зачем нужно государство согласно декларации
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Что такое «суверенитет», и зачем он нужен государству
Что такое «суверенитет», и зачем он нужен государству
Начнем с главного. Суверенитет – это возможность для страны осуществлять политику исключительно в своих интересах.
Он может быть полный или неполный. А вот Сергей Железняк из «Единой России» говорил о «пассивном и активном» суверенитете. Владимир Рыжков и другие либералы вообще несли нечто невообразимое, говоря на эту важнейшую тему. Приходилось им «помогать» — объяснять, что же такое «суверенитет», и зачем он нужен стране.
Почему завязалась эта дискуссия? Потому что в программе Романа Бабаяна «Право голоса» обсуждался День России. И что произошло 12 июня 1990 года, когда была принята трагическая для нашего народа «декларация независимости» России… от самой себя. Ведь СССР – это и есть Россия, только ещё больше, ещё мощнее. С ещё более богатой драгоценной палитрой народов, включенных в Единое Евразийское пространство.
Удивительно, но поступки Бориса Ельцина, сыгравшего предательскую роль в развале Великой страны, а после — начавшего гражданскую войну в оставшейся ему части СССР, защищали в этой программе не только либералы.
Но когда один из них, бывший депутат и журналист Владимир Мукусев сказал долгую речь о том, как правильно они все сделали, я сказал обращаясь к ведущему всё, что я думаю о подобных деятелях:
(1 ч.00 мин. 27 сек на полной записи)
Частичную текстовую версию программы выложил один из ресурсов, приведя мои слова:
« СССР обладал полным государственным суверенитетом. Когда начался парад суверенитетов, мы были фактически лишены полного государственного суверенитета. Для меня СССР и РФ — единое государство. Мы сами себя обрезали в границах, отдали часть своей территории и граждан, отдали в чужие руки суверенитет… Что говорит Рыжков? Нас «признали» членами ООН, нас «признали» как государство. Мы ведь всё это имели, никто не спорил с этим — и вот вдруг кто-то в США должен нас признавать. Вот что значит потеря суверенитета… С приходом Путина началась сложная борьба за возвращение суверенитета. Сложная борьба. Сейчас РФ не обладает полным суверенитетом. Не проводя суверенную экономическую политику, мы можем потерять через некоторое время возможность проводить и суверенную внешнюю политику…
Что такое устав ООН? Это правила дорожного движения, которые должны соблюдать все. Вы едете на машине совершенно суверенно, но вы обязаны ездить по правилам. Это вас никак не ущемляет. А когда ваша машина находится в руках другого человека, который может вам её не дать, для того чтоб вы куда-то поехали — вот это уже отсутствие вашего суверенитета над вашей собственной машиной…
Когда-то мы сдали сами себя, своих союзников, сдали Варшавский договор. Что получили взамен? Ничего, только лишь усиление геополитической напряженности. Чем больше сдаем, тем хуже наше положение, тем меньше с нами считаются, тем хуже мы живем во всех смыслах: и в смысле безопасности, и в смысле состояния нашей экономики. Никакой больше сдачи нашего суверенитета!»
Новое в блогах
Зачем нужно государство: теория общественного договора
Два английских философа, живших в XVII веке, предложили два разных варианта теории общественного договора. Каждый из них со своей позиции объяснил причину возникновения государства и его цель. Оба подхода легли в основу различных политических концепций.
Итак, первая позиция изложена Томасом Гоббсом ( 1588-1649). Книга «Левиафан».
Когда человек свободен вести себя как ему заблагорассудится, подобная грызня естественна. Поэтому, если люди хотят привести свои отношения к какому-то порядку, они должны ограничить свою свободу.
Будучи не только оголтелыми эгоистами, но и все-таки разумными существами, люди решили внести какие-то ограничительные рамки для своего совместного существования. Так появились общественные нормы, в том числе законы. Эгоизм стал разумным. Люди договорились друг с другом об ограничении свободы. Так, в результате общественного договора, родилось государство.
Люди передают ему свои полномочия и доверяют руководство над собой. Государство должно иметь неограниченную власть, иначе опять возникнет первобытная вольница. Так Гоббс оправдал абсолютаризм и авторитаризм. Несомненно, подобная теория не может не нравиться любому диктатору.
Другую позицию выразил Джон Локк (1632-1704). Труд «Два трактата о государственном правлении».
Чтобы обеспечить нормальную жизнь общества, люди пришли к общественному договору, согласно которому часть своей свободы они отдают полномочным лицам, государству, чтобы они организовали жизнь общества наилучшим образом.
Если Гоббс выступал за абсолютную власть, не зависящую от воли граждан, то Локк считал, что если власть плохо выполняет свою работу по обеспечению нормальной жизни общества, она должна быть заменена гражданами на другую. Притом мирным путем, через выборы.
Концепция Локка легла в основу Конституций всех современных демократических государств.
Пы Сы
Заставить современных рабов работать на скрытого рабовладельца является миф о государстве. Современный раб считает, что работает на государство, которое равным образом отражает интересы всех слоев населения.
Но на самом деле раб работает на структуры, отражающую только интересы рабовладельцев — на, своего рода, комитет по управлению делами рабовладельцев, ибо рабовладельческое государство только для того и существует, чтобы обеспечивать рабовладельцам прибыль, выжимая ее из рабов.
Продукция, произведенная рабом, деньги, им заработанные и отнятые рабовладельцами и их государством в виде оплаты за необходимые рабу товары и услуги, в виде различных налогов и платежей, поступают опять в карман рабовладельцев.
Понятие же «государства» подменяется мифом о «государстве для всех» и используется, чтобы затуманить мозги рабов, чтобы рабы не задавали лишних вопросов типа: почему рабы работают всю жизнь и остаются всегда бедными? кому конкретно идут деньги, выплаченные рабами в виде налогов, сборов, штрафов и платежей?
Василий Моков # написал комментарий 30 марта 2019, 05:26 https://www.youtube.com/watch?v=fpvwh292VKI
Вставай, проклятьем заклеймённый,
Голодный, угнетённый люд!
Наш разум — кратер раскалённый,
Потоки лавы мир зальют.
Сбивая прошлого оковы,
Рабы восстанут, а затем
Мир будет изменён в основе:
Теперь ничто — мы станем всем!
Время битвы настало
Все сплотимся на бой.
В Интернационале
Сольётся род людской!
2.
Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и не герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Чтоб вор вернул нам всё, что взял он,
Чтоб дух тюрьмы навек пропал,
Ковать железо будем с жаром,
Пока горяч ещё металл.
3.
Держава — гнёт, закон лишь маска,
Налоги душат невтерпёж.
Никто богатым не указка,
И прав у бедных не найдёшь.
Довольно государства, право,
Услышьте Равенства завет:
Отныне есть у нас лишь право,
Законов же у равных нет!
Зачем нужна Всеобщая декларация прав человека
Ожидаемые учебные результаты:
Материалы и оборудование, подготовка к уроку: Столы и стулья в классе расставлены для работы в малых группах по 6-7 человек. Необходимо приготовить заранее разноцветные бейджики для каждого участника с надписями: “Единство”, “Равенство”, “Братство”, “Справедливость” и соответствующие таблички на столы (способ деления учащихся на группы). На каждом столе разложены: упрощенные варианты Всеобщей декларации прав человека, карточки с полным текстом статьи 29 Декларации и статьи 55 главы 2 Конституции РФ, ситуации-иллюстрации к статье 29, словари урока, афоризмы, заготовки для синквейна (опережающее домашние задание), тетради, учебник: Королькова Е.С.Введение в обществознание. Граждановедение: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. дом “Новый учебник”, 2006, карандаши, ручки, листы бумаги для групповой работы, листы ватмана для создания макета буклета, буклет-шаблон, памятка “Буклет”, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, видеоносители: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм урока, созданный на основе программы Power Point из пакета Microsoft Office. (Приложение1)
Ход урока
Эпиграф: “Человек превратился в сверхчеловека. Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся”. Альберт Швейцер.
«Быть человеком — это чувствовать свою ответственность». А.Сент-Экзюпери
Цель: сфокусировать внимание на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.
Есть ли здесь противоречие? Слайд 2,3,4,5.
Декларация — это рекомендация; международный договор, не имеющий обязательной силы. Декларация не закон, она не является юридически обязательным для исполнения документом, не содержит в себе каких либо санкций за нарушения указанных прав и свобод. Это скорее заявление о добрых намерениях человечества, провозглашение “общих достижений всех народов и наций”. Она содержит в себе самые общие нормы и правила, которые как бы предлагают, советуют нам всем соблюдать. Но, тем не менее…
Около 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат в себе формулировки основных прав человека на основе положений Декларации.
В декабре 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. Это самый главный, основной закон нашей страны. Во второй статье Конституции говорится: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.
На основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
На Декларацию прав человека можно ссылаться при защите своих прав, её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.
В1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.
В 1993 г. участники всемирной конференции, представлявшие 171 страну, в которых проживает 99% всего населения мира, вновь подтвердили свою приверженность защите прав человека.
С10 декабря 2007 года по 10 декабря 2008 года проходила всемирная кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека. Тема кампании: “Человеческое достоинство и справедливость для всех нас”.
Вопрос: Почему документу, не имеющему юридической силы, придают такое огромное значение? Зачем нужна Всеобщая декларация прав человека? Вот над этими и другими вопросами, ребята, мы и задумаемся всерьез сегодня на уроке.
Цель: обеспечить понимание учащимися смысла их деятельности, т.е. того, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель.
О чем мы с вами будем говорить? Слайд 6
Как мы с вами будем работать? Слайд 7,8,9.
Урок сегодня будет состоять из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части урока мы узнаем, зачем нужна Всеобщая декларация прав человека, а в практической части оформим полученные знания в виде буклета с таким же названием. БУКЛЕТ [фр. bouclette – колечко] — непериодическое издание на одном печатном листе, сложенном параллельными сгибами, так, что его читают или рассматривают, раскрывая как ширму; в виде буклетов выпускаются путеводители, проспекты, рекламные и информационные листки, некоторые детские издания и т. п. Наш буклет будет информационно-просветительский. Его главная задача: привлечь внимание людей к проблеме соблюдения прав человека каждым человеком, заинтересовать ею, заставить задуматься. Составлять сегодня мы будем не сам буклет, а его макет на листе ватмана. Работать мы будем в группах, поэтому к окончанию урока у нас будет сразу четыре макета буклета. Зачем они нужны? Мы должны понять, какую именно информацию нам следует размещать на панелях буклета. На уроке литературы вам расскажут о том, в какой форме можно преподнести материал. Возможно, это будет сказка, притча, короткое эссе, стихотворение. На уроке ИЗО вам объяснят, что такое дизайн и как красиво оформить буклет. И, наконец, на уроке информатики вам помогут создать публикацию и издать ее. И вот тогда только мы все по достоинству сможем оценить вашу работу. Лучшие буклеты будут представлены, на научно-практической конференции лицея, как творческие проекты.
У кого какие вопросы по организации работы? Всем все понятно? Тогда давайте, начнем работать.
Цель: дать учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практическую задачу. Работа в группах с различными источниками информации. Способ изучения нового материала: самостоятельное чтение учениками текста учебника (Королькова, Е. С.Введение в обществознание. Граждановедение: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. дом “Новый учебник”, 2006.§2;17) и Всеобщей декларации прав человека с обязательным выполнением заданий (ответить на вопросы, записать основные положения, составить схему).
Следует вспомнить историю создания документа, когда и почему возникло международное сотрудничество в защиту прав человека, и что представляет собой ООН. Почему первым международным актом деятельности ООН в области утверждения всеобщего уважения к правам человека и основным свободам стала Декларация. Необходимо подчеркнуть, что Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны.
Декларация была принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. В ней излагается перечень основных прав, которыми обладают люди во всем мире, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В Декларации провозглашается, что правительства дают обет отстаивать права не только своих собственных граждан, но также и граждан других стран. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).
Задание: прочитать в учебнике §17 пункты “Чем XXI век отличается от предыдущих столетий”, “Кто такие соседи” и ответить на вопрос. Ответ: Причины актуализации принципов Декларации в современном мире связаны с угрозами международного терроризма, кризисом норм международного права, с незрелостью гражданского общества во многих странах, проблемами социально-экономического развития.
Что говорят факты? Слайд 10
В одном из номеров газеты “На грани невозможного” журналист С.Анина приводит потрясающие данные, которые позволяют оценить положение практически каждого жителя нашей страны в общей картине мира.
Если бы мы сократили все население планеты до размеров одной деревни, в которой проживает 100 человек, и применили бы к этой деревне все те соотношения, какие характерны для нашей планеты в настоящее время, то получилась бы следующая потрясающая картина:
57 человек в деревне — азиаты, 21 — европейцы, 14 — из западного полушария, 8 — из Африки;
52 человека было бы женского пола, 48 — мужского;
70 по расовой принадлежности — цветные, 30 — представляли бы белую расу;
70 — нехристианской веры, 30 — христиане;
80 проживали бы в условиях, не соответствующих минимальным человеческим нормам;
70 были бы не способны читать;
50 страдали бы от постоянного голода;
1 был бы при смерти;
1 имел бы образование на уровне колледжа и выше;
1 имел бы компьютер.
Учитель предлагает школьникам прочитать §2 пункт “Чем Декларация может помочь в преодолении войны”, найти в нем ответ на обсуждаемые вопросы, выделить главное, записать в виде плана.
Декларация – это эталон человеческого отношения к человеку. Это, то к чему мы все должны стремиться. Очень важно, чтобы из сердец исчезла ненависть, чтобы люди научились уважать друг друга, чтобы каждый человек жил в окружении добра и справедливости. Однако такое станет возможным, если все люди Земли и правительства всех стран будут стремиться к тому, чтобы правила, записанные в Декларации, стали нормой, важнейшей ценностью в жизни. Причем как на бытовом, межличностном, так и на государственном уровне.
Работа с текстом Декларации (статья 29) и Конституции РФ (Глава 2 статья 55). Заполните схему: “Права и свободы человека могут ограничиваться во имя…” Слайд 11, 12.
Всеобщая декларация прав человека. Статья 29.
Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Конституция РФ. Глава 2, статья 55.
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Решение учебных ситуативных задач:
Задание: Прочитайте ситуацию и ответьте на вопрос: Какие права и свободы человека были ограничены и во имя чего?
Ситуация 1. Игорь поступил на подготовительные вечерние курсы в институт. Прошло полгода, на курсах объявили о том, что на следующем занятии будет зачет. Всю неделю Игорь готовился, но случилось непредвиденное. Неожиданно папа уехал в командировку, маму положили в больницу, а маленькая сестренка — в детском саду. Поэтому вечером вместо зачета Игорю пришлось забрать сестренку из детского сада и побыть с нею дома до утра.
Ситуация 2. У каждого человека есть право свободно выражать свое мнение, право на объединения, право на участие в политической жизни страны. Но, тем не менее, по настоятельной просьбе жителей микрорайона власти разогнали шумные митинги старшеклассников в поддержку некого политического лидера, которые постоянно стихийно устраивались в центре микрорайона.
Ситуация 3. Мы все имеем право свободно исповедовать свою религию, менять ее и выполнять ее обряды самостоятельно или вместе с другими людьми. Но, тем не менее, сравнительно недавно в Японии власти прекратили деятельность религиозной организации (секты) “Аум-Синрикё”. Оказалось, руководители этой секты готовили своих последователей к уничтожению многих тысяч японских граждан с помощью отравляющих веществ. И однажды провели пробное отравление японцев на одной из станций токийского метро боевым отравляющим газом зарин.
Ситуация 4. Вы — журналист или журналистка, готовите в свою газету репортажи о личной жизни ведущих политиков, артистов, известных людей. Но однажды охрана выдворила вас с территории частной больницы, где вы пытались сфотографировать известного актера, который лечился там от алкоголизма.
При обсуждении этой проблемы необходимо зафиксировать в сознании школьников мысль о том, что существование прав каждого отдельного человека возможно только при условии, что он признает своей важнейшей обязанностью соблюдение прав другого человека.
Упражнение: Продолжи цепочку, показывающую связь прав и обязанностей.
Составление макета буклета по образцу (Приложение2 Буклет-шаблон).
Цель: рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на занятии в будущем. При подведении итогов учитель еще раз задает вопрос, поставленный в начале урока. Тогда урок будет точно отвечать поставленным целям, не будет расплывчатым, непонятным. Обсуждение эпиграфа к уроку:
Обмен мнениями в форме “круглого стола”. Заслушивание различных точек зрения в оперативном режиме. В процессе обсуждения понятия “сверхчеловек” уточняется: это современный человек, вооруженный современной техникой, благодаря которой он стал очень сильным. В итоге школьники должны быть подведены к осмыслению следующих положений:
В современном мире, насыщенном мощнейшей техникой, человек должен стать добрым и гуманным для того, чтобы не погиб мир, чтобы каждый смог реализовать свои мечты.
Отвечая на этот вопрос, обучающиеся могут сказать, что чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью. Да, наша реальная действительность порой еще очень далека от того, что провозглашают статьи Декларации. Но ведь этот важнейший международно-правовой акт (Декларация) и был создан для того, чтобы люди видели, какой может стать их жизнь, чтобы они стремились изменить ее так, как предлагает Декларация. Для этого необходимо знать и отстаивать свои права, и уважать и не нарушать права других людей. Цель изучения Декларации в том, чтобы люди увидели уровень требований всего цивилизованного мира к правам человека. А увидев, почувствовали достижения и провалы в этой области, добивались перемен. Только так можно изменить ситуацию в мире.
Вопросы для подведения итогов:
«Страну мы потеряем, а вы станете бедными и никому не нужными» 30 лет назад Россия объявила о независимости. Как это было?
30 лет назад Российская Федерация получила суверенитет — 12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенном статусе самой большой республики СССР. Эта дата вскоре стала национальным праздником — Днем независимости, а позже получила название День России, но до сих пор не всем понятно, что конкретно празднуют в этот день россияне. Кто и зачем запустил процесс отделения России от СССР, какое значение имела декларация Ельцина и могли ли политики, армия и КГБ спасти Союз от распада — «Лента.ру» спросила у бывшего председателя Верховного Совета Российской Федерации Руслана Хасбулатова.
«Ни в каких федеративных государствах права выхода у субъектов нет»
«Лента.ру»: Парад суверенитетов — что это было вообще? Почему союзные, а за ними и автономные республики вдруг стали заявлять о суверенитете?
Хасбулатов: К сожалению, импульсы были даны самой верховной властью, когда Горбачев созвал Съезд народных депутатов и вместо того, чтобы, как планировалось, заниматься экономическими реформами, потерпев неудачу на этом фронте, решил возместить это за счет политического реформирования, заявив, что у нас, дескать, косная политическая система, она отстает, тормозит, не дает нам осуществлять экономические реформы. Потом это начал повторять Ельцин, если помните, в 1993 году, говоря, что без новой конституции у нас с реформами ничего не получается. В общем, примитивные это были люди, откровенно говоря. Я помню, что мы, экономисты, обсуждали эти вопросы очень часто и много. Конечно, мы удивлялись такому подходу, но что делать? Я тогда еще не был депутатом, это были 1988-1989 годы.
Ну, а потом на I Съезде народных депутатов СССР и на заседаниях Верховного Совета СССР были приняты важные нормативные акты, с одной стороны — усиливающие полномочия союзных республик, наделяющие их дополнительными полномочиями, а с другой стороны — сформировалась какая-то иррациональная система организации власти: соединение постов первых секретарей обкомов, крайкомов, рескомов (автономных республик) с исполнительной властью. То есть эти первые секретари были наделены огромными полномочиями. Причем везде, начиная от областей Российской Федерации и заканчивая союзными республиками. Фактически они стали диктаторами, их уже никто не контролировал. Они соединили всю мощь партийного аппарата и органов советской власти.
Я хорошо помню, как метался глава КГБ [Владимир] Крючков. Уже когда я был первым заместителем Ельцина в 1990 году, Горбачев часто созывал совещания руководителей союзных республик. Так как он враждовал с Ельциным, вместо него на этих совещаниях в Кремле приходилось бывать мне. И мы как-то сблизились с Крючковым. Он испытывал очень большой дискомфорт от того, что валом начала расти коррупция, а он ничего сделать не мог. Огромная армия кагэбэшников оказалась не у дел. Чем им заниматься? Подслушивать, следить за чем-то — это уже стало неактуально. Вот такая сила была дезорганизована и выведена со своего поля деятельности. Этой силе не дали возможность проявить себя в позитивном ключе.
Так вот тогда и были приняты эти решения, в том числе право выхода союзных республик из состава СССР. Правда, оговаривалось, что есть какие-то условия. Вообще-то, надо заметить, такого права у составляющих федеративного государства нигде нет. Даже в Швейцарии, в конфедерации — и там нет. В Америке нет, в Индии нет, в Бразилии нет. Ни в каких федеративных государствах права выхода у субъектов нет. А здесь его провозгласили. Это и послужило катализатором.
Я точно не знаю, как обстояло дело, когда Ельцин готовился к этим вопросам. Но дело в том, что после того, как народные депутаты Российской Федерации были избраны в январе-феврале 1990 года, если не ошибаюсь, первая сессия состоялась только в начале июня (съезд проходил с 16 мая по 22 июня — прим. «Ленты.ру»). Если бы сразу собрали сессию, Горбачев смог бы провести свои кандидатуры, как он хотел. А он фактически предложил Ельцину заняться какой-то деятельностью: эти демократы стали кучковаться, договариваться, рисовать свои планы. Поэтому в июне развернулась серьезная борьба за пост председателя. Если помните, соперником Ельцина был Иван Полозков. Ельцинисты оказались более подготовленными. Тогда же и я к ним примкнул: когда Ельцин предложил мне стать его первым заместителем, я тоже стал активно работать на него.
В общем, с небольшим перевесом мы тогда получили руководство Верховным Советом Российской Федерации. И в тот момент Ельцин достает, как говорят, из рукава Декларацию независимости Российской Федерации. И воодушевленные соответствующими решениями своих старших товарищей по парламенту СССР депутаты проголосовали за этот декрет. Правда, я внес туда некоторые изменения, потому что там были слишком жесткие формулировки. На самом деле ничего страшного там не было с точки зрения содержательной, потому что десять самых основных полномочий — Ельцин потом согласился со мной — мы решили оставить в ведении союзных властей. Это оборонный комплекс, внешнеполитические отношения, трубопроводы, железнодорожный, морской, речной транспорт, авиасообщение — то есть все структурообразующие функции оставались в ведении СССР.
А что Российская Федерация провозглашала в рамках своего суверенитета? Это общеэкономическая деятельность на территории РСФСР, вся торговля, вся легкая промышленность, разные товарообменные операции, часть внешнеэкономических связей, которые не касались первой сферы, то есть общесоюзных интересов. В общем, если разобраться, ничего страшного, разлагающего, дезинтегрирующего там не было.
Но эффект был в другом: само принятие этой декларации, ее пропагандистское значение, ее общеэмоциональное значение — ах, суверенитет провозглашается! Никто уже не вчитывался в содержание этого документа, всех интересовало только название. После чего началось развитие этих процессов, причем оно усилилось из-за того, что, к сожалению, мои попытки (вместе со многими товарищами из союзного парламента, аппарата и ЦК партии, с которыми у меня были давние связи) как-то сгладить противоречия между Горбачевым и Ельциным оказались безуспешными. В этой борьбе обе стороны использовали негодные средства.