за счет чего наполняется бюджет рф 2020

Федеральный бюджет 2020 года исполнен с дефицитом

за счет чего наполняется бюджет рф 2020
macrovector / Depositphotos.com

Опубликован закон об исполнении федерального бюджета за 2020 год (Федеральный закон от 25 октября 2021 г. № 361-ФЗ). Доходы составили 18 719 089,9 млн руб., а расходы – 22 821 554,5 млн руб., в связи с этим бюджет исполнен с дефицитом, который составил 4 102 464,5 млн руб.

Основные факторы, повлиявшие на такие результаты – вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения новой коронавирусной инфекции, и острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с резким снижением цен на нефть. При этом, несмотря на масштабные внешние факторы снижение ВВП по итогам 2020 года составило только 3,0%.

Увеличение расходов на финансирование антикризисных программ, связанных с поддержкой населения и отраслей экономики, потребовало существенного увеличения дефицита федерального бюджета. Это поддержало спрос в экономике, смягчило масштабы сокращения выпуска. Для финансирования дефицита федерального бюджета была в значительной мере расширена программа государственных заимствований, что, однако, в условиях снижения спроса на кредитные ресурсы со стороны внебюджетного сектора не оказало значимого влияния на повышение процентных ставок в экономике.

По итогам 2020 года рост реальных заработных плат составил 2,5%. Дополнительно по мере восстановления деловой активности, улучшилась динамика доходов от предпринимательской деятельности и собственности. Поддержку денежным доходам населения также оказали социальные выплаты (выплаты семьям с детьми, увеличение пособий по безработице). В результате снижение реальных располагаемых доходов населения существенно замедлилось и по итогам 2020 года спад составил 3,0%.

Валовое накопление в 2020 году сократилось на 2,0% (после роста на 3,3% годом ранее): снижение накопления основного капитала частично компенсировано приростом запасов материальных оборотных средств (повышение преимущественно за счет производственных запасов на предприятиях).

Темп роста потребительских цен по итогам года составил 4,9%. Динамика показателя отличалась повышенной волатильностью и неоднородностью в разрезе укрупненных компонент потребительской корзины (рост цен на продовольственные и ряд непродовольственных товаров сопровождался очень сдержанной ценовой динамикой в сегменте услуг). Основными факторами, повлиявшими на рост цен, стали ослабление курса рубля к доллару США и, как следствие, ускоренный рост стоимости группы товаров, наиболее зависимых от импорта, а также ситуация на российском и мировом рынках сельскохозпродукции.

Источник

Госдума одобрила в первом чтении проект бюджета на 2020–2022 годы

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2020-й и плановый период 2021–2022 годов. Законопроект поддержали 353 депутата, 62 парламентария выступили против, воздержавшихся не было. РБК следил за трансляцией заседания на сайте нижней палаты парламента. Второе чтение запланировано на 19 ноября.

Правительство заложило профицит федерального бюджета на все три года. Положительное сальдо бюджета в 2020 году составит 0,8% ВВП. В дальнейшем оно будет сокращаться: в 2021 году — до 0,5% ВВП, в 2022 году — до 0,2% ВВП, следует из проекта закона. При этом ожидается, что ненефтегазовый дефицит бюджета (сальдо без учета нефтегазовых доходов) будет стабильным на протяжении всей трехлетки и составит 5,8–5,9% ВВП.

Беспрецедентные ресурсы

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, представляя проект федерального бюджета, отметил, что в 2020 году 35,1% ВВП страны будет перераспределяться через бюджетную систему, то есть через федеральный бюджет, бюджеты внебюджетных фондов и субъектов федерации. По его словам, это беспрецедентный уровень: «Такого объема перераспределения никогда не было. Приведу цифры 2018 года — это 32,8%, 2006 год — 28,9%», отмечал первый вице-премьер.

На реализацию нацпроектов в 2020 году будет направлено почти 2 трлн руб. из федерального бюджета, следует из проекта бюджета. Пока исполнение расходов по нацпроектам запаздывает: по состоянию на 17 октября использовано только 59% заложенных на 2019 год средств, заметил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

Превышение ликвидной частью ФНБ планки в 7% ВВП позволит правительству начать инвестировать накопленные резервы, внутри страны на крупные проекты может быть направлено порядка 15–20% от суммы превышения, говорил Силуанов. «В следующем году мы имеем возможность уже инвестировать эти средства (ФНБ. — РБК) в проекты. Готовы рассматривать предложения от субъектов РФ с тем, чтобы эти ресурсы шли и на региональные проекты, которые дадут результат по увеличению экономического потенциала субъектов», — сказал Силуанов, выступая на пленарном заседании Госдумы.

Средства ФНБ должны размещаться «в надежные и ликвидные инструменты», напомнил Алексей Кудрин. «Нам нужно разобраться сначала в политике и механизмах (инвестирования)», — указал он.

Низкие расходы на медицину и образование

Предложенный правительством проект бюджета является продолжением политического курса, который привел к экономическому кризису и сдерживает финансирование образования, науки, здравоохранения, считает председатель КПРФ Геннадий Зюганов. Бюджетные расходы на образование и здравоохранение недостаточны для развития страны, подчеркнул он. «На медицину и образование сегодня надо минимум по 7% расходной части, на науку надо утраивать, учетверять бюджетные расходы, чтобы выйти вперед», — сказал он.

Расходы на развитие образования планируются в среднем за 2020–2022 годы на уровне 3,7% ВВП, расходы на здравоохранение — 2,9% ВВП, что значительно ниже, чем в странах «большой семерки», отмечали аудиторы Счетной палаты. К примеру, в Великобритании в 2018–2019 финансовом году фактические расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование — 4,2% ВВП; в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы на здравоохранение предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно.

Используемая правительством модель экономической стабилизации обеспечила макроэкономическую устойчивость, однако экономика России так и не вышла на траекторию стабильного роста и развития, считают в партии «Справедливая Россия». «Обратной стороной достижений стало снижение драйверов экономического роста, прежде всего потребительского спроса, низкое качество планирования, неэффективное использование бюджетных средств, низкий за последние 15 лет уровень исполнения расходов, формирование огромных объемов зарезервированных средств на стадии принятия бюджета», — сказал справедливорос Александр Ремезков. Темпы роста экономики, прогнозируемые правительством, не позволят увеличить ВВП на душу населения к 2024 году в 1,5 раза, подчеркнул депутат. Согласно прогнозу, в 2020 году темпы роста ВВП ожидаются на уровне 1,7%, в 2021 году — 3,1%, в 2022 году — 3,2%. Убедительного обоснования таких темпов роста экономики, а также ускорения инвестиций в основной капитал в проекте федерального бюджета нет, подчеркнул он.

Источник

Бюджет 2021–2023: главные цифры

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

Бюджет на 2021–2023 годы учитывает базовый вариант прогноза социально-экономического развития страны на этот период. В частности, как ожидается, инфляция в этот период не будет превышать 4%. Курс валют составит в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля — в 2023 году.

В основе документа — два приоритета: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных Президентом РФ.

Доходы: 18,8 трлн руб.

Расходы: 21,52 трлн руб.

На реализацию нацпроектов: 2,25 трлн руб.

Дефицит: 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП)

Рост экономики согласно прогнозу: 3,3%

Прогнозный объем ВВП: 115,53 трлн руб.

Доходы: 20,6 трлн руб.

Расходы: 21,88 трлн руб.

На реализацию нацпроектов: 2,62 трлн руб.

Дефицит: 1,25 трлн руб. (1% ВВП)

Рост экономики согласно прогнозу: 3,4%

Прогнозный объем ВВП: 124,22 трлн руб.

Доходы: 22,3 трлн руб.

Расходы: 23,67 трлн руб.

На реализацию нацпроектов: 2,79 трлн руб.

Дефицит: 1,41 трлн руб. (1,1% ВВП)

Рост экономики согласно прогнозу: 3%

Прогнозный объем ВВП: 132,82 трлн руб.

Источник

Депутаты утвердили бюджет на ближайшие три года

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

Доходы в 2020 году составят 20,38 трлн рублей и каждый год будут увеличиваться примерно на 1 трлн рублей.

Расходы в 2020 году прогнозируются на уровне 19,5 трлн рублей и тоже будут расти, причем темпами, опережающими доходы.

Бюджетный профицит в 2020 году составит 876 млрд рублей, а к 2022 году снизится до 295 млрд рублей.

ВВП — 112 863 млрд рублей. Инфляция в 2020 году — 3%, в 2021 году — 4%. МРОТ с 1 января 2020 года составит 12 130 рублей в месяц.

Главным остается повышение качества жизни граждан нашей страны, поэтому в бюджете 2020–2022 годов сохраняется ведущая роль расходов на социальную сферу — образование, медицину и т. д.

По этим направлениям решено направить 35% расходов — 6 трлн 873,9 млрд рублей.

Это средства только федерального бюджета. Значительная часть расходов обеспечивается из региональных бюджетов, а также ПФР, ФСС и ФОМС.

В текущем году на социальную политику предусмотрено 4 трлн 892,9 млрд рублей, а в 2020 – 4 трлн 990,4 млрд рублей. Еще больше будет выделено в 2021 году — 5 трлн 24,6 млрд рублей. На 2022 год по этой статье предварительно решено затратить 4 трлн 809,2 млрд рублей.

Растут расходы и на другие направления соцсферы. На здравоохранение в 2020 году будет выделено 996 млрд рублей, в 2021 – 942,5 млрд, в 2022 предполагается затратить 951,7 млрд рублей. На образование в 2020 году потратят 887,5 млрд рублей, в 2021 – 927,7 млрд, в 2022 – 886,5 млрд.

Всего на социальную сферу (с учетом бюджетов ПФР, ФОМС и ФСС) направят более 19 трлн рублей.

В частности, в 2020 году 2 млрд рублей пойдет на создание и оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах. 46,5 млн рублей ежегодно в 2020–2022 годах будет направляться на поддержку издания печатной продукции для инвалидов по зрению. Расширяется список редких заболеваний, для которых на приобретение дорогостоящих препаратов выделяются федеральные трансферты — по 2 млрд рублей ежегодно.

В соответствии с принятым бюджетом, в 2020–2024 годах субъекты РФ должны будут платить ежегодно только 5% от суммы задолженности по бюджетным кредитам с условием, что высвободившиеся средства они направят на реализацию инвестиционных проектов на своих территориях.

То есть регион вместо того, чтобы отдавать деньги на погашение долга, сможет вкладывать эти средства в инфраструктуру, дороги, подвести воду, газ, электроэнергию к строящимся на средства частных инвесторов предприятиям, которые, в свою очередь, дадут новые рабочие места и повысят уровень жизни людей.

Сумма высвободившихся в следующие пять лет средств, которые регионы смогут направить на реализацию инвестпроектов, должна составить более 440 млрд рублей.

Кроме того, ко второму чтению депутаты распределили 94% межбюджетных трансфертов на 2020 год. Это значит, что регионы уже сейчас смогут формировать свои бюджеты и начинать работу.

Финансирование мероприятий на сельских территориях в рамках отраслевых госпрограмм в 2020 году составит 76,7 млрд рублей. Однако депутаты считают, что этого недостаточно. Председатель ГД Вячеслав Володин

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

«Мы говорим о необходимости увеличения финансирования этой программы за счет ненефтегазовых доходов, если они у нас на будущий год будут большие», — сказал он.

Источник

Госрасходы России в 2020 году стали рекордными за постсоветскую историю

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

Расходы консолидированного бюджета России, включая внебюджетные социальные фонды, в 2020 году оказались рекордными (в постоянных ценах) за всю историю Российской Федерации, следует из оценки ведущего научного сотрудника Центра развития НИУ ВШЭ Андрея Чернявского. Речь идет о расширенном понимании госрасходов: федеральный бюджет, регионы с муниципалитетами плюс три внебюджетных фонда.

Федеральные расходы в прошлом году увеличились на 25% по сравнению с 2019 годом на фоне дополнительных антикризисных трат правительства не менее чем на 2,9 трлн руб. (оценка Счетной палаты). Консолидированные бюджеты регионов выросли на 15%, главным образом за счет увеличения расходов на здравоохранение, следует из данных Федерального казначейства. В результате расширенные госрасходы России в 2020 году достигли 42,15 трлн руб., из которых 54% пришлось на расходы федерального бюджета (в 2019 году — 49%).

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

В процентном отношении к ВВП — другой способ привести к общему знаменателю расходы разных лет (в противном случае искажаемые инфляцией) — расширенные госрасходы в 2020 году составили 39,5% ВВП — почти на 5 п.п. больше, чем в среднем за 2011–2019 годы. В постсоветской истории России относительные расходы всей бюджетной системы были выше только один раз — в кризисном 2009 году (41,4% ВВП), но тогда российский ВВП упал на 7,8%. Антикризисная поддержка экономики «увеличила расходы государства почти до 40% ВВП — рекордный уровень», утверждает Институт переходных экономик Банка Финляндии (BOFIT).

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

Будущее сдерживание расходов

Уже с 2021 года госрасходы должны постепенно нормализоваться на фоне ожидаемого восстановления экономической активности: хотя Минфин все еще потратит больше, чем в нормальные времена предусматривало бы бюджетное правило, расходы бюджетной системы в 2021 году должны сократиться примерно до 37% ВВП и до 35% — в 2022–2023 годах, следовало из Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина.

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

В сравнении со странами Западной Европы госрасходы России в процентном отношении к ВВП не очень велики, поскольку там очень мощная система социальной защиты, пенсионная система, плюс налогообложение намного тяжелее, чем в России, пояснил РБК Чернявский. Россию, как страну развивающуюся, логичнее сравнивать по величине бюджетных расходов с такими странами, как Польша, Турция, Мексика и другие латиноамериканские страны, советует эксперт.

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

Для современной России вообще характерна довольно жесткая фискальная политика, что и обуславливает не очень высокие бюджетные расходы, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. По его словам, сдерживание расходной части бюджета — «вопрос не последних 5–10 лет, а вопрос двадцатилетней давности». В то время пост министра финансов занимал Алексей Кудрин, ныне председатель Счетной палаты. Представитель Кудрина и пресс-служба Счетной палаты не ответили на просьбу РБК передать ему вопросы для этой статьи. Как глава Счетной палаты, Кудрин в целом поддерживает бюджетную политику Минфина, но он говорил, что в кризисном 2020 году можно было потратить больше средств на поддержку населения и бизнеса, в том числе из Фонда национального благосостояния.

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

Тихомиров объясняет, что в 1990-е и 2000-е годы в результате бюджетных реформ были отменены многие виды поддержки населения, принятые в СССР. Это привело к существенному сокращению расходной части бюджета. «С тех пор бюджетная конструкция остается достаточно жесткой. Более того, она стала еще более жесткой с введением бюджетного правила, по которому часть нефтегазовых доходов бюджета, которые превышают заранее установленную планку, идут на накопление в резервы, а не на траты», — говорит Тихомиров.

С 2014 года, на фоне западных санкций, Россия накопила значительные фискальные резервы за счет стратегии «Крепость Россия» (Fortress Russia), считает заместитель главного экономиста Института международных финансов (IIF) Элина Рыбакова. Но цена, которую платит Россия за эту стратегию, — низкий экономический рост, падающие реальные доходы населения и ограничение бюджетных расходов, написали аналитики IIF в февральской записке (есть у РБК). «Когда произошел шок, связанный с COVID-19, Россия несколько лет проходила через бюджетную консолидацию [в реальном выражении], которая включала существенное сокращение расходов на образование, здравоохранение и социальную поддержку — не только на федеральном, но и на региональном уровне», — утверждает IIF.

Ограничение бюджетных расходов влияет непосредственно на реальные располагаемые доходы населения, так как значительную их часть составляют зарплаты, пенсии и пособия. «У нас достаточно большая часть рабочей силы относится либо к бюджетникам, либо к госслужащим, 40–50% рабочей силы прямо или косвенно связано с государством», — рассуждает Тихомиров. Расходы на социальную политику (пенсии, социальные пособия и т.д.) составляют 35% консолидированных расходов государства, следует из данных Казначейства.

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

«В последние годы проводилась взвешенная бюджетная политика, которая позволила создать запас прочности и справиться с вызовами 2020 года», — возражает Минфин России. В 2020 году Россия вошла в число лидеров среди стран G20 по эффективности антикризисного пакета, утверждает пресс-служба ведомства. «В ближайшие годы — по мере восстановления экономики — предусмотрена нормализация бюджетной политики с одновременным восстановлением деловой активности в ненефтегазовом секторе. Особый акцент будет сделан на достижении национальных целей развития и выполнении послания президента Федеральному собранию», — указали в Минфине.

Что касается межбюджетных отношений федерального центра и регионов (последние жаловались, что Минфин навязывает им финансовые ограничения), «действующая сейчас бюджетная политика, в частности распределение расходных полномочий между федеральным центром и регионами, гарантирует исполнение всех обязательств государства перед гражданами, сохранение макроэкономической и финансовой стабильности в стрессовых условиях», считает Минфин.

Федеральный Минфин не может определять функциональную структуру расходов всей бюджетной системы, добавили в ведомстве.

Ограничитель для расходов

По уровню госдолга расширенного правительства (федеральный центр плюс регионы) Россия занимает одно из самых низких мест в мире — около 20% ВВП, даже несмотря на увеличение госдолга в 2020 году на 5,4 трлн руб. «Наращивать государственный долг такими же темпами, как в предстоящие годы, не планируется, поскольку его безопасный уровень предполагает не только общий объем, но и разумную стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также сбалансированную структуру без пиков платежей», — заявили в Минфине. В 2021 году расходы на обслуживание федерального долга вырастут с 0,8 до 1,2% ВВП.

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

Россия, «наученная горьким опытом дефолта» 1998 года, пошла по пути низкого уровня долга и ненаращивания расходов, говорит руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. По ее словам, это более безопасная стратегия в случае возможных кризисов, которая «позволяет в трудный период временно увеличить расходы без ущерба экономике в целом».

Сравнивая Россию с развитыми странами, у которых высокие расходы бюджета, не стоит забывать, что там другой уровень фискальной дисциплины, коррупции, прозрачности, подчеркивает Суслина. «Если такое государство решает потратить больше на строительство дорог, то оно может быть уверено, что на 90% эти дороги будут построены. А у нас, к сожалению, жизнь устроена так, что половина дойдет непосредственно до строительства, остальное где-нибудь осядет», — рассуждает она. А при низкой эффективности госрасходов их простое наращивание не приведет к результату — сначала надо повысить эффективность расходов (сократить коррупцию, улучшить систему госзакупок, сделать процессы более прозрачными) и только потом можно будет «достаточно безболезненно» увеличивать расходы, утверждает Суслина.

за счет чего наполняется бюджет рф 2020

У России большой запас прочности в госфинансах, и она в принципе могла бы себе позволить расходовать больше, чем сейчас, сказал РБК ведущий аналитик рейтингового агентства S&P Global по суверенным рейтингам стран СНГ Карен Вартапетов. «Другое дело, на какой срок и какой ценой. Одной из проблем бюджетной политики до введения текущего бюджетного правила была процикличность расходов (они росли, когда росла цена на нефть, и наоборот), что усиливало зависимость внутренних экономических параметров от колебаний цены на нефть. Планирование расходов исходя из консервативной базовой цены на нефть сильно ослабило этот эффект, сделало внутренние условия более стабильными и предсказуемыми», — указал аналитик. Поэтому сильное ослабление бюджетного правила, которое могло бы позволить увеличить расходы, может усилить волатильность макроусловий со всеми вытекающими рисками, рассуждает Вартапетов. «Скорее, вопрос в структуре и эффективности расходов, а здесь и само правительство говорит о необходимости повышения доли расходов на человеческий капитал и резервах по повышению эффективности расходов», — резюмировал эксперт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *