за счет средств омс финансируются расходы по статье

Коронавирус: какие расходы медорганизация может оплачивать за счет средств ОМС?

за счет средств омс финансируются расходы по статье
IgorVetushko / Depositphotos.com

С 3 апреля 2020 года постановлением Правительства РФ № 432 базовая программа обязательного медицинского страхования была расширена: к ней добавились услуги по оказанию медицинских помощи по выявленному диагнозу «Коронавирус», а также проведению лабораторных исследований, направленных на подтверждение диагноза указанного заболевания. Территориальные программы ОМС субъектов РФ были приведены в соответствие с базовым порядком.

Закупка материальных запасов за счет средств ОМС

Как правило, в Тарифных соглашениях субъектов РФ многие расходы обозначены в общей форме и не содержат уточнений. Речь идет, в частности, о расходах, связанных с приобретением:

Поэтому расширяя привычный для учреждения перечень закупаемых материальных запасов, следует исходить из следующих критериев для оценки возможности оплаты их за счет средств ОМС:

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Источник

О расходах на оплату труда, признанных ТФОМС необоснованными

Автор: Зарипова М., эксперт журнала

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 326-ФЗ[1] медицинские организации, получающие средства в рамках реализации программ ОМС, должны расходовать эти средства только согласно тем направлениям, которые поименованы в ч. 7 ст. 35 данного закона. Однако в ходе проверок, осуществляемых территориальными фондами ОМС, вскрываются случаи нецелевого использования внебюджетных средств. Предлагаем рассмотреть некоторые факты нарушений, которые касаются расходов на оплату труда.

Затраты на оплату труда имеют наибольший удельный вес в общей сумме всех расходов медицинского учреждения. По этой причине проверка затрат, произведенных организацией на выплаты работникам, может быть самостоятельным объектом проверки либо являться частью вопросов общей программы проверки деятельности учреждения. Отметим, что наибольшее внимание уделяется данному объекту проверки, когда расходы на выплату заработной платы произведены за счет средств ОМС.

Кратко о контрольном мероприятии.

Приказом ФФОМС от 16.04.2012 № 73 утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (далее – Положение № 73). В соответствии с п. 17.2 Положения № 73 проверка расходов, входящих в структуру тарифа, включает в себя, в частности, проверку расходов на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда. В ходе контрольного мероприятия изучаются все документы, свидетельствующие об обоснованности производимых выплат:

штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов;

графики работы структурных подразделений и сотрудников;

приказы по личному составу;

коллективный договор, положение об оплате труда и т. д.;

первичные бухгалтерские документы по начислению заработной платы, уплате налогов и страховых взносов, установленных законодательством РФ.

Заметим, что территориальный фонд ОМС не просто проверяет наличие внутренних документов, касающихся оплаты труда: он анализирует законность содержащихся в них положений, сопоставляет документы друг с другом и делает выводы. В случае обнаружения несоответствий, выявления каких-либо нарушений встает вопрос об обоснованности всех расходов, произведенных на выплату зарплаты и иных сумм, обусловленных трудовым договором.

Далее предлагаем рассмотреть нарушения, выявляемые в ходе контрольных мероприятий.

Выплата премии без учета критериев, оценивающих результативность работы врача.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата работника включает в себя три основных составляющих: оклад (должностной оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты.

Стимулирующие выплаты устанавливаются к должностному окладу и выплачиваются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Критерии утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

В Определении ВС РФ от 11.04.2018 № 304-КГ18-3011, Постановлении АС ЗСО от 12.12.2017 № Ф04-1459/2017 по делу № А81-3252/2016 было отмечено: если критерии не выполняются, то платить стимулирующие надбавки неправомерно. В ходе проверки положения о выплатах стимулирующего характера учреждения здравоохранения было выявлено присутствие показателя «отсутствие случаев внутрибольничного инфицирования и осложнений», который относится к типовым показателям эффективности и результативности деятельности для установления надбавок стимулирующего характера:

руководителям, заместителям руководителей;

врачам – руководителям структурных подразделений.

Данный показатель не находится в зависимости от причинно-следственной связи между действиями названных работников и возникновением случаев внутрибольничного инфицирования. Иными словами, поскольку в течение проверяемого периода в организации имели место случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений, выплата заместителям главного врача премии в размере 100% неправомерна.

Также в акте проверки ТФОМС было указано на нецелевое использование бюджетных средств в связи с начислением работникам учреждения выплат стимулирующего характера при наличии дисциплинарного взыскания. Приняв во внимание нормы положения об оплате труда, приказа по учреждению, ст. 8, 192, 194 ТК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что наличие у работника дисциплинарного взыскания в течение всего срока его действия исключает выплату ежемесячной премии этому работнику. Сумма, выплаченная в нарушение положения об оплате труда, является расходованием средств сверх норм и нецелевым использованием денежных средств и подлежит возврату в бюджет территориального фонда ОМС.

Таким образом, если премия за счет средств ОМС в учреждении выплачивается работникам без учета оценки качества выполненной работы, то данное расходование средств является их нецелевым использованием.

Начисление доплаты за вредные условия труда и предоставление дополнительного отпуска без учета спецоценки.

В статьях 22 и 212 ТК РФ закреплена обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Работодатель обязан в том числе обеспечить проведение специальной оценки условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

В соответствии со ст. 3 Закона № 426-ФЗ[2] специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий:

по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

по оценке уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). При этом, как следует из положений названного закона, допустимыми (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровень воздействия которых не превышают уровни, определенные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч. 3 ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Как отметили арбитры в Постановлении АС УО от 14.08.2018 № Ф09-4695/18 по делу № А50-38212/2017, согласно ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Таким образом, направление организацией средств ОМС на оплату дополнительных отпусков за вредные условия в данном случае является нецелевым использованием средств ОМС.

Выплата заработной платы врачу, у которого отсутствует сертификат специалиста.

Продолжая разговор о нецелевом использовании средств ОМС, нельзя не обратить внимание на нарушения, рассмотренные в Постановлении АС ДВО от 26.07.2018 № Ф03-3002/2018 по делу № А51-13625/2017. В нем судьи отметили, что использование средств ОМС направляемых на расходы на заработную палату, признается целевым при соблюдении следующих условий:

медицинский работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС;

должность медицинского работника включена в штатное расписание медицинской организации и соответствует номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н;

оказываемые медицинским работником работы (услуги) предусмотрены лицензией медицинской организации.

Следовательно, за счет внебюджетных средств фонда ОМС заработная плата эпидемиологам могла быть выплачена после их включения в штатное расписание по ОМС, при условии что данные виды работ (услуг) предусмотрены лицензией учреждения. Поскольку у учреждения отсутствовала лицензия на вид деятельности «эпидемиология», рассматриваемый факт был расценен как нецелевое использование средств ОМС.

Кроме того, суд счел признаком нецелевого использования средств ОМС то, что у медицинских работников отсутствовали соответствующие сертификаты специалистов. Из буквального содержания п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона № 323-ФЗ[3] следует, что право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Таким образом, законодателем установлено четкое ограничение для лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, связанное с подтверждением квалификации. Наличие сертификата специалиста является обязательным и непременным условием осуществления медицинской деятельности медицинским работником. Переведенные на должность врачей-инфекционистов педиатры и терапевты переподготовку не проходили, сертификатов специалистов по специальности «инфекционные болезни» не имели, следовательно, у них не было права занимать указанные должности.

Также суд указал на нарушение, касающееся замещения врачами вакантных должностей медицинских сестер при отсутствии у них соответствующих сертификатов. Довод учреждения, что все указанные лица обладают достаточным уровнем медицинского образования, в том числе высшего, для замещения спорных должностей среднего медицинского персонала – медицинской сестры и рентгенлаборанта, отклонены. Арбитры отметили: данное обстоятельство не исключает обязательности выполнения установленных законом требований о наличии документов, подтверждающих уровень образования, и сертификата на замещение должностей среднего медицинского персонала. Выплата им заработной платы тоже квалифицирована как нецелевое использование средств ОМС.

В продолжение начатого разговора хотим обратить внимание на Определение ВС РФ от 06.04.2018 № 35-ПЭК18 по делу № А51-28676/2016. В нем был рассмотрен вопрос о правомерности выплаты заработной платы за счет средств ОМС медицинским сестрам, трудовая деятельность которых осуществлялась на основании свидетельства об окончании двухгодичных курсов Общества Красного Креста. Отметим, что ранее в судебной практике имелись решения, когда суд признавал данные выплаты неправомерным расходованием средств ОМС (см. Постановление АС ДВО от 03.10.2016 № Ф03-4581/2016 по делу № А51-2438/2016). Верховный суд вынес противоположный вердикт. В частности, суд указал следующее.

Исходя из Приказа Минздрава СССР от 19.10.1954 № 206-м лицам, окончившим двухгодичные курсы медицинских сестер обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР без отрыва от производства, присваивалась квалификация медицинской сестры с законченным средним медицинским образованием, на них распространялись все права и льготы, установленные для медицинских сестер с законченным средним медицинским образованием.

В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 № 418 лица, окончившие годичные курсы по подготовке медицинских сестер для детских яслей, получившие свидетельство об окончании обучения, были допущены к замещению должностей постовых медицинских сестер дома ребенка, диетсестер молочной кухни, медицинских сестер поликлиники (поликлинического отделения) по обслуживанию детей дошкольных учреждений.

Данные приказы не отменены и не признаны утратившими силу.

Принимая во внимание положения вышеперечисленных приказов, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в Письме Минздрава РФ от 08.11.2016 № 16-5/2096392, судебная коллегия считает, что данные специалисты (медицинские сестры) имеют право участвовать в реализации программы модернизации здравоохранения Приморского края и получать стимулирующие выплаты.

Таким образом, данные выплаты являются целевым использованием средств ОМС. Однако выводы судов в отношении врачей клинической лабораторной диагностики и заведующей клинико-диагностической лаборатории признаны правильными: врач должен иметь сертификат специалиста при оказании им медицинской помощи.

Выплата всей суммы отпускных за счет средств ОМС.

Отметим, что на практике встречаются случаи нецелевого использования средств ОМС для оплаты отпусков.

Порядок расчета среднего дневного заработка регламентирован ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. В соответствии с п. 2 данного положения при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя, независимо от источников обозначенных выплат. При этом в учреждении должен быть сформирован единый расчет среднего заработка, сохраняемого во время ежегодного оплачиваемого отпуска.

Хотим обратить внимание: обязательства, возникающие в связи с выплатой среднего заработка, могут относиться сразу к нескольким видам деятельности, финансовое обеспечение которых осуществляется из разных источников: средств ОМС, средств федерального и (или) областного бюджетов, доходов от платной деятельности, средств ФСС. Однако выплата всей суммы отпускных за счет средств ОМС противоречит требованиям законодательства РФ (см. Постановление АС ПО от 01.12.2017 № Ф06-26200/2017 по делу № А55-32050/2016).

Части среднего заработка, относящиеся к различным видам деятельности, должны рассчитываться пропорционально сумме средств по различным источникам, учитываемым при расчете данных выплат. Если это требование не соблюдается и выплата произведена за счет ОМС, поименованные действия квалифицируются контрольным органом как нецелевое использование средств ОМС.

Выплата заработной платы работникам методических отделов за счет средств ОМС

Следующее нарушение, рассмотренное в Постановлении АС УО от 26.01.2018 № Ф09-8052/17 по делу № А50-9311/2017, схоже с предыдущим. Оплата труда сотрудников больницы, осуществляющих функции в сфере решения задач в области гражданской обороны, и работников организационно-методических отделов, доплаты работникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами производились за счет средств ОМС. Как отмечается в постановлении, данные сотрудники организационно-методических отделов исходя из осуществляемых функций непосредственно в лечебно-диагностическом процессе не участвовали. В соответствии с территориальной программой услуги таких специалистов, как и услуги в сфере гражданской обороны и работа с ВИЧ-инфицированными пациентами, подлежали финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ, а не за счет средств ОМС. Поскольку источник возмещения расходов непосредственно указан в территориальной программе ОМС, у больницы отсутствует возможность самостоятельно выбирать средства, за счет которых будет производиться возмещение расходов на оплату труда. Неправомерное расходование средств ОМС образует состав нарушения в виде нецелевого их использования, за которое предусмотрена ответственность по ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ. Напомним, что положения данной статьи содержат нормы-санкции (пени, штраф) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, определенные для медицинской организации (учреждения).

Возврат средств ОМС по результатам проверки

В результате использования не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, она уплачивает в бюджет территориального фонда (ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ):

штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств;

пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. С 01.01.2016 к отношениям, регулируемым Правительством РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка ЦБ РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение десяти рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (п. 20 Правил № 158н[4].

Разъяснения в части применения корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете операции по возврату средств ОМС были ранее приведены в письмах Минфина РФ от 26.10.2012 № 02-06-10/4496, ФФОМС от 21.03.2014 № 1621/21-1/и. В соответствии с указаниями чиновников перечисление сумм возврата средств бюджетными (автономными) медицинскими учреждениями следует отражать в учете как уменьшение доходов, полученных от страховых медицинских организаций, вне зависимости от периода их поступления. С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 174н[5], данные операции отражаются таким образом:

Сторнированы подлежащие восстановлению в ТФОМС суммы по возврату средств ОМС, использованных не по целевому назначению и подлежащих возврату

Перечислены с лицевого счета бюджетного учреждения в ТФОМС суммы выявленного нецелевого использования средств ОМС с одновременным отражением на забалансовом счете

(уменьшение* по коду вида доходов 132)

Рассмотрим пример отражения в учете возврата средств ОМС.

Пример

В ходе проверки ТФОМС было выявлено нецелевое расходование средств, которое выразилось в выплате заработной платы врачам, не участвующим в оказании медицинской помощи по ОМС, в сумме 100 000 руб. На основании вынесенного ТФОМС решения был произведен возврат средств ОМС, потраченных не по целевому назначению. Возмещение произведено за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Сторнированы ранее начисленные обязательства по заработной плате

Сторнированы записи по выплате работникам учреждения и удержанию НДФЛ

Сторнированы ранее начисленные обязательства по страховым взносам

Сторнирована уплата страховых взносов

Сторнированы подлежащие восстановлению в ТФОМС суммы по возврату средств ОМС, использованных не по целевому назначению и подлежащих возврату

Произведено перечисление средств с лицевого счета по учету средств, полученных от платных услуг, на счет по учету средств ОМС

Перечислены с лицевого счета учреждения в ТФОМС суммы выявленного нецелевого использования средств ОМС с одновременным отражением на забалансовом счете

17 (уменьшение* по коду вида доходов 132)

Отражено принятие обязательств по заработной плате за счет средств, полученных от платных услуг

Отражены записи по выплате работникам учреждения и удержанию НДФЛ

Отражено принятие обязательств по уплате страховых взносов за счет платных услуг

Отражена уплата страховых взносов

Перечислен штраф и пени по проверке ТФОМС

[1] Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

[3] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[4] Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (ред. от 31.03.2018).

Источник

Расходы за счет средств ОМС: что можно и нельзя оплачивать учреждению

за счет средств омс финансируются расходы по статье

за счет средств омс финансируются расходы по статье

Средства, получаемые медицинскими организациями в рамках реализации программ ОМС, являются целевыми. Что же можно и нельзя оплачивать за счет этих средств и на что обратить пристальное внимание при осуществлении таких расходов рассмотрим в данной статье.

Правовое регулирование

Нецелевое использование средств

Не так давно Верховный суд РФ установил, что при оказании платных медицинских услуг оклад административным работникам нельзя оплачивать только из средств ОМС (определение ВС РФ от 12.03.2021 N 310-ЭС21-306). В действительности, средства ОМС можно расходовать на выплату зарплаты работникам учреждений, не принимающим непосредственное участие в оказании медицинских услуг. НО! При наличии иного источника финансового обеспечения такие затраты должны распределяться. Правила распределения должны быть закреплены в учетной политике учреждения. Оснований для их отнесения в полном объеме на расходы за счет средств ОМС у учреждения в этом случае нет.

«Нецелевкой» могут быть признаны и расходы на оплату обучения бухгалтера и кадровика (см., в частности, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.03.2021 по делу N А10-381/2020). Объясняется это следующим.

Согласно ст. 196 ТК РФ в определенных случаях работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников. Право медицинских работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя установлено в ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Медицинская организация может оплатить обучение из средств ОМС. Однако ни кадровика, ни бухгалтера нельзя отнести к медицинскому персоналу несмотря на то, что они являются работниками медицинского учреждения. Следовательно, оплачивая расходы на обучение за счет средств ОМС учреждение должно осмотрительно подходить к этому вопросу, анализируя информацию о том, кто отправляется на обучение или повышение квалификации.

Также не могут осуществляться за счет средств ОМС расходы на:
— страхование объектов недвижимого, а также движимого государственного имущества балансовой стоимостью свыше пятисот тысяч рублей (письмо ФФОМС от 31.07.2018 N 9229/101/4549);
— проведение обследования строительных конструкций помещений, в которых планируется размещение тяжелого оборудования, и установку (расширение) единых функционирующих систем, таких как охранная, пожарная сигнализация (письмо ФФОМС от 16.03.2020 N 2315/21/1846);
— оплату труда работникам по определенным должностям при отсутствии у медицинского учреждения действующей лицензии на оказание соответствующего вида медицинской помощи (определение ВС РФ от 09.10.2019 N 309-ЭС19-18057);
— ремонт имущества, не учтенного на балансе медицинского учреждения (постановление АС Поволжского округа от 31.08.2018 по делу N А55-29363/2017);
— приобретение почетных грамот и благодарственных писем, детских игрушек, многолетних комнатных растений (постановления Шестнадцатого ААС от 19.11.2020 N 16АП-3229/20, Третьего ААС от 18.08.2020 N 03АП-3341/20);
— доставку сотрудников к месту работы служебным транспортом учреждения (решение АС Владимирской области от 14.12.2020 по делу N А11-3665/2020);
— уплату задолженности по налогам и налоговым санкциям за филиал, расположенный в другом субъекте РФ (решение АС Тамбовской области от 30.12.2020 по делу N А64-4286/2019).

А вот расходы по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, находящегося во владении учреждений здравоохранения на праве оперативного управления, включаются в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС, в случае, если указанные помещения эксплуатируются в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Соответственно, при выполнении вышеуказанных условий такие расходы возможно оплачивать за счет средств ОМС (письмо ФФОМС от 30.05.2018 N6628/26-1/и).

Спорный вопрос

Разбирая спор в части расходов на проведение капитального ремонта зданий и помещений медицинских учреждений за счет средств ОМС, судами было установлено, что в здании больницы и поликлиники фактически осуществлены работы капитального характера (см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2018 N Ф01-4519/18, решение Пермского краевого суда от 21.11.2019 по делу N 12-987/2019). В свою очередь, такие расходы признаны нецелевым использованием средств ОМС. Это связано с тем, что в структуре тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС, затраты на проведение капитального ремонта не предусмотрены. Однако Верховный суд РФ в своем определении от 25.11.2019 N 304-ЭС19-20828 пришел к выводу, что если во время ремонта здание продолжает работать, то такой ремонт нельзя рассматривать в качестве капитального. Соответственно, спорные работы отнесены к текущему ремонту на основании экспертного заключения, а расходы на него не могут быть квалифицированы как нецелевым образом израсходованные денежные средства.

Таким образом, расходование средств ОМС требует со стороны бухгалтеров медицинских организаций предельного внимания и осторожности. Ведь наряду с возвратом средств, использованных не по целевому назначению, предусмотрены штрафные санкции, административная и уголовная ответственности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *