за счет чего летает параплан
Как самостоятельно поднять крыло параплана для начинающих
Параплан – это один из способов подняться в небо и ощутить всю красоту полета. Такой аппарат просто необходим тем, кто мечтает расправить крылья и почувствовать абсолютную свободу. Небо отнимает у каждого пилота частичку сердца. Тот, кто хоть раз летал, стремиться подняться в небо снова и снова. Многие новички в параглайдинге стремятся разобраться в этом деле самостоятельно. Подготовиться психологически к полету, рассмотреть для себя последовательность шагов при выполнении самостоятельного полета и в другом может помочь данная статья.
Параплан представляет собой аппарат для полета, который состоит из купола, стропной и подвесной систем. Опытные парапланеристы называют парапланом аппарат только тогда, когда он летит, наполненный воздухом, в других случаях это подушка, одеяло, подстилка и т.д.
Кому полеты на параплане жизненно необходимы?
Если вы боитесь высоты и можете запаниковать, тогда взлетать самому не стоит. Проведите несколько полетов с инструктором в тандеме, это лучшая психологическая подготовка. Вы будете знать как вести себя в воздухе, чего ожидать, каковы ощущения и т.д.
Конечно, это не единственное противопоказание. С высоким давлением, проблемами с сердцем, повышенным внутричерепным давлением и т.д. от полета лучше воздержаться. В воздухе нужен натренированный вестибулярный аппарат, крепкие кости и мышцы, которые не позволят травмироваться при посадке. Не рекомендуется подниматься в воздух беременным или лицам после тяжелых травм.
Полет на параплане – это незабываемое удовольствие и непередаваемое ощущение свободы. Летают миллионы людей и каждому этот спорт под силу, стоит только внимательно подойти к подготовке и обучению.
Строение параплана
Стоит разобраться в строении параплана для того, чтобы понять, что ему позволяет держаться в воздухе и как им управлять. Купол всегда делают из воздухонепроницаемой ткани высокой прочности. Он обычно состоит из 2-х поверхностей: верхней и нижней, в задней части купола они плотно соединены, а вот впереди есть отверстия для воздуха. Купол состоит из множества ячеек, которые благодаря отверстиям впереди могут наполняться воздухом, так купол приобретает жесткую форму крыла, ему не страшны сильные порывы ветра и такой конструкцией легче управлять в воздухе. Стропная система крепится к каждой ячейке купола (нервюре), а потом все они сводятся в 2 большие ручки управления, это дает пилоту возможность тянуть стропы и выбирать направление полета.
Для параглайдинга существует несколько видов парапланов.
Самостоятельный полет под руководством опытного товарища
Итак, если вы хотите научиться летать на параплане, первое, что нужно – это аппарат. Его можно купить, но для начала лучше попробовать несколько моделей, взяв в аренду. Многие летные школы предоставляют свое снаряжение. Первый полет всегда лучше совершать под руководством опытного тренера, который подробно и пошагово проинструктирует перед взлетом, а после него постоянно будет на связи и будет давать подсказки. Полет состоит из нескольких важных этапов, каждый из которых требует внимания:
Советы опытных пилотов
Каждому новичку необходима консультация, вот несколько советов от профессионалов, которые стоит взять на заметку:
Как это бывает: первый самостоятельный полет
Первый полет самый яркий! Всегда завидую тем, кто летит впервые! Мой первый полет я никогда не забуду. Я уже прыгал с парашютом, поэтому решил лететь без инструктора, но с наушником, через который РП мне все рассказывал. Ходил я в школу парапланеризма не один, а с другом. Он мне как-то позвонил и сказал срочно собираться, потому что «ветер поймали» (он на тот момент уже активно летал). Собирался 20 мин., приезжаю, есть мой тренер со школы, параплан готов, только взлетай. Хотя страха я не чувствовал и на земле аппаратом уже управлял, все же подниматься в небо было страшновато. Я не хотел показывать, что трушу и тщательно проверял снаряжение. Короче, пока собрался взлетать, ветер усилился (когда приехал на холм, было 3 м/с, а стало 5). Пришлось менять место. Когда мы переехали чуть дальше, я все же набрался смелости и побежал! Когда ноги оторвались от земли, стало немного страшно, меня подбросило сразу на 10 м вверх! Ощущения очень странные, но приятные. Сначала инстинктивно начал хвататься за сами стропы, а в наушник услышал строгий голос инструктора: «Клеванты хватай!». Короче, после первого шока, начал пробовать менять направление параплана, все довольно просто, но очень необычно.
Во-первых, крыло инертно: тянешь клеванту, а разворачивать начинает секунд через 5-7. Во-вторых, когда поворачиваешь, тебя отбрасывает немного в сторону, а сразу кажется, что летишь не туда, куда надо, создается впечатление, что купол не слушается, но к этому привыкнуть надо. Главное – следовать правилам и если надо влево, то тянуть клеванту влево. Летал я 20 минут, немного вдали от других пилотов, потому что впервые. Ощущение полета очень клевое! Все время хотелось орать во все горло: «УРАААА!», по спине муравьи бегут, в сердце в пятках замирает. Страха нет, а адреналин в крови хлещет, как на круто аттракционе, только раз в 10 круче! Максимально поднялся на высоту 250 метров, инструктор посоветовал выше не брать, а «повисеть». Сел я, как ни странно, очень легко и плавно. В воздухе наловчился тормозить и снижаться, привык к инертному куполу, поэтому и сел нормально, плавненько так.
Всем, кто хочет попробовать летать, рекомендую! Ощущений хватает на недели, особенно после первого раза, это незабываемо.
Что такое параплан
Кроме того, парапланеризм – это возможность увидеть новые страны, места, познакомиться с новыми людьми, вырваться из плоскости серых будней и ворваться в мир новых ярких впечатлений, в мир свободного полета!
Рекорды на параплане (на 2018 год):
— Рекорд мира на открытую дальность – 564 км.
— Рекорд мира по высоте 8 157 м.
Летно-технические характеристики параплана:
— Минимальная горизонтальная скорость 20-25 км/ч
— Максимальная горизонтальная скорость
50-60 км/ч (60-70 км/ч у спортивных моделей)
— Максимальное аэродинамическое качество
7-8 (10-11 у спортивных моделей)
Теперь немного подробнее о параплане.
Чем параплан отличается от парашюта
Чем параплан отличается от дельтаплана
5-10 кг), он помещается в рюкзак и готов к взлету через 5 минут после прибытия на место. Начальный курс обучения проходится за 5-7 занятий, причем ученик за это время вплотную подходит к парящим полетам. Также, во время обучения, когда ученик совершает полеты сверху вниз, ходить пешком в горку с парапланом намного легче, чем с дельтапланом. А простое управление и небольшая скорость полета делают обучение на параплане намного менее травматичным, чем обучение на дельтаплане. Но на земле достоинства жесткой конструкции дельтаплана оборачиваются трудностями при транспортировке. Далекий полет на дельтаплане немыслим без организованного подбора на машине. К тому же на небольшую посадочную площадку, где без труда сядет параплан, не всегда приземлится дельтаплан. Это лишает дельтапланеристов возможности летать во многих местах, где летают на параплане. В России дельтапланеристы обычно летают либо около старта, имея возможность всегда вернуться обратно, либо на соревнованиях с организованным подбором. Параплан в большой степени свободен от этих проблем. С небольшим рюкзаком легко сесть в машину, или в любой общественный транспорт, добираясь до парадрома или после маршрутного полета. Небольшая масса и габариты параплана не составит проблем при погрузке в поезд и не заставит переплачивать за огромный перегруз в самолете, как с дельтапланом. С точки зрения безопасности явных преимуществ у дельтаплана перед парапланом нет, как и наоборот. Поэтому в России парапланеризм получил гораздо популярность, чем дельтапланеризм. Параплан и планер | ||
Как летает параплан
При благоприятных условиях пилот может подняться в динамике на 1-2 высоты склона над вершиной.
— Высота полета в динамике не может быть намного больше высоты склона. При наилучшем раскладе можно набрать 2-3 высоты склона — Динамик зависит от направления ветра, при его перемене динамик исчезает — Динамик не образуется при слабом ветре. Для каждого склона есть свое значение минимального ветра.
Это наиболее распространенные виды восходящих потоков, они образуются практически в каждый солнечный день. Сила восходящих потоков обычно пропорциональна солнечной активности. Наиболее сильные потоки бывают летом и поздней весной. Однако научиться летать в термиках значительно сложнее, чем в динамике. Поскольку термик не виден и часто не привязан к рельефу местности, найти его и хорошо обработать (т.е. набрать максимальную высоту в нем) непросто, для этого необходим опыт и мастерство пилота. Кроме того, термическая активность сопровождается повышенной турбулентностью, с которой обязан справляться каждый пилот, желающий летать в термиках. Плюсы термических восходящих потоков:
— Высота полета в термиках обычно ограничивается только базой облаков (от 1000 м до 2500 м в средней полосе России летом), иногда пределом являются только физиологические возможности человека Минусы термических восходящих потоков:
— Повышенная турбулентность атмосферы требует хорошей подготовки пилота, способного справляться с нештатными режимами полета параплана
| ||
Как научиться летать на параплане
2. Учиться у друга. Вам повезло, если ваш друг квалифицированный инструктор. А если нет? Достаточно ли квалифицированный пилот ваш друг? А вдруг он, научившись летать сам или у такого же друга, делает что-то неправильно, тем самым подвергая себя и вас риску? Вы сами не можете это определить, а он уверен в своей правоте. Если вы не видите другого выхода, обратите внимание на несколько важных моментов:
— Спросите у друга о классе его параплана. Если друг летает давно и хорошо, у него, может быть аппарат класса EN C или EN D, т.е. параплан, с хорошими аэродинамическими качествами, но не стабильный, не прощающий ошибок начинающего пилота и мало пригодный для обучения. — Даже если ваш друг опытный пилот и у него крыло подходящее для обучения, он может легкомысленно относиться к полетам. Если вы приехали на горку, и он вас запускает в полет, ничего толком не объяснив, без каски, в шортах и тапочках, не доверяйте такому свое обучение
Кто может заниматься парапланеризмом
Когда можно летать на параплане | ||
Страшно и опасно?
Вы должны знать, что если вы прошли курс обучения у квалифицированного инструктора, можете оценить место и погодные условия, летаете на подходящем для вашего уровня параплане и умеете отказаться от полета, когда он кажется вам небезопасным, вам мало что угрожает. 99% летных происшествий происходят по вине пилота! Где можно летать на парапланеПолеты на лебедкеВ отсутствии больших горок очень эффективно можно летать на активной лебедке. Она позволяет набрать стартовую высоту от 300 до 600 метров, откуда легко можно найти термики и часами парить под облаками. Это серьезные полеты, не сравнимые с низким динамиком. Азарт поиска термиков и поиска оптимальной тактики на маршрутном полете трудно с чем то сравнить. На нашем летном поле можно легко дотянуться до облаков и летать высоко. А масса пилотов, летающих рядом помогут найти потоки. | ||
Самые популярные парадромы России | ||
Парапланы бывают разными
Сколько стоит парапланНовый современный параплан стоит от 1200 до 4500 евро, в зависимости от фирмы изготовителя. Существует масса дешевых (и не очень дешевых) отечественных парапланов, сшитых в подвале. Их никто не тестировал и их качество очень сомнительно. Так же существует обширный рынок парапланов second hand. Их цена колеблется от 200 евро (скорее всего не летающие модели) до 1200 евро (почти новые импортные модели). Эта тема подробно рассмотрена в статье » Как выбрать параплан «. Существует еще масса различных аксессуаров, на которые можно истратить любое количество денег, но ведь для любимого дела ничего не жалко. Хобби или спортВы не спортсмен? Вам просто нравится состояние полета? Небо дает возможность летать не только спортсменам, но и просто любителям активного отдыха, даже в большей степени. Полет для души у склона в динамике может доставить не меньшее удовольствие, чем многокилометровый маршрут. Мотопараплан | ||
| ПаратрайкПарамотор дает восхитительное чувство свободы в полете. Пилот может летать в любом месте и на любой высоте от 0 до 5000 м. В полете на парамоторе хорошо чувствуется скорость, ведь безмоторные полеты обычно проходят на большой высоте, где скорость уже не ощущается. Вместе с тем, у парамотора есть несколько недостатков. Полеты на парамоторе в сильную тубулентность из-за термической активности или сильного ветра некомфортен и иногда небезопасен. Поэтому летом парамотористы предпочитают летать утром и вечером, когда стихает термичка и ветер. Многие начинающие парапланеристы хотят купить мотор для того, что бы подниматься вверх и парить в термиках. Это проблематично с мотором. Чувство крыла и управляемость с мотором заметно хуже, чем на свободном параплане. Кроме того, моторные крылья имеют большую скорость снижения и небольшое качество, а сопротивление ограждения винта и сам винт ухудшают и так невысокие характеристики крыла. Поднимаясь в термиках значительно хуже свободных парапланов, пилот с парамотором будет сильно проигрывать на переходах. Всё о полётах на параплане: как он устроен, дисциплины, система оцениванияС мечты Икара летать прошло много времени, и человек, наконец, обзавёлся лёгким летательным аппаратом несложного изобретения – парапланом. Его основой стал планирующий парашют без каркаса. В сложенном виде параплан – лёгкое устройство, которое весит до 7 кг и помещается в рюкзак. Тем не менее чтобы научиться летать безопасно на парашюте-парителе типа «Крыло», требуется специальная практика с инструктором. Конструктивное устройство парапланаЗа основу параплана взят двухоболочковый планирующий парашют со стропами. В результате получился эллипсовидный купол с секциями и с 2-5 рядами тонких, в 1 мм толщиной строп длиной до 8 м, к концам которых крепится подвесная система. Конструкция параплана не требует растяжения, поэтому жёсткие элементы не используются, кроме как в спортивных моделях. В последних за счёт вышеуказанных деталей поддерживается контур крыла на повышенной скорости. Главной частью параплана считается купол, который называют крылом. Изготавливается он из двух полотнищ – верхнего и нижнего, которые сшиваются с задней стороны и с боков. Во внутреннюю часть вставляются перегородки из ткани (нервюры), чтобы разделить купол на ячейки. Во время полёта через оставшиеся полужёсткие отверстия в передней части (воздухозаборники) внутрь ячеек попадает воздух, надувая крыло. Для скорого наполнения отсеков воздухом нервюры делают с перепускными отверстиями. Такая конструкция позволяет аппарату держаться в воздухе как жёсткому крылу, паря над землёй. Главное – воздухонепроницаемая и лёгкая ткань. Для этих целей используют плотный синтетический материал. Перегородки делают силовыми, укрепляя с помощью каркасных лет (чтобы крепить стропы), и промежуточными. Стропы расположены рядами и ярусами. Концы строп собирают в два пучка, прикрепляя к ручкам управления. Эти ручки называют клевантами. Также к петлям строп крепятся карабины, чтобы удерживать подвеску. Для изготовления строп применяют пара-арамидное или высокопрочное полиэтиленовое волокно. Сверху иногда делают защиту из полиэстеровой оболочки. Подвеску с дополнительными маленькими отсеками делают похожей на кресло и рюкзак с ремнями безопасности. До взлёта эта штука висит за спиной, а в полёте превращается в регулируемое сиденье со спинкой. Ремни удерживают плечи, поясницу и ноги. С правой стороны подвески расположена красная ручка для выкидывания запасного парашюта в непредвиденной ситуации. Эта несложная круглая модель хранится в специальном контейнере. За параметрами полёта наблюдают по вариометру. Прибор следит за давлением, изменением высоты и скорости, за температурой, временем и направлением ветра. Органы управления парапланаУправляют аппаратом единовременно двумя способами: аэродинамическим и балансирным. При аэродинамическом варианте с помощью плавного затягивания клевантов подгибается задняя кромка крыла (при резком рулении параплан начнёт раскачиваться). Таким образом, осуществляется воздействие на аэродинамические силы, отчего траектория полёта изменяется. При запутывании строп или порыве осторожно, чтобы не допустить деформации купола, управляют за свободные концы верёвок в последнем ряду. Стоит помнить, что аэродинамический способ характерен наличием эффекта маятника, когда реакция аппарата на приёмы управления запаздывает. Это происходит от того, что первым изменяет траекторию купол. Когда он отдалится, только тогда, с наклоном строп, меняется траектория кресла с пилотом. Кроме того, возможно появление раскачивания подвесного кресла со спортсменом. Это происходит из-за скоротечного «ухода» купола. Чтобы предупредить раскачку, пилоту стоит опережать поведение крыла и действовать на две секунды раньше. При использовании балансирного способа энергичные манёвры не выполняют, а потеря высоты получается ощутимая. Пилот перемещается в сиденье или смещает подвеску по отношению к крылу, пользуясь триммерами или акселератором. Такие действия изменяют ориентацию купола по отношению к воздушному потоку, из-за чего изменяются аэродинамические силы и траектория полёта. Чтобы воздействовать на горизонтальную скорость и направить траекторию полого вниз, клеванты отпускают и подбирают баланс крыла. С затягиванием клевантов подгибается задняя кромка, вследствие чего увеличиваются коэффициенты подъёмной силы с быстро нарастающим сопротивлением. Начинается торможение и снижение. Сильное зажимание клевантов увеличивает скорость торможения и траекторию с увеличением угла атаки. Если крыло выйдет за отметку критической линии угла, то воздушный поток сорвётся, нарушится плавное обтекание и устройство начнёт складываться и падать за спину пилоту. Выйти из заднего сваливания сложно. Как летает парапланЕсли воздух спокойный, параплану приходится планировать – двигаться вперёд, снижаясь. Чтобы взлететь или подняться выше, парапланеристами используются динамические и термические восходящие потоки. Термическим восходящим потоком, или «термиком», называется нагретая внизу и поднимающаяся столбом воздушная масса. Сильные потоки, которые приходится искать, чаще попадаются в последний месяц весны и в летнее время. В зимние и осенние месяцы термики не образуются. Найдя термик на равнине, пилот использует для взлёта затяжку пассивной или активной лебёдкой. Пассивная лебёдка стоит на движущейся машине, а активная работает самостоятельно с помощью собственного двигателя. Попав в тёплый восходящий поток, планер поднимается по спирали, а достигнув высоты планирует в поисках нового тёплого столба, пролетая много километров и находясь в воздухе до 5 часов. Такие полёты называются маршрутными, считаются вершиной мастерства и включаются в парапланерные соревнования. Сложность освоения термиков в том, что потоки не видны и не зависят от рельефа местности. Кроме того, внутри них наблюдается повышенная турбулентность. Если на пути воздушного потока встречается препятствие (гора), то воздух, отталкиваясь, поворачивает кверху. Это явление называют динамическими потоками обтекания, или «динамиками». Они ниже термиков и проходят рядом со склоном, поэтому пилоты используют во время сильного ветра длинные склоны и парят, пока не сменится направление ветра. Высота такого подъёма превышает уровень горы в 1-2 раза. Освоить парение в динамике не сложно, с ним справляются даже новички. Второй плюс в том, что зона динамического потока легко предсказывается видом горы, направлением и силой воздушной массы. Кроме того, на образование динамика не влияют время года и солнечное тепло. Чтобы попасть в динамик, стартовать стоит, разбежавшись с горы или холма, двигаясь навстречу ветру. Поднявшись на требуемую высоту, нужно «идти» по маршруту с использованием попадающихся термиков. При «смешанном», термодинамическом типе потоков аппарат поднимается высоко, но рядом со склоном. В таких полётах пилотам приходится преодолевать турбулентность с «отлавливанием» купола для компенсации клевков. Спортивные дисциплины по парапланеризмуДля экстремалов организуют соревнования по аэробатике – парапланерным акробатическим манёврам на специальных моделях парапланов с маленьким крылом. Есть много желающих летать ради отдыха и удовольствия. Для этого выбирают склоны с динамическими восходящими потоками. Популярен бивак-флай, в котором сочетаются парапланеризм и спортивный туризм. Воздушные туристы путешествуют на безмоторных летательных аппаратах, ночуют в палатках на горных площадках, подходящих для следующего старта. Допуск участников к состязаниямКаждый пилот, желающий принять участие в соревнованиях по парапланеризму, обязан предоставить следующие документы: Кроме приведенных выше документов спортсмену необходимо иметь справку о прохождении медицинской комиссии и антидопингового контроля. Трек полетаКаждый участник соревнований обязан предоставить судейской комиссии трек, подтверждающий, что сведения, предоставленные на рассмотрение членов жюри, были собраны непосредственно во время осуществления полёта. Трек содержит сведения: В случае, если участник соревнований не может производить запись (ввиду отсутствия соответствующего оборудования), то письменное свидетельство официальных лиц на старте о взлёте позволит участнику соревнований получить баллы как за прохождение минимальной дистанции L0. Система оцениванияТурнирное положение участников соревнований определяется определённым образом. Общий зачетТурнирная таблица выстраивается согласно окончательному количеству набранных баллов каждым участником соревнований в порядке убывания. Спортсмены, набравшие равное число очков, располагаются на одной строке турнирной сетки. Женский зачетЖенские соревнования проходят отдельно и, соответственно, результаты отмечаются в отдельном списке. Распределение мест в турнирной сетке осуществляется на основе данных общего зачёта. Национальный командный зачётРанжирование участников соревнований (за исключением мирового чемпиона среди пилотов-женщин) осуществляется путем суммирования высоких баллов, набранных тремя лучшими пилотами национальной команды. В женском дивизионе учитываются лучшие результаты двух пилотов. Причины добавления и неначисления баллов пилотуПравилами соревнований по парапланеризму предусмотрен ряд ситуаций, в которых пилоту не начисляются очки. Также правилами предусмотрено компенсационное начисление баллов. Рассмотрим подробнее ситуации, в отношении которых действует данное положение. Если спортсмен вынужденно приземлился для оказания помощи другому участнику, то ему будут начислены компенсационные баллы, которые рассчитываются исходя из средней суммы очков, набранных в предыдущие дни соревнований. Кроме того, руководство состязания в зависимости от ситуации имеет право присудить дополнительные баллы по своему усмотрению. Такое решение может быть принято на основании Инструкции по процедурам, относящимся к пилотам, пребывающим в опасности. В случае удовлетворения протеста одного из участников соревнований судейская коллегия обязана пересмотреть как его положение в турнирной таблице, так и всех остальных спортсменов. В таком случае предусмотрена система начисления дополнительных очков всем пострадавшим пилотам, понесшим ущерб в результате решения судей. Что такое лётная годность парапланов?Под лётной годностью следует понимать соответствие параплана требованиям, которые предъявляются к конструкции летательного аппарата и его качествам для возможности выполнения безопасных полетов. Так, к участию в соревнованиях допускаются только те парапланы, у которых имеется подвеска с задним протектором, и которые соответствуют стандартам LTF09. Кроме того, все участники состязаний обязаны иметь два парашюта – спасательный и резервный. Каждый из них должен отвечать требованиям сертификации в отношении веса. Ношение шлема во время выполнения полёта также обязательно. Шлем, как и другой спортивный инвентарь, тоже должен быть сертифицирован. Стоит отметить, что в парапланеризме существуют ограничения по весу. Так, номинальный вес участника рассчитывается путем взвешивания спортсмена в нижнем белье, обуви, рубашке и джинсах. Установление веса осуществляется незадолго до взлёта или же в момент посадки. Участники соревнований имеют право брать с собой в полёт так называемый балласт. Он может быть представлен в виде мешков с песком либо тары с водой. Такое приспособление применяется для увеличения подъёмной силы. Принцип действия таков: после того как параплан достиг плотных слоёв атмосферы и не может подняться выше, то после сброса балласта воздушное судно получает возможность подняться еще. Кстати, организаторы соревнований предусмотрели и этот момент, установив для всех участников ограничение. Так, общий вес лётного снаряжения и параплана (без учёта веса пилота) и балласта не должен превышать 33 килограммов. Чем параплан отличается от дельтаплана?На параплане, устройстве, похожем на парашют, летают сидя в кресле. Дельтапланом, сверхлёгким планером-парителем на жесткой треугольной конструкции, управляют, перемещая тело для изменения центра тяжести и создания необходимого крена. Старт для обоих аппаратов одинаковый – с ног, и приземление осуществляется также на ноги. У того и другого устройства встречаются мотомодели и металлическая рама. Преимущества парапланаПараплан обладает рядом бесспорных преимуществ. Тем не менее дельтаплан также является устройством с рядом достоинств в сравнении с парапланом. Преимущества дельтапланаСкорость безмачтового дельтаплана – 120 с лишним км/ч, а у спортивного планера – только 60. Скорость полёта дельтаплана – 15 м/сек, а у параплана – не больше 10. Дельтаплан отличается улучшенной аэродинамической конструкцией и при взлёте преодолевает сильный ветер, который не способен преодолеть параплан. Чем параплан отличается от парашюта?На первый взгляд параплан и парашют похожи. Но если присмотреться внимательнее и изучить конструкции устройств, можно выявить ряд различий. Оба устройства не имеют жёстких конструкций и управляются с помощью строп. Виды параплановТиповой ряд парапланов состоит из 4-х групп. В отдельную группу входят дорогостоящие моторизированные модели парапланов. Лёгкий двигатель и пропеллер в клетке (для безопасности) позволяют взлететь без лебёдки и летать до окончания топлива. Дальше аппарат парит как привычный параплан. Практика показывает, что это не последние изобретения, предстоит ещё много открытий и новых видов парапланов. Обучение парапланеризмуНовички часто пробуют лететь, прыгая с маленького склона при слабом ветре. Но в таком случае воздушная масса не видима, купол сделан из мягкой ткани, а падать приходится на твёрдую землю. Минусы самостоятельного обучения: дорого, травмоопасно, требуется много свободного времени и вспомогательной литературы. С закреплением неправильных навыков полёты становятся опасными. Кроме того, придётся обзавестись собственным парапланом, не всегда гарантирующим качество. Помощь друга полезна, если тот работает инструктором. В противном случае придётся перенимать ошибки, усвоенные таким «учителем». Чтобы не ошибиться в выборе помощника, стоит поинтересоваться у него стажем полётов и количеством часов. Следует обратить внимание на умение друга парить и взлетать в восходящих потоках. Заслуживает доверия и класс аппарата. Выбирать следует EN или EN D, у которых надёжные аэродинамические качества. Опытный пилот никогда не запустит ученика, не проверив снаряжение и не объяснив техники безопасности. Чтобы избежать неприятных последствий, желательно пройти курс обучения с посещением парапланерной школы или клуба, который включает 4 этапа: Если поблизости нет школы или клуба с опытным инструктором, стоит дождаться отпуска и найти подходящее место для обучения, которое длится до двух недель. Главное – попасть в подходящую для обучения погоду и заниматься в группе у понимающего мастера. Кто может заниматься парапланеризмомПарапланеризм не ограничивает возраст для полётов. Летают дети и встречаются пилоты-новички после 60 лет. Чтобы летать, требуется умеренное здоровье. Для взлёта приходится бегать, сопротивляясь параплану, а в полёте нужны удовлетворительная координация и реакция. Второе требование – летают после прохождения несложного и короткого курса подготовки. В основном к занятиям допускаются при достижении 16-летия. В России дети учатся в детских парапланерных школах и участвуют, также в детских, чемпионатах. Согласие родителей не требуется после 18 лет. Верхнюю возрастную границу не определяют. Насколько страшно и опасно летать на параплане?Парапланы относят к безопасным летательным аппаратам, а полёты с помощью «крыла» обеспечивают свободный полёт, о котором всегда мечтало человечество. Но первый взлёт не обходится без волнения и страха. Чувство страха здесь, если это не паника, играет роль защиты: предупредит от вылетов в неподходящий день, заставит проверить исправность аппарата и надеть шлем. С опытом и уверенностью это чувство проходит, высота ощущается легче, чем в высотном здании. Если и случаются происшествия, то в 99 % виноваты пилоты. Лётные инциденты происходят по двум причинам: Новички рассказывают, что поначалу им страшно разбегаться перед взлётом и отрываться от земли в небо. Затем страх сменяется восторгом, необычными ощущениями и увлекательными красками пейзажей. Тем не менее парапланеризм – экстремальный и опасный спорт чаще для тех, у кого устаревшая техника, а полёты проходят в сложных погодно-рельефных условиях. Даже у опытных мастеров возможны форс-мажорные ситуации. Для этих случаев предусмотрена амуниция: подвеска с защитными ремнями, запасной парашют, специальный парапланерный шлем с наколенниками и налокотниками. Новичку же следует внимательнее относиться к объяснениям учителя, правильно и вовремя следовать указаниям и выбирать подходящую одежду. Когда можно летать?Для обучения подходят зимние месяцы рядом со склонами, а летают на парапланах круглогодично. В зимнее время в атмосфере стабильно нет термиков с опасной турбулентностью. Летом летают высоко, выполняя маршрутные перелёты и участвуя в соревнованиях. Для таких полётов требуется нагревание земной поверхности, чтобы появлялись термические потоки. Где можно летать?Для взлёта на параплане лучше стартовать с горы. Но если гор нет, подойдёт и холм высотой 300 м. Для буксировки пилота с летательным аппаратом придумана специальная лебёдка. Также нужно найти место восходящего потока, после чего можно взлетать. В российском воздушном законодательстве прописаны нормы полёта на параплане – летательном аппарате весом меньше 115 кг: Лучшее место для полётов – ближайший специальный парадром или дельтадром, которому много лет и где летают профессионалы. Питерским пилотам нравится дельтадром на станции Можайской, что дальше Красного села. Сюда приезжают летать с горы Кирхгофф. Летают со склонов «Лебяжьего» и в карьере, что близко к Гатчине. С этих горок ловится только динамик, разрешающий подниматься на 50 м, а термический поток ловится на высоте 150 м. В Пятигорске летают с горы Джуца (Кавказ), с популярного дельтадрома «Юцы». Здесь работает школа и часто проводятся российские чемпионаты. В Крыму, рядом с Феодосией, любят летать в «Планерном» (построен в 1930 г.) с горы Клементьева. Также популярна гора Ай-Петри. Мастера-пилоты приезжают соревноваться на алтайскую гору Курай, улетая за 100 км на высоте до 3 тысяч метров. Рядом со станицами Благовещенская и Бугазская коса, что близ Анапы, летают в тандеме. Такой же парадром несложно найти не выезжая из города, прогулявшись в центр за Ореховую рощу. Много парапланерных клубов на сочинских курортах в Красной Поляне и в горах Донбая. Парапланеризм – это хобби или спорт?Одни пилоты считают полёты на параплане работой, другие – отдыхом и развлечением. Третьи, паря в облаках, самоутверждаются, а четвертые и работают, и наслаждаются. Для спортсменов-парапланеристов это крутой и требовательный спорт. Пилоты сталкиваются с физическими и психологическими нагрузками, с подоблачными полётами до 5 тысяч метров, сотнями налётанных часов и с многокилометровыми маршрутами после терпеливых ожиданий погодных условий. Кроме того, часты случаи запаздывания транспорта после приземления. Одним достаётся победа, другим – горькое поражение. История парапланаНе оставляя попыток подняться в небо, европейцы с XII века изобретали и испытывали летательные средства, что часто завершалось гибелью пилота. Первое успешное изобретение, похожее на дельтаплан, принадлежит Отто Лилиенталю. На этом устройстве из ивовых прутьев, хлопка и кожи поднимались в воздух две с лишним тысячи раз. Затем дошла очередь до специализированных аппаратов. 1964-й год – год рождения парашюта-крыла Стива Снайдера. С годами накапливался опыт, все сильнее разделяя будущий параплан с парашютом. Меняли профиль, площадь, форму крыльев и систему строп. В 70-х гг. ХХ века французам пришла в голову идея осуществить полёт на парашюте-крыле с Альп. В купола закачали воздух, пилот разогнался на лыжах и взлетел. Этот положительный опыт дал толчок к экспериментам и появлению новой дисциплины – Para-ski, что переводится как Пара-лыжи. Летательные модели модифицировали для совершения горных полётов. Чтобы привычный прыжковый парашют снижался медленнее, купол увеличивали за счёт дополнительных секций, называя модель парапланом. Эти усовершенствованные устройства ещё мало отличались от парашюта-крыла, но у них появились надёжные лётные качества. Тем не менее в 80-х гг. были организованы первые чемпионаты Европы, а затем и мира. Парапланеризм зародился в 1983 г. в европейских странах; к началу 90-х гг. появились эллипсовидные модели, на которых летают и теперь. Новые технологии разрешили выпускать парапланы из сверхлёгких и прочных материалов. Так, парапланерные стропы при толщине в 1,5 мм в состоянии выдержать груз весом 120-150 кг и растянуться на 0,01 %. Россия познакомилась с этими летательными аппаратами к концу 80-х гг. прошлого века. Первым парапланом называют модель «ПО-16», в которой с боков вшивались по две дополнительных секции. Зарубежные модели превосходили первую отечественную во много раз. С появлением у советских конструкторов параплана из-за рубежа появилось новое устройство крыла, превосходящее по лётным качествам предыдущие варианты. Таким образом, и в России начал развиваться парапланеризм. Книги по парапланеризмуКнигу «Летайте безопасно» написал теоретик Алексей Тарасов, налетавший много километров, испытывая новые модели парапланов. Автор подробно знакомит читателя с оборудованием и снаряжением, приводит примеры опасных режимов при полётах. Автор учебника «Мечта летать» Игорь Волков – мастер полётов и инженер, в своё время организовавший парапланерную школу. В пособии подробно расписаны обучающие уроки, по которым научились летать многие российские пилоты. Виктора Гончаренко знают как знаменитого советского планериста, неоднократного чемпиона и рекордсмена Советского Союза и мастера спорта. В «Технике и тактике парящих полетов» Гончаренко делится опытом освоения мастерства, соединяя знания с практическими уроками. На страницах книги представлены схемы и рисунки, полезные спортсменам, обучающимся 2-й и 3-й год, а также инструкторам и спортсменам-мастерам. Подытоживая, отметим, что с изобретением параплана человек получил не только счастье приключений с длительными полётами и незабываемыми эмоциями, но и возможность соревноваться, выполнять в воздухе акробатические трюки, путешествовать и наслаждаться отдыхом. Парапланеризм – это адреналин, восторг и радость. Это знакомство с новыми странами, местами, появление новых друзей, незабываемые впечатления и свободный полёт.
|