за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

«Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма».

Обращаясь к двухчастной форме, композиторы нередко заключают её в рамки куплетно-песенного развития. В этих случаях двухчастность, с одной стороны, заложена уже в самой структуре «запев-припев». С другой — за счёт многократного повтора куплетов образуется репризность (повторение), а значит, и необходимость музыкального движения.

Романс М.Глинки «Венецианская ночь» написана именно в такой форме. Строение куплета двухчастно, сам же куплет трижды повторяется без всяких изменений.

Глинка, глубокий знаток и ценитель итальянской песенной культуры, создавал свой романс, близкий по жанру баркароле (баркарОла — от слова barca — «лодка», означает песню гребца или гондольера). Его музыкально-поэтический образ — воспевание прелестной венецианской ночи, наполненной звуками баркаролы, несущей радость, красоту, дыхание весны.

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

В основу романса Глинки положен отрывок из стихотворения И.Козлова «Венецианская ночь».

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Это стихотворение, нежное и воздушное, как весенний ветер — и по образу, и по ритму, и по лексике, находит музыкальную трактовку, в которой, с одной стороны, подчёркиваются его поэтические достоинства, с другой — вносится контрастный элемент, отсутствующий в стихотворении.

Глинка сохраняет сохраняет своеобразную воздушность ритма, обращаясь к размеру 8\8 (восемь\восьмых), типичному для баркаролы, и с первых тактов погружает слушателя в атмосферу звучащей венецианской ночи.

Что же в ней звучит? Едва уловимо журчит Брента, чуть слышен ропот «дробимыя волны», о чём-то шепчут между собой померанцы и мирты — чудесные цветы весенней Италии. И надо всем этим — «звуки нежной баркаролы веют лёгким ветерком».

Словно опасаясь нарушить очарование чудесной весенней ночи, когда никто не спит: ни волны, ни цветы, ни люди, скользящие в своих лодках по ночным каналам, — и которая, несмотря на всё это, поразительно тиха — все боятся нарушить её волшебную тишину! — композитор перед началом каждого куплета повторяет указание dolcissimo «дольчиссимо» (очень нежно!).

Так в романсе мы видим всё мыслимое единение музыкального образа и образа поэтического, рисующих вместе пленительную и притягательную картину венецианской ночи.

И всё же, как истинный музыкант, Глинка вводит в звучание «Венецианской ночи» небольшой контраст. В каждом куплете четырём первым строкам соответствует один напев, а четырём последующим — совсем другой.

Второй напев нисколько не нарушает ни очаровательной воздушности музыкального движения, ни общей нежности поэтического образа. Но в отличие от первого напева, второй написан в миноре. И, хотя в конце строфы он возвращается в первоначальную тональность си-бемоль мажор, всё же остаётся чувство то ли какой-то недосказанности, то ли лёгкой грусти, едва-едва уловимой и всё же коснувшейся души.

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Д\З Вопросы и задания

Источник

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Интервалы количественной величиной более восьми ступеней (от ноны до квинтдецимы) называются составными.

Обозначим их качественную величину (в скобках указан интервал, который нужно построить через октаву для того, чтобы получить нужный интервал):
м.9 (м.2 через октаву): 13 пт (полутонов)
б.9 (б.2 через октаву): 14 пт
м.10 (м.3 через октаву): 15 пт
б.10 (б.3 через октаву): 16 пт
ч.11 (ч.4): 17 пт
ч.12 (ч.5): 19 пт
м.13 (м.6): 20 пт
б.13 (б.6): 21 пт
м.14 (м.7): 22 пт
б.14 (б.7): 23 пт
ч.15 (двойная октава): 24 пт

То есть построить данные интервалы можно как минимум двумя способами:
1) отсчитать данный в скобках интервал, перед этим отложив октаву от исходного звука;
2) двигаться от исходного звука по полутонам (или по тонам, зная, что 1т=2пт или 1пт=0,5т). При этом не забываем, что в первую очередь отсчитываем ступени, и лишь затем ставим нужный знак альтерации (или не ставим).

Источник

Два напева в романсе М.И. Глинки

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Двухчастная форма в музыке на примере творчества М.И. Глинки

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Содержимое разработки

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Тема: Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Репризы- всевозможные повторы. Повторами богата и поэзия.

