зачем нужно международное право
Международное право и движущие силы истории
Председатель совета директоров компании «Гарант»
Что такое международное публичное право?
Право имеет множество определений, однако ни одна из дефиниций не является общепринятой. Тем не менее, все правоведы и философы признают наличие у права двух признаков – общеобязательности (действие права распространяется на всех) и гарантированности (исполнение требований права подкрепляется мерами принуждения).
Названия бывают обманчивы. Международное публичное право, хотя и именуется правом, не отвечает основным признакам понятия «право». Можно утверждать лишь, что международное публичное право – это особая правовая система, регулирующая отношения между государствами.
В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:
Изучение истории, в том числе новейшей, показывает, что принципы международного права в ряде случаев не согласуются друг с другом, применение их избирательно и непоследовательно.
Приведем несколько примеров. Принцип территориальной целостности государств противоречит принципу самоопределения народов. В частности, США и ряд стран Западной Европы готовы признать независимость Косово в соответствии с принципом самоопределения народов, но настаивают на принципе территориальной целостности государств в случаях присоединения Крыма к России и объявления независимости Южной Осетией.
Известно еще немало примеров, доказывающих, что в международном публичном праве, во-первых, не действует принцип общеобязательности: сильные государства могут по своей воле и, как правило, без последствий нарушать те или иные принципы международного публичного права; во-вторых, не работает принцип гарантированности: сильные государства не привлекаются к ответственности даже в случае очевидных грубых нарушений.
Таким образом, в международном публичном праве можно выделить одиннадцатый универсальный принцип – принцип двойных стандартов, согласно которому идеи обязательности и гарантированности реализуются сильными странами в отношении слабых, а международное публичное право может «подчинять» себе сильное в военном плане государство лишь до тех пор, пока это выгодно последнему.
Что является источником движения исторического процесса?
Фактически на протяжении всей истории человечества отношения между государствами являются отношениями силы, в которых сильная сторона либо навязывает свою волю слабой дипломатическими и/или экономическими методами, либо добивается своих целей военным путем.
Развитие человечества происходит в форме международной публичной конкуренции, т. е. конкуренции между странами. Далее для краткости будем именовать ее межгосударственной конкуренцией.
Межгосударственная конкуренция является движущим механизмом в истории. В результате межгосударственной конкуренции для создания более эффективной экономики и построения более сильного государства меняются общественно-экономические формации и формы государственного устройства. На одном временном отрезке могут сосуществовать государства с самыми разными характеристиками: феодальные, частнокапиталистические, государственно-империалистические, социалистические; федеративные, конфедеративные и унитарные; монархии абсолютные и конституционные; республики президентские и парламентские; демократии и тирании; огромные империи и страны-лилипуты. В ходе межгосударственной конкуренции одни государства развиваются и усиливаются (так как их устройство объективно является прогрессивным), другие (поскольку их устройство объективно неэффективно) исчезают или попадают в зависимость от сильных. Так происходит историческая эволюция и идет своеобразный исторический «естественный отбор» прогрессивных форм организации общества.
Межгосударственная конкуренция проявляется в самых разных формах, имея в конечном счете задачу подчинить конкурента своей воле. И если борьба между компаниями внутри страны ограничена рамками национального законодательства, то для государств на международных просторах ограничений практически нет: можно использовать военную силу (вспомним определение войны по К.Ф. Клаузевицу: «Война – это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю»), можно похищать деньги конкурента (весной 2019 года США и Великобритания «заморозили» золотой запас Венесуэлы, размещенный в их банках). Манипуляции валютными курсами и биржевыми ценами на важнейшие для экономики конкурента товары – это тоже обычные методы межгосударственной конкуренции. В ХХ веке стали применяться показавшие свою эффективность технологии подрыва конкурента «изнутри», за счет искусственной эскалации межнациональных, межэтнических, межконфессиональных и других внутренних противоречий, создания и финансирования «пятой колонны» внутри государства-соперника. Этими методами были разрушены СССР и Югославия, они стали бикфордовым шнуром для «цветных» революций в богатых нефтью арабских странах.
Для выживания в условиях то явной, то скрытой борьбы государству необходимы две точки опоры – конкурентоспособная и независимая экономика и надежная военная сила. Конкурентоспособной является эффективная экономика, обеспечивающая условия для хозяйствующих субъектов, которые выпускают необходимую стране продукцию, достаточную по количеству, качеству и номенклатуре. Только мощная экономика и армия, боеспособная и конкурентоспособная по отношению к военным возможностям других государств, могут обеспечить реальный суверенитет государства.
В случае если внутренние условия какой-то из стран тормозят ее экономику по сравнению с экономиками стран-конкурентов, то для экономически слабой страны неизбежны изменения – военным путем или через мирное принуждение. Либо возникает война, в ходе которой под контроль победителя переходит управление политикой и экономикой слабой страны, либо нужные сильной стране условия диктуются слабой стране путем дипломатического давления, либо путем революции в интересах сильной страны проводится смена режима в слабой стране, чтобы привести к власти марионеточное правительство, готовое передать контроль над внутренней политикой и экономикой сильному конкуренту.
Таким образом, межгосударственная конкуренция запускает механизмы замены экономически неэффективных форм хозяйствования на прогрессивные методы организации экономики.
Приведем несколько примеров из отечественной истории.
В середине XIX века в России крепостное право мешало развитию промышленности. Для перехода рабочей силы из деревни в город необходимо было освободить крестьянство, привязанное к земле и помещику крепостным правом. Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. выявило экономическое отставание России от стран Западной Европы, прежде всего Англии и Франции. Проведенные императором Александром II в начале 1860-х годов Великие реформы позволили начать в стране промышленную революцию. В результате в конце XIX века Россия вернулась в число сильных государств, однако к началу 1920-х годов снова сильно отстала от ведущих промышленных держав.
Для преодоления отставания в стране необходимо было провести индустриализацию, что было возможно только за счет повышения производительности труда в сельском хозяйстве и кардинального укрупнения сельскохозяйственных производителей. Таким образом из сельскохозяйственного производства высвободились миллионы крестьян, которые пришли в промышленное производство. В крупном плане (не без проблем, но грандиозные задачи никогда не решаются без ошибок) через коллективизацию в 1930-е годы задача была решена, к 1941 году СССР получил конкурентоспособную военно-промышленную экономику, что предопределило победу Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Развитие экономики и научно-технический рывок, сделанный СССР в 1950-е годы, позволили не только покорить космос, но и до конца ХХ века обеспечили мир не только в Советском Союзе, но и отсутствие катастрофических войн во всем мире. Потеря международной конкурентоспособности в экономике СССР в 1980-е годы привели к распаду великой державы в 1991 году.
Россия в межгосударственной конкуренции или каковы интересы Западного мира по отношению к России?
Отношение Западного мира к России неизменно с XVII века – наша страна является для Запада страной-конкурентом. Многие знакомы с фразой российского императора Александра III: «У России есть только два союзника – ее армия и флот», менее известны его слова: «У России нет друзей. Нашей огромности боятся». Единственный метод борьбы с «огромностью» – разделение большого единого целого на многие небольшие части. Политика западных стран, направленная на расчленение России, проводится с завидной последовательностью последние 200 лет.
В 1848 году будущий британский премьер-министр Г.Д. Палмерстон сформулировал циничный, но правдивый принцип британской политики: «У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг – защищать эти интересы».
Надо сказать, что актуальность этого принципа с XIX века нисколько не снизилась.
После поражений, нанесенных Россией Турции в кампаниях 1853 года, Англия и Франция вступили в Крымскую войну 1853-1856 гг., чтобы предотвратить окончательную победу России над Турцией и воспрепятствовать переходу черноморских проливов под ее контроль. Россия не смогла победить в войне против одновременно Англии, Франции и Турции. В результате по итогам Крымской войны от России были отделены земли, входящие в состав современной Молдавии.
Русские войска, разгромившие противника в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в результате давления Англии на российские власти остановились в Адрианополе, всего в 200 км от Стамбула, и не стали брать турецкую столицу. Беспрецедентное давление Англии объясняется тем, что покорение Стамбула могло бы обеспечить России контроль над черноморскими проливами.
В 1904 году при мощной дипломатической и экономической поддержке США и Англии Япония начала с Россией войну, закончившуюся поражением России и потерей ею южной части Сахалина и Курильских островов, были утрачены также права аренды на военно-морскую базу России в Порт-Артуре.
В ходе гражданской войны в СССР в 1918-1921 гг. западные страны сначала разделили Россию на зоны влияния (Дальний Восток – Японии, Украина – Германии, Северо-Запад – Англии), а потом оказывали помощь то белым правительствам, то большевикам, надеясь, что у власти окажется объективно слабейшая сторона, которая не сможет воссоздать Россию в границах Российской империи начала ХХ века.
Задачи Германии в войне, начатой ею против СССР 22 июня 1941 г., описал И. В. Сталин в обращении к советскому народу, опубликованном в газете «Правда» 10 мая 1945 года и посвященном Дню Победы в Великой Отечественной войне. И. В. Сталин указал: «Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться».
Идеи Гитлера удалось реализовать в 1991 году. Воспользовавшись слабостью экономики СССР, западные страны смогли разъединить советские республики. К счастью, распада России не произошло, удалось удержать в составе России и Татарстан, и республики Северного Кавказа, хотя принимались явные меры для их отрыва от России.
В XXI веке на межгосударственном уровне у России опять нет друзей. Не стоит расценивать это как трагедию: объективную реальность целесообразнее знать и учитывать. В существующих условиях межгосударственной конкуренции друзей у России и не может быть. В лесу у волка нет друзей – зайцы его боятся и убегают от него, а другие волки ненавидят за то, что он отбирает у них еду. Волки могут ненадолго объединяться в стаи, чтобы добыть очень крупного зверя, либо чтобы защититься от общего сильного врага.
В силу фундаментальных законов межгосударственной конкуренции на международной арене идет непрерывная борьба, в рамках которой Россия либо создаст одну из крупнейших и эффективных экономик в мире, подкрепленную значительной военной силой, либо будет разделена на несколько частей и подчинена странам с более прогрессивным способом хозяйствования.
Зачем нужно международное право
Чем сложнее устроен мир, тем проблематичнее государствам договариваться между собой. Появляются процедуры, институты, арбитры. И, конечно, все это ограничивает суверенитет.
Понятно, что приоритет международного права — не до такой степени ясный концепт. Многим действительно кажется, что это какая-то либеральная придумка, «ограничивающая суверенитет».
Давайте я попробую прям очень на пальцах объяснить, что такое приоритет наднационального права, зачем он нужен и почему закреплен во всех приличных конституциях.
Международное право, строго говоря, ровесник человечества.
Когда двум племенам наших далеких африканских предков пришлось впервые договориться с тем, чтобы вырезать третье племя побольше, — тогда оно и родилось.
Что нам для этого нужно: вожди (старейшины, шаманы, и т. п.) должны встретиться и договориться (т.е. создать надплеменной институт, пусть и одноразовый), оба племени обязаны соблюдать условия договора (т.е. ввести приоритет решения надплеменного института — мимо бежит вкусная лань, а надо помогать союзнику вырезать врагов).
Приоритет международного права — это сама основа мироздания. Любой договор между двумя любыми субъектами (физическими, юридическими лицами, странами, планетами, галактиками) ограничивает свободу этих субъектов внутри себя.
Простейший пример: вы договорились с девушкой о свидании в 19:00. Договор с девушкой стоит в приоритете над вашими желаниями, ограничивает вашу свободу. Если вы поставите свои желания выше договора, не соблюдете приоритет, суверенно отправитесь с друзьями в бар, то будете подвергнуты санкциям — останетесь в компании с правой рукой.
Людям, взявшим ипотечный кредит, мне кажется, не стоит объяснять, каков у этого договора приоритет и до чего значимо он ограничивает вашу свободу в принятии решений.
С усложнением мира, государствам уже недостаточно единожды договориться (о безвизовом режиме, свободе торговли, военном союзе, etc.), им нужны постоянно действующие институты, вырабатывающие и следящие за исполнением общих правил.
Если у нас безвиз и вообще нет физической границы — то бельгийская полиция должна ловить французского душегуба сразу, не дожидаясь, пока тот кого-нибудь зарежет в ее юрисдикции. Нужна постоянная структура, система обмена информацией, национальное законодательство не должно явно противоречить как другу-другу, так и совместным процедурам. Не может такого случиться, что Бельгия скажет: «Слушайте, а у нас душить старушек — легально, они свое отжили, идите лесом».
Чем глубже вы в союзе, договоре, конфедерации — тем сильнее наднациональные институты, тем меньше у вас пространства для творчества. Сторонники «Брекзита», возможно, грезили о мире, где визы и пошлины работают по типу клапана — только в одну сторону, — но это невозможно.
Мы не будем уходить в дебри организации международного правосудия, оно много для чего нужно, не ЕСПЧ единым, но концепт тот же.
Главный принцип, без которого никакой международный арбитр не может работать: все стороны обязуются соблюдать его решения. Т.е. обязаны внести соответствующие нормы в свое законодательство. Не может такого быть, что для сторон процесса решение суда имеет неравный статус.
Точно так же, как если судья на поле поднимает красную карточку — это не может означать удаление для «Спартака», а в случае «Зенита» — на усмотрение тренера.
— Ограничивает ли приоритет международного права национальный суверенитет?
— Да, конечно.
— Возможны ли любые международные отношения, безотносительно формы, при безграничном суверенитете их участников?
— Конечно нет.
Прочитать оригинал поста можно здесь.
Зачем нужно международное право?
Многим из нас словосочетание «международное право» ни о чем не говорит и представляется чем-то далеким и малопонятным. Мы решили написать эту статью, чтобы объяснить, зачем нужна система межгосударственных правовых отношений и что она собой представляет.
Понятие международного права
История межгосударственных отношений насчитывает сотни веков. Система международного права зародилась около четырех тысяч лет назад, когда первые древние государства начали налаживать между собой общественно-экономические связи. Человечество быстро осознало: подобные контакты между странами должны регулироваться, поэтому стали вырабатываться определенные правила межгосударственных отношений.
Постепенно нормы международного права были введены во всех сферах и отраслях межгосударственных отношений: экономике, политике, культуре и пр. Сегодня международное право представляет собой комплекс норм и принципов, целью которых является упорядочение отношений между субъектами права — суверенными государствами и образованными ими международными организациями.
Примером может служить существующий в современном обществе запрет на нарушение государственного суверенитета: посягательство одной страны на территориальную целостность другой считается нарушением правовых норм.
В качестве метода наказания мировое сообщество применяет к нарушителям экономические санкции. Сейчас подобное происходит с Российской Федерацией: Евросоюз считает ее участницей конфликта на востоке Украины и пытается воздействовать на Россию путем применения торговых ограничений.
Субъектом межгосударственного права становится любая страна, подписавшая хотя бы одно международное соглашение, а также межгосударственные общественные организации (ООН, ВТО, НАТО и пр.), которые, по сути, являются добровольными межгосударственными объединениями.
Субъекты международного права должны действовать в рамках правового поля, иначе рискуют оказаться в числе аутсайдеров, лишенных прав и привилегий. Вспомним историю Третьего Рейха и его преступлений против человечества. Германия в 1945 году после проигрыша во Второй мировой войне понесла тяжкое наказание: ее территория была разделена, а страны-победительницы получили внушительную «контрибуцию», надолго ослабив экономику страны.
Юристы выделяют три основные направления международного права: публичное, частное и наднациональное. О каждом из них расскажем чуть подробнее.
Международное публичное право
Задача международного публичного права заключается в регламентировании взаимоотношений между государствами и международными организациями. В теории все просто, а как это выглядит на практике? Многие из нас знают о существовании Европейской конвенции по правам человека. Государства, ратифицировавшие ее, обязаны соблюдать прописанные в этом документе нормы, иначе могут стать ответчиками в Европейском суде и понести наказание.
Публичное международное право представлено отраслями:
Международное частное право
Упоминаемое нами ранее международное частное право охватывает ту часть норм внутреннего законодательства, которые осложнены иностранным элементом.
Поясним на примере. Вам необходимо заключить договор на покупку оборудования с поставщиком, который территориально находится в другой стране. Зарубежное местонахождение предприятия-партнера и есть наличие иностранного элемента. Текст соглашения вам придется разрабатывать с учетом законодательства обеих стран.
Международное наднациональное право
Иногда государства сознательно ограничивают некоторые свои права, делегируя часть своих полномочий какой-либо наднациональной организации. Это проявление наднационального права.
Показательным примером может служить образование Евросоюза, повлекшего за собой выработку единой политики в сфере торговли и регионального развития. Другими словами, все члены этого объединения должны торговать по правилам, установленным Евросоюзом, и разрабатывать внутреннюю стратегию развития, следуя нормам, принятым Европарламентом.
Международное право: принципы
Принципы международного права письменно закреплены в Уставе ООН и лежат в основе всех межгосударственных соглашений. Международные конвенции, акты, договоры могут изменяться, принципы — никогда.
На сегодня их насчитывается десять, и они касаются защиты прав человека, соблюдения территориальной целостности государства, безусловного выполнения обязательств, оговоренных в международных соглашениях и контрактах, равноправия народов и невмешательства во внутреннюю политику суверенных государств.
Международное право — важная составляющая международных отношений, без которой невозможно плодотворное сотрудничество государств и их развитие.
Насколько реально сегодня соблюдать международное право, смотрите в предлагаемом сюжете:
Роль и значение международного права
Вы будете перенаправлены на Автор24
Роль международного права
Международное право выступает в качестве совокупности юридических принципов и норм, которые регулируют отношения между государствами, а также иными субъектами права. При этом все субъекты являются носителями прав и обязанностей в международно-правовом формате.
Права и обязанности сторон устанавливаются международно-правовыми нормами, а также предписаниями в данной сфере.
Статья 15 Конституции РФ говорит о наличии общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров. Международное право имеет приоритет по отношению к национальным нормам. Международные договоры должны быть ратифицированы в форме федерального закона, только тогда они применяются. Межправительственные и иные соглашения не обладают приоритетом в сфере национального законодательства.
Современное международное право характеризуется разнообразием международно-правовых отношений в различных сферах:
Отношения между государствами развиваются в рамках заключенных международных договоров, а также при взаимодействии с международными организациями, неправительственными учреждениями, различными транснациональными корпорациями, а также рядом физических и юридических лиц. Взаимодействие между данными субъектами осуществляется как в двухстороннем порядке, так и на международной арене.
Значение международного права основывается на системе международных отношений. В узком смысле слова она включает в себя отношения, которые осуществляются участниками, то есть субъектами международного права. Основная задача данных субъектов:
Готовые работы на аналогичную тему
Значение международного права
Международное право используются для регулирования различных категорий международных отношений. В первую очередь, здесь необходимо выделить разграничение на публичную сферу отношений и частную сферу. Так, первая сфера отношений регламентирует правоотношения, которые возникают между такими субъектами, как государства, международные организации и касаются публичной сферы, то есть вопросы заключения международных договоров, освоения морского и космического пространства, сферы международного сотрудничества, ответственность сторон за нарушение деликтов и так далее.
Публичная сфера отношений затрагивает широкий спектр правовых отраслей, также свою очередь характеризующихся публичностью. Например, это отрасли международного уголовного права, международного уголовно-процессуального права и так далее. Международное частное право рассматривает сферу гражданско-правовых и предпринимательских от отношений. То есть данная сфера рассматривает именно частные отношения, возникающие между субъектами, один из которых осложненным иностранным элементом, либо иностранными физическими и юридическими лицами.
Значение международного права в данном случае заключается в необходимости урегулирования общественных отношений, осложненных иностранным или иными сложными элементами. Международное право направлено на стабилизацию отношений между различными государствами в различных сферах. Именно с его помощью возможно мирное сосуществование в мировом сообществе. Международное право также направленное на урегулирование возникающих конфликтов мирными путями за счет создания общепринятых норм принципов и норм международного права. Все государства должны подчиняться общепринятым принципам международного права, составляя на их основе свою внутреннюю нормативно-правовую базу. Таким образом, достигается соответствие единым стандартам, что делает возможным распространение принципа справедливости на всех континентах Земли. То есть создается единое правовое поле.
Сущность международного права
Сущность международного права заключается в необходимости закрепления международно-правового статуса субъектов международно-правовых отношений. За счет такого закрепления субъекта получают право и обязанности, то есть правоспособность. Это дает им возможность в полной мере функционировать на международной арене, представлять свои права и интересы и права интересы своих народов, пользоваться иммунитетами и привилегиями на международной арене исходя из того перечня, которые определяют страны участники.
Международно-правовым статусом могут пользоваться также некоторые политико-территориальные образования. Например, к ним относятся вольные города и города-государства.
Вольные города представляют собой такие самостоятельные территориальные и политические образования, в которых установлен политический режим, на основании договора и их правовой статус гарантирован государствами или международными организациями. Например, такой статус в 1971 году имел Западный Берлин.
Ватикан является городом-государством, что обуславливает его весьма необычный правовой статус, рассматривая его в качестве международного центра католической церкви. В силу обычаев, которые сложились в международном праве, Ватикан выступает в качестве субъекта международно-правовых отношений. Кроме того, он сотрудничает с международными организациями, имеет право на подписание международных договоров и так далее.
Возможно также создание так называемых конфедераций, то есть международно-правовых объединений, состоящих из государств, которые координируют свои действия совместно, особенно в сфере внешней политики, а также в сфере военной политики. Однако в классическом виде Конфедерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конфедерация подробнее не выступает в качестве субъекта международного права, лишь ее члены, то есть государства, входящие в ее состав, обладают правосубъектностью.