забалансовый счет 20 задолженность невостребованная кредиторами

Забалансовый счет 20 задолженность невостребованная кредиторами

забалансовый счет 20 задолженность невостребованная кредиторами

забалансовый счет 20 задолженность невостребованная кредиторами

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

забалансовый счет 20 задолженность невостребованная кредиторамиОбзор документа

Письмо Минфина России от 25 мая 2020 г. N 02-07-05/43271 Об отражении информации о невостребованной кредиторской задолженности на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами»

Согласно статье 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Содержащаяся в обращении просьба разъяснить порядок отражения информации о невостребованной кредиторской задолженности на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» не относится к выше перечисленным видам, относящимся к обращениям граждан, и требует оформления на бланке организации за подписью руководителя указанной организации.

Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц по вопросам применения нормативных правовых актов по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить.

При этом задолженность учреждения, невостребованная кредитором, принимается к забалансовому учету по счету 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета (пункт 371 Инструкции N 157н).

В случае если по результатам инвентаризации выявлена невостребованная кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности при этом основания для возобновления процедуры взыскания такой задолженности отсутствуют, то информация о невостребованной кредиторской задолженности на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» не отражается при отсутствии условий по восстановлению срока исковой давности.

Следует отметить, порядок отражения в бюджетном учете кредиторской задолженности с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения устанавливается в рамках учетной политики учреждения с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном сектореС.В. Сивец

Обзор документа

Минфин разъяснил, как отражается информация о невостребованной кредиторской задолженности на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

Источник

Энциклопедия решений. Счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» (для бюджетной сферы)

Счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Под такой задолженностью понимаются:

— суммы непредъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договоров, контрактов;

— суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредиторами.

По общему правилу кредиторская задолженность списывается в кредит счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» с одновременным отражением по забалансовому счету 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» в связи с отсутствием требований кредиторов в период срока исковой давности.

Внимание

В случае наличия документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников) по списываемой с баланса задолженности отражение на забалансовом счете не производится.

Учитывая положения п. 371 Инструкции N 157н, порядок списания задолженности с балансового и забалансового учета может устанавливаться:

Основанием же для списания кредиторской задолженности с балансового (забалансового) учета является решение профильной комиссии госучреждения.

Списание задолженности с забалансового счета 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» может осуществляется:

— по истечении установленных в учреждении сроков забалансового учета задолженности;

— при предъявлении кредиторами соответствующих требований и возобновлении учета задолженности на балансе.

Согласно п. 372 Инструкции N 157н аналитический учет списанной кредиторской задолженности, учитываемой на забалансовом счете 20, осуществляется в разрезе:

— видов выплат (поступлений), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность перед кредиторами;

— кредиторов, с указанием их полных наименований, а также иных реквизитов, необходимых для определения кредиторов и задолженности в целях регистрации принятого денежного обязательства (требования кредитора) и его оплаты.

Инструкция N 157н не содержат указаний на учетный регистр, в котором должен вестись аналитический учет по забалансовому счету 20. Полагаем, что в этих целях может использоваться Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Материал приводится по состоянию на июнь 2021 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер

Источник

Инвентаризация расчетов с кредиторами (по обязательствам учреждения)

Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В материале рассмотрим, как в автономном учреждении провести инвентаризацию расчетов с кредиторами (по обязательствам учреждения), какие документы оформить по результатам инвентаризации, в каком порядке задолженность учреждения, не востребованная кредиторами, списывается с учета.

Порядок проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации (в том числе расчетов по обязательствам учреждения) должен быть установлен в учетной политике автономного учреждения (п. 80, 81 СГС «Концептуальные основы», п. 9 СГС «Учетная политика»).

При разработке данного порядка учреждение вправе использовать отдельные положения Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее – Методические указания), не противоречащие законодательству РФ (Письмо Минфина РФ от 10.02.2020 № 02-07-10/8553) и, в частности, нормам инструкций № 157н, 183н, федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.

Инвентаризация расчетов по обязательствам учреждения включает в себя следующие мероприятия:

1. Издание приказа (решения) о проведении инвентаризации, в котором указываются:

причины проведения инвентаризации;

объект инвентаризации (например, расчеты с поставщиками и подрядчиками, с бюджетом и т. п.);

сроки проведения инвентаризации;

состав инвентаризационных комиссий (рабочих инвентаризационных комиссий);

ответственные лица, в отношении которых проводится инвентаризация;

место проведения инвентаризации.

В настоящее время для учреждений не предусмотрено унифицированной формы такого распорядительного документа. Учреждения вправе разработать такой документ самостоятельно либо использовать форму решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439), утвержденную Приказом Минфина РФ от 15.04.2021 № 61н (далее – Приказ № 61н) (в силу п. 6 указанного приказа автономные учреждения смогут применять данную форму с 1 января 2023 года либо ранее, если предусмотрят ее в своей учетной политике).

2. Проведение проверки соответствующих объектов учета (расчетов по оплате труда, социальным выплатам, обязательствам учреждения перед поставщиками и подрядчиками, с бюджетом, с прочими кредиторами) и оформление инвентаризационных описей расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) (далее – инвентаризационная опись (ф. 0504089)). В ходе проверки расчетов по обязательствам учреждения инвентаризационная комиссияпутем документальной проверки должна установить (п. 3.48 Методических указаний):

правильность расчетов с кредиторами;

правильность и обоснованность сумм кредиторской задолженности, включая суммы задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, и иной просроченной задолженности учреждения перед кредиторами.

3. Составление акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835), в котором указывается информация о том, что было установлено (не установлено) комиссией в ходе данного мероприятия, в том числе сведения о просроченной задолженности, выявленных расхождениях (при наличии) и т. п.

В дальнейшем, если по результатам инвентаризации выявлены расхождения данных бухгалтерского учета с фактическими данными, установленными инвентаризационной комиссией, выясняются причины их образования (ошибки, факты неотражения данных в учете и т. п.). В части имеющихся расхождений по вине работников учреждения данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие результатам инвентаризации (оформляются операции по исправлению ошибок). В отношении просроченной задолженности, не востребованной кредиторами, изучаются причины ее возникновения, проводятся мероприятия по ее погашению либо принимается решение о ее списании.

Сверка расчетов

До начала инвентаризации расчетов с кредиторами целесообразно провести сверку расчетов с налоговыми органами, поставщиками и подрядчиками.

Сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в 2021 году осуществляется в соответствии с Временным порядком проведения совместной сверки расчетов, доведенным Письмом ФНС РФ от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990.

В целях получения акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (далее – акт сверки расчетов по налогам) налогоплательщик (его представитель, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, плательщик сбора или налоговый агент) представляет лично заявление по форме, рекомендованной в Письме ФНС РФ от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644@, в налоговый орган по месту учета или направляет его по почте. В заявлении указывается информация о способе получения акта сверки расчетов по налогам (лично или почтой).

Акт сверки расчетов по налогам возможно запросить за определенный период и по определенному коду бюджетной классификации (КБК) или по всем КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в налоговом органе, указанном в заявлении. Форма акта совместной сверки расчетов по налогам утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@.

Сверка расчетов с поставщиками и подрядчиками также оформляется актом сверки. Поскольку форма такого акта законодательно не утверждена, учреждение может разработать ее самостоятельно и утвердить в учетной политике. Сверку расчетов целесообразно провести по всем контрагентам (поставщикам и подрядчикам), с которыми в текущем отчетном году осуществлялись расчеты. Акт сверки расчетов будет являться подтверждением операций, отраженных либо не отраженных в регистрах бухгалтерского учета, в том числе по завершенным расчетам с контрагентами.

Проверка расчетов по обязательствам учреждения

При инвентаризации расчетов с кредиторами (по обязательствам учреждения) проверке подлежат:

расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (счет 0 301 00 000);

расчеты по принятым обязательствам (счет 0 302 00 000);

расчеты по платежам в бюджеты (счет 0 303 00 000);

прочие расчеты с кредиторами (счет 0 304 00 000);

расходы будущих периодов (счет 401 50 000);

задолженность, не востребованная кредиторами (забалансовый счет 20).

Отметим, кредиторская задолженность может образоваться также по расчетам по доходам учреждения (счет 0 205 00 000) и расчетам с подотчетными лицами (счет 0 208 00 000). Данные виды задолженности, как правило, инвентаризируются в составе расчетов по доходам и с подотчетными лицами.

В ходе проверки расчетов по обязательствам учреждения инвентаризационная комиссия должна установить:

соответствие положений учетной политики в части расчетов с кредиторами нормам действующего законодательства и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет в учреждениях бюджетной сферы;

правильность и обоснованность сумм кредиторской задолженности, учтенной на соответствующих балансовых счетах и забалансовом счете 20;

суммы просроченной кредиторской задолженности, в том числе задолженности, по которой истек срок исковой давности;

правильность и обоснованность списания с балансового учета задолженности, не востребованной кредиторами.

Состояние расчетов проверяется по каждому кредитору.

Так, в целях проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками инвентаризационная комиссия:

проводит анализ заключенных учреждением договоров (соглашений) с контрагентами;

проверяет наличие документов, подтверждающих возникновение обязательств учреждения, и правильность отражение записей в регистрах бухгалтерского учета на основании этих документов (в том числе выявляет неучтенные обязательства, при наличии):

проводит анализ по срокам погашения кредиторской задолженности на основании заключенных договоров и иных документов-оснований;

проверяет наличие ограничений по выплате авансовых платежей при оплате договоров на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг);

проводит анализ по срокам погашения выданных авансов, связанных с операциями по приобретению товаров, работ, услуг, и сопоставляет сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), предусмотренные договорами;

проводит анализ просроченной задолженности учреждения перед кредиторами на предмет ее погашения и мер, принимаемых для ее снижения;

проверяет наличие (отсутствие) случаев необоснованного списания кредиторской задолженности;

проверяет, соответствует ли итоговая сумма данных в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками данным оборотной ведомости.

В части проверки обязательств по расчетам с поставщиками и подрядчиками, отнесенных к расходам будущих периодов (на счет 0 401 50 000), рекомендуем также проверить:

1) правомерность отнесения начисленных расходов к расходам будущих периодов;

2) полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете расходов будущих периодов;

3) соблюдение порядка отнесения расходов будущих периодов на финансовый результат текущего отчетного периода, установленного учетной политикой;

4) обоснованность наличия остатков на счете 0 401 50 000.

От редакции: о проведении проверки расчетов по оплате труда и иным социальным и несоциальным выплатам физическим лицам подробно рассказано в статье О. Сизоновой «Внутренний контроль расчетов с персоналом».

Оформление инвентаризационной описи

Инвентаризационная опись (ф. 0504089) заполняется по имеющейся на дату проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с контрагентами или бюджетом, за исключением расчетов по долговым обязательствам.

Данная опись формируется инвентаризационной комиссией совместно с бухгалтерией. В части кредиторской задолженности (в разд. 2 инвентаризационной описи (ф. 0504089)) отражаются:

наименование кредитора (в случае отражения расчетов по платежам в бюджеты – наименование видов платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность);

номер счета бухгалтерского учета;

общая сумма задолженности по данным бухгалтерского учета, в том числе согласованная кредиторами, не согласованная кредиторами, и сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности.

В случае переплаты кредиторам (в том числе по платежам в бюджет) соответствующая информация указывается в составе дебиторской задолженности в разд. 1 инвентаризационной описи.

При выявлении несогласованной либо просроченной (с истекшим сроком исковой давности) кредиторской задолженности соответствующая информация отражается в графах 5, 6 разд. 2 инвентаризационной описи (ф. 0504089).

В отношении кредиторской задолженности, учтенной на забалансовом счете 20, составляется отдельная инвентаризационная ведомость.

Также необходимо отметить, что унифицированной формы для инвентаризации расходов будущих периодов нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Рекомендуем самостоятельно разработать форму инвентаризационной описи (иного акта) для инвентаризации расходов будущих периодов, учтенных на счете 0 401 50 000 (по соответствующим аналитическим счетам).

Списание невостребованной кредиторской задолженности

Как уже было отмечено выше, при выявлении просроченной кредиторской задолженности выясняются причины ее образования и принимаются меры по ее погашению. В случае если кредиторская задолженность не востребована кредиторами (не подтверждена по результатам инвентаризации кредитором), она подлежит списанию с балансовых счетов и принятию на забалансовый счет 20 для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета (п. 371 Инструкции № 157н).

Обратите внимание: в случае истечения срока исковой давности, наличия документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников) по списываемой с баланса задолженности ее отражение на забалансовом счете 20 не осуществляется (п. 164, 166 Инструкции № 183н).

Аналитический учет по забалансовому счету 20 организуется в разрезе:

видов выплат, по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность учреждения по кредиторам, с указанием полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения кредитора и задолженности в целях регистрации принятого (принимаемого) денежного обязательства (требования кредитора) и его оплаты;

кодов классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов, кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;

видов платежей (кодов финансового обеспечения).

Списание кредиторской задолженности с забалансового счета 20 осуществляется:

1) в случае регистрации учреждением денежного обязательства по требованию, предъявленному кредитором в порядке, установленном законодательством РФ. Такая задолженность подлежит восстановлению на соответствующих аналитических балансовых счетах учета обязательств;

2) после истечения срока исковой давности.

Согласно п. 371 Инструкции № 157н списание задолженности автономного учреждения, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов (инвентаризационной комиссии) учреждения, в порядке, установленном в учетной политике, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.

По мнению автора, в данный порядок целесообразно включить также положения в отношении списания кредиторской задолженности с балансового учета и форму документа, которым оформляется решение комиссии о списании кредиторской задолженности.

Обратите внимание: Приказом № 61н утверждена форма решения государственного (муниципального) учреждения о списании задолженности, не востребованной кредиторами, со счета (ф. 0510437). Автономные учреждения вправе предусмотреть названную форму в учетной политике.

Решение о списании невостребованной кредиторской задолженности оформляется на основании акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835), инвентаризационной описи (ф. 0504089) и соответствующих документов-оснований.

Документами-основаниями для списания невостребованной кредиторской задолженности с балансового (забалансового) учета могут являться:

документы, подтверждающие возникновение долга (договоры на поставку товаров, контракты на выполнение работ, оказание услуг, накладные, акты выполненных работ, оказания услуг, трудовые договоры и т. п.);

документы, подтверждающие прерывание срока исковой давности (акты сверки задолженности, частичная оплата задолженности, обращение с просьбой об отсрочке платежа, заявление о зачете взаимных требований и т. п.);

документы, из которых следует, что срок исковой давности истек (акты инвентаризации, объяснительная записка главного бухгалтера, бухгалтерские справки, приказ руководителя и т. п.);

документы, подтверждающие прекращение обязательства на основании акта государственного органа, в результате чего исполнение обязательства становится невозможным (акт государственного органа и т. п.); документы, подтверждающие прекращение обязательства вследствие ликвидации юридического лица (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и т. п.);

документы, подтверждающие прекращение обязательства вследствие смерти физического лица (копии свидетельства о смерти физического лица или копии судебного решения об объявлении физического лица умершим и т. п.).

Суммы задолженности, не востребованной кредиторами, по которым принято решение о списании, отражаются в бухгалтерском учете автономного учреждения следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана с балансового учета кредиторская задолженность по обязательствам учреждения в связи с отсутствием требований кредитора

0 301 хх 83х
0 302 хх 83х
Забалансовый счет 20

Списана с балансового учета кредиторская задолженность по депонированным суммам, не востребованная кредиторами

0 304 02 837
Забалансовый счет 20*

Списана с балансового учета кредиторская задолженность по доходам, подотчетным суммам (не востребованная кредиторами по доходам, по подотчетным суммам)

0 205 хх 56х
0 208 хх 56х
Забалансовый счет 20

Списана с балансового учета кредиторская задолженность по средствам, полученным во временное распоряжение, не востребованная владельцем, при наличии документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора (владельца), а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников)

Списана с забалансового учета кредиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности, а также при предъявлении кредиторами соответствующих требований и возобновлении учета задолженности на балансе

Забалансовый счет 20

* В случае наличия документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников) по списываемой с баланса задолженности ее отражение на забалансовом счете 20 не производится.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *