологическую линию произведения.

Учитель: Итак, перед нами лирическая поэма, представляющая собой трёхчастную композицию. Глубок её эмоционально-психологический подтекст. Это исповедь – обращение, исповедь – покаяние, исповедь – обвинение. Презрев запрет, Твардовский говорит о том, что «душу жжёт». В стихах звучит то лирическая интонация, то они становятся публицистикой, то в размышления нравственного характера вплетаются жизненные реалии. Цельность поэме придаёт личность самого автора, монологическая форма повествования.
Открывается это произведение поэтической декларацией, в которой выражено жизненное кредо Твардовского. Прочитайте эти строки. … Для Твардовского память и правда – понятия-синонимы. Мысль, во власти которой находился поэт, не раз звучала в его стихах.

Часть 1 «Перед отлётом»

Учитель: Каким настроением проникнута первая глава поэмы?

Ученик: В ходе работы над поэмой у Твардовского появилась мысль включить в неё мотив отлёта из родного гнезда, то есть тот уже опубликованный фрагмент, который появился до публикации поэмы, как самостоятельное произведение под заголовком «На сеновале». Стихотворение «На сеновале» и оставило первую часть поэмы – «Перед отлётом». Писалась эта глава как обращение к другу юности. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой и можно вести разговор о самом сокровенном.

Учитель: А как переданы чувства юности? Насколько точен поэт в передаче надежд, устремлений своих молодых героев»?

Ученик: Двое друзей, деревенские юноши, собираются в путь, они полны надежд, мечтаний. Их духовный облик раскрывают высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта. Подтверждает цитатами.

Учитель: Почему при чтении этой светлой главы вдруг возникает ожидание беды? Как заражает нас поэт своей тревогой?

Ученик: Есть строки, которые настраивают читателя на тревожный лад. Зачитываются.

Часть 2 «Сын за отца не отвечает»

Учитель: Эти слова вынесены в заглавие второй части поэмы, с них она начинается. И эти слова неоднократно повторяются в этой части поэмы. Почему?

Ученик: Вторая часть озаглавлена теми сталинскими словами, которые в 30-е годы были восприняты и самим поэтом, и множеством людей такой же судьбы как нежданное счастье, избавление от «несмываемой метки». Но это, во-первых, оказалось обманом. И, во-вторых, поэт показывает, как бесчеловечны, аморальны были эти слова. Повторяясь, эти слова получают всё новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».

Учитель: Какие мотивы вписывает Твардовский в тему «пяти слов»?

Ученик: В тему «пяти слов» Твардовский вписывает разные трагические мотивы:

– судьбы крестьянства, переломанные «великим переломом»;
– судьбы целых народов, брошенных в изгнанье;
– судьбы тех, кому просчёты Главнокомандующего пришлось оплатить вдвойне.

Цитатами подтверждается сказанное.

Учитель: Горестным изумлением перед масштабами бедствия, постигшего народ, страну, звучит это обращение к родине-матери. Но о трагедии народа Твардовский знал не понаслышке.
Рассказ учащегося: «Великий перелом» разметал по белому свету семью Твардовских. В тайге Северного Урала оказались отец, мать, четверо младших детей. Неизвестна была судьба старшего брата Константина. В стихотворении «Братья» поэт вопрошал: «Где ж ты, брат? // На каком Беломорском канале?»
Судьбу наших военнопленных разделил младший брат поэта Иван, оказавшийся после войны в лагере на Чукотке. И к нему можно отнести слова: «Из плена в плен – под гром победы/ С клеймом проследовать двойным».
Ф.Абрамов в своих воспоминаниях о Твардовском так пишет об истоках его личной трагедии: «Все бури века нёс в себе… Не говорю о том, что раскулачена семья, а он один на свободе. Прославленный поэт, а брат в лагерях? До 53-го года. Отец великого поэта четыре года жил под чужим именем»
Эта запись Ф. Абрамова перекликается с признанием самого поэта, носившего в себе вину перед отцом и особенно перед любимой матерью: «У меня как бы две биографии: репутация народного поэта и наследственное клеймо классового врага». «Сын кулака» – это клеймо значилось в анкетах, которые заполнял Твардовский. Он носил его больше двадцати лет.

Учитель: Найдите в тексте поэмы строки, подтверждающие переживания Твардовского.
Зачитываются строки.

Учитель: Каким запечатлен во второй части поэмы «отец народов»?

Ученик: Образ Сталина, картина порядков, им насаждаемых, даны в поэме крупно, бескомпромиссно. Зачитываются отрывки.

Учитель: В черновиках поэмы Твардовский отобразил портретные черты «судеб вершителя земного»:

…руки у него
Как рачьи скрючены клешни
Сплошной мозолью точно пятки (пастуха)
Покрыты были и не по росту
Крупны, окалиной обожжены.

Подумайте, почему строки, содержащие описание наружности «вождя», поэт не включил в основной текст поэмы?

Учитель: Как рисует Твардовский судьбу своего отца, судьбу русского крестьянства? Какая в портрете отца значится деталь?

Учитель: Какие мысли рождают финальные строки главы?

Часть 3 «О памяти»

Учитель: «О памяти» – глава особая. Она синтезирует авторские мысли, мотивы, заявленные в её названии. Глава полемична. Твардовский спорит с теми, кого называет «молчальниками». Найдите эти строки.

Учитель: Размышление Твардовского о забвенье и памяти завешается твердо высказанным убеждением. Каким? Прочитать.
В какой манере написана последняя глава?

Ученик: Глава «О памяти» написана в свободной, «разговорной» манере. Много риторических вопросов. Это отголоски тех споров, которые вел редактор «Нового мира», отстаивая право и обязанность литературы говорить правду. Весь строй стихотворного текста создает целостное представление о мироощущении поэта. Он ясно и бескомпромиссно выражает свою позицию.

Учитель: Как мы видим, автор стремится всё мерить высшим для него критерием – совестью, правдой, памятью. Обратите внимание на емкие, меткие определения к ключевым словам ПАМЯТЬ, ПРАВДА, БЫЛЬ, БОЛЬ. Прочитайте их. Какие поэтические обороты, с вашей точки зрения, являются афоризмами?
– Какие фразеологизмы использует автор в главе «О памяти»?
– О чем говорит такое широкое использование автором афоризмов и фразеологизмов?

5. Заключительное слово учителя

Прочитав поэму А.Твардовского, мы убедились: все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за своё время. Но не бывает ответственности без чувства памяти, сопричастности жизни. Мы должны знать правду, какой бы горькой она не была. Память, убеждает нас поэт, должна уберечь от повторения страшных ошибок.
За лирическим героем поэмы встает образ поэта-гражданина. Он учит нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учит быть «людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза».

Источник

Твардовский А.Т., «По праву памяти», краткий анализ

Вы будете перенаправлены на Автор24

«По праву памяти» представляет собой лирико-публицистическую поэму, созданную в 1963-1969 гг. Изначально она задумывалась как дополнение к поэме «За далью – даль». В содержательном плане поэма представляет собой лирико-философское и социальное раздумье писателя о непростых судьбах отдельной личности, своей семьи.

История написания

Произведение создавалось в условиях обострившейся после отставки Н. Хрущёва борьбы двух основных тенденций:

Несмотря на то, что с трибун провозглашалась свобода слова, в действительности любое свободомыслие подвергалось критике. В эти годы, сразу после отставки Хрущева, начался затяжной конфликт журнала «Новый мир», главным редактором которого являлся Твардовский, и советской власти.

После прихода к власти Брежнева курс на десталинизацию был свернут, в экономике и общественно-политической жизни наметился возврат к командно-административной системе, хрущевская «оттепель» сменилась «заморозками».

Крайне важно отметить, что в эти годы формируется тенденция к замалчиванию информации о сталинских репрессиях.

В эти годы Твардовский создает свое произведение как акт сопротивления наступившей реставраторской тенденции в социальной жизни СССР.

Особенности произведения

Композиция поэмы включает три раздела:

В произведении ярко отобразился свойственный Твардовскому обостренный историзм поэтического мышления, обозначение нравственной, гражданской, творческой позиции. Он неоднократно подчеркивал, что

Готовые работы на аналогичную тему

«Только память делает людей живыми…»

Память становится для писателя фундаментом творческого мировоззрения, ключом к пониманию главной универсальной ценности – человеческой жизни, точнее, миллионов человеческих жизней, искалеченных сталинскими репрессиями.

Само произведение стало сатирическим разоблачением тоталитаризма, поэма приобретает трагедийное звучание, окончательно утрачивая оптимизм ранних произведений автора. Поэма носит ярко выраженный автобиографический характер, представляет собой своеобразную исповедь о прожитой жизни самого Твардовского и всего народа. Повествование характеризуется высокой правдивостью изображения, воскрешает «живую», не отпускающую боль трагических событий русской истории начала прошлого века.

Поэма – это осмысление поэтом всей его прожитой жизни, в которой отразились все противоречия, все трагические события, с которыми столкнулись в первой половине прошлого столетия миллионы людей. Главным мотивом произведения выступает мотив поисков правды, истины в мире. В данном аспекте поэма является продолжением созданной раннее поэмы «За далью – даль».

Мотив поисков правды пронизывает произведение, начиная от первых строк, обращения поэта к себе:

Тема репрессий, справедливости, возможностей построения нового мира приобретает в поэме глубоко личностный, интимный характер. Автор рассказывает читателю о нелегкой судьбе своей семьи, безвинно обвиненной и раскулаченной. Предлагает читателю задуматься над тем, каково было отцу Твардовского – крестьянину-труженику, который зарабатывал хлеб своим трудом, принять

Каково было его семье оказаться по несправедливому приговору в «краях, где виснет иней».

Он раскрывает все двуличие, всю лживость известного лозунга Сталина «Сын за отца не отвечает» рассказывая, какой травле подвергался он лично из-за отца. Подчеркивает, что во времена сталинских репрессий, сын отвечал за отца, от него требовалось «забыть», «в забвенье утопить живую боль».

Твардовский подчеркивает, что слова «отца народов» вступают в противоречие с законами Божьими, с требованиями «почитать отца своего». Соответственно, голос Сталина звучит в произведении как голос, противостоящий человеческой сущности и природе, как голос Сатаны.

Воспоминания, горькая, мучительная память об ужасах и преступлениях Сталина, о жестокой эпохе, правда о брежневских временах, которые продолжают покрывать преступления сталинского периода, ее ложь, двуличность – все это пронизывает последнюю поэму Твардовского.

Твардовский стал для русской литературы и культуры в целом не просто поэтом, литератором, но голосом и совестью народа. В сложные времена он взял на себя роль рупора свободолюбия, правдоискателя. Тем самым он получил широкое признание общественности, и одновременно – негодование властей, официоза, угодливых критиков-конформистов. После выражения осуждения подавления Пражской весны 1968 г. советскими танками, журнал, редактором которого являлся Твардовский, был разогнан, сам редактор был уволен. Советская власть обвиняла Твардовского в недостатке партийности, клевету на советскую действительность, ее очернительство. Гонения и травля во многом стали причиной смерти поэта.

Сама поэма при жизни автора опубликована не была, она появилась в печати лишь в 1987 г., спустя почти десятилетие, после того как ее создать ушел из жизни.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что поэма «По праву памяти» стала вершиной творчества Твардовского, она ознаменовала полный отход автора от оптимизма, которым отличались его первые произведения. В центре внимания поэта – сложные исторические судьбы русского народа в первой половине прошлого столетия.

Источник

Литература. 11 класс

Конспект урока

Анализ поэмы А. Т. Твардовского «По праву памяти»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Идейно-художественное своеобразие поэмы «По праву памяти»;

2. Осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени;

Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.

Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.

Композиция внешняя – деление на части, главы.

Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.

Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.

Поэма – стихотворное сюжетное повествование.

Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.

Художественный образ – изображение человека в произведении.

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Твардовский родился 8 июня 1910 года в семье крестьян в Смоленской губернии на хуторе Загорье. В семье всегда с уважением относились к знаниям, в доме было много книг. Поэтому Александр довольно рано научился читать и писать. В 14 лет он уже оставлял свои заметки в газетах. Его ранние работы понравились советскому автору Михаилу Исаковскому, который стал другом и наставником молодого поэта.

Юность Твардовского приходится на постреволюционный период. Поэт является сторонником новой идеологии. В 1931-ом году в печати выходит его первая поэма «Путь к социализму». Твардовский поддерживает коллективизацию и идеи Сталина несмотря на то, что вся его семья раскулачена, а родной хутор сожжён. В 1938-ом году он вступает в партию. Через год его призывают в ряды Красной Армии. Во время Финской войны он работает военным корреспондентом.

Каждая поэма Твардовского – это отражение происходящих исторических событий. Поэма «За далью – даль» посвящена теме возрождения страны, вынесшей много испытаний. Это осмысление происходящего в сталинские времена. В продолжение этого произведения автор пишет «По праву памяти». Поэма становится творческим финалом писателя.

В своём последнем труде автор подвергает широкой критике культ личности Сталина. Критик Лакшин пишет о поэме: «…он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения. Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько высшей, горчайшей вины перед семьёй, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму “По праву памяти” — своё оправдание и своё покаяние».

Писатель предпринимает попытки опубликовать своё произведение на страницах руководимого им журнала «Новый мир». Но его запрещает цензура.

В августе 1968 года советские войска входят в Чехословакию. Твардовский с возмущением воспринимает эти события. В рабочей тетради поэта появляется запись:

Что делать мне с тобой, моя присяга,

Где взять слова, чтоб рассказать о том,

Как в сорок пятом нас встречала Прага,

И как встречает в шестьдесят восьмом.

«По праву памяти» отражает острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его.

В поэме три части и небольшое предисловие. В первой части «Перед отлётом» лирический герой пытается осмыслить своё прошлое и прошлое страны. Во второй автор разоблачает слова Сталина «Сын за отца не отвечает», в которые и сам поэт когда-то поверил. Третья часть «О памяти» — это размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.

Каковы же особенности восприятия автором прошлого и настоящего? Твардовский затрагивает тему раскаяния и личной вины человека, памяти и забвения, «сыновней ответственности», исторического возмездия.

Открывается это произведение поэтической декларацией:

Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль —

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые.

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой.

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой…

В первой главе «Перед отлётом» герои — молодые люди — в приподнятом настроении уезжают в город с грандиозными планами на будущее, надеждой в полной мере реализовать себя.

…Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за неё в огонь и в воду.

Таким завет начальных дней.

Лишь от себя теперь добавим:

Во второй главе «Сын за отца не отвечает» звучит тема грубого вмешательства власти в семью. О трагедии народа Твардовский знает не понаслышке. Его семья была раскулачена, родителей и четверых младших братьев и сестёр сослали на Северный Урал. Судьба старшего брата Константина осталась неизвестной. Поэт чувствует вину перед отцом и особенно перед любимой матерью. В этой главе он пишет:

…А мы, кичась неверьем в бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов —

Любая прочая любовь.

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать ещё конца.

Твардовский пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и своё поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле.

Финальная часть поэмы «О памяти» звучит утвердительным монологом. Совесть и память определяют гражданскую позицию человека. Лирический герой спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Произведение заканчивается словами:

…И опыт — наш почтенный лекарь,

Подчас причудливо крутой, —

Нам подносил по воле века

Его целительный настой.

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза —

Поэма «По праву памяти» становится исповедью, криком души Твардовского, который не мог молчать о пережитом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Назовите автора строк.

«Я жил, я был – за всё на свете

«По праву памяти» отражает острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его.

В поэме три части и небольшое предисловие. В первой части «Перед отлётом» лирический герой пытается осмыслить своё прошлое и прошлое страны. Во второй автор разоблачает слова Сталина «Сын за отца не отвечает», в которые и сам поэт когда-то поверил. Третья часть «О памяти» — это размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.

В поэме А. Твардовского:

Отражены тяжёлые противоречия времени;

Изображён только образ Сталина;

Автором прославляется социалистический строй.

Отражены тяжёлые противоречия времени.

Твардовский пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и своё поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *