за счет чего формируется специфический иммунитет ребенка

За счет чего формируется специфический иммунитет ребенка

Особенности формирования иммунитета у детей

Естественная защита организма: что такое иммунная система, как она формируется у малышей, в результате чего появляется иммунитет, почему во время беременности важно принимать витамины и минералы, назначенные врачом, и как на формирование иммунитета влияют пребиотики.

Что такое иммунная система?

Иммунная система человека — это многоуровневая система защиты организма. Она эволюционировала миллионы лет, прежде чем стать эффективным щитом, который позволяет нам противостоять инфекциям.

Антигенами называют любые вещества, которые организм воспринимает как чужеродные или опасные.

Следствием активности иммунной системы является не только уничтожение чужеродного агента, но и появление у человека иммунитета – устойчивости организма к инфекции на определенный период.

Из чего состоит иммунная система человека?

Иммунная система человека подразделяется на две подсистемы: врожденную, и приобретенную. Неспецифический врожденный иммунитет закладывается еще во время беременности. Это – первая линия защиты организма от вирусов и бактерий. Однако он недостаточно силен, чтобы уберечь ребенка от некоторых заболеваний.

Для защиты от них нам необходим специфический приобретенный иммунитет, который вырабатывается после встречи с возбудителями заболеваний или благодаря вакцинации. Частью приобретенного иммунитета считается также пассивный иммунитет, который малыш получает от мамы или при вакцинировании.

Врожденная иммунная система

Врожденный, или неспецифический иммунитет, борется с чужеродными микроорганизмами различными способами:

Приобретенный активный иммунитет

Приобретенный иммунитет по-другому называют специфическим. Его основное свойство – выработка специфических антител в ответ на проникновение бактерий, грибов, вирусов и пр., а также для нейтрализации токсинов и других чужеродных веществ.

В иммунную систему входят:

Формирование иммунной системы у детей

Иммунная система начинает формироваться еще до рождения и постоянно развивается на протяжении детства и юности.

Иммунитет плода

Предшественники иммунных клеток появляются на третьей неделе развития плода. Позднее они мигрируют в костный мозг, где остаются на всю жизнь. В дальнейшем из них образуются лимфоциты – основные клетки иммунной системы. Лимфоциты умеют вырабатывать антитела и напрямую уничтожать антигены.

Пассивный иммунитет ребенка

Первое серьезное испытание для иммунной системы – рождение. В этот момент работают компоненты врожденного иммунитета и антитела, полученные ребенком от матери. Это отдельный вид иммунитета – иммунитет от матери к ребенку, или пассивный иммунитет.

Материнские антитела проникают в организм ребенка через плаценту и с грудным молоком. Они разрушаются и выводятся из организма малыша через несколько недель.

Первый месяц жизни

Первый этап — первые 30 дней жизни. Собственная иммунная активность низкая, но организм ребенка неплохо защищен материнскими антителами. Некоторые лимфоциты начинают отвечать на стимуляцию антигенами, но ответ этот пока крайне слаб.

До полугода

Второй этап — 4-6 месяцев. Уровень материнских антител заметно снижается, они выводятся из организма, особенно если грудное вскармливание прекращается или составляет небольшую часть рациона малыша. Низкий уровень собственных антител недостаточен для полноценной защиты, и это делает малыша восприимчивым к ОРВИ. В этот период надо быть особенно внимательным к таким факторам как переохлаждение, контакты с людьми и пр.

Иммунитет ребенка после года

Третий этап длится до двух лет ребенка. Иммунная система вырабатывает уже достаточные количества антител, но местные защитные факторы еще остаются незрелыми. Это проявляется в высокой восприимчивости к бактериям, поэтому надо быть внимательным к ссадинам, порезам, и другим потенциальным источникам заражения.

Дальнейшее формирование иммунитета у детей

Еще несколько лет иммунная система ребенка будет незрелой: «дозревать» и обучаться она будет, встречаясь с различными антигенами. Регулярные «столкновения» иммунной системы с различными антигенами сформируют сильный приобретенный иммунитет. Именно поэтому нельзя ограждать ребенка от активного взаимодействия с миром – игр в песочнице, общения с детьми и взрослыми, контактов с домашними животными. Излишняя «стерильность» в окружении ребенка серьезно вредит формированию хорошей иммунной защиты.

Иммунная система тесно взаимодействует с другими системами организма: с эндокринной, нервной, выделительной. Большая роль отведена кишечнику: в нем так много лимфоцитов, что условно его называют самым большим органом иммунной системы. Сбой в этих системах будет отражаться на иммунитете, поэтому важно своевременно обращаться к специалисту с любыми проблемами, которые беспокоят малыша

Иммунитет и питание

Питание беременной женщины

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание – не менее важный фактор хорошего здоровья малыша. Во-первых, с молоком ребенок получает все необходимые питательные вещества – в нужном количестве и качестве. Во-вторых, как упоминалось выше, с молоком поступают материнские антитела – по сути единственная защита организма после рождения.

Пребиотики для иммунитета

После введения прикорма ребенок должен получать с едой достаточное количество витаминов, микро и макроэлементов для роста, развития и формирования иммунной системы. Важную роль в поддержании иммунитета играют пребиотики, которые мы также получаем с пищей.

Как и в питании при беременности, очень важно чтобы рацион был разнообразным. Включайте в рацион малыша разные виды каш, овощных и фруктовых пюре. Не забывайте о специальных детских молочных и кисломолочных продуктах, обогащенных пребиотиками: йогуртах, творожках и детских молочных смесях 3-й и 4-й ступени.

Источник

Что влияет на иммунитет ребенка? Педиатр о том, что действительно важно

Педиатр Алла Шевко о том, что такое детский иммунитет, от чего он зависит и что делать, чтобы его укрепить?

за счет чего формируется специфический иммунитет ребенка

На иммунитет влияет количество болезней и методы их лечения. Также важно, как малыш прививается и каким образом его организм отвечает на те или иные изменения. Имеет значение в этом вопросе психосоматика. Вот почему любые процедуры (купание, физические упражнения, закаливание) должны проходить, когда ребенок пребывает в хорошем настроении.

На развитие и состояние иммунной системы влияют сон, полноценное питание, режим дня.

— Что касается последнего, здесь есть несколько нюансов. Дети за весь год учебы или нахождения в детских садах устают, потому что недосыпают. Вот почему первоначально рекомендуется давать малышу спать по 8-10 часов ежедневно. Желательно минимум времени проводить за компьютером и больше — за занятиями спортом или физическими упражнениями. Не помешают массаж, процедуры закаливания, подвижные игры.

В летнее время обязательно нужно есть сезонные фрукты и овощи. У школьников более подвижный образ жизни, поэтому объем пищи у них должен быть больше, чем у дошкольников. Белки, жиры и углеводы лучше потреблять в пропорции 1:1:4. На завтрак желательно съедать 25% пищи от всего дневного рациона, на обед — 40%, на полдник — 15%, а на ужин — 20%.

Важно не забывать, что для укрепления иммунитета необходима нормализация кишечной микрофлоры. Сделать это можно несколькими способами:

Данный подход поможет заселить кишечник полезными микроорганизмами, что укрепит иммунную систему ребенка.

— Вот несколько общих правил здорового питания для детей:

Источник

Как устроен иммунитет: Объясняем по пунктам

Андрей Смирнов СПИД.ЦЕНТР

«Йогурт для укрепления иммунитета», «Иммуностимулирующие витамины», «Да простудился, наверное, иммунитет упал»… Мы слышим слово «иммунитет» так часто, что уже почти не задумываемся, как он устроен и работает. На уроках биологии нам рассказывали, что иммунитет защищает от микробов, но только ли этим ограничивается его функция и как именно он понимает, от кого нужно нас защищать? СПИД.ЦЕНТР объясняет, как устроена иммунная система.

Наш организм непрерывно меняется, но при этом очень «любит» постоянство и может нормально работать только при определенных параметрах своей внутренней среды. Например, нормальная температура тела колеблется между 36 и 37 градусами по Цельсию. Вспомните последнюю простуду и то, как плохо вы себя чувствовали, стоило температуре подняться всего на полградуса. Такая же ситуация и с другими показателями: артериальным давлением, рН крови, уровнем кислорода и глюкозы в крови и другими. Постоянство значений этих параметров называется гомеостазом, а поддержкой его стабильного уровня занимаются практически все органы и системы организма: сердце и сосуды поддерживают постоянное артериальное давление, легкие — уровень кислорода в крови, печень — уровень глюкозы и так далее.

Иммунная же система отвечает за генетический гомеостаз. Она помогает поддерживать постоянство генетического состава организма. То есть ее задача — уничтожать не только все чужеродные организмы и продукты их жизнедеятельности, проникающие извне (бактерии, вирусы, грибки, токсины и прочее), но также и клетки собственного организма, если «что-то пошло не так» и, например, они превратились в злокачественную опухоль, то есть стали генетически чужеродными.

за счет чего формируется специфический иммунитет ребенка

Как клетки иммунной системы уничтожают «врагов»?

Чтобы разобраться с этим, сначала нужно понять, как иммунная система устроена и какие бывают виды иммунитета.

Иммунитет бывает врожденным (он же неспецифический) и приобретенным (он же адаптивный, или специфический). Врожденный иммунитет одинаков у всех людей и идентичным образом реагирует на любых «врагов». Реакция начинается немедленно после проникновения микроба в организм и не формирует иммунологическую память. То есть, если такой же микроб проникнет в организм снова, система неспецифического иммунитета его «не узнает» и будет реагировать «как обычно». Неспецифический иммунитет очень важен — он первым сигнализирует об опасности и немедленно начинает давать отпор проникшим микробам.

по теме

за счет чего формируется специфический иммунитет ребенка

Мнение

«Иммунитет пациента с ВИЧ похож на иммунитет пожилого человека»

Однако эти реакции не могут защитить организм от серьезных инфекций, поэтому после неспецифического иммунитета в дело вступает приобретенный иммунитет. Здесь уже реакция организма индивидуальна для каждого «врага», поэтому «арсенал» специфического иммунитета у разных людей различается и зависит от того, с какими инфекциями человек сталкивался в жизни и какие прививки делал.

Специфическому иммунитету нужно время, чтобы изучить проникшую в организм инфекцию, поэтому реакции при первом контакте с инфекцией развиваются медленнее, зато работают гораздо эффективнее. Но самое главное, что, один раз уничтожив микроба, иммунная система «запоминает» его и в следующий раз при столкновении с таким же реагирует гораздо быстрее, часто уничтожая его еще до появления первых симптомов заболевания. Именно так работают прививки: когда в организм вводят ослабленных или убитых микробов, которые уже не могут вызвать заболевание, у иммунной системы есть время изучить их и запомнить, сформировать иммунологическую память. Поэтому, когда человек после вакцинации сталкивается с реальной инфекцией, иммунная система уже полностью готова дать отпор, и заболевание не начинается вообще или протекает гораздо легче.

за счет чего формируется специфический иммунитет ребенка

Кто отвечает за работу различных видов иммунитета?

Таким образом, органы иммунной системы обеспечивают образование, созревание и место для жизни иммунных клеток. В нашем организме есть много их видов, вот основные из них.

за счет чего формируется специфический иммунитет ребенка

Как клетки иммунной системы отличают «своих» от «чужих» и понимают, с кем нужно бороться?

В этом им помогает главный комплекс гистосовместимости первого типа (MHC-I). Это группа белков, которая располагается на поверхности каждой клетки нашего организма и уникальна для каждого человека. Это своего рода «паспорт» клетки, который позволяет иммунной системе понимать, что перед ней «свои». Если с клеткой организма происходит что-то нехорошее, например, она поражается вирусом или перерождается в опухолевую клетку, то конфигурация MHC-I меняется или же он исчезает вовсе. Натуральные киллеры и Т-киллеры умеют распознавать MHC-I рецептор, и как только они находят клетку с измененным или отсутствующим MHC-I, они ее убивают. Так работает клеточный иммунитет.

по теме

за счет чего формируется специфический иммунитет ребенка

Эпидемия

Учёные выяснили, как вирусы обманывают иммунитет

Но у нас есть еще один вид иммунитета — гуморальный. Основными защитниками в этом случае являются антитела — специальные белки, синтезируемые B-лимфоцитами, которые связываются с чужеродными объектами (антигенами), будь то бактерия, вирусная частица или токсин, и нейтрализуют их. Для каждого вида антигена наш организм умеет синтезировать специальные, подходящие именно для этого антигена антитела. Молекулу каждого антитела, также их называют иммуноглобулинами, можно условно разделить на две части: Fc-участок, который одинаков у всех иммуноглобулинов, и Fab-участок, который уникален для каждого вида антител. Именно с помощью Fab-участка антитело «прилипает» к антигену, поэтому строение этого участка молекулы зависит от строения антигена.

Как наша иммунная система понимает устройство антигена и подбирает подходящее для него антитело?

Рассмотрим этот процесс на примере развития бактериальной инфекции. Например, вы поцарапали палец. При повреждении кожи в рану чаще всего попадают бактерии. При повреждении любой ткани организма сразу же запускается воспалительная реакция. Поврежденные клетки выделяют большое количество разных веществ — цитокинов, к которым очень чувствительны нейтрофилы и макрофаги. Реагируя на цитокины, они проникают через стенки капилляров, «приплывают» к месту повреждения и начинают поглощать и переваривать попавших в рану бактерий — так запускается неспецифический иммунитет, но до синтеза антител дело пока еще не дошло.

Расправляясь с бактериями, макрофаги выводят на свою поверхность разные их кусочки, чтобы познакомить Т-хелперов и B-лимфоцитов со строением этих бактерий. Этот процесс называется презентацией антигена. Т-хелпер и B-лимфоцит изучают кусочки переваренной бактерии и подбирают соответствующую структуру антитела так, чтобы потом оно хорошо «прилипало» к таким же бактериям. Так запускается специфический гуморальный иммунитет. Это довольно длительный процесс, поэтому при первом контакте с инфекцией организму может понадобиться до двух недель, чтобы подобрать структуру и начать синтезировать нужные антитела.

После этого успешно справившийся с задачей B-лимфоцит превращается в плазматическую клетку и начинает в большом количестве синтезировать антитела. Они поступают в кровь, разносятся по всему организму и связываются со всеми проникшими бактериями, вызывая их гибель. Кроме того, бактерии с прилипшими антителами гораздо быстрее поглощаются макрофагами, что также способствует уничтожению инфекции.

за счет чего формируется специфический иммунитет ребенка

Есть ли еще какие-то механизмы?

Специфический иммунитет не был бы столь эффективен, если бы каждый раз при встрече с инфекцией организм в течение двух недель синтезировал необходимое антитело. Но здесь нас выручает другой механизм: часть активированных Т-хелпером В-лимфоцитов превращается в так называемые клетки памяти. Эти клетки не синтезируют антитела, но несут в себе информацию о структуре проникшей в организм бактерии. Клетки памяти мигрируют в лимфатические узлы и могут сохраняться там десятилетиями. При повторной встрече с этим же видом бактерий благодаря клеткам памяти организм намного быстрее начинает синтезировать нужные антитела и иммунный ответ запускается раньше.

Таким образом, наша иммунная система имеет целый арсенал различных клеток, органов и механизмов, чтобы отличать клетки собственного организма от генетически чужеродных объектов, уничтожая последние и выполняя свою главную функцию — поддержание генетического гомеостаза.

Источник

Иммунитет новорожденного ребенка. Особенности

Поэтому так важно сохранять грудное вскармливание, а во время беременности женщины следить за состоянием ее микрофлоры, поддерживая нормальное состояние периодическим приемом пробиотиков.

Если у мамы мало молока или нет его совсем и ребенка приходится переводить на искусственное или смешанное вскармливание, прием Бифидум БАГ обеспечивает быстрое и правильное формирование микрофлоры и иммунитета у новорожденного ребенка;

Применение бифидобактерий самой мамой после родов способствует повышению иммунного статуса организма, более быстрому восстановлению и улучшению качества молока

(состав Бифидум БАГ обеспечивает оптимальный баланс незаменимых аминокислот и иммуноглобулинов и приближен к составу женского молока);

Особенности иммунитета

Иммунитет плода начинает формироваться уже в первые недели беременности. Его «настройка» полностью зависит от иммунитета и микрофлоры мамы. Врожденный иммунитет новорожденного зависит от этой первоначальной «настройки» и память о ней может остаться на всю жизнь. Поэтому даже скрытый дисбактериоз у мамы приводит к неправильному формированию иммунитета и микрофлоры у новорожденного, ребенок недополучает нужные витамины, ферменты, иммуноглобулины, у него плохо усваиваются железо и кальций, витамин D, микроэлементы, могут развиться анемия, рахит, нарушение сроков и формирования зубов и скелета.

Несовершенство иммунитета новорожденных выражается в том, что дети обладают более высокой чувствительностью к вирусным агентам, чаще и тяжелее болеют ОРВИ, гриппом, бактериальными инфекциями. У них значительно чаще развиваются осложнения после инфекции, аллергии и атопический дерматит.

Критические периоды «перестройки» иммунитета в период новорожденности

Клиническая эффективность Бифидум БАГ и Трилакт:

Биопрепараты Бифидум БАГ и Трилакт обладают : обладают противовирусным, противобактериальным и противогрибковым действием; стимулируют формирование защитных механизмов в организме ребенка;

Эффектикность пробиотиков

Данные японских исследователей доказывают пользу очень раннего применения бифидобактерий у маловесных новорожденных для начала колонизации бифидобактерий и формирования интестинальной флоры.

В группе новорожденных, получавших бифидопробиотик в первые часы появления на свет, уже в течение 2 недель начиналось полноценное формирование флоры.

У таких же детей, получавших пробиотик спустя сутки после появления на свет, формирование флоры формировалось в течение 4 недель(опоздание с пробиотиком на сутки дало опоздание в формировании флоры на месяц ).В группе детей не получавших пробиотики и через 7 недель

формирование флоры не наблюдалось, бифидофлора отсутствовала.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ИММУНИТЕТА ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

УДК 616–053.2–097(075.8)

Н.Б. Ахваткина, А.А. МАхалова

г.Петропавловск, КГП на ПХВ «Городская детская поликлиника»

Ключевые слова: дети, особенности иммунитета, частые респираторные заболевания

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Главной клеткой иммунной системы является лимфоцит. Кроме того, в обеспечении иммунного ответа участвуют также тканевые макрофаги, нейтрофилы, естественные киллеры (ЕК). Развитие иммунной системы организма продолжается на протяжении всего периода детства. В процессе развития иммунной системы ребенка выделяют «критические» периоды, т.е. периоды максимального риска развития инфекционных заболеваний, связанных с недостаточностью функций иммунной системы. Выделяют врожденный и приобретенный иммунитет. Врожденный иммунитет обеспечивается факторами естественной резистентности. Некоторые механизмы борьбы с инфекцией являются врожденными, то есть присутствуют в организме до встречи с любым инфекционным аген­том и их активность не зависит от предыдущей встречи с микроорганизмами. Основным внешним защитным барьером, предотвращающим проникновение микроорганизмов в организм человека, являются кожа и слизистые оболочки. Защитные свойства кожи – это прежде всего ее непроницаемость (физический барьер) и на­личие на поверхности ингибиторов микроорганизмов (молочная кислота и жирные кислоты в поте и секрете сальных желез, низкий pH на поверхности). Для понимания функциональных возможностей иммунитета растущего организма важно знать физиологию его становления, которая характеризуется наличием пяти критических периодов развития[1,2,3,4].

Первый критический период приходится на возраст до 28 дней жизни, второй – до 4–6 мес., третий – до 2 лет, четвертый – до 4–6 лет, пятый – до 12–15 лет.

Первый критический период характеризуется тем, что иммунная система ребенка подавлена. Имму­нитет имеет пассивный характер и обеспечивается материнскими АТ. В то же время собственная им­мунная система находится в состоянии супрессии. Система фагоцитоза не развита. Новорожденный проявляет слабую резистентность к условно–пато­ген­ной, гноеродной, грамот­рицательной флоре. Харак­тер­на склонность к генерализации микробно–воспали­тель­ных процессов, к септическим состояниям. Очень высока чувствительность ре­бен­ка к вирусным инфекциям, против которых он не за­щи­щен материнскими антителами. Примерно на 5–е сут­ки жизни осуществляется первый перекрест в фор­муле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов.

Второй критический период обусловлен разрушением материнских антител. Первич­ный иммунный ответ на проникновение инфекции развивается за счет синтеза иммуноглобулинов класса М и не оставляет иммунологической памяти. Такой тип иммунного от­вета наступает также при вакцинации против инфекционных заболеваний, и только ревакцинация формирует вторичный иммунный ответ с продукцией антител класса IgG. Недостаточность системы местного иммунитета про­является повторными ОРВИ, кишечными инфекциями и дисбактериозом, кожными заболеваниями. Дети отличаются очень высокой чувствительностью к респираторному синцитиальному вирусу, ротавирусу, вирусам пара­гриппа, аденовирусам (высокая подверженность воспалительным процессам органов дыхания, кишечным инфекциям). Атипично протекают коклюш, корь, не оставляя иммунитета. Дебюти­руют многие наследственные болез­ни, включая первичные иммунодефициты. Резко нарастает частота пищевой аллергии, маскируя у детей атопические проявления.

Третий критический период. Значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром (свобода передвижения, социализация). Сохраняется первичный иммунный ответ (синтез IgM) на многие антигены. Вместе с тем, начинается переключение иммунных реакций на образование антител класса IgG. Система местного иммунитета остается незрелой. Поэтому дети остаются чувствительными к вирусным и микробным инфекциям. В этот период впервые проявляются многие первичные иммунодефициты, аутоиммунные и иммунокомплексные болезни (гломерулонефрит, васкулиты и др.). Дети склонны к повторным вирусным и микробно–воспалительным заболеваниям органов дыхания, ЛОР–ор­ганов. Становятся более четкими признаки иммунодиатезов (атопический, лимфатический, аутоаллергический). Проявления пищевой аллергии постепенно ослабевают. По иммунобиологическим характеристикам значительная часть детей второго года жизни не готова к условиям пребывания в детском коллективе.

Четвертый критический период отличается тем, что средняя концентрация IgG и IgM в крови соответствует уровню взрослых, однако уровень IgA в крови еще не достигает окончательных значений. Содержание IgE в плазме крови отличается макси­мальным уровнем в сравнении с другими возрастными периодами, что отчасти обусловлено довольно частыми в это период паразитарными инфекциями – лямблиозом, гельминто­зами. При этом уровень сывороточного IgА остается ниже нормы. Это нередко рассматривается как фактор риска формирования многих хронических заболеваний полигенной при­роды. Может нарастать аллергическая патология.

Пятый критический период происходит на фоне бурной гормональной перестройки (приходится на 12–13 лет у девочек и 14–15 лет – у мальчиков). На фоне повышения секреции половых стероидов уменьшается объем лимфоидных органов. Секреция половых гормонов ведет к подавлению клеточного звена иммунитета. Содержание IgE в крови снижается. Окончательно формируются сильный и слабый типы иммунного ответа. Нарастает воздействие экзогенных факторов (куре­ние, ксенобиотики и др.) на иммунную систему. Повышается чувствительность к микобактериям. После некоторого спада отмечается подъем частоты хронических воспалитель­ных, а также аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальная астма и др.) у многих детей временно ослабевает, но они могут рецидивировать в молодом возрасте.

Причин и факторов риска снижения иммунитета много. Транзиторное снижение иммунитета вызывают недостаточное по белку и энергии питание, дефицит потребле­ния микронутриентов, особенно витаминов А, С, Е, Д, β–каротина, эссенциальных микроэлементов (цинк, железо, селен, йод), полиненасыщенных жирных кислот, наличие хрони­ческих болезней органов пищеварения, инфекционных болезней в анамнезе, прием антибиотиков, воздействие экопатологических факторов, нарушение состава кишечной микро­флоры. Известно, что недостаточное потребление белка и энергии снижает синтез антител. Дефицит в рационе по­линенасыщенных жирных кислот, витаминов А, С, β–ка­ротина, цинка со­провождается нарушениями во всех звеньях иммунного ответа. Недостаток йода снижает активность фагоцитарного звена, компонентов антиоксидантной защиты (витамины А, Е, цинк, селен, др.), неблагоприятно влияет на функциональную активность и жизнедеятельность иммунокомпетентных клеток. Многие острые и хронические болезни негативно влияют на иммунитет, что существенно снижает резистентность ребенка к инфекции и другим повреждающим факторам. Поэтому в ряде случаев с целью повышения эффективности лечения, предупреждения тяжелых осложнений и снижения риска неблагоприятного исхода болезни назначаются препараты, повышающие функциональную активность органов и тканей иммунной системы (иммунотропные препараты). Прио­ри­тетное место среди них должны занимать лекарственные средства эндогенного происхождения, обладающие максимальной иммуномодулирующей активностью и безопасностью. Прежде всего, это препараты интерферона. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Как видно из выше сказанного, у новорожденных детей резко ослаблены все основные механизмы неспецифической защиты организма от патогенных бактерий и вирусов, чем объясняется высокая чувствительность новорожденных и детей первого года жизни к бактериальным и вирусным инфекциям. Описанные проявления иммунодефицита у детей первых лет жизни обычно оцениваются как «физиологические», т.е. не выходящие за пределы возрастных норм. Однако обусловленная этими возрастными иммунологическими дефектами повышенная чувствительность к инфекциям заставляет искать пути иммунокоррекции. Многократно доказано иммунокорректирующее действие сбалансированного питания ребенка, мер по закаливанию организма, дозированной физической нагрузки. Резервные возможности защиты организма новорожденного связаны с грудным вскармливанием. С молоком матери в организм ребенка попадают готовые антибактериальные и антивирусные антитела — секреторные иммуноглобулины A и G. Секреторные антитела поступают непосредственно на слизистые желудочно-кишечного и респираторного трактов и защищают эти слизистые ребенка от инфекций. Благодаря наличию специальных рецепторов на слизистой желудочно-кишечного тракта новорожденного, иммуноглобулины G проникают из желудочно-кишечного тракта ребенка в его кровяное русло, где пополняют запас материнских антител, ранее поступивших через плаценту. Повышение резервов иммунной системы и профилактика инфекций у новорожденных достигается грудным вскармливанием. Женское молоко содержит не только комплекс необходимых ребенку пищевых компонентов, но и важнейшие факторы неспецифической защиты и продукты специфического иммунного ответа в виде секреторных иммуноглобулинов класса А. Поступающий с грудным молоком секреторный IgA улучшает местную защиту слизистых желудочно-кишечного, респираторного и даже мочеполового тракта ребенка. Грудное вскармливание за счет введения готовых антибактериальных и антивирусных антител класса SIgA существенно повышает устойчивость детей в отношении кишечных инфекций, респираторных инфекций, среднего отита. Поступающие с грудным молоком иммуноглобулины и лимфоциты матери стимулируют иммунную систему ребенка, обеспечивая долговременный антибактериальный и противовирусный иммунитет. Один из компонентов грудного молока — лактоферрин участвует в стимуляции иммунологических функций, будучи способен проникать в иммунокомпетентные клетки, связываться с ДНК, индуцируя транскрипцию генов цитокинов. Непосредственной антибактериальной активностью обладают такие компоненты грудного молока, как специфические антитела, бактериоцидины, ингибиторы бактериальной адгезии. Все выше сказанное требует большого внимания в профилактической работе с беременными женщинами к разъяснению преимуществ грудного вскармливания. Полезными являются специальные образовательные программы, вовлекающие не только женщин, но и их мужей, родителей и других лиц, способных повлиять на принятие женщиной единственно верного решения о грудном вскармливании ребенка.

Ведущая роль в патогенезе частых респираторных заболеваний, очевидно, принадлежит задержке созревания иммунной системы, различным дефектам ее функционального состояния [5], поэтому обоснован поиск эффективных дифференцированных методов иммунореабилитации.

Основу восстановительного лечения пациентов, часто болеющих респираторными заболеваниями, должны составлять немедикаментозные методы. К ним относятся лечебно-охранительный режим, рациональная диета, лечебная физкультура (дыхательные упражнения, гимнастика, дозированная ходьба с максимальным пребыванием на свежем воздухе), массаж, закаливание, физиотерапия с использованием природных (гелио-, аэро-, бальнеотерапия, грязелечение и т.д.) и преформированных (ингаляции, в том числе гало-, лазеро-, свето-, магнитотерапия, электролечение) средств. Для эффективной реабилитации особое внимание необходимо уделять образовательным программам для пациентов, поскольку образование способствует выработке у них осознанного отношения к назначаемому лечению.
Медикаментозное лечение, осуществляемое в комплексе оздоровительных мероприятий, должно основываться на необходимом минимуме и определяться видом нозологии. Современные особенности течения респираторных заболеваний и новые данные об иммунной системе делают особенно актуальной проблему выбора эффективных иммунокорригирующих препаратов, спектр которых довольно широк:
• иммунокорректоры естественного происхождения (вакцины, эндотоксины, нуклеиновые кислоты, интерфероны, интерфероногены, препараты тимуса и др.);
• синтетические препараты (полиоксидоний, ликопид, иммунофан, бендазол и др.).
Большинство иммунокорригирующих препаратов (стимуляторов, модуляторов) селективно воздействуют на разные звенья иммунной системы, поэтому их назначение требует строгого учета показаний и противопоказаний, динамического клинического и иммунологического контроля, а повторные курсы иммунокорректоров обычно проводят не чаще чем 1–2 раза в год.

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) являются серьезной проблемой здравоохранения из-за их широкой распространенности как у детей, так и у взрослых. ОРЗ составляют около 90% всей инфекционной патологии детского возраста, это самые частые заболевания в амбулаторной практике: более 80% всех вызовов врачей на дом обусловлены ОРЗ. Наиболее высокий уровень заболеваемости респираторными инфекциями отмечается у детей дошкольного возраста, посещающих организованные коллективы. Высокая частота инфекций дыхательной системы у детей обусловлена особенностями созревания иммунной системы ребенка, высокой контагиозностью вирусных инфекций, нестойким иммунитетом к ряду возбудителей (вирусы РС, парагриппа), разнообразием серо- и биотипов пневмотропных бактерий (пневмококков, стафилококков, гемофильной палочки). ОРЗ у детей в настоящее время представляют не только медицинскую, но и социально-экономическую проблему [6].
Острые респираторные инфекции – группа полиэтиологичных заболеваний. Основными возбудителями ОРЗ являются вирусы, тропные к эпителию дыхательных путей и способствующие их вторичной колонизации бактериями. Вирусные инфекции повреждают эпителий дыхательных путей и вызывают воспаление слизистой оболочки. Для воспаления респираторного тракта характерно повышение продукции вязкой слизи, что проявляется насморком и малопродуктивным кашлем. Вязкий секрет способствует прилипанию (адгезии) возбудителей респираторных инфекций на слизистых оболочках респираторного тракта, что создает благоприятные условия для развития бактериальной суперинфекции. В свою очередь микроорганизмы и их токсины ухудшают движение ресничек эпителия, нарушают дренажные функции бронхиального дерева, снижают бактерицидные свойства бронхиального секрета и местную иммунологическую защиту дыхательных путей с высоким риском развития затяжного и хронического течения воспалительного процесса. Поврежденный эпителий бронхов имеет повышенную чувствительность рецепторов к внешним воздействиям, что значительно повышает вероятность развития бронхоспазма и бактериальной суперинфекции [7,8].
Основными бактериальными возбудителями ОРЗ являются пневмотропные микроорганизмы, в том числе пневмококк и другие грамположительные кокки, палочка гемофилюс инфлюэнца, моракселла катаралис, атипичные возбудители (микоплазма, хламидофила пневмонии) и др. Считают, что первичная вирусная инфекция часто приводит к активации эндогенной условно-патогенной флоры. Причина более легкой трансформации этой микрофлоры в патогенную у ряда детей связана с индивидуальными особенностями иммунного ответа, нарушением барьерной функции респираторного тракта, снижением местного иммунитета, а также с суперинфицированием бактериальными агентами. Присоединение бактериальной инфекции приводит к нарастанию тяжести заболевания и может быть основной причиной неблагоприятного исхода. Характер клинической картины ОРЗ во многом обусловлен патогенными свойствами возбудителя. Однако известно, что чем моложе ребенок, тем меньше специфических признаков имеет заболевание.
Таким образом, при респираторной инфекции практически всегда развивается симптомокомплекс, обусловленный поражением слизистой оболочки дыхательных путей на разных ее уровнях (ринит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит).
В современных условиях дети подвергаются воздействию вышеперечисленных факторов риска нарушений работы иммунной системы. Учитывая изложенное, очевидно, что иммунореабилитационные мероприятия заслуживают особого внимания и должны стать составляю­щими программ сохранения и восстановления здоровья.

1 Стефани Д.В., Вельтищев Ю.Е. Клиническая иммунология детского возраста. М.: Медицина, 1977. 276 с.

2 Хаитов Р.М. Физиология иммунной системы. М., 2001. 223 с.

3 Шварцман Я.С., Хазенсон Л.Б. Местный иммунитет. — М.: Медицина, 1978. — 222 с.

4 Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина,1999. — 602 с.

5 Стефани Д.В., Виноградова Т.В., Ружицкая Е.А. и др. Иммунология. 2002; 23 (3): 164–6.

6 Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика. Научно-практическая программа Союза педиатров России. М.: Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка, 2002. — с.12.

7 Зайцева О.В., Щербакова М.Ю. Острые респираторные заболевания у детей: современные аспекты лечения и профилактики. Пособие для врачей. М., 2003. – 135 с.

8 Самсыгина Г.А., Зайцева О.В. Бронхиты у детей. Отхаркивающая и муколитическая терапия. Пособие для врачей. М., 2000. — 27с.

Н.Б.АХВАТКИНА, А.А. МАХАЛОВА

Петропавл қ., «Қалалық балалар емханасы» ШЖҚ КМК,

БАЛАЛЫҚ ШАҚтағы иммунитеттің ерекшеліктері

Мақалада балалық шақтағы иммунитеттің ерекшеліктері, жиі қайталанатын тыныс алу ауруларының иммунитеттің күйіне әсері көрсетілген, баланың денсаулығын қалпына келтіру бойынша ұсыныстар берілген.

Бөбектік жастағы балалардың иммун жүйесі резервтерінің артуы және ауру жұқтыруларының алдын алу емшек сүтімен қоректендіру арқылы іске асады, табиғи жолмен емізудің иммунитет күйіне тигізер артықшылықтары анықталған.

Кілт сөздер: балалар, иммунитеттің ерекшеліктері, жиі қайталанатын тыныс аурулары

N.B. AHVATKINA, A.А. MAHALOVA,

«Urban Children’s Clinic» of Petropavlovsk

FEATURES OF children’s immunity

Resume: The article is particularly the immunity of childhood, the impact of frequent respiratory diseases in the state of immunity, provides recommendations for restoring the health of the child.

Keywords: children, especially immunity, frequent respiratory infections

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *