Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Что характеризует общество как динамическую систему

Человек — разумное существо. Он выбирает жильё, еду и куда приложить силы. Однако, бессмысленно иметь свободу выбора, если твой выбор никто не оценит.

Мы нуждаемся в обществе. Природа наделила нас неизменной чертой — жаждой общения. Благодаря этой особенности, мы думаем не только о себе. В рамках семьи или целой планеты, человек принимает решения ради общего прогресса. Благодаря жажде общения мы толкаем мир вперёд.

Что такое общество

Стоило нашим предкам спуститься с пальмы, они столкнулись с возрастающей враждебностью природы. Маленький примат не мог победить мамонта. Естественной шкуры недостаточно, чтобы согреться зимой. Спать на открытом воздухе опасно втройне.

Зарождающееся сознание понимало — выжить можно только сообща. Праотцы создали примитивный язык, чтобы понимать друг друга. Они собирались в общины. Общины делили на касты. На охоту ходили сильные и бесстрашные. Потомство растили мягкие и понимающие. Лачуги строили умные и практичные. Уже тогда человек занимался тем, к чему предрасположен.

В широком определении общество — приручившая природу часть природы, использующая волю и сознание для выживания.

В группе мы можем не распыляться на поверхностные знания. У каждого из нас свои склонности. Профессиональный сантехник и за миллионную зарплату не станет с удовольствием выращивать бонсай — мозги у него заточены технически. Союз позволяет нам заниматься любимым делом, а остальное доверить другим.

Теперь мы понимаем узкое определение общества — осознанное собрание личностей для работы ради общей цели.

Общество как сложная динамичная система

Общество как динамическая система

У общества сложная динамическая структура. Как и любая система, оно состоит из подсистем. Подсистемы в группе делятся по сферам влияния. Социологи отмечают четыре подсистемы общества:

Подсистемы — это системы по отношению к отдельным их членам. Они работают, только когда все элементы на месте. Как подсистемы, так и отдельные части неразрывно связаны. Без производства и регулирования духовная жизнь теряет смысл. Без человека другому жизнь не мила.

Общественная система непрерывно движется. Её приводят в движение подсистемы. Подсистемы двигаются за счёт элементов. Элементы делятся на:

Материальные ценности больше характеризуют подсистемы, тогда как идеальные — человеческая черта. Человек — единственный неделимый элемент в общественной системе. У человека есть воля, стремления и убеждения.

Общество как сложная динамичная система

Общественные отношения

Люди играют роли. В семье мы играем примерного отца. На работе от нас ждут беспрекословного подчинения. В кругу друзей мы — душа компании. Мы не выбираем роли. Их диктует нам общество.

У каждого человека не одна личность, а сразу несколько. Каждая личность по-своему себя ведёт в разных ситуациях. Вы ведь не можете ругать начальника так же, как ребёнка, верно?

У животных фиксированная социальная роль: если вожак «сказал», что ты будешь спать снизу и есть последним, так будет всю жизнь. И даже в другой стае особь никогда не сможет принять роль вожака.

Человек универсален. Каждый день мы надеваем десятки масок. Благодаря этому мы легко приспосабливаемся к различным ситуациям. Вы главный, в чём разбираетесь. Вы никогда не станете требовать подчинения у грамотного лидера. Великолепный механизм выживания!

Общество как сложная динамичная система

Учёные делят социальные отношения:

Мы общаемся не только с кем хотим, но и по необходимости. Например, мы не хотим общаться с коллегой, но он сидит с нами в одном офисе. А работать мы должны. Поэтому отношения бывают:

Вы можете общаться с единомышленниками и с врагами. Социальные отношения бывают:

Общество как сложная динамичная система

Итоги

Общество — сложная динамичная система. Люди лишь однажды её запустили, и теперь она определяет каждый этап нашей жизни.

Признаки общественной системы:

Благодаря динамичному общественному механизму человек — самое живучее существо на планете. Ибо только человек меняет мир вокруг себя.

Видео

Из видео вы узнаете, что есть общество, его понятие и взаимосвязь человека и общества.

Источник

Презентация по обществознанию: Общество как сложная динамическая система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Общество как сложная динамичная система

Курс повышения квалификации

Смешанное обучение

Общество как сложная динамичная система

Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС

Общество как сложная динамичная система

«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система
Урок № 2

Общество как сложная динамичная система

Социология
Наука о наиболее общих проблемах специфически человеческих взаимоотношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками
Огюст Конт
(1798-1857)
Французский философ, родоначальник позитивизма, основоположник социологии

Общество как сложная динамичная система

Общество как система
В научной литературе общество определяется как система
Общество как система
Элементы социальной системы
Взаимо-
отношения между элементами
Социальная система в целом

Общество как сложная динамичная система

Общее понятие системы.
Понятие «система» относится к
сложным объектам и механическим, и
биологическим, и социальным. Все они
включают в себя разнородные элементы.
Все эти элементы, части системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию.
Свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

Общество как сложная динамичная система

Система
(греч.)
Целое, составленное из частей
Совокупность
Система
Совокупность элементов, находящихся в связях друг с другом и образующих определённую целостность

Общество как сложная динамичная система

Свойства системы
Система
состоит из взаимосвязанных подсистем или элементов
Система отграничивается от окружения, с которым взаимодействует
Система обладает свойствами, которых нет у её элементов

Общество как сложная динамичная система

Общество
Система взаимосвязанных элементов

Общество как сложная динамичная система

Элементы общества, неразложимые на более дробные единицы
Люди

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество является динамической саморазвивающейся системой, т.к.
мировоззрение,
социальные ценности,
трудовые процессы,
экономические и политические задачи,
религиозные и нравственные установки
и т.п.
создаются самими людьми
развиваются в ходе истории
могут различаться между собой в разные исторические эпохи

Общество как сложная динамичная система

Формы связи элементов в социальной системе
Пространственное или механическое взаимодействие, при котором отсутствует связь между элементами
Люди в метро

Общество как сложная динамичная система

Формы связи элементов в социальной системе
Группа школьников в классе
Соединение, обусловленное внешним фактором, причём любой элемент заменяем другим

Общество как сложная динамичная система

Формы связи элементов в социальной системе
Причинно-функциональная интеграция, при которой различные элементы влияют друг на друга и на систему в целом, причём исключение одного из элементов и перенесение его в другую систему влекут за собой изменение структуры и функций целого
Семья

Общество как сложная динамичная система

Формы связи элементов в социальной системе
Логико-смысловая интеграция, при которой связь элементов наиболее сильна
Религиозная община

Общество как сложная динамичная система

Подсистемы общества
Объединения, состоящие из элементов
Люди
объединяются в
группы (семья)
этносы (нация)
образуют
социальные институты (государство)

Общество как сложная динамичная система

Подсистемы социальной системы
Сферы общественной жизни
Политическая сфера
Социальная сфера
Экономическая сфера
Духовная сфера

Общество как сложная динамичная система

Сферы общественной жизни

Общество как сложная динамичная система

Общество
Это сложная система
Состоит из множества элементов и подсистем
Общество
Это динамическая система
Элементы меняют свои характеристики

Общество как сложная динамичная система

В сложных динамических системах формируются свойства, которых нет у отдельных элементов

Общество как сложная динамичная система

Сущность общества
Отношения, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности
Общество
Совокупность общественных отношений

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общественные отношения
Материальные отношения
Духовные (идеальные) отношения
Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него
Производственные отношения
Экологические отношения
Отношения по детопроизводству
Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями
Моральные отношения
Политические отношения
Правовые отношения
Художественные отношения
Философские отношения
Религиозные отношения

Общество как сложная динамичная система

Основные институты общества
(социальные институты)
Термин «институт» имеет множество смыслов
От латинского institutum – установление, устройство, учреждение
Узкое техническое значение:
название специализирован-ных научных и учебных заведений
Широкое социальное значение:
совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений

Общество как сложная динамичная система

Социальные институты
Совокупность норм и механизмов, регулирующих определённую сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), базовые элементы, на которых покоится общество

Общество как сложная динамичная система

Социальный институт
форма организации совместной деятельности людей,
исторически сложившаяся
направленная на реализацию определенных функций в обществе,
удовлетворение социальных потребностей
цель
устойчивая
наличием цели
характеризуется
конкретными функциями
Социальный институт

Общество как сложная динамичная система

Потребности в воспроизводстве людей
Институт семьи и брака
Потребности в добывании средств существования
Экономические институты, производство
Потребности в безопасности и социальном порядке
Политические институты, государство
Потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения
Духовные институты в широком смысле, включая науку и культуру

Общество как сложная динамичная система

Социальный институт
Исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей
создана для удовлетворения важнейших потребностей людей
регулируется сводом социальных норм, традиций, обычаев

Общество как сложная динамичная система

Основные функции социальных институтов
Воспроизводство членов общества
Социализация
Производство и распределение жизненно важных ресурсов
Контроль за поведением населения

Общество как сложная динамичная система

Основные комплексы
социальных институтов
Экономические
институты
Политические
институты
Социальные
институты
Институты в духовной сфере
деньги
собственность
хозяйственные
отношения
банки
биржи
партии
Правоохранительные органы
Юстиция
Армия
Общественные движения
семья
брак
опека
Кровная месть
материнство
религия
образование
СМИ
музеи
библиотеки

Общество как сложная динамичная система

Институционализация – это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, процесс образования социального института.

Общество как сложная динамичная система

Признаки социальных институтов
1. Совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности.

Общество как сложная динамичная система

Признаки социальных институтов
2. Символические культурные признаки – образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде.
(обручальное кольцо, флаг, герб, крест и т.д.)

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Признаки социальных институтов
6. Идеология. Например:
Для семьи – романтическая любовь, патриархат;
Для бизнеса – монополии, свобода торговли, право на труд;
Для религии – православие, католицизм, протестантизм,
ислам,
буддизм.

Общество как сложная динамичная система

Признаки социальных институтов
7.Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами.

Общество как сложная динамичная система

Признаки социальных институтов
8.Четкое разграничение функций каждого из участников процесса, согласованность действий, высокий уровень регуляции и контроля.

Общество как сложная динамичная система

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

Образец задания ЕГЭ:

Общество как сложная динамичная система

Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется
наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма
отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.
Образец задания ЕГЭ:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Общество как сложная динамичная система

Акция до 31 августа

Общество как сложная динамичная система

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Общество как сложная динамичная система

Стань разработчиком и получи гарантированную стажировку уже на втором курсе!

Поступление на базе 11 классов

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

Общество как сложная динамичная система

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 901 123 материала в базе

Материал подходит для УМК

Общество как сложная динамичная система

«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

§ 2. Общество как сложная система

Другие материалы

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Настоящий материал опубликован пользователем Зарипова Альмира Аксановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

Общество как сложная динамичная система

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 490 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Стань разработчиком и получи гарантированную стажировку уже на втором курсе!

Поступление на базе 11 классов

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

«Слабоуспевающие дети: кто они? Проблема неуспешности в обучении, методы диагностики дефицитов»

«Эффективное обучение иностранным языкам дошкольников: занятия с детьми»

«Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Общество как сложная динамичная система.

Общество как сложная динамичная система Общество как сложная динамичная система Общество как сложная динамичная система Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как динамичная система.

Подходы к определению понятия «общество»; понятия «система» и «динамичная система»; признаки общества как динамичной системы.

Понятие об обществе.

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

· первобытное, рабовладельческое общество (исторический этап развития человечества);

· французское общество, английское общество (страна, государство);

· дворянское общество, высшее общество (круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов);

· спортивное общество, общество защиты природы (объединение людей с какой-либо целью).

В широком смысле обществом называют человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов; общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Таким образом, в этом определении выделяются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связь между людьми. Далее эти два аспекта конкретизируются и углубляются.

Общество как сложная динамичная система.

Второй аспект понятия «общество» (способы взаимодействия людей и формы их объединения) можно уяснить, используя такую философскую категорию, как динамичная система. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Системой принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы.

Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о сложной динамичной системе.

Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Подсистемами (сферами) общественной жизни являются:

· экономическая (производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения);

· социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий);

· политическая (отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями);

· духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления).

Каждая сфера общественной жизни, в свою очередь, представляет собой сложное образование, ее элементы дают представления и об обществе в целом.

Важнейшим элементом общества выступают социальные институты (семья, государство, школа), которые представляют собой устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Институты существуют в политике, экономике, культуре. Их наличие делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым. Таким образом, конкретизировав второй аспект понятия «общество», можно сказать, что общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а также внутри их) в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности общества. Динамизм общественной системы подразумевает возможность ее изменения и развития. Изменение общественной системы – это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общества, называют социальным или общественным развитием. Выделяют два фактора общественного развития:

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

· эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

· революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

Тесты ЕГЭ по теме: «Общество как динамичная система».

Источник

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Слово «общество», безусловно, имеет множество значений. Это и группа людей, объединенных общими признаками (клуб любителей собирания марок), граждане какой-либо страны (российское общество), экономическая организация (акционерное общество), все люди, живущие на Земле (человечество), но самое главное определение, которое является наиболее всеохватывающим и которое очень важно хорошо запомнить, звучит следующим образом: общество – это сложноорганизованная открытая динамичная система, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, в которой осуществляются все виды взаимодействий между людьми.

Системность общественного устройства

На следующем уровне общественной системы, а именно внутри каждого социального института, действуют конкретные люди, выполняющие свои особые социальные роли. Социальная рольэто ожидаемая обществом от человека модель поведения, обусловленная социальным статусом человека. Социальный статусэто положение человека в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями. Примеры основных социальных ролей: производитель и потребитель, учитель и ученик, генерал и солдат, священник и прихожане. Каждый человек, как несложно догадаться, всегда исполняет несколько социальных ролей, составляющих ролевой репертуар личности.

Таким образом, общество является системой, потому что состоит из взаимосвязанных элементов – сфер, институтов, конкретных индивидов с их социальными ролям и статусами. Но в чем же заключается динамизм общественной системы?

Динамика общественного развития

Общество является не просто системой, но динамичной системой, потому что постоянно изменяется, развивается. Процесс развития человеческого общества идет неравномерно, совмещая в себе стадии прогресса, регресса и застоя. Прогрессэто движение от простого к сложному. Регрессдвижение от сложного к простому. Застой (стагнация) – это отсутствие каких-либо изменений, какого-либо направленного движения.

Что считать критерием прогресса? Как понять, прогрессирует некое данное общество или нет? В философии выделяют следующие критерии прогресса: 1. Развитие технологий, 2. Развитие нравственности, 3. Развитие разума (возрастание познавательных, научных потребностей общества), 4. Увеличение уровня свободы, который общество может предоставить индивиду, 5. Развитие общественного производства.

Изменения, которые подталкивают общество к прогрессу, регрессу или застою, могут осуществляться несколькими способами – путем реформ, революций или модернизации. Реформапреобразования в различных сферах жизни общества, осуществляемые на основе закона, «сверху» (государственной властью). Революциянасильственное изменение существующего строя. Однако, если речь идет не о социальной, а о научной революции, то в таком смысле революция будет представлять собой резкий скачок в развитии науки и техники, ведущий, как правило, к общественному прогрессу. В свою очередь, термин модернизация также можно понимать по-разному. С одной стороны, модернизацией называют переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождаемый распространением машинного производства, с другой стороны под модернизацией часто имеют в виду любое усовершенствование или чего-либо в различных сферах жизни общества.

Так как разные страны и народы развиваются очень неравномерно, ученые решили их классифицировать по тем или иным признакам. Наиболее распространенной в современном обществознании является классификация Э. Тоффлера, основанная на трех технологических революциях.

Типы обществ

Традиционное обществоэто тип общества, экономической основой которого является аграрное натуральное хозяйство и ручной труд, а в духовной сфере преобладают религиозное мировоззрение, традиции и обычаи. Данный тип общества появляется в результате неолитической революции около 9-10 тысяч лет назад. Неолитическая революция – это переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелие и скотоводство). Обратите внимание, что в таком обществе преобладает именно натуральное хозяйство, то есть производство продуктов не для продажи, а для собственного потребления. Поэтому товарно-денежные отношения в таком обществе развиты еще слабо. Подавляющее большинство населения проживает в сельской местности, возможности социальной мобильности (то есть переход из одной социальной группы в другую) сильно ограничены. Господствует народная культура (традиционное искусство, произведения которого носят в основном фольклорный характер). Традиционными являлись практически все общества планеты до конца XVIII века, пока в Европе не началась промышленная революция. Так появился второй тип обществ по Э. Тоффлеру – индустриальное общество.

Индустриальное обществоэто общество, экономической основой которого является промышленной производство. Экономика такого общества уже не является натуральной, так как производство осуществляется не для собственного потребления, а для продажи, и такая экономика называется товарной. Люди переселяются из деревень в города (этот процесс называется урбанизацией), возможности социальной мобильности значительно возрастают, появляется массовая культура (коммерчески ориентированное искусство, для понимания произведений которого не требуются какие-либо специальные знания и навыки). Примерами индустриального общества могут служить наиболее развитые страны Европы XIX – первой половины XX вв., в том числе СССР.

Постиндустриальное обществоэто такое общество, экономической основой которого является сфера услуг, а наука стала фактором производства. Такое общество появляется в результате информационной (цифровой) революции во второй половине XX века, поэтому его также часто называют информационным или цифровым типом общества. Для этого типа общества характерны компьютеризация и автоматизация производства, широкое распространение информационных технологий во всех сферах жизни общества, высокий уровень социальной мобильности. В качестве примера такого общества можно привести США и наиболее развитые страны Европы второй половины XX – начала XXI вв., а также Японию и некоторые другие современные наиболее развитые страны Азии. Современная Россия также является постиндустриальным обществом.

Глобализация

Характерной чертой развития современного мира является глобализация. Глобализацияэто процесс интеграции и унификации стран и народов на основе социально-экономического, политического и культурного взаимодействия. Глобализация носит противоречивый характер, принося человечеству как плюсы, так и минусы. Плюсами глобализации являются широкое распространение прогрессивных технологий по всему миру, постепенное возрастание уровня жизни человечества в целом, развитие взаимопомощи и терпимого отношения между разными странными и культурами, а минусами – стирание национальной идентичности и обострение глобальных проблем.

Глобализация является неизбежным и, вероятно, необратимым следствием прогресса. Человечество не должно пытаться предотвратить глобализацию, но должно наоборот направить все усилия к укреплению международного сотрудничества ради смягчения и устранения негативных последствий глобализации, а также для строительства нового, более гармоничного, экологичного и комфортного для всех миропорядка.

Источник

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Общество как сложная динамичная система Общество как сложная динамичная система Общество как сложная динамичная система Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Общество как сложная динамичная система

Обществознание

Оглавление

Раздел III. Познание. 23

Раздел IV. Духовная жизнь общества. 33

Раздел V. Экономика. 50

Раздел VII. Политика. 114

Раздел VIII.Право. 153

Раздел I

ОБЩЕСТВО

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Развитие взглядов на общество

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Общественный прогресс и его критерии

Глобальные проблемы современности

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Бытие людей в обществе характеризуется различ­ными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколе­ний людей. Собственно, и само общество есть про­дукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много опреде­лений понятия «общество». В узком смыслеоб­щество1)определенная группа людей, объединившихся для общения и сов­местного выполнения какой-либо деятельности, 2) конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле обществоэто обособившая­ся от природы, но тесно связанная с ней часть ма­териального мира, которая состоит из индивиду­умов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке обществодинамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно из­меняясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих эле­ментов. В свою очередь, элементом называется неко­торый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее созда­нии.

Для анализа сложноорганизованных систем, по­добных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комп­лексы, более сложные, чем элементы, но менее слож­ные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни:

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникаю­щие между людьми в процессе производства матери­альных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функциониро­вание;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, ока­зывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только связывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в дан­ной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчинен­ных, богатых и бедных, а в сложных обществах су­ществует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирате­лей, традиционное (аграрное) общество, индустри­альное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое об­щество, феодальное общество, капиталистическое об­щество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. полу­чило распространение деление всех обществ на тра­диционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все обществадревности и средневековья. Экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспе­чивавшие экономический прогресс. В своей произ­водственной деятельности человек стремился макси­мально приспособиться к окружающей среде, подчи­нялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпора­тивной, условной, государственной форм собствен­ности. Частная собственность не являлась ни свя­щенной, ни неприкосновенной. Распределение ма­териальных благ, произведенного продукта зависе­ло от положения человека в социальной иерархии. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальнаямобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нор­мами и принципами, обычаями, верованиями, непи­саными законами. В общественном сознании господ­ствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществ­ление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общест­ва, его система ценностных ориентации, образ мыш­ления — особые и заметно отличные от современ­ных. Индивидуальность, самостоятельность не по­ощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «группо­вом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу яв­ления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с пози­ций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над письменной. В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему пред­ставляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и им­пульсам извне, являя собой «самоподдерживающую­ся саморегулирующуюся неизменность». Измене­ния в нем происходят спонтанно, медленно, без со­знательного вмешательства людей.Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «неза­падные цивилизации», также претендующее на из­вестные социологические обобщения). С европоцент­ристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социоло­гия противопоставляет индустриальные и постинду­стриальные цивилизации.

Индустриальное общество В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриаль­ному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустри­альной,техногенной, научно-технической. Экономическая сфера. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние из­держки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, раз­рушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспро­изводство — расширенным. Все эти процессы проис­ходят через реализацию принципов и структур ры­ночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависи­мости от природы, частично подчиняет ее себе. Ста­бильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и бо­лезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. Социаль­ной сфера.Рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и бур­жуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

Духовной сфера. Наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, ру­ководствуется своими личными интересами. Инди­видуализм, рационализм (человек анализирует окру­жающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосред­ственной зависимости от религии). Человек стремится к саморазвитию, само­совершенствованию. Политическая сфера. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократиче­ский режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем на­правлениям. К числу индустриальных обществ отно­сят большинство современных промышленно разви­тых стран (в том числе и Россию).

Постиндустриальное общество. Но модернизация породила множество новых про­тиворечий, которые со временем превратились в гло­бальные проблемы. Разрешая их, поступательно развива­ясь, некоторые современные общества приближают­ся к стадии постиндустриального общества, теорети­ческие параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологам Д.Беллом, Э.Тоффлером. Экономическая сфера. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивиду­ализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. Со­циальная структура. Наблюдается стирание классовых различий, а сбли­жение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постин­дустриальному обществу для большинства стран сов­ременного мира является весьма далекой перспек­тивой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подоб­ные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными со­циальными группами (или внутри них), принято на­зывать общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения ма­териальные и духовные (или идеаль­ные). Принципиальное отличие их друг от друга за­ключается в том, что материальные отношения воз­никают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отноше­ния формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отноше­ния подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художест­венные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являют­ся межличностные отношения. Под межличностны­ми отношениями понимают отношения между от­дельными индивидами. При этом индивиды, как пра­вило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Извест­ный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены не­организованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализу­ются в обществе и являются общественными отноше­ниями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отно­шений.

Источник

Общество как сложная система

Раздел II

Общество как сложная система

Лекция № 5. Общество как сложная динамичная система

План:

1. Общество. Понятие, признаки, подсистемы, классификации.

2. Социальные институты.

3. Общество и природа.

4. Список литературы.

Общество. Понятие, признаки, подсистемы, классификации

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Признаки общества:

Совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием;

Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов;

Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге дающая возможность осуществления интересов каждого;

Регулирование общественных интересов посредством обязательных правил поведения;

Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

Социальные институты

Структуру социального института образуют:

социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

система символов, регулирующих отношения в сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

идеологические обоснования деятельности социального института;

социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;

нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;

сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;

здания, аудитории, учебные пособия;

Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка в свое время возник и утвердился институт полиции (милиции). Процесс институционализации состоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.

Сама по себе фиксация социокультурных ценностей в форме социальных институтов еще не обеспечивает их эффективного функционирования. Для того, чтобы они «работали», необходимо, чтобы эти ценности стали достоянием внутреннего мира человека и получили признание со стороны социальных общностей. Усвоение членами общества социокультурных ценностей составляет содержание процесса их социализации, огромная роль в которой отводится институту образования.

Общество и природа

Разумеется, эта проблема существовала и раньше, но она не носила столь острого и повсеместного характера (аварии трубопроводов, танкеров, химических и других опасных производств и т. и.) Поэтому и возникла острейшая глобальная проблема: «Возможно ли выживание человечества в современных условиях?». Прежде чем рассматривать эту проблему, определим основные понятия.

В научной литературе понятие «природа» используется в нескольких смыслах.

Существует ещё более узкое понятие.

В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы. Таким образом, общество одновременно и включено в природу, и противостоит ей. Это противоречивое положение явилось источником различных позиций человека по отношению к природе.

В философских воззрениях на природу, на ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют строгие закономерности.

Большое значение в жизни общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. В структуру окружающей среды входят две важнейшие составляющие: естественная и искусственная среды обитания.

Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы, т.е. геосферу и биосферу.

Биосфера есть сфера бытия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Положительные для человека результаты освоения и преобразования естественных природных богатств неоспоримы. Это, прежде всего, рост материальных и духовных ценностей общества, более высокий уровень жизни. И все это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. Но человек не смог бы стать разумным существом, если бы не научился создавать и нечто свое, то, чего нет в природе.

С развитием общества значение для человека искусственной среды обитания все более растет. Однако динамика роста искусственной среды обитания и ее влияния на окружающую природу не могут не беспокоить. Объем технической массы (вес всего созданного человеком) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Растущее влияние общества на природу получило своё отражение в учении В.И. Вернадского о ноосфере.

До настоящего времени история взаимодействия природы и общества прошла два главных периода. Сейчас человечество встало перед необходимостью перехода к третьему периоду. Основанием для периодизации служит фактор, определяющий это взаимодействие. Общая периодизация такова.

2. Техногенный (преобразовательный) период продолжается до настоящего времени.

3. Ноогенный (системно-преобразовательный) период.

Первый и самый продолжительный период охватывает время:

«человек умелый» (примерно до 2 млн лет назад), «человек прямоходящий» (примерно до 1 млн. лет назад) и «человек разумный» (примерно до 30 тыс. лет назад). Определяющим фактором в жизни людей в то время была биосфера. Отсюда и название периода. Древние люди вынуждены были приспосабливаться (адаптироваться) к природным условиям. Уже тогда они наносили ущерб окружающей их среде. В основном это были лесные пожары, истребление некоторых видов животных и растений в местах проживания. Конечно, эти явления носили локальный характер и довольно быстро компенсировались естественными процессами.

Эти проблемы отчасти разрешились при переходе от присвоения природных продуктов к их производству. Речь идет о развитии земледелия и скотоводства. С этими изменениями связано начало второго этапа в отношении общества к природе. Поскольку определяющим фактором здесь стали искусственные орудия <техника), постольку так и называется период. В этот период преобразование природы приняло большие масштабы (уничтожение лесов ради пашни, селекция животных и растений, появление искусственных сооружений и т.д.). Отсюда и второе название данного периода.

Положение людей в борьбе со стихийными силами природы значительно упрочилось. Однако преобразования природы носили стихийный характер, поэтому возрос ущерб окружающей среде. Учащались пожары лесов и степей, все живое там гибло; пастбища деградировали, пахотные земли подвергались эрозии. Именно к этому времени относится появление пустынь в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Эти изменения связаны с аграрным этапом техногенного периода.

Что такое экология? Этот термин впервые употребил в 1866 г. немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919).

Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х гг. XX столетия. Однако сегодня мы фактически говорим уже о социальной экологии.

Экологическую ситуацию в мире охарактеризуют как близкую к критической. К глобальным экологическим изменениям относят:

• уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

• в значительной мере истреблен лесной покров;

• стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

• мировой океан истощается из-за уничтожения живых организмов и перестаёт быть регулятором природных процессов;

• атмосфера загрязнена настолько, что чистый воздух становится дефицитом;

• частично нарушен озоновый слой, защищающий все живое от космического излучения;

• загрязнена поверхность и обезображены природные ландшафты.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения общества к природе. Для человечества становится жизненно необходимым изменение отношения к природе. Эти отношения должны стать гармоничными. Необходимо совместное развитие биосферы и человечества. А для этого нужны новые знания и новая нравственность.

Ноосфера означает новый этап существования биосферы и всей планеты в целом, когда сознательная деятельность человека, разума становится не только решающим фактором эволюции биосферы, но одновременно и фактором ее сохранения. При этом общество выходит на уровень сознательного регулирования стихийного сейчас развития промышленности, адекватного вмешательства в природные процессы.

На этапе ноосферы потребности общества должны стать соизмеримы с возможностями гео- и биосферы. Расширение ноосферы будет означать наступление ноогенного периода в истории взаимодействия общества и природы.

В настоящее время важно хотя бы не ухудшать существующее состояние окружающей среды. Нужно не только любить природу, стремиться к сохранению окружающей среды, но и уметь делать это. Для этого необходимо обладать соответствующими знаниями и навыками, владеть экологическим образованием. Основные положения здесь таковы:

2. Необходимо отказаться от идеи о неисчерпаемости богатств природы.

3. Требуется поддерживать и развивать различные совокупности животных, растений и микроорганизмов (биоценозы). Человек составляет с ними единую систему, связан различными круговоротами.

Таким образом, необходима система ограничений и запрещений в преобразующей активности людей.

Кроме названых выше угрожающих изменений в окружающей среде, достойной реакции на которые еще не найдено, человечеству предстоит найти ответы еще на две группы глобальных проблем.

Первая связана с необходимостью установить цивилизованные отношения между государствами. Здесь требуется устранить угрозу мировой войны и достигнуть справедливого мирового политического устройства. С этим связана необходимость установить справедливый экономический порядок: преодолеть или значительно сократить разрыв в благосостоянии стран Севера и Юга, Запада и Востока. Нерешенность указанных проблем порождает новые кризисные ситуации, в частности, необходимость борьбы с международным терроризмом.

Вторая группа связана с необходимостью установить гармонические отношения между обществом и личностью. Здесь требуется устранить демографические перекосы в различных странах, найти способы лечения широко распространенных болезней, покончить с абсолютной безграмотностью и недостаточной образованностью, которая недопустима в век сложнейшей техники и технологий. Глобальные проблемы образуют некую целостность, решение любой из них невозможно без решения других.

Приоритетные глобальные цели человечества определены (стратегия выживания):

Список литературы

Общество и природа [Электронный ресурс]. – URL: https://bstudy.net/616565/sotsiologiya/obschestvo_priroda (дата обращения: 12. 10. 2019).

Общество как сложная динамическая система. Инфопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://infopedia.su/6x5b48.html (дата обращения: 12. 10. 2019).

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения [Электронный ресурс]. – URL: http://historyteacher.ru/obshchestvoznanie/osnovnoe-soderzhanie-programmy-10-11-klassy/obshchestvo-kak-slozhnaya-dinamicheskaya-sistema-obshchestvennye-otnosheniya/ (дата обращения: 12. 10. 2019).

Основные институты общества. ГИА по обществознанию [Электронный ресурс]. – URL:https://oege.nnewer.ru/ege/chelovek_i_obshhestvo/19_osnovnye_instituty_obshchestva.html (дата обращения: 12. 10. 2019).

Раздел II

Общество как сложная система

Источник

«Общество как сложная динамичная система (социальное взаимодействие и основные институты общества)». 10-й класс

Класс: 10

Цели:

Оборудование: ноутбук, презентация, видеопроектор, экран, рабочие листы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний обучающихся.

Вид урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: словесные (объяснение), наглядные, практические (задания), фронтальная работа, самостоятельная работа, беседа по вопросам, индивидуальные задания.

Цели урока реализуются следующим образом:

Развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие самостоятельности учащихся способствует через групповую работу, работу с текстом, выполнение заданий с пропусками слов.

Пробуждается интерес, любовь к предмету. Считаю, что эффективнее это получается тогда, когда используются игровые моменты, потому что игра для ребёнка естественная потребность. Во время игры дети действуют свободно, не боятся ошибки. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребёнком в процессе учебной деятельности. С этой целью учащимся предложена игра “Эстафета”, которая также используется в качестве физкультминутки.

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в пограмме Microsoft PowerPoint, что позволяет, во-первых, сэкономить время, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счёт предлагаемых словесных, наглядных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Соблюдаются структурные компоненты урока:

Приём подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке, поскольку на настоящий момент данными умениями владеют не все учащиеся класса.

Учебная работа на уроке разнообразна: групповая работа, работа с дидактическим материалом, индивидуальная работа. Чередуются различные виды деятельности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Чем же мы с вами сегодня будем заниматься? Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – для этого проведём маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: почему общество сложная динамичная система? Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное об обществе.

2. Постановка целей

Тема нашего урока «Общество как сложная динамичная система» (слайд 1). Используя эти слова помощники (ПОВТОРИМ, ИЗУЧИМ, УЗНАЕМ, ПРОВЕРИМ) (слайд 2) сейчас мы с вами попытаемся сформулировать цели нашего урока. (ответы детей)

(Повторим тему «Общество», изучим общество как динамичную систему, проверим знания по теме «Общество»)

Сейчас выполним первое наше задание.

Задание:

Что такое общество? (слайд 3)

(Общество в узком значении это:

Общество (в широком значении ) – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.)

3. Формирование новых знаний

Учитель: Общество – это не просто то, что мы определили, а это система – сложная и динамичная. (слайд 4)

Система – это целое, составленное из частей совокупность.

Что значит динамичная система? (ответы детей)

Вывод: Динамичная система– система допускающая различные изменения, развитие, возникновение новых, отмирание старых частей и связей между ними.

Учитель: Общество как сложная динаическая система включает в себя элементы и подсистемы, с чем предстоит познакомиться нашим группам и рассказать об этом нам.

2. Работа в группах. (Приложение 1)

1 группа– изучает особенности социальной системы и вносит данные в таблицу

Характерные черты общества как системы.

Ряд отличийХарактеристика отличий
1-е отличие
2-е отличие
3-е отличие

2 группа – изучает социальные институты и вносит данные в таблицу

Развитие социальных институтов.

социальные институтыФункции
Семейно-брачный
Экономический
Политический
Религиозный
Образования

3. Выступление групп с результатами работы.

Какой вывод мы можем сделать из всего того, что услышали?

Общесво как система имеет сложный характер, так как состоит из элементов и подсистем. Состоит из четырёх подсистем, которыми являются сферы общества. В свою очередь эти подсистемы имеют ещё свои элементы (слайды 5-9)

С чем можно сравнить общество? (с колесом, с деревом, с человком, часами)

4. Физкультминутка

Игра “Эстафета”

Из каждой команды по очереди выходят по одному человеку к доске и записывают слово или словосочетание, которые помогут раскрыть тему сегодняшнего урока, кто быстрее? Начали!

5. Закрепление изученного материала

Эти слова нам помогут в дальнейшей работе. Сейчас каждый из вас берёт рабочие листы (Приложение2) и начинаем выполнять задания, таким образом, мы с вами закрепим то, что сегодня изучили.

Задание1: Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (слайд 10)

“Система – это целостная _________(А) элементов, которые тесно связаны друг с другом. Системы могут быть _________(Б) и сложными. Сложная система – это такая, элементы которой сами рассматриваются как __________(В).
По характеру ____________(Г) частей системы делятся на три основных типа. Первый тип – неорганизованная целостность, например простое скопление предметов, подобное стаду животных.
Второй тип системы – организованная целостность, например атом, молекула, _________(Д), Солнечная система, Галактика. В организованном целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи.
Третий тип системы – органическая целостность, например организм живого существа, биологический вид, ______________(Е). Это высший тип системы. Её характерные особенности – саморазвитие и ____________(Ж) частей. Части органического целого вне целого теряют ряд своих значимых свойств и вообще не могут существовать в данном качестве.” (ответ 7241685)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано один раз.

1) связь4) система7) совокупность
2) простые5) самовоспроизведение8) общество
3) динамизм6) кристалл9) прогрессивные

Теперь обменялись рабочими листами. Проверяем друг у друга. Ставим оценки.

1 ошибка – “5”
2 ошибки – “4”
3-4 ошибки – “3”
5 и больше ошибок – “2”

Задание 2: Заполните пропуски в схеме “Подсистемы общества”

Общество как сложная динамичная система

Приведите примеры взаимовлияния различных подсистем общества.

Проверка и самооценивание.

Задание 3. Прочитайте текст документа “Из работы современного американского социолога Э. Шилза “Общество и Общества: макросоциологический подход”. Страница 25-26 и ответьте на вопросы.

Задание 4. Используя текст параграфа, заполните пропуски в таблице (слайд 11)

Социальные институтыФункции
Биологическое воспроизводство и первичная социализация новых поколений
Образование
Удовлетворение потребности в вере, решении проблем смысла жизни
Эффективная организация производства благ, удовлетворяющих материальные потребности человека и общества
Государство

Задание 5. Прочитайте высказывание и выполните задания.

В природе каждое явление – запутанный клубок, в обществе каждый человек – капешек в мозаичном узоре. И в мире физическом, и в мире духовном всё переплетено, нет ничего бемпримесного, ничего обособленного” (Н. Шамфор (1741-1794), французский писатель)

Как вы понимаете смысл высказывания?

– С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой писателем проблемы?

– Составьте план, на основе которых вы будете раскрывть проблему, поднятую автором высказывания.

– Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи нескольких пунктов плана.

6. Подведение итогов

– Какую тему мы с вами сегодня изучили?

– Почему общество – сложная динамичная система?

– Какие основные выводы вы бы сделали по изученной теме.

7. Домашнее задание.

Охарактеризовать российское общество начала XX века как систему.

8. Рефлексия

“Лесенка. “Моё состояние” (слайд 12)

Источник

Общество как сложная динамическая система

Общество как сложная динамическая система:

Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:

Экономическая (материально – производственная): производство, собственность, распределение благ, денежное обращение и т.д.

· Социальная (классы, социальные группы, нации).

· Духовно – нравственная (религия, наука, искусство).

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

1.2 Науки, изучающие общество:

4) Правоведение – наука о законах.

5) Политическая экономия

8) Социальная философия

1.3 Развитие взглядов на общество:

Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения.

В мифах выделяется:

· Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).

· Теогония (происхождение богов).

· Антропогония (происхождение человека).

Развитие взглядов на общество в трудах древнегреческих философов:

Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политике определяли как знание о высшем благе человечества и государства.

Взгляды меняются в эпоху средневековья под влиянием христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.

Возрождение ( XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.

XVII век: переворот во взглядах на общество. Гуго Гроций обосновал необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которой должна лежать идея справедливости.

XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Они попытались объяснить возникновение государства и современных форм человеческого состояния. Все они обосновали договорной характер возникновения государства.

Естественное состояние по Локку отличается общим равенством, свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Государство возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.

Руссо считает, что все беды человечества родились с возникновением частной собственности, т.к. она привела к экономическому неравенству. Общественный договор оказался обманом для бедных. Экономическое неравенство усугубилось политическим неравенством. Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.

С XVI века возникает утопический социализм, его первый этап продлился до XVIII века (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.

Социализм – всеобщее равенство людей.

В конце XVIII века начинается новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей. Причиной их появления стали несовершенство и противоречие капиталистического общества, противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения (при всеобщей занятости большая часть прибыли достается собственникам). Нищета основной массы населения и тяжелые условия труда привели к возникновению и развитию забастовочного движения, представителями которого были Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Они критиковали капитализм, пытаясь обосновать неизбежность наступления нового строя. Так Сен-Симон делил общество на две группы: 1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные);

2) Труженики (индустриалы);

при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.

Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.

Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.

В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество, возможно, создать только путем революции.

До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), силезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение Маркса в ХХ веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учение о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.

1.4 Общество и природа:

Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано.

Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой:

Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

3) Эпоха Возрождения:

Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.

Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание – сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.

1.7 Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

1) Кондорсе ( XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель ( XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:

– продолжительность жизни общества;

Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

1.8 Общественно-Экономическая формация:

В зависимости от того, что является главным источником развития общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории.

1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общественно-экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс выделял пять формаций:

Марксизм рассматривает человеческую жизнь с точки зрения материалистического решения основного вопроса философии.

Материалистическое понимание истории:

Общественное бытие

Общественное бытие – материальные условия жизни людей.

Общественное сознание – вся духовная жизнь общества.

В общественном бытие Маркс выделял способ производства материальных благ

Общество как сложная динамичная система

Производительные силы включают в себя средства производства и людей, с их умениями и навыками.

Средства производства: – орудия труда;

– Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности);

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства.

От того, кому принадлежат средства производства, зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ.

Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества. Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом:

Общество как сложная динамичная системаОбщество как сложная динамичная система
Общество как сложная динамичная система
Общество как сложная динамичная система
Общество как сложная динамичная система
Общество как сложная динамичная системаОбщество как сложная динамичная система
Общество как сложная динамичная система
Общество как сложная динамичная система

1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны).

2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.

3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений.

4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества.

Маркс, исследуя способы пр-ва материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций /см. выше/).

Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ):

Общество как сложная динамичная система
Общество как сложная динамичная система

Базис – способ пр-ва мат. благ

* – политика, право, общественные организации, религия и пр.

Смена ОЭФ с точки зрения марксизма – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития.

Закон классовой борьбы

Он является движущей силой истории:

Маркс и Энгельс, анализируя буржуазное общество, пришли к выводу, что капитализм достиг своего предела и не может справиться с производственными силами, которые вызрели на основе буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом в развитии производственных сил, поэтому гибель капитализма неизбежна. Он должен погибнуть через классовую борьбу пролетариата с буржуазией, в результате которой должна установиться диктатура пролетариата.

/Происходит от латинского civil – гражданский./

Понятие стало употребляться с XVIII века.

1) Синоним «культурный»

2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством»

3) Определенная стадия в развитии локальных культур.

Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура).

В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский, обосновавший теорию, согласно которой не существует всемирной истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

1) Стадия зарождения

2) Период оформления культурной и политической независимости

3) Стадия расцвета

4) Период упадка.

Шпенглер: («Закон Европы»)

Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур.

Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. И между ними нет никакой преемственности. Каждая культура- это организм, имеющий свой срок жизни, примерно тысячу лет. Каждая культура расцветает на почве строго ограниченной местности. Культура умирает после того, как осуществит свои возможности в виде языков. Народов, религий. искусств, государств, наук. Когда цель достигнута и вся сумма возможностей реализована, культура застывает, отмирает – она становится цивилизацией.

Цивилизация проходит стадии рождения, роста, развития, упадка и умирания. Цивилизация- это старость культуры и ее отрицание, неизбежный для нее конец.

1) Развитие индустрии и техники.

2) Деградация искусства и литературы.

3) Огромное сплочение людей в больших городах.

4) Превращение народов в безликие массы.

Шпенглер выделил 8 культур, существовавших в истории человечества:

5. греко- римская

8. культура майя

Он ожидал рождения девятой культуры – русско- сибирской культуры.

К ним он относит людей, не вовлеченных в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита):

– священники; они – носители основных ценностей цивилизации. Именно они находят адекватные ответы на вызовы окружающей среды, но именно они становятся причиной гибели цивилизации. Распад цивилизации начинается с загнивания творческого меньшинства, которое становится замкнутой группой иперестает находить адекватные ответы на новые вызовы.

При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном развитии, являются мировые религии.

Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и объединяющей их пользы.

Выделяет три типа культур:

1) Культура, основанная на системе ценностей, связанных с представлением о боге. Вся жизнь человека связана с его приближением к богу.

2) Культурная система, основанная на рациональных и чувственных аспектах.

3) Чувственный тип культуры, основанной на идее о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны.

1.10 Традиционное общество:

Обычно таковым считается восточное общество. Основные черты:

1) Неразделенность собственности и административной власти.

2) Подчинение общества государству.

3) Отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан.

4) Полное поглощение личности коллективом.

5) Деспотическое государство.

Основные модели стран современного Востока:

1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно-капиталистический путь развития.

— в экономике свободный конкурентный рынок

— государственное регулирование хозяйства

— гармоничное использование традиций и новаций

2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):

— западноевропейская экономика сочетается с своей традиционной внутренней структурой.

— европейский тип судопроизводства.

3) Африканские страны:

отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).

В экономике значительную роль играют западные структуры.

Весомую роль занимает отсталая периферия.

Скудность природных ресурсов.

Неспособность к самообеспечению

низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию

1.11 Индустриальное общество:

Характеристика западной цивилизации:

Истоки идут из Древней Греции, давшей миру частнособственнические отношения, полисную культуру, демократические структуры устройства государства. Эти черты развивались и в Новое время с формированием капиталистической системы. В конце XIX века весь неевропейский мир был разделен между империалистическими державами.

1) Образование монополий.

2) Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.

3) Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.

4) Территориальный раздел мира.

5) Экономический раздел мира.

Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество. Для него характерны:

1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.

2) Влияние НТР на производство и управление.

3) Радикальные изменения всей общественной структуры.

60 – 70-ые годы XX века:

Западная цивилизация переходит в постиндустриальную стадию, что связано с развитием экономики услуг. Становится доминирующим слой научно-технических специалистов. Происходит возрастание роли теоретического знания в развитие экономики. Бурное развитие индустрии знаний.

1.12. Информационное общество:

Сам термин пошел от Тоффлера и Белла. В качестве доминирующего рассматривается четвертичный информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Ни труд и ни капитал являются основой постиндустриального общества, а информация и знание. Компьютерная революция приведет к замене обычной печати электронной литературой, замена крупных корпораций меньшими экономическими формами.

1.13. НТР и ее социальные последствия:

НТР – составная част НТП.

НТП – процесс последовательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления.

НТП имеет две формы:

2) Революционную, когда происходит скачкообразный переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства (НТР). НТР подразумевает и социально-экономические изменения.

НТР на современном этапе охватывает:

1) Социальное устройство. Появление слоя работников с высокой квалификацией. Возникает необходимость нового учета качества труда. Увеличивается значение работы дома.

2) Хозяйственная жизнь и труд. Все большую значимость начинает играть информация, которая включается в себестоимость продукции.

3) Область политики и образования. С помощью информационной революции и расширения возможностей человека возникает опасность контроля над людьми.

4) Влияние на духовно-культурную сферу общества. Способствует культурному развитию и деградации.

1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу):

Термин появился в 60-е годы ХХ века.

Глобальные проблемы – совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Возникают как объективный фактор развития общества и требуют объединенных усилий всего человечества для их решения.

Три группы проблем:

1) Суперглобальные проблемы (общемировые). Предотвращение мировой ракетно-ядерной войны. Развитие экономической интеграции. Новый международный порядок на условиях взаимовыгодного сотрудничества.

2) Ресурсные (общепланетарные). Общество и природа. Экология во всех проявлениях. Демографическая проблема. Энергетическая проблема, продовольственная. Использование космоса.

3) Общечеловеческие (субглобальные) проблемы гуманитарного ряда. Общество и человек. Проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты. Образование, здравоохранение, права человека и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *