за счет чего выявляется форма в линейном рисунке
Основы линейно-конструктивного рисунка
Поделись с друзьями Поделиться этим контентом
Основы линейно-конструктивного рисунка – понимание методов моделирования формы в конструктивном рисовании.
Этим он хотел подчеркнуть, что художник не автоматически копирует природу, а передает то образное представление и понятие о предмете, которое сложилось в его сознании.
Что же нужно понимать под термином «конструкция»?
Термин «конструкция» происходит от латинского слова constructio, что означает «строение», «построение», « структура», «план», «взаимное расположение и соотношение частей».
Например, при рисовании куба или иного геометрического тела, необходимо прежде всего правильно понять его строение и наметить в рисунке его линейно-конструктивную основу, т. е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, каким образом его поверхности ограничиваются от общего пространства – как образуется объем.
Линейно-конструктивный рисунок дает возможность построить изображение правильно в перспективе, верно и убедительно передать форму.
Конструктивный анализ рождает определенную целеустремленность в работе, исключает возможность механического копирования натуры.
Линейно-конструктивный рисунок человеческого тела
Раскрывая и понимая особенности конструктивного строения формы головы и фигуры человека, мы подготавливаем себя к правильному логическому анализу всякой сложной формы.
Анализируя форму человеческого тела, наблюдая красоту сочетания отдельных объемов в отдельное целое, обучающийся начинает понимать гармонию конструктивной связи.
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Форма, объем, конструкция
Для того чтобы научиться верно изображать предметы с натуры на плоскости, необходимо иметь представление об их форме, объеме и конструкции. Эти сведения помогут в дальнейшем решать учебные задачи при работе над рисунком, позволят лучше понять и разобраться в строении предметных форм при изображении. В противном случае студенты могут перейти к механическому и бездумному копированию натурных предметов.
Форма любого предмета в своей основе понимается или рассматривается как его геометрическая сущность, его внешний вид или внешние очертания. Известный художник и педагог Д.Н.Кардовский считал, что форма есть масса, имеющая тот или иной характер подобно геометрическим телам, таким как куб, шар, цилиндр и др. Это в равной степени относится и к живым формам, которые при всей сложности имеют в основе (схеме) скрытую геометрическую сущность.
Так, например, форма туловища человека может быть представлена в виде нескольких геометрических форм: цилиндра, параллелепипеда или более приближенной к форме туловища уплощенной призмы. Однако четких очертаний названные геометрические формы в туловище человека не имеют, в нем присутствуют углубления, выступы и другие отклонения, которые мешают неискушенным рисовальщикам увидеть эти геометрические тела в живой форме.
Тем не менее, при внимательном анализе форм туловища просматривается его геометрическая сущность, которая приближена к форме призмы. Применяя эти геометрические формы при построении фигуры человека, конкретизируя и обобщая имеющиеся отклонения, можно придать фигуре реальные очертания.
Осмысливая внешние очертания предметов, необходимо также осмыслить и сущность их внутреннего строения, конструкцию формы и связь отдельных элементов, составляющих ту или иную форму. Конструкция предмета, как правило, определяет характер его формы. В учебном рисунке понятие конструкции формы приобретает особое значение с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры, внешнего пластического строения, материала и ее функционального назначения. Это позволяет студентам более осознанно подходить к работе над рисунком.
Геометрическая основа конструкции простых предметов очевидна, сложнее разглядеть ее в живых формах. Сложные формы также имеют скрытую геометрическую основу, что значительно упрощает понимание структурной и конструктивной сущности этих предметов. От структуры строения предмета во многом зависят приемы построения его формы на плоскости.
Поэтому, анализируя форму предмета, как бы она ни была сложна на первый взгляд, прежде всего необходимо проникнуть в сущность его внутреннего строения, не отвлекаясь на мелкие детали, мешающие понять геометрическую основу его конструкции. Это позволит студентам получить более полную информацию о предмете и осознанно выполнить рисунок. Только после этого можно приступить к решению изобразительных задач и свободно, уверенно рисовать как с натуры, так и по воображению, что чрезвычайно важно для профессиональной творческой деятельности.
Объемно-пространственное и конструктивное построение форм предметов
Традиционный метод построения изображений в классических восточных школах
Для лучшего понимания конструкции предметов и приобретения навыков грамотного изображения их формы также необходимо вспомнить полученные в школе знания по геометрии, такие, как понятия о точках, линиях и объемных формах.
Работа с формами в рисунке. Опыт Марко Буччи
Знаете ли вы, что тщательная прорисовка натуры вредит настроению картины? Избежать этого поможет объединение форм. Вот как это сделать.
У себя на YouTube-канале художник-иллюстратор Марко Буччи рассказал, как сделать рисунок выразительнее с помощью объединения форм.
Известный американский художник-реалист Ричард Шмидт сказал однажды, что художники на самом деле видят не больше, а меньше, чем другие люди. Руководствуясь этим принципом, Марко советует упрощать то, что вы видите в реальности, при переносе на бумагу. Одним из способов упрощения и является объединение форм.
Как это происходит? Давайте возьмём четыре предмета и попробуем их нарисовать.
Мы изобразили четыре формы, но вышло не очень удачно. Теперь представим, что эти предметы освещены и отбрасывают тени. Тогда на рисунке у нас получится целых девять форм.
Уже получше. Но несмотря на то, что мы так точно всё передали, рисунок выглядит безжизненно и не создаёт настроение. Свет на нём не воспринимается как свет.
Чтобы решить эту проблему, попробуем объединить несколько форм в один большой силуэт, уменьшив количество подробностей на рисунке. Вместо девяти форм у нас снова четыре, но уже совсем другие.
За счёт этого мы снизим информационную нагрузку на мозг зрителя — теперь он будет смотреть на меньшее количество объектов. А в работе появится НАСТРОЕНИЕ — в чём и заключалась цель упрощения.
Объединение форм помогает усилить общую выразительность картины. Яркий пример — гравюры шведского графика Андерса Цорна, который любил опускать делали и сливать несколько фигур в одну.
Благодаря этому и свет, и персонажи, и настроение, и композиция в его работах получались отличные, несмотря на грубую работу карандашом.
Еще один хороший пример — работа американского иллюстратора Дина Корнуэлла. Для большей наглядности посмотрим на нее в чёрно-белой гамме.
В нижней части полотно настолько затемнено, что все предметы сливаются в одну форму величиной почти в половину листа. Для этого художник отказывается от многих деталей: брюк, пряжки ремня, пуговиц и т. д.
Вся эта информация изъята для того, чтобы дать понять зрителю — эта часть листа не важна, на ней не следует сосредотачивать внимание. Смотреть надо выше, на лицо персонажа — именно там сконцентрировано настроение картины.
Но и в верхней части полотна, гораздо более светлой и информативной, Корнуэлл находит возможность применить всё тот же приём. Он объединяет в одну фигуру нижние две трети лица персонажа, шею и рубашку. Это позволяет ему добиться впечатления таинственности, окружающей героя.
Объединением форм пользовался и видный американский иллюстратор Уолтер Эверетт. На первый взгляд, работа Эверетта изобилует деталями, а значит, и формами.
Но стоит применить к ней фильтр, как становится понятно: фигуры здесь сливаются, образуя светлые и темные области. Эти области определенным образом направляют взгляд зрителя.
Основой картины является сплошная темная зона. Ее окружают светлые пятна — вроде того, в которое сливаются головные уборы, воротники и лица женщин в верхней части полотна.
Так что Ричард Шмидт был прав: благодаря объединению форм художник действительно видит меньше, чем есть на самом деле. Но он не упомянул, что рисовать меньше в действительности сложнее, поскольку для этого приходится серьезно идти против нашей природы, и изображать что-то не буквально, а сводить к сути
На примере уже своего собственного рисунка Марко шаг за шагом показывает, как выполнять объединение форм. Так его работа выглядит в готовом виде:
Художник намеренно выбирает сложную композицию с обилием деталей: здесь есть несколько лодок, сваи, здания, фигуры людей, отражения в воде, воздушная перспектива и т. д. Всё это дает нам очень много форм. При этом на полотне отчётливо выделяются две большие области — светлая:
Причём художник разделил картину на светлые и тёмные зоны ещё в самом начале работы, на этапе планирования композиции, и уже потом вписывал в них детали — или жертвовал деталями, когда они не вписывались. По словам Марко, это помогло ему избежать перегруженности полотна подробностями и сократить сроки работы — он смог закончить рисунок всего за полтора часа.
Из-за деления на зоны композиция поначалу выглядела довольно абстрактно.
Марко вообще считает, что всякое искусство начинается с абстракции.
Сюжет — это вещь второстепенная. И я твердо уверен в том, что даже самый реалистичный рендер — это сначала абстракция, потому что художнику приходится иметь дело с формами, оторванными от реальности, но именно это и делает искусство таким увлекательным.
Он подчёркивает, что не нужно прорисовывать каждое окно в каждом доме — их нужно подразумевать. Чтобы проще было переключиться с буквального восприятия на абстрактное, художник использует текстуры.
Лодки на картине сливаются со своими отражениями в воде и частично — с домами. У себя в голове зритель сам должен провести условную границу, где заканчивается один предмет и начинается другой.
Человеческий мозг удивительный. В реальной жизни мы всё время заполняем деталями какие-то области. Это связано с человеческой психологией. Когда вы идете по улице, вы не видите всего. Вы воспринимаете информацию только прямо перед вами. А мозг заполняет остальное. Это происходит постоянно. Эквивалентом этого в изобразительном искусстве, я полагаю, является слияние форм.
По его мнению, художник, показывая меньше, тем самым сообщает зрителю больше. Картина, где прорисованы все детали, будет скучной и невыразительной. А та, где часть деталей опущена, лучше передаст впечатления от места, которое на ней изображено.
Заполняя светлую и тёмную области деталями, Марко время от времени накладывает фильтр «Постеризация» (Posterize) — чтобы убедиться, что детали не выбиваются из общего фона. Это могут делать не только те художники, которые работают в цифровом формате — если вы рисуете на бумаге, работу можно в любой момент отсканировать и применить фильтр, чтобы проверить себя.
Итак, на картине люди, сваи, лодки, дома и отражения преимущественно сливаются воедино. Но среди всего этого нужно где-то разместить подсказку для мозга зрителя — какую-нибудь отчётливую форму, за которую зацепится взгляд. Благодаря ей человек сможет догадаться, что же всё-таки изображено на картине.
В данном случае подсказкой стал чёткий силуэт третьей снизу лодки, который контрастирует с поверхностью воды. В этой части полотна слияние форм отсутствует.
Зритель сразу опознаёт в тёмном предмете лодку, что задаёт контекст всему дальнейшему восприятию картины — как бы запускает дешифровку объединенных форм.
Напомним, Марко Буччи — это известный художник-иллюстратор и преподаватель живописи из Канады. За 15 лет профессиональной деятельности Марко успел поработать с издательством Walt Disney Publishing Worldwide, производителями игрушек LEGO, Hasbro, Mattel Toys и Fisher-Price, разработчиком игр LucasArts, а также мультипликационными студиями Nelvana, GURU Studio, C.O.R.E. Digital Pictures и Yowza! Animation.
В качестве преподавателя Марко сотрудничал с онлайн-школой CGMA, Академией искусств Сан-Франциско, Колледжем Сентенниал в Торонто и другими учебными заведениями.
Перевод сделан специально для Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании
Конструкция формы. Общие понятия о строении формы. Связь внешнего построения с внутренней конструкцией. Важность познания конструкции формы для архитектора
Современные средняя и высшая школы дают знания и представления об окружающем мире. Обучающийся рисунку должен использовать эти знания в рисовании.
Человеку свойственно представлять многие объекты и явления объемно и в пространстве. Цель учебного рисования состоит в том, чтобы развить зрительное восприятие и объемно-пространственное мышление и научить посредством рисунка, изобразительной графики передавать те или другие стороны окружающего мира, а самое главное, в дальнейшем — мыслить и рассуждать при помощи рисунка, решая разнообразные материально-практические и художественные задачи.
Человек, не прошедший основательной школы рисунка, может механически копировать, срисовывать с натуры простой по форме предмет, допуская при этом ряд графических ошибок, но он запутается при изображении объектов сложной формы. Для уверенного владения рисунком необходимы сознательная постановка «видения» натуры и умение логически последовательно изображать ее на листе бумаги.
Учебный рисунок включает много вопросов и задач, которые при изображении сложных форм, созданных природой или человеком, должны решаться взаимосвязанно и по возможности одновременно: это вопросы конструкции, движения, пропорций, перспективы, светотени, цвета и фактуры и, наконец, композиции, которые должны как в процессе обучения, так и профессиональной деятельности быть подчинены решению той или другой конкретной задачи. Указанные вопросы достигают наибольшей сложности и глубины при решении творческих задач, однако в элементарном виде с ними приходится сталкиваться и впервые приступившему к освоению учебного рисунка.
Во второй главе пособия каждый из этих вопросов для удобства изложения рассматривается в отдельности, здесь же раскрываются основные принципы и понятия, необходимые учащемуся при учебном рисовании. Детальное и взаимосвязанное рассмотрение узловых вопросов конструктивного рисунка приводится в разделах по практическому рисованию, главным образом, в разделах, посвященных изучению и рисованию человека и архитектуры.
Видимые глазом тела различаются по внешнему виду: форме, размерам, прозрачности, цвету и фактуре. Предметы, созданные природой или человеком, обладают общим содержательным признаком: имеют то или иное закономерное строение или конструкцию формы.
В учебном рисовании особое значение приобретает понимание конструкции формы с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры и внешнего пластического строения, материала, из которого создана форма, ее функционального назначения. Будущему архитектору важно видеть и понимать именно эти стороны формы и ее конструкции, необходимые в практической работе при проектировании и строительстве сооружений.
Познавая предмет с внешней стороны, нужно стремиться проникнуть в сущность его внутреннего строения. По мере осознания этой сущности возникает более ясное представление о предмете.
В начальной стадии овладения рисунком учащегося должна интересовать прежде всего закономерная геометрическая основа конструкции, строение и связь элементов, составляющих ту или иную форму. Для этого необходимо рассмотреть изображаемый предмет со всех сторон, мысленно или практически сделать в нем ряд характерных сечений плоскостью и, наконец, на основании внешнего вида и внутреннего строения составить возможно полное представление о форме предмета. Это поможет более свободно, уверенно рисовать не только с натуры, но и, что особенно важно, по представлению.
Знания и понятия, приобретенные в школе по геометрии, должны быть применены в рисунке: понятия о точках, линиях, плоских геометрических фигурах и объемных формах — основа понимания конструкции предметов и их графического изображения.
Точка определяет характерные пункты, узлы конструкции в натуре и в ее графическом изображении. Две узловые точки фиксируют положение двух взаимосвязанных узлов конструкции. С помощью ряда точек можно установить взаимное пространственное расположение узлов, характеризующих конструкцию формы в целом.
Линия определяет границы поверхностей, образующих форму предмета. Линии намечают также конструктивные оси в некоторых телах или направления формы и ее частей.
Рассматривая конструкции простейших геометрических фигур и тел, мы видим, что треугольник определяется тремя точками вершин углов и тремя прямыми линиями, соединяющими эти точки; четырехугольники — квадрат, ромб, трапеция — характеризуются соответственно четырьмя точками и четырьмя линиями; круг определяется точкой центра и замкнутой линией, проходящей через точки, лежащие на равном расстоянии от центра; эллипс — точками двух фокусов и замкнутой линией, сумма расстояний от любой точки которой до фокусов остается постоянной. Для пометки эллипсовидных фигур в рисунке можно обойтись двумя осями и четырьмя лежащими на них характерными точками. Для более точной характеристики кривой необходимо взять еще дополнительные промежуточные точки.
Плоские фигуры служат основой понимания геометрического конструктивного построения объемных тел. Например, понятие квадрата дает представление о построении куба; понятие треугольника — о построении пирамиды; понятие круга подводит к пониманию цилиндра и шара, а эллипсовидных фигур — к пониманию яйцевидных форм (рис.1).
Конструкция объемных тел определяется взаимным расположением характерных точек в пространстве. У граненых форм этими узловыми точками служат вершины пространственных углов. Например, куб характеризуется восемью точками вершин углов и двенадцатью линиями ребер, четырехгранная пирамида — четырьмя точками пространственных углов основания, точкой вершины и восемью линиями ребер и т.д. Тела вращения отличаются осью, радиусами оснований и характерными точками образующей поверхности тела. Так, например, конус формируется радиусом окружности основания и точкой вершины (рис. 2,а). Усеченный конус и цилиндр определяются нижним и верхним основаниями и их взаимным расположением. Яйцевидные формы могут быть получены осью вращения и характерными точками образующей, т. е. пунктами сопряжений участков различных кривых и самими выпуклыми и вогнутыми точками, составляющими образующую (рис. 2,б).
Рис 2. Основные точки и тел вращения а — конуса; б — эллипсовидного; в — сложных
Для определения сложной формы вазы необходимо, кроме радиусов оснований, воспользоваться еще рядом радиусов, соответствующих характерным точкам ее образующей (рис. 2,в). Нахождение конструктивных узлов-пунктов, направляющих линий и осей должно осуществляться методически последовательно, исходить из понимания формы и ее выявления в графическом изображении как простых геометрических тел, так и сложнейших пластических форм.
Для наглядного рассмотрения конструкции геометрического построения простых тел хорошо сделать из проволоки или тонких деревянных реечек каркасы этих тел. Модели помогают получить представление о построении формы, так как позволяют одновременно видеть в пространстве все конструктивные узлы — точки, невидимые на обычных телах.
«Прозрачность» таких моделей в значительной степени облегчает рисование предметов в различных поворотах и перспективных сокращениях (ракурсах). Рисование каркасов способствует с самого начала воспитанию объемнопространственного мышления, да и сам процесс самостоятельного изготовления объемных предметов, а затем их графического изображения в большей мере помогает учащемуся осознать конструктивное построение формы и особенности ее изображения. Полученные на этих моделях навыки объемно-пространственного мышления дают возможность и на непрозрачных телах чувствовать, связывать форму в пространстве, воспринимать и изображать предметы уверенно, убедительно и сознательно. На следующих рисунках показаны общие принципы геометрического построения более сложных форм, детальное рассмотрение которых будет дано в последующих разделах.
Рис 3. Основные конструктивные точки головы человека и кисти руки
На схематическом рисунке головы человека показаны узловые анатомические пункты, главные линии построения и характерные разрезы, на основании которых можно понять пространственную конструкцию головы и провести построение ее изображения в рисунке (рис. 3). Отправными пунктами формы головы являются: середина подбородка, основания носа и переносицы, макушки, средняя точка затылка. Линия, соединяющая эти пункты, образует так называемое основание профильной линии головы. Базовыми, необходимыми для понимания пластической формы головы считаются разрезы по профильной линии, параллельные ей сечения по глазницам, а также перпендикулярные разрезы, проходящие на уровне лба, глазниц, скуловых костей и рта. Одинаково относительно профильной плоскости располагаются вершины скуловых костей, характерные точки глазных впадин, надбровные и лобные бугры, теменные и затылочные бугры.
На схематическом рисунке кисти руки показаны главные конструктивные пункты, определяемые суставами запястья, пястья и фаланг пальцев.
При рисовании дерева основными пунктами служат основание и вершина, а также все точки ответвлений от ствола и точки характерных изменений в направлениях ствола и ветвей. У различных деревьев пространственное расположение узловых пунктов и их ритм имеют свои закономерности. Эти узлы определяют направления и пропорции ствола и ветвей. Отмеченный принцип построения может быть прослежен от корней вплоть до почек листьев и цветков растений (рис. 4).
Рис 4. Конструктивные пункты и направляющие линии растений и беседки
Для понимания построения архитектурных сооружений принцип узловых конструктивных пунктов также имеет решающее значение. Изображенная на рисунке беседка-ротонда (рис. 4,внизу), состоящая из сочетания различных геометрических форм, обладает ясным строением благодаря закономерной связи основных конструктивных элементов: ясно выраженной центральной оси беседки, окружности ее основания, поставленных в определенном ритме колонн, опирающегося на колонны цилиндрического кольца антаблемента и завершающего сооружение сферического купола. Определяющими пунктами для объемнопространственного представления о форме беседки будут центры ее стилобата, купола, антаблемента, нижнего и верхнего оснований колонн.
Принцип понимания конструкции с помощью основных узловых точек, осей и направляющих линий должен всегда применяться в учебном рисунке и служить в дальнейшем основой для изучения построения форм предметов, их функционального назначения и работы материала, из которого они сделаны.