за счет чего плавает бтр
Плавающий колёсный бронетранспортёр БТР-70
В целом компоновка БТР-70 повторяет БТР-60ПБ. Отделение управления с местами механика-водителя и командира машины находится передней части корпуса бронетранспортера. За отделением управления находится десантное отделение, а моторно-трансмиссионное – в кормовой части.
Механик-водитель и командир машины вне поля боя наблюдают за окружающей обстановкой через два ветровых стекла, которые оборудованы обогревательным устройством и стеклоочистителем. Стёкла в боевом положении закрываются броневыми крышками. В этом случае командир наблюдает через прибор ТНПКУ-2Б и три перископических прибора ТНП-Б, а механик-водитель использует четыре ТНП-Б. Для входа в отделение управления имеются два люка в крыше корпуса.
Закрытый герметичный корпус БТР-70 сваривается из катаных листов бронестали. Толщина лобовых деталей – 8-10 миллиметров. Башня также сварной конструкции, её толщина в передней части составляет 6 миллиметров. Высота корпуса и бронетранспортёра по сравнению с БТР-60ПБ уменьшилась на 185 миллиметров.
Важным новыми элементами корпуса стали небольшие нижние боковые люки, смонтированных с обеих сторон корпуса между третьей и второй парами колёс. Люки предназначаются для скрытого спешивания и посадки десанта. Дополнительные люки имеются и в крыше десантного отделения.
Десантное отделение может вместить шесть мотострелков. Они размещаются лицом к бортам на сиденьях, что дает возможность вести огонь прямо со своих мест. В бортах корпуса для этого имеется шесть амбразур, закрывающихся броневыми крышками. С каждого борта десантного отделения установлено по прибору ТНП-Б для ведения наблюдения. Ещё один десантник размещается в передней части, стрелок пулемётной установки находится по другую сторону.
У бронетранспортёра БТР-70 то же вооружение, что и у БТР-60ПБ: пулемёт КПВТ калибра 14,5 мм и пулемёт ПКТ 7,62 мм установлены в бронированной башне с круговым вращением. Также разработали опытный образец БТР-70 со смонтированным на башне автоматическим гранатомётом АГ-17, однако эта модель серийно не выпускалась.
Бронетранспортер оснащен силовой установкой повышенной мощности. В кормовой части корпуса в моторно-трансмиссионном отделении на общей раме установлено два восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателя ГАЗ-49Б (мощность каждого 120 л.с.). Охлаждение масла осуществляется в двух теплообменниках и радиаторах. Применение карбюраторных двигателей работающих на бензине связано с повышенной пожароопасностью. Для снижения пожароопасности топливные баки установлены в изолированных отсеках, также бронетранспортёр оборудован автоматической противопожарной системой. Место механика-водителя оборудовано системой отключения от двигателя силовой передачи, которая дает возможность в случае выхода из строя одного из двигателей быстро его отключить и продолжать движение на исправном двигателе.
Ходовая часть, как и у БТР-60ПБ, выполняется по колёсной формуле 8х8. Первые две пары являются управляемыми, при этом минимальный радиус разворота равняется 12,6 метрам. Подвеска торсионная, колёса имеют разъёмный обод, шины низкого давления, бескамерные, размером 13,00х18 дюймов. БТР оснащен системой централизованного регулирования давления в шинах. Наличие мощных компрессоров в этой системе дает возможность регулировать давление в зависимости от условий и компенсировать при простреле шины потерю давления.
В состав оборудования бронетранспортера входят: танковое переговорное устройство, радиостанция Р-123М, отопитель, буксирные приспособления и лебёдка для самовытаскивания (тяговое усилие 6 тыс. кгс).
Войсковая модернизация БТР-70. Абхазия. 9 марта 1999 г.
Видео Виталия PQ («Вестник Мордовии») http://www.vestnik-rm.ru/
Почему многотонный БТР РФ не тонет
Российские бронированные машины с самого момента своей разработки должны были уметь преодолевать водные преграды Алтарная преграда — барьер, отделяющий алтарь от остального храма, иконостас вплавь.
Прежде всего речь идет о БТР и БМП.
Именно поэтому сегодня Армия РФ имеет на вооружении водоплавающие многотонные броневики.
Так почему же БТР не тонет?
Все дело в соблюдении некоторых конструкторских принципов.
