за счет каких источников обслуживается государственный долг россии

Статья 119. Обслуживание государственного (муниципального) долга

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 119 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 119. Обслуживание государственного (муниципального) долга

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 119 БК РФ

1. Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

2. Выполнение Центральным банком Российской Федерации, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.

3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента, указанные в пункте 2 настоящей статьи, безвозмездно.

4. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета.

Информация об изменениях:

5. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по размещению, выкупу, обмену долговых обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется на основе государственного контракта, заключенного с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

6. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных государственными контрактами, заключенными с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

7. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) местной администрации по размещению, выкупу, обмену муниципальных долговых обязательств осуществляется на основе муниципального контракта, заключенного с местной администрацией.

Информация об изменениях:

8. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных муниципальными контрактами, заключенными с местной администрацией, производится за счет средств местного бюджета.

Источник

За счет каких источников обслуживается государственный долг россии

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

2. Выполнение Центральным банком Российской Федерации, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.

3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента, указанные в пункте 2 настоящей статьи, безвозмездно.

4. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета.

5. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по размещению, выкупу, обмену долговых обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется на основе государственного контракта, заключенного с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных государственными контрактами, заключенными с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) местной администрации по размещению, выкупу, обмену муниципальных долговых обязательств осуществляется на основе муниципального контракта, заключенного с местной администрацией.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных муниципальными контрактами, заключенными с местной администрацией, производится за счет средств местного бюджета.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

Источник

Госдолг: что это такое и какие виды бывают

«Долг платежом красен!» А что, если должник – не человек, а целое государство? Кто может дать взаймы целой стране, насколько большим бывает госдолг? Подробнее расскажем в статье.

28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.

Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).

На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.

Что такое госдолг

Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?

Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:

Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).

Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).

Наверняка вы слышали что-нибудь в духе: «Доходность американских трежерис выросла до 2%. На мировом рынке финансов начинается паника». Речь идет как раз о казначейских облигациях США, которые вдобавок являются хорошим индикатором устойчивости мировой финансовой системы.

Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).

Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.

Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.

К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.

В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.

Поэтому обслуживание госдолга для США – не настолько большая проблема, как это может показаться на первый взгляд. К тому же американский «печатный станок» позволяет в значительной мере нивелировать угрозу дефолта.

Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.

Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления.

А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.

Какие типы госдолгов существуют

Есть несколько видов классификации.

В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:

В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.

В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.

Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:

Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.

Россию в этом плане можно поставить в пример. В середине 2000-х годов, благодаря высоким ценам на нефть и, не в последнюю очередь, грамотному руководству, наша страна рассчиталась с большей частью долгов, как доставшихся по наследству от СССР, так и образовавшихся в «лихие девяностые».

До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).

Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.

В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом

В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.

Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.

Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.

Такое «наказание» означает запрет странам-членам международных сообществ, частным фондам и просто инвесторам одалживать деньги (через покупку государственных облигаций) стране «изгою». А это может быть очень серьезным ударом по ее благосостоянию, поскольку именно кредиты толкают вперед экономику, как на микро-, так и на макроуровнях.

Введение таких санкций в адрес России вызовет «эффект домино»: нерезиденты начнут массово продавать облигации госзайма. А это спровоцирует девальвацию (обвал) курса рубля и, одновременно, рост задолженности перед кредиторами.

Как выплачивают госдолг

В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.

Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.

Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).

Вы можете приобрести российские ОФЗ по уникальной инвестиционной программе «Совкомбанк-лизинг» на выгодных условиях. При этом у вас есть возможность дополнительно получать налоговый вычет до 52 тысяч рублей в год, открыв ИИС.

Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.

Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.

О чем говорит размер госдолга

Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.

Большое значение имеют и другие факторы:

Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.

А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.

Источник

За счет каких источников обслуживается государственный долг россии

БК РФ Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным Российской Федерацией от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

3. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным Российской Федерацией;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 434-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) объем иных долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам, привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 434-ФЗ)

Источник

Обслуживание государственного долга и его сущность

за счет каких источников обслуживается государственный долг россии

Начиная с XIX века заимствования рассматривались как важный источник доходов почти всех демократических правительств.

Оно является альтернативным способом увеличения доходов. Это средство, с помощью которого финансируются государственные расходы при возникновении бюджетного дефицита.

В наше время заимствования со стороны правительств стали обычным методом государственного финансирования.

за счет каких источников обслуживается государственный долг россии

Рис. 1 Отношение размера государственного долга к ВВП в разных странах.

Внешний и внутренний долг

Правительство может брать кредиты в банках, организациях и у частных лиц в пределах страны или в международных учреждениях и иностранных государствах во время чрезвычайных ситуаций.

Займы, полученные внутри страны, называются внутренним долгом, кредиты из других государств или международных фондов – внешним долгом.

За пользование заемными средствами правительство выплачивает проценты кредиторам по установленным ставкам через регулярные промежутки времени или единовременно в конце периода в дополнение к основной сумме.

Использование заемных средств

Ресурсы, привлеченные в виде государственного долга, могут использоваться в различных целях.

1. Покрытие бюджетного дефицита

Государственные заимствования привлекаются для ликвидации бюджетного дефицита. Современные правительства не имеют больших накопленных остатков наличности. Дефицит бюджета – это реалии нашего времени практически во всех странах. Принцип финансового управления настаивает на том, что годовые расходы правительства должны покрываться из годового дохода. Но в силу различных обстоятельств прибыль от налоговых и неналоговых источников может быть меньше фактических трат. В таких условиях краткосрочные займы в ожидании сбора налогов используются правительством для преодоления бюджетных разрывов.

за счет каких источников обслуживается государственный долг россии

2. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Введение дополнительных налогов или повышение ставок сверх определенных пределов имеет катастрофические последствия для экономики. Поэтому правительство привлекает внешние займы для покрытия военных расходов.

3. Борьба с инфляцией и безработицей

Депрессия и безработица, как правило, обусловлены дефицитом платежеспособного спроса в результате низкой экономической активности.

Увеличение государственных расходов, финансируемых за счет займов, используется для создания и поддержания проектов развития в целях смягчения последствий экономических кризисов. Кейнс выступал за увеличение государственных расходов, финансируемых за счет заимствований, а не за счет налогообложения, как за лучший способ борьбы с депрессией.

за счет каких источников обслуживается государственный долг россии

4. Ускорение темпов экономического развития

Развитие экономики, испытывающей дефицит капитала, обычно зависит от заемных средств для финансирования различных проектов и повышения производственного потенциала экономики.

Такие инвестиции укрепляют производственную базу и способствуют увеличению производства товаров и услуг. В будущем государство сможет без особых трудностей мобилизовать средства для обслуживания и погашения государственного долга за счет доходов, полученных в результате роста экономики.

5. Финансирование социальных проектов

Обслуживание и погашение государственного долга

Возврат займов или неспособность это сделать являются своего рода проверкой незапланированного характера государственных расходов.

Точно так же, как физическое лицо несет ответственность за погашение своего личного долга, государства обязаны погашать взятые ими кредиты. Правительство должно найти необходимые ресурсы для исполнения своих кредитных обязательств.

Накопленный большой объем финансовых обязательств страны оказывает деморализующее воздействие на население, помимо налогового бремени, возложенного на него в связи с обслуживанием и погашением государственного долга.

за счет каких источников обслуживается государственный долг россии

Способы возврата займов

Для расчетов с кредиторами у государства есть возможность применить следующие методы:

Отказ от государственного долга

Это нежелательно и практикуется крайне редко. Отречение пошатнет доверие к правительству. Страны, отказывающиеся от погашения и обслуживания внешнего государственного долга, потеряют свою кредитоспособность. И в будущем государству будет очень трудно получить кредит по разумной процентной ставке на международном рынке капитала.

Это также аморально, поскольку заем был бы получен из средств, мобилизованных от всех лиц, получающих доход в обществе. Однако в крайних случаях правительство может быть вынуждено отказаться от своих внутренних или внешних долговых обязательств.

Эта мера в истории кредитных взаимоотношений государств применялась правительствами, пришедшими к власти в результате военных переворотов, революций или освободительных войн. США после провозглашения независимости отказались платить по долгам Англии и Испании. Советская Россия в 1917 году – по внутренним и внешним обязательствам царского правительства.

Из всех способов погашения и обслуживания государственного долга отказ является самой крайней мерой.

за счет каких источников обслуживается государственный долг россии

Возврат

При этом методе старый долг погашается за счет новых займов, привлекаемых правительством страны при наступлении срока выплаты прежних обязательств или процентов по ним. Государство, не располагающее средствами для погашения долга, выпускает новые облигации на тех же условиях и производит их замену. Это дает временное облегчение от обязательств, не ухудшает кредитный рейтинг страны и предоставляет дополнительное время для мобилизации средств.

Расходы по обслуживанию государственного долга в этом случае увеличиваются на сумму расходов по эмиссии новых ценных бумаг.

Конвертация, или преобразование

Конвертация также является методом возврата. Это процесс обмена старых долговых обязательств на новые. Целью в этом случае является получение каких-либо преимуществ по новому кредитному договору. Например, снижение процентной ставки, изменение графика выплат и других деталей.

В отличие от возврата, конвертация фактически является методом уменьшения расходов на обслуживание государственного долга.

Выкуп долговых обязательств

Метод заключается в выкупе государственных ценных бумаг или операций на открытом фондовом рынке.

При наличии избыточного дохода страна тратит его на покупку собственных государственных облигаций у держателей-кредиторов. Этот метод широко распространен для облигаций внутреннего государственного долга, обслуживание которого предусматривает возможность досрочного погашения.

за счет каких источников обслуживается государственный долг россии

Инфляция или валютная экспансия

Правительство также может погасить долг путем ввода в обращение новой национальной валюты или девальвации старой. Этот метод возможен для погашения внутренних государственных долгов. Но крайне негативно сказывается на экономике страны, создавая в ней инфляционную ситуацию.

Такой способ ликвидации внутреннего долга подрывает кредит доверия правительства. В будущем ему будет сложно занимать средства на внутреннем рынке капитала.

Погашение серийных облигаций

Это метод, при котором часть погашается каждый год из доходов бюджета таким образом, что общая задолженность ликвидируется в течение определенного периода.

В соответствии с этим методом правительство ежегодно предусматривает списание небольшой части долга. Этот метод становится возможным только в том случае, если правительство имеет профицитный бюджет. Для осуществления данного процесса погашения выданные кредиты оформляются в соответствии со сроками их погашения.

Терминальный аннуитет

По этому методу планируются ежегодные расходы бюджета на обслуживание государственного долга. Погашение происходит равными долями, которые включают как проценты, так и основную сумму. Это также называется ежегодным методом погашения.

за счет каких источников обслуживается государственный долг россии

Создание накопительных фондов

Из общих государственных доходов определенная часть перечисляется в специально созданные фонды. Накопленная в них сумма используется для погашения задолженности. Это самый систематический и лучший метод оплаты долга. Проще говоря, это создание и постепенное накопление фонда, которого будет достаточно для:

1. Обслуживания государственного долга на регулярной основе.

2. Полного исполнения кредитных обязательств в условленный срок.

Предположим, что правительство выпускает облигации государственного займа для строительства нефтеперерабатывающего завода. Данные ценные бумаги подлежат выкупу через десять лет. Одновременно с этим создается фонд для обслуживания государственного долга. Акцизные сборы на бензин или часть их аккумулируются на счете фонда. За время строительства завода налоговых поступлений с банковскими процентами станет достаточно, чтобы погасить первоначальный долг.

Этот метод широко практикуется во многих странах мира. Одним из недостатков его является то, что в периоды финансового кризиса правительство может без колебаний использовать накопленный фонд для расходования средств на иные цели.

Правовое регулирование

Государственный долг более века является неотъемлемой частью бюджетов большинства стран. Правовое регулирование взаимоотношений страны и ее кредиторов регламентируется национальными законодательствами. Обслуживание государственного долга РФ регулируется статьей 119 Бюджетного кодекса страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *