за счет средств субсидии на выполнение государственного задания
Как связаны субсидии на госзадание и госзакупки
Субсидии на выполнение государственного задания — это бюджетные средства, предназначенные для финансирования подведомственных учреждений с целью реализации ими плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности. За счет полученного финансирования бюджетники проводят госзакупки.
Бланк государственного задания на 2021 год |
Образец заполнения государственного задания на 2021 год |
Примерное положение о закупках для автономного учреждения |
Для чего необходимы субсидии на государственное задание
Бюджетным, автономным и некоммерческим учреждениям необходима государственная поддержка. Расходы таких организаций частично или полностью покрывают средства бюджета — субсидия на выполнение муниципального задания (госзадания). За счет выделенных ассигнований заказчики-бюджетники и проводят госзакупки по 44-ФЗ. Закупки, не связанные с реализацией муниципальной программы, осуществляются за счет средств местного бюджета. Заказы по 223-ФЗ осуществляются из других источников — поступлений за оказанные услуги или иные виды предпринимательской деятельности.
Как это работает? После утверждения лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) учреждения разрабатывают государственное или муниципальное задание (ГЗ и МЗ) на очередной финансовый год с учетом всех показателей, связанных с выполнением госзадания. ЛБО — основа расчета субсидии на выполнение госзадания: показатели необходимо рассчитать и утвердить в течение 15 дней после утверждения главным распорядителем лимитов.
После этого готовится план финансово-хозяйственной деятельности и план-график закупок. Все три документа должны совпадать в части субсидии на выполнение госзадания. Показатели ПФХД по выполнению ГЗ уточняются перед составлением плановых закупочных документов. На основании этих цифр ведется расчет планируемых закупок.
Правила на 2021 год изменились! Используйте бесплатно инструкции и образцы от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно заполнить госзадание на следующий год.
Муниципальное задание, госзадание и госуслуги связаны напрямую: в ГЗ или МЗ прописываются абсолютно все параметры предоставления государственных услуг: состав, качественные характеристики, порядок осуществления, результативность, объем и их стоимость. Формула расчета включает все эти показатели, в результате чего определяется размер субсидирования (п. 12 ПП РФ 640 от 26.06.2015). Выделенные средства расходуются только на цели, непосредственно связанные с выполнением ГЗ или МЗ.
Отказаться от выполнения госзадания нельзя (п. 6 ст. 9.2 7-ФЗ). Форму и порядок заполнения документа ищите в постановлении правительства № 640 от 26.06.2015. Регулируется субсидия на выполнение государственного задания бюджетным учреждением и статьей 69.2 БК РФ. Этот норматив описывает действия подведомственных учреждений в части планирования и реализации ГЗ и МЗ.
Как осуществляется субсидирование
Финансирование организаций бюджетной сферы регламентируется статьями 69.2 и 78.1 БК РФ. Учреждения планируют расходы, формируют документы-основания и передают их распорядителям или главным распорядителям бюджетных средств. РБС утверждают лимиты и доводят их до подведомственных организаций. По новым правилам, получатели средств обязаны утвердить госзадание в течение 15 рабочих дней после утверждения (а не доведения) ЛБО.
Начиная с 2020 года, при разработке ГЗ и МЗ пользуйтесь новыми формами из приложений к ПП РФ № 640. И не забывайте, на каком документальном основании предоставляют субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания учредители или ГРБС:
Основной документ — это соглашение о предоставлении субсидии. К нему в обязательном порядке готовится график, по которому будет перечислена субсидия на выполнение госзадания, все средства направляются в соответствии с этим документом. ГРБС заключает соглашение (со всеми приложениями) в течение 15 рабочих дней. Весь процесс подготовки к субсидированию занимает 30 рабочих дней.
После доведения ЛБО бюджетники готовят ПФХД и планируют закупки. На подготовку плана-графика по 44-ФЗ отводится 10 рабочих дней после согласования плана финансово-хозяйственной деятельности. Для заказов по 223-ФЗ готовится и публикуется в ЕИС план закупок.
При формировании плановых документов не забываем и о шифре показателей бюджета. По правилам, код субсидии на выполнение государственного задания зависит от направления расходования средств. Государство финансирует нормативные затраты на оказание услуг, издержки, связанные с выполнением госуслуг и содержанием недвижимости и особо ценного имущества. Для определения итогового размера госсубсидии суммируются все нормативные затраты (приказ Минфина, Минэкономразвития № 137н/527 от 29.10.2010). В расчет не включаются расходы на содержание имущества, которое не используется при оказании госуслуг.
Особые правила действуют в отношении неизрасходованных средств. Если по итогам финансового года у вас образовался остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного задания, его надлежит вернуть в бюджет (ст. 69.2 БК РФ). Такие операции производятся в соответствии с произведенным расчетом и документальным обоснованием.
Суть в том, что государство выделяет деньги на реализацию госзадания под конкретные показатели. Если услуга оказана не в полном объеме, подведомственное учреждение обязано отчитаться обо всех произведенных операциях и вернуть неизрасходованные средства. Вот когда производится возврат остатков:
Как связаны субсидии и закупки
Закупки за счет субсидиарных средств осуществляются только в рамках федеральной контрактной системы — закона № 44-ФЗ. Вот на что разрешено тратить субсидию:
В ПП РФ 640 указано, можно ли приобретать основные средства за счет субсидии на госзадание, — да, если закупка целевая. Заказчик вправе использовать субсидирование только на те заказы, которые напрямую связаны с оказанием госуслуг по ГЗ, МЗ.
Подведомственное учреждение обязано заранее спланировать затраты на реализацию госзадания и включить их в расчет для ГРБС, а затем в ПФХД и план-график по 44-ФЗ. Закупки за счет субсидирования проводятся в течение года в соответствии с плановыми документами. Субсидиарные средства тратятся только на заказы, обеспечивающие целевые нужды организации, нецелевое использование субсидирования невозможно. Если контролирующие органы зафиксируют нарушения, учреждению и должностным лицам грозят штрафы, административная, а в определенных ситуациях и уголовная ответственность.
Закупки осуществляют только под фактически выделенные средства. Если учредитель выделил субсидию на госзадание не в полном объеме, проводить заказ нельзя. Тендеры планируются и проводятся под действующие лимиты бюджетных обязательств.
Для автономных учреждений действуют иные правила. Закупки по 44-ФЗ АУ проводят, только если субсидирование выделяется на капитальные вложения (письмо Минфина № 02-02-04/68092 от 29.12.2014). Остальные заказы (в том числе и за счет субсидиарных средств) проводятся по 223-ФЗ (письмо Минфина № 02-02-09/12591 от 21.03.2014).
Если автономная организация нарушит основное правило законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц и не разместит в срок план закупок, ей придется вести закупочную деятельность по нормам 44-ФЗ (ч. 4 ст. 8 223-ФЗ). Это касается абсолютно всех заказов по всем источникам доходов организации.
Субсидия на госзадание: поступление и расходование
Автор: Тончин А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В материале рассмотрим порядок предоставления автономным учреждениям субсидий из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания (далее – субсидии на госзадание), а также приведем корреспонденции счетов по операциям с субсидиями с учетом Письма Минфина РФ от 04.02.2020 № 02-06-07/6939.
Порядок предоставления субсидии на госзадание
Субсидии, выделенные автономному учреждению на выполнение госзадания, предоставляются в порядке, установленном:
для федеральных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
для государственных (муниципальных) учреждений субъектов РФ – актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
для муниципальных учреждений – муниципальными правовыми актами местной администрации.
Объем субсидии
Объем субсидии на госзадание определяется учредителем исходя из расчета нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках государственного (муниципального) задания и нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов. Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и содержание имущества определяются расчетным путем в порядке, установленном учредителем в отношении подведомственных ему учреждений с учетом отраслевой специфики по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (соответствующими государственными органами субъекта РФ, муниципального образования).
Основание для предоставления субсидии
Субсидии на госзадание предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между учредителем и автономными учреждениями.
К сведению: типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н.
Порядок использования остатков субсидии
В случае если в результате экономии у автономного учреждения остались не использованные в текущем финансовом году средства субсидии на госзадание, учреждение может расходовать эти остатки в очередном финансовом году, только если оно достигнет показателей госзадания, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги или работы. Если такие показатели не достигнуты учреждением, оно возвращает в бюджет остаток субсидии на выполнение задания в объеме, соответствующем недостигнутым показателям (п. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).
Учет операций в рамках субсидии на госзадание
Операции по поступлению субсидии
Согласно п. 30, 31 СГС «Доходы» субсидии, предоставленные на условиях возврата части средств в связи с невыполнением условий соглашений (неиспользованных средств субсидий), признаются безвозмездными поступлениями, предоставляемыми с условиями предоставления актива, и подлежат отражению автономным учреждением на дату возникновения права на их получение в соответствии с соглашением в качестве доходов будущих периодов (на счете 4 401 40 131). Доходы будущих периодов признаются в бухгалтерском учете в составе текущего отчетного периода по мере выполнения условий соглашения в части, относящейся к соответствующему отчетному периоду.
Типовые корреспонденции счетов по операциям, связанным с поступлением субсидии на госзадание, приведены в таблице.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Основание
Отражены плановые назначения по поступлениям субсидии на госзадание
Утвержденный план ФХД
Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидий на госзадание
Соглашение о предоставлении субсидии
Поступила субсидия на госзадание на лицевой счет
4 201 11 510
Забалансовый счет 17 (код вида доходов 130, код 131 КОСГУ)
Выписка из лицевого счета, копии платежных документов
Поступило финансовое обеспечение за счет субсидии на госзадание
Автономное учреждение заключило с учредителем соглашение о предоставлении субсидии на госзадание в сумме 50 000 000 руб. За I и II кварталы на лицевой счет учреждения поступило 25 000 000 руб.
В бухгалтерском учете АУ отражены следующие операции:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены плановые назначения по поступлениям субсидии на госзадание
Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидий на госзадание
Поступили на лицевой счет средства субсидии на госзадание
4 201 11 510
Забалансовый счет 17 (код вида доходов 130, код 131 КОСГУ)
Отражено поступление финансового обеспечения за счет субсидии на госзадание
Корректировка показателей доходов будущих периодов
Корректировка показателей доходов будущих периодовот предоставления субсидий с условиями (увеличение, уменьшение) отражается в случае внесения изменений в соглашение (заключения дополнительного соглашения) на сумму изменений объема предоставляемой субсидии.
Операции по корректировке плановых назначений и принятых обязательств в связи с увеличением объемов госзадания отражаются в таком же порядке, как при заключении соглашения о предоставлении субсидии на госзадание, а уменьшение объемов госзадания – обратными корреспонденциями счетов.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Основание
Изменены показатели плана ФХД в связи с уменьшением объема госзадания
Измененное соглашение, дополнительное соглашение
Уменьшены доходы будущих периодов в связи с уменьшением объема госзадания
В связи с увеличением объемов госзадания в III квартале автономному учреждению дополнительно выделены средства субсидии в размере 1 000 000 руб.
На основании дополнительного соглашения, а также изменений, внесенных в план ФХД автономного учреждения, в бухгалтерском учете отражены следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Увеличены показатели плана ФХД в связи с увеличением объема госзадания
Увеличены доходы будущих периодов в связи с увеличением объема госзадания
Признание доходов текущего финансового года
Признание доходов текущего финансового года по операциям от предоставления субсидий на госзадание осуществляется на основании:
1) отчета о выполнении государственного (муниципального) задания;
2) извещения (ф. 0504805), формируемого в целях отражения расчетов по предоставленным (полученным) субсидиям для целей составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в случае отсутствия на дату формирования учреждениями бухгалтерской (финансовой) отчетности вышеуказанного отчета по субсидиям.
Данные операции отражаются следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Основание
Признаны доходами текущего (отчетного) периода доходы будущих периодов – субсидии на госзадание
Извещение (ф. 0504805), отчет о выполнении госзадания
По окончании финансового года автономное учреждение представило учредителю извещение (ф. 0504805), в котором отражены записи по начислению доходов текущего периода в рамках субсидии на госзадание в размере 51 000 000 руб.
В бухгалтерском учете АУ отражена следующая корреспонденция счетов:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Признаны доходы текущего (отчетного) периода по субсидии на госзадание
Операции по расходованию средств субсидии на госзадание
Типовые корреспонденции счетов по указанным операциям приведены в таблице.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Основание
Отражены плановые назначения по расходам в рамках субсидии на госзадание
Утвержденный план ФХД
Приняты обязательства за счет субсидии на госзадание
Документ-основание по принятию обязательств
Перечислен аванс за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуги учреждению за счет субсидии на госзадание
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (КВР ххх, код ххх КОСГУ)
Документ-основание по принятию денежных обязательств, платежное поручение
Приняты денежные обязательства за счет субсидии на госзадание
Начислены расходы по поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам учреждению за счет субсидии на госзадание
4 109 хх 2хх
4 401 20 2хх
4 106 хх 3хх
4 105 хх 34х
4 208 хх 667
4 302 хх 73х
4 303 хх 731
Документ-основание по принятию денежных обязательств
Приняты денежные обязательства за счет субсидии на госзадание
Оплачена кредиторская задолженность за счет субсидии на госзадание
4 208 хх 567
4 302 хх 83х
4 303 хх 831
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (КВР ххх, код ххх КОСГУ)
В плане ФХД автономного учреждения предусмотрены расходы на уплату земельного налога за счет средств субсидии на госзадание в сумме 150 000 руб.
За I и II кварталы произведены авансовые платежи по земельному налогу в размере 75 000 руб.
В бухгалтерском учете АУ сделаны следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены плановые назначения по расходам в рамках субсидии на госзадание
Приняты обязательства за счет субсидии на госзадание
Начислены расходы по уплате налога за счет субсидии на госзадание
Приняты денежные обязательства за счет субсидии на госзадание
Уплачен земельный налог за счет субсидии на госзадание
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (КВР 851, код 291 КОСГУ)
Возврат остатка субсидии на госзадание
Возвратосуществляется только в связи с недостижением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ). Объем субсидии, подлежащей возврату в бюджет, рассчитывается исходя из объема недостигнутых показателей на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания.
В случае уменьшения объема государственного (муниципального) задания в бухгалтерском учете отражается уменьшение доходов будущих периодов.
Типовые корреспонденции счетов по данным операциям приведены в таблице.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Основание
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий на госзадание:
– в связи с недостижением показателей госзадания
Извещение (ф. 0504805), отчет о выполнении госзадания
– в связи с уменьшением объема госзадания
Перечислены остатки субсидии на госзадание в доход бюджета:
– в связи с недостижением показателей госзадания
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (код аналитики 610, код 610 КОСГУ)
Выписка из лицевого счета, копии платежных документов
– в связи с уменьшением объема госзадания (в текущем финансовом году)
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (код аналитики 610, код 610 КОСГУ)
Согласно отчету автономного учреждения о выполнении госзадания за год некоторые показатели не достигнуты. По результатам произведенных учредителем расчетов учреждение обязано вернуть в бюджет остаток субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, в сумме 65 000 руб.
В бухгалтерском учете АУ отражены следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии на госзадание
Перечислены в доход бюджета остатки субсидии на госзадание
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (код аналитики 610, код 610 КОСГУ)
Если для возврата имеющегося остатка субсидии на госзадание недостаточно, то учреждение вправе использовать средства от приносящей доход деятельности (письма Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, от 11.04.2016 № 02-04-09/20394, № 02-01-09/20629).
По мнению автора, для отражения данных операций можно использовать корреспонденции счетов по аналогии с корреспонденциями по возврату субсидий на иные цели (приведены в Письме Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-10/84803).
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии на госзадание
Перенесена задолженность по возврату субсидии на госзадание с КВФО 4 на КВФО 2
Перечислены (возвращены) в доход бюджета остатки субсидии на госзадание
2 201 11 610
Забалансовый счет 18 (код аналитики 610, код 610 КОСГУ)
За счет средств субсидии на выполнение государственного задания
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 9 июня 2020 г. N 09-07-10/49637 О расходовании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), предоставленной ФГБУК
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 44 Требований N 186н расчеты расходов, связанных с выполнением государственного задания, могут осуществляться с превышением нормативных затрат в пределах общего объема средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Таким образом, субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания предоставляется учреждению общей суммой (без детализации направлений ее расходования) и учреждения вправе направлять средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на направления, определенные в плане финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельно в пределах общего объема средств указанной субсидии.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, Учреждением могут осуществляться расходы, связанные с закупкой товаров, работ и услуг, направленные на профилактику недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, за счет средств указанной субсидии с учетом анализа расходов и оптимизации с точки зрения приоритизации первоочередных расходов (оплата труда работников, начисления на оплату труда, коммунальные услуги, содержание имущества и др.), с учетом изменения количества и условий оказываемых услуг (выполняемых работ), сокращения фактического потребления коммунальных услуг, потребности в содержании неиспользуемых площадей и отказа от непервоочередных расходов (закупка оборудования, пополнение материальных запасов, проведение текущего ремонта).
Дополнительно сообщаем, что Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 23 мая 2020 г. N 1390-р об использовании средств субсидий на выполнение государственного задания учреждениями пострадавших отраслей экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, предусматривающее осуществление в 2020 году федеральными бюджетными и автономными учреждениями расходов в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности таких учреждений, утвержденным в установленном порядке, независимо от объема оказанных ими государственных услуг (выполненных работ).
Директор Департамента | Т.В. Саакян |
Обзор документа
Субсидия на госзадание предоставляется учреждению общей суммой (без детализации направлений ее расходования).
Учреждение вправе за счет субсидии осуществлять профилактику коронавируса с учетом анализа расходов и оптимизации с точки зрения приоритетности первоочередных расходов (оплата труда работников, коммунальные услуги, содержание имущества и др.).
Учреждения отраслей, пострадавших от коронавируса, в 2020 г. могут расходовать средства субсидии в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности независимо от объема оказанных ими госуслуг (выполненных работ).
Финансирование госзадания: примеры расчетов
Автор: Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Основным источником финансирования деятельности бюджетных учреждений (БУ) являются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг. Объем субсидий определяется на основании показателей государственного (муниципального) задания. В отношении федеральных госучреждений порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания установлен Положением № 640. Выясним, какие нормы указанного порядка и каким образом влияют на финансы БУ.
Формула расчета объема субсидии на выполнение государственного задания
Анализ финансовых последствий порядка формирования госзадания предлагаем провести на основе Положения № 640. Несмотря на то, что данный документ распространяется на учреждения федерального уровня, он определяет методологию формирования государственного (муниципального) задания в целом. Аналогичные региональные и муниципальные нормативные акты, как правило, не отступают от заложенных в Положении № 640 принципиальных позиций.
В соответствии с п. 12 Положения № 640 объем финансового обеспечения выполнения госзадания (R) определяется по формуле:
R = ∑iNi х Vi + ∑wNw х Vw — ∑iPi х Vi+ NУН + NСИ, где:
Ni – нормативные затраты на оказание i-й госуслуги, установленной госзаданием;
Vi – объем i-й услуги, установленной госзаданием;
Nw – нормативные затраты на выполнение w-й работы, установленной госзаданием;
Vw – объем w-й работы, установленной госзаданием;
Pi – размер платы (тариф и цена) за оказание i-й услуги;
NУН – затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения;
NСИ – затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и общехозяйственных нужд.
Из приведенной формулы ясно, что, во-первых, объем госзадания рассчитывается на основе нормативного метода учета затрат; во-вторых, учредитель выступает как заказчик, покупая услуги и работы в установленном объеме (Vi, Vw) по установленной цене (Ni, Nw); в-третьих, часть затрат (NУН, NСИ) возмещается напрямую, вне увязки с объемом услуг или работ.
Нормативный метод учета затрат
Применение нормативного метода при исчислении объема госзадания влечет для БУ экономию в случае превышения нормативных затрат над фактическими или перерасход выделенных средств, если установленные нормативные значения ниже фактических показателей БУ.
С учетом того, что в силу ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ полученная в ходе выполнения госзадания экономия не изымается в бюджет, а остается в распоряжении БУ для достижения уставных целей, учреждение заинтересовано в снижении затрат. Таким образом, применение нормативного метода стимулирует БУ к рациональному расходованию всех видов ресурсов, повышению эффективности их использования и выявлению скрытых резервов.
Объем госзадания по услуге «присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу» (R) составляет 4 200 тыс. руб. исходя из нормативных затрат (Ni) 1 тыс. руб. и установленного объема (Vi) 4 200 детей в год. Фактические затраты в расчете на одного ребенка составили 980 руб. (например, достигнуты за счет оптимизации расходования материальных ресурсов: канцтоваров, наглядных пособий и т. д.).
Учреждение получило экономию в размере 84 тыс. руб., которой вправе воспользоваться для достижения целей, ради которых оно создано.
Переменные и постоянные затраты
Если разбить формулу финансового обеспечения выполнения задания на две части, то видно, что она представляет собой не что иное, как уравнение совокупных затрат, в котором присутствует переменная часть (∑iNi х Vi+ ∑wNw х Vw — ∑iPi х Vi) и постоянная часть (NУН + NСИ).
Формула совокупных затрат имеет следующий вид:
Зсов = Зпер х Объем + Зпост, где:
Зсов – совокупные затраты;
Зпер – переменные затраты на единицу услуг;
Зпост – постоянные затраты.
Данная формула основана на допущении, что все затраты исходя из их чувствительности к колебаниям объема оказываемых услуг делятся на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные изменяются пропорционально изменению объема оказываемых услуг (материальные затраты, транспортные расходы, заработная плата основного персонала). Величина условно-постоянных затрат при изменении объема услуг остается более или менее постоянной (содержание и обслуживание зданий и помещений, аренда земли и помещений, зарплата управленческого персонала).
При распределении затрат на группы рассматривают такой интервал времени, при котором рост объема услуг не приводит к увеличению постоянных затрат (не строятся новые здания, не приобретаются новая техника и оборудование, не растет управленческий штат). «Коварство» постоянных расходов заключается в том, что от них практически невозможно отказаться даже в случае полной остановки деятельности учреждения.
БУ оказывает платные услуги по дополнительному обучению, для чего арендует помещение, уплачивая за это 500 тыс. руб. в год. Цена курса обучения одного слушателя 6 тыс. руб., переменные затраты на курс обучения одного слушателя 4 тыс. руб. Каким должно быть минимальное количество слушателей, чтобы покрыть постоянные расходы в виде арендной платы?
Проверка: 4 000 х 250 + 500 = 6 000 х 250.
Поскольку арендная плата – величина постоянная, не зависящая от посещаемости курсов, то при числе обучающихся свыше 250 человек в год БУ будет получать прибыль, ниже 250 человек – соответственно убыток.
Клиентов БУ не волнует ни величина переменных издержек, ни тот объем услуг, который учреждения должны оказывать, чтобы покрыть свои постоянные расходы. Независимые покупатели готовы приобретать услуги по рыночной цене в нужном им количестве. Поэтому покрытие учредителем части постоянных затрат БУ можно квалифицировать как нерыночную меру, характерную для собственника имущества. Однако перечень расходов, не зависящих от объема услуг, ограничен лишь затратами на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения (NУН), и затратами на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания госуслуг и общехозяйственных нужд (NСИ).
Как же возмещаются иные постоянные издержки БУ?
Если обратиться к тексту Положения № 640, то в составе переменной части госзадания можно обнаружить следующие условно-постоянные расходы:
на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества с учетом срока их полезного использования (пп. «б(1)» п. 19, пп. «г» п. 20, пп. «б(1)», пп. «ж» п. 29 Положения № 640);
на коммунальные услуги (пп. «а» п. 20, пп. «г» п. 29 Положения № 640);
на содержание и аренду объектов недвижимого имущества (пп. «б» п. 20, пп. «д» п. 29 Положения № 640);
на содержание и аренду объектов особо ценного движимого имущества (пп. «в» п. 20, пп. «е» п. 29 Положения № 640).
Включая большую часть условно-постоянных расходов в переменную часть госзадания, учредитель руководствуется рыночными факторами, выступая уже не в роли собственника имущества, а в роли заказчика. Поддержка необходимого для покрытия постоянных расходов объема услуг как за счет госзадания, так и за счет платной деятельности становится заботой самого БУ. Продемонстрируем чувствительность БУ к изменению госзадания с помощью примера.
Исходные условия примера 1: объем госзадания по услуге «присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу» (R) – 4 200 тыс. руб. исходя из нормативных затрат (Ni) 1 тыс. руб. и установленного объема (Vi) 4 200 детей в год. Допустим, что фактические расходы на одного ребенка в размере 980 руб. состоят из условно-переменных 700 руб. и условно-постоянных 280 руб. Размер условно-постоянных расходов на весь объем – 1 176 тыс. руб. (280 руб. х 4 200 чел.). Как изменится финансовый результат, если объем госзадания по «присмотру и уходу за детьми, осваивающими образовательную программу»:
а) увеличится до 4 500 детей в год;
б) уменьшится до 3 900 детей в год?
Рассчитаем объем госзадания:
а) R = 1 000 х 4 500 = 4 500 (тыс. руб.);
б) R = 1 000 х 3 900 = 3 900 (тыс. руб.).
Определим фактические затраты на выполнение госзадания, учитывая, что условно-постоянные расходы сохранятся на уровне 1 176 тыс. руб.:
а) Зфакт = 700 х 4 500 + 1 176 = 4 326 (тыс. руб.);
б) Зфакт = 700 х 3 900 + 1 176 = 3 906 (тыс. руб.).
Выявим финансовый результат (экономию или перерасход):
При увеличении объема госзадания с 4 200 до 4 500 услуг в год размер экономии возрастает с 84 тыс. руб. до 174 тыс. руб., при снижении объема до 3 900 услуг в год БУ получит перерасход 6 тыс. руб.
Софинансирование затрат на имущество
Вернемся к той части госзадания, которая состоит из имущественных налогов и затрат по содержанию не используемого при оказании госуслуг имущества. Государство придерживается принципа софинансирования, вменяя в обязанность БУ покрывать за свой счет определенную долю этих затрат. Если БУ оказывает платные услуги, то возмещаемые за счет субсидии затраты на имущественные налоги и содержание неиспользуемого имущества рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности (п. 33 и 35 Положения № 640). Если БУ не оказывает платных услуг, то в силу п. 34 Положения № 640 затраты на содержание неиспользуемого имущества учитываются в объеме госзадания в следующем размере:
а) на потребление электроэнергии – в размере 10% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;
б) на потребление теплоэнергии – в размере 50% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.
Если в отношении имущественных налогов государство планирует и в дальнейшем покрывать полностью или частично (в зависимости от наличия доходов от платных услуг) затраты на их уплату, то в отношении неиспользуемого имущества ситуация иная. Начиная с госзадания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов затраты на содержание неиспользуемого имущества за счет бюджета возмещаться не будут (п. 6 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640). Это побуждает учреждения самостоятельно изыскивать средства для содержания находящегося на их балансе имущества или избавляться от него.
Коэффициент платной деятельности
Коэффициент платной деятельности (КПД) представляет собой инструмент, с помощью которого бремя содержания части затрат на имущество распределяется между основной и платной деятельностью учреждения.КПД определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности.
Как известно, доходы, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, выполнения платных работ, поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Через КПД часть таких доходов изымается на покрытие затрат, связанных с уплатой имущественных налогов и с содержанием не используемого в основной деятельности имущества. Насколько обоснованно данное распределение постоянных затрат? С позиции государства – это справедливо, ведь БУ, оказывая платные услуги, использует помещения, принадлежащие учредителю. С точки зрения БУ – данная мера в некоторых случаях может показаться избыточной, так как софинансируются расходы, размер которых учреждение, не являясь собственником имущества, не в состоянии полностью контролировать.
Пример 4.
Субсидии на выполнение госзадания составляют 4 200 тыс. руб.; платные услуги – 1 470 тыс. руб. (эти величины носят справочный характер, в расчете текущего КПД не участвуют, они лишь иллюстрируют структуру поступлений БУ); КПД – 0, 64915; налог на имущество – 50 тыс. руб., затраты на содержание неиспользуемого имущества – 250 тыс. руб.
Рассчитаем затраты, которые подлежат покрытию:
а) за счет финансового обеспечения выполнения госзадания – (50 + 250) х 0,64915 = 194,745 (тыс. руб.);
Итак, порядок расчета объема финансового обеспечения выполнения госзадания стимулирует БУ к экономии, рациональному использованию имущества и развитию платной деятельности. Наиболее критичная проблема управления финансами в свете возмещаемых за счет субсидии затрат заключается в минимизации убытков от имущества, не задействованного ни при выполнении госзадания, ни при оказании платных услуг, выполнении платных работ. Возможно, некоторые учреждения в состоянии покрыть убытки за счет высоких доходов от платной деятельности. Но такое положение не может сохраняться длительный период без ущерба финансовому благополучию БУ. Наиболее предпочтительный вариант решения проблемы – сдача имущества в аренду или расширение платной деятельности за счет эксплуатации свободных площадей.