за счет чего живут каналы без рекламы
Как устроено телевидение: что такое рейтинги, охваты и реклама?
Согласно исследованиям, ежедневно россияне смотрят телевизор до 4 часов в сутки. Телевизор – уже давно обязательная часть нашей жизни. Тем не менее, не многие задаются вопросом, а как на самом деле устроено телевидение и благодаря чему оно живет, меняется, развивается? Об этом и многом другом мы расскажем в нашей статье.
Телевидение – это, прежде всего, бизнес. Это первое, что нужно понять. К сожалению, многие воспринимают телевидение как некое развлечение, смотря только с позиции «зрителя», но чтобы разобраться в том, как на самом деле устроено телевидение, запомните: телевидение – это бизнес. Очень специфический и своеобразный, но тем он и интереснее. А знаете, что является товаром на ТВ? Эмоции. Ваши собственные. Телевидение поставляет своей аудитории различные переживания: счастье, уверенность, удивление, радость и многое другое, что в широком смысле можно назвать «развлечением». Взамен вы отдаете эмоции, а также свое время, которые вы потратили на «получение услуги» и «оплату эмоциями». И именно это телевизор и продает рекламодателям. И чем больше ваша оплата, тем дороже телеканал ее перепродает брендам.
В широком смысле слова телевидение – это не только студия, осветительные приборы и камеры (это всего лишь внутренняя кухня), телевидение – это зритель, его эмоции и тот, кто эти эмоции оплачивает, то есть бренд. Телевидение – это площадка взаимодействия рекламодателей и людей. И это касается не только рекламы, но и всего контента – так как решение какой именно контент ставить – зависит от его рейтинга и многих других показателей.
На самом деле, телевизионный бизнес один из самых честных в том отношении, что нам показывают ровно то, что мы сами хотим смотреть. Довольно смешно слышать разговоры о каком-то заговоре, что кто-то хочет «оболванить» наше население и с помощью телевизора показывают нам, якобы, какие-то глупые программы. Так может утверждать только тот, кто не понимает, как устроено телевидение. По телевизору нам показывают то, что мы сами хотим смотреть. Наши желания, интересы и удовольствие можно измерить и оценить. Собственно, это и называется рейтинг (слово «rating» с английского переводится как «оценка»).
Рейтинг –это среднее количество зрителей, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории. То есть, рейтинг – это дробная величина. Давайте попробуем посчитать рейтинг рекламного ролика: нам известно, что наша целевая аудитория – это 1 000 000 человек, а ролик увидели только 50 000 человек. Расчет будет следующим: 50 000 / 1 000 000 х 100 % = 5%.Рейтинг рекламного ролика составил 5%. Много это или мало можно сказать только опираясь на сравнительный анализ других рекламных роликов, к тому же лучше сравнивать не один выход, а сразу несколько, суммировав их рейтинги. Сумма рейтингов обозначается аббревиатурой GRP (англ. gross rating point) – это одно из важнейших понятий ТВ-бизнеса. Если, упрощенно, GRP – это сумма всех рейтингов, то сумма рейтингов нашей целевой аудитории называется TRP (англ. target audience GRP). Именно это понятие между телеканалом и рекламодателем используется при покупке рекламного места и для расчета эффективности рекламной кампании на телевидении.
Как же подсчитать насколько эффективно мы разместили наш рекламный ролик, то есть, насколько он соответствует нашей целевой аудитории? Для этого используется, так называемый, индекс соответствия (affinity index). Для его подсчета нужно рейтинг нашей целевой аудитории (TRP) разделить на сумму всех рейтингов (GRP). Наша размещение будет эффективным, если рейтинг нашей целевой окажется больше общего рейтинга. Поэтому, планируя рекламную кампанию, как правило, стараются, чтобы Affinity Index был больше 100.
Еще один важный показатель работы ТВ-рынка – это охват (Reach). Охватом называют общее количество человек, или процент от целевой аудитории, которые увидели вашу рекламу за время рекламной кампании. Этот показатель рассчитывается в натуральных числах (тысячи человек) или в процентах от целевой группы. При этом, в отличие от GRP, при подсчете охвата каждый человек, хотя бы раз видевший рекламу, учитывается только один раз.
Мы привели только малую часть всех показателей, которые используются в медиа-бизнесе, но и этого достаточно, чтобы понять, что телевидение – это очень большая и сложная индустрия. Сами рекламодатели для эффективного размещения своей рекламы предпочитают действовать через медийные агентства – ведь размещение рекламы требует большой экспертизы, знаний и опыта взаимодействия с площадками. Занимаются же планированием и размещением рекламы – медиапланнеры.
Медиапланирование – относительно новая специальность. Следовательно, и шанс сделать карьеру в этой сфере значительно выше. Что делает медиапланнер? Его основная обязанность – планирование размещения рекламы и прогноз бизнес-результатов. Клиент рекламного агентства хочет понимать, во что он инвестирует свои деньги, какую отдачу он получит от каждого вложенного рубля – именно ответ на эти вопросы и составляет суть профессии медиапланнера. Здесь и тотальное знание всех типов медиа, и понимание специфики клиента (без этого сложно понимать, где лучше размещать рекламу), здесь и проникновение в целевую аудиторию, ее тренды, мотивы поведения и так далее.
Стоит отметить, что сейчас медиапланирование – это уже не только «цифры и отчеты». Сегодня медиапланнер должен быть и стратегом, и креатором, и аккаунтом. И, разумеется, без родного всем рекламщикам слова research тоже никуда – медиапланнер должен не только знать все технические новинки рынка, но и понимать, как их интегрировать в свою работу для достижения целей и задач клиента.
Одним словом, медиапланнер – это перспективная и востребованная профессия. Обязательные soft-skills: увлеченность, разносторонность и целеустремленность. Работа в медиапланировании многосоставная и требует как аналитических навыков, так и стратегического видения, и креативности.
Ящик Пандоры Как российское телевидение подсело на государственные деньги
З а возможность свободно смотреть телевизор житель Франции в пересчете с евро платит 11,3 тысячи рублей. В Британии за такое удовольствие отдают и того больше — 13,5 тысячи рублей, а немцы ежемесячно отчисляют в качестве налога на телевещание 1,4 тысячи рублей. Российский телезритель привык к тому, что телевидение — это бесплатная опция, способная скрасить отдых после тяжелого рабочего дня. Почему это плохо? Как и когда Россия и Запад пошли по разным моделям развития телевещания? Почему государство покрывает расходы даже частных телеканалов? Разбиралась «Лента.ру».
Бесплатный сыр
Полвека назад в США впервые в мире прошли телевизионные дебаты кандидатов в президенты. Ричард Никсон и Джон Кеннеди сошлись в чикагской студии канала CBS, за их спорами наблюдали почти 70 миллионов телезрителей. Тогда Никсон не продумал свое поведение: несмотря на плохое самочувствие, он отказался от грима, держался неуверенно и постоянно нервно вытирал платком пот с лица. К тому же незадолго до съемок он попал в больницу и сильно похудел. Кеннеди поступил иначе: накануне он отрепетировал встречу в студии и проработал выступление с помощниками. Во время трансляции с экранов на американцев смотрел загорелый и уверенный в себе молодой мужчина в идеально сидящем черном костюме, уверявший, что расцвет нации еще впереди (на самом деле он был моложе Никсона всего на четыре года). Несмотря на убедительность аргументов обоих кандидатов, в дебатах победил Кеннеди. Скорее всего, именно эти события позволили ему с небольшим отрывом победить в выборах и стать главой государства. Никсон же больше никогда не участвовал в теледиспутах.
Тем временем в СССР началась эпоха записанных программ: «Голубой огонек», «Клуб кинопутешествий», «Клуб веселых и находчивых». Многие передачи готовились заранее, чтобы при редактуре из них можно было вырезать нежелательные фрагменты. Политических дебатов стране пришлось ждать еще около 30 лет.
Регулярное телевещание в США появилось в 1939 году благодаря NBC. Тремя годами ранее «Би-би-си» запустила телепередачи в Великобритании, а в Германии и Франции они появились еще раньше — в 1935-м. Телевизор тогда для большинства был роскошью, но привыкшее платить за все население уже готовилось раскошелиться на работу журналистов и вещателей, так как понимало, что любая услуга — это бизнес.
В СССР же опытная передача телевидения (или, как его еще называли, дальновидения) прошла еще в 1931 году, однако тогда изображение было беззвучным. С 1934 года советское телевидение регулярно, но нечасто транслировало концерты и фрагменты театральных постановок, выступления чиновников и передовиков производства. Несколько расширилась эфирная сетка лишь к 1939-1940 годам. Естественно, в отличие от зарубежных структур, советское вещание было абсолютно «народным», бесплатным, — не только идеологически, но и практически, так как финансовые ресурсы были сконцентрированы в руках властей. Это стало основополагающим фактором на долгие годы: кто платил, тот и ставил музыку, то есть эфирную сетку и ее наполнение.
Послевоенное телевидение в первое время мало отличалось от того, что распространилось ранее. В конце 1945 года московское вещание возобновилось в том же самом виде, в котором было прекращено (в Ленинграде на реанимирование телецентра понадобилось еще три года). К 1955-му трансляции стали ежедневными: до этого посмотреть телевизор можно было лишь пару раз в неделю по два часа, а позднее — через день. Это были не привычные современным зрителям передачи, а трансляции с массовых мероприятий и спортивные репортажи, которые комментировал радиожурналист (та же запись передавалась по радио, так как в те годы оно было наиболее распространенным СМИ, радиоточки были почти в каждом доме).
