зачем нужно пособие по безработице
Пособие по безработице
ImageFlow / Shutterstock.com |
Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.
Статус безработного
Чтобы гражданина признали безработным, он должен:
Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.
К последним относятся:
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).
В течение какого периода выплачивается пособие по безработице
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).
Пособие не может выплачиваться более 6 месяцев в течение 12 месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Те граждане, которые впервые ищущих работу, стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, или были уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, а также те, кто был уволен по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоял в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, могут получать пособие по безработице не более, чем за три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (п. 4 ст. 31 закона о занятости).
Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).
Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается
Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.
Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).
Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.
Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до одного месяца. Такое возможно, например, в случаях:
При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в период выплаты пособия по безработице.
Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:
Размер пособия по безработице
Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.
При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 календарных недель (п. 1 ст. 30 закона о занятости).
Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).
А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).
По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:
При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. (п. 1 ст. 33 закона о занятости).
Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:
Служба занятости ограничивает размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).
Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (ст. 34.1 закона о занятости).
С 1 января 2019 года дополнительная помощь оказывается и гражданам предпенсионного возраста, оставшимся без работы. Так,если они состояли в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, то пособие по безработице начисляется в следующем размере:
Особые условия предусмотрены для тех граждан, которые имеют страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно. Для них период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом, период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Аналогичное правило исчисления периода выплаты пособия действует для тех, кто имеет указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ст. 34.2 закона о занятости).
Материальная помощь безработным
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.
Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:
Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.
Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.
Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.
Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП «Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»).
Что дает статус безработного
Роструд в конце прошлого года прогнозировал рост количества официально зарегистрированных безработных в связи с увеличением размера пособия, особенно для людей предпенсионного возраста.
Новый максимальный размер ежемесячного пособия по безработице — 8000 рублей, а минимальный — 1500 рублей. Кроме того, введен особый максимальный размер пособия для тех, кому остается не больше пяти лет до достижения пенсионного возраста (для «предпенсионеров»). В 2019 году это мужчины от 55,5 года и женщины от 50,5 года. Для них максимальное ежемесячное пособие по безработице — 11 280 рублей. Новые размеры утверждены постановлением Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375.
Пособие в максимальных размерах полагается далеко не всем безработным (есть дополнительные условия для его назначения), а минимальный размер вряд ли сам по себе может послужить стимулом для оформления статуса безработного. Однако за официальным статусом идут не только ради пособий, но и ради других мер поддержки.
Какие преимущества, кроме пособия, дает статус безработного
Помимо пособия по безработице, региональные законы могут предусматривать и другие меры поддержки безработных. Например, в Москве можно рассчитывать на льготы при оплате проездного билета на общественный транспорт.
Если поиски работы оказались бесперспективными, с помощью статуса безработного можно изменить свой профессиональный вектор, а людям в возрасте — раньше получить статус пенсионера.
1. Досрочная пенсия
Когда человек предпенсионного возраста лишается работы в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности штата и у него не получается найти новую работу, по предложению центра занятости ему могут оформить пенсию досрочно. А именно — на два года раньше (ст. 32 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). В 2019 году такая возможность есть у мужчин в возрасте от 58,5 года и у женщин в возрасте 53,5 года.
По достижении пенсионного возраста можно переоформить вместо досрочной обычную пенсию по старости.
Получение досрочной пенсии возможно при соблюдении ряда условий:
2. Бесплатное переобучение или повышение квалификации
Безработные имеют право получить в центре занятости направление на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по профессиям и специальностям, которые пользуются спросом на рынке труда (ст. 12 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»).
Для направления на обучение есть четыре основания (ст. 23 закона о занятости населения):
Приоритетное право на профессиональное обучение предоставлено безработным, которые числятся в этом статусе уже полгода.
Для безработных применяются интенсивные и краткосрочные образовательные программы сроком от 6 до 12 месяцев.
Не стоит думать, будто речь идет только об обучении дефицитным сейчас рабочим специальностям. Например, в Московском центре занятости перечень приоритетных направлений обучения в 2018 году включал также веб-программирование и создание веб-сайтов, веб-дизайн, интернет-маркетинг, компьютерную графику, кадровое делопроизводство и кадровый менеджмент, финансовый менеджмент, логистику, бухгалтерский учет. Кроме того, в перечень входило обучение медицинскому массажу, профессиям парикмахера, кондитера, швеи — всё это навыки, полезные независимо от того, будете ли вы потом работать по данному направлению.
Кстати, предпенсионерам не обязательно вставать на учет в качестве безработных ради бесплатного переобучения. Специально для них разработана особая программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, она утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 3025-р. Правда, субъекты Российской Федерации должны будут еще принять собственные программы на ее основе. Поэтому стоит уточнить про програмы обучения в своем центре занятости.
Кому какой размер пособия полагается и как долго его платят
Тех, кто встает на учет в службу занятости в качестве безработного, закон о занятости населения делит на три группы.
К первой группе относятся те, кто еще не достиг предпенсионного возраста и:
В этом случае пособие платят максимум шесть месяцев в течение года. Формально размер ежемесячного пособия считается в процентах от среднего заработка по последнему месту работы. Но фактически применяется верхний предел — это и есть максимальный размер пособия. Проще говоря, даже если ваша официальная зарплата на последнем месте работы превышала 100 тыс. рублей, максимальный размер пособия будет 8 тыс. рублей.
Ко второй группе относятся граждане предпенсионного возраста, которые в течение года до начала безработицы официально где-то работали в общей сложности не меньше 26 недель и были уволены не «по статье».
У них тоже размер ежемесячного пособия считается в процентах от среднего заработка по последнему месту работы, но фактически применяется максимальный предел — 11 280 рублей. Эта категория безработных может получать пособие максимум в течение 12 месяцев. В некоторых случаях — даже дольше, но не более 24 месяцев суммарно в течение трех лет (только для предпенсионеров с большим страховым стажем: у женщин — от 20 лет, у мужчин — от 25 лет).
К третьей группе относятся все остальные случаи. Например, если вы ищете работу впервые или у вас перерыв в работе больше года, либо вы отработали в течение года меньше 26 недель или вас уволили «по статье». В подобных ситуациях даже предпенсионеры могут рассчитывать только на минимальный размер пособия — 1500 рублей.
Особая категория — люди, недавно уволенные по сокращению штата. Им важно встать на учет в качестве безработных в течение двух недель после увольнения. Тогда, если подходящая работа не найдется через два месяца, можно будет получить от бывшего работодателя третью выплату в размере среднего заработка, сверх двух уже полученных (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).
Как получить официальный статус безработного
Чтобы получить пособие и другие меры поддержки для безработных, надо встать на учет в службу занятости. Это не трудно. Из документов понадобятся:
Обращаться нужно в центр занятости, к которому вы относитесь по месту своей регистрации. Найти его адрес и контактные данные вашего центра можно на сайте Роструда.
Какие обязанности и ограничения предполагает статус безработного
После получения статуса безработного нужно регулярно посещать центр занятости для перерегистрации в сроки, которые вам назовут (обычно — два раза в месяц). Если в очередной раз не придете, оправдаться можно только официальным больничным листом или другими столь же убедительными доказательствами уважительных причин. Иначе потеряете пособие.
Центры занятости существуют не только для назначения безработным пособия, но в первую очередь для того, чтобы помочь им трудоустроиться. В течение 10 дней после обращения в центр с необходимыми документами вам должны предложить работу. И только если подходящей работы не найдется, не позднее 11-го дня вас признают безработным и назначат пособие. Но дальше вам будут снова предлагать подходящие вакансии. И вы не вправе отвергать их необоснованно, иначе тоже можете лишиться пособия.
Вы обязаны сходить на собеседование по направлению центра занятости, даже если уже по описанию вакансии видите, что это не ваш вариант. В случае неявки вам снизят размер пособия на 25%.
А если вы дважды откажетесь от предлагаемых подходящих вакансий — подходящих по смыслу закона, а не по вашим предпочтениям, — то вам приостановят выплату пособия.
Это не значит, что сразу встает выбор: пойти на вторую же предложенную работу, даже если она не нравится, либо потерять пособие. Если вам предложат вакансию, но она вас не устроит, главное — прийти на собеседование с потенциальным работодателем и получить от него на вашем направлении письменный отказ. Ведь не факт, что они готовы будут вас принять.
Проще говоря, вам, возможно, придется реагировать на те варианты, на которые вы при обычном поиске работы по своим каналам не обратили бы внимания. Дело не в том, что у центров занятости не бывает хороших вакансий — вакансии вполне обычные. Проблема в том, что «подходящая работа» в понимании закона о занятости — совсем не то же самое, что считаете для себя подходящей работой вы сами.
Другие риски потери пособия
Еще один нюанс: тем, кто встал на биржу труда после длительного перерыва в работе (больше года), уже в конце первого месяца официальной безработицы могут предложить поучаствовать в общественных работах. Как правило, это неквалифицированный труд — например, по очистке и озеленению территории. Отказаться, конечно, можно, но выплату пособия в таком случае приостановят.
Еще можно остаться без пособия, если после неудачных попыток устроить вас на работу вам предложат пройти переобучение, а вы откажетесь, либо если вы самовольно бросите учебу, на которую вас направит центр занятости, или образовательная организация вас исключит по вашей вине (например, за прогулы занятий).
Какую работу предлагают безработным в центрах занятости
У центров занятости нет особенных вакансий, которых больше нигде не найдешь и нет «волшебных кнопок» для воздействия на потенциальных работодателей, чтобы те взяли именно вас. Трудоустройство людей в возрасте и, наоборот, молодых без опыта работы для центра занятости — такая же трудная задача, как и для самих соискателей. Центр занятости может стать одним из каналов поиска работы, но в любом случае залог успеха — ваша собственная активность в поиске.
Пожалуй, самое большое опасение, удерживающее тех, у кого не получается найти работу, от обращений в центры занятости — что человеку с высшим образованием и солидным опытом работы по его специальности будут предлагать вакансии, например дворника или уборщицы. Такое действительно может случиться, но лишь в определенных случаях.
Согласно статье 5 закона о занятости есть три критерия подходящей работы:
1. Работа соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы).
Этот критерий действует при условии, что вы встали на учет в течение 12 месяцев после последнего увольнения и уволили вас не «по статье» (то есть не за виновные нарушения). Бывают ситуации, когда независимо от вашей квалификации и предыдущего опыта подходящей для вас будет считаться любая работа, в том числе общественная, не требующая предварительной подготовки. В частности, так происходит, если у вас перерыв в работе уже больше года или вы были не наемным работником, а индивидуальным предпринимателем либо вас в течение последнего года больше одного раза увольняли за нарушения (ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»).
Рассказывает Ольга Л.: «Я по образованию юрист, больше десяти лет работала в юрдепартаменте крупной компании. А потом засела дома с детьми на семь лет. После этого найти работу самостоятельно я не смогла — к бывшим однокурсникам и коллегам за помощью обращаться стеснялась, а незнакомых работодателей смущало, что я давно не в теме, многие новшества прошли мимо меня, плюс возраст — 42 года. Но и, например, секретарем в районный суд за 18 тыс. рублей, с нагрузкой с утра до ночи я не хотела, даже не открывала такие вакансии, когда искала работу сама. Ирония судьбы: когда я встала на учет в центре занятости, первое, что мне предложили, — как раз вакансия секретаря суда. Другие вакансии по юридической специальности тоже были, но там знакомая история — работодателей не устраивал мой перерыв в опыте и, подозреваю, возраст. Всё это я уже и сама проходила. Тем, кто ищет работу после значительного перерыва, можно предлагать работу не по профилю, и очень скоро мне предложили поработать библиотекарем. Я отказалась, и на этом моя история с центром занятости закончилась. Работу я в итоге нашла сама».
2. Работа отвечает требованию транспортной доступности.
Максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного центры занятости определяют с учетом развития сети общественного транспорта в конкретной местности. Если это полтора часа езды на общественном транспорте в одну сторону, то аргумент, что лично вы привыкли работать в шаговой доступности от дома, в расчет не принимается.
3. Работа предполагает заработок не ниже величины прожиточного минимума в вашем регионе.
Иными словами, нельзя отказываться от предлагаемой работы только потому, что зарплата там в разы меньше того уровня, к которому вы привыкли.
Получается, что официальный статус безработного может быть выгоден следующим категориям:
В остальных случаях лучше искать работу. Здесь вы найдете много советов, как это сделать. А здесь — советы по оформлению резюме.
Научно-
образовательный
портал IQ
Не платить, чтобы работали
В России, в отличие от многих развитых стран мира, государство готово оказывать финансовую поддержку всем зарегистрированным безработным. Однако размер этой помощи настолько мал, что большинство нетрудоустроенных ей пренебрегают. С другой стороны, именно такой государственный подход стимулирует не засиживаться без дела и быстро находить новую работу. Ученые Центра трудовых исследований ВШЭ посмотрели, как обходятся с безработными в других странах, и предложили меры по усовершенствованию этого института российского рынка труда.
Пособие по безработице — это один из государственных инструментов социальной политики. Его задача — поддержать покупательную способность нетрудоустроенных граждан и помочь им найти работу, соответствующую их профессиональному уровню. Размер пособий и продолжительность их выплат должны быть оптимальными, чтобы, с одной стороны, стимулировать людей активно искать работу, с другой — не вынуждать их соглашаться на первое попавшееся предложение.
Символичный жест
В России прожить исключительно на пособие по безработице практически невозможно. С 2009 по 2018 годы их размер не менялся и составлял от 850 до 4900 рублей в месяц, и большинство зарегистрированных безработных получали его именно в минимальном размере. Согласно новой редакции закона о занятости, вступившей в силу в 2019 году, максимальный размер пособий увеличился до 8000 рублей в месяц, что тоже в лучшем случае достигает 70% прожиточного минимума (размер которого в 2019 году был равен, примерно, 11000 рублей). Минимальный размер пособия составил 1500 рублей. Выплачивается оно, как правило, на протяжении полугода. Есть исключение для безработных предпенсионного возраста (кому до выхода на пенсию осталось не более пяти лет): им целый год платят по 11280 рублей в месяц.
Большинство россиян, потеряв работу, не регистрируются в службе занятости.
Из 3,6 млн безработных только 690 тыс. человек встали на учет в 2018 году, по данным Роструда. Следовательно, большинство не полагается на эти выплаты, несмотря на то, что в России, в отличие от многих других стран, пособия выплачиваются практически всем зарегистрированным безработным вне зависимости от их возраста, трудового стажа и причины увольнения.
С другой стороны, небольшие пособия способствуют высокой мобильности трудовой силы. Россияне избегают статуса безработного и стараются искать новое место занятости, не покинув предыдущее или находясь в состоянии так называемой экономической неактивности — не трудоустроенными, но и не безработными. Более половины соискателей находят новую работу за год, но та не всегда соответствует уровню образования и квалификации работника. Соглашаться на нее людей вынуждает финансовая необходимость — в том числе из-за отсутствия достаточной поддержки со стороны государства. Такая ситуация способствует увеличению разрыва доходов населения и дальнейшему распространению неформальной занятости в России.
В других странах тоже непросто
Что касается мирового опыта, то на примере 22 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития — это большинство развитых стран мира, — видно, что за последние два десятилетия доля получателей пособий по безработице постоянно снижается. В среднем она составляет 30%, однако между странами есть существенные различия. Так, по данным 2016 года, в Финляндии, Франции и Бельгии пособия получали более 80% безработных, в то время как в Испании, Венгрии и Ирландии — менее 20%.
Как безработица влияет на политическую дестабилизацию в Западной и Восточной Европе
В целом в странах ОЭСР, в отличие от России, безработные подразделяются на разные категории, и выплаты полагаются далеко не всем. Во-первых, важен стаж. Если он не достигает достаточного минимума, то претендовать на получение пособий невозможно. С учетом популярности проектных (временных) работ, эта категория безработных увеличивается. Кроме того, учитывается причина, по которой человек остался без работы. Если он уволился по собственному желанию, то пособия также не полагаются.
Исследователи отмечают, что в странах ОЭСР власти хотят, чтобы пособия стимулировали людей активно искать новую работу. Поэтому в основном выплаты назначаются только тем безработным, кто готов приступить к работе незамедлительно.
Хотя есть и другие, более малочисленные, категории получателей пособий. Например, те, кто имеют частичную занятость. В некоторых странах ОЭСР закон позволяет им в течение определенного времени рассчитывать на выплаты по безработице. Так, в Швейцарии и Бельгии около четверти получающих пособия — это фактически работающие.
Среди других категорий — молодые матери, работники предпенсионного возраста и те нетрудоустроенные, которые участвуют в программах служб занятости (например, проходят переобучение) и поэтому временно прекратили поиск работы, — им также полагается материальная поддержка государства.
Осознанный выбор или экономическая необходимость?
В среднем в странах ОЭСР размер пособия достигает 56% от получаемой ранее зарплаты. В одних странах он выше (Люксембург, Швейцария — более 80%), в других ниже (Великобритания, Чехия — порядка 30%).
Продолжительность выплат пособий также варьируется в зависимости от страны и категории безработного. Наименьший срок (три месяца) отмечается в Венгрии, наибольший — до трех лет — в Исландии и Дании. В Бельгии при условии наличия детей в семье пособия выплачиваются бессрочно.
Что говорит наука
Пособия по безработице, их размер и срок выплат оказывают существенное влияние на рынок труда. Так, исследование австрийского рынка труда показало, что повышение пособия на 4,2% ведет к увеличению длительности пребывания в состоянии безработицы на 2–3 дня. А сам только факт получения пособия уменьшает вероятность нахождения работы на 5–9%.
С другой стороны, ограниченный размер пособий и сокращенный срок их выплат приводят к тому, что соискатель устраивается на работу с более низким окладом, чем у него был раньше, и это ведет к усилению неравенства заработков населения.
Что касается российской системы поддержки безработных, то, по мнению вышкинских исследователей, она нуждается в реформировании. В частности, следовало бы увеличить размер пособий и ввести критерии их получателей, которые бы зависели от профессионального стажа, успешного прохождения переобучения и активности человека в поиске новой работы.
IQ
Анна Зудина, научный сотрудник Центра трудовых исследований ВШЭ