за счет каких образовательных процессов обучение становится динамичным
Как учиться эффективнее: гид по формам обучения
Об эксперте: Рената Гизатуллина — основатель и куратор программ LLLab. Lifelong Learning Lab — это школа и коммьюнити для специалистов в образовании, исследующая новые методики в обучении. Школа фокусируется на том, чтобы сделать обучение качественнее и эффективнее и для отдельных людей, и для компаний.
Почему формы обучения важны
Раньше люди получали одно образование и осваивали одну профессию на всю жизнь. Но мир и рынок труда стали сложнее: после получения классического образования люди все чаще меняют профессию и квалификацию, либо же развивают новые навыки на том же карьерном пути. Приходится учиться в течение всей жизни — этот процесс называют lifelong learning.
При таком подходе учащийся становится продюсером своего образования: ставит цели, определяет нужный результат, выбирает формы, форматы и программы. Например, решает: пойти на тренинг по коммуникации или попросить старшего коллегу рассказать, как общаться с клиентами. От того, какую форму обучения выберет учащийся, зависят его результаты.
Глобально все обучение бывает:
Новые и самые интересные формы обучения комбинируют их или больше основаны на практике и взаимодействии. Именно о них мы и поговорим.
Обучение в сообществе
Обучение в сообществе — это когда мы учимся в профессиональных группах или клубах по интересам вместе с другими людьми. Именно в сообществах собираются люди с горящими глазами и желанием разговаривать о любимом деле. Там обмениваются книгами, кейсами, статьями, помогают и поддерживают друг друга. Например, в сообществах LLLab и «Списать не получится» объединяются все, кто связан с образованием.
Но если сообщество не сосредоточено на обучении, то на увлекательных разговорах все может и закончится.
Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором. Это человек, который управляет дискуссией и помогает участникам группы достичь своих целей. Или изначально поставить цель встречи и запланировать обучение. Для этого можно использовать экспериментальную анкету для сообществ LLLab pro.
Вот несколько вариантов обучения в сообществе.
Обычно в такой группе от трех до пяти человек — так всем будет комфортно активно работать. Участники группы договариваются о периодичности встреч — от одного до четырех раз в месяц. На каждой встрече выбирают тему и по очереди включаются в ее обсуждение. Например, сложный кейс на работе у одного из участников или общий вопрос для всех. Встреча заканчивается четким планом действий, который составляют на основе обсуждений.
Хорошая возможность найти новые контакты — общаться с людьми на больших встречах и в профессиональных сообществах.
Это можно сравнить с детским лагерем, откуда все возвращались повзрослевшими, с новыми друзьями и новым опытом. Это работает и в кампусах для взрослых — они помогают создать прочные связи между людьми.
Коуч и модератор мастермайнд групп Random Coffee Наталья Ядренцева — об обучении в сообществе:
«По нашему опыту, мастермайнды хорошо работают в сообществах, где участники сталкиваются с вызовами, с которыми сложно справиться в одиночку. Например, масштабирование бизнеса или запуск своего проекта.
В группе все внимание сосредоточено на помощи друг другу. Встречи посвящены историям каждого, успехам на пути к своим целям и возникающим сложностям. Группа помогает с креативными идеями и принятием решений. Это гарантирует продуктивное пространство, где каждый получает обратную связь от людей с похожим опытом.
Участие в мастермайнде учит:
Но самое главное — в групповом процессе каждый видит, что он ценен и важен группе, без него она будет не такой.
Чтобы организовать мастермайнд, посмотрите на свое сообщество свежим взглядом, и ответьте на вопрос: «Где взаимодействие проседает, какие новые связи должны образоваться, чтобы мы стали сильнее?»
Иммерсивное обучение
Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.
«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.
Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.
Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.
Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.
О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:
«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.
Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.
Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.
При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».
Обучение на рабочем месте
Представьте, что у вас появилась новая задача в рабочем процессе, которую вы пока не знаете, как выполнить. Например, необходимо в первый раз составить бюджет отдела на год. Скорее всего, в такой ситуации вы посмотрите, как это делают коллеги, попросите несколько советов и сделаете сами, а потом попросите обратную связь у руководителя. Это и есть обучение на рабочем месте — workplace learning.
Обучение на рабочем месте отличается бесшовностью — сложно разделить личную жизнь, рабочие задачи и саморазвитие. При этом здесь остается целеполагание и рефлексия — измерение прогресса обучения.
Методики обучения на рабочем месте можно изучить на сайте Центра обучения на рабочем месте в Сингапуре. Вот некоторые из них:
Менторинг и коучинг
Менторинг — это наименее формальный вид наставничества, когда опытный человек передает свои знания, опыт и навыки менее опытному. Менторинг основан на партнерской позиции и добровольной работе. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
Вот основные составляющие отношений между ментором, опытным наставником и его подопечным — менти:
Этапы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Вот три основных:
Коучинг похож на менторинг, но у коуча больше навыков в ведении подопечного вопросами. Он может не быть специалистом в области запроса, например, помогать менеджеру развиваться как руководителю без опыта в управлении. При этом коучи умеют задавать вопросы и управлять процессом — это помогает клиенту самому найти ответы и ресурсы, чтобы решить свои проблемы.
Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии
Светлана Федосеева
Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии
«Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии»
Выполнила: воспитатель 1 категории
Мы проводим на работе
Лучшую часть своей жизни.
Нужно научиться работать так,
Чтобы работа была легка и
Чтобы она была всегда
Жизненной постоянной школой.
В современном обществе ребенок все раньше знакомится с новыми технологиями, так как все чаще используются планшеты, смартфоны и компьютеры. Однако достижения современности можно использовать с пользой в образовательных целях. Поэтому, в последнее время, все чаще применяется внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую
очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных
способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный
уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся
в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его
способностей. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных
процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов
дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,
коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам
приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию
познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного
образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных
средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений
в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические
инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные
элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
— усвоением максимального объема знаний;- максимальной творческой активностью;- широким спектром практических навыков и умений.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики.
Основными принципами инновационного обучения являются:
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся
в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его
способностей. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных
процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов
дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,
коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам
приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию
познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного
образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных образовательных технологий.
Инновационные образовательные технологий в ДОУ обусловлено тем, что яркие цвета и реалистичная картинка быстро завладевают вниманием ребенка. И это неудивительно, так как дети проще воспринимают активный движущийся материал. Современные технологии пока что не заменяют использование книжных иллюстраций и других классических методик. Однако, для большей эффективности обучения, а также для более продолжительного удержания внимания ребенка, разрабатываются новые подходы. И использование инновационных образовательных технологий в ДОУ — не исключение.
Инновационные образовательные технологии способствуют развитию познавательного интереса у дошкольников, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, дети приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные технологии обучения и воспитания в ДОУ имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать образовательную деятельность, что дети вовлекаются в образовательный процесс. Выполнение задании, познание нового приносит детям радость, пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
Инновационных технологий много:
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• технология «ТРИЗ» и др.
Инновационные технологии проектной деятельности
Применение проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему становиться успешнее.
Технология исследовательской деятельности
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
• постановка и решение вопросов проблемного характера;
• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
• «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
• подражание голосам и звукам природы;
• использование художественного слова;
• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
• трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это одно из перспективных направлений информатизации образовательного процесса. Его перспектива заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации педагогов.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.
Информационно-компьютерные технологии используются довольно активно в процессе образовательной деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение информационно-коммуникационных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
Информационно – компьютерная технология позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими общие нарушения речевого развития, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Деятельность, которая направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, способствуют эффективной коррекции речевых нарушений. Внедрение информационно – компьютерной технологии повышает интерес обучаемых к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию. В организации фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности используются мультимедиа, компьютерные презентации, логопедические игры для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение.
Информационно – компьютерная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу, повышают уровень качества коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.
Результаты использования информационно – компьютерных технологий в данном направлении:
Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).
Улучшение речевого продуцирования.
Расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов.
Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).
Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).
Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.
Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута)
Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.
Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием нарисованных картинок, видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Работа с педагогами и родителямисиспользованиемИКТ:
— использование информационных интернет – ресурсов.
— электронные консультации на интернет – сайте учреждения.
— использование мультимедийных презентаций.
В результате использования информационно – компьютерных технологий при работе с родителями происходит:
• Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
• участие в работе сетевых обсуждении и получения информации;
• Обучение на дистанционных курсах повышения квалификации;
• Поиск на сайтах необходимых информационных материалов;
• Создаются презентаций при подготовке к совместным мероприятиям педагогов с родителями.
• Возможность консультирования родителей, педагогов, используя возможности Интернета.
В результате использования информационно – компьютерных технологий при создании системы методической работы педагоги имеют возможность:
• сохранять, редактировать и иметь доступ к большим объемам информации
• Оформить отчетную и текущую документацию в электронном виде
• Использовать Интернет-сеть для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике).
• Создавать, копировать, редактировать, тиражировать стимульный материал для проведения образовательной деятельности
• Создание своего электронного адреса, блога, страницы, что даёт возможность распространения своего педагогического опыта среди педагогического сообщества
Личностно-ориентированные технологии можно поставить во главе всей системы воспитательно-образовательной работы:
• обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении,
• бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
• реализацию имеющихся природных потенциалов.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
• Воспитывает толерантное отношение к личности ребенка
• формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка
• Выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений
• Повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности
Инновационная технология «Портфолио».
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки детей и результативности работы.
Инновационная Игровая технология
• воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия
• способствовать выполнению современных требований к организации игровой деятельности с дошкольниками
• формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;
• совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательно-образовательного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих эмоционально – волевую сферу дошкольника.
Технология «Триз».
Цель использования технологии «ТРИЗ»:
Развитие у дошкольников мышления, поисковой активности, речи и творческого воображения.
Основные критерии в работе с дошкольниками:
• Доходчивость и простота в подаче материала педагогами
• Использование игровой среды
• Использование многочисленных ресурсов
Инновационная образовательная технология «Мнемо-технология»
Мнемотехника- это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. Особое применение технология находит в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образное мышление. С помощью методов и приёмов Мнемотехники упрощается процесс запоминания, развивается ассоциативное мышление и воображение, повышается уровень внимания,, повышается уровень развития связной речи.
В результате использования «Мнемо-технологии»
• Дети могут придумывать сказки на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.
• Активнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию с последующим воспроизведением
• Приемы работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения дошкольников
• Использование опорных рисунков способствуют быстрому заучиванию стихотворений
Таким образом, подведём итог. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Деловая игра «Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями» Цель: 1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по теме «Индивидуализация образовательного процесса». 2. Стимулировать.
Использование инновационных методов для формирования осознанного отношения дошкольников к здоровью Использование инновационных методов для формирования осознанного отношения дошкольников к здоровью из опыта работы воспитателя МБУ №80 «Песенка».
Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи и ДОУ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи.
Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников» Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников» Информационная часть Автор.
Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как условия эффективности реализации ФГОС ДО Период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание.
Повышение эффективности работы коррекционного педагога во взаимосвязи с родителями лиц, страдающих аутизмом Видео В настоящее время проблема специфики работы коррекционного педагога с лицами, страдающими расстройствами аутистического спектра, остается.
Повышение эффективности работы коррекционного педагога во взаимосвязи с родителями лиц, страдающих аутизмом (часть 2) Видео В настоящее время проблема специфики работы коррекционного педагога с лицами, страдающими расстройствами аутистического спектра, остается.
Смотр-конкурс на лучшую разработку инновационных дидактических средств обучения и развития ребенка в технологии «Лэпбук» 1. Общие положения. Положение о смотре – конкурсе на Лучшую разработку дидактического средства развития ребенка в технологии «Лэпбук» (далее.
Создание условий реализации ФГОС до через использование информационно-коммуникационных образовательных технологий Создание условий реализации ФГОС дошкольного образования через использование информационно-коммуникационных образовательных технологий в.