за счет чего в стихотворении капля волги достигается широкий исторический размах
Я капля Волги.
Килинчинцы любят и чтят известного советского поэта, лауреата Государственных премий Михаила Луконина и ежегодно в день его рождения, 29 октября, на малой родине большого поэта в селе Килинчи Приволжского района Астраханской области проводят культурные торжества.
В селе, в доме, где родился поэт, находится музей М. Луконина, он единственный в мире. Музей был создан еще при жизни Михаила Кузьмича, не раз именитый поэт сам посещал его и дарил сельчанам экспонаты.
29 октября 2016 г. в МБОУ «Килинчинская СОШ имени Героя России Азамата Тасимова» собрались на очередные Луконинские чтения учащиеся 11 классов школ Приволжского района. Ведущие Хисамутдинова Аделя и Муляминов Руфат напомнили всем присутствующим вехи биографии Михаила Луконина. Участники логопедической группы «АБВГДейка» выразительно прочитали стихи нашего земляка.
Луконин Михаил Кузьмич родился 29 октября 1918 года в Астраханской области с. Килинчи в семье служащих. После смерти отца семья переехала в с. Быковы Хутора под Сталинградом. Юношей Михаил работал в Сталинграде на Тракторном заводе. Литературным творчеством начал заниматься с 1935 года, в этом же году и начал печататься. Окончил Сталинградский учительский институт (1937), учился в Литературном институте имени М. Горького (1937– 1941).В 1939 году ушел добровольцем на фронт. Участник Финской и Великой Отечественной войн. Значительная часть фронтовых стихов Луконина собрана в его первой книге «Сердцебиение» (1947).
Самые известные поэмы Луконина – «Обугленная граница» и «Поэма возвращения». В творческом арсенале Михаила Кузьмича – несколько сборников лирических стихов, книга статей «Товарищ поэзия» (1963). За книгу стихов и поэм «Необходимость» (1969) удостоен Государственной премии СССР (1973). Секретарь правления СП СССР (с 1971). Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями за заслуги перед Отечеством. А умер 9 августа 1976 года.
Имя Михаила Кузьмича Луконина навсегда связано с Волгой. «Вполне естественно, что в своих стихах, как и в жизни, я часто возвращаюсь к Волге, но я – волжский человек и считаю это своим творческим счастьем”.
Поэты России о Волге
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
и Ангара, и Енисей.
Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка.
Но Волга для России — это
гораздо больше, чем река.
Е.Евтушенко, Волга, 1958
Волга в песнях прекрасных воспета
и в картине известной её бурлаков.
В стихах многих русских поэтов.
Как ныне, так и прошедших веков.
Конец благополучну бегу!
Спускайте, други, паруса!
А ты, принесшая ко брегу,
О Волга! рек, озер краса.
Глава, царица, честь и слава,
О Волга пышна, величава!
Прости. Но прежде удостой
Склонить свое вниманье к лире
Певца, незнаемого в мире,
Но воспоенного тобой!
.
Прорек, и хлынули реками
У бога воды из очес;
Вдруг море вздулося буграми,
И влажный Каспий в них исчез.
О, как ты, Волга, ликовала!
С каким восторгом поднимала
Победоносного царя!
В сию минуту пред тобою
Казались малою рекою
И Бельт и Каспий, все моря!
.
«К Волге», 1794
Синее влажного ветрила
Над Волгой туча проходила;
Ревела буря; ночь была
В пучине зыбкого стекла;
Порой огонь воспламенялся
Во тьме потопленных небес;
Шумел, трещал прибрежный лес
И, словно Волга, волновался.
.
«Разбойники»
***
Из страны, страны далекой,
С Волги-матушки широкой,
Ради сладкого труда,
Ради вольности высокой
Собралися мы сюда.
Помним холмы, помним долы,
Наши храмы, наши села,
И в краю, краю чужом
Мы пируем пир веселый
И за родину мы пьем.
.
«Песня»
Но не Волга, леса тёмные,
Вьюгт зимние-крещенские
Погубили мою голову,
Сокрушили мочь железную.
.
Забушу же непогодушка,
Разгуляйся Волга-матушка!
Ты возьми мою кручинушку,
Размечи волной по бережку.
«Стенька Разин», 15 октября 1838 г.
Сторона моя родимая,
Велики твои страданья,
Но есть мощь неодолимая,
И мы полны упованья:
Не сгубят указы царские
Руси силы молодецкие,-
Ни помещики татарские,
Ни чиновники немецкие!
Не пойдет волной обратною
Волга-матушка раздольная,
И стезею благодатною
Русь вперед помчится вольная!
1858
О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, но утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
.
О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом всё та же даль и ширь,
Всё тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Всё то же, то же. только нет
Убитых сил, прожитых лет.
«На Волге», 1861
Я для песни задушевной
Взял лесов зелёных шёпот,
А у Волги в жар полдневный
Тёмных струй подслушал ропот,
Взял у осени ненастье,
У весны благоуханье;
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.
1891
***
Как не гордиться мне тобой,
О родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою недвижим я,
.
«Родине», 1904
***
.
Да будет ваша жизнь свободна,
Как Волга-матушка река,
Как в поле нива небесплодна,
Чиста, как воздух, и легка.
.
«Завет крестьянского поэта», 1910
Собиралися в ночнину,
Становились в тесный круг.
«Кто старшой, кому по чину
Повести за стругом струг?
Есть Иванко Шестипалый,
Васька Красный, Кудеяр,
Зауголыш, Рямза, Чалый
И Размыкушка-гусляр.
Стать негоже Кудеяру,
Рямзе с Васькой-яруном!»
Порешили: быть гусляру
Струговодом-большаком!
Он доселе тешил братов,
Не застаивал ветрил,
Сызрань, Астрахань, Саратов
В небо полымем пустил.
Закручинились орлята:
Наважденье чем избыть?
Отступною данью-платой
Волге гусли подарить.
.
«Поволжский сказ», 1913
Тяжко вздыхает туман.
Волга качает ладью.
В степь воевода-Степан
Гонит добычу свою.
С полудня ветер-ведун
Гонит душистую марь,
— Ну-ка, по золоту струн,
Ветер-волжанин, ударь!
.
Ржёт лошадиный табун.
Люди Степана пьяны.
Рокотом шёлковых струн
Тешатся Волги сыны.
Ветер суров и шумлив:
— Слава тебе, атаман!
Медленно входит в залив
С Волги широкий туман.
На чужбине невеселой
Эти песни я пою.
Через горы, через долы
Вижу родину свою:
Жигули в обновах вешних,
Волга. Улица села.
В церковь, солнышка утешней,
Ты лебедкою плыла.
Не найти нигде чудесней
Русых кос и синих глаз!
Из-за них кольцовской песней
Заливался я не раз.
Я ушел. я ждал иного,
Не к сохе влеклась рука.
И уплыл. А ты с крутого
Мне махала бережка.
На сторонке чужедальней
Позабыть тебя не мог.
Снится грустный взгляд прощальный,
Вижу беленький платок.
Что сулит мне воля божья?
Ворочусь ли я назад?
Пусть к родимому Поволжью
Песни звонкие летят!
***
Ты с Дона, с Волги я. Наш жребий одинаков
В передней жались у надменных бар.
Нам не плела судьбы венков из маков.
Ты у степей, у Волги взял я дар.
«С красным звоном, дорогой баюн Жигулей
и Волги. Цвети крепче.»
Из письма С.А. Есенина А. Ширяевцу,
после февральской революции, 1917
***
Деве твоей Руси
Новое возвестил я
Рождение.
Сына тебе
Родит она.
Пой и шуми Волга!
В синие ясли твои опрокинет она
Младенца.
«Сельский часослов», 1918
.
По лесам, по луговым угодьям,
Молодая, светлая до дна,
Мчит она весенним половодьем,
Вся в заре, до зорюшки пьяна.
Только паводок стоит недолго,
Зазвенит пырей на берегу.
Синим летом приласкает Волга
Луговую малую реку.
.
Я в поэме своей
Волгострой преждевременно выстрою,
Чтобы звал он вперёд,
Чтоб мечтали о нём,
Чтоб он к нам приближался
Стремительней выстрела
И мерцал нам сквозь годы
Электрическим светлым огнём!
.
Отгулявшая Волга!
Сквозь метель,
Сквозь полночную темень,
Разорвав и взорвав
Твой русалочный синий настой,
Из второй пятилетки
встаёт моя тема
И плывёт на меня
Волгострой.
Поэма «Волгострой», 193.?
***
.
Мне мать уж давно
рассказала о том, как
мечтал завещать
ты мне свой Волгострой,
Но знаешь
я жить не хочу для потомков.
Великий проект! А на кой он мне чёрт?
Могу ж выбирать я,
на самом-то деле!
Течёт же ведь Волга и славно течёт.
Я знаешь люблю её косы да мели.
Поэма «Профессор Волков». 193.?
Знойная ночь перепутала все
Стежки-дорожки.
Задорно звенят
На зеленом овсе
Серебряные сережки.
Над тихой гречихой,
Над гривой овса
Девичью разлуку
Поют голоса.
.
«Поволжанка», 1935
СМЕРТЬ СТАРОГО БАКЕНЩИКА
Спокойно умереть не каждому дано.
Лишь тот спокоен душою перед смертью,
кто зла не делал никому на свете,
а делал тихое и чистое добро.
И пусть оно, добро, невелико,
но если сделал, всё, что мог посильно,
в последний раз вздохнувши глубоко,
уйти из этой жизни не постыдно.
Когда пришла ему пора,
он это сам спокойно понял,
но, как всегда, себя он поднял
и, как всегда, сказал: «Пока. «
Он в лодку сел. Поплыл. Вдали
летели к пойме журавли.
Осклизло клацали уключины,
и руки ладные, уклюжие
гребками волжскими гребли.
Он с малолетства здесь волгарил
и в котелке с дымком варганил
свою рыбацкую уху.
Он с Волгой просто жил, сурово.
Он ей, не говоря ни слова,
всё говорил, как на духу!
Не знаменитый по фамилии,
он не водил в морях флотилии,
не совершал ни разу подвига,
а просто он не делал подлого,
и было помирать не страшно,
вот, правда, только странно-странно.
Поплыл гасить он свои бакены.
Следил задумчиво за барками.
Глядел на пашни и на мельницы,
и слушал песни под гармонь,
и, наклонившись, выпил медленно
он Волги полную ладонь.
И, больше ничего не делая,
прилёг он в лодке, не гребя,
и распахнул рубаху белую,
как будто отворил себя
деревьям, облакам и бабочкам,
дыханьям птичьим и людским,
покачивающимся бакенам
и дальним трубам заводским.
Он так и умер, отворённый,
спокойный, умиротворённый.
Вокруг натруженно дышала,
работой занята большой,
его родимая держава
с такой же русскою душой.
Его легко несла вода,
и на груди широкой вольно
текла раздольная, как Волга,
светящаяся борода.
Как счастлив и возвышен тот,
кто верный сын родного края,
что добро и светло живёт,
светло и добро умирая.
1955
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
ее медлительные волны,
тяжелые, как валуны.
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
и Ангара, и Енисей.
Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка.
Но Волга Для России — это
гораздо больше, чем река.
.
Я верен Волге и России —
надежде страждущей земли.
Меня в большой семье растили,
меня кормили, как могли.
В час невеселый и веселый
пусть так живу я и пою,
как будто на горе высокой
я перед Волгою стою.
.
И жить мне молодо и звонко,
и вечно мне шуметь и цвесть,
покуда есть на свете Волга,
покуда ты, Россия, есть.
«Мы русские. Мы дети Волги. 1958
Сказала мать: «Бывает всё, сынок,
Быть может, ты устанешь от дорог,-
Когда придёшь домой в конце пути,
Свои ладони в Волгу опусти».
Тот первый взгляд и первый плеск весла…
Всё было, только речка унесла…
Я не грущу о той весне былой,
Взамен её твоя любовь со мной.
.
«Течёт Волга», песня, муз М. Фрадкина, 1962
Исп. Людмила Зыкина
Дементьев А. С. ( р. 1928 )
А я без Волги просто не могу.
Как хорошо малиновою ранью
Прийти и посидеть на берегу,
И помолчать вблизи её молчанья.
Мне по душе и тишь её, и гам
Куда б меня судьба не заносила,
Я возвращаюсь к волжским берегам,
Откуда начинается Россия.
«Волга», 1966,
Песня с музыкой Евгения Мартынова
***
Горбовский Г. Я. ( р. 1931 )
Вот и август уже за плечами.
Стынет Волга. Свежеют ветра.
Это тихой и светлой печали,
это наших раздумий пора.
.
«Вот и август уже за плечами», 1971
***
.
Тихое время заката
в Волгу спустило крыло.
Ах вы, ребята, ребята!
Сколько вас здесь полегло!
.
«Ах вы, ребята, ребята!», 1972
Волга песни слышала хлеще, чем «Дубинушка»,
В ней вода исхлестана пулями врагов.
И плыла по матушке наша кровь-кровинушка,
Стыла бурой пеною возле берегов.
.
«Как по Волге-Матушке, по реке-кормилице. «, 1978
Кублановский Ю. М. ( р. 1947 )
Белогривый июль над взволнованной Волгой,
Колокольня с трёхгранной позлащенной иголкой,
Светловерхая пристань с торговым флажком,
где медвежий загривок со щучьим душком.
.
Из книги «Число», 1978
***
Прибрежные долы в сангине заката
и в звёздчатой зыби река.
.
О Волга, всегда твоему благолепью
сродни атаманская стать.
Убей меня, Волга, мазутною цепью
и выброси на берег спать.
«Посвящается Волге», 1978
Горит свечи огарок. Я болен, близорук.
Но Волга под Самарой натягивает лук.
Болит сквозная рана, дрожит ночная нить.
Мне рано, рано, рано из жизни уходить.
.
«Стрела летящая»
Из книги «Поющая половица», Самара, 2008
***
За тем мостом, за речкой медной,
В кругу неярких фонарей,
Я был Кощеем, но бессмертной
Лишь ты была душой моей.
.
Я, как Кощей стою над Волгой,
И повторяю, словно тать:
«Не уколись моей иголкой,
Когда надумаешь сломать».
«За тем мостом. »
Из книги «Поющая половица», Самара, 2008
Урок родной (русской) литературы в 8 классе: «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка. »: особенности русской народной песни. В. С. Высоцкий.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Приложение. Произведения о Волге.docx
Уж ты, Волга-река, Волга-матушка.
(Русская народная песня)
Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!
Широко, Волга, разливалася:
Затопила ты, Волга, все долы, боры!
Что по Волге-то плывет легка лодочка.
Что края-то у лодочки позолочены.
На корме лежит золота казна,
На казне сидит сам полковничек.
На все стороны он покланяется,
С отцом-матерью он прощается:
— Мне не жаль, не жаль отца с матерью,
Что мне жаль-то, жаль красну девицу.
Николай Алексеевич Некрасов
Горе старого Наума
Люблю я краткой той поры
Случайные тревоги,
И труд, и песни, и костры.
С береговой дороги
Я вижу сотни рук и лиц,
Мелькающих красиво,
А паруса, что крылья птиц,
Колеблются лениво,
А месяц медленно плывет,
А Волга чуть лепечет.
Чу! резко свистнул пароход;
Бежит и искры мечет,
Ущелья темных берегов
Стогласым эхом полны…
Не всё же песням бурлаков
Внимают эти волны.
Я слушал жадно иногда
И тот напев унылый,
Но гул довольного труда
Мне слышать слаще было.
Увы! я дожил до седин,
Но изменился мало.
Иных времен, иных картин
Провижу я начало
В случайной жизни берегов
Моей реки любимой:
Освобожденный от оков,
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою…
Владимир Семёнович Высоцкий
Как по Волге-матушке, по реке-кормилице —
Всё суда с товарами, струги да ладьи…
И не притомилася, и не надорвалася:
Ноша не тяжёлая — корабли свои.
Вниз по Волге плавая,
Прохожу пороги я
И гляжу на правые
Берега пологие:
Там камыш шевелится,
Поперёк ломается,
Справа — берег стелется,
Слева — подымается.
Волга песни слышала хлеще чем «Дубинушка»,
Вся вода исхлёстана пулями врагов —
И плыла по Матушке наша кровь-кровинушка,
Стыла бурой пеною возле берегов.
Долго в воды пресные
Лили слёзы строгие
Берега отвесные,
Берега пологие —
Плакали, измызганы
Острыми подковами,
Но теперь зализаны
Эти раны волнами.
Что-то с вами сделалось, берега старинные,
В коих — стены древние, церкви да кремли,
Словно пробудилися молодцы старинные
И, числом несметные, встали из земли.
Лапами грабастая,
Корабли стараются —
Тянут баржи с Каспия,
Тянут — надрываются,
Тянут — не оглянутся,
И на вёрсты многие
За крутыми тянутся
Берега пологие.
Василий Васильевич Розанов
Русский Нил
( Фрагмент из рассказа )
Много священного и чего-то хозяйственного. И «кормилицею» и «матушкою» народ наш зовет великую реку за то, что она родит из себя какое-то неизмеримое «хозяйство», в котором есть приложение и полуслепому 80-летнему старику, чинящему невод, и богачу, ведущему многомиллионные обороты: и все это «хозяйство» связано и развязано, обобщено одним духом и одною питающею влагою вот этого тела «Волги» и вместе бесконечно разнообразно, свободно, то тихо, задумчиво, то шумно и хлопотливо, смотря по индивидуальности участвующих в «хозяйстве» лиц и по избранной в этом «хозяйстве» отрасли. И вот наш народ, все условия работы которого так тяжки по физической природе страны и климату и который так беден, назвал с неизмеримою благодарностью великую реку священными именами за ту помощь в работе, какую она дает ему, и за те неисчислимые источники пропитания, какие она открыла ему в разнообразных промыслах, с нею связанных. И «матушка» она, и «кормилица» она потому, что открыла для человеческого труда неизмеримое поприще, все двинув собою, и как-то благородно двинув, мягко, неторопливо, непринужденно, неповелительно. В этом ее колорит.
Дожди. Вообразите, что господствующим впечатлением, сохранившимся от Костромы, было у меня впечатление идущего дождя. У нас были сад, свой домик, и я все это помню. Но я гораздо ярче помню впечатление мелкого моросящего дождя, на который я с отчаянием глядел, выбежав поутру, еще до чая, босиком на крыльцо. Идет дождь, холодный, маленький. На небе нет туч, облаков, но все оно серое, темноватое, ровное, без луча, без солнца, без всякого обещания, без всякой надежды, и это так ужасно было смотреть на него. Игр не будет? Прогулки не будет? Конечно. Но было главное не в этом лишении детских удовольствий. Мгла небесная сама по себе входила такою мглою в душу, что хотелось плакать, нюнить, раздражаться, обманывать, делать зло или (по-детски) «назло», не слушаться, не повиноваться. «Если везде так скверно, то почему я буду вести себя хорошо?»
И не настало «конца», пока нас, маленьких двух братьев, не перевезли из Костромы в Симбирск. Но тут началось уже все другое. Другая погода, другая жизнь. Я сам весь и почти сразу сделался другим. Настал второй «век» моего существования. Именно «век», никак не меньше для маленького масштаба, который жил в детской душе.
И вот почти в старости мне захотелось пережить «опять на родине», пережить этот трогательный сюжет многих великих русских поэтов.
Работа «урок литературы «Образ Царицына-Сталинграда-Волгограда» в стихах волгоградских поэтов «. Автор: Сокаджо Светлана Львовна
Цели урока: 1. Способствовать процессу духовного развития обучающихся через внимательный творческий анализ поэтических произведений волгоградских поэтов. Провести аналогию, выявить общее и своеобразное.
2. Способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования материала, развитию познавательного интереса и творческой деятельности учащихся, развитию речевых навыков и умение работать с различными информационными источниками, проследить, как менялся образ Царицына-Сталинграда-Волгограда на примерах стихотворений волгоградских поэтов.
Тип урока : изучение нового материала
Вид урока : интегрированный урок-исследование
Предмет исследования обучающихся – поэтические тексты с целью ответа на проблемные вопросы.
Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности обучающихся – компьютерная презентация, содержание которой отражает ответы на вопросы, предложенные группе для обсуждения в качестве опережающего задания.
Продукт индивидуальной исследовательской деятельности обучающихся – сочинение-эссе по проблемному вопросу.
Виды деятельности обучающихся на уроке :
Выразительное чтение стихотворений.
Комментирование и анализ текста лирического произведения (внимание к художественному слову).
Презентация исследовательского проекта.
Поиск ответов на проблемные вопросы.
Творческая работа – эссе по проблемному вопросу.
Фотографии Царицына, Сталинграда, Волгограда
исты и ксерокопии стихотворений
1. Организационный и мотивационный этап.
(С помощью вступительного слова о значении темы родного города для волгоградских поэтов и постановки проблемных вопросов учитель пытается заинтересовать ребят и создать необходимый эмоциональный настрой на работу по данной теме.
Попутно идёт повторение таких литературоведческих понятий, как мотив, лирический герой).
(Звучит песня «Растет в Волгограде березка на сл. М.Агашиной, муз. Г.Пономаренко) За более чем четырехсотлетнюю историю мой город успел сменить несколько названий. Царицын, Сталинград, Волгоград. В его названиях отразилось само Время, смена исторических эпох, события, которые повлияли на историю человечества. Сегодня мы совершим своеобразную литературную экскурсию в прошлое и настоящее нашего родного города. Увидим, как эта тема отражалась в стихах волгоградских поэтов. Эпиграфом к сегодняшнему уроку стали строки волгоградского поэта Льва Кривошеенко :
Город мой, как тобой не гордиться
Ты крещен и огнем, и мечом:
За твоим богатырским плечом!
К теме малой родины, ее истории, так или иначе, обращались многие волгоградские поэты, но каждый по-своему «чувствовал» знакомую для всех нас природу родной волгоградской земли, по-своему воспринимал образ родного города и отражал эту тему в творчестве. Не являются исключением и поэты, чьи произведения прозвучат сегодня на уроке. Сравнение их понимания темы малой родины, города поможет нам составить своеобразный поэтический «документ» о судьбе нашего города, ответить на вопросы, которые мы с вами сегодня поставили для обсуждения на уроке.
2. Актуализация и усвоение новых знаний.
Вы проделали большую подготовительную работу к сегодняшнему уроку, познакомившись с особенностями изображения нашего города в разные эпохи. Мы предоставляем слово для выступления нашим творческим группам.
произведений (о Царицыне, Сталинграде, Волгограде)
Основные средства выразительности, раскрывающие образ города
Мотив «примет времени»
Общее в раскрытии темы
образа родного города
Различное в раскрытии темы образа родного города
Причём, остальные учащиеся могут задавать вопросы членам группы, вносить свои дополнения и суждения, поскольку ксерокопии текстов анализируемых стихотворений лежат на партах.
краткая историческая справка об истории Царицына, затем обучающиеся зачитывают отрывки из стихотворений о Царицыне, для анализа взяты стихотворения
«Минувшего столетья запах…»,
Татьяна Батурина «Элегия садов воспоминаний», Лев
«Царицын». Свое выступление группа начинает чтением стихотворения
«Царицын», так как оно в поэтической форме рассказывает об истории названия города Царицына, его дальнейшей судьбе. Затем «историк» кратко рассказывает об истории Царицына в ходе презентации с видами города.
После прочтения этого стихотворения «историк» дает историческую справку о достопримечательностях Царицына: Лапшинском и Федоровском садах (приложение №1)
Чем диктуется выбор этого жанра? Вы
этого жанра обусловлен
словно художники, рису
Царицына, создавая звуковые, цветовые ассоциации, найдите эти ст
Создайте иллюстрации к этим стихотворениям.
Вопросы опережающего задания:
историческая справка: когда и почему город был переименован в Сталинград
Для литературоведческого анализа взяты стихотворения волгоградских поэтов: Анатолия Данильченко «Только память», Валентина
Какие мотивы используют поэты при создании образа послевоенного Сталинграда?
Какие изобразительно-выразительные средства используют авторы для создания образа города? Каких средств больше? Почему?
Почему все три стихотворения написаны в форме первого лица? Какие строки волгоградского поэта Льва
«запечатлены» еще на улице Мира? (приложение №2)
Для литературоведческого анализа взяты стихотворения волгоградских поэтов: Михаила Луконина «Капля Волги», Елизаветы Иванниковой «Вздыхают над Волгой причалы», Владимира Овчинцева «Рассвет в Волгограде».
Вопросы опережающего задания:
В чем особенность изображения современного города? (Подчеркивается величавость, красота Волги, спокойствие города, умиротворенное философское настроение, навевающее волжскими речными просторами).
Кто еще из поэтов обращался к образу Волги? (Николай Некрасов стихотворение «На Волге», Евгений Евтушенко «Мы русские, мы дети Волги»)
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
Ее медлительные волны,
Тяжелые, как валуны.
Но Волга для России это
Гораздо больше, чем река.
И жить мне молодо и звонко,
Покуда ты, Россия, есть.
Стихотворения зачитываются членами творческой группы «Волгоград» фрагментарно, обучающиеся в это время заполняют таблицу, выписывая эпитеты, метафоры и сравнения, характеризующие образ
белый туман, словно тюльпан в ковыле, в скверах вальсирует свет, звезды зажгла тишина («Рассвет Волгограда»
); лирические обращения к Волге: «Волга-родина, прости слова
…Я живу тобой, плыву тобою, Волга..». Мотив связи времен в стихотворении
-Так вот, хочу быть пароходом.
В такой форме он выразил боль своего большого натруженного сердца. А вскоре его не стало … Но на луконинский вечер все также собираются поэты из Волгограда, из Москвы.
Лирические, проникновенные строки из стихотворения Елизаветы Иванниковой «Вздыхают над Волгой причалы…»: олицетворения: «вздыхают причалы, манит далекий простор, метафоры: чайки степенно летят, …меня увезут теплоходы в твою буревую судьбу…».
Какой основной мотив представленных стихотворений о Волгограде? Во время чтения стихотворений изобразите, какой цветовой гаммой у
вас ассоциируется облик сегодняшнего города? Аргументируйте свои ответы и рисунки.
Вопросы для аналитической беседы:
Давайте составим «портрет» Царицына, послевоенного Сталинграда и Волгограда, сопоставляя те образные поэтические средства выразительности, которые мы выписали, слушая и читая стихи.
Что общего можете отметить вы при раскрытии темы
в стихотворениях столь разных поэтов?
Как изменяется трактовка образа
поэтов? Благодаря чему эта тема звучит по-новому у каждого из них?
Как вы думаете, почему современные публицисты, пишущие статьи по национальному вопросу, исследующие глубинные процессы национального
, часто цитируют строки из поэтических произведений
наших поэтов-земляков (М.Агашиной,
, М.Луконина и других)
(Выводы об общем, традиционном и своеобразном, различном формулируются в виде тезисов и записываются в рабочие листы, заполнение таблицы заканчивается).
4. Домашнее задание, комментарий по его выполнению.
(Тема домашней работы может быть оформлена на доске или отдельным слайдом).
5.Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.
( Обучаемые и учитель вместе обсуждают результаты деятельности, делают анализ достижения цели. Выясняется, что особенно понравилось и запомнилось, заинтересовало).
Преимущества нашего сервиса
1. По ФГОС
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
2. Быстро
Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.
3. Честно
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..