Левиафан что это слово означает
Левиафан что это слово означает
Значение слова «левиафан»
1. По библейскому сказанию: огромное морское чудовище или летающий дракон.
2. Книжн. О ком-, чем-л. поражающем своей величиной, силой. [Локомобилю] в особенности трудно дались здешние трясины, этому двадцатитонному левиафану. Леонов, Соть.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛЕВИАФА’Н, а, м. (книжн.). Что-н. огромное, поражающее своей величиной, силой. Мой альманах должен быть слоном или
Блнский. [По имени огромного хищного животного в библейской мифологии.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
левиафа́н
1. мифол. библейск. огромное морское чудовище (олицетворяющее хаос) ◆ Между самими именами животных, упоминаемых в книгах Ветхого Завета, попадаются имена некоторых, чисто баснословных, животных (левиафан, единорог, мраволев, онокентавры, сирены и пр.). А. С. Уваров, «Русская символика», 1864—1874 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. нечто огромное, чудовищное ◆ Но тут показался плывущий нам навстречу левиафан, из тех, что мы уже довольно повстречали на этой проклятой реке: гигантский белый корабль, движущийся необъяснимой силой. Александр Кабаков, «Последний герой», 1994—1995 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Рухнула империя, тоталитарный левиафан всплыл кверху брюхом, дух индивидуализма (нашего бедного индивидуализма, как сказал Борхес) воцарился на одной шестой части суши. Марк Амусин, «Освобождение», 2002 г. // «Звезда» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова доброшенный (прилагательное):
Левиафан
Левиафан | |||||||||
Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 1865 г. | |||||||||
Вселенная |
---|
Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь. Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости. Влияние на культуруЛитература и изобразительное искусствоКинематограф и анимацияКомпьютерные игрыМузыкаИмя Левиафана (англ. Leviathan ) носят несколько западных метал-групп (правда, из них только некоторые могут похвастаться солидными дискографиями): Образ Левиафана иногда также отождествляется с Ктулху из-за среды обитания и связанного с ними обоими антуража. В частности, в тексте песни группы 1349 «From The Deeps» есть такие слова: Пробудись, Левиафан! Интересные фактыПри раскопках в Перу, в пустыне Ика, учёными были найдены останки древнего кашалота, который обитал в океанах предположительно около 12—13 млн. лет назад. Длина тела чудовища составляла свыше 17 метров, зубы у него были до 36 сантиметров в длину и 12 сантиметров в ширину. Существу было дано имя «Левиафан», а точнее — «Leviathan melvillei». Первая часть названия взята из Ветхого Завета, вторая же часть названия была приписана монстру в честь Германа Мелвилла — автора романа «Моби Дик» про гигантского кашалота. [11] Кто такой Левиафан?Сергей Худиев о Библии, Гоббсе и ЛевиафанеПриблизительное время чтения: 4 мин. Судя по сообщениям в фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), великий и могучий русский язык обогатился новым ругательством — «левиафаны позорные», в смысле «алкоголики, позорящие нашу страну на весь мир». Связано это с новым фильмом режиссера Андрея Звягинцева под названием «Левиафан», живописующим ужасы российской глубинки. Фильма я не смотрел — сам режиссер настоятельно просил не смотреть пираток, а до кинотеатра я едва ли доберусь — поэтому не могу присоединиться ни к хору его ругателей, ни к противохору защитников, замечу только, что снимать фильмы про беспросветность жизни в французской/немецкой/голландской или еще какой-нибудь глубинке — обычное дело для европейских режиссеров. Здесь мне хотелось бы немного рассмотреть сам образ Левиафана — потому что он довольно прочно присутствует в европейской культуре. Он появляется в священном Писании, в книге Иова, в образе могучего морского чудовища: Левиафан — образ всесокрушающей мощи, в которой иногда в Писании появляется демонический оттенок; Левиафан — чудовище, которое будет сокрушено Богом: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.27:1) Однако большую известность Левиафан приобрел благодаря знаменитой книге английского мыслителя XVII века Томаса Гоббса, где это символ государства: Гоббс, бывший свидетелем английской гражданской войны, подчеркивал необходимость государства, без которого общество сваливается в состояние войны всех против всех: Образ Левиафана у Гоббса несколько двойственный — это не самое приятное из животных, но его существование совершенно необходимо, иначе общество погружается в хаос. Н емецкий мыслитель и поэт Фридрих Ницше, не называя Левиафана по имени, явно обращается к взятому у Гоббса образу в своей поэме «Так говорил Заратустра»:
Для Андрея Звягинцева, режиссера одноименного фильма, очевидно, важен этот образ — мощи, которой не может противостать отдельный человек. Отдельные люди могут составлять из себя как бы некое чудовище морское — и грех может принимать не только личный, но и коллективный характер. Само имя Левиафана обращает к определенной традиции размышления об уделе человеческом, о личности и государстве, о личном и общественном грехе — и задает довольно высокую планку этих размышлений. Реагировать на эти размышления в стиле «враги хотят нас обидеть!», наверное, в любом случае не стоит. О самой книге Иова и вопросах, которые он задавал Богу можно прочитать в статье Андрея Десницкого: ЛЕВИАФАНЛевиафан. Левиафан. Врата ада в виде пасти левиафана. Врата ада в виде пасти левиафана. ПолезноеСмотреть что такое «ЛЕВИАФАН» в других словарях:Левиафан — Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 18 … Википедия ЛЕВИАФАН — (евр. liwjathan, собств. значит: изогнутый, от арабск. lawaj верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. философа Томаса Гоббза, в котор. он олицетворяет государство в… … Словарь иностранных слов русского языка левиафан — а, м. leviathan, нем. Leviathan <др. евр. 1. В библии: огромное морское чудовище. Крысин 1998. Тогда некий ужасный Левиафан возшед из глубины морския, на поглощенных водой кровавых трупах, и на плоти и костях человеческих возлегал. Трутень… … Исторический словарь галлицизмов русского языка левиафан — машина, громада, чудовище, кит Словарь русских синонимов. левиафан 1. см. кит. 2. см. громада Словарь синонимов русского языка. Практический с … Словарь синонимов ЛЕВИАФАН — «ЛЕВИАФАН» (Leviathan) Италия США, 1989, 98 мин. Фантастика, фильм ужасов. В глубинах океана, на затонувшем корабле «Левиафан» (кстати, советском) обнаруживается какая то внеземная, точнее, внеморская материя неизвестного происхождения,… … Энциклопедия кино ЛЕВИАФАН — или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского произведение Т. Гоббса, в котором его философия представлена в наиболее полном и развернутом виде. Книга увидела свет в 1651 в Лондоне, лат. пер. в 1668. В работе рассматриваются… … Философская энциклопедия ЛЕВИАФАН — ЛЕВИАФАН, в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное … Современная энциклопедия ЛЕВИАФАН — в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное … Большой Энциклопедический словарь ЛевиафанСмотреть что такое «Левиафан» в других словарях:Левиафан — Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 18 … Википедия ЛЕВИАФАН — (евр. liwjathan, собств. значит: изогнутый, от арабск. lawaj верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. философа Томаса Гоббза, в котор. он олицетворяет государство в… … Словарь иностранных слов русского языка левиафан — а, м. leviathan, нем. Leviathan <др. евр. 1. В библии: огромное морское чудовище. Крысин 1998. Тогда некий ужасный Левиафан возшед из глубины морския, на поглощенных водой кровавых трупах, и на плоти и костях человеческих возлегал. Трутень… … Исторический словарь галлицизмов русского языка левиафан — машина, громада, чудовище, кит Словарь русских синонимов. левиафан 1. см. кит. 2. см. громада Словарь синонимов русского языка. Практический с … Словарь синонимов ЛЕВИАФАН — «ЛЕВИАФАН» (Leviathan) Италия США, 1989, 98 мин. Фантастика, фильм ужасов. В глубинах океана, на затонувшем корабле «Левиафан» (кстати, советском) обнаруживается какая то внеземная, точнее, внеморская материя неизвестного происхождения,… … Энциклопедия кино ЛЕВИАФАН — или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского произведение Т. Гоббса, в котором его философия представлена в наиболее полном и развернутом виде. Книга увидела свет в 1651 в Лондоне, лат. пер. в 1668. В работе рассматриваются… … Философская энциклопедия ЛЕВИАФАН — ЛЕВИАФАН, в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное … Современная энциклопедия ЛЕВИАФАН — в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное … Большой Энциклопедический словарь Живое Предание
Кто такой Левиафан?Директор Школы библейской филологии, преподаватель СПбДА. Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии». Рассказчик — иерей Алексий Волчков. Смотрите ролик или читайте его расшифровку: Дорогие друзья, у нас сегодня беседа в жанре «Библейские слова в обыденной жизни» и сегодня мы поговорим о Левиафане. Известное слово, которое вошло в плоть культуры европейцев. Есть сочинение Гоббса «Левиафан», есть и понятие о Левиафане как о чем-то могучем, неподконтрольном власти человека, чья сила выше всех наших сил и усилий. Недавно вышел фильм нашего режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», и поэтому это слово нам всем знакомо. Впрочем, вот что еще называли Левиафаном люди в разные времена: газовые месторождения, разные виды вооружения — военные корабли, танки. Так назывался роман Бориса Акунина. У всех этих предметов есть нечто общее — это нечто громадное, мощное, вызывающее ужас. Немногие люди знают, что Левиафан «родом» из Библии. В Библии несколько раз упоминаются Левиафаны, по-еврейски Ливъятан, и есть множество статей и книг, в которых описываются эти существа. Упоминаются в Библии и такие первобытные чудища, как Бегемот, Море-Ям, Рахав, Змей. Этимология слова «Ливъятан» определяет его изначальное значение как «скрученный, свитый». Такие слова, как «венец», «петля», являются однокоренными с ним. Нечто живет в море, извивается, вьется и является воплощением чего-то первобытного и могучего. Многие считают, что у Бегемота и Ливъятана были взаимоотношения. Бегемот жил на суше, Левиафан — в море, и между ними были своеобразные отношения, как у Чужого и Хищника. В Талмуде же сказано, что ни у одного, ни у другого существа пары не было, так как Всевышний уничтожил их пары, чтобы эти чудища не могли размножиться, потому что их сила почти сопоставима с силой Бога. Как интерпретируется образ Левиафана и Бегемота в Библии? Есть две тенденции, и одна из них более древняя. Левиафан считался древним соперником Бога, который был почти равен по силе с Богом, и боролся с ним. Жители Месопотамии считали, что Бог создал мир из трупа побежденного змееобразного чудища. Конечно, в Библии не рассказано об этом явно, но отголоски предания о том, что была некая первобытная битва Бога с неким древним гадом, которого Бог одолел, остались. Например, смотрим псалом 73, стих 14: «Бог сокрушил голову Левиафана, отдал его в пищу людям». Или пророк Исайя, глава 27, стих 1, пишет: «В тот день поразит Господь мечом своим тяжелым, большим и крепким Левиафана, змея прямобегущего, и Левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское». То есть Бог уже победил это чудовище, но во времена Апокалипсиса он победит его окончательно. Как отмечает Талмуд, из кожи Левиафана Господь сделает палатки, в которых будут жить праведные израильтяне. А мясо Левиафана будет подано на пире, в котором будут участвовать Авраам и все праведники. Есть и другая традиция интерпретации образа Левиафана, более экологичная по отношению к древним чудищам. Псалом 103, читаемый каждый день на вечерне в каждом православном храме, говорит: «Это — море, великое, пространное. Там — пресмыкающиеся, которым нет числа, животные и малые, и большие. Там плавают корабли, там этот Левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» (Пс 103:25-26). Здесь Левиафан предстает как часть экосистемы, которую сотворил Бог, чтобы он играл в океане и радовал этим Бога. Книга Иова также уделяет много внимания первобытным существам. Главы 41 и 42 целиком посвящены описанию Бегемота и Левиафана. Там есть слова: «Нет на Земле подобного ему, он сотворен быть бесстрашным, на все высокое смотрит смело, как царь» (Иов 41:25). Левиафан описывается как царственное существо, на которое невозможно возложить ярмо, которому невозможно вдеть кольцо в нос, которое нельзя обуздать. Бог говорит Иову: я создал Левиафана, и Бегемота можешь ли ты сотворить подобное? Я — Бог, а ты — Иов. В апокрифических и новозаветных текстах торжествует негативное отношение к этим тварям. В Откровении Апостола Иоанна описывается «зверь, выходящий из моря с семью головами», — это Левиафан. «Большой дракон с семью головами» — тоже. В Откровении так же описывается последняя победа Бога над всеми его врагами, и будет низвержен древний дракон, древний змей, и Сатана. То есть Левиафан отождествляется с Сатаной.
Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания Таинственное библейское животное.Таинственное библейское животное. В Библии мы встречаемся с разными животными. Практически все они нам известны… Эти Божии создания живут своей жизнью, прославляют Творца и совсем не пугают человека. . Несмотря на то, что древние художники изображали как Левиафана некое чудовище, есть все основания думать, что Библия, говоря об этом легендарном животном, имеет в виду…крокодила. «…Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих. Можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою. Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его – ужас; крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов, гл. 40-41). Как легко увидеть, здесь сплетены воедино реальные данные и мифологические, легендарные черты. Левиафан предстает животным, с которым не может сразиться никто из живущих на земле. Как говорит пророк Иезекииль, Левиафан, «лежа среди рек своих», говорит: «»моя река, и я создал ее для себя»» (Иез. 29, 3). Но, каким бы великим и несокрушимым это животное ни было, оно подвластно Богу. Оно – Его творение. В 103-м псалме рассказывается, как плещет море свои воды: «…Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» (Пс. 103, 25-26). Выражение «играть в нем» показывает, что Бог играет с этим морским чудовищем, как с рыбкой. Размышляя о тайне мироздания, древний человек, наделив Левиафана сказочными чертами, идет еще дальше. Левиафан становится символом противящихся Богу злых сил. В реальности, это животное не может, да и никогда не будет противиться Богу, как уже было сказано, это – одно из творений Божиих. Но, в силу своей ужасности и таинственности, Левиафан наделяется сатанинскими чертами. Он, как говорит древний автор, – предводитель мятежа против Бога, начальник темных бесовских сил. Если для нас сегодня сатана – это один из духов, невидимо пребывающий рядом с нами и враждующий против Божьих замыслов, против человека, то для библейского автора – сатана действует не непосредственно, но через Левиафана. Конечно, понимать буквально эти слова нельзя, как нельзя буквально воспринимать и утверждение книги Апокалипсис, что Бог уничтожит все море (Апок. 21, 1). Это лишь способ выразить идею об окончательном уничтожении зла и о торжестве добра. Не будем забывать, что Библия – это и документ своего времени, в котором о вещах духовных говорилось простым и понятным современникам языком. Вот кто такой этот мифический, пугающий читателя таинственный зверь из пучины, библейский Левиафан. Фотографий левиафана я вам не предоставлю. Но зато, благо мы говорим о животных, подарю вам несколько фотографий, сделанных мною в зоопарке.
Левиафан – каким был библейский монстр?