Всех в нём цветов благовония слышны,

Кудри твои так обильны и пышны,

Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок,

Ясного взора губительна сила,-

Нет, я не верю, что ты не любила:

Свеж и душист твой роскошный венок.

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

М.Глинка, глубокий знаток и ценитель итальянской песенной культуры.

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Романс М.Глинка «Венецианская ночь», сл. И. Козлова

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Ночь весенняя дышала светло-южною красой;

Тихо Брента протекала серебримая луной ;

Отражён волной огнистой блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый от зелёных берегов.

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

И цветов и свежих трав ,

И вдали напев Торквата

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Источник

Конспект урока музыки в 7 классе по теме «Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь» двухчастная форма»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма».

«Чтобы красоту создать,

надо самому быть чистым душой»

Цель : сформировать у учащихся представление о построении в музыке двухчастной формы, о использовании двухчастной формы в куплетно-песенном жанре, на основе произведений М.И. Глинки.

Личностные. Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.

Метопредметные. Умение аргументировать свое предложение, мнение.

Предметные. Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Компьютер, мультимедийная установка.

Музыкальный материал урока:

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание).

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (пение).

Репродукции картин о Венеции.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока : урок –знакомства +урок практической работы

Межпредметные связи : история,литература,ИЗО,

Методы обучения: словесные; наблюдение; демонстрационный; частично-поисковый; проблемно-развивающего обучения; коррекционного обучения.

Принцип: уважения личности каждого ребенка; активизация сознания.

Приемы обучения : провокация на творчество; свобода в рамках ограничения; стимуляция поведения и личности; «делай как я»; любование.

Педагогические техники: мастер-класс учителя; мимика, жесты; эмоции, техника речи.

3.Сообщение ученика.- История создания романса «Венецианская ночь»

4.Прослушивание романса «Венецианская ночь».

6.Проверка домашнего задания.

7.Начало работы над проектом «Формула красоты»

Приветствие: Здравствуйте, ребята.

Проверка готовности учеников к уроку.

Учитель: Ребята, с какими музыкальными формами мы уже знакомы? (ответ детей.)

Сегодня на уроке мы продолжим работу на эту тему на примере творчества великого русского композитора М.И. Глинка.

-Некоторые ребята решили помочь мне провести сегодняшний урок и приготовили сообщения. Сейчас мы послушаем интересные факты из жизни М.И. Глинки.

– Проанализируем произведение? (дети анализируют и определяют жанр-романс.)

— Вы сказали все верно. А теперь определим в какой музыкальной форме построен романс? (дети дают верный ответ).

-Я очень рада, что вы верно услышали музыкальное построение произведения. Оно действительно построено в двухчастной форме. Ребята, теперь все вместе попробуем сформулировать тему нашего урока. (Дети с помощью учителя пытаются справиться с поставленной задачей)

Из всего выше изложенного вами, тема нашего урока:

« Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма»

Ребята, может кто-нибудь из вас знает стихи И.Ф. Козлова? (дети читают стихи)

-Спасибо вам большое за стихи. Я думаю, что вам будет интересно послушать сообщение Вики об истории создания романса «Венецианская ночь». (рассказ ученика)

-Спасибо, Вика, за интересный рассказ.

Ночь весенняя дышала

Тихо Брента протекала,

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.

Свод лазурный, томный ропот

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

И цветов и свежих трав,

И вдали напев Торквата

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется, мчится младость

На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,

Искры брызжут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют легким ветерком.

Что же, что не видно боле

В светло-убранной гондоле

Той красавицы младой,

Чья улыбка, образ милый

Волновали все сердца

И пленяли дух унылый

В замок свой удалена;

Там живет одна с мечтою,

Тороплива и мрачна.

Не мила ей прелесть ночи,

Не манит сребристый ток,

Смотрят томно на восток.

Но густее тень ночная;

И красот цветущий рой,

В неге страстной утопая,

Покидает пир ночной.

Стихли пышные забавы,

Все спокойно на реке,

Лишь Торкватовы октавы

Это стихотворение было опубликовано в 1825 г., а вот положено на музыку только спустя семь лет, в 1832 г. В романсе М. Глинки звучат 1, 2 и 3-я строфы стихотворения. Начинающие певцы исполняют, как правило, только 1-ю и 3-ю строфы. И мы с вами, как начинающие певцы, тоже исполним 1-ю и 3-ю строфы этого романса ( учащиеся разучивают романс).

Ребята, вы услышали много новых слов, разберёмся с их значением:

Певец! когда перед тобой

Во мгле сокрылся мир земной,

Мгновенно твой проснулся гений,

На все минувшее воззрел

И в хоре дивных привидений

Он песни дивные запел.

«Венецианскую ночь» Козлова, задолго до создания М. Глинкой романса на эти стихи, пела в Тригорском в присутствии и к вящему удовольствию А. Пушкина Анна Петровна Керн, о чем она и повествует с любопытными подробностями в своих «Воспоминаниях о Пушкине». Возникает естественный вопрос: каким образом? на чью музыку? Вот ответ: «Мы пели романс Козлова, на голос [очевидно, на мотив – А. М.] Benedetta sià la madre,4 баркаролы венецианской. Пушкин с большим удовольствием слушал эту музыку и писал в это время Плетневу: “Скажи старцу Козлову, что здесь есть одна прелесть, которая поет его ночь. Как жаль, что он ее не увидит! Дай бог ему ее слышать!”».5 Это происходило летом 1825 года.

В литературе можно встретить утверждение, что в Тригорском исполнялся романс М. Глинки. Но в 1825 году этого никак не могло быть (см. дату создания романса).

Восторженные страницы посвятил поэту Н. Гоголь: «Глядя на радужные цвета и краски, которыми кипят и блещут его роскошные картины природы, тотчас узнаешь с грустью, что они уже утрачены для него навеки: зрящему никогда не показались бы они в таком ярком и даже увеличенном блеске. Они могут быть достоянием только такого человека, который давно уже не любовался ими, но верно и сильно сохранил об них воспоминание, которое росло и увеличивалось в горячем воображении и блистало даже в неразлучном с ним мрак»

Романс «Венецианская ночь» можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Стиль Глинки – зрелого художника – здесь уже вполне сформировался. Это истинная баркарола, созданная под впечатлением итальянских народных песен. Этот романс образно передает впечатление русского художника от южной природы, ласкового моря и «сладостных напевов» Италии.

Сольный номер в опере. (Ария)

Имя дочери Ивана Сусанина. (Антонида)

Голос, которым исполняется партия И. Сусанина. (Бас)

Имя приемного сына И. Сусанина. (Ваня)

Танец, с которого начинается 2-е действие оперы. (Полонез)

Место, где происходят события 2-го действия оперы И. Сусанин. (Бал)

Основоположник русской классической музыки. (Глинка)

Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (Опера)

Танец из 2-го действия оперы. (Мазурка)

— Ребята, подведем итог урока. Что вам больше всего понравилось на уроке?

– Скажите, достигли мы цели урока?

Давайте, определим, что же мы узнали и чему научились.

-И последнее. Мы начинаем долгосрочный проект «Формула красоты» Вы должны нарисовать красоту музыки так, как вы это представляете.

-На этом урок окончен. Спасибо за урок, всем до свидания.

Источник

Презентация по музыке «Музыкальная форма (2-х-частная)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыкальная форма – это…. строение произведения; выразительность музыкальных средств.

Виды музыкальных форм: период; двухчастная; трехчастная; рондо; вариации; сонатно-симфонический цикл.

Двухчастная форма Двухчастную форму композиторы нередко заключают в рамки куплетно-песенного развития. «Запев-припев». В двухчастной форме присутствует контраст. М.И. Глинка романс «Венециансая ночь» на стихи И.Козлова

Задание: За счет чего образуется двухчастная форма в романсе М.И. Глинки «Венецианская ночь»? Каким образом обогащается поэтический смысл стихотворения И.Козлова в музыке романса М.И. Глинки?

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Номер материала: ДБ-191418

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам

Время чтения: 1 минута

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

за счет чего образуется двухчастная форма в романсе м глинки венецианская ночь

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *