зачем придумали школьную форму

От гвардейских мундиров — к стильным костюмам: экскурс в историю школьной формы

зачем придумали школьную форму

Прародитель школьной формы

Некоторые исследователи считают первой школьной формой в России костюмы учеников Императорского воспитательного дома в Москве — крупнейшего в стране приюта для сирот, — введённые в конце XVIII века. Обязательной форма была и во многих сиротских школах для детей мещан и крестьян. Свою униформу получили и воспитанницы институтов благородных девиц и других женских закрытых учебных заведений.

зачем придумали школьную форму

Следующий шаг сделал император Александр I в начале XIX века, призвав чиновников унифицировать российское образование. 26 января 1803 года были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения». Они не касались ученической одежды, но большинство отечественных гимназий вскоре ввели костюмы, в основном похожие на студенческую форму университетов. Так, пансионеры при Московском университете носили тёмно-синие мундиры с малиновыми воротниками, а воспитанники Одесской гимназии — однобортные синие мундиры [1].

XIX век: попытки унификации, постоянные нововведения

Общепринятой датой рождения школьной формы считается 27 февраля 1834 года, когда Николай I издал «Указ о гражданских мундирах». Параграф 88 гласил: «Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством министерства Народного просвещения состоящих, иметь мундир тёмно-зелёного сукна с тёмно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные тёмно-зелёные с околышком по цвету воротника» [2].

Впоследствии официальные фасоны неоднократно менялись: наиболее крупные обновления гимназической формы исследователи моды выделяют в 1855, 1864, 1868, 1871 и 1881 годах. До 1870-х годов доминирующим цветом школьных мундиров был тёмно-зелёный, затем — различные оттенки синего (за это гимназистов уничижительно звали «сизяками» или «синей говядиной»), изредка встречался серый. Изменения также касались кантов и выпушек (цветных вставок), арматуры (металлических значков с аббревиатурой учебного заведения или символами профессий; они обычно крепились на околыше фуражки и воротнике тужурки), пуговиц, поясов и других элементов костюма. Но общий принцип оставался незыблем: форма учащихся, как и чиновников, в значительной степени копировала современные военные мундиры.

зачем придумали школьную форму

Установленные «свыше» образцы чаще всего играли роль парадной формы; будничные костюмы учебные заведения могли определять самостоятельно. Особенно отличались в этом отношении негосударственные училища и гимназии. В качестве примера можно привести рапорт председателя совета Московской практической академии коммерческих наук генерал-губернатору П.А. Тучкову от 13 апреля 1861 года:

«С согласия бывшего попечителя академии графа Закревского, выраженного в предписании от 9 января 1856 года за № 169, установлена для воспитанников академии следующая форма обмундирования: однобортный полукафтан тёмно-зелёного цвета по образцу, назначенному для гражданских чиновников, с гладкими металлическими пуговицами, стоячим откошенным суконным тёмно-зелёного цвета воротником, с красной выпушкой по краям воротника и золотыми петлицами, с выпушкой на обшлагах и карманах, брюки тёмно-зелёные.

Между тем постоянно носить форменную одежду оказывается для воспитанников неудобным, а потому Совет академии входил с представлением в Общество любителей коммерческих знаний об установлении для воспитанников будничной одежды, а именно: для первых трёх классов куртку, для 4-х и 5-х — коротенький сюртук с серыми шароварами, а для воспитанников 6-х, 7-х и 8-х классов обыкновенный двубортный сюртук с чёрными брюками, на что Общество изъявило свое согласие с тем, чтобы означенная одежда для воспитанников была введена постепенно, нынешняя же форма оставлена праздничною.

Донося об этом Вашему Высокопревосходительству, Совет академии на основании п. 51 Устава академии имеет честь испрашивать разрешения Вашего на введение для воспитанников означенной будничной одежды» [3].

Форма как репутация

Гимназическую форму предписывалось носить практически постоянно — по ней учащихся узнавали на парадах, в театре и церкви, на праздничных и торжественных мероприятиях. Это помогало школьным инспекторам следить за поведением детей и подростков, которое должно было соответствовать строгим правилам учебных заведений. Например, многие из них ввели комендантский час, после которого гимназисты не имели права выходить из дома или появляться в общественных местах, зачастую даже в сопровождении взрослых. В повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» говорится: «На другой день на большой перемене в класс вошёл наш классный наставник. Он потребовал мой дневник и на кондуитной страничке написал: “Воспитанникам средних учебных заведений воспрещается посещать кафе, хотя бы и с родителями”».

зачем придумали школьную форму

Следили инспекторы и за опрятностью и аккуратностью подопечных. Дисциплинарное наказание могло последовать за любое нарушение — невыглаженные брюки, плохо пришитые пуговицы, грязные ботинки, сдвинутую на затылок фуражку и так далее. Впрочем, строго придерживались правил в основном младшие ученики. Старшие гимназисты, несмотря на возможные последствия, позволяли себе разные вольности: мяли фуражки, ломали козырьки, носили шинели «на плечо» (не вдевая руки в рукава) и даже выводили мелом или чернилами инициалы возлюбленных на гимнастёрках или куртках.

Женское образование развивалось в России медленнее, чем мужское, потому и соответствующие каноны появились гораздо позднее. Некоторые гимназии начали вводить уставные платья в 1880-х годах, но официальное положение о форме для девочек появилось только в 1896 году. Повседневные платья были самого простого покроя — глухие (закрытые), одноцветные, чаще всего коричневые. Шили их из камлота — мягкой шерстяной ткани с добавлением шёлка, в дополнение шёл чёрный шерстяной фартук. В парадной форме одежды его заменяли белым. Кроме того, разрешалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если позволяли средства родителей.

Из воспоминаний гимназисток можно узнать, что школьная форма отличалась по фасону и цвету не только в разных заведениях, но даже в разных классах. Младшие девочки носили тёмно-синие платья, ученицы средних классов (12–14 лет) — цвета морской волны, а выпускницы — коричневого. Общепринятым было лишь требование опрятности: следовало содержать платье в чистоте (особенно белый воротник), не носить его дома и ежедневно разглаживать.

зачем придумали школьную форму

XX век: отмены и повторы

В конце XIX — начале XX века школьная форма получает распространение не только в общеобразовательных, но и в профессиональных (технических) учебных заведениях. Подтверждение находим в циркуляре Министерства народного просвещения 1903 года:

«I. Для учащихся в средних технических училищах установлена следующая форменная одежда.

1) Полупальто (тужурка) чёрного сукна, двубортное, с 12 металлическими золотыми гладкими пуговицами, по шесть на каждом борту, с отложным воротником, плотно застёгивающимся около шеи на крючок, с петлицами из чёрного сукна с пуговицами и с установленными знаками технических училищ, с синим кантом по воротнику, обшлагам рукавов и петлицам. При тужурке обязателен галстук из чёрного сукна, военного образца.

Примечание. Кроме этой одежды, для классных чертёжных занятий вводятся блуза-куртка из чёрного сукна со стоячим воротником и со знаком училища на концах воротника и рабочая форма для мастерских — синяя блуза-рубаха с поясом из ремня.

2) Пальто чёрного сукна с клапанами, с такими же петлицами и кантами на воротнике и обшлагах, как в тужурке.

3) Шаровары из чёрного сукна на выпуск. При летних практических занятиях ученики носят шаровары в сапоги.

4) Фуражка (с козырьком) чёрного сукна с таким же околышем и синими кантами на тулье и околыше.

Примечание. На околыше фуражки помещается позолоченный металлический знак, составленный из циркуля, разводного ключа, молотка и треугольника. Такой же знак меньшего размера нашивается с двух сторон на воротник тужурки и блузы и на петлицы пальто.

В средних технических училищах смешанного типа тужурка полагается лишь ученикам четырёх высших классов (технических).

II. Форменная одежда учащихся в низших технических училищах устанавливается такого же образца, как и для учеников средних технических училищ, с заменою чёрного сукна чёрно-серым, без кантов на воротниках, обшлагах, петлицах и на фуражках» [4].

зачем придумали школьную форму

Уже в начале Первой мировой войны (1914–1918) многие семьи столкнулись с материальными трудностями: денег хватало только на повседневные нужды, и гимназическая форма стала едва ли не предметом роскоши. Вскоре появились циркуляры Министерства народного просвещения и подчинённого ему Московского учебного округа, которые фактически отменяли форменную одежду: «Министерство народного просвещения… признало необходимым подтвердить начальникам учебных заведений, что в виду вздорожания жизни не следует применять стеснительных мер к учащимся, кои по материальным обстоятельствам не могут в точности соблюдать установленную форму одежды.

Ныне, в виду наступления нового учебного года и ещё большего вздорожания всех предметов обихода, напоминая об этом распоряжении, Министерство народного просвещения циркулярным распоряжением от 4 августа сего года за № 5759 просит указать начальству учебных заведений, что учащиеся, как в стенах школы, так и вне оной, могут носить домашнее платье, лишь бы оно было скромное и опрятное.

Об изложенном сообщаю гг. начальникам средних учебных заведений Московского учебного округа для сведения и должного исполнения» [5].

После революции 1917 года школьную форму окончательно отменили в числе прочих «буржуазных пережитков» — вместе с гимназиями. Долгое время советские школьники носили одежду, которую могли обеспечить им родители. Кто-то донашивал форму, доставшуюся от старших братьев и сестёр, но уже без арматуры…

Большевики ввели новые знаки отличия по возрастам: ученики младших классов были октябрятами, средних — пионерами и старших — комсомольцами. Впрочем, новизну можно оспорить: пионеры пришли на смену запрещённым скаутам, даже галстук от них унаследовали, лишь «перекрасив» его в красный цвет. Главным элементом парадной формы стали белая рубашка у мальчиков и блузка у девочек.

Отдельные попытки возродить школьную форму принимались после Великой Отечественной войны. Соответствующее официальное постановление вышло в 1948 году. Но сложная экономическая ситуация ещё несколько лет не позволяла одеть всех школьников единообразно. Многие родители переделывали форму из старой одежды, в том числе из армейского обмундирования, благо покрой остался похожим на военный, как это было и до революции. Мальчиков обязали носить в школу серые гимнастёрки с воротником стойкой, пятью пуговицами и двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Обязательным элементом школьной формы были ремень с пряжкой и фуражка с кожаным козырьком. Скромные наряды советских девочек также базировались на дореволюционных тёмных платьях и фартуках.

Постепенно школьная форма стала принимать гражданский вид. В 1960-х годах мальчики сменили гимнастёрку на пиджак, а фуражку — на берет. В следующее десятилетие первые окончательно утратили военный стиль и превратились в подобие модных тогда синих джинсовых курток. В начале 1980-х годов старшеклассники получили новую разновидность формы: юноши надели синие брючные костюмы, а девушки — тоже синие костюмы-тройки (юбки, жилеты и пиджаки). О востребованности школьной одежды можно судить по отчёту столичного универмага «Детский мир»: «В 1983 году была начата торговля новой школьной формой для девочек — учащихся 8–10-х классов. Продажа её была организована в Демонстрационном зале универмага на площади 500 квадратных метров по приглашениям, ранее розданным по РОНО. Реализована в июле — августе 71 тысяча комплектов. В августе дополнительно был организован салон для первоклассника на 10 рабочих мест по продаже школьной формы для мальчиков и девочек (размеры 30–34), школьно-письменных принадлежностей, ранцев и портфелей, где было продано товаров на сумму 201 тысяча рублей». [6].

зачем придумали школьную форму

Современность: строгость широкого диапазона

Политико-экономический кризис, который привёл к распаду СССР, отразился и на школьной форме. Уже в 1988 году её отменили в ряде учебных заведений — в качестве эксперимента. В 1991–1992 годах остановилось большинство швейных предприятий, производящих форму, и она начала выходить из употребления. Ещё через два года её отменили официально, и каждый ученик получил право одеваться по собственному вкусу и материальным возможностям родителей.

Интересно, что уже в конце 1990-х годов многие школы снова задумались о введении формы, мотивируя это повышением дисциплины. Нормативную базу для этого дал Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он относит установление требований к одежде учащихся к компетенции образовательной организации, если иное не установлено законом или законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно внесённым в закон поправкам с 1 сентября 2013 года школьная форма стала обязательной, но в порядке общего правила: каждое образовательное учреждение само решает, как она должна выглядеть. В большинстве школ это понятие чаще всего подразумевает элегантную, удобную и практичную одежду — то, что ныне называют деловым стилем или дресс-кодом.

Источник

Дисциплина и равенство: зачем нужна школьная форма и как её выбрать?

зачем придумали школьную форму

Уже почти 10 лет как школьная форма в России является обязательной. О её плюсах и минусах можно спорить долго, но факт остается фактом – собрать полный комплект форменной одежды даже для одного ребёнка удовольствие недешёвое, а отказаться от неё нельзя.

Что выгоднее – купить форму или сшить её на заказ, на что обратить внимание при выборе тканей и фурнитуры, чтобы вещи прослужили весь учебный год и были удобными? Какие компенсирующие выплаты положены семьям за приобретение детской форменной одежды и что грозит нарушителям школьного дресс-кода?

Отвечаем на эти и другие актуальные в преддверии 1 сентября вопросы о школьной форме!

Содержание:

История вопроса: как и почему появилась школьная форма в России?

зачем придумали школьную форму

Форменная одежда у школьников и обязанность носить её возникли при правлении императора Николая I. В 1834 году было утверждено «Положение о гражданских мундирах», которое, в том числе, регулировало внешний вид учеников гимназий, реальных и городских училищ и т.д.

В разные годы облик формы менялся, но неизменными оставались полувоенный стиль, наличие мундира или гимнастёрки, брюк и фуражки. Такая одежда должна была обозначить принадлежность ребёнка к социальной группе, выработать в нём дисциплину и «чинопочитание».

Девочки в то время в большинстве своем учились дома, а женское среднее образование получило распространение лишь во второй половине 19 века, поэтому единое положение о форме для них было утверждено только в 1896 году.

За основу взяли платье закрытого фасона с фартуком – чёрным в будни и белым по праздникам, какие носили воспитанницы Смольного института благородных девиц. Такая форма должна была оградить девушек от дурновкусия и негативного влияния окружающего общества.

После революции 1917 года школьную форму отменили – как «пережиток классового общества» и из-за невозможности обеспечить всех детей страны единообразной одеждой, и возродили снова лишь в 1949 году, когда страна оправилась после революционных и военных потрясений.

Школьная форма в России сегодня

В 2013 году был принят закон «Об образовании РФ», согласно которому школы получили право устанавливать требования к одежде учеников с учётом рекомендаций Министерства образования и науки. Фактически это означало возвращение обязательной формы.

Аргументы «за» и «против» школьной формы

зачем придумали школьную форму

Как мы видим из истории, школьная форма была нужна в первую очередь для воспитательных целей. Первоначально появившись в престижных петербургских гимназиях, она должна была подчеркнуть принадлежность ребёнка к определённой социальной группе и научить «не позорить мундир», либо, в случае с девочками, быть скромными и благочестивыми.

В советское время у школьной формы появились и другие задачи – согласно социалистической идеологии требовалось уравнять всех членов общества, а учитывая, что из-за товарного дефицита в СССР у многих семей элементарно не было возможности обеспечить ребёнка какой-то ещё одеждой, детский гардероб был весьма скудным, и наличие обязательной школьной формы значительно облегчало жизнь.

На момент возвращения обязательной школьной формы в 2013 году Министерство образования и науки РФ приводило в её пользу такие аргументы:

Тогда решение, по данным опросов, поддерживали 62% родителей, а в 2018 году – уже 82%.

Аргументы в пользу школьной формыАргументы против школьной формы
Устранения социального неравенства учащихсяВ форме дети из семей с разным достатком выглядят на равных, никто не комплексует из-за одежды и не обсуждает внешний вид одноклассников.Мнимое равенствоСоциальное положение более обеспеченного ученика может быть обозначено стоимостью гаджета, школьной сумки или обуви, ценой формы для занятий физкультурой, которая фактически никак не регламентируется, и т.д.
Повышение дисциплиныНошение форменной одежды приучает ребёнка следовать установленным правилам.Потеря индивидуальностиРебёнок, особенно подросток, должен одеваться так, как хочет, в противном случае это провоцирует бунты и протесты и ведёт к поискам более радикальных методов самовыражения. К тому же, не всем идут фасоны, предусмотренные школьными правилами.
ЭстетикаДети, одетые одинаково или в едином стиле, выглядят красиво и аккуратно.ДискомфортДети, в течение дня вынужденные сидеть в классических рубашках и пиджаках, чувствуют себя некомфортно и скованно. Многие психологи указывают на то, что ребёнок, который не может одеваться в комфортную для себя одежду, ощущает себя беззащитным.
Повышение статуса школыФорма хорошо влияет на имидж образовательной организации, добавляет ей авторитета. Дети гордятся школой, в которой учатся.Преувеличение влияния на имидж школыВ среднестатистической школе разговоры о статусе и престижности, которые формируются благодаря введению форменной одежды для учеников, это лишь «пыль в глаза» и маскировка реальной социальной ситуации.
Формирование разумного отношения к вещамНошение школьной формы препятствует формированию у ребёнка потребительского отношения к одежде и развитию стремления к самоутверждению через модные вещи.ДороговизнаКомплект специальной одежды для школы, с учётом сменных вещей, стоит дороже, чем пара джинсов и несколько водолазок или толстовок, и при этом не заменяет их – обычная одежда ребёнку тоже нужна. То есть школьная форма – это источник дополнительных расходов.

Какие требования установлены к школьной форме?

зачем придумали школьную форму

Единого типа ученической одежды в России, как это было в СССР, не существует. Фасон, цвет и количество элементов формы определяются индивидуально в каждом учебном заведении. Основная рекомендация от Минобра – деловой стиль и светский характер.

Для всех учеников существует три типа формы:

ПовседневнаяПараднаяСпортивная
Для посещения уроков в учебные будни.

Рекомендованы вещи тёмных цветов без рисунков.Для девочек это, чаще всего, юбка и однотонная неяркая и непрозрачная блузка, жилет или пиджак.

Для мальчиков – однотонная неяркая рубашка, брюки, пиджак или пуловер.
Для торжеств и праздников.

Отличается от повседневной тем, что рубашки и блузки должны быть белого цвета. Некоторые школы предусматривают использование аксессуаров типа шарфа, платка, галстука или банта.
Для уроков физической культуры.

Строго не регламентируется. Для занятий в зале можно надевать футболку, шорты средней длины, спортивные брюки или леггинсы, спортивный костюм. Дополняется спортивной обувью – кроссовками или кедами.

При занятиях на открытом воздухе форма должна соответствовать сезону и температурному режиму.

Рекомендации по выбору школьной формы

зачем придумали школьную форму

Поскольку ребёнок практически ежедневно будет проводить в форме более 5-6 часов, она должна быть комфортной и износостойкой. Соответственно, нужно обращать внимание на то, какую ткань использует изготовитель.

Оптимальной для школьной одежды считается ткань, в составе которой не менее 60% натуральных материалов. Искусственные материалы, такие как вискоза, тоже подойдут – их изготавливают из целлюлозы, они по своим свойствам близки к натуральным тканям, поэтому хорошо «дышат» и приятны к телу.

Хорошим вариантом ткани для школьной формы будут: поливискоза с лайкрой, смесовая вискоза с эластаном, на холода – трикотаж, шерсть. Для рубашек и блузок подойдут хлопковые и льняные ткани.

Допустимо содержание до 40% синтетических волокон в верхнем слое детской одежды и в тканях, из которых пошиты рубашки и блузы. Полиэстр, эластан или модакрил делают одежду прочнее и практичнее, она меньше мнётся и лучше сидит. Однако подкладка вещей должна быть полностью без синтетики – она может спровоцировать «эффект скафандра», зуд и раздражение на коже ребёнка.

Замки, молнии, заклепки и пуговицы должны быть крепкие и надежные. Это повысит сохранность формы, а также поможет избежать внезапных мелких травм кожи и пальцев.

Что нельзя надевать в школу ученикам и какое наказание последует за отказ от ношения формы?

зачем придумали школьную форму

Министерство образования РФ прямо прописывает лишь один запрет для учащихся – появление в школе в одежде с надписями, блёстками, глубокими декольте, какой бы то ни было символикой запрещается.

Некоторые школы своими локальными актами, регулирующими дресс-код для учеников, запрещают яркий маникюр, «волосы неестественных цветов» и нестандартные прически, и предусматривают ограничения на использование декоративной косметики и т.д. Однако эти указания, касающиеся уже не одежды детей, а их внешности, при жалобах родителей нередко отменялись прокуратурой как чрезмерные.

Несколько лет назад на всю страну прогремела история с отстранением от уроков 10-классницы с розовыми волосами. Такое решение стоило штрафа и директору гимназии, и самому образовательному учреждению. Прокуратура в таких случаях непреклонна: требования к прическам детей и цветам их волос не законны.

Хотя все указания относительно одежды во избежание обвинений в дискриминации учеников также формально носят рекомендательный характер, на деле так просто отказаться от ношения школьной формы не выйдет.

Её наличие предусматривают локальные нормативные школьные акты, а согласно статье 43 «Закона об образовании», обучающиеся «обязаны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность…».

зачем придумали школьную форму

За неисполнение или нарушение к ученикам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание или выговор. Однако закон ограничивает их использование по отношению к детям, получающим дошкольное и начальное общее образование, а также к обучающимся с ОВЗ, в частности, с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости.

Возможное отчисление за нарушение требований образовательной организации на школьников также не распространяется, кроме случаев, указанных в статье 61:

Отсутствие школьной формы, как и в случае с «нестандартными волосами», не даёт права администрации учебного заведения отстранять школьника от учебного процесса, поскольку это прямое нарушение гарантированного права на получение образования.

Таким образом, за отказ от ношения школьной формы ребёнка не могут отчислить из школы и даже отстранить от уроков «до устранения нарушений».

Как показывает практика, чаще всего решение игнорировать школьный дресс-код ведёт к придиркам со стороны школьной администрации и возможным проблемам с оценками.

Что выгоднее: купить готовую форму или сшить на заказ?

зачем придумали школьную форму

Аналитический ресурс «Чек индекс» оператора фискальных данных «Платформа ОФД» сообщил, что в 2021 году средний чек покупки школьной формы составил 1651 рубль. Это на 15% выше, чем в прошлом году. Однако, по данным опросов, в 2020 году покупка одного комплекта школьной формы в России в среднем обходилась семье в 6,3 тыс. рублей. Тогда 62% участников исследования выразили мнение, что цена школьной формы в их регионе завышена.

Также почти 30% респондентов указали на ограниченность выбора моделей, из-за чего они предпочитают заказывать детям одежду для учебы через интернет или в других городах, где бывают при случае.

Сколько стоит комплект готовой школьной формы?

Собираем в школу девочку

зачем придумали школьную форму

Как правило, форма для школьницы состоит из сарафана, либо юбки и костюмного жилета, а также пиджака. Некоторые школы допускают ношение брюк, причём уже в начальных классах. Зимой к форме добавляются пуловер/джемпер или тёплый жилет. Плюсом к форме нужно приобрести несколько однотонных рубашек/блузок – белых и не белых, либо водолазок, если это допускают школьные правила.

Здесь и далее цены указаны на основе анализа ассортимента интернет-магазинов. Мы учитывали только вещи, сшитые из рекомендованных материалов.

ВещьМинимальная цена, руб.Средний диапазон цен, руб.
СарафанОт 19992500-4000
ЮбкаОт 4991000-1500
Жилет костюмныйОт 16001800-2000
Жилет тёплыйОт 7501000-1500
ЖакетОт 12992000-3000
Пуловер/джемперОт 8002500-3500
БрюкиОт 9902000-2500
Рубашка/БлузкаОт 599900-1500
ВодолазкаОт 400500-800

Итого: комплект школьной формы для девочек, состоящий из сарафана, водолазки и пуловера, обойдётся минимум в 2290 рублей. Но учитывайте также «расходные материалы» в виде колготок, которые зачастую недолговечны. Полный комплект, в котором будет каждая вещь из перечня, будет стоить минимум 9000 рублей.

Собираем в школу мальчика

зачем придумали школьную форму

С мальчиками немного проще: для них форма предусматривает брюки, жилетку или жакет, плюс пуловер/джемпер или тёплый жилет на холода. Также потребуются однотонные рубашки или водолазки на повседневку и белая рубашка к торжественным случаям.

ВещьМинимальная цена, руб.Средний диапазон цен, руб.
Жилет костюмныйОт 6991800-2800
Жилет тёплыйОт 5991400-1800
ЖакетОт 12992300-3000
Пуловер/джемперОт 6991900-2500
БрюкиОт 8991000-2000
РубашкаОт 8991000-1500
ВодолазкаОт 249400-800

Комплект школьной формы для мальчика из брюк, водолазки, классического жилета и пуловера будет стоить от 2500 рублей. На покупку всех вещей из списка понадобится минимум 5300 рублей.

2 лайфхака, которые помогут сэкономить:

Сколько стоит сшить школьную форму?

зачем придумали школьную форму

Если у вашего ребёнка стандартная фигура и для него нетрудно подобрать вещи, которые сядут как надо, а школа не требует ношения формы конкретного фасона и цвета, то вполне можно собрать гардероб на учебный год в магазине.

В случае, когда ребёнок имеет особенности телосложения и готовые вещи садятся на него плохо, лучше сшить школьную форму на заказ. Также к пошиву придётся прибегнуть, если учебное заведение строго регламентировало образец одежды для учащихся.

Стоимость пошива школьной формы напрямую зависит от нескольких факторов:

По закону администрация школы не может навязывать родителям конкретное место покупки или пошива школьной формы, но нередко в учебных заведениях предлагают обращаться с заказами к ателье, с которыми налажено сотрудничество и качество работы которых не вызывает вопросов.

В Москве, например, пошив минимального комплекта школьной формы из двух вещей с использованием ткани надлежащего качества стоит порядка 4 тысяч рублей, а полный комплект одежды обойдётся в 12-15 тысяч и выше.

В среднем стоимость юбок с учётом материалов начинается от 1300 рублей, сарафанов – от 1800, брюк – от 2 тысяч. То есть затраты вполне сопоставимы с ценами на готовые изделия из магазинов.

зачем придумали школьную форму

В Санкт-Петербурге при заказе от 11 до 50 единиц одежды изготовление одной юбки будет стоить от 500 рублей, пиджака на подкладке – от 1200, платья на подкладке – от 850, брюк классических – от 400.

В Краснодаре и южных регионах РФ стоимость пошива юбки – от 500 рублей, брюк – от 800, жакета – от 1000.

В Саратове комплект из юбки или брюк, жилета и галстука из поливискозы стоит порядка 3500 рублей, пиджак – ещё 3 тысячи.

Когда цена в ателье указана именно за пошив, к ней нужно добавить расходы непосредственно на ткань. Например, метр поливискозы с лайкрой, которую часто используют для школьной одежды, стоит от 180 рублей. Также в итоговый счёт будет добавлена фурнитура.

Однако в большинстве регионов при коллективном заказе комплект одежды для школы на одного ребёнка выйдет дешевле, чем готовый в магазине (и почти наверняка будет лучше сидеть). Также при пошиве формы на заказ в ателье могут «на вырост» оставить запас ткани по швам и в подгибах, поэтому ребёнок сможет носить её дольше, чем один учебный год.

Выбирая швейный салон, который займётся изготовлением формы, нужно обратить внимание на соответствие используемых материалов национальному стандарту ПНСТ 450-2020 «Форма школьная. Общие технические условия», который действует до 1 января 2023 года. Он регламентирует параметры воздухопроницаемости и гигроскопичности ткани, а также требования в отношении верха изделий и подкладки.

Самая модная школьная форма в 2021 году

зачем придумали школьную форму

Традиционно считалось, что школьная форма – довольно консервативная одежда, которая допускает лишь вариации изначально установленного образца и не подвержена модным влияниям. Однако это не совсем так.

Удивительный факт – на момент создания форменное платье выпускниц Смольного института благородных девиц, то самое, что стало прародителем советской школьной формы для девочек, отвечало всем требованиям моды!

Вот и сейчас школьную форму стремятся сделать модной и красивой, чтобы, с одной стороны, она приучала детей к офисному дресс-коду, который, вероятно, ждёт их в будущем, а с другой не вызывала явное отторжение.

Модные тренды школьной одежды для девочек

зачем придумали школьную форму

Первый класс и начальная школа

Для учениц, которые только поступают в учебные заведения, в 2021 году актуальны сарафаны-трапеции с широким основанием и зауженным верхом. Они не сковывают движения и красиво смотрятся. Первоклассница будет чувствовать себя комфортно. Модель может быть лаконичной, либо дополненная декоративными складками и бантами, но в любом случае остается стильной и универсальной.

зачем придумали школьную форму

Ещё один модный вариант – сочетание плиссированной юбки и жилета с практичными кармашками, либо приталенный сарафан, который визуально объединяет два этих элемента одежды.

зачем придумали школьную форму

зачем придумали школьную форму

Средняя школа

Для девочек, окончивших начальную школу, форма становится чуть более строгой, но от этого не менее удобной и красивой.

Самое свежее модное решение – костюм из удлинённого жилета и слегка зауженной юбки, либо классических брюк.

Прекрасно смотрятся жилеты с баской.

зачем придумали школьную форму

Актуальны в этом сезоне и жилеты с английским запахом и поясом.

зачем придумали школьную форму

А также приталенные удлинённые жилеты:

зачем придумали школьную форму

Для учениц постарше, которые скоро получат свой первый аттестат, дизайнеры школьной формы также предлагают приталенные сарафаны фасона клеш или с баской.

зачем придумали школьную форму

зачем придумали школьную форму

Старшая школа

Дресс-код для будущих выпускников, как правило, более демократичен.

Модная старшеклассница в 2021 году может носить в школу расклешённую юбку-миди с завышенной талией.

зачем придумали школьную форму

Или зауженные классические брюки с удлинённым жилетом:

зачем придумали школьную форму

Свежим решением станет удлинённый классический жакет свободного кроя: оверсайз – это тот тренд, который нашёл себе место и в школьных стенах.

зачем придумали школьную форму

Модные тренды школьной одежды для мальчиков

зачем придумали школьную форму

У девочек выбор вещей и фасонов больше, а вот интересные новинки для мальчиков дизайнерам с каждым годом предлагать всё сложнее, учитывая, что внизу всегда будут брюки. Однако тренд проследить можно – это стильные и практичные фасоны.

В 2021 году вполне нормально, если первоклассник придёт на линейку не в классическом костюме, а в модных прямых брюках чинос с подворотами и пиджаке удобного свободного кроя.
зачем придумали школьную форму

Актуально сочетание слегка зауженных прямых брюк и жилетки из костюмной ткани.

зачем придумали школьную форму

Не менее нарядно выглядят с такими брюками слегка приталенные пиджаки под бархат.

зачем придумали школьную форму

Не только для начальной, но и для средней и старшей школы хорошим решением станут плотные брюки с декоративной отстрочкой-стрелкой. Впрочем, в старших классах ученики уже вполне могут ходить в школу в слаксах тёмных цветов, даже укороченные они отлично сочетаются с рубашками и пиджаками.

зачем придумали школьную форму

Положены ли компенсационные выплаты на школьную форму?

зачем придумали школьную форму

Единой централизованной выплаты на приобретение школьной формы либо заменяющей её детской одежды для посещения занятий в России нет. Компенсацию данных расходов может предусматривать региональное законодательство и, в большинстве случаев, на её получение могут рассчитывать лишь многодетные семьи.

Например, в Свердловской области максимальный размер такой компенсации многодетным семьям составляет 2 тысячи рублей на ребёнка, в Пермском крае существует выплата порядка 3 тысяч, в Санкт-Петербурге – чуть менее 5 тысяч, а самое большое пособие в Москве – более 10 тысяч. Узнать, есть ли такая льгота в вашем регионе и о том, какие документы нужны для её получения, можно через МФЦ или портал «Госуслуги».

Однако в этом году родители всех школьников получат единовременную выплату в 10 тысяч рублей на подготовку ребёнка к учебному году. Подробнее о том, как ее получить, читайте здесь.

Споры о преимуществах и недостатках школьная формы не утихают, но сейчас она является обязательной. Поскольку каждое учебное заведение самостоятельно определяет требования к ученической одежде, а современный выбор моделей весьма разнообразный, вполне можно одеть ребёнка в соответствии с требованиями и не потратить на это много денег.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *