за счет чего обеспечивается результативность в работе с детьми в доу
Результативность и качество дошкольного образования
Гулия Харазова
Результативность и качество дошкольного образования
, старший воспитатель МБДОУ Асекеевский детский сад №1 Харазова Г. К.
Таким образом, возникает необходимость своевременного пересмотра и обновления механизма деятельности ДОО, создания определённых условий развития, обеспечивая эффективность образовательных услуг.
Работа в ДОО направлена на развитие личности ребенка, и в качестве
организации воспитательного процесса мы рассматриваем принцип
личностно-ориентированной модели воспитания:
• уважение к ребенку;
• создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе;
• ориентация детей на гуманные общечеловеческие ценности;
• обеспечение психологической комфортности воспитанников, создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентировки на успех.
Цель образовательной программы ДОО – позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка младенческого, раннего или дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности. Цель реализуется в процессе разнообразныхвидов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения цели программы первостепенное значение имеют:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
В программе для каждого возраста дается характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения, целевые ориентиры освоения программы. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, мы выделяем работу с родителями.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений ориентирована на приоритетное направление деятельности ДОО и специфику регионального компонента (его национально-культурных, природно-климатических, демографических особенностей). Для реализации приоритетного в ДОО социально-личностного направления развития детей, регионального компонента, учета запроса родителей в работе дошкольного учреждения в вариативную часть плана организации образовательной деятельности включена работа по реализации парциальных образовательных программ (программы внутреннего действия):
• «Моя малая Родина» (формирование у дошкольников первичных представлений о Малой Родине);
• «Тамчы» (обучение детей татарскому языку);
• «Ритм» (художественно- эстетическое развитие);
• «Мой мир» (формирование у ребёнка представления об окружающем его мире, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях).
Анализ педагогического мониторинга, проведенного в мае 2014 года, поставил перед нами задачу,в течение 2014-15 учебного года продолжить работу по следующим направлениям:
2. организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей;
3. продолжать развивать речевые и коммуникативные умения дошкольников в образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода;
4. использование педагогами в образовательном процессе ИКТ и современных инновационных технологий.
С целью индивидуализации педагогического процесса педагоги используют следующие компоненты детской субкультуры: оформление развивающей предметно-пространственной среды, социоигровые подходы, здоровьесберегающие технологии, физкультурно-оздоровительные (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, педагогические технологии активной сенсорно-развивающей среды (системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей, технология обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка (создание эмоциональной комфортности ребёнка, обеспечение позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками); информационно-коммуникативные технологии (создание презентаций); проектный метод (совместная деятельность взрослого и детей над определённой практической проблемой); метод графического моделирования (совместная деятельность педагога и детей по построению моделей).
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве не отражена в Программе, так как в ДОО отсутствуют воспитанники с ограниченными возможностями здоровья.
Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.
5. Результативность образовательной деятельности.
5.1 Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляют профессионально подготовленные педагогические кадры, способные работать в условиях реализации новейших вариативных программ и педагогических технологий, а также владеющие методами и приемами организации педагогической работы с детьми с учетом особенностей различных моделей дошкольного образования. Все это позволяет детям с различным уровнем развития получить адекватные условия и равные возможности выше уровня образовательных стандартов.
Одним из показателей грамотно организованного воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к школе.
Так, уровень выполнения программы, анализ диагностики воспитанников в ДОУ показал хорошие результаты: 75% воспитанников заканчивает 1-ый класс на «хорошо» и «отлично».
Выполнение годовых задач путем организации современных форм работы с кадрами (недели творчества, презентация опыта, мастер-классы, самоаудит, семинары-практикумы, консультации, тематические проверки, педсоветы, тренинги с психологом и дефектологом др.) повышает компетентность и профессиональные качества педагогов детского сада и способствует успешной работе коллектива и положительной динамике показателей развития способностей детей.
5.2 МБДОУ «Детский сад № 99» активно и плодотворно взаимодействует со следующими организациями:
Формы работы
№ 8, ГКБ №1
5.3. Одним из показателей результативности работы является то, что педагоги и воспитанники детского сада постоянно участвуют в городских и областных мероприятиях — спортивных соревнованиях, конкурсах детского творчества и интеллектуальных марафонах(ЦДТ №4).
Проблема организации физического воспитания как наиболее действенного средства улучшения физического и духовного здоровья каждого ребенка является для нашего творческого коллектива сотрудников одной из важных.
Ведущей задачей мы видим повышение качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ за счет перестройки всей системы работы, использования современных развивающих здоровьесберегающих технологий.
Блок физкультурно-оздоровительной работы ДОУ подробно представлен в Образовательной программе: двигательный режим, система медико-педагогического контроля, различные виды двигательной активности во время физкультурных занятий, система закаливающих мероприятий, диагностики.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ осуществляется квалифицированными педагогами и медицинскими работниками. Специалисты и педагоги систематически повышают свою квалификацию на специализированных курсах, курсах повышения квалификации педагогических работников при ИРО, активно участвуют в семинарах, конференциях окружных и городских, днях открытых дверей, охотно делясь накопленным опытом с коллегами; организует открытые показы для коллег, родителей воспитанников.
При работе с кадрами используются консультации, семинары и семинары-практикумы, показ открытых занятий, организация конкурсов, тематические педагогические советы.
Формы работы с родителями – родительские собрания, консультации, семинары, индивидуальные беседы, открытые занятия для родителей, анкетирование, совместные мероприятия (дни здоровья, дни открытых дверей, досуги, праздники, встречи по интересам), наглядная агитация и информационно-разъяснительная работа (медицинских работников, специалистов ДОУ).
Основу предметно-физкультурно-игровой среды составляют разнообразные модули
Разнообразие модулей и предметов позволяет создать двигательно-игровые зоны: прыжковую, для лазания, для преодоления препятствий, для метания и вбрасывания. Модули легко трансформируются и перемещаются, что обеспечивает многообразие действий, яркие цвета создают позитивное настроение у детей. Мобильность оборудования значительно облегчает работу педагога, позволяет творчески подходить к образовательному процессу, менять обстановку в ходе занятия, создавать ситуации, приближенные к природному ландшафту, стимулируя развитие природных навыков ребенка. Разнообразие и достаточное количество мячей, обручей, воздушных шаров и других снарядов поддерживает интерес и внимание детей во время занятий.
Для приобретения детьми необходимых знаний в области здоровья, физической культуры и спорта проводятся тематические физкультурные занятия. Детей знакомят с разными видами спорта, которые позволяют им на практике усвоить сведения о правилах проведения спортивных соревнований, закрепить знания об определенных видах спорта.
Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»
Светлана Владимировна Федулова
Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»
Консультация для педагогов
«Современное качество дошкольного образования:
критерии и показатели результативности»
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием». А. Дистервег
Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и Образовательном стандарте нового поколения, профессиональном стандарте педагога.
Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира.
Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования.
Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ.
Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое,личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.
В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования,выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.
В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям:
Организация современного воспитательно-образовательного процесса (выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, межпредметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровьесберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);
Создание современного, предметно-развивающего пространства;
Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;
Успешная и безболезненная адаптация;
Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);
Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;
Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;
Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.
Качество работы детского сада выражается также в применении инноваций, здоровьесберегающих технологий, наличии экспериментальной площадки в ДОУ, а также качественной подготовке детей к школе.
Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения, их отношение к дошкольному образованию, расширение педагогического потенциала родителей и повышение их компетентности.
Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:
проследить динамику развития каждого ребёнка;
оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;
определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.
Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.
В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОУ:
• видение современных задач дошкольного образования;
• наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;
• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
• проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
• умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
• умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;
• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;
• способность к самообразованию.
Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
В последнее время достаточно часто упоминается и активно обсуждается понятие «качество образования». Что же это такое?
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей –это эффективное обучение детей:
— обучение без утомления;
— сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
— поддержание желания учиться;
Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ,родителями:
— успешное выполнение ими всех учебных программ;
— оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
— поддержание интереса детей к учебному процессу;
— успешное развитие детей в процессе их обучения;
— сохранение психического и физического здоровья детей;
— рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
— обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Таким образом,вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).
А как оценить «качество деятельности педагога ДОУ» и каковы критерии оценки этой деятельности?
Качество профессиональной деятельности педагога — степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.
Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.
Для примера приведу представленные на слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования,по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:
Научно –методическая работа:
• использование современных образовательных технологий,
• участие в методической работе,
• участие в конкурсах профмастерства,
• наличие публикаций педагога,
• наличие портфолио педагога,
Организация работы по взаимодействию с социомом:
• взаимодействие педагога с родителями,
• взаимодействие с социумом,
• участие педагога и воспитанников в конкурсах различного уровня.
Жизнь любого педагога состоит из светлых и тёмных полос, означающих радости, успехи, поражения. Радость просто так не возникает. Именно успех – её обязательная составляющая.
Кодекс деятельности успешного воспитателя:
В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс.Перед вами свод правил успешного воспитателя ДОУ:
• Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя
• Творчество – отличительная черта
• Здоровый образ жизни – основа существования
• Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя
• Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения
• Профессиональная компетентность – дело чести
Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога.Вы можете видеть их на экране:
«Принцип фейерверка: Раскрой себя!» Все педагоги – звёзды: близкие и далёкие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинный, а у других … Главное – хотеть сиять.
«Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности!
Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.
«Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй!
У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.
«Принцип успеха»: Реализуй себя!
Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы.
Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Очень точно об этом сказал Джон Дьюи (американский философ и педагог):
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства.
Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь,приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ.». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию.
Итак,перед вами модель воспитателя 21 века:
• Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
• Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
• Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагогаДОУ относятся представленные на экране:
Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.
Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.
Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут:
• разработаны единые показатели и критерии оценки;
• определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования.
А на данный момент главными и основными критериями качественной деятельности педагога дошкольного образования являются следующие критерии:
• Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает.
• Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.
• Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.
Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Все это, в конечном счете, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.
2. Иванова В. Т. О красоте профессии воспитателя – М. : Сфера, 2013