за накопительной пенсией не обратились 2 млн россиян
Более 2 млн человек не обращались за выплатой накопительной пенсии
Согласно актуарным заключениям от 2020 года по 15 крупнейшим российским негосударственным пенсионным фондам (НПФ), накопительную часть пенсии не получили около 2,1 млн граждан РФ. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».
На счетах тех, кто пенсионные деньги не получил, лежат незначительные суммы — 7-10 тыс. рублей. По сути, система накопительной части пенсии потерпела крах – из-за отсутствия системы информирования населения.
«Не все граждане знают, что пенсионные основания по накопительной пенсии наступают раньше оснований по страховой», — говорится в материале. Получить их можно по достижении мужчинами 60 лет и женщинами – 55-ти.
В Минтруде отметили, что хотя возраст выхода на страховую пенсию по старости постепенно увеличивается, возраст получения накопительной части пенсии (НПЧ) не поменялся.
Отрицательную роль в случае с невыплатой НПЧ играют устаревшие базы данных. У людей меняются телефонные номера, лишь 15% адресатов получают сообщения.
«Фонды получают вознаграждение, но при этом не выплачивают пенсии, они не могут найти клиентов, которые заключили с ними договор»,— заявил газете завлабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики ВШЭ Евгений Якушев.
Еще одна проблема – обмен информацией между Пенсионным фондом России и негосударственными пенсионными фондами. ПФР располагает сведениями об основаниях для назначения пенсий, без этих данных НПФ не могут принять решение о назначении гражданину накопительной пенсии или единовременной выплаты.
ПФР до 2013 года должен был сообщать гражданам о состоянии их пенсионных счетов. Однако это требование было отменено. Кроме того, негосударственные фонды не должны уведомлять клиентов о наступлении пенсионных оснований.
Получить в России пенсию на руки не так уж и просто. У некоторых НПФ есть возможность обращения через банковское отделение или личный кабинет. Однако часто людям необходимо ехать в другой город или отправлять нотариально заверенные документы по почте.
С 2022 года ПФР будет обязан уведомлять раз в три года о суммах средств пенсионных накоплений и правах на выплаты через «Госуслуги». Гражданам без аккаунта на портале придется обращаться в ПФР.
Заморозка
С 2014 года в России заморожена накопительная часть пенсии. В действующей редакции закона она действует до конца 2023-го. С 1 января 2021-го благодаря этому будет сэкономлено 669,3 млрд рублей, заявили в правительстве. Финансовые обязательства государства заморозка не отменяет и не уменьшает, отмечалось в пояснительной записке к законопроекту.
Взносы работающих граждан направляются в ПФР и формируют страховую пенсию.
Глава Минфина Антон Силуанов отмечал, что вопрос об отмене накопительной пенсии можно будет рассматривать лишь после создания в стране системы добровольных накоплений.
В России может вырасти количество граждан, которые не смогут претендовать на получение страховой пенсии по старости, отмечали ранее эксперты НИУ ВШЭ. Это связано с ростом нестандартной занятости, низкими реальными доходами и ужесточением требований для страховой части пенсии.
«На рынке труда происходят структурные изменения: сокращение стандартных форм занятости, расширение цифровизации рабочих мест, расширение платформенной занятости [курьеры, доставщики и др., берущие заказы с интернет-платформ], а также появление разных альтернативных форматов занятости — рост фрилансерства, расширение неформальной занятости — все это сужает возможности для страхового финансирования пенсионной системы, потому что сокращает облагаемый фонд занятости»,
— пояснила один из авторов доклада в ходе его презентации, заведующая Центром комплексных исследований социальной политики Института социальной политики Оксана Синявская.
Кроме того, многие граждане получают очень низкие зарплаты, а значит, на их имя откладывается в Пенсионном фонде очень мало средств. При этом 90% всех пенсионных выплат сейчас происходят через пенсионную систему. Аналитики считают, что ее необходимо совершенствовать, иначе в ближайшие десятилетия разрыв между доходами после выхода на пенсию станет критичным и будет напоминать ситуацию с крайне низкими пенсиями в 1990-е годы.
Почти два миллиона пенсионеров не забрали накопительную пенсию
Почти 2 млн пенсионеров в России не обращались за накопительной частью своей пенсии, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные актуарных заключений за 2020 год по 15 крупнейшим негосударственным пенсионным фондам (НПФ).
Актуарии фондов (специалисты по страховой математике. — РБК) подсчитали, что всего за прошлый год не обратились за выплатой накопительной пенсии почти 2,1 млн лиц пенсионного возраста. Однако из-за особенностей расчета накопительной пенсии реальное число таких людей меньше на 200–400 тыс. человек, указывает «Коммерсант», и реальное число полностью не получивших накопительную пенсию людей можно оценить в 1,7–1,9 млн. При этом годом ранее за накопительной пенсией не обращались 1,6 млн человек.
Согласно отчетности фондов, больше всего таких лиц было в НПФ «Открытие» (605 тыс.), «Будущее» (почти 419 тыс.), «Газфонде Пенсионные накопления» (319 тыс.), НПФ Сбербанка (157,2 тыс.).
Накопительная пенсия до 2014 года формировалась из отчислений, которые делает работодатель (6% страховых взносов), и дохода от их инвестирования, так как негосударственные пенсионные фонды и Пенсионный фонд России вкладывают эти деньги в облигации и акции. Если инвестиции оказываются прибыльными, то сумма накоплений растет.
С 2014 года власти заморозили накопительную часть пенсии, все отчисления работодателя теперь направляются на страховую составляющую пенсии (пенсию «по старости»). Накопительная часть пенсии, в отличие от страховой, может передаваться по наследству.
Сейчас на счетах большинства граждан, которые не забрали свои накопительные пенсии, находятся незначительные суммы: у НПФ «Будущее» средний размер пенсионного счета таких клиентов составляет 7–10 тыс. руб., у других крупных фондов — 5,5–10,4 тыс. руб., поясняет газета.
При этом не все граждане знают, что основания для получения накопительной части пенсии наступают раньше, чем по страховой, отмечают представители опрошенных «Коммерсантом» НПФ Сбербанка и ВТБ. Если срок выхода на страховую пенсию по старости с 2019 года постепенно рос, то возраст получения пенсионных накоплений не изменился (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин). Для сравнения, в 2021 году возраст выхода на пенсию составляет 56,5 года для женщин и 61,5 года — для мужчин, а к 2028 году составит 65 для мужчин и 60 лет — для женщин.
Другая проблема — недостаточное информирование граждан со стороны пенсионных фондов, базы данных которых частично успели устареть, из-за чего найти тех, кому причитаются выплаты, НПФ не могут, рассказали газете представители фондов.
Существует и проблема обмена информации между Пенсионным фондом России (ПФР) и негосударственными фондами: закон не позволяет перевести в ПФР средства со счетов «потерявшихся» клиентов НПФ.
За накопительной пенсией не обратились 2 млн россиян
Накопительную часть пенсии от Негосударственных пенсионных фондов в 2020 году не получили почти 2 млн россиян, пишет Коммерсант со ссылкой на данные актуарных заключений. Отмечается, что россияне не обращались за ней, а Негосударственные пенсионные фонды их не проинформировали.
Годом ранее таких граждан было около 1,6 млн. Согласно отчетности фондов, больше всего не востребованной накопительная пенсия осталась в НПФ «Открытие» (605 тысяч), НПФ «Будущее» (почти 419 тысяч), «Газфонде Пенсионные накопления» (319 тысяч), НПФ Сбербанка (157,2 тысячи). При этом оформили накопительную часть пенсии в 2020 году в общей сложности не более 400 тысяч граждан.
Как пояснил заведующий лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики ВШЭ Евгений Якушев, часто негосударственные пенсионные фонды не могут найти клиентов, которые заключили с ними договор, например, из-за изменения личных телефонных номеров.
В материале отмечается, что с 2022 года ПФР будет один раз в три года по достижении застрахованным лицом предпенсионного возраста извещать граждан о размере будущей пенсии и правах на выплаты через портал госуслуг, информация будет приходить в том числе о накопительной части пенсии. Тем, кто на нем не зарегистрирован, придется запрашивать ее самостоятельно.
В Минтруде обратили внимание, что за невостребованной накопительной пенсией можно обращаться в НПФ в любое время, не зависимо от достижения пенсионного возраста. Причем, чем позднее за ней обратишься, тем больше будут накопления.
Около двух миллионов россиян не получили накопительную часть пенсии в 2020 году
За 2020 год около 2,1 миллиона россиян не обратились за выплатой накопительной части пенсии или она им не была назначена. Об этом сообщает «Коммерсант».
Данный показатель касается 15 крупнейших некоммерческих пенсионных фондов, наибольшее число подобных случаев приходится на НПФ «Открытие», «Будущее», «ГАЗФОНД пенсионные накопления» и НПФ Сбербанка.
Согласно оценке «Коммерсанта», количество людей, полностью не получивших причитающуюся им накопительную пенсию, можно оценивать в 1,7–1,9 миллиона человек, так как из-за особенностей актуарного учета в обозначенные 2,1 миллиона вошли от 200 до 400 тысяч человек, получивших единовременную выплату.
В фондах полагают, что это связано с отсутствием системы информирования, поскольку не все граждане знают, что основания на получение накопительной пенсии наступают раньше оснований по страховой. Другая проблема – неспособность НПФ известить своих клиентов из-за измененных данных, например телефонных номеров. По оценке руководителя проекта Pensopathology Евгения Биезбардиса, только в 15% случаев подобные извещения доходят до адресатов.
Усугубляет ситуацию и затрудненный обмен данными между Пенсионным фондом России и НПФ. Так, информация об основаниях назначения накопительной части пенсии или единовременной выплаты находится в ПФР, и без нее некоммерческие фонды не могут соответствующие выплаты осуществить. Кроме того, раньше ПФР был обязан информировать граждан о состоянии их пенсионных счетов, но с 2013 года это требование отменили, а по действующему законодательству НПФ и вовсе не обязаны информировать клиентов о наступлении пенсионных оснований.
Тем не менее, уточняется, что с 2022 года ПФР должен будет раз в три года по достижении застрахованным лицом предпенсионного возраста сообщать о суммах средств пенсионных накоплений и правах на выплаты через портал госуслуг.
Ранее замдиректора по науке Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин рассказал, что при достижении пенсионного возраста и соблюдении ряда условий россияне смогут получить деньги из накопительной части пенсии, сформированной в период с 2002 по 2014 год.
Он пояснил, что существует три варианта выплат: пожизненно, единовременно или в течение определенного срока. Для получения средств следует обратиться с соответствующим заявлением в ПФР или НПФ в зависимости от того, где именно хранятся деньги пенсионера.
Два миллиона пенсионеров не получили накопительных выплат
Число российских пенсионеров, не сумевших получить положенную им накопительную часть пенсии, увеличилось за год почти на полмиллиона человек. Как сообщает «Коммерсант», в 2020 году 2,1 миллиона пожилых клиентов 15 крупнейших НПФ не обратились за выплатой накопительной пенсии или она им не была назначена.
«Годом ранее таких граждан было около 1,6 млн», — говорится в сообщении.
Больше всего «пропавших» пенсионеров оказалось в НПФ «Открытие» (605 тыс.), «Будущее» (почти 419 тыс.), «Газфонде Пенсионные накопления» (319 тыс.) и НПФ Сбербанка (157,2 тыс.).
На пенсионных счетах большинства клиентов негосударственных фондов лежит в среднем 5,5-10,4 тысячи рублей. Но получить накопленные деньги люди не могут из-за отсутствия системы информирования. Людей просто перестали приглашать за деньгами.
«Не все граждане знают, что пенсионные основания по накопительной пенсии наступают раньше оснований по страховой», — приводит издание слова руководителей НПФ Сбербанка и «ВТБ пенсионный фонд» Александра Зарецкого и Ларисы Горчаковской.
В результате пенсионной реформы возраст выхода граждан на пенсию по старости поднялся, однако возраст получения пенсионных накоплений не изменился. Складывается некрасивая ситуация: фонды получают вознаграждение, но при этом не выплачивают пенсии, они не могут найти клиентов, которые заключили с ними договор.
Раньше ПФР был обязан сообщать гражданам о состоянии пенсионных счетов, рассылая им так называемые «письма счастья», но с 2013 года такие рассылки перестали быть обязательными. Теперь разыскивать своих клиентов, которым пора выплачивать пенсию, должны сами НПФ, однако не все это делают, ссылаясь на невозможность связаться с людьми, у 85% которых якобы изменились номера телефонов.
Эксперты полагают, что, учитывая массовый характер проблемы с «пропажей» накопительных пенсий необходимо менять механизмы информирования клиентов. Если это не работает, следует переводить пенсионные накопления «потерявшихся» клиентов в ПФР.