Государство увидело в телевидении новое «радио», с помощью которого можно было распространять необходимую информацию по большой стране. Тогда была учреждена Центральная студия телевидения, разделенная на редакции (общественно-политическая, детская, музыкальная и так далее). Туда пришли работать журналисты, имеющие опыт в прессе и на радио, — и в те годы, наконец, появляются информационные службы и телекино.
Со временем большинство форматов на телевидении стандартизировались и, казалось, застыли навсегда. Информационная передача (к примеру, «Время») имела четкую структуру: внутриполитическая повестка — заседания верховного совета СССР или хроника членов политбюро, экономические новости (показатели производства, перевыполнения планов), блок зарубежных новостей из дружественных стран, хроника о плохом уровне жизни в западных государствах, спортивные новости и прогноз погоды. Такой стандарт был продиктован государственной монополией на телевидение: пропагандистские передачи были довольно однообразными. Поэтому качественно сделанные развлекательные передачи или сериалы в те годы так привлекали зрителей: к примеру, по воспоминаниям многих очевидцев, во время трансляции телефильма «Следствие ведут знатоки» улицы пустовали. Хороший развлекательный контент становился почти дефицитным товаром, большой удачей, который удалось получить бесплатно.
Таким образом в России сформировалась принципиально иная телемодель. В то время как европейцы или американцы знают, что за телевидение следует платить (не только за определенный контент вроде фильмов или трансляций, но и в целом за его существование), советские граждане, а за ними и россияне не имеют подобной привычки. Ответственность сохранять телевидение и поддерживать его деньгами и иными ресурсами была возложена на государство, и отказываться от этой схемы никто не планирует. По словам исследовательницы российского и зарубежного телевидения, сотрудницы МГУ им. М.В. Ломоносова Элины Никольской, винить аудиторию в том, что она не хочет платить за контент, нельзя.
«Изначально телевидение в СССР появилось не как СМИ, а как очередной инструмент государственной пропаганды. В отличие от США, например, наше телевидение не было развлечением, это было обязательной трансляцией «достижений народного хозяйства». Конечно, смотреть это было скучно, поэтому в эпоху застоя, когда за рубежом телевизионный контент уже давно представлял разнообразную палитру разноплановых программ — от расследовательских передач до реалити-шоу, — советские люди, которые могли увидеть только накрахмаленные воротнички, вещающие про итоги очередной пятилетки, попросту не хотели этого смотреть», — поясняет эксперт.
Дуров объявил о начале монетизации Telegram. Что важно знать
На чем будет зарабатывать Telegram
С 2021 года мессенджер Telegram начнет монетизироваться, сообщил его основатель Павел Дуров в своем Telegram-канале.
При этом Дуров подчеркнул, что «большинство пользователей едва ли заметят серьезные изменения»: все текущие сервисы Telegram останутся бесплатными, а в сервисах с личными и групповыми чатами не будет рекламы.
Почему решили ввести платные услуги
Как объяснил Дуров, по мере роста числа пользователей мессенджера обслуживание его работы становится все дороже. Сейчас у Telegram около 500 млн пользователей, а поддержка проектов такого масштаба, в том числе оплата расходов на серверы и трафик, обходится в «сотни миллионов долларов в год», эти расходы уже невозможно оплачивать из личных сбережений, объяснил бизнесмен.
«Когда технологическая компания вырастает до таких размеров, у нее есть только два пути: начать зарабатывать деньги для покрытия затрат или продаться более крупному игроку», — написал он, оговорившись, что продажа Telegram не рассматривается, так как миру нужен независимый мессенджер. Монетизация должна позволить Telegram сохранить независимость и «будет полезна всему сообществу, так как расширит возможности создателей контента для заработка», рассчитывает он.
Как к нововведениям отнеслись участники рынка
По оценке руководителя российского подразделения партнерской сети Admitad Анны Гидирим, после запуска рекламной платформы и выхода ее на полные обороты Telegram может рассчитывать более чем на 4 млрд руб. выручки в год, исходя из объема аудитории мессенджера и опыта схожих платформ. «Бизнес крайне заинтересован в прозрачных и удобных инструментах продвижения в этом мессенджере — темпы продаж через него растут ежегодно. В 2020 году через Telegram только в России было продано товаров более чем на 1,8 млрд руб., что на 65,3% больше, чем в 2019-м», — отметила она.
Опрошенные РБК владельцы крупных Telegram-каналов неоднозначно отреагировали на сообщение Дурова. Несколько из них указали на то, что пока нет подробностей о том, как будет устроена рекламная платформа. Автор Telegram-канала «Сталингулаг» (357 тыс. подписчиков) Александр Горбунов рассказал РБК, что не увидел в сообщении Дурова «намека на некую рекламную биржу» и не считает, что мессенджер будет делиться рекламными доходами с авторами каналов. «Скорее всего, мессенджер будет оставлять все доходы себе, а рынок рекламы, который в Telegram уже устоялся, останется таким же, каким мы знаем его сегодня», — говорит он.
Главный редактор канала Mash (906,4 тыс.) Максим Иксанов отметил, что Дуров как бизнесмен имеет «полное право зарабатывать на Telegram, а то получается, что на нем зарабатывают все, кроме него». «Скорее всего, эти возможности важны для пабликов, которые ведут энтузиасты или просто авторы, у них нет, как у Mash, возможности иметь собственный рекламный и юридический отдел, чтобы работать с большим количеством клиентов», — рассуждает Иксанов. По его мнению, до 80% каналов воспользуются возможностью работать с платформой, их авторы «смогут просто заниматься творчеством, а не как сейчас — бегать по рынку и пытаться заработать хоть сто рублей».
«Аналогичное новшество после покупки «ВКонтакте» вводила Mail.ru Group, установив огромную комиссию, и работать напрямую с клиентами было выгоднее, — вспоминает администратор крупного новостного канала rus_criminal (846 тыс. подписчиков). Однако он считает, что Дуров не из тех, кто создал проект ради монетизации, поэтому он рассчитывает, что комиссии на рекламной платформе будут невысокими, а владельцы каналов смогут и дальше делать «нативную» рекламу в постах.
Автор канала EVOLUTION (817 тыс. подписчиков) предполагает, что при появлении рекламной платформы Telegram появится больше плюсов, чем минусов. Число рекламодателей увеличится, а у администраторов каналов появится выбор, какую рекламу ставить напрямую, а какую — через рекламную платформу Telegram. В то же время, по его словам, появление рекламной платформы может сильно снизить стоимость рекламы в каналах: в ней может появиться алгоритм, который будет показывать среднюю стоимость рекламы, а раньше цена рекламы рассчитывалась для каждого конкретного случая.
Управляющий партнер венчурного фонда Typhoon Digital Development Олег Братишко назвал модель монетизации Telegram «необычной», потому что таким образом с каналов в странах их основного распространения можно будет получить максимум по несколько миллионов долларов в год, что несопоставимо с затратами команды Telegram на поддержание мессенджера. По его словам, более стандартным способом монетизации является введение платных опций для всех пользователей, поскольку это приводит к более значимому экономическому эффекту. «Может быть, таким образом под видом монетизации Telegram создает инструмент для увеличения влияния тех или иных каналов — управляя продвижением канала через биржу, можно прокачивать определенные темы», — рассуждает он.
Как я зарабатываю в Телеграме
Как создать канал и продвинуть его
Автор телеграм-каналов с общей аудиторией 150 тысяч человек рассказал о работе, процессе и заработке.
Наш герой стоит за каналами «Мастриды», Slang Bang, «Маствотч», Your Career, Your Job и God, No. Мы знаем его настоящее имя, но в этой статье он попросил называть себя Мастридером. Ему слово.
Юра, читай внимательно!
Юра! В этой статье — личный опыт Мастридера. Опыт Мастридера может не совпадать с твоим, Юра. Если у тебя тоже есть опыт раскрутки каналов в Телеграме, ты продавал или покупал на них рекламу или ты просто хочешь рассказать о своем ремесле и заработке — дай о себе знать: journal@tinkoff.ru. И если ты не Юра, тоже дай знать.
Вокруг Телеграма продолжается ажиотаж. Как писал его основатель Павел Дуров, число пользователей Телеграма в России давно превысило 10 миллионов. Если в России есть платежеспособный средний класс, то он сидит в Телеграме.
Изначально Телеграм был просто приложением для чатов, но постепенно в нем появились каналы. Каналы — это чаты «в одну сторону», как радиостанции или СМИ. Любой человек может делиться своими мыслями и новостями с любыми другими людьми, которым это интересно. Если тебе интересно, ты подписываешься на канал и получаешь уведомление, когда в нем что-то выходит.
Портрет аудитории Телеграма, vc.ru
Первые каналы были уютными блогами без намека на монетизацию. Потом появилась мысль: если на канал подписано много человек, можно продавать в нем рекламу. Автор канала на 20—30 тысяч человек сегодня может зарабатывать 100 тысяч рублей в месяц. И это не предел: например, выручка от продажи рекламы в четырех моих каналах в августе была 270 тысяч, в сентябре — 350 тысяч, в октябре — 435 тысяч рублей.
Рекламная выручка за октябрь в телеграм-каналах Мастридера — 435 000 Р
«Мастриды» | Your Job | Your Career | «Маствотч» | |
---|---|---|---|---|
Число читателей | 44 000 | 11 000 | 19 000 | 26 000 |
Число рекламных постов | 12 | 15 | 10 | 3 |
Средняя стоимость поста | 17 000 Р | 7000 Р | 9000 Р | 12 000 Р |
Выручка | 204 000 Р | 105 000 Р | 90 000 Р | 36 000 Р |
В этой статье я расскажу, как создавал и раскручивал свои каналы и как на них зарабатывал. Даже если вы думаете создать телеграм-канал не ради денег, советы помогут сделать канал популярным и вкладывать деньги от рекламы в его раскрутку. Я делаю именно так: трачу деньги с рекламы на раскрутку и продвижение канала.
Тема канала
Первые два канала я создал, не особо задумываясь над темой. Я постоянно читаю крутые статьи и смотрю много видео — вот и решил делиться самым интересным с друзьями в «Мастридах» и «Маствотче». Это важный момент: тема должна быть интересной автору, а работать с ней должно быть легко.
Изначально канал был просто страничкой для своих, но за несколько месяцев, благодаря сарафанному радио, я набрал 1000, потом 5000, а потом и 10 000 подписчиков. И только после этого я начал заниматься осознанным продвижением и рекламой.
в среднем стоил рекламный пост в канале «Мастриды» в октябре 2017 года
В начале бума телеграм-каналов многое получилось у меня потому, что я был одним из первых. Свою роль сыграло сарафанное радио и поддержка моих подписчиков из Вконтакте.
Следующие каналы я создавал осознанно. Когда у меня уже были популярные каналы, я решил вместе с друзьями сделать еще один. Мы подошли к вопросу рационально: провели мозговой штурм, чтобы определить, в каких сферах мы действительно разбираемся и какой контент может быть востребован в Телеграме.
Вот к каким выводам мы пришли:
Мы отбросили много идей, не связанных с карьерой. Канал с мемами решили не создавать, потому что их и так уже достаточно. Да и в Телеграме более востребован авторский контент. Канал о любимых сортах односолодового виски тоже не создали из-за слишком маленькой целевой аудитории. Идею канала с авторскими комментариями к политическим новостям отбросили из-за недостаточного уровня нашей экспертности.
А вот идея с каналом о карьере оказалась отличной. Так мы запустили Your Career.
Основываясь на кейсе Your Career, выделю три основных фактора, которые нужно учитывать при создании канала.
Экспертность. Вы должны разбираться в теме как минимум лучше 95% ваших потенциальных подписчиков.
Размер целевой аудитории. Важно, чтобы тема касалась не только ваших ближайших друзей, но и как минимум десяти тысяч русскоязычных читателей. Исследования древнеэльфийского языка, микропайка или история авторского кино Югославии — это увлекательные темы, но они интересны очень небольшому числу читателей.
Конкуренция. Чем меньше каналов на такую же тему, тем лучше. Это не значит, что наличие хотя бы одного конкурента — причина не создавать канал. Просто лучше не соваться в области, где и так уже избыток контента.
Как найти конкурентов
Погуглите каналы по фразе «каналы в Telegram о…». Так вы найдете массу подборок и сразу увидите, что, например, каналов о маркетинге, криптовалютах и каналов с подборками лонгридов уже и так намного больше, чем нужно даже самому заядлому фанату этих тем.
Проверьте каталоги каналов. В них уже чаще всего проводится разделение по тематикам. Это могут быть как сайты-каталоги (самый крупный — Tlgrm.ru), так и каналы-каталоги. Самый крупный из качественных и удобно структурированных каналов — «Каталог Telegram».
Название канала
Телеграм в первую очередь мобильное приложение, и ориентироваться нужно на мобильный экран. Название канала не должно быть слишком длинным, иначе оно не поместится на экране, читатели его не запомнят и бренд канала будет менее узнаваем. А еще название должно четко отражать содержание канала.
Названия большинства популярных каналов соответствуют этим критериям: Daily English, «Мастриды», OneDay — OneStory, «Интернет-аналитика» и так далее.
Ссылка
У каждого Телеграм-канала есть адрес-ссылка. Желательно придумать такое название канала, чтобы оно полностью соответствовало адресу. Так люди легко смогут найти канал, зная только его название. Например, Your Career — t.me/yourcareer.
Альтернативный вариант: если название на русском языке сложно или неуклюже транслитерируется, можно использовать в ссылке английский эквивалент вашего русского названия. Этот вариант хуже, потому что создает путаницу в названиях и люди могут в поисках вашего канала попасть на чужой. Например, на канал «Мастриды» кто-то будет пытаться пробиться по ссылкам @mastridy или @mustridi.
я заработал на канале Your Career в октябре
Недавно в Телеграме появился поиск по каналам, но и он не гарантирует, что ваш канал найдут. Попробуйте, например, ввести в поисковой строке «каталог Телеграм» — вы увидите несколько совершенно некачественных каталогов и всего два крупных, хотя на самом деле крупных много:
Логотип
У любого канала есть логотип — по нему читатели узнают вас в списке чатов. Он должен быть запоминающимся и без мелких деталей, чтобы все было хорошо видно в мелком круглом аватаре Телеграма.
Для «Мастридов» и «Маствотч» мне бесплатно нарисовали логотип благодарные читатели. Для Your Career и God, No я привлек знакомого дизайнера и заплатил ему за логотипы 2000 и 3000 рублей. В крайнем случае скачайте бесплатную картинку из интернета — даже это лучше, чем отсутствие логотипа.
Учитывайте, что все логотипы в Телеграме круглые. Квадратные изображения обрезаются. Лучше сразу проектировать круглый логотип.
я заплатил дизайнеру за логотипы для двух своих каналов
Итак, вы выбрали название, логотип и ссылку. Теперь можно нажимать кнопку «Создать канал».
Готово, вы восхитительны.
А фирменный стиль нужен сразу?
Некоторые считают, что уже на старте телеграм-канала нужно придумать хэштеги, особое оформление, фирменный стиль для каждого поста и брендированный контент. На мой взгляд, делать все это можно, но не обязательно.
Создание контента
Сейчас в Телеграме работает хороший авторский контент. Аудитория Телеграма, с которой я встречался, кажется мне более продвинутой, чем во Вконтакте, Одноклассниках и на Ютубе. Большинство подписчиков каналов — жители крупных городов с высшим образованием и доходом выше среднего (по крайней мере сейчас).
Вторичный и низкокачественный контент, который бы сошел с рук администратору паблика во Вконтакте, не взлетит в Телеграме. Контент должен быть уникальным и качественным.
Каждый новый пост в канал должен приносить пользу читателю. Либо это ссылка на интересный лонгрид по тематике канала, который вы нашли в интернете; либо это ваш авторский комментарий к какой-либо актуальной новости, благодаря которому читатель узнает новую информацию; либо ваш авторский текст, в котором вы делитесь знаниями. Просто перепечатывать проходные кликбейт-тексты из интернета можно, но раскручивать такой канал будет сложнее.
До того как начать вкладывать силы и деньги в продвижение канала, вы должны опубликовать хотя бы 4—5 постов. Тогда потенциальный подписчик, перейдя по ссылке к вам на канал, увидит, что здесь качественный и полезный контент. При этом в первых нескольких постах лучше показать все разнообразие контента канала.
минимум надо опубликовать, перед тем как заниматься продвижением
Например, в первых постах на Your Career мы с друзьями сделали вот что:
Недавно один мой друг, большой фанат чая и чайных церемоний, попросил у меня советов о том, какой контент публиковать на его канале. Я за одну минуту придумал ему идеи для нескольких первых постов:
Уверен, если вы эксперт в теме, по которой создаете канал, идеи для первых постов придут к вам за несколько минут.
После того как на канале появился первоначальный контент, можно приступать к продвижению.
Как быть с воровством контента?
Телеграм — это Дикий Запад. Увы, вы никак не сможете защититься от воровства контента. Точнее, сможете, если вы будете активно и целенаправленно продвигать ваш канал. Раз уж вы придумали интересный контент, который плагиатят другие, значит, вы умнее их и, скорее всего, при желании сможете эффективнее, чем ваши подражатели, заниматься пиаром.
Альтернатива созданию канала: покупка канала
Вместо того чтобы создавать свой канал, можно купить существующий. Так я поступил с каналом Slang Bang, у которого на момент сделки уже было 37 000 подписчиков. Сумма сделки составила менее миллиона рублей, хотя я уверен, что рыночная стоимость этого канала намного выше — просто его основатель устал от своего детища и захотел поскорее «выйти в кэш». А мне всегда нравился этот канал, и я с радостью принял предложение о покупке. Теперь продаю там рекламу от 12 000 рублей за пост и планирую окупить инвестиции за несколько месяцев.
Но мало какие авторы достойных каналов выставляют их на продажу. Случай со Slang Bang скорее исключение. Например, мне неоднократно предлагали продать «Мастриды» (сначала за 1 миллион, затем за 2 миллиона и недавно за 3 миллиона рублей), но я каждый раз отказывался: во-первых, этот проект я воспринимаю в первую очередь как социально-просветительский, а не коммерческий и, во-вторых, я оцениваю свой канал дороже.
мне предлагали за продажу канала «Мастриды». Я не продал
Продвижение: первые шаги
Каким бы замечательным ни был ваш контент, без осознанного продвижения популярным вы не станете.
Вот основные способы, которыми сейчас пользуются для продвижения каналов:
Итак, вы создали канал и заполнили его первоначальным контентом. Потом попросили подписаться на него родственников, друзей и знакомых. Сделали пост в Фейсбуке и других соцсетях о том, что у вас теперь есть канал. Обычно так набираются первые 100 подписчиков, если, конечно, вы не супермедийная личность. Что дальше?
Дойти до тысячи
Основная проблема любого создателя канала в Телеграме — как набрать первую тысячу подписчиков. Малое число подписчиков ведет к двум проблемам.
минимальное число подписчиков канала, начиная с которого можно заниматься рекламой. До этого занимайтесь только контентом
Первая проблема: как показывает практика, на маленький канал люди при прочих равных подписываются менее охотно. Наверное, потому что более популярные ресурсы вызывают больше доверия. Закупать рекламу есть смысл, если у вас не 50, а хотя бы 500 подписчиков.
Вторая проблема: ни один крупный канал не согласится на предложение о взаимном пиаре с каналом, у которого нет хотя бы тысячи подписчиков.
Я советую начинать продвижение с каталогов и других нестандартных и низкозатратных способов продвижения.
Добавьтесь во все бесплатные каталоги телеграм-каналов, которые найдете. В недорогие платные тоже можно. Это и веб-каталоги (основные — Tlgrm.ru, Tgstat.ru), и каталоги каналов в самом Телеграме, ценник за публикацию в которых не превышает пары тысяч рублей: @catalogtelegram, @catalogchannels, @worldchannels, @rulist и другие.
Постарайтесь попасть в бесплатные подборки маленьких каналов, которые бескорыстно публикуют авторы некоторых крупных каналов (например, @smmrus и @free_edu). Условия публикаций читайте в этих каналах: обычно для этого нужно написать в личные сообщения админу.
Заявите о своем канале за пределами Телеграма. Например, выступите на тематической конференции, представившись как автор канала, и дайте в начале и конце выступления ссылку на него. Или напишите статью для крупного интернет-издания, подписавшись как автор канала.
Продвижение: платная реклама
В чем суть: вы платите админам раскрученных каналов и предлагаете им прорекламировать ваш канал у себя.
Админы большинства каналов продают рекламу. За схожесть тематики вам могут сделать скидку: такая тематическая реклама не вызывает раздражения у подписчиков. Например, на «Мастридах» я всегда с удовольствием рекламирую образовательные проекты, особенно связанные с чтением: и у рекламодателей конверсия отличная, и мои подписчики довольны — они получают интересные для них рекомендации, хоть и оплаченные.
Чтобы найти похожие на вас каналы, смотрите каталоги и подборки в СМИ. Еще советую ввести в строке поиска Телеграма ключевые слова по вашей теме канала («наука», «книги», «мемы») — так вы получите ссылки на каналы с этими же словами в названии.
Админы всех каналов — обычные люди, которые зарабатывают деньги. С ними можно торговаться и вести переговоры. Если вас не устраивает цена на старте, попросите скидку или предложите какой-нибудь бартер. Суммы небольшие, договориться реально.
Обращайте внимание на качество контента на канале, периодичность и тематику рекламы, которая уже там опубликована. Если канал рекламирует казино, финансовые пирамиды и порносайты, наверняка это «мусорный» ресурс, подписчики которого уже давно игнорируют все рекламные посты и не переходят ни по каким ссылкам.
Если публикации на канале написаны с примитивными орфографическими ошибками, вряд ли стоит заказывать там публикацию о канале про философию постструктурализма. Но вы это и сами почувствуете.
Сколько стоит платный подписчик
Многие считают выхлоп от рекламы в Телеграме исходя из средней стоимости приобретенного подписчика: цену рекламного поста делят на число подписавшихся. Эта средняя стоимость может быть как 5 рублей (для каналов с мемами для школьников), так и 100 рублей (для каналов про ICO и криптовалюты).
в среднем стоит один подписчик в телеграм-канале с хорошим авторским контентом
С моих каналов люди получали подписчиков и по 3 рубля, и по 200 рублей, но чаще всего по 20—30 рублей. При этом, если ЦА рекламируемого канала совпадала с моей, результаты всегда были отличные, а если нет — чаще всего стоимость подписчика была в разы выше. Та же картина и у всех моих знакомых авторов каналов.
В качестве «средней температуры по больнице» обычно называют сумму 30 рублей за подписчика в хороших авторских каналах.
Продвижение: взаимный пиар
Взаимный пиар — это та же реклама, только вместо денег в обмен на рекламную публикацию вы получаете такую же публикацию на канале, который рекомендуете. Поэтому основной совет тот же, что и с рекламой: выбирайте каналы с похожей на вашу тематикой и качественной аудиторией.
Вот еще несколько рекомендаций, общих для взаимного пиара и рекламы.
Заранее договаривайтесь об условиях: тексте, продолжительности пребывания поста в ленте, удалении поста. Вам нужно опубликовать вместе с текстом картинку? Скажите об этом заранее. Хотите, чтобы ваш пост вышел не просто в определенную дату, а в определенное время? Договоритесь заранее.
Когда публиковать. По моим наблюдениям, лучшие дни для публикации рекламы или взаимного пиара — вторник, среда и четверг, время — 18—19 часов по московскому времени. Худшее время — вечер пятницы или выходные.
Осторожно с каналами из Узбекистана. Так сложилось, что в этой стране повсеместно пользуются Телеграмом, поэтому каналы там играют роль публичных страничек Вконтакте. Большинство узбекистанцев подписаны на десятки, а то и сотни каналов, поэтому редко открывают каждый из них — а значит, конверсия будет низкой. В России пока что в среднем подписываются на 5—25 каналов, поэтому внимание читателя меньше рассеивается, а отклик лучше.
Наконец, самый надежный способ — проконсультироваться с сообществом других авторов. Напишите сообщение в чат авторов и попросите совета. Так вы сможете узнать, что почти все крупнейшие русскоязычные каналы на 100 000 и более подписчиков — проекты из Узбекистана, а подписчики там в основном боты или люди, которых автоматически подписывает на такие каналы неофициальное приложение-клиент Телеграма.
Как попасть на вечеринку
К сожалению, в большинство чатов с админами телеграм-каналов может добавить лишь другой их участник. Поэтому, если у вас есть качественный канал, пишите мне: mazdrid@gmail.com — я добавлю вас в основные открытые чаты.
Подборки в СМИ
Один из неожиданных, но эффективных способов продвижения — попадание в подборки телеграм-каналов, которые многие СМИ публикуют на правах рекламы, а некоторые и бесплатно. Чтобы попасть в такую подборку, нужно либо знать сотрудников СМИ лично и договориться с ними о написании подборки, либо включиться в подборку, которую совместно готовят другие авторы.
Обсуждения новых подборок обычно происходят в чатах авторов каналов.
Монетизация канала
Основной способ заработка, конечно, продажа рекламы. Чем больше у канала читателей и чем они внимательнее изучают материалы, тем лучше коммерческий эффект — и для вас, и для вашего клиента.
Формула «50 копеек за человека» очень условна: на моих каналах цена примерно такая, но я знаю каналы, где реклама в десять раз дороже. И есть каналы, где реклама продается в десять раз дешевле. Все зависит от вашей аудитории, тематики, частоты постов и жадности.
Монетизация каналов бывает не только от продажи рекламы. Некоторые продают свои услуги через канал, например репетиторы, психоаналитики, адвокаты, маркетологи, косметологи, хакеры. Я собрал среди подписчиков деньги на съемки документального фильма про русский баттл-рэп. Знаю автора канала @psychostory: девушка пишет в канале о своих психических расстройствах и издает книгу по мотивам постов.
Как продавать рекламу
Начинать монетизировать канал можно уже после первой тысячи подписчиков. Полученные доходы сразу вкладывайте в закупку рекламы, чтобы выросло число ваших подписчиков, а с ним и ценник.
Обязательно укажите в описании канала ваш контакт или контакт ответственного за рекламу члена вашей команды. Многие рекламодатели будут находить вас именно так.
Контакт в описании должен быть именно контактом в Телеграме. Я указал контакт своей ассистентки. Когда в описании была только моя почта, мне писало меньше потенциальных клиентов. Удобнее отправить сообщение не выходя из Телеграма.
Станьте своим рекламным агентом или наймите такого человека. Пусть он мониторит групповые чаты авторов каналов, предлагает там рекламу на ваших площадках всем желающим и целенаправленно пишет тем, кто пришел в такие чаты с сообщениями: «Привет, а где лучше купить рекламу для моего нового канала?» По моему опыту, не меньше половины заказов можно получить с помощью таких холодных продаж.
Включитесь во все биржи рекламы и добавьте туда ценники ваших каналов. Самая известная сейчас биржа — Combot.click.
Не забывайте делать много качественного контента для подписчиков — больше, чем рекламного. Иначе каждый рекламный пост будет приводить лишь к отпискам недовольных читателей. В конце концов, они подписались на вас не для того, чтобы читать рекламу.
Всегда вкладывайте хотя бы часть доходов в продвижение. Телеграм стремительно растет. По данным канала @tgmarketing, с начала года ежемесячный рынок рекламы в мессенджере вырос с 3 до 20 миллионов рублей и продолжает расти. Чтобы не опоздать на этот поезд хайпа, не забывайте подбрасывать в его печь топливо в виде рекламы, ВП и прочих методов продвижения.
Никаких секретов в продвижении и заработке в Телеграме нет. Как любит говорить мой ментор, для успеха необязательно делать сверхсложные вещи — достаточно регулярно, с постоянством и целеустремленностью делать много простых, но важных вещей.