кварто квинтовый круг приложение
Интерактивный кварто-квинтовый круг
Само понятие квинтового круга не новое, но есть все же что-то большое в простой структуре The Interactive Circle of Fifths, чем в традиционной статической диаграмме.
На сайте имеется также руководство пользователя которое поможет вам получить максимум от Квинтового круга, используя основные понятие теории музыки.
На случай если у вас вдруг будет отсутствовать подключение к сети интернет можно легко загрузить копию круга, с помощью вашего браузера, сохранив страницу как веб архив, который вы сможете открыть на вашем компьютере в любое время.
Chrome Music Lab — эксперименты для вдохновения
Chrome Music Lab — это любопытный сервис от Google, о различных свойствах музыки.
Сайт представляет собой периодически обновляемый список экспериментальных инструментов, сейчас представлены тринадцать игр. Все…Read more
Как работают звук и волна
Let’s Learn About Waveforms сервис созданный разработчиком из академии Khan, во многом схож…Read more
VST плагины сатурации
Сатурация — это эффект насыщения звука приятными для слуха дополнительными гармониками. Что в результате обеспечивает звук обертонами, и нижние частоты становятся более глубокими, в средних появляется тепло, а высокие…Read more
VCV Rack модульный синтезатор
Если вы когда-нибудь интересовались рековыми стойками или модульным синтезом, но все никак руки не доходили, это программное обеспечение лучшая возможность, чтобы начать ими пользоваться.
…Read more
Freevst.org Бесплатные VST плагины.
Freevst.org — является блогом, в котором были собраны бесплатные vst плагины, используемые при создании…Read more
Radiooooo: Музыкальная машина времени, позволяющая послушать, что играло на радио в разные времена.
Radiooooo интерактивный музыкальный плеер, с интересной возможностью выбора пользователем не только станции как таковой, но и выбора настроения, а также глобального…Read more
Простейший способ создания музыкальной гармонии. Квинтовый круг с числами мажорности аккордов
Установка тоники
В конце статьи будет инструкция как изготовить такой вращающийся круг
Гармоническая фигура «Волна». Аккорды Cm-Eb-Fm-Eb
Если у вас нет доступа к инструменту и воспроизведению этих аккордов можете посмотреть видео в конце статьи. Там и аккорды и текст с озвучкой.
Можно перескочить через несколько и плавно вернуться назад. Получим фигуру «Пила»:
Гармоническая фигура «Пила». Аккорды Cm-Ab-Fm-Eb
Следующее движение через один мельчайший шаг. Его называют кварто-квинтовым, так как звуки аккорда идут на квинту или кварту. Изменение между числами(далее дельта Δ) 3. В этих ходах уже больше динамики(напряженности), чем в предыдущих:
Кварто-квинтовое движение в мажоре и миноре и его динамика. Аккорды C-F-C-G и Fm-Cm-Gm-Cm
Первое что важно в аккордовых прогрессиях так это периодическое возвращение к тоническому аккорду. Без этого слух просто потеряет ориентир и не сможет дальше интерпретировать аккорды.
На ощущение завершенности прогрессии аккордов заметно влияет метрическое положение аккордов.
Наиболее завершённо звучит тонический аккорд на сильном времени метра(такте), иначе будет запущена фаза движения, подстёгивающая гармонию к развитию. В простом чередовании Cm Gm Cm Gm в размере 4/4 третий аккорд хоть и тонический но выпадает на метрическую фазу движения — относительно сильную долю квадрата поэтому не звучит завершённо.
В этом движении уже наблюдаем некую закономерность о которой сейчас поговорим:
Образовавшаяся линия нисходящих квинт. Аккорды C-F-Bb-Eb
Секрет золотой секвенции
Рассмотрим золотую секвенцию(тонику поменяли на A):
Am Dm G C F Bdim Em Am
Im-IVm-VIIb-IIIb-VIb-IIdim-Vm-Im
Путь аккордов золотой секвенции на квинтовом круге можно представить так:
Секвенция без обращений аккордов. Вверху интервалы на которые движется каждый из трёх голосов
Золотая секвенция на квинтовой цепи
Из-за ограничения 7звучного лада, в ходе Dm-G нижний звук F, что далее должен быть Bb переносится на 6 квинт вверх в звук B. То же самое и дальше при ходе F-Bdim и Bdim-Em.
В итоге мы видим, что золотая секвенции это движение звуков по нисходящему ладу Шепарда, создающее иллюзию постоянного минорного движения вниз по квинтовой цепи.
Все разновидности ладов Шепарда звучат гармонично, поэтому ниже покажу все что нашёл
Секвенцию можно перевернуть, брать из неё фрагменты и смещать начало(звучать всегда будет хорошо). Например прогрессия Am Em Bdim F это первые 4 аккорда перевёрнутой. Если начать секвенцию с аккорда C то получим круговую цепочку в мажоре: C F Bdim Em Am Dm G C. Вот пример использования крупного фрагмента перевернутой: Am C G Dm Am Em Bdim F.
Динамичная золотая секвенция
На рисунке выше лад Шепарда с шагом 2 или динамичная золотая секвенция(тоника С). Все звуки идут на 2 шага вниз по квинтовой цепи, а вверх переносятся если выходят за пределы лада. Самая динамичная её часть(Bb-Ab-Gm) подчёркнута красным, остальные ходы(Fm-Eb-Ddim-Cm-Bb) очень спокойны(Δ+1).
Осевые прогрессии
Особенность большинства прогрессий с формой волны в том, что крайние звуки на цепи очерчивающие большую терцию движутся равномерно на квинту вверх и вниз вокруг виртуальной оси(красная линия). Их назовём осевыми. Принцип сохранится если любой аккорд этой последовательности заменить на ему параллельный(на квинтовом круге) с общей большой терцией. Осевую можно логически продолжить по принципу золотой, получим часть восходящего лада Шепарда:
Вернёмся к простым аккордам.
Перед минорной тоникой на крайней мажорной точке движения вместо аккорда VIIb(Bb) lin-1 или Vm(Gm) lin1 часто встречается мажорная доминанта со значением 8(G подчеркнул на рисунке ниже) для усиления мажорности на этой фазе движения гармонии и более резкого утвердительного прихода в тонику(8->-2 Δ10). Возникает один внеладовый звук VII(B), а квинта(G-D) остается в ладу. При этом в цепочке также могут присутствовать аккорды Bb или Gm например в фигуре шаг вперед 2 назад или обратной осевой гармонической :
Динамичные прогрессии с участием мажорной доминанты
Круг с квартаккордами(sus), уменьшенными и увеличенными.
Круг аккордов С
А сейчас анализ гармонии на примере простой популярной песни Hi-Fi «Седьмой лепесток»(тоника Bb).
Анализ гармонии
Припев плавно(Δ-3) выходит на тонический аккорд проигрыша. Далее в проигрыше идёт простая волна кварто-квинтовыми шагами:
Весь гармонический путь песни:
Фигура «Волна» в куплете и проигрыше и «Пила» в припеве Кому интересно откуда взялись числа мажоности аккордов.
Как мы увидели, для запуска гармонии достаточно создать логичное движение звуков по квинтовой цепи(квинтовый подход, например как в золотой секвенции) или логичное движение значений аккордов(линейный подход, гармонические фигуры ).
Изготавливаем вращающийся круг аккордов со значениями мажорности
После всех действий установите нужную тонику в верхнее положение как вначале статьи на рисунке «Установка тоники».
Квинтовые круги аккордов(файлы «Круг для печати» и «Круг для печати sus,dim,aug») и программу музыкальный анализатор для просмотра аккордов на квинтовой цепи(видеоинструкция на канале) можно скачать здесь.
Статья создана на основе видео с моего канала «Природа звука». Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру:
Кварто-квинтовый круг: что это такое и как им пользоваться
Музыканты, которым не довелось получить музыкального образования невольно вздрагивают, когда речь заходит о теории музыки. Теория навевает скуку и кварто-квинтовый круг мажорных и минорных тональностей не исключение. Страх увязнуть в теоретических дебрях лишает музыкантов инструмента, который сильно облегчает жизнь. Даже человек без музыкального слуха с его помощью сможет сочинить аккомпанемент в считанные минуты.
В этой статье нет сильного углубления в теорию музыки. По прочтении вы узнаете, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, зачем он нужен, как им пользоваться и применять на практике.
Что такое квинтовый круг тональностей
Квинтовый круг тональностей — это графическая схема изображения мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количества общих нот. Интервал между соседними тональностями в квинтовом круге составляет чистую квинту.
На внешней стороне кварто-квинтового круга изображены мажорные тональности, на внутренней — их параллельные миноры.
Помимо визуализации отношений между мажорными и минорными тональностями, квинтовый круг позволит моментально определить количество знаков при ключе в каждой из тональностей и поможет решать на практике более тривиальные задачи, с которыми рано или поздно сталкиваются как начинающие, так и опытные музыканты, композиторы и аранжировщики.
Что нужно знать, чтобы выучить квинтовый круг
Чтобы быстро выучить и понять суть кварто-квинтового круга тональностей, разберемся в этих терминах:
Музыкальный интервал
Музыкальный интервал — это сочетание двух звуков, взятых одновременно (гармонический интервал) или последовательно (мелодический интервал). Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной.
Гармонические интервалы подразделяются простые и составные, консонансы и диссонансы. Для работы с квинтовым кругом требуется знать 2 простых совершенных консонанса: квинту и кварту.
Таблица простых музыкальных интервалов
Название | Тоновая величина | Характер звучания |
---|---|---|
Прима | 0 (унисон) | Абсолютный консонанс |
Секунда (малая) | 0,5 (полутон) | Диссонанс |
Секунда (большая) | 1 (целый тон) | Диссонанс |
Терция (малая) | 1,5 (полудитон) | Несовершенный консонанс |
Терция (большая) | 2 (дитон) | Несовершенный консонанс |
Кварта (чистая) | 2,5 | Совершенный консонанс |
Кварта (увеличенная) | 3 (тритон) | Диссонанс |
Квинта (уменьшенная) | 3 (тритон) | Диссонанс |
Квинта (чистая) | 3,5 | Совершенный консонанс |
Секста (малая) | 4 | Несовершенный консонанс |
Секста (большая) | 4,5 | Несовершенный консонанс |
Септима (малая) | 5 | Диссонанс |
Септима (большая) | 5,5 | Диссонанс |
Октава | 6 | Абсолютный консонанс |
Таблица простых музыкальных интервалов
Из этой таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты — 3,5 тона, чистой кварты — 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.
Магия кварто-квинтового круга заключается в том, что чистая квинта — это обращение чистой кварты, т.е. если переместить основание чистой квинты на октаву вниз — получится чистая кварта.
Что такое тональность
Тональность — это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность — это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.
Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональность, которые имеют разные тоники, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.
Знаки альтерации
Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия.
# (диез) — повышает звук на полутон, b (бемоль) — понижает. Также существуют дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают или понижают звук на целый тон.
Как пользоваться кварто-квинтовым кругом
Теперь вы знаете всю необходимую теорию, чтобы начать пользоваться кварто-квинтовым кругом тональностей. В этом разделе мы рассмотрим основные варианты его использования, которые существенно облегчат жизнь начинающим и профессиональным музыкантам.
Транспозиция
Самое очевидное применение кварто-квинтового круга — транспозиция. Может возникнуть ситуация, когда вы хотите спеть какую-нибудь лёгкую песню, но её тональность не подходит под ваш голосовой диапазон. В таком случае мы представляем, что наш кварто-квинтовый круг — это довольно понятная схема аккордов и их последовательностей, а не схема тональностей.
Поворачиваем квинтовый круг по часовой стрелке или против — получаем другую тональность. Аккорды изменятся, но их функции сохранятся.
Пробуем петь в новой тональности и радуемся. Если тональность не подошла — снова вращаем наш круг до тех пор, пока не найдём комфортную тональность.
Теперь разберем эти манипуляции на живом примере. Будем делать транспозицию для песни группы Кино «Кукушка».
В оригинале эта песня исполняется в тональности Ля минор. Находим на квинтовом круге эту тональность, внимательно смотрим на то, как расположены аккорды песни на квинтовом круге и поворачиваем его.
Мы транспонировали песню из тональности Ля минор в Ми минор. Осталось попробовать спеть в новой тональности и определить подходит она или нет.
Если не можете запомнить как располагаются аккорды песни на квинтовом круге — можно записать результаты транспонирования в виде таблицы.
Ля минор | Am | G | Dm | Am |
Ми минор | Em | D | Am | Em |
Транспонирование тональности
Сочинение музыки
В предыдущем разделе статьи мы уже говорили, что можно воспринимать кварто-квинтовый круг не как схему тональностей, а как схему аккордов для гитары.
Это даёт нам возможность не задумываться каждый раз, когда мы хотим сочинить гитарный аккомпанемент к своей песне и не тратить время на бесконечное перебирание базовых аккордов и их последовательностей. Всё что нужно уже есть в кварто-квинтовом круге тональностей.
Тоника, доминанта и субдоминанта — это основные устойчивые ступени лада и квинтовый круг позволяет сразу найти доминанту и субдоминанту для любой тональности.
Доминанта и субдоминанта создают основное движение в музыкальном произведении.
Доминанта имеет максимальное напряжение и стремится разрешиться в тонику. Субдоминанта уводит нас в противоположную сторону, поэтому субдоминанту часто используют для модуляции.
Если посмотреть на любую тональность на квинтовом круге, то доминанта всегда будет следующей нотой после тоники по часовой стрелке, а субдоминанта — следующей нотой против часовой стрелки.
Например, для тональности До мажор доминантой будет Соль, субдоминантой — Фа.
То же правило справедливо для минорных тональностей, с одной оговоркой — минорный аккорд не может быть полноценной доминантой и следует использовать мажорный аккорд в тех случаях, когда он должен разрешиться в тонику. Таким образом, в тональности Ля минор субдоминантой будет Ре минор, а доминантой Ми мажор.
Давайте рассмотрим несколько тональностей на квинтовом круге и разберемся в этом. Мы видим, что в тональности До мажор и её параллельной тональности Ля минор самыми логичными и ожидаемыми будут аккорды C, G, F, Am, Dm, Em. К этим аккордам добавится Ми мажор, если речь идет о минорной тональности.
Подавляющее большинство популярной музыки написано по такой схеме, не выходя за рамки тональности в квинтовом круге. Именно эти аккорды стоит использовать в первую очередь при написании гитарного аккомпанемента.
Если такой подход кажется вам скучным и вы хотите как-то разнообразить аккомпанемент — можете позаимствовать аккорды из соседних тональностей.
Заимствование аккордов
Мы уже выяснили, что кварто-квинтовый круг тональностей — это графическое изображение мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количества общих нот.
Из этого следует, что две соседние тональности на квинтовом круге идеально подходят для заимствования аккордов. Это нужно в том случае, если вам недостаточно стандартных аккордов и вы хотите разнообразить гитарный аккомпанемент.
Сравните тональности До мажор и Соль мажор. На рисунке видно, что они имеют 4 общих аккорда. Это значит, что в нашем аккомпанементе в До мажор или Ля минор вполне неплохо приживутся аккорды D и Bm. Но можно пойти ещё дальше и попробовать использовать другие аккорды. Квинтовый круг в этом плане дает массу возможностей для экспериментов.
