забалансовый счет 04 сомнительная задолженность
Энциклопедия решений. Счет 04 «Сомнительная задолженность» (для бюджетной сферы)
Счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (для госсектора)
ГАРАНТ:
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора.
Согласно п. 339 Инструкции N 157н задолженность неплатежеспособных дебиторов с момента принятия профильной комиссией организации госсектора решения о ее списании с балансового учета подлежит учету на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Конкретный порядок признания дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию в целях ее списания с балансового учета госучреждению желательно определить своим локальным нормативным актом исходя из требований действующего законодательства и учредителя (главного администратора доходов бюджета) (см. п. 339 Инструкции N 157н; письма Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776, от 18.12.2012 N 02-04-10/5225)*(1).
Такое наблюдение должно осуществляться в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности (на основании соответствующего заключения юридической службы организации госсектора). По истечении срока наблюдения, а также в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, дебиторская задолженность может быть списана с забалансового учета.
Внимание
Признанная безнадежной ко взысканию задолженность при отсутствии оснований для возобновления процедуры ее взыскания, предусмотренных законодательством, после списания с балансового учета учреждения к забалансовому учету не принимается (абз. 4 п. 339 Инструкции N 157н).
Списание задолженности со счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» может осуществляться также в целях восстановления задолженности в балансовом учете. Такая операция осуществляется в случае:
— поступления средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на лицевой или расчетный счет, в кассу учреждения (на дату зачисления, поступления средств);
— исполнение (прекращение) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ, способом;
— возобновления процедуры взыскания задолженности (на дату возобновления взыскания).
Согласно п. 340 Инструкции N 157н аналитический учет списанной дебиторской задолженности, учитываемой на забалансовом счете 04, ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе:
— видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов;
— дебиторов (должников) с указанием их полных наименований, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания.
Непринятие списанной с балансовых счетов дебиторской задолженности на забалансовый учет (на счет 04) для наблюдения за возможностью ее взыскания может быть признано в соответствии со ст. 34 БК РФ неэффективным использованием бюджетных средств (см., например, решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29.07.2010 по делу N 2-1107/10).
*(1) См., например, Порядок отнесения на забалансовый счет задолженности по уплате административных штрафов, признаваемой нереальной (безнадежной) к взысканию, утв. приказом Росфиннадзора от 01.04.2014 N 99
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал приводится по состоянию на август 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Сотрудники направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Объединенная редакция «Бюджетная сфера»:
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Департамент бюджетной методологии:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, ведущий консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт
Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.
Какие задачи решает Центр:
1. Разработка единых методологических подходов к применению бюджетного законодательства.
2. Взаимодействие с органами госуправления и крупнейшими учреждениями.
3. Предоставление устных и письменных консультаций по бухгалтерскому (бюджетному) учету и отчетности в секторе госуправления, бюджетному законодательству, финансовому контролю и аудиту, правовому положению государственных (муниципальных) учреждений.
4. Подготовка новостных и аналитических материалов (энциклопедий, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов), интернет-рассылок, статей, репортажей и интервью как в текстовом, так и в видеоформате для всех продуктов компании «Гарант», включая систему ГАРАНТ и портал ГАРАНТ.РУ.
5. Анализ бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики и подготовка предложений по оптимизации и автоматизации учетных процессов.
6. Оказание поддержки при проверках финансово-хозяйственной деятельности.
7. Организация и проведение региональных семинаров и круглых столов.
8. Разработка проектов локальных актов, включая учетную политику.
9. Разработка программ повышения квалификации.
10. Осуществление исследований по изучению тенденций, технологий и лучших практик внедрения новых положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне («Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений»; «Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита», «Модели налогового учета в учреждениях высшего образования», «Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета», «Сравнительные характеристики систем оплаты труда медицинских учреждений в различных регионах» и др.).
В Центре работают специалисты:
1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы, имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.
2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.
3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.
Нереальная к взысканию, сомнительная задолженность: как списать в учете и отразить в программе
На балансовых счетах учитываются только активы (п.п. 36, 37, 47 Стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Понятие «актив» применяется и в отношении обязательств – дебиторской и кредиторской задолженности.
Близится годовая отчетность, для составления которой нужно провести инвентаризацию. При инвентаризации обязательств учреждениям следует выявить задолженность, не соответствующую понятию «актив» – нереальную к взысканию (безнадежную), сомнительную задолженность. Критерии и порядок списания такой задолженности рассмотрим в статье.
Критерии и порядок списания нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной задолженности
Дебиторская задолженность может списываться с балансового учета по двум основаниям (письма Минфина России от 17.04.2019 № 02-07-10/27662, от 25.10.2019 № 02-07-10/82363, от 06.03.2020 № 02-06-10/17162, от 25.06.2020 № 02-07-05/54811):
Сомнительная задолженность – это сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (п. 11 Стандарта «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н).
Задолженность признается сомнительной при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала.
К числу оснований для признания задолженности сомнительной (не соответствующей «активу») относится отсутствие уверенности по поступлению в обозримом будущем (не менее трех лет начиная с года, в котором составляется отчетность) средств в погашение дебиторской задолженности.
Сомнительная задолженность списывается с балансового учета и принимается к учету на забаланс. На забалансе сомнительная задолженность учитывается до момента признания нереальной (безнадежной) к взысканию.
Нереальная (безнадежная) к взысканию задолженность – это сумма признанного дохода, по которому прекращено обязательство по оплате задолженности, право на взыскание задолженности, существует неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала.
Основания для признания задолженности нереальной (безнадежной) к взысканию перечислены в ст. 47.2 БК РФ, п. 7 Стандарта «Событие после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н.
Состав документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности, содержится в пп. «в» п. 3 порядка, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 № 393.
Нереальная (безнадежная) к взысканию задолженность при списании с баланса к забалансовому учету не принимается (п. 339 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Признание задолженности нереальной (безнадежной) также является основанием для списания сумм с забалансового счета.
Решение о списании нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 339 Инструкции № 157н). Порядок и документальное оформление указанной процедуры устанавливается в учетной политике (письмо Минфина России от 18.02.2014 № 02-06-10/6776).
При списании задолженности с учета могут оформляться:
Бухгалтерские записи для списания нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной задолженности
Списание нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной дебиторской задолженности (по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, предоставленным займам, ссудам) относится на подстатью 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» КОСГУ (п. 9.7.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н).
Нереальная (безнадежная) к взысканию, сомнительная дебиторская задолженность по расходам (по произведенным авансовым платежам, по государственным и муниципальным гарантиям, по которым не возникают эквивалентные требования со стороны гаранта к должнику) списывается на подстатью 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ (п. 10.7.3 Порядка № 209н).
Операции отражаются в соответствии с п.п. 78, 80, 82, 84 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (для казенных учреждений), п.п. 94, 98, 102, 106, 152 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (для бюджетных учреждений), п.п. 97, 101, 105, 109, 180 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (для автономных учреждений).
Бухгалтерские записи отражаются в корреспонденции со счетами 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами», 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами». В 1 – 17 разрядах счетов указывается такой же код, как и у корреспондирующего с ними счета расчетов.
Сомнительная задолженность, списанная с балансового учета, учитывается на забалансовом счете 04 (п. 339 Инструкции № 157н).
Пример 1. Бюджетное общеобразовательное учреждение оказывает платные образовательные услуги. В учете числится сомнительная дебиторская задолженность за обучение детей, которые окончили школу. Комиссия учреждения решила списать задолженность с балансового учета на забаланс для наблюдения за возможностью взыскания.
Дебет КДБ 2 401 10 173 Кредит КДБ 2 205 31 667 – списана сомнительная задолженность с балансового учета;
Увеличение забалансового счета 04 – принята задолженность на забаланс.
Пример 2. В бюджетном общеобразовательном учреждении числится дебиторская задолженность по предварительной оплате за материалы. Контрагент признан неплатежеспособным. Комиссия учреждения решила списать сомнительную задолженность с балансового учета на забаланс для наблюдения за возможностью взыскания.
Дебет КРБ 2 401 20 273 Кредит КРБ 2 206 34 664 – списана сомнительная задолженность с балансового учета;
Увеличение забалансового счета 04 – принята задолженность на забаланс.
Бухгалтерские записи для восстановления задолженности
При поступлении средств в погашение сомнительной задолженности, суммы списываются с забалансового учета и принимаются к учету на соответствующие балансовые счета учета расчетов. В балансовом учете отражаются проводки, «обратные» тем проводкам, которые применялись при списании дебиторской задолженности с баланса (письмо Минфина России от 11.02.2016 № 02-07-10/7306).
Пример. Комиссия учреждения решила списать сомнительную дебиторскую задолженность по предварительной оплате за материалы с балансового учета на забаланс для наблюдения за возможностью взыскания. Имущественное положение должника изменилось и средства в погашение дебиторской задолженности поступили на лицевой счет.
Уменьшение забалансового счета 04 – списана задолженность с забалансового учета;
Дебет КРБ 2 206 34 564 Кредит КРБ 2 401 20 273 – принята задолженность на баланс.
Отражение в программе 1С:БГУ 8
В программе 1С:БГУ 8, ред. 2.0 нет специализированного документа для списания нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной дебиторской задолженности. Поэтому операции отражаются с помощью Операции (бухгалтерской) (рис. 1, 2).
Рис. 1
Рис. 2
Забалансовый счет 04 сомнительная задолженность
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 25 июня 2020 г. N 02-07-05/54811 Об особенностях отражения в учете сомнительной задолженности
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
Содержащийся в обращении вопрос не относится к приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса в обращении сводится к особенностям ведения бухгалтерского учета, Департамент обращает внимание, что подобные вопросы о порядке применения отдельных норм законодательства, распространяющихся на организации в части ведения бюджетного учета, следует направлять в виде запроса организации, оформленного надлежащим образом (на бланке организации), с подписью уполномоченного лица).
В соответствии с пунктом 167 Инструкции N 191н, суммы дебиторской и кредиторской задолженности по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены подлежат раскрытию в отчетности в составе просроченной кредиторской, дебиторской задолженности.
При рассмотрении соответствия дебиторской задолженности по доходам критериям определения актива следует руководствоваться положениями СГС «Концептуальные основы».
Обращаем внимание, что прекращение признания (выбытия) с балансового учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод (денежных средств) или полезного потенциала.
При этом, пунктами 1 и 2 статьи 47.2 БК РФ определен закрытый перечень случаев, при которых платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок, признаются безнадежными к взысканию.
Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.
Тексты вышеназванных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также методических материалов, с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе «Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора».
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
Когда у администратора доходов бюджета (субъекта учета) отсутствует уверенность по поступлению в обозримом будущем (не менее 3 лет с года, в котором составляется отчетность) денег или их эквивалентов в погашение (исполнение) дебиторской задолженности, она признается сомнительной.
Сомнительная дебиторская задолженность
Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Какая задолженность дебиторов признается сомнительной? Как вести учет такой задолженности? Нужно ли формировать резерв в отношении сомнительной задолженности? В каком порядке осуществляется ее списание с бухгалтерского учета?
Признание дебиторской задолженности сомнительной
К сомнительной задолженности относится сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок, и который не соответствует критериям признания его активом(п. 11 ФСБУ «Доходы»).
К сведению! Критерии признания дохода активами (п. 7 ФСБУ «Доходы»):
в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных или необменных операций) или наступления событий ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями);
сумма (денежная величина) доходов может быть надежно определена.
Таким образом, в случае, когда у учреждения на счетах бухгалтерского учета числится просроченная задолженность, по которой в обозримом будущем поступление денежных средств или их эквивалентов в погашение (исполнение) данной задолженности не ожидается, она признается сомнительной. Под обозримым будущим понимается периодне менее трех лет (Письмо Минфина РФ от 17.04.2019 № 02-07-10/27662).
Учет сомнительной задолженности
При признании дебиторской задолженности сомнительной она подлежит списанию со счетов балансового учета и переносу на забалансовый счет 04 «Сомнительная задолженность».
Обратите внимание: выбытие с балансового учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод (денежных средств) или полезного потенциала (п. 11 ФСБУ «Доходы»).
Сомнительная задолженность на забалансовом счете 04 учитывается в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.
При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.
Обратите внимание: при отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ, списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается (п. 339 инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).
Данные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями (в зависимости от вида дебиторской задолженности):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность по доходам
0 401 10 173
Забалансовый счет 04*
Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность по предоставленным займам (ссудам)
0 401 10 173
Забалансовый счет 04*
Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность по предоставленным авансам
0 401 20 273
Забалансовый счет 04*
Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность подотчетных лиц
0 401 20 273
Забалансовый счет 04*
Списана дебиторская задолженность по ущербу в связи с неустановлением виновных лиц на основании решения суда
0 401 10 172
Забалансовый счет 04*
Списана дебиторская задолженность в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным
0 401 10 173
Забалансовый счет 04*
Восстановлена задолженность неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, иным доходам, ранее списанная на забалансовый учет
0 401 10 173
Забалансовый счет 04
* При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ (ликвидация (смерть) дебитора, истечение срока исковой давности и т. п.), списываемая с баланса задолженность на забалансовом счете 04 не отражается.
Автономное учреждение спорта по договору аренды предоставило индивидуальному предпринимателю помещение в пользование. Оплата по договору производилась ежемесячно в размере 20 000 руб. По окончании действия договора арендатор освободил помещение, а последний месяц не оплатил. После безуспешного проведения претензионной работы с бывшим арендатором учреждение обратилось в суд о возмещении ущерба учреждению в сумме неоплаченной арендной платы (20 000 руб.), неустойки за нарушение условий договора (5 000 руб.) и процентов за пользование чужими средствами (5 000 руб.).
После окончания судебного разбирательства судом принято решение о признании индивидуального предпринимателя (бывшего арендатора) неплатежеспособным.
Если дебиторская задолженность не погашена в срок, но признается реальной к взысканию (пока в отношении такой задолженности проводится претензионная работа в досудебном порядке, предъявляется в судебные органы исковое заявление с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы), она еще отвечает условиям признания ее активом, поскольку ожидается поступление денежных средств в погашение данной задолженности.
После проведения вышеуказанных мероприятий, когда должник признан неплатежеспособным, дебиторская задолженность признается сомнительной. В этом случае осуществляются списание данной задолженности с балансового учета и ее принятие на забалансовый счет 04 «Сомнительная задолженность».
При этом начисленные суммы неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами списываются с балансового учета без перевода на забалансовый учет, поскольку их расчет производился на момент подачи искового заявления и в случае возобновления процедуры взыскания данные суммы могут быть пересчитаны.
В бухгалтерском учете учреждения отражены следующие операции:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Списана с балансового учета и принята на забалансовый учет просроченная дебиторская задолженность
Забалансовый счет 04
Списана с балансового учета и принята на забалансовый учет сумма неустойки по условиям договора
Списана с балансового учета и принята на забалансовый учет сумма начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами
Формирование резерва по сомнительной задолженности в бухгалтерском учете
В силу п. 11 ФСБУ «Доходы» сумма признанной сомнительной задолженности корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности.
Согласно разъяснениям, приведенным в письмах Минфина РФ от 18.10.2019 № 02-07-10/80328, от 14.06.2019 № 02-07-10/43339, 26.04.2019 № 02-07-10/31169, информация о суммах сомнительного долга отражается (в пределах сформированного резерва по сомнительной задолженности) на забалансовом счете 04. Дополнительной регламентации порядка формирования и использования резерва по сомнительной задолженности (уменьшения финансового результата на сумму сомнительных долгов и (или) отражения показателя задолженности, отнесенной к сомнительной задолженности) на уровне законодательного акта не требуется.
Таким образом, резерв по сомнительной задолженности формируется на забалансовом счете 04 (одновременно со списанием сомнительного долга с балансового учета). В дальнейшем суммы сформированного резерва на указанном забалансовом счете либо восстанавливаются, либо списываются безвозвратно.
Списание сомнительной задолженности
В случае если в отношении сомнительной задолженности по доходам принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, такая задолженность списывается с балансового (забалансового) учета учреждения с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам) (п. 11 ФСБУ «Доходы»).
К сведению! Гражданским кодексом предусмотрены следующие основания признания дебиторской задолженности безнадежной:
истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
невозможность исполнения обязательства (ст. 416 ГК РФ);
прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
Таким образом, если по результатам инвентаризации (иного контрольного мероприятия) дебиторская задолженность, числящаяся на балансовых счетах, сразу признана безнадежной к взысканию, она подлежит списанию без принятия ее на забалансовый счет 04.
Сомнительная задолженность списывается с балансового (забалансового) учета на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ.
Комиссия, принимая решение о списании с балансового (забалансового) учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, вправе руководствоваться положениями законодательства по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении), установленных БК РФ, и общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 393.
Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, по истечении срока исковой давности (3 года) имущественное положение должника не изменилось.
В автономном учреждении комиссией по принятию и выбытию активов принято решение списать с забалансового счета 04 сомнительную (безнадежную) задолженность по арендной плате в сумме 20 000 руб.
В бухгалтерском учете учреждения сделана следующая запись:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Списана с забалансового учета сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность