забалансовые счета 17 и 18 закрываются в конце года
Обособление операций завершения финансового года и межотчетного периода
Какие операции требуют обособления в учете и отчетности
Согласно приказу Федерального Казначейства от 04.12.2015 № 339 межотчетным периодом считается условный период, следующий за дополнительным периодом предыдущего финансового года и заключением счетов бюджетного (казначейского) учета, отражающий изменение входящих остатков на счетах бюджетного (казначейского) учета текущего финансового года и использующийся для отражения операций, необходимость проведения которых обусловлена внесением изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядок ведения бюджетного (казначейского) учета, или проведением реорганизационных мероприятий и в иных установленных законодательством РФ случаях.
В бюджетном (бухгалтерском) учете государственных (муниципальных) учреждений также есть ряд операций, которые должны отражаться в межотчетный период. Это:
Под межотчетным периодом понимается период по факту отражения учреждением на счетах бюджетного (бухгалтерского) учета операций по закрытию показателей счетов в рамках завершения отчетного финансового года (2010) и до отражения на счетах операций текущего года (2011) (п. 1 ч. 1 письма Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546).
Согласно пункту 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Для данных операций первичным документом является Бухгалтерская справка (ф. 0504833).
Примеры оформления бухгалтерской справки (ф. 0504833) приведены в письме Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989. Из них следует, что подобные операции должны отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) за межотчетный период.
Обособление операций в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред. 2)
Операции завершения финансового года и межотчетного периода разделены на три группы в зависимости от типа межотчетного периода:
Оформление документов по операциям завершения финансового года и межотченого периода
Формирование проводок по забалансовым счетам 17 и 18
Важно! С 17.10.2020 вступили в силу изменения в Едином плане счетов и Инструкции № 157н. Часть новшеств надо внедрить до составления отчетности за 2020 год. Остальные поправки применяются с нового года, к чему также надо подготовиться. Разобраться с изменениями вам поможет Обзор от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в материал.
Забалансовые счета в государственных учреждениях
Единым планом счетов предусмотрено 30 забалансовых счетов (далее — з/с) под номерами от 1 до 27, а также 30, 31 и 40. Ко всем этим счетам применяется простая схема ведения учета, то есть приход отражается только по дебету, а расход — по кредиту, без корреспонденций.
Кроме того, для организации управленческого учета учреждения могут сами создавать дополнительные з/с.
Как ведут забалансовый учет коммерческие предприятия, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Как делать проводки по счетам 17 и 18
В соответствии с правилами пп. 365, 367 Единого плана счетов з/с 17 и 18 открываются к основным счетам 020100000 и 021003000, а также 030406000 (только для денежных расчетов). Чтобы понять, как использовать з/с 17 и 18, необходимо изучить учет денежных средств (далее — ДС).
Применение счета 020100000
Счет 020100000 «Денежные средства учреждения» используется для записей по движению денежных средств. На примере кодировки, применяемой в бюджетных учреждениях (План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), рассмотрим, какие комбинации синтетических и аналитических кодов возможны для создания счетов по учету ДС.
Госсектор. Новые редакции инструкций по бухучету
Содержание
Разберем основные новшества в сфере бухгалтерского (бюджетного) учета, предусмотренные этим приказом.
Формирование номеров счетов бухучета
При формировании 1-17 разрядов счета бюджетного учета в казенных учреждениях применяются 4-20 разряды кодов бюджетной классификации, используемых для составления и исполнения бюджетов, а в 24-26 разрядах – соответствующие коды КОСГУ.
Что касается бюджетных и автономных учреждений, то для них начиная с 2016 года действует требование об обязательном включении в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов бухучета кодов:
23 января 2017 года
Программа повышения квалификации «Бухгалтерский и налоговый учет в госсекторе: последние изменения, типичные нарушения и ответственность за их совершение»
Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно будет задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не будет урегулирован, то в этих разрядах необходимо будет указывать нули.
И наконец, согласно п. 21.1 Инструкции № 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н) в 1-4 разрядах номера счета с 1 января 2017 года бюджетные и автономные учреждения обязательно должны отражать коды раздела и подраздела расходов бюджета.
Приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н предусмотрен ряд исключений из общего порядка формирования 1-17 разряда номера счета. Все новшества обобщены в таблице:
Разряды номера счета
КРБ (код расходов бюджетов)
101 00 – 105 00,
108 00*
Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов:
0 401 20 240,
0 401 20 270.
По счетам бюджетного учета дополнительно:
0 401 20 250,
0 304 04 000
Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов 0 401 20 241
Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 4 401 10 1
При отражении операций по централизованному снабжению
КИФ (код источников финансирования)
За исключением 201 35, который применяется с КРБ
820 – в 15-17 разрядах счетов бюджетного учета
* Если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества или с требованиями главного администратора бюджетных средств
** Если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов, обязательств
Учреждение вправе задействовать 1-17 разряды номера счета, в котором Инструкциями предусмотрены нули, для ведения аналитического учета. Необходимость такого учета, например, может быть обусловлена дополнительными требованиями по раскрытию информации в отчетности, предъявляемыми органом – учредителем. Соответствующие положения надо утвердить в учетной политике.
Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности
Исправление последним днем отчетного периода теперь может быть сделано даже после представления отчетности. Порядок исправления ошибок согласно новой редакции п. 18 Инструкции № 157н смотрите в таблице:
Когда обнаружена ошибка
Период исправления ошибки
Способ исправления ошибки
Условия применения способа исправления / Примечание
После представления, но до утверждения отчетности
Последним днем отчетного периода
Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом «Красное сторно» и (или) дополнительная запись
Информацию об исправительных проводках и изменении показателей отчета раскрыть в Пояснительной записке
Решение об исправлении отчетности (внесении уточненной отчетности) принято:
– финорганом;
– ГРБС;
– органом – учредителем
Под датой утверждения бюджетной отчетности понимается дата утверждения отчета об исполнении бюджета публично-правового образования соответствующим законом (решением) (ст. 264.6 БК РФ)
После представления, но до утверждения отчетности
Датой обнаружения ошибки
Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом «Красное сторно» и (или) дополнительная запись
Финорган (ГРБС, орган – учредитель) НЕ принял решение об исправлении отчетности
После утверждения отчетности
После вступления в силу федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» исправительные проводки в отчетности текущего года учитывать не будем – проводим ретроспективный пересчет отчетности (изменение остатков в прошлых отчетах)
До представления отчетности
Последним днем отчетного периода
Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом «Красное сторно» и (или) дополнительная запись
Требуется корректировка регистров бухучета
До представления отчетности
Датой обнаружения ошибки (текущей датой)
Зачеркивание тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое
И
Написание над зачеркнутым исправленного текста и суммы.
В учетном регистре за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»
НЕ требуется корректировка регистров бухучета
По результатам камеральной проверки отчетности орган, составляющий сводный (консолидированный) отчет, оформляет Уведомление о принятии отчетности или о несоответствии отчета установленным требованиям. В последнем случае учреждению предоставляется время на исправление отчетных форм. Теперь соответствующие положения предусмотрены как Инструкцией № 191н, так и Инструкцией № 33н.
Учет расчетов по получению субсидий и возврату остатков субсидий в бюджет
Предусмотрены новые корреспонденции, а также уточнены ранее установленные корреспонденции, применяемые для отражения в учете ряда важных фактов хозяйственной жизни. Так, расчеты по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания, а также по целевым субсидиям надо учитывать с применением следующих корреспонденций:
Содержание хозяйственной операции
Порядок отражения в учете бюджетного (автономного) учреждения
Начисление доходов в сумме субсидии на выполнение задания
Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания, подлежащей предоставлению в очередных годах на основании заключенного в текущем году соглашения
Признание доходами текущего периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания
Отражение задолженности перед бюджетом в части возврата:
– остатков субсидий на выполнение задания в связи с недостижением показателей характеризующих его объем;
– неиспользованного остатка целевых субсидий прошлых лет;
– целевых субсидий в случае выявления факта нарушения порядка их использования
Погашение задолженности перед бюджетом в части средств целевых субсидий, подлежащих возврату
Отражение задолженности по доходам в части остатков целевых субсидий прошлых лет, потребность в которых подтверждена учредителем
Учет отложенных обязательств
Операции по начислению резервов и принятию обязательств за счет резервов помимо балансового учета должны быть отражены на счетах по санкционированию расходов. Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н уточняет порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства». Обновленными редакциями Инструкции № 162н, Инструкции № 174н и Инструкции № 183н установлен следующий порядок учета отложенных обязательств:
Содержание хозяйственной операции
Порядок отражения в учете
Принятие обязательств, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определен период их исполнения (финансовый год):
– в казенном учреждении
1 501 93 000,
1 503 93 000
– в бюджетном (автономном) учреждении
Принятие обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и периода его исполнения (финансового года))
– в казенном учреждении
– в бюджетном (автономном) учреждении
Учет изменения кадастровой стоимости земли
Урегулирован порядок учета операций по изменению кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на праве безвозмездного (бессрочного) пользования у учреждений либо в казне публично-правового образования. Для отражения в учете изменения стоимости земельных участков (за исключением проведения переоценки по решению Правительства РФ) надо применять корреспонденцию:
0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»
1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»
0 401 10 180 «Прочие доходы»
В случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении
В случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком «минус»
Основания проведения инвентаризации и порядок учета ее результатов
Обновленная редакция п. 20 Инструкции № 157н будет содержать перечень оснований для обязательного проведения инвентаризации:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел);
при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета;
в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина России.
Кроме того, определен порядок отражения в учете результатов инвентаризации:
Основание проведения инвентаризации
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
В годовой бухгалтерской отчетности
Даже если протоколы, акты были подписаны в текущем году, например, в январе
При реорганизации (ликвидации) субъекта учета
В бухгалтерской отчетности, представляемой на дату реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения органа власти (местного самоуправления)
В учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация
Правила применения забалансовых счетов 17 и 18
Уточнены наименования и порядок отражения операций по забалансовым счетам 17 и 18. Теперь в обновленной редакции п. 365 и п. 367 Инструкции № 157н прямо определен такой порядок учета за балансом следующих операций:
Счет 18 «Выбытия денежных средств»
Возврат остатков неиспользованных субсидий (грантов) прошлых лет (в разрезе КДБ)
Поступления от возвратов расходов (источников) текущего года (в разрезе КРБ, КИФ), учтенные на счете 18
Счет 17 «Поступление денежных средств»
Перечисление возвратов поступлений, учитываемых на счете 17
Для бюджетных и автономных учреждений меняется порядок отражения операций по возвратам остатков субсидий прошлых лет. Такие поступления теперь учитываются как увеличение по счету 18. Ранее аналогичные операции надо было отражать в качестве уменьшения по забалансовому счету 17 в разрезе кодов классификации доходов бюджета (КДБ).
Еще больше информации о последних изменениях в инструкции по бухучету и отчетности в госсекторе смотрите в системе ГАРАНТ.
Для казенных учреждений уточнен порядок учета движения денежных средств при оплате расходных обязательств наличными деньгами. Речь идет об учете на счетах 17 и 18, открытых к балансовым счетам 0 201 34 000 «Касса» и 0 210 03 000 «Расчеты финансовым органом по наличным денежным средствам». Так, обновленный п. 367 Инструкции № 157н прямо предусматривает, что операции по возврату расходов текущего года отражаются в качестве уменьшения по счету 18. При этом не предусмотрено исключений для ситуаций, когда восстанавливаемые расходы были произведены в текущем году с лицевого счета. То есть в качестве уменьшения по счету 18 могут быть отражены внесенные в кассу денежные средства даже при отсутствии в текущем периоде выплат из кассы. Напомним, ранее исключалась возможность отражения отрицательного показателя по счету 18, открытому к балансовым счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000 (см., в частности, п. 3.2 раздела I совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 4 июля 2016 г. №№ 02-07-07/39110, 07-04-05/02-493).
Применение счета 209 00
Обновленная редакция п. 220 Инструкции № 157н прямо предусматривает применение счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» для учета сумм, поступивших в качестве компенсации расходов, понесенных учреждением в результате реализации требований законодательства. Один из примеров такой компенсации – поступающие от ФСС РФ средства на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Начисление доходов в сумме компенсации ранее произведенных расходов отражается по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130. Например, при расчетах с ФСС по предупредительным мерам в казенном учреждении могут применяться такие корреспонденции:
Начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Перечисление денежных средств за имущество и услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма
1 302 34 830
1 302 26 830
1 304 05 340
1 304 05 226
Поступило имущество, оказаны услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма
1 105 ХХ 340
1 401 20 226
(119) 1 302 34 730
(119) 1 302 26 730
Начисление требований по компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма
Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС
Перечислено в ФСС за вычетом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов
Кроме того, теперь при формировании 1-17 разрядов номера счета аналитического учета счета 0 209 30 000 могут быть включены не только коды КДБ, но и коды КРБ. Такой порядок позволяет обособленно учитывать на этом счете расчеты по суммам подлежащей возврату учреждению «расходной» дебиторской задолженности, по которой ведется претензионная работа. В частности:
Учет НДС по перечисленным авансам
Налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика на вычет НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность по принятию налога к вычету. Таким образом, налогоплательщик-покупатель при получении авансового счета-фактуры от продавца может воспользоваться своим правом на вычет по НДС. Для учета подобных операций теперь предусмотрен специальный счет 0 210 13 000 “Расчеты по НДС по авансам выплаченным”. Порядок применения этого счета смотрите в таблице:
Перечислен аванс в счет предстоящей поставки
Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных и автономных учреждений. Порядок учета на забалансовых счетах 17 и 18 в целях формирования отчетности
Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Порядок учета на забалансовых счетах 17 и 18 в целях формирования отчетности
Аналитические данные по поступлениям и выбытиям по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств», открытые к счетам 201 00 «Денежные средства учреждения», 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», являются основанием для отражения показателей при формировании бухгалтерской отчетности.
Порядок отражения операций по поступлениям и выбытиям средств на забалансовых счетах 17 и 18 положениями Инструкции N 157, а также Инструкций N 174н и N 183н, не установлен.
В то же время требованиями Инструкции N 33н предопределены следующие особенности отражения показателей по забалансовым счетам 17 и 18 в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений:
Допустимость показателей в Отчете
17 «Поступления денежных средств»
Операции, отражаемые в качестве увеличения по счету ( со знаком «+» )
— источников финансирования дефицита средств учреждения
а) в части сумм обеспечений, полученных учреждением как заказчиком
б) в части сумм обеспечений, возвращенных учреждению как исполнителю
в) в части операций по движению денежных средств между лицевыми и (или) банковскими счетами, а также счетами и кассой учреждения
— сумм в погашение дебиторской задолженности прошлых лет по расходам
Операции, отражаемые в качестве уменьшения по счету ( со знаком «-» )
Возврат доходов, в т.ч. возврат субсидий текущего года, авансов полученных
Погашение долговых обязательств
п. 3 письма Минфина России от 01.07.2016 N 02-06-10/38856
«Выбытия денежных средств»
Операции, отражаемые в качестве увеличения по счету ( со знаком «+» )
— по доходам в части возврата остатков субсидий (грантов) прошлых лет
— по источникам финансирования дефицита средств учреждения
а) в части сумм обеспечений, возвращенных учреждением как заказчиком;
в) в части операций по движению денежных средств между лицевыми и (или) банковскими счетами, а также счетами и кассой учреждения
Операции, отражаемые в качестве уменьшения по счету ( со знаком «-» )
Восстановления выплат по расходам ( возврат дебиторской задолженности текущего года )
При формировании бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.07.2016 отрицательный показатель по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств», открытому к аналитическим счетам учета счета 201 00 «Денежные средства учреждения» и счету 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», не допускался (п. 2.2 раздела II письма Минфина России и Федерального казначейства от 04.07.2016 NN 02-07-07/39110, 07-04-05/02-493).
При этом показатель по забалансовым счетам 17, открытым к аналитическим счетам учета счета 201 00 и счету 210 03, может принимать как положительное, так и отрицательное значение, что не противоречит порядку отражения операций на забалансовом счете 17 и порядку формирования бухгалтерской отчетности.
*(1) Коды (составные части кодов) классификации доходов бюджетов (КДБ), расходов бюджетов (КРБ), источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФ), по которому осуществляется операция.
*(2) Суммы обеспечений, полученных и возвращенных учреждением как заказчиком, в Отчете (ф. 0503737) не отражаются.
*(3) См., в частности, абзац 3 п. 2.1 раздела II письма Минфина России и Федерального казначейства от 04.07.2016 NN 02-07-07/39110, 07-04-05/02-493.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»
А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер