квиритское право и право народов

Римское право. Шпаргалка

квиритское право и право народов

В предлагаемом издании представлены модельные ответы на экзаменационные вопросы по римскому праву. Ответы на экзаменационные вопросы даны в соответствии с программой курса. Представленные материалы помогут подготовиться и успешно сдать экзамен по римскому праву.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3 ПРАВО ЦИВИЛЬНОЕ И ПРАВО ПРЕТОРСКОЕ

Цивильное право (от лат. civilis — «гражданский»), или квиритское право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Кви-рина), — совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее — сената.

Источники цивильного права — обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян.

Цивильное право закрепляло патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии.

Преторское право — совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права — эдикты преторов. Это связано с тем, что эдикты преторов постепенно вытеснили старое cjus civile и создали новую систему норм — преторское право.

Преторское право представляло собой наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Магистраты, обладавшие высшей властью, — преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы — издавали эдикты! программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, — создавались постоянные эдикты (edictum perpetuum).

В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права. Часто законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях — то, что было наработано.

Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в деятельности римских юристов, которые комментировали как цивильное, так и преторское право.

Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и удовлетворял их.

К концу III в. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

Источник

Главные черты римского права и принципы публичного права

Основные черты римского права

Обращаясь к истории общества невозможно встретить иную концепцию индивидуального права, показавшей такую конкретизацию и столь отменную степень правового сложения и правовой квалификации, как римское частное право. Очень важно подчеркнуть наличие двух правовых понятий, обусловивших в Риме исчерпывающее регламентирование, имевшее особую значительность для общехозяйственного оборота Рима, для фиксирования и форсирования эксплуатирования рабов и несостоятельных свободных, которое совершалось «элитным Олимпом» рабовладельческого государства.

На первом месте необходимо отметить понятие беспредельного самостоятельного личного имущества. Оно возникло, так как было необходимо утвердить в максимальном объеме, полномочия рабовладельцев на землю, предоставить полную свободу использования труда рабов и наделить купцов возможностью в действительности распоряжаться товарами.

Вторым понятием является понятие о договоре. В первые века новой эры в древнем Риме торговое обращение достигло своего наибольшего развития. Ведение толстосумами внушительного хозяйства вызвало необходимость:

Уничтожение анахронизмов первобытно общинного строя и выраженность семейной общности собственности в Римском государстве произошло к началу новой эры. С течением времени римское частное право становится обладателем черт индивидуализма и независимости юридического самоопределения имущих прослоек свободного населения. Субъект собственности по своему усмотрению на свой страх и риск обозначается в товарообороте, и также единолично является ответственным за свою деятельность. Определение индивидуализма состоит в том, что домохозяин или рабовладелец распоряжается хозяйством и вступает в определенные отношения на рынке с другими подобными ему хозяевами.

Методическое осуществление этих начал, в свете того что они имели огромную ценность для главенствующего класса общества, построенного на эксплуатации, соответствовало в Риме заключающейся в максимально высоком уровне системы воспроизведения юридических норм.

Подводя итог обо всем рассказанном выше хочется отметить, что основными чертами римского права являются:

пропорциональность всех юридических рассуждений и заключений заинтересованности господствующего класса.

Системы римского права

Квиритское (цивильное) право

Римское частное право состояло из трех ветвей, которые образовались в различный период времени. Первая ветвь состояла из норм квиритского (цивильного) права. Образование и совершенствование его пришлось на VI в. – середину III в. до н.э. Законы древнейшей юриспруденции контролировали отношения исключительно между квиритами – римскими гражданами.

Преторское право

С течением времени происходило дальнейшее изменение и развитие частного права. Этому способствовало распространение торговли, наращивание темпов в сельском хозяйстве, ремеслах, индивидуальных имущественных отношениях. Параметры квиритского права уже не имели возможности регулировать формирование торгово-денежных отношений. Жизнь настойчиво диктовала привести старые законы в гармонию с новыми обстоятельствами и потребностями общества. Именно поэтому наряду с квиритским правом появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она сформировалась из повелений, распоряжений и указов(эдиктов) магистратов, главным образом преторских(судейских) эдиктов.

При осуществлении судебной деятельности преторы не аннулировали и не реформировали нормы квиритского права, а лишь привносили в нормы старых законов новое содержание (отменяли то или другое положение цивильного права). Чтобы осуществить защиту новых отношений, преторы совершили следующие действия. При помощи эдиктов они стали исправлять недостатки и промахи цивильного права. В дальнейшем в преторские эдикты стали привносить формулировки, направленные на преобразование норм цивильного права. Преторский эдикт предписывал новые способы для признания новых отношений. Демонстрируя возможности защиты вопреки цивильному праву или в добавлении его, эдикт претора конструировал новые формы права.

Нормы преторского права были призваны регулировать отношения между римскими гражданами также как и нормы квиритского права. Вместе с тем, отличаясь от последних, эти нормы были избавлены от формального отношения, религиозной ритуальности и символизма. Фундамент преторского права состоял из принципов моральной ответственности, справедливости, милосердности и гуманизма, рациональной концепции о естественном праве (ius naturale). В соответственности с естественным правом все люди равноправны и рождаются свободными. Равенство римских граждан перед законом возникало собственно из принципа справедливости. Принцип гуманизма определял уважительное отношение к личности.

«Право народов»

Торговля между Римом и другими владениями Римского государства предписывала формирования юридических норм, которые были бы приемлемы для реализации операций с сотрудничеством иностранных граждан. В республиканский период исходя из этого образовалась еще одна концепция частного права – это система «право народов» (ius gentium). Данная структура вобрала в себя установления римского права и традиции права Греции, Египта, а также некоторых других государств.

Нормы «права народов» отличались от квиритского и преторского права тем, что регламентировали отношения между римскими гражданами и чужестранцами (Перегринами), а также между самими иностранцами во владениях Римского государства. В сравнении с римским правом древнейшего времени это законодательство отличались демократизмом, отсутствием формальностей и эластичностью.

Изначальное римское частное право и «право народов» в течение длительного времени взаимно дополняли друг друга. Нужно заметить, что «права народов» кардинально повлияло на квиритское право, в свете чего предшествующее стало утрачивать свои индивидуальные черты. Шаг за шагом осуществлялось сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н.э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.

Основные принципы публичного права

Для римского права характерны два альтернативных принципа, которые проникают в процесс создания права претором и юристами.

В первую очередь это консерватизм, который находил свое воплощение в том, что юристы удостоверяют, что любые итоги и решения согласовываются со взглядами их предшественников. Они обращались со старым правом с большим уважением, подчеркивали неприемлемость каких-либо нововведений, незыблемость действующего общественного строя а, самое главное, непреложность и несокрушимость права. Случалось, что юристы специально обращались при интерпретации сформировавшегося канона к вытяжкам, для того чтобы не демонстрировать изменчивости права.

Другим принципом публичного права является его прогрессивность. Юрист не опасался сформулировать новый закон если:

Осуществлялось это не путем отмены прежнего закона или обычая (на такую отмену римские магистраты и юристы не имели правомочий), такие действия могли бы спровоцировать нежелательное для господствующего класса представление об изменчивости права. Римским юристом осуществлялось обходное движение. Формировались обновленные регламенты при опоре на старое право и без отмены его. Затем либо претор вносил дополнения в прежний эдикт либо юристы выражали новые взгляды. «И жизнь начинала течь по новому руслу, хотя старое русло не засыпалось – оно просто высыхало».

Так, одновременно с цивильной собственностью была сформирована бонитарная или преторская собственность. Она не носила названия собственности, но давала ответственному лицу все права собственника. Также вместе с цивильным наследственным правом была разработана преторская концепция наследования (которая даже не носила названия наследования) и т.п.

Источник

Система римского права, периодизация и источники

Периодизация развития римского права

Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. Существует несколько научных периодизаций истории римского права античной эпохи. В западноевропейской юридической науке под влиянием работ Э. Гиббона и Г. Гуго принято деление на четыре периода, выделяя главным образом роль источников права. В российской романистике с середины XIX господствовала трехзвенная структура, разработанная К.А. Неволиным, связанная с историей римского государства: царский, республиканский, императорский.

В современной романистике наиболее распространено выделение в римском праве четырех периодов, связанных с античностью.

Первый период (VIII-III в. до н. э.) — начальный (архаичный) период формирования римского права. В этот период право существует только в рамках патриархальной римской общины и только для ее членов, неразрывно связано с юридической практикой жрецов — понтификов, пронизано сакральным, формально-консервативным началом. Поскольку оно применимо только к членам общины (cives), право именуется цивильным (ius civile) или квиритским.

Второй период (III-II в. до н. э.) — предклассический переходный период, когда закладывались предпосылки будущего подъема юриспруденции.

Третий период (I в. до н. э. — III в. н. э.) — классический, когда римское право достигает наивысшего развития. Наблюдается подъем юриспруденции, формирование универсальности норм, разработки большинства юридических понятий.

Четвертый период (IV-VI в. н. з.) — изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с систематизацией и кодификацией права. Наибольшую известность получили кодификации Юстиниана.

Система римского права

Цивильное право, преторское право, право народов

Цивильное право. В латинском языке слову «гражданский» соответствует слово «civilis». Однако термин ius civile (цивильное право) в римском праве не соответствует по своему содержанию современному термину гражданское право. Термином ius civile обозначалось прежде всего исконное национальное древнеримское право, распространяющее действие исключительно на римских граждан — квиритов, почему его именуют еще квиритским правом. Другое значение ius civile обозначало нормы, исходящие от народного собрания, а позднее от сената.

Наряду с системой цивильного права в Древнем Риме в практике преторов и некоторых других магистратов постепенно складывается и так называемое преторское право (ius praetorium или honorarium). Преторское право было реакцией на несоответствие старых традиционных и неповоротливых форм цивильного права новым экономическим реальностям. Оно было инструментом, позволяющим вносить в римскую правовую систему необходимые коррективы.

Как указывал известный римский юрист Папиниан: «Преторское право — это то, что ввели преторы ради улучшения, или дополнения, или исправления цивильного права для общественной пользы» (D. 1.1,1.1).

Цивильное право противопоставлялось не только преторскому праву, но также праву народов — ius gentium, действие которого распространялось на все население Рима, включая перегринов. Поскольку ius gentium регулировало имущественные отношения и между Перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского гражданского права.

В республиканский период римской истории цивильное право и право народов развивались параллельно. Однако с течением времени они начали сближаться, оказывая взаимное влияние. Поскольку право народов вбирало в себя лучшие достижения права других народов, оно в большей степени отвечало потребностям хозяйственной жизни страны, было меньше подвержено формализму. Вследствие тесного взаимодействия при практическом применении нередко нормы права народов проникали в цивильное право. Имело место и обратное влияние.

В классический период различие ius civile и ius gentium утрачивает свою остроту, особенно после издания в 212 г н. э. эдикта Каракаллы, который предоставил права римских граждан жителям провинций. При императоре Юстиниане право народов и цивильное право составили единую систему права, в которой преобладало ius gentium как более развитое право.

Деление римского права на публичное и частное.

Традиционное для многих современных правовых систем деление права на частное и публичное было известно уже в Древнем Риме. Классическое разграничение публичного и частного права, сохранившееся и в последующие века, было сформулировано римским юристом Ульпианом: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства: частное — которое относится к пользе отдельных лиц» (D. 1. 1.2).

С точки зрения этого определения под публичным правом (ius publicum) следует понимать нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов. Сюда относятся система государственных органов, компетенция учреждений и должностных лиц, нормативные акты государства. Ульпиан указывал, что в состав публичного права входят «святыни, жрецы, магистраты». Но этот перечень не является исчерпывающим. В ряде случаев «публичное право» понималось римскими юристами и в смысле норм, которые имеют безусловно обязательную силу и не могут быть изменены путем соглашения частных лиц. В современном праве такие нормы называют императивными.

Частное право (ius privatum) — это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. Частное право противопоставляется публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства ограничено. Оно предоставляет известный простор автономии отдельных лиц, частных собственников, выступающих на рынке. В этой области права преобладают нормы, предоставляющие самим заинтересованным лицам определить складывающие отношения. Например, законы XII таблиц при заключении договора займа определяли: ‘». как они договорятся, так пусть и будет». Эти нормы еще называют уполномочивающими. Но данная частная автономия имеет свои пределы. Они определяются публичным правом, нормы которого должны быть соблюдены при всех условиях.

В настоящее время термин частное право сохранился в некоторых государствах, например во Франции и Германии, где существует разделение на гражданское и торговое право.

«В область гражданского права входят нормы, регулирующие имущественные правоотношения автономных субъектов оборота, не являющиеся торговыми, семейные правоотношения и некоторые личные права, а в область торгового права входят нормы, регулирующие торговый (коммерческий) оборот». В государствах, где нет особого торгового права, обычно говорят просто о гражданском праве.

Таким образом, гражданскому праву в современном понимании этого слова соответствовала совокупность трех правовых систем античного Рима — цивильного права, права народов и преторского права. А в качестве единого термина для этой совокупности наиболее подходящим является частное право (ius privatum).

Источник

Право цивильное и право преторское

Цивильное (от лат. civitas – «город»), или квиритское, право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина) – совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Источники цивильного права: обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан.

Цивильное право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домо-владыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии.

Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.

Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Магистраты, обладавшие высшей властью, – преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы – издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, – постоянные эдикты (edictum perpetuum). В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права.

Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.

Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права.

Зачастую законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях то, что было наработано.

Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в творчестве юристов, которые комментировали, с одной стороны, цивильное право, а с другой – преторское право.

Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и их удовлетворял.

Кконцу III в. различие между цивильным и пре-торским правом практически исчезло.

Источник

Источники римского частного права

1.1. Обзор источников римского частного права

1.1.1. Исторические системы римского частного права

Цивильное право

В силу особенностей исторического развития к этому времени в состав римского права вошли отдельные системы, которые возникли не одновременно, а появлялись последовательно одна за другой.

Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узконациональная система частного права. В более широком смысле цивильное право обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения в XII таблицах. К концу республики существовало несколько таких комментариев. Для юристов эпохи принципата и домината ius civile было одновременно и совокупностью норм действующего права, и наукой права; большая часть старых законов была даже заслонена учениями и толкованиями юристов. В законодательство империи ius civile вошло в качестве древнейшей части римского права.

Преторское право

Эта система права была вызвана к жизни развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Параллельно цивильному праву создалась система преторского права (см. также п. 1.1.5.).

Право народов (ius gentium)

Цивильное право применялось только к римским гражданам. Не входившие в римскую общину считались врагами и не пользовались защитой. С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право заключения договоров и т.д.) и за неримлянами. На этой почве и сложилась система права, получившая название ius gentium.

В итоге исторического развития эта система включила в себя разные элементы. К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium). Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

Сближение систем

Что же относится к праву народов, то должно быть признаваемо и цивильным

Aequitas (справедливость)

Изложенное противоположение права народов цивильному праву дополнялось в эпоху принципата противоположением ius aequum (справедливое право, или aequitas) строгому праву, ius strictum. Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости. Закрывая глаза на такое вопиющее неравенство, как рабство, на жестокую эксплуатацию богатыми рабовладельцами свободных бедняков, римские юристы говорят о справедливости как начале равенства всех в области права и перед законом, умеряющем остроту и тяжесть требований цивильного права. В области частного права принцип справедливости долго понимался юристами чисто эмпирически и практически как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости. В конце республики и право собственности возводили к естественной справедливости.

Ведь ничто не соответствует так естественной справедливости, как подтверждать в праве. волю собственника

Ульпиан (III в. н.э.) при изменившихся условиях эксплуатации земельной собственности временное безвозмездное предоставление ее в пользование (прекарий) считал актом справедливости.

Естественное право (ius naturale)

Указанное выше понимание права народов было римлянами еще расширено и сблизилось с возникшим в конце республики представлением о ius naturale. Цицерон первый определил его как требования морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям (De republica, 3, 22).

Ульпиан считал в некоторых отношениях и право собственности основанным на естественном праве.

Право собственности над некоторыми вещами мы приобретаем по праву народов, которое в силу естественного разума одинаково соблюдается между всеми людьми.

В этом определении как право народов, так и естественный разум в качестве его естественного источника совершенно освобождаются от принадлежности к правовой системе какого-либо государства и возводятся до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством.

Представление Ульпиана о естественном праве является вообще чрезвычайно широким. Он признал, что естественное право распространяется даже на животных, тогда как право народов ограничивает свое действие только людьми.

Правом народов является то, которым пользуются народы человечества. Можно легко понять, что последнее отличается от естественного права, так как оно свойственно всем животным, тогда как первое является общим только для людей между собой.

1.1.2. Виды источников права

Институции Гая (1.2) дают такое перечисление отдельных видов источников права: законы (plebiscita), сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов (responsa prudentium). Этот перечень должен быть дополнен еще одним источником, а именно обычным правом.

1.1.3. Обычное право

Институции Юстиниана разделяли все право по признаку письменной и устной формы источников.

С усилением законодательной деятельности государства обычай (ius non scriptum) в значительной мере потерял свое значение.

Но все-таки и в эпоху распространения римского государства на весь бассейн Средиземного моря обычай не перестал быть источником права. Цицерон (Topica, 28, 31) поместил mores рядом с leges, видя в них отдельный вид действующего права.

В эпоху принципата значение обычая как живого источника права с большой силой разобрано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом.

В начале домината в практике законодательства оформилась тенденция, противоположная теории Юлиана, и были запрещены обычаи, которые отменяют законы. В 319 г. н.э. последовало новое распоряжение:

Авторитет обычая и долговременного применения представляется не малым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал бы разум или закон.

При издании этой конституции имелось в виду ограничить местные обычаи (Египта, Сирии, Аравии и других провинций).

1.1.4. Закон

Понятие закона в республиканском Риме
Виды законов по их санкции

Менее чем законченным является закон, запрещающий какое-либо действие, но, если оно совершится, не отменяющий его, а налагающий штраф на того, кто поступил вопреки закону.

Третья категория законов содержала только воспрещение актов, без угрозы невыгодными последствиями. Республиканскому законодательству было свойственно избегать издания leges perfectae. Последующее время, особенно при императорах, изменило в обратную сторону законодательную политику, и с V в. при сомнении всякий воспрещающий закон считался lex perfecta (С. 1. 14. 5).

Отмирание республиканского законодательства в эпоху принципата

Август, стремясь поддержать иллюзию народного суверенитета, пытался возобновить законодательную деятельность комиций для своих реформ, желая подкрепить их мнимой волей народа. Но к концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, хотя их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях находится в аграрном законе конца I в. н.э. (D. 47. 21. 3. 1).

1.1.5. Эдикты магистратов и преторское право

Эдикты магистратов

Третий чисто римский источник права, перешедший от республиканского Рима, представляли эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции).

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).

Кодификация преторского права
Отношение между цивильным и преторским правом

Этот текст, включенный в элементарное руководство VI в. н.э., передает чрезвычайно важный факт в истории источников римского права как вполне естественный. Текст указывает, что постепенно путем практики, очевидно, судебной и деловой, а также под воздействием императорских конституций, исправлявших действующий закон, возникло новое право.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *