за счет чего можно обеспечить охрану атмосферы
Основные принципы охраны атмосферы
Охрана атмосферы является важнейшей задачей человеческого общества. Наличие атмосферы является одним из необходимых условий существования жизни на Земле. Атмосфера регулирует климат Земли; суточные колебания температуры на планете без атмосферы достигали бы 200 о С. В настоящее время средняя температура поверхности Земли равна 14 о С. Атмосфера пропускает тепловое излучение Солнца и сохраняет тепло, в ней образуются облака, дождь, снег, ветер. Она также выполняет роль переносчика влаги на Земле, является средой распространения звука, без воздуха на Земле царила бы немая тишина. Атмосфера служит источником кислородного дыхания, воспринимает газообразные продукты обмена веществ, оказывает влияние на теплообмен и другие функции живых организмов. Изменение физических и химических свойств атмосферы может отрицательно сказаться на здоровье людей, их работоспособности, продолжительности жизни.
Основными принципами охраны атмосферы являются следующие:
1. Минимизация вредных выбросов в атмосферу от любых источников.
2. Реальное использование законодательства по охране атмосферы.
3. Запрещение или ограничение технологий наносящих вред атмосфере.
4. Увеличение финансирования и рациональное целенаправленное использование средств на охрану атмосферы.
5. Широкое внедрение современных методов и средств контроля вредных веществ в атмосферном воздухе.
6. Проведение глобального, регионального и локального мониторинга атмосферы.
7. Создание сети предприятий и организаций по разработке, изготовлению и сервисному обслуживанию экозащитной техники.
8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по охране атмосферы.
В последние годы техническая политика в области охраны атмосферы основывалась на широком развитии работ по установлению предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ для каждого источника и предприятия. Нормирование загрязняющих воздух веществ осуществляется на основе детальных расчетов полей максимальных концентраций веществ, создаваемых источниками выбросов на территории города. Нормативы ПДВ устанавливаются на уровне, при котором выбросы вредных веществ не приведут к превышению предельно допустимых концентраций (ПДК), утверждаемый Министерством здравоохранения.
Контроль за соблюдением нормативов ПДВ осуществляют органы Минприроды. Оценка эффективности работ по снижению загрязненности воздуха осуществляется на основании данных Общегосударственной службы наблюдений и контроля загрязнения природной среды (ОГСНК), организованной в середине 60-х годов. В нее входят подразделения Минприроды, Минздрава и лаборатории промышленных предприятий.
Наряду с контролем загрязнения атмосферы в городах, мониторинг ведется также за пределами урбанизированных зон, на всей обширной территории страны. Наблюдения ведутся в заповедниках, в том числе биосферных, на сети станций фонового мониторинга атмосферы и осадков.
4.5. Основные принципы охраны гидросферы
Деятельность человеческого общества немыслима без воды. Использование ее в зависимости от целевой направленности делят на водопользование и водопотребление. При водопользовании вода, оставаясь в водоемах или водотоках, используется как среда или механический источник энергии. Основными водопользователями являются водный транспорт, лесосплав, рыбное хозяйство, гидроэнергетика. Водопотребление связано с забором воды из водоемов и водотоков. Водопотребителями являются коммунально-бытовые организации, промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство. По мере роста народонаселения и городов увеличивается потребление воды на коммунально-бытовые нужды.
При сбросе 1 куб. м неочищенных вод портится 40-60 куб. м природных чистых вод. Чтобы очищенные сточные воды стали пригодными для вторичного использования, требуется 7-14 кратное их разбавление.
Важное значение приобретают комплексное и рациональное использование поверхностных и подземных водных ресурсов и борьба с загрязнением водной среды. Основными мероприятиями по охране вод от загрязнений являются следующие:
1. Разработка и исполнение норм, правил и требований к качеству, составу и свойствам воды у пунктов питьевого и культурно-бытового водопользования.
2. Разработка новых технологий и совершенствование существующих технологий, при которых возможно полностью исключить сброс сточных вод (замкнутый цикл водопользования, использование «сухих» технологических процессов, замена водяного охлаждения воздушным и др.).
3. Проведение на используемых территориях гидромелиоративных, лесомелиоративных, агротехнических и санитарных мероприятий, улучшающих водный режим и исключающих возможность вредного воздействия вод на почву.
4. Создание и эффективное использование очистных устройств с искусственной или естественной очисткой на всех предприятиях, сбрасывающих в водоемы сточные воды.
5. Использование водных источников, не допуская превышения установленных норм, бережно расходовать поливные, грунтовые и артезианские воды.
6. Внедрение современных систем обезвреживания и обеззараживания сточных вод.
7. Создание сети глобального, регионального и локального контроля и мониторинга за качеством и состоянием воды и водоемов.
8. Обеспечение санитарно-оздоровительных мероприятий и санитарной охраны у водозаборных сооружений.
4.6. Основные принципы охраны литосферы
Существо процессов хозяйственной деятельности человека нарушающих поверхность Земли, состоит в том, что верхний плодородный слой (почвы) снимается и погружается на неопределенно длительное время в глубины грунта, а нижние слои, нередко безжизненные и токсичные, выносятся наружу.
Почва требует ухода, и эксплуатация ее должна осуществляться на научной основе. Хорошая обработка, своевременное внесение удобрений, задержка влаги и чередование сельскохозяйственных культур препятствуют истощению почвы. Разрушение почвы обычно идет за счет обеднения ее питательными веществами, ухудшения структуры и вследствие ее эрозии, т.е. физического уничтожения. Изношенные и истощенные почвы «заболевают». Они утрачивают плодородность, и для их полного «выздоровления» требуется значительное время. Истощенная земля легче поддается эрозии, так как, теряя гумус, она теряет способность поглощать и удерживать воду.
Во всем мире проводится огромная работа по охране земель, при этом основными мероприятиями являются:
— борьба с ветровой и водной эрозией;
— рекультивация земель, нарушенных промышленными работами;
— предупреждение и предотвращение оползней и селевых потоков;
— вовлечение малопродуктивных и бросовых земель в сельскохозяйственное производство;
— восполнение сельскохозяйственным предприятиям изъятых у них для промышленных целей сельскохозяйственных угодий за счет ввода в действие неиспользуемых земель и создания орошаемых участков;
— предупреждение вторичного засоления почв и рассоление их путем глубокого дренажа;
— засыпка оврагов или другие виды работ в целях приведения их в состояние, пригодное для использование в сельском хозяйстве;
— защита (обвалование) зон мелководий в водохранилищах;
— ввод в сельскохозяйственный оборот земель, освобождающихся при укрупнении сельских населенных пунктов.
Для облегчения борьбы с негативными явлениями при разработке недр, извлечения и обогащения полезных ископаемых необходимы тщательные расчеты параметров вредных влияний и определение путей их преодоления. Необходимо предусмотреть: места размещения отвалов, возможность их самовозгорания и пылеобразования; разнос вредных и токсичных веществ водой и ветром; пригодность отвалов, терриконов, хвосто- и шлакохранилищ для биологической рекультивации или вторичного использования; влияния откачки воды из шахт и карьеров на уровень грунтовых вод и растительность; возможность предупреждения и устранения просадочных явлений и провалов; последующее использование временно занимаемых при добыче полезных ископаемых земель для сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также рекреационных целей.
Таким образом, основными принципами охраны литосферы, почвы и грунтов должны быть следующие:
1. Обязательная рекультивация надземных и подземных выработок после завершения добычи минерального, энергетического и рудного сырья.
2. Реализация мероприятий по нейтрализации вредного воздействия захороняемых отходов на литосферу.
3. При проведении сельскохозяйственной деятельности реализация мероприятий по недопущению эрозии и засоления почв.
4. Выполнение оптимальных архитектурно-планировочных, инженерно-строительных и инженерно-геологических мероприятий по минимизации антропогенных воздействий на застраиваемой территории.
4.7. Основные виды мероприятий по охране природы
Большую роль в решении проблем, связанных с устранением или смягчением негативных последствий антропогенного воздействия, играют биотехнические и природоохранные мероприятия. При этом основные направления реализации этих мероприятий заключаются в следующем:
1. Конструирование схем гармоничного развития природы и экономики единых географических систем.
2. Разработка генеральной схемы оптимального развития экономики региона с учетом минимизации вредного воздействия на биосферу.
3. Широкое внедрение замкнутых технологических систем промышленного и сельскохозяйственного производства, путем применения эффективных систем очистки промышленных стоков и промышленных отходящих газов, применения безотходных технологий в промышленности и сельском хозяйстве.
4. Государственная экологическая экспертиза, аудирование и паспортизация всех крупных проектов, предприятий и территорий, особенно экологически опасных в атомной, химической промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве.
5. Широкое развитие воспитательных и образовательных процессов на протяжении всей жизни человека, с использованием современных средств (радио, телевидение, информационные технологии и т.п.) и изучением воздействия человека на природу и природной среды на человека и общество.
6. Обеспечение выполнения природоохранных законодательных и нормативных актов, путем применения санкций к нарушителям природоохранного законодательства.
7. Организация более эффективной государственной системы экологического мониторинга биосферы с использованием всех достижений современных науки (авиакосмический, лазерный и радиэлектронный дистанционный мониторинг и др.).
Мероприятия по охране атмосферного воздуха
Воздух может очиститься от накопленных элементов за несколько месяцев, поэтому осуществляя охрану атмосферы можно добиться улучшения существующей ситуации. Если не принимать никаких мер, то к 2050 г. смертность от выбросов превысит 6 миллионов человек. Загрязняется атмосфера дымовыми газами фабрик, заводов, домашних очагов, автомобилей, следовательно, и охрана ее сводится к их минимизации.
Остановить экологическую катастрофу усилиями одной страны невозможно, свой вклад должны вносить все государства. Основной инструмент – правовое регулирование безопасности воздуха.
Закон об охране атмосферного воздуха
В нем описаны требования, обязательные для всех граждан и организаций, а именно:
Требования к охране воздуха
Одним из путей разрешения проблемы охраны атмосферы, является исполнение законодательных требований. Не допускается:
Мероприятия по охране атмосферного воздуха
С целью снижения влияния выхлопов автомобилей на здоровье граждан и экологическую обстановку, проводится ряд мероприятий:
Существует четыре группы мероприятий по охране атмосферного воздуха.
Законодательные
Данная группа мероприятий направлена на урегулирование общественных отношений, поддержание правового порядка, оптимизацию путей сохранения атмосферы. Целью является обеспечение чистоты и безопасного состояния воздушной среды.
Основные федеральные законы:
Отраженные в этих законах меры по охране атмосферы обязательны для исполнения. Большинство нарушений влечет административную и дисциплинарную ответственности, некоторые – уголовную.
Технологические
Мероприятия этой группы направлены на снижение концентрации отравляющих веществ, образующихся при производственных процессах. Смысл заключается во влиянии на источники выбросов, путем перевода производств на работу по замкнутым циклам. В них часть образующегося угарного газа ликвидируется специальными камерами.
Технологических процессов, бесследно уничтожающих и исключающих образование опасных газов, пока не существует. Наиболее перспективная технология, построена на максимальном использовании сырья (отходов) по принципу малоотходных или безотходных производств.
Радикальные технологические меры:
Санитарно-технические
Эта группа содержит мероприятия по технической и санитарной охране атмосферного воздуха:
В условиях невозможности единовременного решения экологических проблем во всех отраслях, санитарная охрана атмосферного воздуха наиболее целесообразна.
Группа планировочных мероприятий
Основные функции – составление планов по защите атмосферы и обобщение предоставленных данных. Информация о выполнении плана мероприятий по охране атмосферного воздуха заносится в типовой образец формы № ПОД-2. Необходимо предоставление данной отчётности по требованию инспектора. Внесение в нее ложных сведений является административным правонарушением.
Приоритетные планировочные мероприятия по охране атмосферного воздуха:
Размер зоны назначается по классу:
Контроль за охраной атмосферного воздуха
Заключается в обобщении сведений по охране атмосферно воздуха и их проверке. Осуществляется для:
Контролирующая функция отведена Федеральной надзорной службе, ее территориальным единицам.
Государственный контроль
Управление государственной охраной атмосферного воздуха, выполняют власти федеральной и территориальной принадлежности. Контролируется:
Производственный контроль
Обязанности по производственному контролю за охраной атмосферного воздуха лежат на юрлицах, управляющих предприятиями с опасными источниками. Им необходимо подавать сведения об ответственных работниках и отчёты по деятельности экологических служб. В рамках производственного контроля проверке подлежат:
Общественный контроль
Законодательством субъектов РФ регламентируется контроль за охраной атмосферного воздуха общественными объединениями.
Права общественных объединений:
Экономический механизм охраны атмосферного воздуха
Материальным обеспечением, действий по сохранению качества атмосферы, в том числе по сокращению пагубного влияния, является плата взимаемая с физических и юридических лиц. Сумма определяется расчетным путем, на основании методических указаний и является пропорциональной вкладу в загрязнение.
Итог формируется из трёх составляющих: оплаты по установленному, максимально допустимому и избыточному лимитам.
Перечисленные средства поступают в Федеральное казначейство, распределяются по различным уровням бюджетов округов, далее направляются на финансирование защиты атмосферы.
Федеральный закон №96 об охране атмосферного воздуха
Влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека и окружающую среду
Загрязнение атмосферы выхлопными газами: влияние на человека и окружающую среду
Почему почву надо охранять, мероприятия направленные на охрану почвенных ресурсов
Закон об охране окружающей среды РФ
Источники химического загрязнения воздуха и его последствия
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: источники и нормирование
Основные загрязнители атмосферы: классификация по агрегатному состоянию
Контроль и критерии оценки качества атмосферного воздуха
Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы
Причины возникновения экологических проблем в больших городах
Экологические проблемы глобального загрязнения атмосферы
Основные понятия и требования правовой охраны атмосферного воздуха
Основа правовой защиты атмосферного воздуха
Правовые меры охраны атмосферного воздуха регулируются Законом об его охране (далее, Закон), статья 1 которого рассматривает атмосферу в виде жизненно важной составляющей окружающей среды. Он представляет собой естественную смесь газов атмосферы, которая находится вне пределов жилых, производственных и прочих помещений.
Защита и охрана атмосферы заключается в работе в сфере мероприятий, которые осуществляют органы государственной власти нашей страны, органы власти субъектов, органы местного самоуправления, физические и юридические лица в целях совершенствования качественной составляющей атмосферного воздуха, в том числе обеспечивая предотвращение его вредных влияний на человеческое здоровье и окружающую природную среду.
Качество атмосферного воздуха рассматривается с позиции совокупности его физических, биологических и химических свойств, которые отражают соответствие экологическим и гигиеническим нормативам качества.
Правовые аспекты регулирования охраны атмосферы
Закон об охране атмосферы закрепляет полномочия органов власти России, в том числе ее субъектов в этой области. Он является основной этой отрасли, формируя и закрепляя функции управления государства, требования к охране в процессе осуществления всех типов деятельности человека.
Детализация положений рассматриваемого Закона отражается в решениях Правительства РФ. Важнейшим из них можно считать постановление «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и физических воздействий на него».
Что касается доли нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в этой области, то она весьма незначительна, особенно, что касается нормирования. Примером могут являться Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов (утверждены Министерством природы РФ в 1992 году).
Управление в области охраны воздуха (атмосферы) осуществляется государством. Так, в соответствии со ст. 4 Закона охрану должно осуществлять непосредственно Правительство РФ, также она ведется с помощью специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Ростехнадзора), органов исполнительной власти субъектов РФ. Среди принципов государственного управления можно выделить:
В число основных функций государственного управления в рассматриваемой сфере можно включить:
В соответствии со ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ со стороны стационарного источника может считаться допустимым только при наличии разрешений. Подобные разрешения выдаются специально уполномоченным государственным органом (Ростехнадзором).
Именно разрешение на выброс устанавливает предельно допустимые выбросы и прочие аспекты, обеспечивающие охрану воздуха (атмосферы). Что касается вредных физических воздействий на атмосферу, то их допуск также производится на основе специальных разрешений.
Статья 21 Закона гласит, что юридические лица, которые имеют источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, источники вредного воздействия на атмосферу, включая состав и количество выбросов, размеры и их виды, должны подлежать государственному учету.
Мониторинг осуществляет государство с помощью органов Росгидромета, Ростехнадзора и Роспотребнадзора. Они наблюдают за загрязнениями атмосферного воздуха, комплексно оценивают и прогнозируют его состояние, обеспечивая органы власти и самоуправления, предприятия и население экстренными и текущими сведениями о загрязнении.
Статья 24 Закона гласит, что контроль государства за охраной воздуха (атмосферы) должен обеспечивать:
Регламентирование контрольных действий, выполняемых специально уполномоченными органами государства, рассматривает Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, постановление Правительства РФ № 847.
Требования охраны атмосферного воздуха
Глава 3 Закона рассматривает требования охраны атмосферного воздуха, устанавливая их. Среди этих требований можно выделить:
Ответственность за нарушения законодательства
Нарушители законодательных актов в рассматриваемой сфере в соответствии с характером нарушений привлекаются к нескольким видам ответственности: административная, дисциплинарная, материальная, гражданская, уголовная.
Кодекс рассматривает наступление административной ответственности за:
Подобную степень ответственности могут устанавливать и сами субъекты РФ.
Уголовное Законодательство предусматривает и уголовное наказание за преступления в этой области, что регулирует статья 251.
Охрана атмосферы подробное руководство по профилактике загрязнений и очистке
В статье рассматриваются проблемы охраны воздуха от загрязнений и связанные с ними мероприятия, проводимые на законодательном уровне. В ней также затрагиваются вопросы профилактики, решение которых позволяет предупредить попадание в атмосферу продуктов деятельности человека.
Чем мы дышим
То, чем мы дышим, не может не волновать большинство проживающих на планете людей. За небольшим исключением многие понимают, что защита атмосферы – дело первостепенной важности. При этом не все имеют четкое представление о составе вдыхаемого воздуха.
Согласно исследованиям, проводимым специалистами, в состав вдыхаемой нами смеси входят следующие обязательные компоненты:
Важно! Последний компонент в основном и определяет загрязнение воздушной среды сторонними веществами, являющимися продуктом человеческой деятельности.
Помимо них в составе вдыхаемого нами воздуха содержатся мельчайшие микроэлементы и частицы пыли.
Источники загрязнения
Загрязнение воздушной среды происходит из-за попадания в атмосферу Земли вредных или избыточных объемов веществ, вырабатываемых промышленными предприятиями и подобными им источниками. В состав таких загрязнений входят следующие виды газов:
Загрязнение атмосферы происходит и по причине попадания в нее продуктов сгорания органических и неорганических веществ, образующихся в результате лесных пожаров.
Последствия изменения состава воздуха
При попадании в воздух различных окислов и диоксидов, а также мельчайших механических частиц его состав меняется настолько, что приводит к критическим последствиям для человека. Недопустимое содержание в атмосфере опасных веществ становится причиной многих заболеваний, включая аллергические реакции и поражение верхних дыхательных путей.
Обратите внимание: Случайные «залповые» выбросы в атмосферу веществ, содержащих фтор, способны привести к сильным отравлениям и даже к смерти животных и людей.
От загрязнений в атмосфере поражаются и продовольственные культуры, в которые попадают вредные для здоровья людей микроэлементы.
Требования к охране воздуха
Единственный способ разрешения проблемы охраны атмосферного воздуха от загрязнений – строгое выполнение требований законодательства. Согласно основным положениям этих документов недопустимыми считаются следующие действия:
Для исключения загрязнения воздушной среды обязательными считаются такие профилактические меры, как сокращение доли «светлых» нефтепродуктов и сертификация топлива. Добавим к этому обязательный мониторинг всех случаев выбросов в атмосферу и повсеместное использование очистных сооружений.
Закон об охране атмосферного воздуха
Этот документ включает целый ряд требований, обязательных для исполнения всеми гражданами и организациями РФ. Это:
В законодательном порядке также регулируется всеобщая доступность, правдивость и развернутость сведений, касающихся состава воздушной среды. Все это должно сопровождаться проведением научно-обоснованного комплекса охранных мероприятий.
Мероприятия по охране атмосферного воздуха
Защита атмосферы и снижение влияния деятельности человека на нее возможны лишь при условии организации и проведении мероприятий следующего типа:
Рассмотрим каждое из мероприятий по охране атмосферного воздуха более подробно.
Законодательные
Рассматриваемая группа мероприятий ставит своей целью урегулирование общественных отношений, а также поддержание правового порядка и оптимизацию способов защиты атмосферы. Конечная задача – обеспечение чистоты воздушной среды (охрана атмосферы).
При реализации мероприятий по охране атмосферного воздуха используются следующие федеральные законы:
Последний закон затрагивает ряд вопросов, относящихся к правам и обязанностям представителей правительственных служб. Он также касается граждан и юридических лиц в части соблюдения производственных технологий. Нарушение законодательных мер влечет за собой административную и дисциплинарную ответственность.
Технологические
Мероприятия технологического характера направлены на понижение концентрации опасных веществ, попадающих в воздух при решении производственных задач. Один из вариантов снятия проблемы – перевод производств на функционирование по схемам с замкнутым циклом. При этом часть образующихся вредных газов утилизируется в специальных камерах.
Технологические мероприятия по охране атмосферного воздуха предполагают:
Добавим к этому использование эффекта рекуперации, предполагающей повторное использование отработанных газов в процессе производства и поиск альтернативных (бездымных) видов топлива.
Санитарно технические
Реализация мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха предполагает:
К мероприятиям этого класса относится изучение влияния вредных выбросов на здоровье людей, а также преобразование их в безопасный вид.
Группа планировочных мероприятий
Основное предназначение этого вида мероприятий – подготовка конкретных планов по защите атмосферы, а также анализ и обобщение полученных данных. Итоговая информация фиксируется в специальных журналах в графах по типовому образцу формы № ПОД-2. Указанные данные в виде отчетности о проделанной работе предоставляются представителям контролирующих органов по первому требованию.
Дополнительная информация: Предоставление сведений, не соответствующих реальному положению дел, считается административным правонарушением.
К приоритетам этого вида мероприятий по охране атмосферного воздуха относят:
При обустройстве таких территорий им присваивается класс с I по V, определяющий размеры участка (с 1000 до 50 метров соответственно).
Экономический механизм охраны атмосферного воздуха
Для полноценной охраны атмосферы от загрязнения принимаются специальные меры, предусматривающие экологический штраф (налог) за выбросы вредных веществ. Они назначаются в размерах, определяемых законодательствами конкретных стран. Величина налога вычисляется на основании методических указаний (по принципу пропорциональности интенсивности загрязнения). По этому признаку размер штрафа дифференцируется по установленному, максимальному и избыточному лимитам.
Для облагаемых налогом организаций деятельность по защите окружающей среды может выражаться в следующих формах:
В результате экономических мер удается уменьшить влияние физических и биологических факторов на загрязнение воздушной среды.
Профилактика и современные методы очистки воздуха
Выбросы, которые поступают в атмосферу, пагубно влияют на человека и климатическую ситуацию. Для защиты окружающей среды от воздействия вредоносных отходов проводят мероприятия по профилактике загрязнения атмосферного воздуха.
Мероприятия по профилактике
Различают два типа источников загрязнения воздушной среды. Они делятся на природные (извержения вулканов, лесные пожары и пыльные бури) и связанные с деятельностью человека. К последним относятся транспорт, сельское хозяйство и промышленность. Мероприятия по профилактике загрязнений второго типа подразделяются на следующие виды:
При проведении первых из них совершенствуются технологии изготовления и способы хранения топлива с одновременным повышением качества очистка сырья от примесей. В качестве предупредительных мер осваиваются современные методы утилизации отходов, включая создание замкнутых производственных цепочек.
Законодательные меры профилактики основываются на принятии федеральных законов, ограничивающих права автомобилистов в местах отдыха, например, или предписывающих строительство заводов за пределами города. Планировочные мероприятия сводятся к следующим действиям:
Санитарно-технические профилактические меры предполагают использование газоулавливающих приборов, электрофильтров, а также надежную герметизацию загрязняющего атмосферу оборудования. Технологические способы и средства профилактики считаются наиболее эффективными методами защиты воздуха от вредных элементов.
Современные методы очистки воздуха
Конкретные способы очистки воздуха выбираются в зависимости от физико-химических свойств самих загрязнителей. Самыми известными методами считаются:
При использовании фотокаталитического метода содержащиеся в воздухе вредные компоненты разлагаются на углекислый газ, воду и кислород. Этот способ считается наиболее эффективным, экономичным и простым в реализации. В случае применения механического метода воздух пропускается через особые фильтрующие элементы, задерживающие загрязнитель.
Суть третьего варианта очистки состоит в следующем. Проходя через электрическое поле загрязняющие частицы заряжаются и оседают на особом электроде. При реализации этого метода нет необходимости в замене рабочих элементов, благодаря чему он считается самым экономичным. Адсорбционная очистка с использованием активированного угля применяется при необходимости удаления из воздуха неприятного запаха и микроскопических механических частиц.
Озонный способ позволяет обеззараживать воздух за счет окисления содержащихся в нем примесей. Он широко используется в быту и на предприятиях по выработке жиросодержащей продукции (на мясокомбинатах, например). Термокаталитический вариант очистки состоит в использовании катализатора в качестве окислителя, позволяющего очищать воздух от токсинов (от оксидов азота, в частности).
Термический или «сжигающий» метод обычно применяется при больших объемах выбросов и повышенной концентрации загрязняющих веществ. Он достаточно эффективен при борьбе с сажей, древесной пылью и микроскопическими углеродистыми загрязнениями. Все перечисленные способы очистки окружающего воздуха и принимаемые меры профилактики помогут сохранить здоровье людей и снизить риски последствий от загрязнения атмосферы.
Как предотвратить загрязнение воздуха
Рассмотрим возможные варианты борьбы с загрязнением воздуха, включающие в себя контроль состояния окружающей среды различными инстанциями. Ее мониторинг сводится к сбору данных и к их анализу с целью предупреждения неприятных последствий.
Меры по предотвращению загрязнений атмосферного воздуха
Контроль за охраной атмосферного воздуха позволяет решать следующие задачи:
Функция контроля обстановки закреплена за ФНС и ее территориальными отделениями.
Представителями государственной надзорной структуры контролируется соблюдение предписаний, касающихся охраны атмосферного воздуха. Последние представлены типовыми стандартами, методическими указаниями и нормативами, прописанными в федеральных программах и законодательных актах.
Как защитить воздух от загрязнения и спасти жизнь
Для очистки воздуха от загрязнений потребуются комплексные усилия всех заинтересованных в этом лиц, организаций и государственных структур. Если проблема рассматривается в масштабе всей планеты – предотвратить экологическую катастрофу усилиями одного государства практически невозможно.
Для получения реальных результатов свой вклад в общее дело по защите Земли и жизни на ней должны вносить все существующие страны. В качестве основного межгосударственного инструмента достижения задуманной цели может служить правовое регулирование процедур по борьбе с загрязнением воздуха.