Второе, должно быть соблюдено основное правило — корпус БТР должен вытеснять больше кубометра метр (кубометр) — единица объёма, производная в Международной системе единиц (СИ), а также в системах единиц МКГСС и МТС воды на каждую тонну название некоторых единиц измерения массы и объёма собственного веса. Т.е. если при весе сила, с которой тело действует на опору (или подвес, или другой вид крепления), препятствующую падению, возникающая в поле сил тяжести в 14 тонн БТР вытесняет 16 кубометров воды своим корпусом, то он получает плавучесть свойство погружённого в жидкость тела оставаться в равновесии, не выходя из воды и не погружаясь дальше, то есть плавать и не тонет в воде. Именно на это и способны все БТР и БМП России.
Третье. Для того, чтобы преодолевать водные препятствия, недостаточно просто барахтаться на плаву, для передвижения у БТР имеется водометный движитель в задней части корпуса, который и разгоняет машину до 4-5 км в час. Немного, однако быстрее, чем строить мост.
Дело работа, занятие, действие не для развлечения; коммерческое предприятие, бизнес; вопрос, требующий разрешения в том, что люди испытывают страх во время форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения первого Первое — озеро в Челябинской области преодоления водной преграды, ведь у мозга случается диссонанс — тяжелая бронированная машина должна поплыть без всяких проблем, а не пойти ко дну.
Российские эксперты: БТР-80 не способен плавать даже при небольшой волне
Центральный Военно-морской портал (ЦВМП) опросил военных экспертов о возможных причинах участившихся в последнее время происшествий с БТР-80, когда машины тонули при десантировании. Последний подобный инцидент произошел в ходе второго этапа учений «Центр-2015», когда в Каспийском море затонули сразу четыре бронетранспортера БТР-80 армии Казахстана.
По словам эксперта, для морской пехоты из советской (российской) техники наиболее приспособлены БТР-50ПК, ПТ-76 и БМП-3Ф.
Один из военнослужащих казахстанской войсковой части близ Актау, к которой относились машины, сообщил, что из-за сильной волны залило воздухозабор БТР, что и послужило причиной инцидента.
Четыре бронетранспортера БТР-80 армии Казахстана затонули в Каспийском море 18 сентября. Вместе с машинами погибли четверо солдат-срочников.
Похожая трагедия произошла в сентябре 2014 года во время учений по высадке десанта на побережье Сахалина. Во время инцидента трое морских пехотинцев контрактной службы погибли. Командир взвода морской пехоты старший лейтенант Б., осужденный на 3,5 года лишения свободы за халатность, вследствие которой в БТР утонули трое военнослужащих Тихоокеанского флота, и амнистированный судом к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне продолжил нести службу на своей прежней должности.
Еще один похожий случай произошел в конце июля 2013 года. БТР утонул во время генеральной репетиции военно-морского парада к Дню флота Украины в Севастопольской бухте.
БТР-80: Преодоление водных преград
Перед форсированием водной преграды на бронетранспортере необходимо выполнить работы по герметизации корпуса, установке и проверке специального оборудования. Их целесообразно проводить в два этапа.
На первом этапе — перед выходом из парка или на привалах — следует осмотреть узлы и агрегаты БТР-80, тщательно проверить укладку имущества. Все возимые предметы должны быть равномерно распределены внутри корпуса машины и укреплены так, чтобы они не могли произвольно перемещаться. Необходимо также убедиться в наличии и исправности спасательных средств, проверить затяжку крышек корпуса машины, состояние уплотнительных прокладок и закрыть сливной 8 и перепускной 9 клапаны водоотливной системы.
Важно также убедиться в том, чтобы плотно закрывались двери боковых люков (об этом сигнализируют лампы «Боковые люки» на щитке приборов — они не должны гореть). Затем необходимо осмотреть шланги и водооткачивающий насос (проконтролировать его работу). Следует помнить, что неполная затяжка деталей крепления крышек, клапанов, повреждение прокладок приводит, как правило, к проникновению воды в бронетранспортер.
При проверке ходовой части следят за тем, чтобы вентили блока шинных кранов и колесные краники были открыты, а болты лючков тормозных барабанов надежно затянуты.
Важнейшими операциями первого этапа подготовки БТР-80 к форсированию водной преграды являются контроль работоспособности волноотражательного щитка 7, заслонки водомета 12, водометного движителя 11, переднего 10 и заднего 13 клапанов откачки водоотливной системы. Проверку необходимо выполнять при работающем двигателе с помощью гидрораспределительного аппарата 6. Для этого его рукоятку 15 поочередно устанавливают в соответствующие положения так, чтобы ее стрелка 14 находилась в зонах табличек: «Щиток», напротив надписи «Подн.» (для волноотражательного щитка); «Движитель» — «Вкл.» (для водометного движителя); «Заслонка» — «Откр.» (для заслонки водомета); «Клапан передн.» или «Клапан задний» (в зависимости от того, какой клапан проверяют) напротив надписи «Закр.» После каждой установки рукоятки 15 в указанное положение ее следует переместить на себя до упора так, чтобы стрелка 14 вошла в соответствующее углубление на панели, и повысить на 5—10 с частоту вращения коленчатого вала двигателя. При этом происходит поднятие волноотражательного щитка, включение водометного движителя, открытие заслонки водомета, закрытие клапанов откачки. Сигнальные лампы исправности водометного движителя и заслонки водомета, расположенные на щитке гидрораспределительного аппарата, должны гореть.
Затем устанавливают поочередно стрелку 14 рукоятки 15 напротив надписей: «Щиток» — «Опущ.»; «Движитель» — «Выкл.»; «Заслонка» — «Закр.»; «Клапан передн.» — «Откр.»; «Клапан задний» «Откр.». При этом происходит опускание волноотражательного щитка, выключение водометного движителя, закрытие заслонки водомета и открытие клапанов откачки, а сигнальные лампы гаснут.
На втором этапе — перед подходом к водной преграде — снижают давление воздуха в шинах до 50 кПа (0,5 кгс/см2). Для этого вращением маховичка 18 крана воздушного редуктора совмещают риску нужного давления на диске 17 по шкале «Спуск» со стрелкой 16 указателя. Точность установки задаваемого давления по шкале манометра воздушного редуктора составляет около 30 кПа (0,3 кгс/см2), поэтому фактическое давление в шинах контролируют по манометру на щитке приборов механика-водителя. Следует иметь в виду, что при снижении давления воздуха с помощью воздушного редуктора от 300 до 50 кПа требуется 5—6 мин. Если необходимо ускорить выпуск воздуха, то используют кран экстренного выпуска. Для этого рукоятку 3 крана поворачивают против хода часовой стрелки и по достижении нужного давления его закрывают (время выпуска сокращается до 3 мин).
При высоте волны более 0,5 м во избежание попадания воды в корпус бронетранспортера устанавливают воздухозаборные трубы, которые уложены в нишах 1 отделения силовой установки. Для приведения труб в рабочее положение снимают защитные колпаки 19 с приемных патрубков 21 воздухозаборников двигателя и ФВУ. Затем наносят на наружные поверхности патрубков смазку АМС-3 (ГОСТ 2712—75) и устанавливают на них воздухозаборные трубы, предварительно закрепив защитные колпаки.
Непосредственно перед входом в воду включают передние мосты, пониженную передачу и блокировку межосевого дифференциала в раздаточной коробке, открывают заслонку водомета, поднимают волноотражательный щиток, закрывают клапан отсоса пыли из воздушного фильтра, а также жалюзи воздухопритоков и воздухоотводов.
Напомним, что для входа в воду и выхода из нее по возможности выбирают пологий берег с плотным грунтом без пней и камней. Мягкие, заросшие водорослями, заболоченные и обрывистые берега следует предварительно оборудовать. При спуске на воду бронетранспортер желательно направлять перпендикулярно линии уреза воды на первой или второй передаче со скоростью 5—10 км/ч. Напомним также, что при сильном течении машину надо располагать под некоторым углом к нему, иначе ее может развернуть. Следует также иметь в виду, что при входе в воду на большей скорости может произойти выдавливание стекол смотровых окон, разрушение упоров рычагов волноотражательного щитка и даже затопление бронетранспортера. Нельзя допускать, чтобы при входе в воду машина останавливалась, так как это может привести к ее застреванию.
После того как бронетранспортер всплывет, надо выключить сцепление и включить водометный движитель. Рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение и увеличить подачу топлива. Режим движения на плаву выбирают в зависимости от скорости течения, глубины и ширины водной преграды. Двигаться на плаву рекомендуется плавно при постоянной подаче топлива, уменьшать или увеличивать частоту вращения коленчатого вала двигателя необходимо постепенно. Скорость бронетранспортера должна быть такой, чтобы при поднятом волноотражательном щитке вода через него не переливалась и не заливала передний лист брони. Повороты машины осуществляются с помощью управляемых колес и водяных рулей через рулевое управление.
В случае выхода из строя водометного движителя форсирование водной преграды осуществляется с помощью колес машины на третьей передаче коробки передач. При этом необходимо внимательно следить за температурным режимом работы двигателя, так как эффективность работы теплообменников значительно снижается.
Преодолев водную преграду, выключают водометный движитель, закрывают заслонку водомета, опускают волноотражательный щиток, открывают жалюзи воздухопритоков и воздухоотводов, а также клапан отсоса пыли из воздухоочистителя. При наличии воды в корпусе бронетранспортера ее сливают через клапаны водоотливной системы. Все эти работы выполняют в движении.
На стоянках или остановках в первую очередь снимают воздухозаборные трубы (если они устанавливались) и укладывают их в ниши, а защитные колпаки закрепляют на приемных патрубках воздухозаборников. Затем осматривают колесные редукторы и тормозные барабаны и убеждаются в отсутствии в их картерах воды. Обнаруженную воду немедленно удаляют, а в редукторы заливают новое масло. Кроме того, смазывают консистентной смазкой все шарниры, которые подвергались воздействию воды.
По образу и подобию плавающего танка
При формировании в послевоенном СССР тактико-технических требований на плавающие боевые машины предусматривалось параллельное создание двух образцов на одной базе — танка и бронетранспортёра. Разработка плавающего танка ПТ-76 велась очень активно и с положительными результатами. Родственный ему бронетранспортёр, получивший поначалу обозначение «Объект 750», также обещал стать весьма удачной машиной. На вооружение он был принят как БТР-50П.
Максимально возможная унификация
Согласно совместному постановлению Совета министров СССР и ЦК КПСС от 15 августа 1949 года Министерство транспортного машиностроения (МТрМ), Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) и конструктор Ж.Я. Котин обязаны были спроектировать и изготовить один опытный образец бронетранспортёра, получившего шифр «Объект 750». Технический проект требовалось представить на утверждение уже к середине ноября 1949 года, а заводские испытания предполагалось провести к 25 июня 1950 года.
Уже 2 ноября 1949 года технический проект, разработанный ЧКЗ совместно с ВНИИ-100, был представлен в министерстве, а 19 ноября документ отправили в Совет министров.
После успешного прохождения танком ПТ-76 государственных испытаний появилась полная уверенность, что бронетранспортёр будет таким же удачным, как и его собрат с пушкой. По требованиям задания, танк и БТР на его базе должны были обладать максимально возможной унификацией. «Объект 750» должен был обеспечивать перевозку 20 десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг груза.
В качестве нагрузки БТР предполагалось перевозить по суше и на плаву вооружение (пушки калибром до 85 мм, безоткатные орудия, миномёты), боеприпасы к нему, орудийный расчёт или автомобиль ГАЗ-67Б (ГАЗ-69) и семь человек. Самым сложным оказалось создание погрузочного устройства, которое предлагалось в двух вариантах: крановая установка с электроприводом и лебёдка с приводом от двигателя для погрузки техники по откидным аппарелям.
В апреле 1950 года изготовили первый опытный образец «Объекта 750», после чего начались заводские испытания. За неполные три месяца машина успешно прошла 1500 км. Поскольку результаты испытаний были положительными, для государственных испытаний решили строить сразу два образца, которые были готовы с некоторой задержкой — не в июле, а в августе.
В исполнение распоряжения Совета министров СССР и приказа военного министра от 15 августа 1950 года комиссия в составе председателя генерал-полковника танковых войск П.П. Полубоярова, заместителей председателя генерал-лейтенанта инженерно-технической службы Ж.Я. Котина и инженер-полковника М.П. Коноплева, членов комиссии от Главного бронетанкового управления (ГБТУ) инженер-полковника Г.В. Шпотера и инженер-подполковника М.Г. Редькина, членов комиссии от МТрМ инженер-полковника П.К. Ворошилова и инженера А.С. Окунева провела испытания двух гусеничных плавающих БТР производства ЧКЗ. Испытания проводились с 4 по 27 сентября 1950 года в районе города Бровары Киевской области по программе, утверждённой заместителем министра обороны маршалом В.Д. Соколовским и министром транспортного машиностроения Ю.Е. Максарёвым.
На пути к серии
Пробег по суше проводился по просёлочным дорогам междуречья Десны и Днепра и в районе Киева. Испытания на плаву проводились на реках Десна и Днепр и на озере Великое. Во время испытаний бронетранспортёры прошли 1582 и 1642 км, в том числе более 270 км по воде каждый.
Комиссия отметила, что, несмотря на отсутствие конструктивных дефектов, бронетранспортёр государственных испытаний на гарантийный километраж 1500 км не выдержал: выходили из строя опорные катки и гусеничные траки, обнаружилась неудовлетворительная кучность боя пулемёта ДШК. К серьёзным недостаткам отнесли сильный шум выхлопа двигателя, ненадёжную работу гидроамортизаторов и неудобство работы с пулемётной установкой. Кроме того, отмечалась большая ширина машины, затрудняющая погрузку на стандартную 20-тонную железнодорожную платформу шириной 2800 мм: гусеницы БТР свисали за габариты платформы. Большая высота «Объекта 750» создавала неудобства для погрузки-выгрузки грузов и десанта.
В процессе испытаний комиссия установила, что БТР по основным показателям соответствует тактико-техническим характеристикам, согласованным с Министерством обороны (МО) и МТрМ, а по ряду параметров превосходит их: так, максимальная скорость по шоссе составила 45 км/час вместо 40 км/час, на плаву «Объект 750» развивал 10,5 км/час вместо требуемых 8–10, запас хода составил 270 км вместо 200 км.
Появилось много предложений по улучшению конструкции, в том числе о замене крана на погрузочное устройство другого типа. В итоге был принят вариант с лебёдкой с приводом от двигателя. Проведённые в процессе испытаний три форсированных марша по 200 км, а также безостановочные и ночные марши подтвердили способность БТР совершать длительные переходы с высокой средней скоростью. БТР обеспечивал переправу через водные преграды десанта численностью 21–24 человек, орудий калибра до 85 мм с расчётом и боекомплектом, груза массой 2000 кг.
По результатам испытаний комиссия решила поручить ЧКЗ и ВНИИ-100 изготовить следующие два образца бронетранспортёра для контрольных государственных испытаний с устранением всех указанных недостатков. Новые БТР изготовили в июле 1951 года, а в августе они прошли испытания, которые, по заключению комиссии, в объёме 1500 км выдержали. Затем последовали испытания в морских условиях и в различном климате, которые полностью подтвердили ожидания разработчиков.
На основе этого комиссия рекомендовала изготовить партию бронетранспортёров, для войсковых испытаний. Поскольку ЧКЗ был загружен другими заказами, производство ПТ-76 и «Объекта 750» по челябинской документации решили наладить на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Три опытных образца для войсковых испытаний завод должен был изготовить к 1 августа 1952 года.
С 7 сентября по 20 октября 1952 года прошли войсковые испытания. В своём заключении войсковая комиссия отметила, что образцы БТР соответствуют заданию, и войсковые испытания на 1500 км в целом выдержали. Имелись претензии только к штатной зенитной установке ДШК, которую предложили из конструкции линейного бронетранспортёра вообще исключить.
Комиссия рекомендовала после устранения всех недостатков принять БТР на вооружение. К апрелю 1953 года необходимо было внести изменения в конструкторскую документацию и по скорректированным чертежам к 1 июля доработать два бронетранспортёра, прошедших войсковые испытания. После доработок планировалось провести контрольные испытания с пробегом 1500 км.
Однако Сталинградский тракторный завод закончил доработку предсерийных машин только в сентябре 1953 года и передал их ГБТУ в октябре. Тогда же бронетранспортёры прошли контрольные испытания. В своём заключении комиссия ГБТУ отметила, что два плавающих БТР, прошедших в 1952 году войсковые испытания и доработанные на СТЗ, в пределах гарантийного километража 1500 км работали надёжно и контрольные испытания выдержали. Комиссия рекомендовала принять БТР под обозначением БТР-50П на вооружение Советской армии, что и было сделано совместным постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС от 30 января 1954 года.
Согласно распоряжению Совета министров СССР и ЦК КПСС от 6 мая 1954 года, до конца года СТЗ был обязан изготовить 10 экземпляров БТР-50П и подготовить серийное производство с 1955 года. Первый серийный БТР-50П вышел из цехов СТЗ в августе 1954 года.
В связи с завершением работ по созданию бронетранспортёра и принятием его в серийное производство и на вооружение министр транспортного машиностроения С.А. Степанов направил заместителю председателя Совета министров В.А. Малышеву предложение о премировании отличившихся конструкторов, руководящего состава и инженерно-технических работников. Предлагалось установить следующие премии: главному конструктору и автору проекта БТР Ж.Я. Котину — 15 000 рублей, коллективам КБ Ленинградского Кировского завода (Особого конструкторского бюро танкостроения), ЧКЗ, ВНИИ-100, завода «Красное Сормово», СТЗ — 75 000 рублей, руководящему составу и инженерно-техническим работникам заводов ЧКЗ, СТЗ, №264, №200, №77, ЛКЗ, ВНИИ-100 — 173 000 рублей.
По инициативе КБ были проведены испытания стрельбой на суше и на плаву из 85-мм пушки Д-44, по техническому заданию предназначенной только для перевозки. Стрельбы прошли успешно, поломок в ходовой части машины отмечено не было, запаса плавучести БТР-50П хватило для проведения стрельбы без опрокидывания или затопления. Эти испытания позволили повысить боевую эффективность машины. Отныне БТР-50П мог поддерживать огнём десант, не прерывая процесса переправы.
Конструктивно БТР-50П состоял из трёх отделений: отделения управления, десантного отделения и моторно-трансмиссионного отделения. В связи с этим корпус танка ПТ-76 конструктивно изменили. В передней части корпуса смонтировали просторную бронерубку с местами для десанта, которая сверху закрывалась брезентовым тентом. В отделении управления, кроме механика-водителя, размещались командир машины (слева от механика-водителя) и командир десанта (справа).
Первоначально БТР-50П не имел штатного вооружения, кроме модификации БТР-50ПА, оснащённой турельной установкой с 14,5-мм пулемётом КПВТ. Вести огонь из пулемёта мог командир машины. Таких бронетранспортёров выпустили сравнительно мало. На правом переднем пиллерсе размещался по-походному пулемёт СГМБ десанта, а с 1968 года его сменил пулемёт ПКБ. В боевом положении пулемёт вместе с турельной установкой мог крепиться к носовому или к кормовому кронштейну.
Модификации
БТР-50П имел кратность ослабления излучения радиоактивно-заражённой местности 3,5, а защиты от проникающего излучения не имел вовсе. Поэтому в 1957 году был создан «Объект 750ПК», отличавшийся от своего предшественника бронированной крышей с двумя люками для десанта. Экипаж теперь был защищён от гранат, пуль и осколков, прилетающих сверху, что оказалось большой проблемой во время уличных боев в ходе венгерских событий 1956 года.
Введение на БТР-50ПК закрытого герметичного корпуса позволило оборудовать машину системой противоатомной защиты (ПАЗ), однако исключило возможность перевозки артсистем или автомобиля. Отсутствие погрузочного устройства обусловило установку двигателя В-6ПГ без коробки отбора мощности на лебёдку. БТР-50ПК вооружался 7,62-мм пулемётом СГМБ, который в боевом положении устанавливался на кронштейне на левом борту корпуса.
На базе БТР-50П были созданы различные модификации. БТР-50ПА оснащался 14,5-мм пулемётом КПВТ на турели. В 1955 году появились зенитные установки ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВТ (масса 13,6 тонны, экипаж пять человек) и ЗТПУ-4 с четырьмя такими пулемётами. В 1958 году на базе БТР-50ПК был создан пункт управления командира соединения БТР-50ПУ, он же «Объект 750К».
На Волгоградском тракторном заводе в 1958 году начали выпускать КШМ собственной разработки — БТР-50ПН или «Объект 905». В дальнейшем на базе БТР-50П создали машину технической помощи МТП-2 и систему дистанционного разминирования УР-67. Поляки начали лицензионный выпуск БТР-50П под названием TOPAS и даже модернизировали его в TOPAS-2AP, поставив сверху башню собственной разработки со спаркой пулемётов КПВТ и ПКТ.
Как и танк ПТ-76, бронетранспортёр БТР-50П стал очень удачной и надёжной машиной, однако он не был так широко распространён, как менее удачный БТР-60, который долгое время оставался основным бронетранспортёром Советской армии. Основными причинами этого стали большая масса, более высокая стоимость и меньший ресурс БТР-50П по сравнению со своим колёсным собратом и конкурентом. Всего же было выпущено около 5000 БТР-50П различных модификаций.
Тактико-технические характеристики БТР-50П (БТР-50ПК):