кворум для перехода на прямые договора
Как провести общее собрание о переходе на прямые договоры
22 июня наш постоянный эксперт Елена Шерешовец провела для нас онлайн-семинар, на котором рассказала, как проходит привыкание УО, РСО и собственников к прямым договорам. Одна из главных тем – как провести ОСС о переходе на прямые договоры.
Узнайте организационные моменты
С 3 апреля 2018 года появилась новая возможность перейти на прямые договоры – по решению общего собрания собственников помещений в МКД. Для этого ст. 44 ЖК РФ о компетенции ОСС была дополнена частью 4.4.
На таком собрании за переход на прямые договоры собственники должны проголосовать простым большинством (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). При этом собираться по этому вопросу они могут сколько угодно раз.
Но может ли собрание сегодня выбрать прямые договоры, а потом перейти обратно? Жилищный Кодекс РФ не предусматривает в компетенции ОСС принятие решения о переходе на «общую» схему.
После того, как собственники приняли решение о переходе на прямые договоры, РСО не может отказаться от заключения договора, если только не придумает какой-либо формальный повод. Что может быть таким поводом?
Собственники могут принять решение о заключении с РСО договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газо- и электроснабжения и отопления, в том числе и теплоснабжения. Проблема возникает, если в доме горячее водоснабжение готовится с использованием общего имущества – стоит ИТП или крышная котельная.
Составьте повестку дня собрания
Во время массового перехода на прямые договоры управляющие организации хотят снизить риски. Поэтому Елена Шерешовец рассказала, какая должна быть повестка дня собрания.
Первый, второй и третий вопросы повестки стандартны и обязательны для каждого собрания в силу требований приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр. Это выбор председателя, секретаря и счётной комиссии собрания.
Четвёртый, главный вопрос собрания о переходе на прямые договоры, нужно сформулировать точно в соответствии с пунктом 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ – «заключение собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, договора с ресурсоснабжающей организацией».
Обязательно укажите в четвёртом вопросе, с какого числа какого месяца будет заключаться такой договор. Ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ предусматривает, что такую дату собственники могут определить в своём решении на собрании.
И ещё один вопрос – внесение изменений в договор управления МКД с момента перехода на прямые договоры, поскольку после перехода на прямые договоры часть обязанностей управляющей организации из договора управления прекращается.
Так ли необходим этот пункт в повестке собрания? Минстрой РФ считает, что договор управления меняется автоматически в соответствии со ст. 157.2 ЖК РФ. Об этом он пишет в письме от 04.05.2018 № 20073-АЧ/04.
Но в ст. 157.2 ЖК РФ ничего нет про договор управления, там написано, что коммунальные ресурсы теперь предоставляются по прямому договору с РСО. Так как письма Минстроя РФ не являются нормативными актами, Роспотребнадзор штрафует УО за нарушение прав потребителей.
Делаем вывод: лучше включить вопрос о внесении изменений в договор управления МКД в повестку дня, чтобы снизить риск получения штрафов.
Последний вопрос, который нужно включить в повестку дня, – о порядке доведения до сведения собственников итогов голосования. Этот вопрос также, как и первые три, обязателен для всех собраний, согласно ч. 3 ст. 46 ЖК РФ.
Реализуйте решение общего собрания собственников
Общее собрание собственников помещений в МКД простым большинством решило перейти на прямые договоры с РСО. Подлинник протокола ОСС со всеми обязательными приложениями, оформленный согласно приказу № 44/пр, у вас на руках. Теперь его необходимо передать на хранение в ГЖИ и разместить в ГИС ЖКХ.
Если инициатором собрания был собственник, то он в течение 10 дней передаёт подлинник протокола в УО, а управляющая компания с момента получения этого протокола в пятидневный срок направляет его в ГЖИ. Если инициатор – сама управляющая компания, то она в течение 5 дней отдаёт оригинал протокола в инспекцию.
В эти же сроки – 10 дней для собственника и 5 дней для управляющей компании – инициатор собрания передаёт копию протокола со всеми решениями в ресурсоснабжающую организацию.
В протоколе указывается срок перехода на прямые договоры. Удобнее всего, если срок начинается с первого числа месяца. Если сроки не прописаны, решение ОСС вступает в силу через 30 дней.
Пример повестки ОСС о переходе на прямые договоры, а также полную запись онлайн-семинара вы найдёте в раздаточных материалах, которые прикреплены к этой статье. Делитесь в комментариях, понравилась ли вам статья.
Три шага к реализации права на переход к прямым договорам
Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ наделил собственников помещений в МКД правом принимать решение о переходе на прямые договоры с РСО. Чтобы реализовать это право, необходимо организовать ОСС, корректно составить протокол и направить его в УК, ГЖИ и РСО. Поговорим о том, как это сделать.
Шаг 1. Организуем ОСС в соответствии с законодательством
Закон № 59-ФЗ утвердил новую схему взаимодействия между собственниками, УО и РСО. Теперь ОСС может решить, с кем заключать договоры на предоставление КУ холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газо- и электроснабжения и отопления, в том числе и теплоснабжения.
По решению общего собрания собственников УО могут быть исключены из процесса поставки собственникам КР в МКД. При этом, УО останутся исполнителями коммунальных услуг по поставке ресурсов на содержание общего имущества дома. Но переход на прямые договоры с РСО существенно сократит круг обязанностей управляющих организаций и снизит трудозатраты, что позволит уделять больше времени содержанию и ремонту ОИ МКД.
Хотя право ОСС принимать решение о переходе на прямые договоры с поставщиками ресурсов – новое, процедура проведения собрания и составления протокола по-прежнему регламентированы ст. 44–46 ЖК РФ и приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр.
Инициатором такого собрания могут выступать как собственники, так и управляющая компания. Для принятия решения по этому вопросу законодательство разрешает собственникам встречаться неограниченное количество раз, пока не будет собран кворум для голосования.
В повестку ОСС сначала включите вопросы об избрании председателя, секретаря и счётной комиссии собрания. И лишь затем – пункты о переходе на прямые договоры с поставщиками ресурсов, дате такого перехода и об изменении договора управления, заключённого с УК.
Если вам нужна помощь в организации общего собрания собственников, вы можете обратить к сервису РосКвартала «ОСС на 100%».
Шаг 2. Правильно подсчитываем голоса собственников
Важный этап при проведении любого собрания собственников – корректное оформление решений в протоколе ОСС. Необходимо убедиться, что во время ОСС были правильно посчитаны голоса, отданные «за», «против» или «воздержался» по каждому пункту повестки.
Напомним, что общее собрание состоялось, если на нём присутствовали владельцы более чем 50% от всех голосов в МКД, – собрался кворум (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ). При этом проголосовать за переход на прямые договоры РСО с собственниками должны более половины присутствующих на собрании, то есть не менее 50%+1 голос от общего количества участвовавших голосов (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Сколько человек приняли участие в голосовании, значения не имеет – учитывается только количество голосов каждого собственника помещения в МКД.
Согласно ч. 3 ст. 48 ЖК РФ, количество голосов собственника помещения в МКД на общем собрании пропорционально его доле в праве собственности на общее имущество в данном доме.
Чтобы определить количество голосов одного собственника, нужно площадь принадлежащего ему помещения разделить на общую площадь и умножить на 100%. При этом общая площадь – это сумма площадей жилых и нежилых помещений, находящихся в частной и государственной собственности.
Например, если в МКД из 1000 кв.м. жилой/нежилой площади собственнику принадлежит помещение в 50 кв.м, то количество его голосов в процентном соотношении рассчитывается таким образом: 50/1000*100%= 5% от общего количества голосов.
Также необходимо помнить о нюансах подсчёта голосов при голосовании участников общей совместной и долевой собственности. В таком случае каждый из собственников помещения обладает правом голоса, которое пропорционально его доле в праве общей собственности, и один из них может голосовать за всех собственников только при наличии доверенности. Подробнее о подсчёте голосов участников общей собственности читайте в этой статье.
Шаг 3. Оформляем протокол ОСС и реализовываем решение
По итогам сбора решений и подсчёта голосов составляется протокол общего собрания собственников. Приблизительный образец такого протокола утвержден приказом Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр. Протокол ведётся секретарём собрания.
Помимо основного листа, протокол ОСС должен содержать восемь обязательных приложений, которые перечислены в приказе Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр. Готовый документ подписывают председатель, секретарь и счётная комиссия собрания, после чего можно приступать к реализации решений собственников.
Напомним, что РСО не имеет права вето на решение ОСС о заключении прямого договора. Поставщикам ресурсов закон разрешил только перенести срок заключения такого договора, утверждённый на собрании собственников МКД, но не более чем на три календарных месяца (ст. 157.2 ЖК РФ).
Если УО или собственники считают целесообразным перейти на прямые договоры с РСО, они должны быть готовы провести серьёзную работу по организации ОСС и реализации его решений.
Три шага к реализации права на переход к прямым договорам
Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ наделил собственников помещений в МКД правом принимать решение о переходе на прямые договоры с РСО. Чтобы реализовать это право, необходимо организовать ОСС, корректно составить протокол и направить его в УК, ГЖИ и РСО. Поговорим о том, как это сделать.
Шаг 1. Организуем ОСС в соответствии с законодательством
Закон № 59-ФЗ утвердил новую схему взаимодействия между собственниками, УО и РСО. Теперь ОСС может решить, с кем заключать договоры на предоставление КУ холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газо- и электроснабжения и отопления, в том числе и теплоснабжения.
По решению общего собрания собственников УО могут быть исключены из процесса поставки собственникам КР в МКД. При этом, УО останутся исполнителями коммунальных услуг по поставке ресурсов на содержание общего имущества дома. Но переход на прямые договоры с РСО существенно сократит круг обязанностей управляющих организаций и снизит трудозатраты, что позволит уделять больше времени содержанию и ремонту ОИ МКД.
Хотя право ОСС принимать решение о переходе на прямые договоры с поставщиками ресурсов – новое, процедура проведения собрания и составления протокола по-прежнему регламентированы ст. 44–46 ЖК РФ и приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр.
Инициатором такого собрания могут выступать как собственники, так и управляющая компания. Для принятия решения по этому вопросу законодательство разрешает собственникам встречаться неограниченное количество раз, пока не будет собран кворум для голосования.
В повестку ОСС сначала включите вопросы об избрании председателя, секретаря и счётной комиссии собрания. И лишь затем – пункты о переходе на прямые договоры с поставщиками ресурсов, дате такого перехода и об изменении договора управления, заключённого с УК.
Если вам нужна помощь в организации общего собрания собственников, вы можете обратить к сервису РосКвартала «ОСС на 100%».
Шаг 2. Правильно подсчитываем голоса собственников
Важный этап при проведении любого собрания собственников – корректное оформление решений в протоколе ОСС. Необходимо убедиться, что во время ОСС были правильно посчитаны голоса, отданные «за», «против» или «воздержался» по каждому пункту повестки.
Напомним, что общее собрание состоялось, если на нём присутствовали владельцы более чем 50% от всех голосов в МКД, – собрался кворум (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ). При этом проголосовать за переход на прямые договоры РСО с собственниками должны более половины присутствующих на собрании, то есть не менее 50%+1 голос от общего количества участвовавших голосов (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Сколько человек приняли участие в голосовании, значения не имеет – учитывается только количество голосов каждого собственника помещения в МКД.
Согласно ч. 3 ст. 48 ЖК РФ, количество голосов собственника помещения в МКД на общем собрании пропорционально его доле в праве собственности на общее имущество в данном доме.
Чтобы определить количество голосов одного собственника, нужно площадь принадлежащего ему помещения разделить на общую площадь и умножить на 100%. При этом общая площадь – это сумма площадей жилых и нежилых помещений, находящихся в частной и государственной собственности.
Например, если в МКД из 1000 кв.м. жилой/нежилой площади собственнику принадлежит помещение в 50 кв.м, то количество его голосов в процентном соотношении рассчитывается таким образом: 50/1000*100%= 5% от общего количества голосов.
Также необходимо помнить о нюансах подсчёта голосов при голосовании участников общей совместной и долевой собственности. В таком случае каждый из собственников помещения обладает правом голоса, которое пропорционально его доле в праве общей собственности, и один из них может голосовать за всех собственников только при наличии доверенности. Подробнее о подсчёте голосов участников общей собственности читайте в этой статье.
Шаг 3. Оформляем протокол ОСС и реализовываем решение
По итогам сбора решений и подсчёта голосов составляется протокол общего собрания собственников. Приблизительный образец такого протокола утвержден приказом Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр. Протокол ведётся секретарём собрания.
Помимо основного листа, протокол ОСС должен содержать восемь обязательных приложений, которые перечислены в приказе Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр. Готовый документ подписывают председатель, секретарь и счётная комиссия собрания, после чего можно приступать к реализации решений собственников.
Напомним, что РСО не имеет права вето на решение ОСС о заключении прямого договора. Поставщикам ресурсов закон разрешил только перенести срок заключения такого договора, утверждённый на собрании собственников МКД, но не более чем на три календарных месяца (ст. 157.2 ЖК РФ).
Если УО или собственники считают целесообразным перейти на прямые договоры с РСО, они должны быть готовы провести серьёзную работу по организации ОСС и реализации его решений.
Минстрой РФ отвечает на вопросы о переходе на прямые договоры с РСО
4 мая Минстрой РФ выпустил письмо № 20073-АЧ/04, в котором объяснил, нужно ли вносить изменения в ДУ при переходе на прямые договоры, в каких случаях РСО не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения. Больше интересных фактов в сегодняшней статье.
Нужно ли согласие собственников для отказа РСО исполнять договор ресурсоснабжения
Речь идёт о ситуации, описанной в п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ: нужно ли получить согласие собственников при одностороннем расторжении договора ресурсоснабжения со стороны РСО.
Минстрой РФ говорит, что, согласно п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, одно из оснований для заключения прямого договора – прекращение заключенных между УО и РСО договоров ресурсоснабжения вследствие одностороннего отказа РСО от их исполнения.
Порядок и основания такого одностороннего отказа РСО от исполнения ресурсоснабжающего договора описан в ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ. Отказаться от исполнения договора РСО может, если у организации, управляющей МКД, имеется признанный ею или подтверждённый судом долг перед РСО за два месяца и больше.
При таком раскладе РСО не нужно получать согласие собственников на реализацию одностороннего отказа от исполнения заключенного договора ресурсоснабжения.
Изменится ли автоматически договор управления при переходе на прямые договоры
Собственники помещений в МКД на ОСС приняли решение о переходе на прямые договоры. Появляется вопрос: приводит такое решение к автоматическому исключению из предмета договора управления обязанности управляющей организации по предоставлению собственникам коммунальных услуг?
Общее собрание собственников помещений в МКД может принять решение о переходе на прямые договоры с РСО (п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ). В таком случае прямой договор считается заключенным с даты, определённой в решении ОСС.
По решению РСО этот срок может быть перенесён, но не более чем на три календарных месяца. О переносе срока РСО уведомляет инициатора собрания не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола ОСС. Порядок уведомления описан в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.
Изменение или расторжение ДУ МКД происходит в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ). Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если другое не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором (ч. 1 ст. 450 ГК РФ).
П. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления МКД. Поэтому принятие собственниками помещений в МКД на ОСС решение о переходе на прямые договоры влечёт изменение договора управления МКД в силу закона.
Как определяется размер задолженности УО перед РСО
РСО имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного с УО, если у последней имеется перед РСО долг за два или более месяцев.
Как в таком случае рассчитывается размер соответствующей задолженности? Определяется ли он суммарно за предоставленные коммунальные услуги и за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества или договор ресурсоснабжения расторгается только при наличии задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги?
Минстрой РФ поясняет: среднемесячную величину обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения РСО определяет путём деления суммы обязательств УО по договору ресурсоснабжения за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на двенадцать.
Если договор ресурсоснабжения исполнялся менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения равна сумме обязательств УО за период действия договора ресурсоснабжения, поделённой на количество месяцев их действия (ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).
Выходит, что для расторжения договора ресурсоснабжения юридически значимым является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги.
Задолженность за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания ОИ в МКД, не считаются основанием для одностороннего отказа РСО от исполнения договора ресурсоснабжения.
Кто передаёт показания ПУ при переходе на прямые договоры
При переходе на прямые договоры обязанность передавать в РСО показания приборов учёта остаётся у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, в силу ч. 11 ст. 161 ЖК РФ.
Кто будет выставлять плату за КР на СОИ при переходе на прямые договоры
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, которые потребляются при использовании и содержании общего имущества дома (ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).
Управляющие организации не могут отказываться (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ) от заключения договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, с РСО. Исключение – прямые договоры заключаются исключительно на поставку коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ).
Получается, что переход на прямые договоры не затрагивает отношения УО с РСО, которые сложились в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД.
Минстрой РФ делает вывод: плату за КР на СОИ управляющей организации выставляет РСО. Управляющая организация в свою очередь выставляет соответствующую плату собственникам помещений в составе платы за содержание жилого помещения.
Как разграничиваются зоны ответственности УО и РСО при прямых договорах
Особенно остро вопрос разграничения ответственности УО и РСО встаёт, когда речь заходит о предоставлении коммунальных услуг плохого качества. Ещё бы, мало кому захочется взять на себя за это ответственность.
Организация, поставляющая ресурсы для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки таких ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ). В договоре управления МКД можно указать другую зону ответственности РСО.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление МКД среди прочего должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в доме. Лицо, осуществляющее управление домом, принимает от собственников и нанимателей жилых помещений обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и взаимодействует с РСО при рассмотрении этих обращений, проведении проверок, устранении нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений (п. 3 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ).
Минстрой РФ отмечает, что управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приёма жалоб от потребителей на нарушение качества КУ. Кроме того она должна отвечать за качество предоставляемых КУ внутри многоквартирного дома. РСО же отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.
Как быть, если дом перешёл на прямые договоры, а УО продолжает выставлять плату за КУ
Итак, собственники приняли решение о переходе на прямые договоры, но управляющая организация продолжает выставлять плату за коммунальные услуги. Что можно сделать в такой ситуации?
Если так происходит, управляющая организация обязана уплатить собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений штраф. Штраф большой – сумма, подлежащая уплате, умноженная на два. Штраф платить не нужно, если нарушение было устранено до внесения платы за коммунальные услуги на основании указанных платёжных документов.
Можно ли проверить, уплатила ли управляющая организация штраф собственникам
Продолжаем тему штрафа, который должна заплатить собственникам и нанимателям помещений в МКД управляющая организация, если после заключения прямых договоров продолжает выставлять квитанции за КУ. Можно ли провести проверку по этому вопросу и что делать, если УО не выполняет данную обязанность?
Минстрой РФ объясняет: согласно ч. 1 ст. 192 ЖК РФ, УО управляют многоквартирными домами на основании лицензии. Лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД выдаёт орган ГЖН на по решению лицензионной комиссии субъекта РФ. В отношении управляющих организаций органы ГЖН субъектов РФ осуществляют лицензионный контроль.
Предмет лицензионного контроля – соблюдение управляющими организациями лицензионных требований, перечисленных в части 1 статьи 193 ЖК РФ. К лицензионным требованиям относится соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ.
Указанная статья предусматривает, что УО при управлении МКД несёт ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества, за предоставление КУ в зависимости от уровня благоустройства дома, за обеспечение готовности инженерных систем.
Обязанность по выставлению платёжных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг (п. 67 Правил № 354). При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится РСО. На неё возлагается обязанность по предоставлению квитанций потребителям. Поэтому если УО продолжает выставлять платёжные документы после переходы на прямые договоры, это расценивается как нарушением лицензионного требования.
Может ли орган ГЖН проверить РСО на правильность начисления размера платы
Может ли ГЖИ проверить ресурсоснабжающую организацию на обоснованность начисления размера платы за коммунальные услуги, и если да, то что будет предметом проверки?
Полномочия органов ГЖН подробно описаны в ст. 20 ЖК РФ. Органы ГЖН должны предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.
При прямых договорах РСО является исполнителем коммунальных услуг, поэтому её деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами № 354. Если РСО нарушит порядок начисления платы за КУ, она нарушит положения Правил № 354. Это обстоятельство и будет основанием для проверки органами ГЖН.
Вот такое письмо от Минстроя РФ. Его полный текст можете найти здесь. А нам интересно услышать ваше мнение. Расскажите в комментариях, согласны ли вы с позицией Минстроя РФ, раскрыло ли ведомство все спорные моменты, связанные с переходом на прямые договоры.