за счет каких средств осуществляется финансирование мероприятий по гражданской обороне организации
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
1. Объем финансовых средств, реализованных в отчетном периоде на мероприятия по гражданской обороне:
2. Краткая характеристика (описание) проведенных мероприятий по гражданской обороне, осуществленных за отчетный период за счет средств из федерального бюджета и средств, выделяемых из бюджетов организаций.
3. Результаты принятых мер по обеспечению потребностей государства и нужд населения продукцией (работами, услугами), связанных с выполнением мероприятий по гражданской обороне в ФОИВ (организации), спланированные в мобилизационных планах отраслей экономики (сфер деятельности) и мобилизационных планах организаций:
определено ______ мобилизационных заданий организациям на обеспечение продукцией (работами, услугами), связанных с выполнением мероприятий по гражданской обороне;
объем финансовых средств, предназначенных для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне (спланированных в мобилизационных планах отраслей экономики (сфер деятельности) и мобилизационных планах организаций) составил:
4. Проблемные вопросы и предложения по выделению объемов ассигнований на выполнение мобилизационных заданий по обеспечению продукцией (работами, услугами), связанных с выполнением мероприятий по гражданской обороне в ФОИВ (организации).
За счет каких средств осуществляется финансирование мероприятий по гражданской обороне организации
Статья 24. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;
регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;
муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Финансовое обеспечение понесенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
2. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приложение. Правила выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий
Правила
выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 576)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. Правила выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 810
При отсутствии или недостаточности указанных средств федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств из резервного фонда. В просьбе должны указываться раздельно средства организаций, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников, израсходованных или выделенных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
По поручению Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают вопрос об оказании финансовой помощи из резервного фонда и вносят предложения в установленном порядке.
Для рассмотрения указанного вопроса федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обратившиеся с просьбой, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство финансов Российской Федерации документы, обосновывающие размер финансовой помощи.
Перечень и содержание указанных документов определяются соответствующей инструкцией, утверждаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации.
В случае непредставления необходимых документов в течение месяца вопрос о выделении средств из резервного фонда не рассматривается.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 863 в пункт 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Основанием для выделения средств из резервного фонда является решение Правительства Российской Федерации, в котором указывается размер ассигнований и их целевое расходование.
Средства из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансирование следующих мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций:
проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и связи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
закупка, доставка и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока, но не более месяца;
оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам;
погашение государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации (на общую сумму не более 25 процентов средств резервного фонда).
Использование средств резервного фонда на другие цели запрещается.
4. В целях повышения оперативности проведения неотложных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий использует оперативный резерв финансовых средств.
Средства указанного резерва в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации направляются на осуществление следующих мероприятий: проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
закупка, доставка и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в случае их отсутствия в государственном материальном резерве;
развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока, но не более месяца;
оказание гуманитарной помощи;
возмещение расходов, связанных с привлечением в установленном порядке сил и средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, а также организаций для проведения экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Использование оперативного резерва финансовых средств на другие цели не допускается.
5. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации организует учет и осуществляет контроль за целевым расходованием средств резервного фонда, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют Министерству финансов Российской Федерации в установленном порядке отчеты о расходовании указанных средств.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в установленные сроки представляет в Министерство финансов Российской Федерации сводную квартальную и годовую отчетность о расходовании средств резервного фонда, выделенных в его распоряжение.
6. Финансирование последующих мероприятий по восстановлению объектов экономики и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет собственных средств организаций, средств соответствующих бюджетов и других источников, а в необходимых случаях за счет государственных инвестиций, предусматриваемых в установленном порядке в федеральном бюджете.
Собственник защитных сооружений гражданской обороны-государство, но бремя содержания возложено на организации. Многомиллионных финансовых затрат на капитальные ремонты и восстановление защитных сооружений организации нести просто не в состоянии. Необходима помощь государства. Может быть помочь организациям стать участниками государственных программ?
В соответствии с пунктом «з» статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также статьей 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Финансирование Госпрограммы направлено на реализацию комплекса мер по всестороннему обеспечению готовности сил и средств системы МЧС России к выполнению задач по предназначению.
Вместе с тем, разделом III. «Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы, в том числе вопросы, связанные с опережающим развитием приоритетных территорий» Госпрограммы участие субъектов Российской Федерации в реализации Госпрограммы осуществляется в рамках реализации своих полномочий, а также региональных государственных программ в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Учитывая изложенное включение организаций, как участников реализации Госпрограммы, не представляется возможным.
За счет каких средств осуществляется финансирование мероприятий по гражданской обороне организации
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 6 апреля 2017 г. № 06-07-17/20270 О направлении методических рекомендаций по совершенствованию управления финансовыми ресурсами, предусматриваемыми в бюджетах субъектов РФ на цели предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Указанные рекомендации размещены на сайте Минфина России в сети Интернет в рубрике «Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями»/«Методические материалы».
Приложение: на 15 л.
Приложение
к письму Минфина России
от 6 апреля 2017 г. № 06-07-17/20270
Методические рекомендации
по совершенствованию управления финансовыми ресурсами, предусматриваемыми в бюджетах субъектов Российской Федерации на цели предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Представленные ниже положения носят рекомендательный характер и направлены на повышение эффективности управления финансовыми и материальными ресурсами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выделяемыми в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на основе совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации.
1. Правовые основания формирования и использования бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации на цели предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подпункт 5);
предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий (подпункт 5.1);
организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера (подпункт 45);
организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (подпункт 49);
изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства (подпункт 49.1);
создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (подпункт 51);
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;
осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены следующие критерии отнесения чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям межмуниципального и регионального характера:
чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Потребность в финансовых средствах на реализацию указанных выше полномочий, в том числе связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, как правило, не может быть достоверно спрогнозирована при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с этим бюджетным законодательством предусматривается создание в расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Бюджетные ассигнования резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Размер резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами общего объема расходов соответствующего бюджета.
Таким образом, расходы на реализацию указанных выше полномочий, в том числе связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, не предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации, должны осуществляться из средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации имеют право обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Выделение и предоставление указанных бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
2. Формирование резервного фонда ВИОГВ
Размер резервного фонда ВИОГВ устанавливается при утверждении бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено создание нескольких резервных фондов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, отличающихся наименованием и целевым назначением выделяемых бюджетных ассигнований. Например, в ряде субъектов Российской Федерации предусматривается создание резервного фонда ВИОГВ и, наряду с ним, резервного фонда ВИОГВ на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Следует учитывать, что требования и ограничения, установленные законодательством, в таких случаях применяются к общему (суммарному) размеру резервных фондов ВИОГВ. В частности, для соблюдения требований пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации общий (суммарный) размер резервных фондов ВИОГВ не должен превышать 3 процента общего объема расходов, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
При установлении размера резервного фонда ВИОГВ целесообразно учитывать объемы бюджета субъекта Российской Федерации, направленные на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций за три финансовых года, предшествующих текущему финансовому году. При наличии высокой вероятности возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, рекомендуется также учитывать наличие в бюджетах субъектов Российской Федерации необходимого объема бюджетных ассигнований на предупреждение указанных чрезвычайных ситуаций, даже если расходы не были предусмотрены в бюджетах субъектов Российской Федерации в предыдущие периоды.
Размер резервного фонда ВИОГВ на очередной финансовый год и плановый период рекомендуется устанавливать в текстовой части закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
В случаях, когда указанным законом предусматривается создание нескольких резервных фондов ВИОГВ в текстовой части закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации целесообразно раздельно устанавливать размер каждого резервного фонда.
3. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ
В соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При наличии нескольких резервных фондов ВИОГВ для каждого резервного фонда должен быть установлен отдельный порядок использования бюджетных ассигнований.
При этом целесообразно предусмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ, предназначенного для финансового обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при их недостаточности для ликвидации последствий возникшей чрезвычайной ситуации межмуниципального или регионального характера, за счет перераспределения бюджетных ассигнований иных резервных фондов ВИОГВ без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете при использовании средств резервных фондов предусмотрена пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ целесообразно предусмотреть:
цели и условия использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ;
порядок принятия решения о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда ВИОГВ;
порядок контроля за использованием бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ.
3.1. Цели и условия использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ
В порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ должен быть определен полный перечень целей использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ.
Формулировки целей рекомендуется излагать таким образом, чтобы они были четкими и ясными, указывали на непредвиденный и неотложный характер осуществляемых расходов, не допускали неоднозначного толкования. Для учета отдельных непредвиденных расходов может быть использована расширительная формулировка, например «иные непредвиденные расходы, необходимость осуществления которых не могла быть предусмотрена при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, определяемые решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации».
Для исполнения требований Федерального закона № 68-ФЗ в состав целей необходимо включать выполнение следующих мероприятий при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера:
а) проведение эвакуационных мероприятий;
б) проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно- восстановительных работ;
в) проведение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) предоставление финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций муниципального характера;
д) создание и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
ж) осуществление единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.
Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ могут быть установлены иные цели использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ, в том числе на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Перечень возможных аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств резервного фонда ВИОГВ, может быть установлен в порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда. Объемы финансового обеспечения аварийно-восстановительных работ рекомендуется устанавливать на основе обследования поврежденных объектов (с указанием объемов основных характеристик поврежденного объекта до и после чрезвычайной ситуации и сметных расчетов на проведение работ), подготовленных в установленном порядке.
Субъект Российской Федерации может устанавливать собственные критерии и условия предоставления финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Могут быть установлены отдельные виды и случаи предоставления материальной помощи организациям в чрезвычайных ситуациях, в том числе на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства.
Субъектом Российской Федерации могут быть установлены различные виды единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.
Рекомендуется обеспечить установление следующих денежных выплат:
единовременная материальная помощь гражданам, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации;
единовременная финансовая помощь гражданам в связи с утратой ими имущества, в том числе имущества первой необходимости;
выплата единовременных пособий семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуаций;
выплата единовременных пособий гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью;
возмещение гражданам ущерба, понесенного в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства.
Субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает объемы единовременных денежных выплат с учетом возможностей бюджета и уровня долговой нагрузки.
В частности, могут применяться нормативы выплат, установленные Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В целях повышения эффективности расходов осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление единовременных денежных выплат гражданам рекомендуется:
использовать заявительный принцип осуществления выплат (на основании обращений граждан по установленной форме с указанием необходимой информации);
осуществлять контроль отнесения адреса проживания граждан к территории чрезвычайной ситуации;
применять критерии адресности и нуждаемости при формировании контингента получателей выплат;
принимать решения об осуществлении выплаты в связи с утратой имущества по результатам обследования поврежденного имущества с учетом его отнесения к имуществу первой необходимости и объема нанесенного ущерба;
ограничивать максимальный объем выплат на одну семью.
Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, включая критерии нуждаемости, критерии отнесения имущества к имуществу первой необходимости, ограничения по месту жительства и (или) месту временного проживания гражданина, по объему понесенного имущественного ущерба, по объему выплат на одну семью и иные ограничения круга лиц, которым выплаты будут осуществлены.
Если отсутствует возможность подачи заявления пострадавшим гражданином, единовременные денежные выплаты целесообразно осуществлять на основании заявлений представителя, либо членов семьи погибшего (умершего) гражданина.
Субъектом Российской Федерации могут быть установлены различные условия выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда ВИОГВ главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе для предоставления средств местным бюджетам.
Рекомендуется установить в качестве одного из условий выделения средств резервного фонда ВИОГВ условие недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации, недостаточности средств, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций для осуществления непредвиденных расходов при возникновении в них потребности.
3.2. Порядок принятия решения о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда ВИОГВ
Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ рекомендуется установить требования к порядку принятия решений о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ.
В том числе могут быть установлены отдельные требования в зависимости от целей выделения бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ.
Наличие установленного порядка принятия решений позволит повысить эффективность и прозрачность использования бюджетных средств.
Порядок принятия решений может включать в себя:
порядок обращения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ;
порядок рассмотрения обращения о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ;
основания для отказа в выделении бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ;
порядок выполнения принятого решения о выделении средств из резервного фонда ВИОГВ.
В порядке обращения о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ может быть установлен перечень органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, которые могут направлять обращение о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ (при этом сбор и рассмотрение обращений граждан целесообразно отнести к компетенции органов и организаций). Также могут быть установлены требования к форме и содержанию обращения, в том числе по определению цели использования бюджетных ассигнований, по обоснованию объема запрашиваемых бюджетных ассигнований, по обоснованию недостаточности средств, по обоснованию непредвиденности возникновения и неотложного характера расходов, виды и формы обосновывающих документов.
Формы обосновывающих документов целесообразно устанавливать с учетом;
форм обосновывающих документов, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
требований к составлению акта обследования поврежденного объекта, установленных пунктом 5 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 29 августа 2014 г. № 470;
требований к составлению акта обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, установленных пунктом 7 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 29 августа 2014 г. № 470.
В порядке рассмотрения обращения о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ устанавливается орган (органы), которые осуществляют рассмотрение обращений и принимают решение о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ.
В частности, указанные полномочия могут быть отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его должностного лица или коллегиального органа. Наряду с этим должны быть установлены:
сроки рассмотрения обращений;
порядок проведения экспертизы обращений (при необходимости);
порядок предоставления заявителем обосновывающих документов (при необходимости);
порядок подготовки, согласования и оформления решений о выделении бюджетных ассигнований;
порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения обращения.
Субъектом Российской Федерации могут быть установлены различные основания для отказа в выделении бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ, в том числе:
нарушение сроков направления обращений о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ:
нарушение сроков доработки обращений и предоставления обосновывающих документов, при наличии соответствующих запросов со стороны уполномоченных органов;
достаточность имеющихся у заявителя финансовых средств на заявленные цели, выявленная по результатам рассмотрения обосновывающих документов.
Выполнение принятого решения о выделении бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ целесообразно осуществлять на основании правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, о выделении средств из резервного фонда ВИОГВ. Порядок подготовки указанного правового акта может включать в себя определение ответственных за подготовку проекта правового акта, порядок его согласования, а также требования к его содержанию, в том числе установление объемов, получателя, целевого назначения и сроков использования выделяемых бюджетных ассигнований, установление ответственности за целевое использование средств и предоставление отчетности. Кроме того. рекомендуется предусмотреть условия и порядок внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации на основании указанного правового акта.
Целевое назначение бюджетных ассигнований, выделенных для финансового обеспечения неотложных аварийно-восстановительных работ, может включать перечень объектов, на которых проводятся работы, с указанием адресов объектов, видов и сроков выполнения работ на каждом объекте.
Целевое назначение бюджетных ассигнований, выделенных для осуществления единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, может включать определение круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, включая критерии нуждаемости, критерии отнесения имущества к имуществу первой необходимости, ограничения по месту жительства и (или) регистрации по месту временного проживания гражданина, по объему понесенного имущественного ущерба, по объему выплат на одну семью и иные ограничения круга лиц, которым выплаты будут осуществлены.
3.3. Порядок контроля за использованием бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ
В порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ рекомендуется установить порядок контроля за использованием бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ, включающий в том числе:
определение ответственности за целевое использование средств резервного фонда ВИОГВ;
порядок подтверждения целевого использования средств резервного фонда ВИОГВ;
формы отчетности об использовании средств резервного фонда ВИОГВ;
определение органа, осуществляющего контроль за целевым использованием средств резервного фонда ВИОГВ;
условия и порядок возврата средств, выделенных из резервного фонда ВИОГВ.
Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ включается в состав приложений к годовому отчету об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации. При этом содержание отчета должно обеспечивать представление информации об объемах расходов за счет резервного фонда ВИОГВ (Резервных фондов ВИОГВ) и направлениях использования бюджетных ассигнований.
Правовыми актами субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к составу и периодичности предоставления отчетности об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ (резервных фондов ВИОГВ).
Обзор документа
Разработаны методические рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами, предусматриваемыми в бюджетах регионов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Так, указаны правовые основания формирования и расходования бюджетных ассигнований. Приведены особенности создания и использования резервного фонда высшего исполнительного органа госвласти субъекта Федерации.
Урегулированы вопросы принятия решения о выделении ассигнований из резервного фонда.