заботливое отношение к пожилым людям беседа размышление
Беседа «День пожилого человека»
Татьяна Филиппова
Беседа «День пожилого человека»
Цель беседы: воспитание уважительного отношения, внимания к пожилым людям.
Ход беседы:
1 октября отмечается Международный День пожилых людей. Второе название этого дня – день добра и уважения. Продолжить я хочу басней Л. Толстого «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает.Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?»А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
— Как обидели деда в семье?
— Как ответил на жестокость родителей сын?
— Почему заплакали отец с матерью?
— Как надо относиться к старым и слабым?
— В чем особенно нуждаются пожилые люди?
— Что можем сделать мы с вами, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими?
-Послушайте внимательно пословицы и скажите, что они обозначают?
1) «Не смейся над старым, и сам будешь стар».
2) «Юн – с игрушками, а стар – с подушками».
3) «Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».
— Ребята у кого есть бабушка? Как ее зовут?
— У кого есть дедушка? Как его зовут?
-Чем вы любите заниматься со своими бабушками и дедушками?
-Чему они вас научили?
(Рассказы детей о своих бабушках и дедушках)
Воспитатель: Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек и дедушек. А теперь мы немножко поиграем.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
1. Кто стирает, варит, шьет,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая. (мама)
2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый. (папа)
3. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
4. Кто всю жизнь работал,
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
Нестареющий наш. (дед)
5. На пенсии уж много лет
Бабушке — солнышко, дедушке — стих,
Много здоровья им на двоих!
Счастья желаем еще на два века,
6. С Днем пожилого вас. (человека)
А когда состарились —
Стали. (пожилыми)
7. С моей бабушкой вдвоем
Мы и спляшем, и споем,
Праздник всем друзьям устроим —
С пирогами стол накроем!
8. Когда ж гостей мы встретим с ней?
В Праздник. (пожилых людей)
Воспитатель: Закончить беседуя хочу стихотворением:
Летят года, за ними не угнаться —
Спешат часы, сменяя день за днём.
Но знаю, не устану удивляться
Тем временем, что осенью зовём.
Всё в нём высоко,мудро и прекрасно:
И золото листвы, и снега чистота.
В нём мудрость зрелых лет
Окликнет вдруг внезапно,
В лукавых зеркалах светлеет седина.
Октябрь — дождливый месяц в ожидание снега
Итог труда, любви, веселых летних дней
В знак преклонения перед жизнью человека
Нам дарит праздник пожилых людей.
Фотоотчет «День пожилого человека» Бабушки и дедушки — мы их ждали очень! Останина Анастасия Праздничное мероприятие ко Дню пожилого человека (1 октября) собрало вместе ребят.
Досуг «День молодого пожилого человека» Ведущий: Сегодня такой теплый, яркий праздник! В нем столько света, радости, добра! Пусть будет ваша жизнь всегда прекрасна! Как ласковое.
Фотоотчёт «День пожилого человека» Фотоотчёт «День пожилого человека» Международный день пожилых людей в России отмечается с 1992 года. Уже стало доброй традицией в этот.
Сценарий досуга «День пожилого человека» ценарий досуг «День пожилого человека» Ведущий: Здравствуйте, дорогие наши гости! В осеннем календаре есть особая дата, когда сердце переполняется.
Сценарий праздника «День пожилого человека» День пожилого человека в детском саду «НАМ ГОДА – НЕ БЕДА» Гости собираются в зале. Входят ведущие – воспитатели старшей и подготовительной.
Конспект занятия «Согреем ладони, разгладим морщины» Этическая беседа по социально – нравственному воспитанию на тему «Отношение к пожилым людям».
Содержимое публикации
«Согреем ладони, разгладим морщины»
Этическая беседа по социально – нравственному воспитанию на тему «Отношение к пожилым людям».
Воспитатель I кв. категории
Направление деятельности: духовно-нравственное, социальное
Форма организации деятельности: беседа
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение
Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, симпатии и сопереживания; уважительного отношения к пожилым людям, взаимопонимания и терпимости в отношении пожилых людей.
Расширить знания детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек».
Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.
Учить воспитанников оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения.
Развивать мыслительную активность, культуру речи : ясно и грамотно излагать свои мысли;
Развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Прививать желание заботиться о пожилых людях, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость.
Словарь: родственники, старость, старый человек, пожилой человек.
Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки». Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», беседы о необходимости помощи пожилым людям, просмотр мультфильма «Последний лепесток».
Беседы о семье, о членах их семьи, о признаках определенных возрастов.
Универсальные учебные действия:
самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения,
умение делать выбор
самостоятельно делать выводы
добывать новые знания из рассказа воспитателя
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы
определять цель деятельности на занятии с помощью воспитателя.
учиться совместно с воспитателем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий)
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Цель. Воспитывать нравственные основы, умение проявлять доброту, внимание, заботу к старшим.
Меняет цвет природа,
А за теплом — ненастье.
За горем будет счастье,
И молодость на старость
— Они тоже нуждаются в вашей помощи, в вашем сострадании. Надо помогать бабушкам и дедушкам.
— Вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Да? Я знаю, ребята, вы все любите своих родных и помогаете им.
Актуализация знаний. Введение в тему занятия.
— Как вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ?
— Как вы думаете, чему посвящен наш воспитательный час? Речь на сегодня пойдёт о старости, о милосердии, об уважительном отношении к пожилым людям. Тема нашего классного часа «Отношение к пожилым людям».
Основная часть. Работа по теме занятия.
Воспитатель. Как быстро пролетают года! И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте подумаем, а что такое старость? Посмотрим в словарь С.И..Ожегова « Период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма». Старость характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.
У стариков уже силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей.
Без которых не было б нас! (Л. Татьяничева)
Воспитатель. Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми. Мне хотелось бы, чтобы все мальчишки и девчонки любили и ценили своих бабушек, дедушек, были добрыми, милосердными к ним. Но не всегда люди справедливы, добры к старикам. Бывает, что они незаслуженно обижают их. Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок» и скажите: Как обидели деда в семье?
Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
— Как обидели деда в семье?
— Как относились муж и жена к старому человеку?
— За что они обижали дедушку?
— Как ответил на жестокость родителей сын?
— Почему заплакали отец с матерью?
— Муж и жена исправили свою ошибку?
— А кто им в этом помог?
— Как надо относиться к старым и слабым?
— В чём особенно нуждаются пожилые люди?
-Какие вы молодцы! Бабушкам и дедушкам нужно:
Уступать место в троллейбусе, покупать лекарства
Помогать донести сумку.
Помогать перейти дорогу.
-А нужно ли быть снисходительными к пожилым людям? Что означает снисходительность?
Уступить, не заметить, не спорить, не обижаться.
-В каких случаях важно быть снисходительным, т.е. уступать?
Забывчивость старших, рассеянность, рассказы об одном и том же, навязчивая заботливость…
-Как вы сумеете её проявить? Приведите примеры из вашей жизни.
— Как надо поступить?
— К сожалению, ребята, в жизни бывает часто наоборот.
Именно старшие нам уступают и многое прощают.
-А умеем ли мы понимать и быть благодарными за эту любовь старших?
Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций.
Давайте подумаем над этим, прочитав ситуацию и обсудив её.
Ситуация 1. «Секретная проверка»
Бабушка мыла пол, Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать дверь. Вбежала внучка, бросив портфель на пол, протараторила:
— Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть.
— Во-первых, сказала бабушка, ступай осторожней, я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?
Внучка побежала в свою комнату, взяла какую-то книжку и уткнулась в неё. Бабушка поставила разогревать суп.
Внучка пришла к столу с книгой. Пристроила её перед тарелкой, не глядя, протянула руку.
— Где у нас черный хлеб?
— Да вот же, перед носом твоим.
Бабушка налила суп.
— Сметаны!- сказала внучка.
Бабушка падала сметану. Закончив обед, внучка спросила, сколько времени.
— Ой, мне уже пора. Мы будим по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям.
— Может быть. Ну, я побежала…
Бабушка вздохнула, принялась снова за полы. А вдруг придут проверять!
— Кто и как проявляет снисходительность, т.е. уступает бабушка или внучка?
— Чего девочка не сделала и что должна была сделать с самого начала прихода девочка домой?
— Какие этические нормы поведения нарушила девочка?
— Какое отрицательное качество проявилось у девочки? (эгоизм, бессердечие.)
-Какими должны быть внуки, чтобы дедушки и бабушки, пожилые люди уважали вас, чтобы были счастливы?
(добрыми, сердечными, внимательными, отзывчивыми…)
Ситуация 2. «У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придёт к ней в гости».
— Правильно ли поступила девочка? Почему?
— Что чувствовала бабушка в этой ситуации?
— Можно ли было поступить по-другому?
— Как бы вы поступили на месте девочки?
Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:
• старого, уставшего дедушку;
Ситуация 3. С уважением вы должны относиться не только к своим дедушкам и бабушкам, но и ко всем пожилым людям. Ведь рядом с нами живет много стареньких людей, и они могут нуждаться в вашем милосердии, чуткости, тактичности, помощи.
«Опираясь на палочку, идёт старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредёт. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются».
— Что бы вы сказали о таких мальчиках?
Воспитатель расширяет представления детей об отношении к пожилым людям.
Нельзя смеяться над старыми людьми.
К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им.
Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей.
Ситуация 4. У Саши дома был старенький больной дедушка. К мальчику в гости пришли друзья. Они громко включили музыку. Дедушка попросил сделать её потише, так как ему плохо. Саша ответил:
-Дед, не мешай нам наслаждаться музыкой.
— Что бы вы сказали о таком мальчике?
— Как бы поступили вы?
Ситуация 5. Бабушка лежала на диване. Вдруг у неё поднялось давление и срочно надо было выпить таблетку. Она попросила внучку Катю принести таблетки из спальни с тумбочки. Катя ответила:
— Возьми сама, я смотрю мультфильм.
— Что бы вы сказали о Кате?
— Как бы вы поступили?
Физкультминутка, сопровождающаяся соответствующими движениями.
Цель. Смена статического положения детей, формирование правильной осанки. Учить соотносить действие со словом.
— Что бы вы сказали о таком мальчике?
— Как бы поступили вы?
Воспитатель. Как тяжела старость, когда человек одинок. Мы должны проявлять к таким людям заботу и внимание. Посмотрите вокруг и увидите, что рядом с вами живут те, кто нуждается в вашем сочувствии, в вашей помощи, в добром отношении.
Никогда не забывайте своих бабушек и дедушек, помогайте им во всем и поддерживайте их, говоря добрые и ласковые слова.
Ребята, помните, что рядом с вами ваши близкие и родные. И от вас очень много зависит: будет ли бабушка огорчаться из-за ваших капризов или порадуется вместе с вами вашимпобедам. Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко, не спешите скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Они ведь так редко отдыхают. Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.
Игра «Волшебная конфета».
Цель. Развивать чувство эмпатии. Воспитывать чувство благодарности. Способствовать развитию связной речи детей.
— У меня есть сюрприз! Показывает закрытую коробку. Трясет ее. Дети на слух пытаются угадать, что внутри.
— Дети, на самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем пожилым людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостнее и счастливее. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем пожилым людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей:
— Пусть они избавятся от болезней;
— Пусть никогда не умирают;
-Пусть у всех будет дом;
-Пусть все хорошо живут;
-Пусть у всех будет обед;
-И др.
О бабушках и дедушках можно рассказывать очень долго и много. Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените их, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками. Они достойны уважения и признательности.
-А теперь, ребята, давайте сделаем для наших бабушек и дедушек в подарок волшебный Цветик-семицветик, который поможет им быть здоровыми и весёлыми.
Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
— Ребята, но перед тем как рисовать, вам надо потренировать свои ручки. Выполняется пальчиковая гимнастика.
— Сейчас берём кисточки, краски и рисуем наш цветик. Ребята, каждый лепесток должен быть разного цвета. Какими цветами будет рисовать?
— Красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, розовый.
— Вот какие красивые цветы получились.
— Ребята, о чем мы сегодня говорили?
— Мы говорили о помощи пожилым людям.
— Да, ребята любите, уважайте своих бабушек и дедушек и подарите им наши Цветики-семицветики.
-Что нового, интересного узнали?
— Где нам это пригодится?
— Ребята, сумеете ли вы после нашего занятия подумать над своими ошибками, заметить то, что не замечали раньше?
Подведение итога урока
Воспитатель. Мы должны бережно и с благодарностью относиться к поколению дедушек и бабушек, нужно быть чуткими, тактичными, внимательными, сердечными.
В заключение нашего занятия я хочу вам пожелать, что бы вы всегда помнили о своих родных и близких, помогали им, а так же доброжелательно относились к незнакомым людям. Всем спасибо за работу! До следующей встречи!
Классный час на тему «О заботливом отношении к людям»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «О заботливом отношении к людям» (беседа-размышление)
Цели и задачи классного часа
— Воспитать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность;
— привить детям этические качества личности и нормы поведения в обществе.
Ход классного часа
Вступительная беседа с учащимися
Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи людям.
В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников. В автобусе или трамвае вы, например, замечали, как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжелой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, уступают им свое место, а другие — остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или газету. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах. Одно из них — тактичность. Тактичность и вежливость — не одно и то же.
Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее рядом, поднимается девочка.
— Ну что ты. Спасибо. Не надо.
— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины гаснет. Вежливость? Пожалуй, да. Тактичность? Увы, отсутствует.
К сожалению, есть среди ребят такие, которые подозревают, что вокруг них все глупые, жадные, злые. Сами понимаете, с подобными мыслями очень трудно стать воспитанным человеком, просто даже невозможно.
Представим себе такую картину. Приехал Олег в лагерь. Направили его в пятую палату. А там уже трое ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. «Вот тот, рыжий, наверняка, ябеда. А длинный драться будет. Но ничего, есть один приемчик в запасе: мигом отвяжется. И вообще какие-то они подозрительные, надо сгущенку подальше припрятать».
Если человек привык так плохо думать о других, то и вести себя он будет соответственно.
Не часто, но такие люди, заряженные недоверием и злостью, все же встречаются. Они отравляют нашу жизнь в классе, во дворе, они могут вконец испортить веселую лагерную смену.
Совсем другим бывает поведение человека, когда он верит, что в людях много хорошего.
И опять представьте: та же ситуация, тот же Олег, только отношение к окружающим у него другое. И поведение, как зеркало, отразит это.
Комментарии, как говорится, излишни. (Эту ситуацию можно инсценировать).
С которым из этих Олегов вы хотели бы оказаться в одной палате?
И второй вопрос, но по секрету: а каждый ли из вас уверен, что если бы в лагере можно было выбирать соседей по койке, вас все бы охотно выбрали? Над этим стоит задуматься!
— А может случиться, — спросил один мальчик, — что я уступлю человеку место в автобусе, а он, этот человек, окажется, как его. взяточником? А?
Может такое случиться. Но стоит ли из-за этого относиться с подозрением и недоверием к каждому человеку вообще? И требовать у него биографию и характеристику с места работы, прежде чем оказать ему услугу?
Нет, ребята! Будем верить, что вокруг нас в большинстве своем живут умные, честные, порядочные люди. Такая вера рождает доброе отношение к человеку — самую главную основу воспитанности. Когда она есть, не страшно забыть или не знать каких-то правил (да и не может быть правил на все случаи жизни).
Доброе отношение к человеку всегда подскажет, как надо поступать.
Обсуждение проблемных задач
Учитель предлагает учащимся проблемные ситуации:
1. Три подруги уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина, Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же?
2. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил?
Воспитанность, культура поведения делают нашу жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: родителям, товарищам, учителям, даже незнакомым людям — будет хорошо с вами. И вам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает.
3. Очень интересную ситуацию я наблюдала на автобусной остановке. Выйдя из автобуса, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная авоськами, сумками.
— Давайте вашу сумку, — тронул ее за руку мальчик.
Она удивленно взглянула на него, мотнула головой.
Мальчик прибавил шагу и исчез в толпе. Один из идущих сзади сказал:
— Ох, и прыткий какой. Ишь ты, сумку ему подавай. Украсть решил, да не вышло.
А другой откликнулся;
— Зачем вы так? Мальчик просто хотел помочь.
Давайте задумаемся. Два человека видели и слышали одно и то же. Но первый решил, что это была попытка украсть, а второй расценил поступок мальчика как предложение помощи. Почему?
Детские примеры конкретных и ярких проявлений доброты.
Учитель: Вы, ребята, должны быть готовы всегда прийти на помощь. Конечно, у нас в классе есть дети, которые по собственной инициативе, внутреннему побуждению, а не по подсказке взрослых, помогают товарищам в учебе, в выполнении общественных поручений.
Черствость человека проявляется в том, что он в ответ на заботу, доброту, проявленные кем-то к нему, не испытывает чувства благодарности, а если встречается с переживаниями других людей, то также остается безучастным. Равнодушный человек тот, кому нет дела до других, кто думает только о себе.
Чтение и обсуждение рассказа П. Гультяй «Шурик»
Небольшая больничная палата. Я один. Так хочется скорее преодолеть недуг, выйти на воздух, набраться сил и работать.
За окном хорошеет весна. Еще недавно белела снегом крыша соседнего дома и деревья чернели оголенными ветками. И вот уже нет снега, а деревья торопливо надевают свежий зеленый наряд.
Весеннее небо! Хочется неотрывно смотреть на него. Какое оно? Светло-голубое, лазурное? И солнце. Как хорошо под
его лучами. Распахнуть бы окно и вдохнуть аромат весеннего воздуха. Но лучше не смотреть в окно.
Закрываю глаза и зову сон. Он так умело движет медлительное время. Забываюсь, думаю о том, что «злой профессор» запрещает даже думать.
Какой странный голос. В нем и бодрость, и ласка, и ка- кая-то затаенная боль.
— На-дя-а! Ты спишь? На-дя!
Силюсь приподняться и заглянуть в окно.
В палату входит дежурная сестра. Она не на шутку сердится. Или молодой человек забыл, что ему запрещено двигаться? Она сейчас скажет профессору.
Стараюсь убедить сестру, что сегодня мне лучше, что почти здоров, и прошу сказать, кто там зовет Надю.
Посмотрев в окно, сестра приветливо помахала кому-то рукой и, присев на стул, рассказала: «Больше месяца лежит здесь, в инфекционном отделении, пятилетняя девочка Надя. Два раза в день к ней приходят мать и брат Шурик. Но недавно мать сама заболела. У нее серьезное осложнение после гриппа. Шурик теперь навещает сестру и маму. Он скрывает от Нади, что мама тяжело больна. Отец Шурика и Нади — военный летчик. Он где-то за границей. Шурик дома один, под присмотром соседей. Надю вечером перевели в палату для выздоравливающих».
Прошу сестру рассказать, как выглядит Шурик. Сестра улыбается и говорит, что Шурик — обыкновенный мальчик, лет девяти, в коротких штанишках, в белой рубашке с пионерским галстуком.
Поправив постель и взяв с меня слово лежать спокойно, сестра ушла.
. Дети переговариваются. Чуть слышен голос Нади. Представляю ее, приникшую к окошку, приплюснутый к стеклу носик, слов Нади мне не разобрать. Я догадываюсь о них по ответам Шурика:
— Мама не могла: она. ушибла ногу. Что? Ногу. Ты не плачь, Надя. Тебе нельзя. Скоро будешь совсем здорова. Мы придем за тобой. с мамой. На улице хорошо. Играть будешь. Я придумал новую игру. Что? Интересная. Папа? Он прислал письмо. Да. Скоро приедет. Только ты не плачь! И кушай больше.
Прошла неделя. И каждый день в девять часов утра и около семи вечера я слышал голос Шурика:
Каждый раз он говорил, что принес ей что-то вкусное, и каждый раз объяснял, почему и сегодня не пришла мама, обещал, что она обязательно придет завтра.
Но «завтра» не наступало. Кризис затянулся. Врачи опасались за исход болезни.
В это утро Шурик не пришел. В конце дня я забылся сном. И вдруг:
Я вздрогнул. Как много скорби и сколько недетской душевной силы в этом голосе.
— На-дя-а! Ты не спишь? Я принес тебе. Что? Мама? Мама не может. Она. у нее.
— Папа прислал телеграмму! Он скоро прилетит к нам на самолете. Да, насовсем. Он везет тебе куклу. Да, большую. Надя, доктор говорит — ты плохо кушаешь. Папа будет недоволен. Что? Варила. Мама. Она просила.
— Шурик, подойди к балкону. Я приведу Надю. Ей уже можно.
Балкон далеко от моего окна, и я не слышал разговор детей. У меня возникло ощущение, будто я лишился чего-то очень близкого, дорогого.
Прошло еще пять дней. Мое здоровье пошло на поправку. Я уже легко подтягивался на подушке и заглядывал в окно. Но Шурика я видеть не мог. Он подходил к балкону, минуя мое окно.
А сегодня утром ко мне вбежала сестра. Она сообщила мне, что приехал отец Шурика и Нади, что Надю выписывают и что они, все трое, вот-вот пройдут мимо моего окна.
Сестра помогла мне приблизиться к окошку. С непонятным волнением я ждал.
Между тем сестра сообщила, что мама Шурика и Нади тоже поправляется. Кризис миновал.
. И вот я увидел: военный, в форме летчика, несет на руках белокурую девочку. Она ласкается к нему и что-то щебечет. Шурик идет рядом с отцом.
Какая твердая, уверенная поступь у этого мальчика. И я чувствовал — в моей памяти навсегда останется:
Учитель предлагает учащимся вопросы:
— Почему больной, лежавший в палате, так заинтересовался Шуриком?
— Почему, когда Шурик уходил, больному казалось, что он лишился чего-то близкого?
— Что, по-вашему, самое главное в характере Шурика?
Обсуждение рассказа С. Баруздина «Морской кортик»
Светлана давно мечтала одна дома остаться. Ей очень хотелось самой похозяйничать, повозиться с Алешкой, чтобы никто не мешал — ни мама, ни папа, ни бабушка. Наконец выдался такой вечер.
Бабушка на несколько дней уехала в деревню, а папа с мамой ушли в театр.
Светлана осталась дома главной хозяйкой. Вымыла посуду, подмела пол, полила цветы и стала с братишкой играть.
— Уж скорее бы ты, Алешка, подрастал! — говорит Светлана, повторяя мамины слова. — Отдадим тебя в детский сад. Знаешь, как там хорошо!
— У-у-у! — отвечает Алешка, словно соглашаясь: «Подрасту, мол, пойду!».
Они поиграли, а в девять часов, как мама сказала, покачала — уснул Алешка.
Потом Светлана разобрала свою постель и стала читать. Сегодня хоть до ночи читать можно — никто не заругает. Время идет быстро. Светлана не заметила, как ночь наступила: на часах половина двенадцатого. Пора ложиться. А то мама и папа сейчас вернутся. Она обошла еще раз всю квартиру, посмотрела, все ли убрано, заглянула в кухню и тут вспомнила: «А ведро с мусором? Совсем забыла. Надо вынести!» Светлана подошла к Алешке — спит. «Я сейчас! Я быстро!» Взяла ведро и побежала во двор.
А во дворе сегодня темным-темно. Небо покрыто тучами, не видно ни луны, ни звезд. Только лампочки у подъездов домов еле-еле светятся. Светлана идет вдоль садика. Сейчас за угол дома свернуть — и все; там под навесом стоят ящики для мусора.
Вот и угол дома. Но что это? Перед ней на тротуаре лежит человек. От страха Светлана остановилась. Ноги у нее задрожали, по спине побежал неприятный холодок. Светлана посмотрела по сторонам, хотела позвать кого-нибудь, но вокруг — никого. А человек лежит ничком, не двигается. На нем морская форма. Морская фуражка отлетела в сторону. А рядом лежит чемодан и темная шинель.
— Дядя! Дядя! Что с вами? — Светлана нагнулась над моряком.
Моряк не ответил, только чуть слышно простонал. Значит, жив человек. «Помогите! Человек здесь!» — пробовала крикнуть Светлана, но от волнения у нее горло перехватило. И вдруг она сообразила:
— Подождите, я сейчас. Только не умирайте!
Человек ничего не ответил, а Светлана, бросив ведро, помчалась домой. Забыв про все на свете, даже про Алешку, она влетела в квартиру, схватила телефонную трубку и набрала номер.
— «Скорая помощь», «Скорая помощь»! — кричала она пока не услышала: «Скорая помощь слушает. ».
Только после того, как она назвала адрес и спокойный голос ей сказал: «Машина выезжает», Светлана вспомнила про Алешку. К счастью, он спал.
— Смотри, не просыпайся! — прошептала Светлана и опять побежала во двор.
Человек все так же лежал на земле. Светлана нагнулась, послушала — дышит человек. Значит, жив.
— Потерпите, потерпите. — прошептала Света. — Сейчас все будет хорошо! Только не умирайте!
«Почему так долго нет машины? Сколько прошло минут? Пять, наверное, а может больше? Только бы скорей!»
Прошло еще несколько минут и, наконец, Светлана услышала звук сирены.
Два ярких луча света врезались в темноту, за ними в ворота въехала машина.
Светлана бросилась навстречу машине и стала показывать дорогу. Обогнув садик, машина остановилась. Из нее вышел врач в халате с маленьким ящичком в руке. Он нагнулся над моряком.
— Носилки! Скорей! — приказал он, вставая.
Санитар и шофер положили моряка на носилки и поставили их в машину.
— Вещи вот, не забудьте, — сказала Светлана, передавая санитару шинель и фуражку. — Там чемодан еще. Тяжелый.
Санитар прихватил чемодан.
— Он не умрет? — спросила Светлана у доктора.
— Постараемся. Спасибо тебе, — сказал доктор уже из машины. — Поехали!
На следующий день Светлана встретила во дворе Архипова. Светлана поздоровалась.
— Здравствуй, — ответил ей Андрей Андреевич.
Светлана заметила, что Андрей Андреевич сегодня почему-то грустный и неразговорчивый.
— Вы плохо себя чувствуете? — спросила она.
— Нет, я-то ничего, — ответил Андрей Андреевич. — А вот с сыном у меня беда. Приехал вчера в отпуск и не дошел до дому — упал. С сердцем сделалось плохо.
— С сыном? А что с ним? — спросила Светлана.
— Сегодня уже ничего. Стало лучше. Я только что оттуда, а вчера так было, что и не спрашивай! Врач сказал, что если бы на пять минут позже привезли его в госпиталь, то не видеть бы мне сына. И ведь знаешь, кто его спас? Девчурка какая-то, совсем маленькая. Она его первая заметила и не растерялась, вызвала «Скорую помощь». Как бы только узнать, кто она? Ведь, наверное, она из нашего дома. Сын сказал: «Разыщи ее во что бы то ни стало и передай вот это».
Андрей Андреевич развернул газету. В ней лежал кортик. Настоящий морской кортик!
— Этот кортик сын получил в начале войны, в подарок от адмирала. Видишь надпись: «За находчивость». А теперь просил передать в подарок девочке, которая ему спасла жизнь. Кстати, ты ничего не слышала, кто эта девочка? — спросил Архипов.
— Нет, — сказала она сначала, а потом добавила: — Я ничего не сделала. Просто «Скорую помощь» вызвала.
Учитель предлагает учащимся вопросы:
— За находчивость ли получила кортик Светлана?
— Почему Светлана сказала, что ничего не сделала?
— Что роднит Светлану и Шурика?
Подведение итогов классного часа
Учитель вместе с учениками делает выводы:
1. Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
2. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
3. Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
4. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.