за аварию без прав какое наказание
Что делать, если попал в ДТП без прав? Размер штрафа и последствия
Управление автомобилем при отсутствии водительских прав – серьезное нарушение ПДД. Такого человека ожидает штраф в размере до 30 тысяч рублей, административный арест или обязательные общественные работы. Если он попал в ДТП без прав, что привело к пострадавшим, или перед вождением выпил, то наказание ужесточается. Однако отсутствие у водителя прав не означает, что он по умолчанию виноват в аварии. Рассмотрим, какое наказание грозит при ДТП водителю без прав и что необходимо делать при аварии.
Что будет, если попасть в ДТП без прав
Если автомобилист стал причиной ДТП при управлении собственным авто, не имея при себе водительского удостоверения, то наказание будет одним из следующих:
Если человек попал в ДТП на чужой машине, в принципе не имея водительских прав и страховки, то ситуация усложняется. Но если человек без прав утверждает, что «виноват не я», и это было подтверждено доказательствами (например, записью с видеорегистратора или городских камер, свидетельскими показаниями), то ему потребуется заплатить только штраф.
Какой штраф определят, зависит от виновного:
Страховая выплачивает компенсацию людям, пострадавшим в ДТП. Ущерб, который был причинен источником повышенной опасности, покрывает собственник авто. При этом после перечисления средств страховая вправе взыскать с виновника всю перечисленную помощь. Виновному лицу придется выплачивать как материальный ущерб, так и моральный вред пострадавшим.
Человеку, который был за рулем чужого авто без прав, придется из собственных сбережений оплатить ремонт всех машин, которые пострадали в ходе ДТП. Собственнику автомобиля потребуется оплатить стоимость услуг эвакуатора, штрафстоянку. При этом часть суммы владелец авто сможет взыскать с виновника аварии – для этого ему потребуется обратиться в суд с документами, подтверждающими указанные в иске обстоятельства.
Если пострадавший в аварии заметил, что после ДТП виноватый в аварии водитель поменялся местами с пассажиром, то ему необходимо подготовить доказательства. В качестве последних подойдут устные показания, запись с видеорегистратора или камеры телефона, показания оказавшихся поблизости людей.
Наказание для виновного может быть ужесточено вследствие выявления отягчающих факторов:
Что делать, если попал в ДТП без прав
Необходимо оставаться на месте ДТП, пытаясь подготовить доказательства своей невиновности. Прибывшие сотрудники ГИБДД составят протокол, установят виновника аварии. Если же виновный попал в ДТП и скрылся, то наказание для него ужесточается.
Виновнику необходимо проинформировать сотрудников ГИБДД об отсутствии у него водительских прав и предоставить другой документ, удостоверяющий личность. Далее специалисты проверят сведения по внутренней базе и получат информацию, касающуюся водительских прав, количества нарушений ПДД в прошлом и т. д.
Затем порядок действий будет следующим:
Виновнику рекомендуется воспользоваться услугами автоюриста, поскольку он рискует лишиться водительского удостоверения на неограниченный срок.
Если пострадавший в результате ДТП заметил, что сотрудник ГИБДД не указывает в протоколе факт отсутствия у виновника водительских прав, то ему необходимо напомнить уполномоченному лицу об этих обстоятельствах. При игнорировании запроса пострадавшему необходимо подать жалобу на сотрудника по горячей линии МВД ГИБДД.
Дополнительно потребуется составить схему ДТП и отдать ее на проверку и подпись сотрудникам ГИБДД. При отказе одного из участников ДТП подписывать схему следует пригласить двух понятых, получить у них личную информацию (паспортные данные, ФИО и место проживания). Понятые знакомятся со схемой ДТП и подписывают ее, после чего подпись ставят сотрудники ГИБДД и составитель схемы.
Также необходимо получить информацию о виновном лице – где он живет или зарегистрирован, его контакты (телефон, e-mail).
Судебная практика
На текущий момент практика по подобным делам недостаточна, однако есть случаи, когда наказание смягчалось. Так, если виновник аварии докажет, что водитель без прав спровоцировал ДТП, то ответственность будет смягчена.
В то же время случаев ужесточения наказания немало. Например, в июне 2020 года в Неманском районе сотрудники полиции раскрыли угон автомобиля, принадлежавшего 36-летней жительницы поселка. Виновным оказался 32-летний местный житель. Уполномоченные лица выяснили, что виновный и собственница авто вместе распивали алкоголь, после чего мужчина украл ключи от авто, угнал машину со двора, но не справился с управлением и вылетел в кювет.
В результате того, что у мужчины никогда не было водительских прав, он находился в состоянии алкогольного опьянения и ранее уже привлекался к ответственности за вождение в пьяном виде, сотрудники полиции возбудили уголовное дело и установили наказание в виде тюремного заключения до 5 лет.
Штраф за езду без прав в 2021 году: управление автомобилем, ограничение прав, наказание
Езда без водительского удостоверения чревата последствиями, но их степень зависит от обстоятельств нарушения.
Садясь за руль, будьте готовы нести ответственность. Езда без водительского удостоверения чревата последствиями, но их степень зависит от обстоятельств нарушения. Потому следует рассмотреть каждый случай подробнее.
Езда без прав
Если вы передвигаетесь за рулем, не имея удостоверения, у вас могут возникнуть серьезные неприятности. Но следует разграничивать случаи, когда удостоверения нет в принципе (например, человек его просто не имеел или права были, но у них истек срок действия, а водитель не занимался их восстановлением) и оно есть, но по каким-то причинам не может быть предъявлено.
В первом случае следует опираться на действие ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, а во втором придется оплатить штраф. Наказание за езду без прав после их лишения может сопровождаться даже арестом на 15 суток.
Таблица санкций за езду без прав
Нарушения | Наказания |
При себе отсутствует документ | 500 руб. либо предупреждение |
Удостоверение не получалось | До пятнадцати тысяч рублей |
Закончились сроки действия документов | До пятнадцати тысяч рублей |
Вождение после лишения прав | 30 тысяч рублей либо задержание на 15 дней |
Вождение нетрезвым после лишения удостоверения при аналогичном повторном нарушении | 300 тысяч рублей либо 2 года тюремного заключения |
Аннулирование прав судебными приставами | Ограничение вождения на дополнительный срок либо 50-часовые исправительные работы |
Предоставление водительского места человеку без соответствующих прав | 30 тысяч рублей для владельца авто |
Чем грозит езда без прав при их потере и что делать?
Водительские права – это важный документ, но их потеря не грозит владельцу разными мерами наказания. Другое дело, что рассматриваемые обстоятельства создают определенный уровень неудобства, поскольку водитель не сможет сесть за руль до тех пор, пока не разыщет пропажу или не восстановит документы.
Штраф за езду без прав в 2021 году: забыли документ дома?
Сотрудник полиции останавливает водителей, узнает, что у них нет удостоверения, и “пробивает” их по базе. После того, как полицейский получит результаты, указывает точный штраф. Для граждан, у которых документ есть, но они его забыли/потеряли, штрафные санкции одни, а для личностей, у которых документ отсутствует в принципе или просрочен, штрафы гораздо больше.
Интересно, что на каждом посту ГИБДД можно получить новый штраф, поскольку их количество не ограничивается. Потому, если вы знаете, что водительские права дома, лучше сразу же за ними вернуться.
Штраф за управление транспортным средством без водительского удостоверения: если водительские права просрочены
Штраф за езду без прав, если их действие приостановили
В этом деле снова фигурирует уже упомянутая статья 12.7 КоАП, но не все правильно понимают приостановку свидетельства. Это заключение сработает только после судебного разбирательства. Тогда действие документа замораживается или аннулируется. Суд может принять подобное решение из-за долгов водителя или его проблем со здоровьем. Если гражданин, который не может водить, сел за руль, его ожидает штраф за отсутствие водительского удостоверения до 15 тысяч рублей.
Езда без прав после лишения
Если человек совершил правонарушение, из-за которого его лишили столь важного для водителей документа, штраф за езду без прав на машине будет более суров, нежели в предыдущих случаях, поскольку здесь в силу вступает ч.2 ст. 12.7 КоАП РФ. Минимальное наказание – это 30 тысяч рублей. Также нарушителя могут привлечь к исправительным работам до 200 часов или задержать на 15 суток.
Столь жесткие методы вполне оправданы, поскольку подразумевается, что лишение не происходит просто так, а выступает одной из крайних мер при злостном несоблюдении правил. Дальше нарушителю могут грозить только уголовные наказания.
Штраф за управление ТС без водительского удостоверения по инициативе фактического владельца
Это особый случай, поскольку оннезаконный, даже если авто не ваше. Если водитель передал вождение другому человеку, а у него нет соответствующих документов, наказаны будут оба. Тот, кто вел транспорт, будет наказан по ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, а передавший транспорт в руки непрофессионала будет отвечать по ч.2 той же статьи.
Штраф для несовершеннолетних за езду без прав
Несовершеннолетние не могут быть полноценными водителями, но следует разделить нарушителей на две категории. Лица, которым нет 18, но уже исполнилось 16 лет, могут нести административную ответственность вплоть до максимального штрафа. Причем эти лица могут водить только транспорт категории «А» (скутеры, мопеды). Другая категория – малолетние нарушители, которым нет 16 лет. Возраст не избавляет их от ответственности, только её будут нести родители.
Повторное нарушение
Оспаривание штрафов за управление автомобилем без водительского удостоверения
Забыл права? Это не оправдание, чтобы не нести наказание. Но, все же небольшой шанс оправдать себя есть, если получится доказать, что вы действовали под давлением угрозы жизни или здоровья. Также без штрафа за езду без прав можно обойтись, если сослаться на катастрофу, аварию и т.п. Главное, действовать поэтапно:
Отправьте в ГИБДД. Это можно сделать быстро, используя онлайн-сервис или почту.
Подождите, пока придет ответ. На это выделяется 10 дней.
При поступлении отказа, обращайтесь в судебную инстанцию.
Статья 12.24: от чего зависит – штраф или лишение прав за ДТП?
Угодили в ДТП и теперь опасаетесь, что суд оставит вас без водительских прав? Напрасно! Если речь не идёт о пьяном вождении, тяжёлых увечьях и смерти людей, то есть шанс отделаться штрафом. Даже если вы уехали с места ДТП, в ряде случаев можно избежать наказания. И вообще, сам факт ДТП ни о чём не говорит – не за каждую автомобильную аварию суды лишают прав и штрафуют на крупные суммы. Обсудим эти и другие моменты в нашей сегодняшней статье.
Могут ли лишить водительских прав за ДТП с пострадавшими?
Лишение водительских прав считается наиболее строгой мерой наказания за ДТП, в котором есть пострадавшие люди. Поэтому права изымают не на дороге и не в кабинетах ГИБДД. Такими полномочиями наделены только судьи. И только в случаях, когда штраф – это слишком мягкая санкция с учётом сложившихся обстоятельств.
Ниже разберём, за что и когда может грозить лишение водительского удостоверения за ДТП.
Если скрылся с места аварии
Угроза стать пешеходом на срок от 1 до 1,5 лет, либо административный арест на срок до 15 суток.
Здесь мы имеем дело с частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ. Ответственность наступает в том случае, если нарушены ПДД и отсутствует состав уголовного преступления. Что же конкретно нарушено? А нарушены п. 2.5-2.6.1, согласно которым сразу после ДТП с вашим участием вы обязаны не только остановиться, выставить аварийный знак и никуда не уезжать – но и оказать первую медицинскую помощь тем, кто мог пострадать в результате дорожного происшествия.
Помимо административки, есть и уголовная ответственность. Скажем, если в ДТП имеются серьёзно пострадавшие, а вы просто скроетесь с места аварии, это грозит наказанием уже по уголовной линии – а именно по статье 264 УК РФ:
Обращаем внимание! Если в ДТП есть пострадавшие люди в тяжёлом состоянии, то есть риск нарваться на основное уголовное, и на дополнительное административное наказание (одновременно). Другими словами, суд может дать 3 года лишения свободы, а в дополнение к этому на 3 года забрать права. Причём, второе наказание вступает в силу с момента выхода на свободу.
Но есть и исключения. Они касаются ДТП, в которых никто из людей не пострадал (не должно быть даже лёгкого вреда здоровью). Участники аварии могут вообще не оформлять ДТП по европротоколу, а пожать руки и разъехаться по своим делам. Или договориться о возмещении ущерба со стороны виновного лица, например – передать деньги под расписку прямо на месте, и распрощаться. В таком случае санкции за покидание места ДТП не угрожают, но только в том случае, если выполнены требования пункта 2.6.1 ПДД. Равно как и за отъезд в связи с крайней необходимостью. Вот тут придётся попотеть с доказательствами.
Если нанесён лёгкий вред здоровью
Могут лишить прав на срок от 1 до 1,5 лет.
Но одновременно с этим применяется и более мягкое наказание – в виде штрафа от 2 500 до 5 000 рублей (ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ). И здесь у вас есть все шансы избежать худшего сценария и остаться с правами. И уж тем более избежать уголовной ответственности и реального срока.
Что значит лёгкий вред здоровью? Характерные квалифицирующие признаки можно найти в Постановлении Правительства РФ № 522 от 17.08.2007 года. Оно утверждает Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.
И для квалификации лёгкого вреда здоровью нам нужно обратиться к пп. «в» пункта 4 Правил:
Понятия размыты и не специалисту их трудно определить с максимальной точностью. Но в целом, лёгкий вред здоровью – это незначительные ушибы, царапины, вывихи, полученные в результате ДТП. Неважно, где было лечение: в стационаре (больнице) или амбулаторно (на дому). В качестве доказательства принимаются медицинские документы, например – та же история болезни, медкарта, заключение врача и т.д.
Вывод простой: если у пострадавших в аварии лишь царапины, вы полностью признаёте вину и готовы оплатить лечение, то, по логике вещей, лишение прав вам не грозит. Судьи часто ограничиваются штрафом.
За средний вред здоровью
Угроза остаться без прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Но и здесь мы можем наблюдать альтернативную меру наказания в виде штрафа – от 10 000 до 25 000 рублей (ч. 2 ст. 12.24 Кодекса).
Увечья средней тяжести так же описаны в Правилах по ПП № 552 – но в пп. «б» п. 4 Правил:
Опять канцелярский стиль и трудноразличимые особенности расстройства здоровья. Мы скажем проще: средний вред здоровью – это лёгкое или среднее сотрясение мозга, вывихи рук и ног, сильные ушибы, переломы костей. Словом, то, что делает невозможной привычную трудоспособность человека на некоторое время.
Вероятно, и здесь удастся отделаться штрафом, при условии, что вы не употребляли алкоголь (до и после ДТП), остались на месте происшествия, оказали помощь пострадавшим, отвезли их в больницу и всячески способствовали установлению истинных причин аварии.
Если был пьяным
Алкогольное опьянение в момент совершения ДТП всегда усугубляет вину. Настолько, что в 100% случаев суды лишают пьяных автолюбителей водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет + назначают штраф в размере 30 000 рублей (ч. 1 ст. 12.8 КоАП). Независимо от того, кто был виновником, а кто потерпевшим. В данном случае наказывают за сам факт езды в пьяном состоянии.
Обратите внимание, что в отличие от описанных выше случаев, здесь нет альтернативного наказания. Суды назначают сразу две санкции: лишение пластикового удостоверения водителя и денежный штраф!
Исход может быть еще хуже – ниже мы расскажем о последствиях, которые грозят виновнику ДТП в 2021 году, если в момент аварии тот находился в состоянии алкогольного опьянения:
Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения также грозит лишением прав на срок до 3 лет – это дополнительное наказание к основному, если суд выносит приговор в отношение водителя.
Отказался от медицинского освидетельствования
Тем самым вы ещё больше усугубите вину, что абсолютно точно наказывается лишением водительских прав.
И тут есть важная особенность. Отказ от медосвидетельствования, если ДТП обошлось без жертв и тяжкого вреда здоровью людей – грозит штрафом в 30 000 рублей + изъятием водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ).
А вот если в аварии есть пострадавшие, то медосвидетельствование проводится в любом случае. И это законное требование сотрудников ГИБДД. И если от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения («дунуть в трубочку») можно отказаться, то ехать на медосвидетельствование в клинику обязательно! Иначе, как мы выяснили выше, отнимут права на срок до 2 лет.
Если ДТП со смертельным исходом
Летальный исход в ДТП считается отягчающим фактором, поэтому здесь от лишения прав никуда не деться.
Что касается лишения водительских прав, то во всех случаях срок составляет до 3 лет. Итоговое наказание выносит судья с учётом смягчающих и отягчающих факторов (о них мы ещё поговорим).
Можно ли сохранить права и отделаться штрафом в 2021 году?
Серьезных последствий можно избежать не всегда, но иногда суды идут навстречу и ограничиваются штрафом. С учётом тех же смягчающих обстоятельств.
Если я возместил ущерб потерпевшему
Первое, что предстоит вам сделать при участии в ДТП – договориться с потерпевшими о возможности возместить им причинённый вред. Даже если это лёгкая степень ущерба, не игнорируйте это «золотое» правило в 2021 году!
Что можно возмещать пострадавшим:
Вкупе с грамотными действиями на месте ДТП, раскаянием в суде и готовностью оплатить штраф это может действительно сыграть в вашу пользу. И тогда суд ограничится либо штрафом, либо минимальным сроком лишения водительских прав.
От чего зависит наказание?
Вот мы и дошли до ключевого раздела нашей статьи, где поговорим о факторах при вынесении вердиктов, выстраивании защиты и перспективах оспаривания наказаний по ст. 12.24 КоАП РФ.
Смягчающие и отягчающие факторы
Играют как в пользу, так и против водителя соответственно.
Наличие отягчающих факторов перевешивает чашу весов в пользу максимального наказания. Отчасти мы о них уже говорили.
Напомним, что ДТП в пьяном виде, скрытие с места аварии и отказ от медосвидетельствования – это отягчающие факторы. Они подробно расписаны в ст. 4.3 КоАП РФ. Еще более серьезным обстоятельством можно считать повторность правонарушения. Например, вас уже ловили за езду в пьяном виде в течение последнего года, а сейчас вы вновь попались с этим нарушением, да еще и при ДТП с пострадавшими. Обязательно лишат прав, не сомневайтесь!
Смягчающие факторы по ст. 4.2 КоАП, напротив, позволяют избежать изъятия в/у и получить альтернативное наказание – штраф. Например, если ваша работа связана с передвижением на автомобиле, есть иждивенцы или вы живёте вдали от города, то судья как минимум задумается, а, как максимум – не будет выносить суровую санкцию.
Еще лучше, если вы признаете вину. В таком случае вам зачтут это признание как смягчающий фактор. И, скорее всего, ограничатся штрафом – при условии, что по вашей вине нет тяжело раненых и скончавшихся в ДТП.
Могу ли я обжаловать наказание за ДТП по ст. 12.24 КоАП?
Да, прямо на судебном заседании по делу о правонарушении.
И вот несколько советов, которые пригодятся вам в таких случаях:
И ещё, если заметили, что сотрудник ДПС ошибся или допустил процессуальные нарушения (например, нарушена целостность клейма алкотестера, отсутствуют понятые или не ведётся видеозапись), воздержитесь от комментариев и поправок. В дальнейшем это поможет вам оспорить протокол на судебном заседании.
Если же суд лишил вас права управления автомобилем на определённый срок, а вы с этим не согласны, обжалуйте решение в вышестоящей инстанции. На это отводится 10 дней с момента получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ). Жалобу нужно подать в тот же мировой суд. Далее её передадут в городской или районный, где она и будет рассмотрена. И так вплоть до обжалования в Верховном суде РФ.
Стоит ли вообще оспаривать? Судебная практика
Да, но только в случае веских оснований.
На суде по лишению водительских прав за ДТП с пострадавшими или без них будет установлен виновник аварии, а также степень его вины.
Также имеет смысл оспаривать постановление, если вас не было за рулём, но было зафиксировано ДТП с участием вашего автомобиля (по тем же камерам). Странно? Ничуть! Достаточно доказать, что в момент совершения ДТП вы находились в другом месте – привлечь свидетелей, подготовить фото и видеозаписи. Защита строится на том, что вы не управляли автомобилем, в ДТП не попадали, следовательно – лишать прав и штрафовать по ст. 12.24 Кодекса вас не могут.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.