композиция растения в замкнутой плоскости с учетом законов равновесия
Закон равновесия в композиции: рисунки, схемы, принципы
Представьте себе весы, на которых стоят гири. А теперь представьте какую-нибудь известную картину. Вы наверное спросите: «А что между ними общего?» Давайте рассмотрим, что объединяет вышеупомянутые предметы, потому что в ответе на этот вопрос скрывается один из важнейших законов композиции — закон равновесия.
Любое произведение изобразительного искусства должно быть уравновешенным. Причём, даже самая экспрессивная и динамичная композиция всё равно подчиняется закону равновесия, потому что только так она будет завершённой. Но что это означает?
Когда художник изображает какие-либо объекты, то он распределяет их на плоскости листа или холста. Какие-то из них большего размера, какие-то меньшего. Какие-то расположены слева, какие-то справа… Вот это самое распределение предметов в листе может создавать ощущение движения, смещения, уравновешенности и т. д. Посмотрите иллюстрацию с простыми геометрическими фигурами и попытайтесь понять как их расположение создаёт иллюзию движения.
А вот теперь нам потребуется пример с весами. Обратите внимание на иллюстрацию ниже. Здесь изображены две ситуации. В одной — весы уравновешены, а в другой — весы наклонились в сторону под тяжестью гири. Тоже самое происходит и в композиции. На рисунке изображен портрет в двух вариантах — в одном композиция находится в равновесии, а в другом — изображение смещается в сторону, создавая ощущение, будто рисунок накренился. Это воспринимается ассоциативно, на уровне ощущений, а происходит из-за неравномерности масс, неравномерности в распределении силуэтов в листе.
Теперь становится очевидным что такое равновесие в композиции и насколько оно важно. Но возникает следующий вопрос. Какие существуют способы создания композиционного равновесия и какие схемы построения композиции в этом помогут?
Симметрия и асимметрия
Самый простой способ достичь равновесия — это нарисовать что-то в центре. Тогда левая и правая стороны рисунка будут одинаковыми, словно отражающимися в зеркале. Это называется симметрией. Также будет симметричной композиция, в которой два одинаковых объекта расположены слева и справа. В первом случае (когда Вы нарисуете что-либо по центру) Вы достигнете равновесия и композиция будет выглядеть статично и спокойно. Но во втором случае два одинаковых объекта станут выглядеть скучно, ведь они будут повторяться (хотя Вы и достигнете равновесия). Такое композиционное решение лучше избегать.
Есть ещё одна композиционная схема — асимметричная. Это когда левая и правая стороны рисунка разные. Именно она стала популярной ввиду своей динамичности. Художники больше стремятся к асимметрии, потому что она более живая. Но как уравновесить асимметричную композицию в которой левая и правая стороны по определению не должны быть одинаковыми?
Добавление массы и принцип рычага
Посмотрите на иллюстрацию. Если на одной чаше весов стоит одна, но большая гиря, то на другой чаше весов следует разместить уже не одну, а две или три гирьки, потому что они меньшего размера. Тогда мы уравновесим чаши весов. Точно также художники достигают равновесия в асимметричных композициях. Если с одной стороны изображён большой предмет, то с противоположной стороны следует нарисовать несколько маленьких. То есть мы как бы добавляем недостающую массу (под массой мы подразумеваем размер). Это будет одновременно и асимметрией и равновесием.
На следующем рисунке слева изображен путешественник, а справа огромное место занимает пространство — пейзаж с горой, речкой, лесом, полем). Кажется, что справа пустота, потому что вышеперечисленные элементы пейзажа не воспринимаются как отдельные объекты. Тогда благодаря чему в этом рисунке достигнуто равновесие? Дело в том, что само пространство пейзажа воспринимается как целый объект, уравновешивающий правую сторону рисунка.
Мы рассмотрели как при помощи добавления массы можно достичь равновесия в композиции. Но есть ещё один способ. Это использование принципа рычага. Представьте гаечный ключ. Каким ключом будет легче повернуть гайку — ключом с короткой рукояткой или с длинной? Чем длиннее рычаг, тем легче вращать ключ. Теперь посмотрите на рисунок. На одной чаше весов большая гиря. На другой маленькая. Но чем дальше от середины весов мы будем отодвигать маленькую гирьку, тем больше она будет перетягивать большую гирю. В результате положение весов выровнится. Это и есть принцип рычага. Подобным образом достигается равновесие и в композиции. На приведённом рисунке с левой стороны изображён большой силуэт котёнка, а с правой — крохотная бабочка. Несмотря на свой маленький размер, бабочка уравновешивает композицию благодаря тому, что она расположена на достаточно большом расстоянии от котёнка. Это и есть принцип рычага. Однако, используя этот принцип, нужно тонко чувствовать на какое расстояние отодвигать объект. Если разместить слишком далеко или слишком близко, то это нарушит равновесие.
Итак, мы рассмотрели один из важнейших законов композиции — закон равновесия. Он применим к различным жанрам и направлениям в изобразительном искусстве. От станковой живописи, до декоративной композиции и дизайна. Но чтобы в полной мере применить вышеизложенные принципы в своём творчестве, нужно научиться чувствовать равновесие и ритм, потому что художник чаще руководствуется интуицией и чувством, а не линейкой и цифрами.
Тема 16. Свойства композиции: равновесие, устойчивость
Тема 16. Свойства композиции: равновесие, устойчивость
Любые предметы в кадре, несмотря на то, что это всего лишь изображение, имеют свой вес. Как и предметы в жизни, они могут быть более тяжёлыми или более лёгкими.
В уравновешенной композиции предметы располагаются так, чтобы в кадре получился примерно одинаковым их вес слева и справа, сверху и снизу. Как на весах.
Если в вашей композиции в одной части кадра присутствуют более тяжёлые объекты, а в другой — более лёгкие, или же их там вообще нет, пусто, то композиция может получиться неуравновешенной, т. е. нарушится равновесие или баланс.
Равновесие может быть симметричным или асимметричным.
С симметричным равновесием всё ясно — чтобы его достичь, левая часть кадра должна быть отражением правой (либо верхняя отражением нижней).
Асимметричного равновесия достигнуть сложнее. К тому же, чётких правил здесь не существует. Любая фотография кому-то может показаться уравновешенной, а кому-то нет, т.к. равновесие — это субъективное понятие.
Единственное, на что вы сможете ориентироваться — это собственный визуальный опыт.
Глядя на любую фотографию, можно мысленно представлять себе весы (см.картинку выше) и попробовать «взвесить» изображённые на ней предметы справа и слева.
От чего же будет зависеть «вес» предметов на фото?
Конечно же, от их количества и размера.
Чем больше предмет, тем он тяжелее.
Тяжёлые крупные объекты на фото можно уравновешивать, размещая с другой стороны (на «второй чаше весов») мелкие, но в большем количестве.
Либо сдвинуть крупный объект ближе к центру, тогда он тоже будет меньше перевешивать остальные.
Чтобы уравновесить его, добавим объекты с правой стороны и сдвинем салат ближе к центру.
Тёмные, фактурные, разноцветные или яркие предметы обязательно будут выглядеть в кадре тяжелее, чем светлые, гладкие или однотонные.
Заменим её на более светлую, фото сразу же стало смотреться легче, не правда ли?
Здесь, на фото 1, тоже верхняя часть кадра выглядит тяжелее — там находится достаточно тяжёлая тарелка с гренками и цветная ткань, а внизу только одна гренка и белые тарелка и фон. Отодвинем подальше на задний план тарелку полную гренок и заполним белый фон снизу, продлив туда угол цветной ткани (фото 2)
А можно добавить маленькую деталь в пустой угол, чтобы сделать фото более уравновешенным.
Теперь попробуйте прокомментировать для себя сами: почему первая фотография с напитком (ниже) была неуравновешенной, и что было сделано для того, чтобы достичь равновесия. Почему листочек из левого нижнего угла переместился в правый верхний? Как вы думаете? Не забываем, что можно кликнуть по фото, увеличив его, чтобы лучше рассмотреть.
Иногда бывает достаточно всего лишь сместить кадр влево или вправо, чтобы уравновесить его.
Как здесь: много мелких предметов слева, а справа полностью пустой угол.
Если сдвинуть кадр, то пустота исчезает.
Мы видим тяжёлый хлеб-бриошь слева и пустой правый нижний угол.
Добавим противовесы — ягоды клубники на переднем и заднем плане (и ещё одну на бриошь, чтобы все объекты в композиции были связаны между собой). Хоть клубника и мельче хлебушка, но зато она яркого красного цвета, который придаёт ей вес.
Если это правило не соблюдается, то возникает ощущение, что предметы в кадре куда-то падают.
Если вам трудно привести все линии в кадре к ровным горизонталям и вертикалям, воспользуйтесь функцией сетки на дисплее вашего фотоаппарата (мы упоминали о ней в этой теме).
Если же вы составили композицию, которая не полностью входит в кадр, и вы намеренно снимаете слегка по диагонали, чтобы вошли все предметы, то лучше отказаться от этого.
Фото, сделанные под наклоном, некомфортно рассматривать зрителю.
Лучше будет как-то поменять композицию, чтобы вошло всё, и вам не пришлось разворачивать под углом фотокамеру.
Только если вы снимаете крупный план, т.е. объект вблизи (возможно, чтобы показать зрителю какие-либо детали или консистенцию блюда), то допускается лёгкий поворот камеры и лёгкий наклон. Так как и в реальности мы, рассматривая предмет с близкого расстояния, тоже часто слегка наклоняем голову. Такие фотографии будут смотреться естественно.
При фотографировании в ракурсе сверху тоже важно следить за положением фотокамеры, она должна быть перпендикулярна поверхности стола (фото 1 ниже). Если это не так, то снова возникает ощущение неустойчивости, предметы на фото будут куда-нибудь заваливаться.
Уравновешенная композиция создаёт у зрителя ощущения спокойствия, гармонии.
А неуравновешенная (если такова была задумка автора) может передавать напряжение, незаконченность, вызывать интерес.
Наше задание в этой теме будет состоять из двух частей.
1. Посмотрите на фото ниже и подумайте: что делает его неуравновешенным? Как это можно исправить?
Возьмите любое блюдо и те же объекты для композиции (ложку или вилку, ткань или салфетку, пучок свежей зелени). Создайте с их помощью свою композицию так, чтобы было достигнуто равновесие. Можно попробовать разные варианты.
Я тоже сделала разные варианты этой фотографии, в конце месяца я добавлю их в эту тему.
2. Второе задание будет посложнее. Нашему клубу фудфотографии уже два года, за это время мы многому научились вместе. Попробуем применить наши знания и умения по композиции.
Выберите любую фотографию из любого своего рецепта (или несколько фото из нескольких рецептов), ту, что не очень удалась, ту, которая чем-то вас не устраивает. И попробуйте приготовить то же блюдо, сфотографировав его по-новому. Покажите нам результат (обе фотографии для сравнения) в этой теме.
Мы будем ждать ваши фотографии в этой теме в течении месяца!
P.S. Я как и прежде буду стараться открывать новые темы по фудфотографии в клубе. Но к сожалению, сейчас у меня не получается делать это часто, каждый месяц, т.к. подготовка к ним — определение новой темы, фото, написание текста, занимает у меня немало времени. Надеюсь, что вы отнесётесь к этому с пониманием, а я буду продолжать вместе с вами изучать интереснейший мир фудфотографии, т.к. для меня всегда важна ваша поддержка и ваш интерес к новым темам в нашем клубе!
======================================================================================
Задание уже выполнили:
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №2
Основные принципы (законы) композиции:
— целостность,
— равновесие,
— соподчиненность, подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;
Если взять такую фигуру, как круг, и расположить его в геометрическом центре плоскости, то, казалось бы, должен получиться эффект наиболее устойчивого равновесия. Но зрительно круг воспринимается сдвинутым немного вниз.
По законам зрительного восприятия, в силу оптических иллюзий глаз переоценивает верхнюю часть и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, чтобы она казалась расположенной в центре, необходимо немного поднять вверх.
На вес изобразительных элементов влияет их форма.
Геометрически правильная форма воспринимается тяжелее, чем неправильная. Самой тяжелой фигурой является квадрат в устойчивом положении. Треугольник устойчив в том положении, когда одна его сторона совпадает с горизонталью плоскости.
Мозг человека может одновременно активно воспринять не более 5-7 элементов или групп. При большом количестве элементов композиция не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать» элементы формы является свойством человеческой психики.
Правила группировок основаны на применении «принципа подобия». Группирующий эффект может возникать в нашем сознании путем:
• «подобия по размерам»,
• «подобия на основе формы»,
• «подобия по скорости»,
• «подобия света и цвета»,
• «подобия по расположению» (правилом близости или родства),
• «подобия пространственной ориентации»,
• «подобия по направлению».
✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
• Поддержкой называют второстепенные элементы/мотивы, которые поддерживают композиционный центр. Поддержка всегда менее активна, чем главный композиционный элемент.
Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема: Равновесие в композиции.
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема: Равновесие в композиции.
-обобщение знаний у учащихся о композиции, равновесии её частей;
— закрепление основных знаний учащихся о видах изобразительного искусства;
-формирование умений самостоятельно составлять цветовые композиции в зависимости от назначения, настроения, времени года, состояния души.
-способствовать развитию пространственного мышления;
-развивать умения обобщать изученный материал и делать выводы;
-стимулировать потребность в формировании ответственности и актуальности, аккуратность в работе.
— создать условия для воспитания эстетического вкуса.
Оборудования и материалы:
Альбом, акварельные краски, геометрические фигуры из цветной бумаги, кисть, карандаш.
-проверка наличия учащихся;
-ознакомление с темой и целью занятия;
-проверка готовности к занятию.
Проверка по пройденной теме. (Устный опрос)
Вступительное слово преподавателя:
Практические применения композиции в различных сферах деятельности человека
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Равновесие в композиции ».
Композиция – это цельное объединение всех частей произведения искусства для наиболее яркого изображения его содержания.
Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины.
Равновесие является одним из законов композиции.
Равновесие в композиции – это правильное построение композиции изображаемых объектов по отношению к центру, оси симметрии и линии горизонта.
Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое – равновесие, второе – единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.
Остановимся на композиционном равновесии. Это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Однако не стоит путать это понятие с простым равенством величин. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в отдельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаимозависимо или уравновешено. Если же в своих творческих поисках художник активнее начинает применять одно из средств для создания более выразительного художественного образа, то результатом такого подхода должна стать переоценка всего композиционного построения произведения. Может потребоваться изменение его пропорций, увеличение или, наоборот, уменьшение количества элементов композиции, пересмотр тональных и цветовых отношений и т. д.
Рассматривая живописные работы художников, замечаешь, что они привлекают в первую очередь образным раскрытием темы, сюжетом, колористическим богатством решения произведения и другими качествами, и только потом мы обращаем внимание на то, что, несмотря, например, на активную динамику построения картины, она уравновешена, ничто не вырывается за ее раму. Так, в работе К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня » яркое цветное пятно удерживается в картинной плоскости. Как художник добился такого равновесия? Какими средствами он достиг этого?
«Цельность и значительность художественного решения возникла вследствие прекрасно найденной гармонии движения и статики, плоскости и глубины, контраста горячих и холодных цветов. Действительно, если плоскость холста утверждается ровным и ярко насыщенным красным цветом коня, то глубину картины определяют не только направления линий волны и фигур заднего плана, но и контрастный к красному цвету зеленый цвет воды.
К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912
Так же гармонично решено и движение. Конь движется вдоль холста справа налево, но, поскольку монументальный характер образа требовал определенной композиционной устойчивости, автор трактовал группу как своего рода скульптурный монумент. Останавливает движение коня вперед и откинувшаяся назад фигура мальчика, сидящего на лошади. В целом это решение группы создает большое равновесие всех элементов и частей картины. Утверждая плоскость холста и нарушая ее, вводя сильное движение и нейтрализуя его, до предела насыщая картину контрастным цветом, художник достигает необычайного напряжения формы и в то же время гармонии, большой эмоциональности при пластически строгой построенности».
Нам бывает порой сложно разобраться в замысле авторов тех или иных произведений. Может быть, во многих случаях в процессе работы художники добавляли отдельные цветовые пятна, увеличивали их размер, насыщали деталями, которые помогали завершить произведение, добиться его равновесия. Что касается программных произведений, то авторы в основном осуществляют свои композиционные поиски в эскизах и этюдах к картине, ведут работу над наиболее интересным пластическим решением, необходимым для создания задуманного образа. Пробуя различное построение элементов, множество раз проигрывая пластические связи, цветовое решение, они добиваются равновесия в картинной плоскости. Это может выразиться и в утемнении или высветлении тона, в уменьшении или увеличении насыщенности пятна цветом, в усложнении или, наоборот, упрощении силуэта пятна, в количественном изменении, в увеличении значимости композиционного центра, в большей активизации ритмического построения, введении «метра», в уменьшении пластического контраста и т. д.
1. Симметричная композиция
2. Асимметричная композиция
3. Асимметричная композиция
Для приобретения навыков работы на плоскости необходимо обязательно проделать все эти манипуляции с элементом «закрытым по форме» и с элементом агрессивным или «открытым», причем в различных вариациях.
Упражнение 2
Найдя уравновешенное состояние, разверните элемент вокруг оси на 90 градусов и снова ищите равновесие, сдвигая элемент. И так несколько раз. Обратите внимание на закономерность и взаимосвязь поворота и сдвига. Это наблюдение поможет вам принять правильное решение. Помните, что готовых рецептов не существует. Главное, чтобы это упражнение заставило вас логически размышлять и помогло развить чувство равновесия на плоскости.
Упражнение 3
В первых двух заданиях мы брали один элемент, оговорив только, что цветосочетание должно быть гармоничным, но каким именно, не сказали. Наверное, положив в первый раз элемент на плоскость, вы могли почувствовать, что он мал или, наоборот, велик. Вы изменили размер и начали работать. Если же вы не обратили внимания на этот факт вначале, то присмотритесь повнимательней сейчас. Проанализируйте такое явление, как изменение цвета плоскости (а не ее размера). Сделайте это несколько раз. Обратите внимание на то, что почти каждый раз вам хочется изменить размер элемента. Это говорит о том, что количественное соотношение площади элемента и плоскости всегда должно определяться в индивидуальном порядке, а также о том, что есть цвета «тяжелые» и «легкие». Закон равновесия говорит не только о месторасположении элемента, но и о количественном и качественном соотношении его с плоскостью.
Упражнение 4
Попробуем усложнить задачу. Для этого существующий элемент, который ранее был уравновешен, разрежем на несколько частей. В результате он распадется на некое количество элементов. Попробуйте теперь уравновесить их. Вы непременно придете к выводу, что по количественному соотношению их не хватает. Из этого следует еще один вывод: площадь пятна «одинокого» элемента может быть меньше площади нескольких элементов – при условии, что цвет и фактура плоскости и элемента (элементов) остаются неизменными и выполняется условие равновесия. К тому же, чем меньше расстояние между элементами, тем меньше они могут быть по площади. «Вес» фигуры зрительно возрастает при ее активном одиночестве на фоне. Все эти упражнения, особенно упражнение 4, можно выполнять и на компьютере. Проработав одну позицию, сохраните ее. Затем, выполнив следующую позицию, используйте предыдущее решение и наложите одно на другое. Путем сравнения выводится результат.
Упражнение 5
Попробуйте организовать плоскость, используя симметрию: с вертикальной осью, угловую, центричную. Отметьте для себя, что создать равновесие, применив симметрию, несложно. Труднее создать композицию, оригинальную по своим пластическим задачам, интересную по восприятию.
Перейдем к упражнениям, которые помогут освоить принципы равновесия асимметричной композиции.
Упражнение 6
Создайте ярко выраженную неуравновешенную композицию, состоящую из любого количества элементов, определенного колористического строя. Проанализируйте ее. Вы увидите, что она не уравновешена не только в количественном соотношении, но и в оптическом. Введите цветовое пятно или измените качество плоскости, тем самым добиваясь равновесия.
Упражнение 7
Вновь создайте неуравновешенную композицию и проанализируйте ее. Уравновесьте введением сложного по конфигурации элемента. Это может быть буква, какой-либо знак и т. п. Двигаясь от обратного, вы тем самым еще глубже исследуете причину неуравновешенности, а затем, устраняя ее, еще раз проанализируете свои действия, которые помогут организовать плоскость
.
В результате выполнения этих упражнений должны появиться элементарные навыки работы с плоскостью. Вы должны также обратить внимание на то, что в двух последних упражнениях с введением сложных по форме элементов или активного цветового пятна в композиции появились акценты, правильнее сказать, доминанты. При их помощи был организован композиционный центр.
Что нового вы узнали на уроке?
Отметить что понравилось на уроке, что нет.