Не только мифы, но и христианские тексты упоминают о некоторых поразительных и жутких созданиях, порождённых воображением человека. Примером такого существа является Левиафан, легендарный морской зверь с огненной пастью. Интересно, что во многих культурах существуют аналогичные образы, схожие с Левиафаном, а порой невероятно похожие на него создания-”близнецы”. Что рассказывают о Левиафане Ветхий Завет и другие источники? Мог ли существовать этот зверь на самом деле? Левиафан – кто это?Одно из самых известных упоминаний о Левиафане содержится в Ветхом Завете. В притче рассказывается, что Господь создал каждой твари по паре, однако некоторые существа не имели своей пары. Именно таким и стал Левиафан, жуткое морское чудовище. По мнению исследователей, корни преданий о Левиафане следует искать в языческих преданиях о морских божествах и загадочных созданиях, обитающих на дне океана. В Книге Иова подробно рассказывается, каким был Левиафан. Он был сотворён зверем невероятной силы и величины. Детальное описание Левиафана невольно навевает мысли о морском драконе. У существа были две челюсти, тело, покрытое чешуей, оно могло испепелять своим дыханием, заставлять воды моря испаряться. Интересно, что созданий, не имевших пары и созданных в качестве символа безграничности власти Господа было двое – Левиафан и Бегемот. Позднее именем второго назвали демона. Истоки образаИзучив несколько различных источников с преданиями о Левиафане, я посчитала нужным обратиться к истокам образа этого зверя. По мнению многих историков, мифы берут основу из древнесемитских легенд и мифов Древнего Египта. Как считали в далёком прошлом, хранителями земель этих народов выступали крокодилы. Сказания о них нередко подчёркивали божественное происхождение этих хищников, а, дойдя до Междуречья, истории о крокодилах преобразились в “портрет” Левиафана. Кроме того, некоторые детали образа Левиафана невероятно напоминают фрагменты из скандинавских преданий. В мифах Скандинавии есть упоминание об огромном кабане, мясо которого каждый день поедают воины, чьи славные подвиги нашли своё признание даже в Асгарде. Кстати, отдельно хочу отметить и змея Йормунганда, который обитал в морской пучине. Не менее известными были морские монстры, в которых верили древние греки, – Сцилла и Харибда. Вот только они выступают в качестве грозных и губительных для человека созданий, порождением мрачных глубин, а не божественным созданием. В русских традициях тоже был такой морской монстр – Чудо-Юдо. Не исключено, что в образе Левиафана нашли место собирательные черты различных существ, известных у самых разных народов. Исследователи считают, что Левиафан мог “родиться” в древнем городе-государстве Угарите, что существовало на территории современной Сирии. Согласно древнейшим преданиям, морское чудовище выступало помощником бога Яма, низвергнутого в пучину великим божеством Баалом. Тайны ЛевиафанаНо почему же для Левиафана Бог не создал пары, оставив животного одного? Как рассказывают библейские тексты, замысел Господа был крайне прост: сотворить живых существ, что могли бы размножаться, расселяясь по земле. Некоторые из сказаний отмечают, что и для Левиафана вначале была создана самка, однако Бог сразу же осознал, насколько опасным станет появление в мире нескольких подобных зверей. Именно поэтому Господь уничтожил всех самок данного вида, оставив Левиафана без пары. Конечно, данный мифологический акт говорит о многом и, в первую очередь, подчёркивает силу животного. Образ Левиафана стал очень популярен в литературе и кинематографе, он успешно используется в наше время. Особенно интересны метафорические трактовки данного чудовища. Например, в одноимённом фильме Андрея Звягинцева Левиафан символизирует государственную власть. Не менее популярен Левиафан у современных писателей-фантастов. Американец Скотт Вестерфельд использовал название «Левиафан» для летающего корабля, что выполняет особую миссию. В книжном цикле «Семь зверей Райлега» Ника Перумова Левиафан описывается как один из зверей и, надо признать, образ получился очень интересный и колоритный. Знаменитый книжный герой Бориса Акунина, Эраст Фандорин, также был связан сюжетной линией с кораблём «Левиафан», на котором произошли необъяснимые вещи. В чём кроется причина популярности образа создания, о котором писали ещё много столетий тому назад? На мой взгляд, Левиафан притягателен своей силой. В писаниях говорится, что одержать победу над ним не сможет никто, но уточняется, что во время Страшного Суда Левиафан падёт от рук архангела Гавриила либо погибнет сам. Вот он – образ могущества и величия, что всё равно не смогут быть бесконечно сильными и вершащими власть. Кто такой Левиафан?Левиафан (с др. еврейского — «покрытое морщинами животное») — это ветхозаветное морское чудовище. В Книге Иова (Иов. 40:20–41:26) есть подробное его описание: «Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его… круг зубов его — ужас… На рассвете, когда над поверхностью воды появляется голова Левиафана, глаза его сверкают, как лучи зари. Щитки на его спине плотно прилегают друг к другу. Эти вросшие в кожу костные пластины трудно пробить даже пулей, не говоря уже о мече или копье. Дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; острые щитки на его брюхе оставляют в грязи след, как орудие для молотьбы. В ярости он вспенивает воду, как кипящую мазь. Левиафан не знает страха — он сотворён огромным, защищён прочной бронёй, вооружён внушающей ужас пастью и мощным хвостом…» (41, 2-26) Жена Иова и окружающие начали говорить, что его беды — свидетельство Божьего гнева. Мол, только так можно объяснить природу всех этих несчастий. Иов также мучался вопросом, за какие грехи ему ниспосланы все эти испытания, но от веры своей он не отрекался. Тогда Богдонёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», и в качестве одного из доказательств непостижимости человеком божественной сути показывает ему созданного им Левиафана — семиглавого дракона с рогами, огромными глазами и хвостом, как у бегемота. За смирение и покаяние Бог впоследствии вознаградил праведника: тот исцелился от своей болезни, ещё больше разбогател и вновь стал отцом семи сыновей и трёх дочерей. О чём фильм «Левиафан» Звягинцева и почему он называется именно так?Фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева назван так по двум причинам: – Режиссёр переносит библейскую историю в современную Россию. Главный герой картины Николай (Алексей Серебряков) — это праведник Иов нашего времени, он ведёт тихую жизнь в маленьком городке близ Баренцева моря. Когда мэр-коррупционер (Роман Мадянов) пытается конфисковать почти всё имущество Николая, главный герой просит о помощи старого друга по армии, ныне уважаемого адвоката Дмитрия (Владимир Вдовиченков). – В фильме библейский образ Левиафана используется как метафора, предложенная Томасом Гоббсом*, который сравнил с чудовищем государственную машину, поскольку и то, и другое, по его мнению, уничижает человеческую природу и уничтожает свободу. Сам Звягинцев в интервью RFI объясняет выбор названия для фильма следующим образом: «Для меня и для моего соавтора Олега Негина — когда формировался сценарий, когда он превращался в тот материал, который вы сейчас увидели на экране — Левиафан имеет две отсылки. Первая — это Книга Иова и финальная сцена этого сюжета, разговор Господа Бога с Иовом, когда тот предлагает ему взглянуть на Левиафана и описывает ему, что это. И вторая отсылка — к Томасу Гоббсу, к его философскому трактату, который называется «Левиафан». Это трактат о государстве, то есть государство для Гоббса — это и есть Левиафан, государство, его власть, светская власть и власть церковная. Эти аллюзии, отсылки — как это ни назовите — для нас и были главными в этом проекте. А уж далее, конечно, каждый зритель тут увидит своё и в своей интерпретации совершенно свободен», — резюмировал Звягинцев. Упоминается в толковательной литературе ветхозаветной традиции: Танинам — это бегемот и левиафан, у которых нет пары. Это порождает толкование, относящее чудищ к мифическим непарным существам. Согласно параллельным аггадическим традициям (Вавилонский Талмуд, Бава Батра 75), Творец, сотворив чудищ мужского и женского пола, затем уничтожил женскую особь, так как размножение их могло быть губительно для сотворённого мира. Согласно другим толкователям (Реш Лакиш), женская особь существует, но процесс размножения остановлен.» Мидраш Вайикра Рабба: «Левиафан вступит с „диким быком“ в бой, в котором погибнут оба.» Трактат Бава Батра: «Из мяса левиафана, убитого архангелом Гавриилом, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи левиафана.» Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём. (Пс. 103:25-103:26) В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. (Ис. 27:1) Фильм посмотрела. Замечательный, как и все работы Звягенцева! ЛевиафанПолезноеСмотреть что такое «Левиафан» в других словарях:Левиафан — Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 18 … Википедия ЛЕВИАФАН — (евр. liwjathan, собств. значит: изогнутый, от арабск. lawaj верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. философа Томаса Гоббза, в котор. он олицетворяет государство в… … Словарь иностранных слов русского языка левиафан — а, м. leviathan, нем. Leviathan <др. евр. 1. В библии: огромное морское чудовище. Крысин 1998. Тогда некий ужасный Левиафан возшед из глубины морския, на поглощенных водой кровавых трупах, и на плоти и костях человеческих возлегал. Трутень… … Исторический словарь галлицизмов русского языка левиафан — машина, громада, чудовище, кит Словарь русских синонимов. левиафан 1. см. кит. 2. см. громада Словарь синонимов русского языка. Практический с … Словарь синонимов ЛЕВИАФАН — «ЛЕВИАФАН» (Leviathan) Италия США, 1989, 98 мин. Фантастика, фильм ужасов. В глубинах океана, на затонувшем корабле «Левиафан» (кстати, советском) обнаруживается какая то внеземная, точнее, внеморская материя неизвестного происхождения,… … Энциклопедия кино ЛЕВИАФАН — или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского произведение Т. Гоббса, в котором его философия представлена в наиболее полном и развернутом виде. Книга увидела свет в 1651 в Лондоне, лат. пер. в 1668. В работе рассматриваются… … Философская энциклопедия ЛЕВИАФАН — ЛЕВИАФАН, в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное … Современная энциклопедия ЛЕВИАФАН — в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное … Большой Энциклопедический словарь ЛевиафанИстория персонажаИстория происхожденияОбраз многоголового морского чудовища по имени Латану, или Левиафан, появляется еще в мифологии древнего города-государства Угарит, существовавшего на территории современной Сирии за шесть тысяч лет до нашей эры. Там левиафан сопровождал Яма, бога моря, и был повержен вместе с тем богом Баалом. Позже образ левиафана проник в легенды древних евреев. Есть мнение, что образ этот пришел из Египта. Евреи интерпретировали таким образом информацию о крокодилах, обитающих в реке Нил. Описанный и пересказанный много раз тем, кто никогда не видел живого крокодила, образ мог значительно исказиться. Кроме того, размер и мощь животного могли «художественно преувеличить» для устрашающего эффекта. В результате животное практически до неузнаваемости изменилось в народном сознании, превратившись в демона из геенны огненной. Имя Левиафан упоминается в Танахе и в древнейшей части христианской Библии — Ветхом Завете. Там это имя означает «свитый», «скрученный», а в современном иврите переводиться как «кит». Легенды и мифыВ текстах толкователей Торы также встречаются упоминания о левиафане. Считается, что у морского чудовища левиафана нет пары. Бог создал левиафана, как и прочих животных, и вначале существовали самцы и самки. Однако затем Бог решил, что это его создание станет опасным для остальных, если расплодится, и самок уничтожил. Так левиафаны потеряли возможность размножаться. В одном трактате говорится, что левиафана убьет архангел Гавриил. Мясо чудовища будет приготовлено для пира, который устроит Господь для праведников. А проходить этот пир будет внутри шатра, который сделают из кожи убитого морского монстра. Левиафан в культуреЛевиафан часто «всплывает» в культуре. Борис Акунин назвал так детективный роман, где одноименный пассажирский корабль следует из Великобритании в Индию. Главный герой Эраст Фандорин на борту «Левиафана» оказывается втянутым в расследование убийства английского лорда в Париже. Название «Левиафан» дал книге и другой писатель – американский фантаст Скотт Вестерфельд. Это роман для подростков в жанре стимпанка. «Левиафан» здесь – живой летающий корабль, который отправляется из Британии в Стамбул с некой загадочной дипломатической миссией. Российский фантаст Ник Перумов опубликовал цикл книг «Семь зверей Райлега», где Левиафан присутствует как один из Зверей. Образ левиафана появляется также и в кинематографе. В 1989 году итальянский режиссер Джордж Косматос снял фильм ужасов «Левиафан». Именем морского чудовища там назван советский военный корабль, на борту которого проводились некие секретные эксперименты с опасным вирусом, из-за которых экипаж погиб, а корабль затопили. В 2014 году, российский режиссер Андрей Звягинцев снял фильм, который тоже носит название «Левиафан». Это социальная драма, где образ морского чудовища из Библии используется как метафора государственной власти. Сам фильм представляет собой современную кинематографическую интерпретацию библейской истории об Иове. В сериале «Сверхъестественное» левиафанов много. Это монстры, главные противники братьев Винчестеров в седьмом сезоне. Левиафанов «притащил» в мир людей ангел Кастиэль, который посетил Чистилище, где левиафаны обитали раньше, и поглотил все обитавшие там души. Кастиэль сделал это, чтобы обрести силу, равную божественной, однако «не справился с управлением». В конце концов, левиафаны разорвали ангела и выбрались наружу, распространившись по свету через воду, как и полагается морским монстрам. Вместе с водой левиафаны «просочились» в тела людей, в оболочках которых стали расхаживать по земле. Главным среди левиафанов стал некто Дик Роман, который тут же принялся вынашивать злобные планы касательно будущего человечества. Персонажа сыграл актер Джеймс Патрик Стюарт. В фантастическом сериале «На краю вселенной» левиафаны – живые биомеханические космические корабли, некогда созданные искусственно, но со временем «прокачавшие» интеллект и самосознание. Получив свободу, этот «народ» принялся бороздить просторы вселенной и сам по себе, и с экипажами на борту. В вымышленной вселенной комиксов «Марвел» «Левиафан» – название советской террористической организации, которая создана как ответ германской «Гидре». В американском телесериале «Агент Картер» на организацию «Левиафан» работает ряд второстепенных персонажей – советские шпионы, гипнотизеры и киллеры. По сюжету, группу организовали по личному приказу Сталина после завершения Второй мировой войны. Члены группы должны похитить военные разработки Говарда Старка, отца Тони Старка — Железного человека. «ЛЕВИАФАН»ПолезноеСмотреть что такое ««ЛЕВИАФАН»» в других словарях:Левиафан — Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 18 … Википедия ЛЕВИАФАН — (евр. liwjathan, собств. значит: изогнутый, от арабск. lawaj верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. философа Томаса Гоббза, в котор. он олицетворяет государство в… … Словарь иностранных слов русского языка левиафан — а, м. leviathan, нем. Leviathan <др. евр. 1. В библии: огромное морское чудовище. Крысин 1998. Тогда некий ужасный Левиафан возшед из глубины морския, на поглощенных водой кровавых трупах, и на плоти и костях человеческих возлегал. Трутень… … Исторический словарь галлицизмов русского языка левиафан — машина, громада, чудовище, кит Словарь русских синонимов. левиафан 1. см. кит. 2. см. громада Словарь синонимов русского языка. Практический с … Словарь синонимов ЛЕВИАФАН — «ЛЕВИАФАН» (Leviathan) Италия США, 1989, 98 мин. Фантастика, фильм ужасов. В глубинах океана, на затонувшем корабле «Левиафан» (кстати, советском) обнаруживается какая то внеземная, точнее, внеморская материя неизвестного происхождения,… … Энциклопедия кино ЛЕВИАФАН — или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского произведение Т. Гоббса, в котором его философия представлена в наиболее полном и развернутом виде. Книга увидела свет в 1651 в Лондоне, лат. пер. в 1668. В работе рассматриваются… … Философская энциклопедия ЛЕВИАФАН — ЛЕВИАФАН, в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное … Современная энциклопедия ЛЕВИАФАН — в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное … Большой Энциклопедический словарь ЛЕВИАФАНПолезноеСмотреть что такое «ЛЕВИАФАН» в других словарях:Левиафан — Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 18 … Википедия ЛЕВИАФАН — (евр. liwjathan, собств. значит: изогнутый, от арабск. lawaj верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. философа Томаса Гоббза, в котор. он олицетворяет государство в… … Словарь иностранных слов русского языка левиафан — а, м. leviathan, нем. Leviathan <др. евр. 1. В библии: огромное морское чудовище. Крысин 1998. Тогда некий ужасный Левиафан возшед из глубины морския, на поглощенных водой кровавых трупах, и на плоти и костях человеческих возлегал. Трутень… … Исторический словарь галлицизмов русского языка левиафан — машина, громада, чудовище, кит Словарь русских синонимов. левиафан 1. см. кит. 2. см. громада Словарь синонимов русского языка. Практический с … Словарь синонимов ЛЕВИАФАН — «ЛЕВИАФАН» (Leviathan) Италия США, 1989, 98 мин. Фантастика, фильм ужасов. В глубинах океана, на затонувшем корабле «Левиафан» (кстати, советском) обнаруживается какая то внеземная, точнее, внеморская материя неизвестного происхождения,… … Энциклопедия кино ЛЕВИАФАН — ЛЕВИАФАН, в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное … Современная энциклопедия ЛЕВИАФАН — в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное … Большой Энциклопедический словарь ЛЕВИАФАНПолезноеСмотреть что такое «ЛЕВИАФАН» в других словарях:Левиафан — Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 18 … Википедия ЛЕВИАФАН — (евр. liwjathan, собств. значит: изогнутый, от арабск. lawaj верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. философа Томаса Гоббза, в котор. он олицетворяет государство в… … Словарь иностранных слов русского языка левиафан — а, м. leviathan, нем. Leviathan <др. евр. 1. В библии: огромное морское чудовище. Крысин 1998. Тогда некий ужасный Левиафан возшед из глубины морския, на поглощенных водой кровавых трупах, и на плоти и костях человеческих возлегал. Трутень… … Исторический словарь галлицизмов русского языка левиафан — машина, громада, чудовище, кит Словарь русских синонимов. левиафан 1. см. кит. 2. см. громада Словарь синонимов русского языка. Практический с … Словарь синонимов ЛЕВИАФАН — «ЛЕВИАФАН» (Leviathan) Италия США, 1989, 98 мин. Фантастика, фильм ужасов. В глубинах океана, на затонувшем корабле «Левиафан» (кстати, советском) обнаруживается какая то внеземная, точнее, внеморская материя неизвестного происхождения,… … Энциклопедия кино ЛЕВИАФАН — или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского произведение Т. Гоббса, в котором его философия представлена в наиболее полном и развернутом виде. Книга увидела свет в 1651 в Лондоне, лат. пер. в 1668. В работе рассматриваются… … Философская энциклопедия ЛЕВИАФАН — ЛЕВИАФАН, в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное … Современная энциклопедия ЛЕВИАФАН — в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и чудовищное … Большой Энциклопедический словарь Левиафан что это слово означаетЛевиафан является крупным водным существом. Библия описывает его как грозного зверя, обладающего чудовищной свирепостью и великой силой. Корень еврейского слова “левиафан” имеет значение “свитый” или “скученный”. Текст в Исаии 27:1 упоминает левиафана как “ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея… морское чудовище” (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Кем бы ни был этот морской монстр, его сила и дикая природа были хорошо известны. В Ветхом Завете содержится несколько упоминаний о левиафане. Большинство текстов описывают его как реальное существо, известное людям (которые, конечно, держались на расстоянии) по репутации, если не по реальным столкновениям. В Псалме 103:25-26 Бог прославляется как Тот, кто создал среду обитания для левиафана:
Только великий Бог мог создать левиафана, а затем дать достаточно пространства, чтобы позволить ему безопасно “резвиться”. В Исаии 27:1 левиафан используется как символ нечестивых земных царей, противостоящих Божьему народу. Великая сила, которой обладали нечестивые народы, могла наводить ужас, но Бог заверяет Своих детей, что зло, каким бы чудовищным оно ни казалось, будет побеждено: “В тот день Господь мечом Своим грозным, великим и крепким, покарает Левиафана, ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея, – убьет Он морское чудовище!”. Псалом 73:14 содержит аналогичное упоминание о победе Бога над левиафаном. В этом месте, скорее всего, имеется в виду египетский фараон. Главы 40 и 41 книги Иова дают наиболее подробную информацию о левиафане как реальном морском существе. Тут Бог описывает левиафана, подчеркивая размер, силу и злобу животного. Левиафан не может быть привязан или приручен (Иова 40:20-24); на него страшно смотреть (41:1); его лучше оставить в покое (41:2-3). Левиафан имеет изящный вид (41:4), но невероятно хорошо защищен чешуей (41:5). Его спину невозможно пронзить (41:7). Он имеет устрашающую пасть (41:6). Даже храбрецы боятся левиафана (41:17). Ни один меч, копье, дротик или стрела не могут победить его (41:18). Он не может быть скован, потому что разрушает железо, как солому (41:19). Он боронит землю своим брюхом, воду он заставляет бурлить и оставляет светящийся след (41:23-24). Божье описание левиафана заключается утверждением, что он является истинным царем зверей: “Нет на земле подобного ему – создания, которому страх неведом” (41:25). Смысл текста из книги Иова заключается в том, что левиафан находится под Божьим контролем. Иов сомневался в Господе (Иова 26-31), но Он обращает вопрос к нему, используя мощь левиафана, чтобы подчеркнуть слабость и хрупкость Иова. Если Бог создал левиафана (животного, перед которым Иов не мог устоять), то насколько же велик Бог? Почему Иов даже пытается препираться со Всевышним? Левиафан был опасным существом, которое обращало опытных воинов в бегство. Он не является мифом, а реальным морским существом, которое подчинялось лишь своему Творцу. Как говорит Бог в Своем описании левиафана: “Кто выйдет мне навстречу – поплатится. Все, что есть под небесами, – Мое!” (Иова 41:3). Авторские праваПри написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта Материалы размещены с разрешения правообладателя. Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи. Левиафан: что означает это слово, и что за мифическое существо под ним скрывается?Левиафан – что означает это слово, поможет разобраться древняя мифология. У людей, которые никогда не слышали об этом существе, слово «левиафан» всегда ассоциируется с чем-то большим, имеющим огромные размеры, страшным и сильным. Независимо от того, живое это существо или нет. Но изначально Левиафан был персонажем мифологическим. Также о нем есть упоминания в религиозных текстах. Левиафан в древней мифологииЛевиафан является персонажем мифологии древнего восточного народа, проживавшего в городе Угарит на территории современной Сирии. Древние относили существо к морским чудовищам. Согласно мифам, Левиафан имеет множество голов и является спутником морского бога Яма. Легенда гласит, что Баал поверг многоголового Левиафана вместе с морским богом. Помимо древнего сирийского народа, египетские евреи так же считали Левиафана чудовищем и боялись его. Согласно рассказам, Левиафан обитал в Ниле и охранял Египет от злых существ с восточной границы. Многие сравнивают его с крокодилом. В других мифологиях Левиафан считался также морским чудищем, которое уничтожает и топит корабли. Использование образов устрашающих чудовищ в искусстве в качестве метафоры – привычное дело, и образ Левиафана не стал исключением. Левиафан как персонаж древней мифологии нашел отображение в современном искусстве и даже в научных трудах. В 2014 году был выпущен фильм российского производства, в котором описывается библейский персонаж Иов. Фильм имел название «Левиафан». В ленте прослеживается метафора – под Левиафаном подразумевалась государственная власть, чье могущество и сила сравнимы с разрушительной силой морского чудовища. Картина служит уроком для людей. Режиссер не старался напугать зрителей, а лишь хотел их заставить задуматься. В 1865 году художником Гюставом Доре Левиафан был запечатлен на гравюре. Она называется «Убийство Левиафана». На гравюре изображен огромный морской змей, который был повержен Богом. Наиболее известное упоминание чудовища в искусстве принадлежит Томасу Гоббсу. Именно он написал известное произведение «Левиафан». В данной работе автор постарался разобраться в структуре права и государства. Произведение Гоббса носит философский характер и является актуальным по сегодняшний день. Левиафан в религииЛевиафан как мифическое существо не раз упоминался в книгах Ветхого завета: В книге Иова есть пассаж, в котором описывается борьба с Левиафаном. По сравнению с остальными книгами, в которых упоминается этот персонаж, из книги Иова можно почерпнуть наиболее подробное описание. В книге Псалмов Левиафан описывается как существо, которое обитает в море. Он был создан богом, чтобы «играть в морской воде». В книге пророка Исаии можно найти рассказ о том, как Бог сам тяжелым мечом сразил чудовище. В толковательной литературе ветхозаветной традиции Левиафан упоминается в отдельном стихе мидраша «Берешит раба». Рабби Иди описывает чудовище как существо, не имеющее пары. На основании его описания можно сделать вывод, что во всех упоминаниях о Левиафане его относят к единственным в своем роде мифическим существам. Причина отсутствия пары заключается в том, что чудовище обладает губительной силой по отношению к другим существам и продолжение его рода может привести к гибели всего живого. При этом Бог изначально сотворил Левиафана женского и мужского пола. Но особь женского пола в дальнейшем была уничтожена, дабы предотвратить размножение. Также встречаются толкования, в которых нет упоминания об уничтожении женской особи. Но по определенным причинам размножение все равно было невозможно. Мидраш «Ваикра Рабба» в одном из толкований упоминает, что Левиафан сражался с быком, и бой этот завершился гибелью обоих противников. В еще одном толковании авторства Джона Мильтона Левиафан так же описывается как морское чудовище. Но среда его обитания – моря вблизи Норвегии. Что конкретно означает слово «левиафан», можно узнать и в толковом словаре Ожегова. В нем Левиафан описан как библейское морское чудовище, а само слово применимо в качестве метафоры к чему-то или кому-то огромных размеров, поражающему своей мощью, силой и наводящему страх. Согласно данному толкованию, одному из видов древних кашалотов так же было дано имя Левиафан. В одной из перуанских пустынь был найден скелет такого существа. Оно имело внушительные размеры, длинные мощные зубы, из-за чего и получило это название. Тем, кому интересно узнать подробнее, что собой представляет Левиафан, что вообще означает это слово, стоит прочитать Ветхий завет, ознакомиться с египетской и ассиро-вавилонской мифологией. Практически всюду Левиафан описан как грозное морское чудовище, которое приносит разруху и наводит ужас на людей. Но все же, изучая мифологию разных народов, можно найти некоторые различия в его описании, что помогает лучше понять, для чего фантазия древних людей сотворила этого монстра, а следовательно, и особенности их мышления. Кто такой левиафан в Библии — мифическое существо?
Вопрос-ответ Какие фильмы составят конкуренцию «Левиафану» на премии «Оскар»? «Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его… круг зубов его — ужас… На рассвете, когда над поверхностью воды появляется голова Левиафана, глаза его сверкают, как лучи зари. Щитки на его спине плотно прилегают друг к другу. Эти вросшие в кожу костные пластины трудно пробить даже пулей, не говоря уже о мече или копье. Дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; острые щитки на его брюхе оставляют в грязи след, как орудие для молотьбы. В ярости он вспенивает воду, как кипящую мазь. Левиафан не знает страха — он сотворён огромным, защищён прочной бронёй, вооружён внушающей ужас пастью и мощным хвостом…» (41, 2-26) Левиафан — зверь из библейской историиВ притчах упоминается, что Господь создал каждой твари по паре. Однако были существа, сотворенные в единственном роде. Возможно, это отражение античных мифов о морских и земных созданиях, настоящих монстрах. Такие легенды встречаются во всем мире, и семитские народы, ставшие родоначальниками Библии, не исключение. Бегемот и левиафан в книге Иова
ИудаизмЛевиафан, морское чудовище, с Бегемот наземный монстр и Ziz воздушный монстр. «И в тот день два чудовища разделились, женщина-чудовище по имени Левиафан, чтобы жить в безднах океана над источниками вод. А мужчину по имени Бегемот, который своей грудью занимал пустынную пустыню по имени Duidain. »(1 Енох 60: 7–8) Рашикомментарий к Бытие 1:21 повторяет традицию: «Левиафан» (1983) картина художника Майкл Сган-Коэн, то Музей Израиля Коллекция, Иерусалим в Талмуд Баба Батра 75а Сказано, что Левиафан будет убит, и его плоть будет служить пиршеством для праведников в [Время] Грядущее, а его кожа будет использоваться для покрытия шатра, где будет проходить пир. Фестиваль Суккот (Праздник шалашей) поэтому завершается молитвой, читаемой при выходе из Огромные размеры Левиафана описываются Йоханан бар Наппаха, от которых исходили почти все агадот об этом чудовище: «Однажды мы плыли на корабле и увидели рыбу, которая высунула голову из воды. У него были рога, на которых было написано:« Я одно из самых гнусных существ, обитающих в море. Я нахожусь в трехстах милях ». в длину, и войдите в этот день в пасть Левиафана ».[21][18] Когда Левиафан голоден, как сообщает рабби Дими от имени рабби Йоханана, он излучает изо рта жар, настолько сильный, что вся вода закипает, и если бы он сунул голову в рай ни одно живое существо не могло вынести его запаха.[21] Его обитель Средиземное море; и воды Иордания упасть ему в рот.[22][18] В легенде, записанной в Мидраше, Пирке де-раввин Элиэзер Утверждается, что проглоченная рыба Иона едва избежал съесть Левиафан, который съедает одного кита каждый день. Тело Левиафана, особенно его глаза, обладают огромной светящейся силой. Такого мнения придерживался рабби Элиэзер, который во время путешествия с рабби Джошуа объяснил последнему, испугавшись внезапного появления яркого света, что он, вероятно, исходит из глаз Левиафана. Он сослался на своего собеседника на слова Работа 41:18: «По его потребностям светит свет, и его глаза подобны утренним векам».[23] Однако, несмотря на свою сверхъестественную силу, левиафан боится маленького червяка по имени килбит, который цепляется за жабры крупной рыбы и убивает их.[24][18] В одиннадцатом веке пийют (религиозная поэма), Акдамут , прочитанный на в ЗоарЛевиафан — это метафора просветления. Зоар отмечает, что легенда о праведниках, съевших шкуру левиафана в конце дней, не является буквальной, а всего лишь метафорой просветления.[25] Зоар также подробно указывает, что у Левиафана есть помощник.[26] Зоар также связывает метафору левиафана с «цадиком», или праведником, в Зоар 2: 11б и 3: 58а. Зоар связывает это с «бриахом» шестом в середине брусьев скинии в Зоар 2: 20а. Оба связаны с Сфира Йесод.[27] В соответствии с Авраам Исаак Кук, Левиафан — необычное существо без пары, «его хвост помещается в пасть» (Зоар) «обвивающая и охватывающая весь мир» (Раши на Баба Батра 74b) — представляет собой яркую метафору основного единства Вселенной. Это единство откроется только в будущем, когда праведники будут пировать Левиафаном.[28] История Левиафана и параллели с другими народами
В образе Левиафана прослеживается интересная параллель со скандинавской мифологией — там также считается, что в Асгарде живет огромный кабан, мясо которого каждый вечер поедают воины, погибшие в бою. Это совпадение с притчей о Левиафане и праведниках, которые будут вкушать его после Суда. Другой же отсылкой к мифам Скандинавии является и змей Йормунганд — такое же морское чудовище. Да и сама сцена Страшного последнего Суда, в которой будут сражаться мифические звери, очень похожа на Рагнарёк — конец света. Проводят параллели Левиафана с древнегреческими существами Сциллой и Харибдой или же Лернейской Гидрой. А в древнерусской мифологии этот образ позаимствовало известное по множеству сказок Чудо-Юдо. Аналоги могущественных морских существ со сходными чертами есть практически во всех мировых религиях и традициях. По мнению ученых, в средние века и в античности с Левиафаном часто путали морских зверей — китов, кашалотов, касаток, гигантских кальмаров и даже моржей. Это оставило отпечаток на некоторых названиях животных на латыни. А в современной культуре он часто отождествляется с чем-то бездушным и непобедимым — безжалостной машиной бюрократии и взаимной поруки, как это было продемонстрировано в одноименном фильме.
Почему говорят, что Левиафан – это кит?В том, что многие представляют себе мифическое чудище всего лишь большим китом, «виноват» самый известный литературный Левиафан, который обитает в бурных водах романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». В произведении описывался реальный свирепый кашалот больших размеров, который в сознании одержимого китобоя стал символом мирового зла, левиафаном. Кстати, попытка победить кита и зло успехом не увенчалась. Ассоциация «Левиафан – кит» так прочно утвердилась в массовом сознании, что, когда в 2008 году исследователи обнаружили на берегах Южной Америки окаменелые останки гигантского кита, то назвали его Livyatan melvillei – «Левиафан Мелвилла». Видимо, они тоже не знали, что такое Левиафан. Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, непобедимое, которому до тебя и дела нетСуществует еще одно литературное произведение, где речь идет о Левиафане. Когда-то английский философ Томас Гоббс использовал сильный образ морского чудовища для описания государства в своем трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Морское чудовище изображалось в виде огромного человека, состоящего из тьмы крошечных человеческих тел. Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, коварное, непобедимое, которому до тебя и дела нет. Демон Левиафан — кто он такойДемон левиафан из сериала Сверхъестественное В связи с тем, что в мифологии эта сущность считалась сильной и способной на разрушения, многие средневековые исследователи причисляли его к демонам. В 16 столетии ученый Бинсфельд отождествлял Левиафана с одним из смертных грехов — завистью, и причислял к ангельскому чину серафимов. Он считал, что тот — принц ада, стоящий на равной ступени по своей власти с Люцифером. Другие толкователи Ветхого Завета считали, что Левиафан — одно из имен Сатаны. Его звериный, разрушительный аспект. Известные гримуары, например, Ключи Соломона, никак не указывают на существование такого демона. А это важный фактор в исследовании фигуры. Сейчас полагают, что Левиафан — другая сила. Он не относится к конфликту Рая и Ада. Представляется нейтральным владыкой морей. То же самое можно сказать о древнегреческом Посейдоне или римском Нептуне. Эти боги занимали промежуточное место между Зевсом-Юпитером и Аидом-Гадесом. Однако нейтральная позиция в последние века привлекла к себе интерес исследователей. На их основе даже сформировались отдельные культы. Левиафан — олицетворение громадного чудовища, которое прячется в морских глубинах и обладает невероятной силой. Культы поклонения ему присутствуют в малом виде. А современная, равно как и древняя демонология не уделяет ему должного внимания. Все это однозначно показывает отсутствие связи его с настоящими демонами. ПроисхождениеВ угаритском мифологическом цикле Левиафан (Латану ) — многоголовое[1] морское чудовище, спутник бога моря Яма, вместе с последним поверженный Баалом[2]. Египтяне в древности говорили, что их страну с юга и запада охраняют непроходимые пустыни, с севера — мощные крепости, а восточную границу (Нил) сторожат крокодилы. По мнению Бориса Шарова, их древние евреи могли иметь в виду, описывая Левиафана. А в дальнейшем, чтобы объяснить простому крестьянину, что есть вещи пострашнее засухи или наводнения, преувеличивали в десятки и сотни раз размер, мощь и силу зверя и приравняли его к Геенне огненной.[3] ГностицизмАдский Рот на фреске Страшный суд В Отец Церкви Ориген обвинил Гностическая секта почитания библейский змей из Эдемский сад. Поэтому он называет их Офиты, назвав в честь змея, которому они должны поклоняться.[33] В этой системе верований Левиафан выглядит как Уроборос, разделяя божественное царство от человечества, окутывая или проникая в материальный мир.[34][33][35] Мы не знаем, действительно ли офиты отождествляли змея Эдемского сада с Левиафаном.[33] Однако, поскольку Левиафан в основном имеет негативное значение в этой гностической космологии, если они отождествляли его со змеем из Книги Бытия, он, вероятно, действительно считался злым, и только его совет был хорошим.[36] Далее, согласно этой гностической секте, после смерти душа должна пройти через семь сфер жизни. Архонты. Если душе не удастся, ее проглотит архонт в форме дракона, который держит мир в плену и возвращает душу в тело животного — изображение, напоминающее упомянутого ранее Левиафана.[37] В МандеизмЛевиафан считается единомышленником демона по имени Ур.[38] В манихейство, древняя религия, находящаяся под влиянием гностических идей, Левиафан убит сыновьями падший ангел Шемяза. Этот поступок изображается не как героический, а как глупый, символизирующий величайшие триумфы как преходящие, поскольку оба убиты архангелами по очереди после того, как хвастались своей победой. Это отражает манихейскую критику королевской власти и защитников аскетизм.[39] Тлетворное влияние православной верыНастоящий злодей в фильме — не мэр-уголовник, а православный епископ (судя по клобуку — аж «целый митрополит»). Какой-то гибрид Дарта Вейдера и Дона Корлеоне. Именно митрополит вдохновляет мэра на все его злодеяния. Когда у мэра возникают проблемы или сомнения, он мчит к митрополиту, а владыка увещевает бандита в духе незабвенного Славика из передачи «Наша Раша»: «Да ты успокоооойся! Всякая власть — от Бооооога!» Надо понимать, режиссёр показывает нам, что без тлетворного влияния Православной Веры мэр был бы замечательным, совестливым человеком, душкой и умничкой, никого бы не обижал, земельные угодья бы в свою пользу по беспределу не отжимал, жил бы на одну зарплату, на работу ездил бы не в «Лэнд-Крузере», а на велосипеде. Изъясняется звягинцевский митрополит как персонаж халтурной повести о временах Ивана Грозного, часто и не к месту прибегает к речевым анахронизмам — «отведай рыбки», «мирской удел», «не ведаешь» и т. п. Очевидно, по мнению Звягинцева современные священнослужители в быту должны разговаривать именно так. Это, опять же, говорит о том, насколько глубоко режиссёр «в теме», как хорошо он знает православную Россию. Порой особо патриотичные зрители усматривают в парочке мэр-митрополит «клевету на Власть и Церковь». Но это не клевета, это скорее — карикатура, причём карикатура грубая, плоская, глупая и неостроумная. («Я — Шарли!», ага, такие карикатуры «в тренде» сегодня.) Даже интересно, Звягинцев сам-то — действительно считает, что его примитивный лубок поднимает важные вопросы о государстве, религии, морали, нравственности, месте Церкви в современном обществе? Впрочем, какие тут «вопросы»… Звягинцеву всё ясно с «местом Церкви в обществе», он однозначно показывает митрополита «подельником» чиновника-уголовника. Митрополит, ближе к финалу картины, даже сам говорит жуликоватому мэру: «Мы с тобой одно дело делаем». Это на тот случай, если какой-то зритель оказался тугодумом и до сих пор не понял режиссёрский замысел. Да поняли мы, поняли: Звягинцев не любит РПЦ, ок. Слишком «толстые намёки». Мы всё ждали, когда уже митрополит начнёт лично заказы на убийство раздавать. Типа: «Чадо возлюбленное, когда вы уже этого убогого автослесаря поставите в тазик с цементом и скинете в море-окиян, рыбки отведать». Но — нет, митрополит за весь фильм так никого и не «заказал». Недоработка у Звягинцева получилась. Не все ещё покровы сорваны. Так можно и мимо «Оскара» пролететь! Протагонисты и антагонистыКороче, наш протагонист — исключительно неприятная личность. И окружают его личности неприятные, подобное к подобному, как говорится. Жена — хлещет водку не хуже мужа и готова изменять этому самому мужу буквально с первым встречным. Лучший друг — законченный негодяй, корчит из себя «законника», а на поверку оказывается заурядным шантажистом, подлецом и развратником. Сын — невнятный молодой человек, слабый, глупый, взбалмошный (впрочем, при таком-то родителе — как бы и неудивительно). Некоторые кинокритики усматривают в таком подборе героев — «клевету на русский народ». Но мы так не считаем. Подобные типы среди россиян действительно встречаются, а в какой нации их нет? Другое дело — зачем о ничтожествах художественные фильмы снимать? Что за интерес — наблюдать в кино за жизнью дегенератов, пусть даже очень профессионально заснятой и показанной с неожиданных и красивых ракурсов? Мало нам телепередачи «Дом-2», что ли? Антагонисты в фильме настолько ненатуральные, что невозможно всерьёз рассердиться на них. Приблатнённый мэр городка — вот ни разу не похоже. Не сомневаемся, что Роман Мадянов справился бы с ролью, он хороший актёр, но тут в самой роли проблема. Персонаж Мадянова должен быть суровым и злобным мерзавцем, опьянённым властью, ошалевшим от алчности и безнаказанности. Вместо этого получилась какая-то трепетная институтка, которая постоянно рефлексирует, всего боится и чуть-что — закатывает истерики. Смотришь и недоумеваешь: вот это убожество и есть «огромный, несокрушимый, чудовищный Левиафан»?! Главгерой «Левиафана» — не праведник и не боецА главный герой «Левиафана» — автослесарь Николай Сергеев — ни разу не праведник и ни разу не боец. Он — исключительно неприятный тип. Паскудный тип, можно сказать. Взять хоть его отношения с приятелем, полицейским полковником, «Семёнычем». Николай пьёт с полковником водку, на шашлыки с ним катается, подобострастно улыбается и лебезит, а за глаза — поливает своего собутыльника последними словами, сплетничает и всячески глумится. Тьфу, мерзость! Добра Николай за весь фильм никому никакого не сделал. Один раз только помог сельскому батюшке донести мешок хлеба до церквушки — вот и вся «праведность». Теперь о «боевитости». Тут всё ещё хуже. «Боец» в нашем герое просыпается только после принятия на грудь литра-другого водки, да и то — какой там «боец». Герой корчит страшные рожи и пучит глаза, этим вся его боевитость и исчерпывается. Ну, ещё нахамить он может по пьяной лавочке. В рецензиях на «Левиафан» читаешь о Николае: «Маленький человек», противостоящий «системе», в обычной жизни — «золоторукий автослесарь», заботящийся о своём благосостоянии, «симпатичный и безотказный терпила советского замеса, человек без особых амбиций, буйный во хмелю и тайно нелюбимый любимой женой»… Вот сплошное же враньё. Не «противостоял» Николай «системе», он только грустил и водку глушил. И что он «золоторукий автослесарь» — никак в фильме не показано, герой за весь фильм работал где-то секунд 20 экранного времени, причём о результатах работы мы ничего не знаем. И если Николай такой весь из себя «золоторукий», то почему у него на дворе такой бардак? Дом не покрашен, лодка ржавая, сараи кривые. И мы должны поверить, что герой трепетно любит «свою землю»? Только потому, что он один раз, по пьяни, показывал товарищу какую-то старую фотографию и нудил: «Отец мой тут жил, дед жил»… Вот дед-то, небось, последний раз на участке и прибирался. А вот по поводу амбиций — верно. Нет у героя никаких амбиций. У него вообще характера нет. Единственное, что мы узнаём о слесаре Николае — что он выпить любит. Пьёт «красиво» и «технично», прямо из бутылки, «винтом», огромными глотками, не запивая, не закусывая и даже не отдуваясь. В последний раз такую виртуозную технику пития алкоголя мы видели в советском мультфильме «Остров сокровищ» — Билли Бонс там точно так же лихо глушил из горла «ROM». Интересно, Звягинцев сам-то пробовал вот так водку хлебать? Он понимает, что это чисто физически почти невыполнимо? Даже алкаши в парке на лавочке свой «шмурдяк» распивают всё-таки из стаканчиков и под какую-никакую закуску… Впрочем, так-то всё понятно, режиссёр хотел пронять зарубежного кинокритика экзотикой «а-ля рюсс». христианствоАдский Рот Житие святого Иоанна и Апокалипсис Святой Иоанн видит дьявола, навсегда побежденного, брошенного в ад с зверь и Лжепророк Левиафан также может использоваться как изображение Сатана, подвергая опасности как творения Бога, пытаясь съесть их, так и творение Бога, угрожая им потрясениями в водах Хаоса.[29]Святой Фома Аквинский описал Левиафана как демона завидоватьсначала в наказании соответствующих грешников (Secunda Secundae, вопрос 36). Питер Бинсфельд аналогичным образом классифицировал Левиафана как демона зависти, как одного из семь принцев ада соответствует семи смертным грехам. Левиафан стал ассоциироваться и, возможно, первоначально назывался визуальным мотивом Адский Рот, чудовищное животное, в пасть которого исчезают проклятые Страшный суд, нашел в Англосаксонское искусство примерно от 800, а позже и по всей Европе.[30][31] Сюжет фильма
Главный герой, механик Николай, живет вместе с семьей (женой Лилией и сыном от первого брака) в провинциальном городке на берегу моря. Семья живет в доме на берегу бухты, куда иногда приплывают киты. Николай поддерживает дружеские отношения с подполковником дорожно-постовой службы Дегтяревым и местным стражем правопорядка Поливановым и его женой.
В дом простого механика приходит беда, когда государство в лице коррумпированного мэра Шелевята пытается отобрать у семьи Николая дом, автомастерскую и землю, установив за выкуп такую сумму, которая не позволила бы Николаю купить жилье в городе. Николай обращается за помощью к своему армейскому товарищу, а ныне известному столичному адвокату, но суд выносит решение в пользу мэра. Тогда адвокат советует воспользоваться последним шансом — найти на мэра компромат. Дальше в сюжете смешиваются измены, шантаж и даже убийство. Знаковый момент истории — встреча Николая с местным священником. Герой задает ему провокационные вопросы, на что священник отвечает, что пути Господни неисповедимы, и сравнивает горести Николая со страданиями Иова. Скандал вокруг фильма
Верно одно — со времен легендарной картины «Брат» ни один фильм отечественного производства не вызывал таких бурных обсуждений и даже настоящих баталий. А такой и профессиональной, и любительской критике не подвергался ни «Груз 200», ни «Утомленные солнцем 2».
Критика переросла в настоящий скандал. Многие посчитали недопустимым показ жизни провинциальной России в таких черных красках. Некоторые называли картину «намеренной чернухой». Активисты православных организаций, а также ряд творческих деятелей выступили против картины, считая, что она порочит не только государственное устройство страны, но и Русскую православную церковь. Более того, появились призывы снять картину с проката, так как этот фильм — «зло». Активисты написали открытое письмо в министерство культуры с призывом запретить появление фильма на экранах. Что такое Левиафан? Значение слова leviafan, библейская энциклопедияЛевиафанПоделиться с друзьями: Постоянная ссылка на страницу: Ссылка для сайта/блога: Ссылка для форума (BB-код): «Левиафан» в других словарях:ЛевиафанЛевиафанЛевиафан— О ком-чем-нибудь, поражающем своими размерами, силой [по имени библейского морского чудовища]. Словарь Ожегова Левиафан— См. сказочные животные.. Словарь символов ЛевиафанЛевиафанЛевиафанЛевиафанЛЕВИАФАН— А, м., одуш. 1. с прописной буквы. В Библии: огромное морское чудовище. 2. перен. Нечто огромное, чудовищное.. Словарь иностранных слов левиафан— «морское чудище». Через нем. Leviathan или франц. leviathan из др.-еврейск. liwjathan – то же (неоднократно в Ветхом завете; см. Г. Этимологический словарь Фасмера левиафанЗначение слова левиафанлевиафан в словаре кроссвордисталевиафанТолковый словарь живого великорусского языка, Даль ВладимирТолковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаковлевиафана, м. (книжн.). Что-н. огромное, поражающее своей величиной, силой. Мой альманах, должен быть слоном или левиафаном. Белинский. (По имени огромного хищного животного в библейской мифологии.) Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-з.,м. (книжн.). О ком-чем-н., поражающем своими размерами силой [по имени библейского морского чудовища]. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.Огромное морское чудовище (по библейскому преданию). перен. разг. Кто-л. или что-л., отличающиеся очень большими размерами. м. Машина для промывания шерсти. Энциклопедический словарь, 1998 г.Мифологический словарь(библ.) — от «свертываться», «виться» — мифическое морское животное в виде чудовищного змея, крокодила или дракона. Упоминается как могучее существо, над которым бог одерживает победу в начале времен. По описанию Л. в книге Иова: «…круг зубов его — ужас… от его чихания показывается свет, глаза у него, как ресницы зари… дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя, он кипятит пучину, как котел, и море он претворяет в кипящую мазь…» Большая Советская Энциклопедияв библейской мифологии огромное морское чудовище, напоминающее гигантского крокодила. В переносном смысле ≈ нечто огромное и чудовищное. ВикипедияЛюди, в связи с неминуемым истреблением при нахождении в таком состоянии продолжительное время для сохранения своих жизней и общего мира отказываются от части своих естественных прав и по негласно заключаемому общественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное пользование оставшимися правами — государство. Государству, союзу людей, в котором воля одного является обязательной для всех, передаётся задача регулирования отношений между всеми людьми. «Левиафан» в своё время был запрещён в Англии; перевод «Левиафана» на русский язык был сожжён. «Левиафан» (герметичный детектив ) — книга Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина ». Левиафа́н : По оценкам Геологической службы США объём неразведанных, технически извлекаемых запасов месторождения составляет: 122 триллиона кубических футов (≈ 3,454 триллиона м³) природного газа и 1,7 млрд. баррелей нефти. Под газовым месторождением, на глубине 5,8 км, как предполагается, находится месторождение нефти, потенциал которого, с вероятностью 17 % — 3 млрд баррелей. На глубине 7,2 км есть шансы (оцениваемые в 8 %) обнаружить ещё около 1,2 млрд баррелей нефти. Американский аналитик Джим Финк выражает сомнение, что Noble Energy хватит ресурсов для освоения такого масштабного проекта. В мае 2011 года журнал «Oil and Gas Investor» «назвал израильский „Левиафан“ лучшим месторождением природного газа в мире по результатам прошлого года». Сроки освоения постоянно сдвигаются в силу разногласий между компанией и правительством государства. Картина вошла в основную конкурсную программу 67-го Каннского кинофестиваля и сразу после показа была высоко оценена российской и зарубежной кинокритикой. На смотре фильм был удостоен приза за лучший сценарий. В ноябре 2014 года фильм вышел на экраны в Великобритании. В России картина вышла в прокат 5 февраля 2015 года. Фильм был номинирован на премию « Оскар » в категории « Лучший фильм на иностранном языке », а также на премию BAFTA в категории « Лучший фильм не на английском языке ». Примеры употребления слова левиафан в литературе.Я от дедушки ушел, да вы это и сами знаете, и от лисицы ушел, и от тигра ушел, и от слона, и от енотовидной собаки, и от восьмирукого осьминога, и от Гидры Лернейской, и от змея Апопа, и от Бегемота с Левиафаном! А тем временем толстогубый левиафан несется вперед, разрезая пучину и оставляя за собой целые тонны взбитой белой пены, а легкий вельбот подле него ныряет по волнам, будто утлая лодчонка, затянутая под гребное колесо океанского парохода. Вон стоит воплотитель, чье зеркало показывает крылатого левиафана, который может пожрать весь скот поблизости. Как выяснилось, в детстве Иссек не поражал драконов и чудовищ попроще, это противоречило бы его символу веры, а только играл с ними: плавал взапуски с левиафаном, резвился с бегемотом и летал по необозримым воздушным пространствам на спине то у крылатого дракона, то у грифона, то у гиппогрифа. Тут же выныривает его брат, готовый сожрать столько же непокорных левиафанов или еще больше. Достаточно просмотреть те места у великих поэтов прошлого, где упоминаются левиафаны, и станет ясно, что для них, не имея соперников, царил в океанах один гренландский кит. Полагают, что чудовища, которым принадлежат эти щупальца, обычно цепляются ими за океанское дно, и кашалот в отличие от остальных левиафанов наделен зубами для того, чтобы нападать на них и отдирать их со дна. Левиафаны лупят хвостом по волнам от радости кверху дном, когда указует на них перстом вектор призрачным гарпуном. Если бы Причера все время не отвлекал Кронштейн со своей болтовней, капеллан еще смог бы, наверное, оценить, как плавбаза с каждым шагом все больше смахивает на библейского Левиафана. Возможно ли, чтобы на трех этих тонких нитях был подвешен великий левиафан, точно тяжелая гиря старинных часов с недельным заводом? Андромеда была прикована к скале на морском берегу и как принц китобоев Персей в тот миг, когда Левиафан уже уносил ее в море, приблизился, неустрашимый, загарпунил чудовище, спас благородную деву и женился на ней. Источник: библиотека Максима Мошкова Транслитерация: leviafan Левиафан
|