Модуляция
Модуляция — это смена тональности в процессе исполнения музыкального произведения. Чаще всего модуляция производится в родственную тональность, и тут нам на помощь опять приходит кварто-квинтовый круг.
Для модуляции используется модуляционная связка. Самая распространенная модуляционная связка — общий аккорд для двух тональностей и аккорд, свойственный только для той тональности, в которую будет производиться модуляция.
Доминантсептаккорд, который является доминантой в новой тональности используется для этих целей чаще всего.
Например, вы играете проигрыш все той же песни «Кукушка» в Ля миноре и хотите сделать модуляцию в Ми минор. Тогда наша модуляционная связка будет выглядеть как последовательность аккордов G, B7. Проигрываем последовательность аккордов Am, C, G и добавляем аккорд B7, который не свойственен тональности Ля минор и вот, мы уже в Ми миноре и можем играть в куплете другую последовательность аккордов, которую мы уже разобрали чуть выше.
Определение количества знаков в тональности
Страшный сон учеников музыкальных школ — задача на определение количества ключевых знаков в тональности. Детей заставляют учить считалочки на уроках сольфеджио, вместо того чтобы определить количество диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу.
Например, нам нужно вычислить количество диезов в тональности Соль мажор или Ми минор. Смотрим на кварто-квинтовый круг — видим, что в этих тональностях 1 диез. Чтобы определить какая это нота — используем коричневую стрелку и ноты внутри круга.
Стрелка начинается в ноте Фа. Значит в тональностях Соль мажор и Ми минор нет чистой ноты Фа, но есть нота Фа-диез.
Смотрим на Ре мажор и Си минор. Видим, что в этих тональностях два диеза. Опять смотрим на коричневую стрелку и видим, что первый диез это Фа-диез, второй — До-диез. Порядок диезов всегда будет одинаковый. Все что нужно — посмотреть на стрелку и отсчитать количество диезов, обозначенное серым цветом на внешней стороне круга.
То же правило работает и для вычисления количества бемолей, но в этом случае нам поможет синяя стрелка.
Заключение
Как видите, кварто-квинтовый круг мажорных и минорных тональностей используется для решения целого спектра музыкальных задач. С его помощью вы сделаете свою музыку гармонически интересной и выразительной. Сначала это кажется сложным, но с практикой приходит полное понимание сути этого инструмента.
Кварто-квинтовый круг – самый лёгкий способ запомнить тональности
Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг — это удобная схема, которая позволяет быстро запомнить ключевые знаки в тональностях.
Из статьи « Тональности в музыке » мы узнали, что теоретически может быть 30 тональностей, но используются музыкантами только 24.
Профессиональный музыкант хорошо ориентируется в тональностях и знает, сколько знаков в каждой из них. Но стоит ли держать все эти знания в голове, или достаточно иметь шпаргалку, которая всегда будет под рукой?
Ответ – ни то и не другое. Лучше иметь шпаргалку, которая останется в вашей памяти и в случае необходимости поможет. Название этой шпаргалки – Квинтовый круг. Неосведомленные называют его «квинтовый круг аккордов», но давайте сразу запомним, что правильное и полное название — Кварто-квинтовый круг тональностей.
Кварто-квинтовый круг
Полное название этой схемы Кварто-квинтовый круг. Он позволяет легко и быстро запомнить знаки альтерации в тональностях. Вся прелесть квинтового круга состоит в том, что его принцип очень прост, и совсем скоро вы сможете пользоваться им самостоятельно.
Забегая вперед скажу, что на схеме использованы буквенные названия нот. Если вы не знакомы с ними, рекомендую прочитать фрагмент этой статьи.
Красным цветом обозначены тональности, в которых используются диезы (#) — диезные тональности.
Синим цветом обозначены бемольные тональности.
На данном круге отражены только мажорные тональности.
Диезные тональности
Точка отсчета для мажорных тональностей – тональность C-dur в верхней точке круга. Двигаясь по часовой стрелке от неё, мы увидим цепочку мажорных диезных тональностей, обозначенных заглавными латинскими буквами ( C – G – D – A – E – B – F# — C# ). Напомню, что нота «СИ» обозначается по-разному: в классической гармонии латинской буквой «H», а в американской — буквой «B». На рисунке ниже вы можете увидеть, как расположены тоники этих тональностей на клавиатуре пианино:
Интервал, который разделяет две ближайшие тоники называется квинтой. Потому круг и получил название «Квинотвый».
Как мы уже сказали, точка отсчета – тональность C-dur, в которой отсутствуют знаки альтерации. Теперь от ноты C построим квинту – получим ноту G. Эта нота будет тоникой нашей новой тональности G-dur , в которой появится 1 знак – фа#. От ноты G строим квинту и находим следующую тонику – ноту D. Тональность D-dur имеет 2 диеза — фа# и до#.
Таким образом, каждая новая квинта будет открывать новую диезную тональность, в которой на 1 диез больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество диезов не достигнет 7.
Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты До: Соль мажор (1 диез) => Ре мажор (2 диеза) => Ля мажор (3 диеза) => Ми мажор (4 диеза) => Си мажор (5 диезов) => Фа-диез мажор (6 диезов) => До-диез мажор (7 диезов). Дальше цепочка не может продолжаться, потому что все ступени уже повышены.
Совсем запутался 20
Для минорных тональностей ориентиром будет тональность a–moll , которая также находится в верхней точке круга. По часовой стрелке от нее расположена цепочка параллельных минорных тональностей. Минорные тональности принято записывать маленькими латинскими буквами ( a – e – h – f# — с# — g# — d# — a# ).
Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты Ля: Ми минор (1 диез) => Си минор (2 диеза) => Фа# минор (3 диеза) => До# минор (4 диеза) => Соль# минор (5 диезов) => Ре# минор (6 диезов) => Ля# минор (7 диезов).
Бемольные тональности
Теперь от ноты До пойдем в другую сторону – против часовой стрелки. Тоники бемольных мажорных тональностей также расположены по квинтам. Вот как их найти на клавиатуре:
С каждой новой квинтой, мы будем получать следующую бемольную тональность, в которой на 1 бемоль больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество бемолей не достигнет 7. Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты С в сторону противоположную ходу часовой стрелки: Фа мажор (1 бемоль) => Си-бемоль мажор (2 бемоля) => Ми-бемоль мажор (3 бемоля) => Ля-бемоль мажор (4 бемоля) => Ре-бемоль мажор (5 бемолей) => Соль-бемоль мажор (6 бемолей) => До-бемоль мажор (7 бемолей).
Думаю, вы уже догадались как считать минорные бемольные тональности. Точкой отсчета будет тональность a–moll, а квинты мы прибавляем в сторону противоположную ходу часовой стрелки. Вот какая цепочка тональностей получится: Ре минор (1 бемоль) => Соль минор (2 бемоля) => До минор (3 бемоля) => Фа минор (4 бемоля) => Си-бемоль минор (5 бемолей) => Ми-бемоль минор (6 бемолей) => Ля-бемоль минор (7 бемолей).
Как видите, совсем не обязательно заучивать количество знаков в каждой тональности. Достаточно запомнить следующее:
Как считать квартами
Вы вправе задать вопрос, почему круг называется Кварто-квинтовым, ведь о квартах мы не сказали ни слова. Ответ очень простой, взгляните на изображение:
Интервал, где в основании лежит нота До, а вершиной является нота Соль – называется Квинтой.
Если поменять ноты местами — в основание положим ноту Соль, а его вершиной сделаем ноту До, то получится интервал, который называется квартой.
На клавишах пианино — это еще более наглядно:
Как вы уже поняли, звуки одни и те же (До и Соль), но от их местоположения относительно друг друга, меняется величина интервала. Отсюда следует, что перемещаться по кварто-квинтовому кругу можно не только квинтами, но и квартами. Бемольные тональности мы считали квинтами в левую сторону, а можем считать их квартами, но в правую сторону:
На изображении ниже, вы увидите тоники диезных и бемольных тональностей. Красным цветом отмечены диезные тональности — они расположены по квинтам. Синим цветом отмечены бемольные тональности, расположенные по квартам:
Тоже самое и с диезными тональностями – их можно считать квартами в левую сторону:
Я не рекомендую вам использовать оба метода если вы новичок. Выберите наиболее удобный и пользуйтесь им, иначе велика вероятность запутаться.
Родственные тональности
Как вы догадались из названия, тональности могут быть родственными. При чем среди них есть как близкие, так и далекие родственники. Чем больше у тональностей общего – тем они ближе.
Выделить какой-то универсальный способ определения родственных тональностей довольно трудно, потому что каждый композитор определяет, чувствует и обосновывает взаимосвязь тональностей по-своему. Тем не менее, большинство музыкантов чаще всего пользуются системой Римского-Корсакова, которая делит тональности на 3 степени родства. Ее мы и рассмотрим.
Первая степень родства
В первую степень родства включены тональности, у которых больше всего общего – трезвучий и ключевых знаков. Однако ключевые знаки не являются основным признаком родства, это скорее внешний признак, на который не стоит полагаться.
Первую степень родства составляют 6 тональностей:
А теперь подробнее об этом на примере тональностей До мажор и Ля минор. Начнем с мажора:
Теперь обратимся к минору. Принцип определения тональностей тот же:
Еще один способ определения ТПР
Для примера, как обычно, берем гамму без знаков альтерации – До мажор, и вспомним тональности, которые имеют первую степень родства к ней:
Возьмем их тоники и выстроим в ряд по принципу повышения ступеней:
А теперь вспомним как выглядит гамма До мажор:
Как видите, тоники тональностей первой степени родства лежат на ступенях гаммы исходной тональности. От каждой из этих нот, мы можем построить трезвучие (учитывая знаки альтерации или их отсутствие). Мы получим 6 трезвучий, которые также помогут определить первую степень родства. Тоника трезвучия обозначит название тональности, а окрас трезвучия (мажорный или минорный) обозначит лад тональности. В До мажоре получатся следующие трезвучия:
Вы уже заметили, что в тональностях До мажор и Ля минор, мы не использовали трезвучие от ноты Си. Это трезвучие уменьшенное и оно не имеет мажорной или минорной окраски. Соответственно, тональности Си мажор/Си минор также не используются.
Отсюда вытекает следующая закономерность:
Статья понравилась 21
Статья не понравилась 6
Вторая степень родства
Подробно рассматривать вторую и третью степень родства мы не будем, но коротко поясню что это такое.
В группе второй степени родства 12 тональностей. Их определяют следующим образом: для исходной тональности находят 6 тональностей первой степени, затем для каждой из них находят родственников первой степени. У 6 тональностей по 6 родственников, должно получиться 36 тональностей, но выделяют только 12 – тех, что появляются впервые — не повторяются.
Третья степень родства
Алгоритм поиска родственных тональностей един, поэтому вы могли догадаться, что тональности третьей степени родства, это тональности первой степени родства для тональностей 2-й степени родства. Короче говоря, все как в сетевом маркетинге.
Если вам интересно узнать об этом подробнее, читайте учебник гармонии авторами которого являются И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин.
Заключение:
Думаю, теперь вы согласны со мной – кварто-квинтовый круг – это самый быстрый способ вычислять знаки в тональностях.
Если у вас остались вопросы – пишите в комментариях, постараюсь ответить. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!