квесторы в римском праве
КВЕСТОР
В царский период два так называемых уголовных квестора (quaestores parricidii) являлись помощниками царя в его судебной деятельности (название магистратуры происходит от глагола quaerere – разыскивать, расследовать); в республиканский период квестура постепенно превратилась в одну из ординарных магистратур.
Согласно Тациту, первоначально квесторы назначались консулами, как прежде – царями (Tac. Ann., XI, 22), а первыми выборными квесторами стали Валерий Потит и Эмилий Мамерк в 447 г. до н. э. С этого времени квесторы ежегодно избирались трибутными комициями. Постепенно на первый план в деятельности квесторов стало выходить заведывание государственной казной (Liv., III, 69, 8). В 421 г. до н.э., как сообщает Ливий, консулами в сенат было внесено предложение об удвоении числа квесторов (Liv., IV, 43, 4), что было связано также с открытием доступа к этой магистратуре плебееям в ходе сословной борьбы (в 409 г. до н. э. были избраны первые плебейские квесторы).
Помимо двух городских квесторов, по всей видимости, появились два военных квестора, сопровождавшие консулов в военных походах. В 267 г. до н.э. произошло увеличение числа квесторов с четырех до восьми (Liv., Per. XV). С появлением провинций количество квесторов возросло еще больше, так как каждому провинциальному наместнику обычно придавался квестор. Финансовые отчеты этих квесторов нередко становились основным свидетельством на судебных процессах по делам о вымогательствах наместников. Квестура была первой ступенькой в карьерной лестнице нобилей и в эпоху республики знатные молодые люди обычно избирались на эту должность в возрасте 27-30 лет.
Сулла установил, чтобы ежегодно избиралось 20 квесторов, а Цезарь удвоил это число. При Августе количество квесторов вновь было сокращено до 20 и по два квестора, назначавшиеся из юношей знатных фамилий, отныне состояло при императоре и обоих консулах. Во времена империи колонии, муниципии и даже коллегии обычно также имели собственных квесторов, распоряжавшихся их финансами. В эпоху поздней империи так называемый «квестор священного дворца» (quaestor sacri palatii) приобрел большое значение как представитель императора и автор проектов законов для обсуждения в императорской консистории.
Квесторы в римском праве
Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях — уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие (quaestores parricidii).
Когда же примерно в середине Республики уголовный суд перешёл к народным собраниям, а затем к quaestiones perpetuae, роль квесторов в этой области закончилась и стала развиваться их функция заведования государственным казначейством. В их обязанности стали входить хранение казённой наличности («pecuniam publicam custodire»), ведение приходо-расходных книг («rationes referre») и т. д. После того, как квесторы сделались и хранителями госархива, присяга магистратов на верность законам стала совершаться перед квесторами.
Первоначально квесторов было двое, с 421 до н. э. — 4, причём к этой должности стали допускаться и плебеи. Позже это число удвоилось, в 82 до н. э. достигло 20, а при Цезаре из-за свойственного его периоду расширения бюрократии — 40. Из этого числа те, кто оставался в городе для заведования казной и архивом, были quaestores urbani(aerarii), другие прикомандировывались к военачальникам для ведения финансовых дел их армий (выдача сумм на содержание, уплата жалованья и т. д.), третьи для той же цели посылались в провинции к проконсулам и пропреторам, a четвёртые наблюдали в приморских городах и некоторых других местах за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Один такой квестор находился в Галлии, другой — в Остии (quaestor Ostiensis) и следил за зерновым снабжением («res frumentaria»).
Квесторы осуществляли также продажу обработанных и размежеванных земельных участков (agri limitati), которые назывались уже agri quaestorii.
Требования к квесторам
Закон 180 до н. э. Villia annalis установил минимальный возраст для получения квестуры — кандидат должен был предварительно отбыть 10 лет воинскую повинность или, по крайней мере, в течение этого времени предъявить себя к набору, а так как отбывание воинской повинности начиналось с 17 лет, то квестором можно сделаться не ранее 27 лет.
Квесторы в римском праве
QUAE ́ STOR (КВЕ ́ СТОР) — название, данное двум различным категориям римских должностных лиц. Оно происходит от quaero, и Варрон (De Ling. Lat. V. 81) дает определение, включающее основные функции обеих этих категорий: « Quaestores a quaerendo, qui conquirerent publicas pecunias et maleficia » ( « Квесторы — от “разыскивания”: те, кто разыскивал общественные деньги и преступления » ). Таким образом, одни должностные лица занимались сбором и хранением общественных доходов, а другие были чем-то вроде общественных обвинителей. Первые назывались quaestores classici, вторые — quaestores parricidii (Dig. 1 tit. 2 s. 2 § 22, 23).
Quaestores classici были должностными лицами, ответственными за государственную казну. Источники предельно ясно свидетельствуют о том, что в царский период этой магистратуры не существовало (Liv. IV. 4; Plut. Popl. 12), и, по-видимому, прошло немало времени между изгнанием царей и ее учреждением. Ее отличительный эпитет classici не упоминается ни одним античным автором, кроме Лида (De Mag. I. 27), который, впрочем, дает ему абсурдную интерпретацию. Нибур (vol. II p. 430) объясняет его тем, что эти квесторы избирались центуриями со времен Валерия Публиколы, который, как сообщается, впервые учредил данную должность (Plut. Publ. 12). Первоначально их было только двое, и, конечно, они избирались из патрициев. Поскольку сенат осуществлял верховное управление финансами, квесторы до некоторой степени являлись лишь его агентами или казначеями, ибо они не имели права распоряжаться какой бы то ни было частью государственных средств без указания сената. Соответственно, их обязанности включали совершение необходимых платежей из эрария и получение государственных доходов. О том и другом они обязаны были вести точные отчеты в своих tabulae publicae (Polyb. VI. 13). Кроме того, они вели учет требований, предъявляемых к государственной казне, и неуплаченных долгов (Pseudo-Ascon. in Verrin. p. 158, Orelli; Plut. Cat. Min. 27). Штрафы, уплачиваемые в государственную казну, также учитывались и взимались квесторами (Liv. XXXVIII. 60; Tacit. Annal. XIII. 28). Еще одной сферой их обязанностей (впрочем, тоже связанной с казной) было обеспечение должного размещения иноземных послов и лиц, связанных с государством узами общественного гостеприимства. Наконец, на них было возложено попечение о похоронах и памятниках выдающихся людей, расходы на которые согласно постановлению сената оплачивались из казны. В эрарии и, следовательно, под надзором квесторов, хранились книги, в которых были записаны постановления сената (Joseph. Ant. Jud. XIV. 10. 10; Plut. Cat. Min. 17), тогда как подлинники документов находились на хранении у эдилов до тех пор, пока Август не передал попечение о них также квесторам (Dio Cass. LIV. 36).
В 421 г. до н. э. количество квесторов было удвоено, и трибуны попытались провести поправку в закон, предусматривающую избрание части (вероятно, двух) квесторов из плебеев (Liv. IV. 43; Niebuhr, vol. II p. 430, &c.). Эта попытка не удалась, но интеррекс Л. Папирий достиг компромисса, в соответствии с которым выборы должны были производиться из обоих сословий без ограничения. После принятия этого закона ни один плебей не был избран на должность квестора в течение 11 лет до 409 г. до н. э., когда три из четырех квесторов были плебеями (Liv. IV. 54). Как и в более поздние времена, человек, побывавший на должности квестора, несомненно, имел право заседать в сенате — в том, случае, если не исключался следующими цензорами как недостойный. Вероятно, именно по этой причине патриции столь решительно сопротивлялись допущению плебеев к данной должности [S ENATUS ]. С этих пор каждого консула, отправлявшегося на войну с врагом, сопровождал один квестор, который первоначально должен был только наблюдать за продажей добычи, выручка от которой либо распределялась среди легионеров, либо передавалась в эрарий (Liv. IV. 53). Впоследствии, однако, мы видим, что квесторы также хранили фонды армии, которые они получали из казны в Риме, и выплачивали солдатам жалованье; фактически, они являлись казначеями армии (Polyb. VI. 39). Два других квестора, остававшиеся в Риме, продолжали выполнять такие же обязанности, как и прежде, и отличались от тех квесторов, которые сопровождали консулов, эпитетом « городские » (urbani). В 265 г. до н. э., после того, как римляне сделались хозяевами Италии, и когда вследствие этого управление казной и сбор доходов стали более трудоемкими и важными задачами, число квесторов было еще раз удвоено до восьми (Lyd. de Mag. I. 27; Liv. Epit. lib. 15; Niebuhr, vol. III p. 645); и, вероятно, с этого времени их число продолжало увеличиваться по мере расширения империи. Один из восьми квесторов по жребию назначался на остийскую квестуру (quaestura ostiensis), наиболее трудный и важный пост, ибо он должен был обеспечивать Рим зерном (Cic. pro Muren. 8, pro Sext. 17). Кроме остийского квестора, имевшего резиденцию в Остии, три остальных квестора распределялись по Италии для сбора тех платежей, которые не были откуплены публиканами и для контроля за последними. Один из них находился в Калесе, а два других, вероятно, в городах на Верхнем море (Cic. in Vat. 5). О двух оставшихся квесторах, направлявшихся на Сицилию, будет сказано ниже.
Сулла во время своей диктатуры увеличил число квесторов до двадцати, чтобы иметь больше кандидатов в сенат (senatui explendo, Tacit. Annal. XI. 22), а Юлий Цезарь — даже до сорока (Dio Cass. XLIII. 47, 51). В 49 г. до н. э. квесторы не были избраны, и Цезарь передал хранение эрария эдилам. С этого времени и в дальнейшем казна иногда поручалась преторам, иногда преториям, а иногда снова квесторам [A ERARIUM ]. Квесторы, однако, существовали до позднейшего периода империи, как в городе, так и в провинциях. Некоторые из них носили титул candidati principis, и их единственной обязанностью было зачитывать в сенате сообщения, с которыми принцепс обращался к этому собранию (libri principales, epistolae principis, Dig. 1 tit. 13 § 2 и 4; Lyd. de Mag. I. 28; Lamprid. Alex. Sev. 43; Plin. Epist. VII. 16). Со времени императора Клавдия все квесторы, вступая в должность, обязаны были устраивать гладиаторские игры для народа за свой счет; таким образом, эта должность стала недоступна для всех, кроме самых состоятельных людей (Suet. Claud. 24; Tacit. Ann. l. c. XIII. 5; Suet. Domit. 4; Lamprid. Alex. Sev. 43). Когда Константинополь стал второй столицей империи, он, подобно Риму, получил своих квесторов, который должны были устроить игры для народа при вступлении в должность; но они, вероятно, подобно преторам, избирались с. 982 сенатом, а император только объявлял об их назначении (Becker, Handb. der Röm. Alterth. vol. II pt. II p. 332, &c.; Walter, Gesch. des Röm. Rechts, p. 371).
К проконсулу или претору, управлявшему провинцией, был прикомандирован квестор. Эти квесторы, несомненно, должны были выполнять те же функции, что и квесторы, сопровождавшие армию на войну; фактически, это были одни и те же должностные лица, за исключением того, что первые постоянно находились в своих провинциях в течение срока должности и, следовательно, имели права и обязанности, которых не могло быть у тех, кто сопровождал армию. В Сицилии, первой римской провинции, было два квестора, отвечавших за две части острова, ранее разделенного на карфагенскую и греческую территорию. Один из них имел резиденцию в Лилибее, второй — в Сиракузах. Помимо тех обязанностей, которые были у них общими с армейскими казначеями, они должны были взимать те государственные платежи, которые не были откуплены публиканами, контролировать публиканов и отсылать собранные суммы и отчеты о них в эрарий (Pseudo-Ascon. in Verrin. p. 167, Orelli). В провинциях квесторы обладали той же юрисдикцией, что и курульные эдилы в Риме (Gaius, I. 6). Взаимоотношения между претором или проконсулом провинции и его квестором согласно античной традиции воспринимались как подобные отношениям отца и сына (Cic. Divin. 19, c. Verr. II. 1. 15, pro Planc. 11, ad Fam. III. 10). Если квестор умирал в провинции, преторы имели право назначить вместо него проквестора (Cic. c. Verr. l. c.), а если претор отсутствовал, то квестор занимал его место и получал сопровождение ликторов (Cic. ad Fam. II. 15, pro Planc. 41). О способе распределения провинций между квесторами после их избрания в Риме нет упоминаний, хотя, вероятно, это был жребий, как в случае с остийским квестором. Но в консульство Децима Друза и Порцины было установлено, что провинции, определенные постановлением сената, следует распределять между квесторами по жребию (Dig. 1 tit. 13 § 2; Cic. c. Verr. II. 1. 13). В эпоху империи данная практика продолжалась, и если количество избранных квесторов было недостаточно для провинций, то туда направлялись те квесторы предыдущего года, которые не имели провинции. Это, однако, касалось только провинций римского народа, ибо в императорских провинциях квесторов не было вообще. Во времена Константина титул quaestor sacri palatii носил весьма значительный министр, должность которого, вероятно, происходила от должности candidati principis. О его власти и влиянии см. Walter, Gesch. d. Röm. R. p. 365.
Квестор
Из Википедии — свободной энциклопедии
Кве́стор (лат. quaestor quaerere — буквально «расспрашивать; расследовать») — один из римских ординарных магистратов.
Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях — уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие ( quaestores parricidii ).
Первоначально квесторов было двое, с 421 года до н. э. — 4, причём к этой должности стали допускаться и плебеи. Позже это число удвоилось, в 82 году до н. э. достигло 20, а при Цезаре из-за свойственного его периоду расширения бюрократии — 40. Из этого числа те, кто оставался в городе для заведования казной и архивом, были quaestores urbani ( aerarii ), другие прикомандировывались к военачальникам для ведения финансовых дел их армий (выдача сумм на содержание, уплата жалованья и т. д.), третьи для той же цели посылались в провинции к проконсулам и пропреторам, a четвёртые наблюдали в приморских городах и некоторых других местах за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Один такой квестор находился в Галлии, другой — в Остии ( quaestor Ostiensis ) и следил за зерновым снабжением ( res frumentaria ).
Кто такие квестор, претор, консул и цензор?
Все государственные должности в Древнем Риме носили общее название магистратур. Они возникли на заре Римской Республики, в конце VI в. до н.э. Человек, занимавший государственную должность, именовался магистратом. За эту работу зарплата не полагалась, на одной должности магистрат мог находиться год. Как правило магистратуры были парными, то есть исполнялись двумя людьми. Единственное исключение — диктатор, который управлял единолично. Но эта должность вводилась лишь в чрезвычайных обстоятельствах.
Юлий Цезарь, пожизненный диктатор в Древнем Риме. I в. до н.э.
Все магистратуры в римском государстве делились на ординарные (выборные) и экстраординарные, на которые магистратов назначала одна из ветвей власти. Ординарные магистратуры: консул, претор, цензор. К ним со временем добавились низшие магистратуры: эдил, квестор, народный трибун. Экстраординарные магистратуры: диктатор, командующий конницей, интеррекс, децемвир, военный трибун с консульской властью, триумвир. Последняя должность появилась во время Второго триумвирата и давала такие же чрезвычайные полномочия, как у диктатора. Но, как и следует из названия должности, не одному человеку, а сразу троим.
Консульская процессия. Мозаика из базилики Юния Басса, IV в. н.э.
Высшая военная и гражданская власть в Риме принадлежала консулам. Преторы стояли ступенькой ниже, они также обладали всей полнотой власти там, где не было консулов. А в самом Риме преторы исполняли обязанности городских судей по гражданским делам. Цензоры проводили перепись населения. Но не просто перепись, а с одновременным занесением фамилий в цензовые списки. То есть при этой переписи определялось, к какому сословию относится данный гражданин Рима. У разных сословий были свои права и обязанности, а также уровень налогообложения. Консула всюду должны были сопровождать 12 ликторов, вооружённых топориками и фасциями (пучок прутьев).
Ликторы сопровождают консула. Кадр из сериала «Рим»
Прочими городскими вопросами занимались эдилы. Они обеспечивали ремонт и нормальное функционирование храмов, улиц, рынков. А также отвечали за порядок на этих улицах, то есть были в том числе и начальниками полиции. Квесторами изначально называли помощников консулов, потом это стало отдельной должностью. Квесторы управляли городскими архивами, казначейством и были судьями по уголовным делам. Народные трибуны, как и следует из их названия, должны были защищать интересы плебса. Главной их задачей было доводить до внимания сенаторов и высших магистратов народное мнение по поводу текущей политики.
Древнеримская конница в изображении современных реконструкторов
У диктатора, который назначался консулами в случае необходимости, была вся полнота власти. Диктатора утверждали на срок не более полугода, лишь один Юлий Цезарь был назначен пожизненным диктатором. Должность командующего конницей на самом деле принадлежала помощнику и заместителю диктатора. Такое название она получила в древности, когда диктатор исполнял функции главнокомандующего. Конница была отдельным родом войск, притом служили в ней римские аристократы и неудивительно, что командовал всадниками ближайший помощник главкома. Со временем всё изменилось, конницу стали набирать из союзников Рима, диктаторы решали уже не только и не столько военные вопросы, но название должности осталось тем же.
Выступление в древнеримском сенате. Картина современного художника
Должность интеррекса (буквальный перевод этого слова — «между царями») одна из древнейших экстраординарных магистратур. Первый интеррекс был избран после смерти Ромула и с тех пор неизменно избирался между всеми правлениями — сперва царей, а потом консулов. Причём на эту должность избирали не голосованием, а жребием, который тянули десять старших сенаторов. Обязанностью интеррекса было за пять дней созвать комиции (народные собрания) для избрания нового правителя. Если он не успевал, то слагал с себя полномочия, и опять жребием выбирался следующий интеррекс. В республиканский период жеребьёвку отменили и интеррекса стали выбирать сенаторы-патриции.
Современная музейная экспозиция, изображающая таблицы с записанными на них первыми римскими законами
Децемвиры занимались составлением законопроектов, вносимых в комиции для утверждения. Это название возникло оттого, что в коллегии децемвиров было 10 участников. Кроме законодательной, была судебная коллегия децемвиров, во времена римских царей занимавшаяся гражданскими делами. А также религиозная, занимавшаяся жертвоприношениями.
Командир легиона, знаменосец и военный трибун. Современная иллюстрация
Последней экстраординарной магистратурой была должность военного трибуна с консульской властью. Просто военных трибунов было по 6 в каждом легионе. А такая необычная должность возникла во время политического кризиса в период ранней Республики. С 444 по 367 г. до н.э. вместо консулов высшую власть в Риме осуществляли три военных трибуна, объединённых в так называемый трибунат. Для этого в 445 г. до н.э. был принят специальный закон о консульском трибунате и последующие 77 лет Римом управлял этот своеобразный триумвират. Потом римляне вернулись к обычной консульской системе правления, формально действовавшей даже во времена Империи. Властные полномочия консулов при этом перешли к императору, а консульство из должности превратилось не более чем в почётный титул.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе. Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.