за счет каких средств осуществляется финансовое обеспечение выполнения государственного задания
За счет каких средств осуществляется финансовое обеспечение выполнения государственного задания
БК РФ Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание
(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 69.2 БК РФ
1. Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
(см. текст в предыдущей редакции)
показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
порядок оказания соответствующих услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается.
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
Федеральные органы государственной власти вправе формировать государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями также в соответствии с федеральными перечнями (классификаторами) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг и работ осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе формировать государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации) также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Включение в указанный перечень (классификатор) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
Региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)
По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)
5. Порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, устанавливаемые в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи, должны определять в том числе:
1) правила и сроки формирования, изменения, утверждения государственного (муниципального) задания, отчета о его выполнении;
2) правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, включая:
расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ;
сроки и объемы перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) правила осуществления контроля за выполнением государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) учреждением органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя.
(п. 5 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 406-ФЗ)
6. Государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.
(п. 6 введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
Что поменялось в правилах работы с госзаданием?
Автор: Зайцева Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Правительство РФ доработало правила формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания. Изменения утверждены Постановлением от 09.07.2019 № 873. Большинство поправок адресовано главным распорядителям средств федерального бюджета (органам-учредителям), но часть касается и подведомственных учреждений, в том числе казенных. Рассмотрим новые нормы.
Поправки, внесенные в Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640, распространяются на главных распорядителей средств федерального бюджета (органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей) и федеральные учреждения, но могут быть приняты во внимание и на нижестоящих уровнях. Органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при создании собственных порядков формирования и финансового обеспечения заданий, как правило, опираются на нормы положения, а значит, правила работы с заданием могут обновиться и на региональном, муниципальном уровне.
Сроки выдачи задания и подписания соглашения
Согласно п. 5 Положения № 640 государственное задание теперь должно утверждаться не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение задания. Раньше на это отводилось 15 рабочих дней со дня доведения таких лимитов. То есть срок, в течение которого надо подписать документ, определяющий работу подведомственного учреждения, сократился.
При этом нужно пользоваться новыми формами (госзадания и отчета о его выполнении) – они даны в приложениях 1, 2 к Положению № 640. Поправки в основном носят уточняющий характер и не меняют содержание документов. А вот для федеральных учреждений, имеющих обособленные подразделения, введена дополнительная форма – «Распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в государственном задании» (приложение 1 (1) к Положению № 640). Если раньше «головное» учреждение само решало, в каком виде оформлять распределение объемов услуг и работ между своими филиалами, сейчас ему нужно пользоваться утвержденным образцом. Все новые формы применяются начиная с формирования задания на 2020 год и плановый период.
После утверждения задания главный распорядитель бюджетных средств (орган-учредитель) должен в течение 15 рабочих дней заключить с подведомственным бюджетным или автономным учреждением соглашение о предоставлении соответствующей субсидии (п. 44 Положения № 640). Напомним, что до текущего года учредители не были ограничены в этом сроке. Теперь же весь процесс от формирования задания до подписания соглашения должен занять не более 30 рабочих дней.
Расчет финансового обеспечения задания
Формула расчета объема финансового обеспечения выполнения задания приведена в п. 12 Положения № 640. В нее внесены два изменения.
1. Исключены затраты на содержание имущества, не используемого для оказания услуг (выполнения работ) и общехозяйственных нужд (п. 12, 34 – 35 Положения № 640). Это техническая поправка: расходы на неиспользуемое имущество не входят в расчеты с заданий на 2019 год и плановый период, а сейчас это условие убрали также из формулы.
2. Включен размер платы за выполнение работы, установленный госзаданием. Применение нового элемента позволит точнее рассчитать итоговый объем финансового обеспечения – из него будут вычитаться суммы, получаемые не только за оказание платных услуг в рамках задания, но и за выполнение платных работ, предусмотренных заданием. Если же федеральному учреждению не установлены объемы таких работ, данное изменение его не коснется.
Работа в системе «Электронный бюджет»
В настоящее время государственное задание для федеральных учреждений, предварительный и годовой отчеты о его выполнении уже формируются в этой информационной системе (п. 4 Положения № 640). А начиная с подготовки заданий на 2020 год и плановый период в ней должны формироваться значения всех основных показателей, используемых при расчете финансового обеспечения задания (если они не относятся к гостайне). В электронном виде согласно Положению № 640 нужно утвердить значения:
нормативных затрат на оказание услуги (с учетом корректирующих коэффициентов) (п. 15(1));
базового норматива затрат на оказание услуги (п. 27);
территориального корректирующего коэффициента (п. 27);
отраслевого корректирующего коэффициента (п. 27);
нормативных затрат на выполнение работы (п. 32).
Значения должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответствующего органа исполнительной власти. Дублировать документы на бумажном носителе, проставлять гриф утверждения, содержащий наименование должности, подпись (ее расшифровку) уполномоченного лица и дату утверждения теперь не надо (п. 14, 22, 25, 26 Положения № 640).
В силу п. 27 Положения № 640 главные распорядители (органы-учредители) станут публиковать значения базовых нормативов затрат на услугу и отраслевых коэффициентов на едином портале бюджетной системы РФ (budget.gov.ru), а не на официальном сайте для размещения информации об учреждениях (bus.gov.ru). Правилу нужно следовать начиная с формирования заданий на 2020 год.
Корректировка нормативов в текущем году
Значения базовых нормативов затрат на оказание услуги могут изменяться в текущем году, но главным распорядителям (органам-учредителям) придется повременить с пересчетом суммы финансового обеспечения. Как сказано в п. 22(1) Положения № 640, финансирование на текущий год должно остаться неизменным. Если корректировка произошла до внесения в Правительство РФ проекта закона о федеральном бюджете, новые значения применяются начиная с расчета финансового обеспечения задания на очередной финансовый год, а если позднее – с расчета финансового обеспечения на первый год планового периода.
Однако это не относится к случаям, когда корректировка объема финансового обеспечения выполнения задания обусловлена нормативными правовыми актами РФ. В частности, согласно абз. 3 п. 41 Положения № 640 объем субсидии может быть изменен в течение срока выполнения госзадания, если изменились состав и стоимость имущества учреждения, облагаемого налогом на имущество и земельным налогом, налоговое законодательство (в том числе отменены действующие налоговые льготы или введены новые), а также если надо достигнуть заданный уровень зарплаты отдельных категорий работников, установленных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Иными словами, когда составляющие базового норматива (например, затраты на оплату труда) меняются на основании нормативных актов (в данном случае – майского указа Президента РФ), откладывать применение уточненных базовых нормативов не следует. А вот когда размер норматива уменьшается либо увеличивается по иным причинам (изменились объем расходных материалов, потребляемых в ходе оказания услуги, методика расчета базового норматива и др.), новые значения вводятся с отсрочкой.
Возврат учреждением остатков субсидии
Данная обязанность возлагается на федеральные бюджетные и автономные учреждения в двух случаях.
Во-первых, нужно возвращать в федеральный бюджет средства субсидии, эквивалентные объему неоказанной услуги (невыполненной работы). При этом до момента перечисления средства следует учитывать в порядке, установленном для учета сумм возврата дебиторской задолженности (абз. 2 п. 46 Положения № 640).
При расчете размера остатков субсидии применяются нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ), а сам расчет составляется по форме, предусмотренной соглашением. Вернуть сумму надо до 1 мая текущего финансового года (абз. 5 п. 46 Положения № 640). Напомним, что раньше этот срок утверждался для федеральных учреждений нормативными актами, определяющими меры по реализации закона о федеральном бюджете (устанавливались даты «до 1 июля», «до 1 апреля»), а потом органы-учредители указывали дату в соглашениях о предоставлении субсидии.
Во-вторых, вернуть остатки субсидии органу-учредителю потребуется в ситуации, когда федеральное бюджетное или автономное учреждение меняет в течение текущего финансового года свой тип на казенное. Об этом сказано в абз. 6 п. 41 Положения № 640.
Выдача задания при смене учредителя
Если у федерального учреждения меняется подведомственность, выданное ему задание тоже должно быть изменено. Это касается информации, включенной в его часть III. Например, корректировке подвергаются положения о периодичности и сроках подачи отчетов о выполнении задания (в том числе предварительного отчета), порядок контроля выполнения задания (абз. 4 п. 6 Положения № 640).
Выдача задания при реорганизации учреждения
При реорганизации федерального учреждения в задании уточняются показатели, характеризующие оказываемые услуги и выполняемые работы (абз. 5 п. 6 Положения № 640). Как именно трансформируются показатели при разных формах реорганизации (слияние, присоединение, выделение, разделение), установлено в абз. 6 – 10 п. 6 Положения № 640.
Объем услуг и работ до и после реорганизации должен быть сохранен.
Показатели заданий учреждений, прекращающих свою деятельность, принимают нулевые значения, а показатели заданий остальных учреждений после завершения реорганизации при суммировании должны соответствовать показателям заданий учреждений до начала их реорганизации. Например, если одно учреждение, которому выдано задание в объеме 1 000 услуг, присоединяется к другому учреждению, которое в год оказывает 1 300 услуг, у первого после реорганизации в задании будут стоять нули, а у второго объем увеличится до 2 300 услуг.
То же самое относится к финансовому обеспечению: выделенные объемы бюджетных средств не меняются (п. 41(1) Положения № 640). Для учреждений, прекращающих свою деятельность, значения становятся нулевыми, а для остальных реорганизованных учреждений объем должен соответствовать объему субсидии, предоставленной до начала реорганизации. Скажем, если филиал получал для выполнения работы в рамках госзадания 20 млн руб., после реорганизации в форме выделения и создания отдельного учреждения ему будет выдана эта же сумма в виде субсидии.
Заключение
Новые нормы в основном регулируют действия главных распорядителей (органов-учредителей). Для них прописаны сроки основных процедур (от утверждения лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение задания до подписания соглашения с учреждением должно пройти не более 30 рабочих дней), правила корректировки задания при реорганизации учреждения или изменении его подведомственности, нюансы расчета объема финансового обеспечения.
Но некоторые новшества затрагивают и казенные учреждения, которым выдается задание. Поправки могут повлиять на суммы финансового обеспечения, да и обновленные формы учреждения тоже должны использовать в работе.
Изменения в формировании государственного задания
Автор: Репин А., эксперт журнала
Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 19.07.2018 № 49.
Согласно ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления соответственно в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Напомним, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Основная деятельность бюджетного учреждения – та, ради которой оно и было создано, – ведется согласно государственному (муниципальному) заданию, которое формируется и утверждается его учредителем (ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Исходя из ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Порядок формирования задания и финансового обеспечения его выполнения определяется (ч. 7 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях):
Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных учреждений;
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Порядок формирования государственных заданий в отношении федеральных бюджетных учреждений регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 40 (далее – Положение № 40).
Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения, с учетом его предложений, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ, возможностей учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения им госзадания в отчетном финансовом году.
Задание должно включать (п. 3 Положения № 40):
показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы);
определение категорий физических и (или) юридических лиц –
потребителей соответствующих услуг (работ);
предельные цены (тарифы) на оплату услуг (работ) физическими или юридическими лицами (если законодательством РФ пре-
дусмотрено их оказание (выполнение) на платной основе в рамках государственного задания) либо порядок установления указанных цен в случаях, определенных законодательством РФ;
сведения о контроле за выполнением госзадания и требования к отчетности.
Кроме того, в государственном задании могут быть отражены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных показателей качества и (или) объема, если иное не предусмотрено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение в отношении государственного задания или его части.
Согласно п. 4 Положения № 40 госзадание, не содержащее сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, формируется в виде электронного документа в установленном порядке в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами федеральных органов исполнительной власти (государственных органов), осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных учреждений, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Комментируемым Постановлением Правительства РФ от 19.07.2018 № 49 (далее – Постановление № 49) внесен ряд изменений в Положение № 40.
Срок утверждения государственного задания.
Согласно новой редакции п. 5 Положения № 40 госзадание формируется в процессе составления федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня доведения получателю средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств. Ранее этот же срок отсчитывался со дня утверждения главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств.
Базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги.
Напомним, что при составлении госзадания объем его финансового обеспечения должен рассчитываться на основании (п. 11 Положения № 40):
нормативных затрат на оказание государственной услуги;
нормативных затрат, связанных с выполнением работ;
затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на эти цели, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование);
затрат на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения.
затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;
затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.
Базовый норматив затрат рассчитывается исходя из затрат, необходимых для оказания государственной услуги, с соблюдением показателей качества ее оказания, а также показателей, отражающих отраслевую специфику государственной услуги (содержание, условия (формы) ее оказания), установленных в общероссийском базовом перечне и (или) федеральном перечне (показатели отраслевой специфики), отраслевой корректирующий коэффициент при которых принимает значение, равное 1.
Постановлением № 49 уточнено, что при формировании базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, следует учитывать включаемые в базовый норматив затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества, как отнесенного, так и не отнесенного к особо ценному движимому имуществу. Напомним, что ранее в составе затрат на приобретение материальных запасов и движимого имущества, включаемых в базовый норматив, особо ценное движимое имущество не учитывалось.
Также указано, что затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания государственной услуги (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе оказания услуги), с учетом срока их полезного использования включаются в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, если указанные затраты не включены в состав затрат, предусмотренных пп. «б» п. 19 Положения № 40.
Кроме того, согласно новой редакции п. 18 Положения № 40 при определении базового норматива затрат в части затрат, обозначенных в п. 19 данного положения, применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленные нормативными правовыми актами РФ (в том числе правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами оказания государственных услуг в установленной сфере (стандарты услуги).
Базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.
Согласно п. 20 Положения № 40 в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включаются:
затраты на предоставление коммунальных услуг;
затраты на содержание объектов недвижимого имущества, а также затраты на аренду указанного имущества;
затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, а также затраты на его аренду;
затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока их полезного использования;
затраты на приобретение услуг связи;
затраты на приобретение транспортных услуг;
затраты на оплату труда работников (денежное довольствие военнослужащих), которые не принимают непосредственное участие в оказании государственной услуги, и начисления на выплаты по оплате труда таких работников;
затраты на прочие общехозяйственные нужды.
С учетом изменений, внесенных в п. 18 Положения № 40, указанные затраты устанавливаются по видам исходя из нормативов потребления, определяемых на основании стандартов услуги, или на основе усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем таких затрат на оказание единицы государственной услуги в установленной сфере, или на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, оказывающим государственную услугу в установленной сфере деятельности, в соответствии с общими требованиями.
Напомним, что ранее данный норматив определялся исключительно на основании стандартов услуги – норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, предусмотренных правовыми актами РФ (в том числе правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами оказания государственных услуг в установленной сфере.
Расчет нормативных затрат, связанных с выполнением работ.
Расчет таких затрат следует производить при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания начиная с задания на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Порядок их определения устанавливается учредителем. В нормативные затраты на выполнение работ включаются в том числе:
затраты на оплату труда работников (денежное довольствие военнослужащих), непосредственно связанных с выполнением работ, и начисления на выплаты по оплате труда таких работников;
затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе выполнения работ, с учетом срока полезного использования, а также на аренду указанного имущества (применяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания начиная с задания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов). Постановлением № 49 уточнено, что в нормативные затраты на выполнение работ включаются затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов) вне зависимости от того, относится ли оно к особо ценному движимому имуществу;
затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе выполнения работ (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе выполнения работ), с учетом срока их полезного использования (могут быть включены в нормативные затраты на выполнение работ по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, начиная с государственного задания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов). Постановлением № 49 предусмотрено, что такие затраты включаются в нормативные затраты на выполнение работ в случае, если они не отнесены к затратам, обозначенным в пп. «б» п. 29 Положения № 40;
иные расходы, непосредственно связанные с выполнением работ;
затраты на оплату коммунальных услуг;
затраты на содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также затраты на аренду указанного имущества;
затраты на содержание особо ценного движимого имущества и имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также затраты на аренду данного имущества;
затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока полезного использования (включаются в нормативные затраты на выполнение работ по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
затраты на приобретение услуг связи;
затраты на приобретение транспортных услуг;
затраты на оплату труда работников (денежное довольствие военнослужащих), которые не принимают непосредственное участие в выполнении работ, и начисления на выплаты по оплате труда таких работников, включая административно-управленческий персонал;
затраты на прочие общехозяйственные нужды.
Порядок определения нормативных затрат.
В силу новой редакции п. 31 Положения № 40 при определении нормативных затрат на выполнение работ применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работ, по видам затрат исходя из нормативов их потребления, установленных нормативными правовыми актами РФ, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами выполнения работ в установленной сфере, или на основе усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем указанных затрат на выполнение работ в установленной сфере, или на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, выполняющим работы в установленной сфере деятельности, в порядке, предусмотренном абз. 1 п. 28 Положения № 40.
Напомним, что в настоящее время при определении нормативных затрат на выполнение работ применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работ, которые закреплены нормативными правовыми актами РФ, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами выполнения работ в установленной сфере.
В заключение отметим, что изменения, внесенные в Положение № 40 Постановлением № 49, следует применять при формировании государственного задания и расчете объема финансового обеспечения его выполнения начиная с государственного задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.