задачи формы принципы основные направления деятельности следователя
Основные функции следственного управления
— Непосредственное расследование преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), а также представляющих особую сложность или имеющих большой общественный резонанс либо носящих межрегиональный или международный характер.
— Контроль за деятельностью подчиненных органов предварительного следствия, оказанием им практической и методической помощи, проверка организации их работы, разработка и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков.
— Осуществление процессуального контроля за производством предварительного следствия, соблюдением законности и разумных сроков, оказание помощи в расследовании наиболее сложных уголовных дел.
— Обеспечение взаимодействия следователей следственного управления с органами прокуратуры и суда, а также с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно- криминалистическую деятельность, дознание.
— В пределах своей компетенции на основе международных договоров и соглашений подготовка и направление в установленном порядке международных следственных поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам и исполнение поступивших поручений.
— Обобщение и анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.
— Организация деятельности органов предварительного следствия по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями.
— Разработка и реализация мер по улучшению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан на основе анализа статистической информации о результатах деятельности органов предварительного следствия.
— Сбор, обобщение, изучение и анализ правоприменительной практики органов предварительного следствия, разработка и внесение в Следственный департамент МВД России предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов.
— Контроль за использованием в органах предварительного следствия криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта, а также за сохранностью вещественных доказательств и изымаемых при расследовании предметов и ценностей.
— Рассмотрение и принятие мер в соответствии с законодательством Российской Федерации по представлениям и требованиям прокуроров, постановлениям и определениям судов.
— Организация приема граждан, своевременное и полное рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
— Участие в установленном порядке в формировании информационных систем, баз (банков) данных в установленной сфере деятельности, своевременное внесение в них сведений.
— Составление документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах следственной работы.
— Обеспечение и внедрение в практику положительного опыта расследования, организации оперативно-служебной деятельности и использования технических средств.
Задачи формы принципы основные направления деятельности следователя
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Понятие, структура деятельности следователя
Деятельность в широком смысле этого слова представляет собой различного рода практическую активность, направленную на достижение определенной цели. Этим понятием, на наш взгляд, охватывается и работа мысли, и работа руки, и процесс познания, и человеческое поведение. В философии деятельность трактуется как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру и как способ существования человека, обеспечения условий его жизнедеятельности.
Исходя из философского целостного понимания деятельности как предметной, чувственной, практической и теоретической в органическом единстве, эта целостность находит свое воплощение в понятии практики, наиболее полно включающем многообразные формы человеческой деятельности.
Деятельность по расследованию преступлений, пожалуй, представляет собой один из наиболее сложных видов социальной деятельности, поскольку в ее сферу вовлекаются субъекты, имеющие различные интересы, в том числе и не совпадающие с интересами следователя, направленными на полное, всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств дела.
Под деятельностью следователя в специальной литературе понимают урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность, направленную на раскрытие преступления и установление всех обстоятельств, связанных с событием противоправного деяния, в целях установления истины по делу. Она осуществляется в различных формах <как процессуальных, так и непроцессуальных) и охватывает, наряду с деятельностью по расследованию преступлений, все действия, которые осуществляет следователь. Это и принятие заявлений и сообщений о преступлении, и принятие (реализация) различных процессуальных и тактических решений, и осуществление профилактических мероприятий и т.д.
Деятельность следователя — это выполнение возложенных на него законом функций досудебного расследования. Досудебное расследование — чисто процессуальная деятельность, регулируемая нормами уголовно-процессуального права и направленная на осуществление предусмотренных законом задач.
В сфере своей деятельности следователь как особо уполномоченное государством должностное лицо, наделенное властными полномочиями по рассмотрению и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях и производству досудебного следствия по уголовным делам, представляет и охраняет интересы государства, права и свободы граждан, юридических лиц. Качество работы следователя во многом предопределяет осуществление правосудия, практическую реализацию принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление.
К основным направлениям деятельности следователя традиционно относят: раскрытие преступления и изобличение лица, его совершившего; принятие мер по возмещению причиненного преступлением ущерба; устранение причин и условий совершенного преступления; предупреждение новых преступных деяний.
Установление в процессе доказывания лица, совершившего преступление, — одна из центральных задач досудебного расследования по уголовному делу. Ее решение главным образом сопряжено с преодолением различных трудностей. Зачастую они возникают в случаях, когда преступнику удалось с места происшествия скрыться.
В таких случаях рассматриваемая деятельность в своем развитии проходит два этапа:
Выявление преступника означает собирание фактических данных, сведений о том, что конкретное лицо могло совершить преступление. Таким образом, в рамках расследуемого деяния на этом этапе речь идет не о достоверном знании, а о знании предположительном, вероятностном, требующем тщательной проверки в целях его подтверждения либо опровержения.
Сведения, собранные на этапе выявления, — это лишь информация к размышлению, сигнал к дальнейшим решениям и действиям. С учетом того, что такая информация не дает оснований для однозначного, категорического вывода о причастности выявленного лица к расследуемому преступлению, основное ее назначение — выступать в качестве фактической базы для выдвижения версии о возможности совершения преступления заподозренным лицом.
В случае же, когда версия при проверке нашла полное, всестороннее, объективное подтверждение, выявленное лицо считается изобличенным. Поэтому изобличить преступника — значит собрать в отношении его достаточные доказательства, дающие основание для однозначного предварительного (досудебного) вывода о том, что именно этот человек совершил расследуемое преступление.
Для выявления и изобличения преступника, решения других задач уголовного судопроизводства следователь законодательно наделен специальными полномочиями, перечень которых дается в Уголовно-процессуальном кодексе. Если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который впоследствии по итогам судебного разбирательства окончательно решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.
Только с учетом названных полномочий следователя можно сделать вывод о важности проведения досудебного следствия по уголовным делам, к каждому из которых он должен подходить не с точки зрения узкого профессионализма, а учитывая государственные интересы, направленные на охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения Закона, с тем чтобы каждый совершивший преступление был привлечен к уголовной ответственности и ни один невиновный не был наказан. Именно от его оперативности, квалификации, а также своевременности проводимых следственных действий и проявленной при этом объективности в определяющей степени зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Только при наличии таких условий суд может правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого и на этой основе избрать справедливую меру наказания, а равно решить целый круг иных вопросов, которые возникают в связи с вынесением приговора.
Свои функции следователь осуществляет в рамках основных направлений деятельности, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. В частности, раскрытие преступления имеет общепредупредительное значение, поскольку, являясь одним из способов предупреждения правонарушений, оказывает воспитательное воздействие на остальных граждан. Меры предупреждения, в свою очередь, также оказывают воспитательное воздействие. Профилактическая работа может проводиться следователем вне уголовного процесса путем выступлений по результатам расследования уголовных дел на общих собраниях, по радио, телевидению, в печати; путем проведения бесед, чтения лекций и т.д.
Деятельность следователя, как и любая другая, представляет собой систему с определенной структурой, состоящей из множества действий и операций, определяемых внешними условиями.
В структуре любого вида деятельности выделяются такие основные компоненты, как субъект, предмет, цель, средства и результат. Структура следственной деятельности не является исключением. Содержание каждого из перечисленных компонентов определяет профессиональную деятельность. Аксиоматично утверждение о том, что предмет любой профессиональной деятельности существует объективно. Вот только формирование ее содержания в значительной степени зависит от субъекта деятельности. Специфика же уголовно-процессуальной деятельности заключается в том, что основным источником формирования ее структуры, содержания структурных компонентов, регулятором их взаимосвязей и взаимоотношений является закон. Закон, в частности, указывает на субъект досудебного следствия по уголовным делам. Его производят следователи прокуратуры, следователи Службы безопасности, следователи органов внутренних дел, следователи налоговой милиции, органы дознания. Закон разрешает проведение досудебного следствия лично начальником следственного отдела либо прокурором. Ведение досудебного следствия названными должностными лицами отнюдь не изменяет их процессуального положения как начальника следственного отдела и прокурора. В связи с этим право производить расследование они используют в исключительных случаях по своему усмотрению.
Следователь является основным субъектом следственной деятельности.
Предметом деятельности следователя является расследование преступлений, которое подчинено общей цели уголовного судопроизводства — установлению объективной истины. УПК Украины обязывает следователя выяснять все обстоятельства совершенного преступления, а для достижения цели законодатель определяет и соответствующие средства, которые следователь вправе использовать. К ним относятся и уголовно-процессуальные действия, и процессуальные решения, а также иные меры. Закон дает не только перечень следственных действий, но и регламентирует процессуальные условия и порядок их производства.
Результаты деятельности следователя зависят от обстоятельств, складывающихся в процессе расследования. В связи с этим законом предусмотрены различные формы окончания досудебного следствия: составление обвинительного заключения или вынесение постановления о прекращении дела либо постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или освобождения лица от уголовной ответственности при наличии оснований, указанных в законе.
Наряду с вышеперечисленными компонентами структуру следственной деятельности составляют такие правовые категории, как правосознание, правовая норма, правоотношение, придавая деятельности следователя юридический характер.
Таким образом, составными элементами следственной деятельности являются: субъект (следователь), предмет (расследование преступлений), уголовно-процессуальные цели (установление объективной истины), уголовно-процессуальные средства (уголовно-процессуальные действия, решения) и результат.
Согласно всеобщему закону отражения событие преступления отражается во внешней среде либо в форме материально фиксированных следов, либо в форме образов в сознании людей. Обе формы содержат информацию о событии преступления и преступнике. Суть познавательного аспекта деятельности по раскрытию и расследованию преступлений как раз и заключается в выявлении такой информации. Именно поэтому проблемы, связанные с оптимизацией следственной деятельности, — это, прежде всего проблемы оптимизации выявления, собирания, фиксации, исследования, использования и оценки информации о преступлении и преступнике.
Такая информация может содержаться в различных источниках, иметь разную природу. Она может быть доступна для непосредственного восприятия либо же требовать для своего выявления и познания специальных средств и методов. К числу важнейших способов и каналов получения информации можно отнести следующие:
Стало быть, наряду со следователем в деятельности по раскрытию преступлений принимают участие и другие субъекты. Необходимость привлечения, их круг и функции определяются конкретной следственной ситуацией, вытекающими из нее задачами, и прежде всего общей задачей расследования, заключающейся в полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Важно иметь в виду, что деятельность по раскрытию и расследованию преступлении осуществляется в строгом соответствии с формами, установленными действующим законодательством, подзаконными нормативными актами. Эта деятельность подконтрольна определенным органам и управляема.
Источник – глава из учебного пособия:
Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. — Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. — 536 с.
Вопрос 3. Следователь: процессуальное положение, задачи и полномочия. Органы следствия.
Согласно п. 41 ст. 5, ч. 1 ст. 38 УПК РФ,
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
При этом следователь как должностное лицо органа предварительного следствия вправе использовать свои уголовно-процессуальные полномочия исключительно при наличии условий и в порядке, предусмотренных ст. 144, 150, 151, 152, 156, 163, 415, 457 УПК РФ, т.е. в рамках уголовно-процессуальных отношений, связанных с:
1) Возбуждением и предварительным следствием по уголовному делу (принятому им к производству или в котором он участвует как член следственной группы) в соответствии с правилами о подследственности;
2) Расследованием новых обстоятельств с целью проверки вступившего в законную силу судебного решения;
3) Исполнением запросов компетентных органов и должностных лиц иностранных государств о производстве процессуальных действий и др.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 38 УПК РФ:
2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Ø Закон относит следователя к участникам процесса со стороны обвинения, однако это обстоятельство не может служить оправданием обвинительного уклона в его деятельности. Из закона вытекает, что следователь обязан расследовать уголовное дело, выясняя все обстоятельства, подлежащие доказыванию (ст. 73 УПК РФ),обеспечивая всесторонность, полноту и объективность расследования (ч.4 ст. 152, ч. 2 ст. 154 УПК РФ).
Вместе с тем следователь, осуществляющий уголовное преследование, будучи должностным лицом государственного органа, обязан охранять права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу и ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.
ü В целях охраны конституционных прав и свобод личности закон установил гарантии законности в деятельности следователя, обусловив ряд его действий и решений получением разрешения суда (ст. 29, 107, 108, 164, 165 УПК РФ).
Ø Изменения в УПК, внесенные ФЗ от 6 июня 2007 г. № 90- ФЗ, существенно преобразовали взаимоотношения следователя с надзирающим прокурором и РСО. Прокурору значительно сокращены возможно оперативно влиять на деятельность следователя при расследовании конкретного дела, а РСО – в значительной мере расширены.
ü Направление расследования, необходимые следственные действия и решения следователь намечает и проводит исходя из установленных им обстоятельств дела. Если следователь принял дело к своему производству, то никто в интересах надзора не может по этому делу участвовать в процессуальных действиях следователя, лично принимать вместо следователя процессуальные решения и проводить отдельные следственные действия.
ü Значительное число своих решений следователь обязан согласовать с РСО. Например, обращение к суду за разрешением о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права личности, о применении заключения под стражу и проведении ряда других мероприятий. Указания РСО обязательны для следователя.
§ В процессе расследования уголовного дела следователь может выполнять некоторые управленческие функции в качестве руководителя следственной группы (ст.163 УПК РФ);
§ При определенных в законе условиях следователи вправе осуществлять предварительное расследование и в форме дознания (ч. 3 ст. 151 УПК).
§ Важное место в деятельности следователя занимает предупреждение преступлений (ч. 2 ст. 73 УПК, ч. 2 ст. 158 УПК):
Установив в ходе досудебного производства обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
§ Следователь осуществляет также реабилитацию лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности, и возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием в случаях прекращения уголовного дела на предварительном следствии (п.3 ч. 2 ст. 133 УПК).
v . Можно распределить полномочия следователя по следующим группам[1]:
o Полномочия по решению вопроса о возбуждении уголовного дела:
1. Принимать и проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся
преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК).
2. Возбуждать уголовное дело (ст.146 УПК).
3. Отказывать в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК).
o Полномочия по обеспечению надлежащего субъекта производства предварительного следствия:
1. Принимать уголовное дело к своему производству (п. 2 ч. 2 ст. 38). В ст. 149
УПК, где речь идет о направлении уголовного дела после его возбуждения, не говорится о вынесении следователем специального решения о принятии дела к своему производству, однако, по смыслу ч. 1 ст. 156, в постановлении о возбуждении дела следователь, дознаватель указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.
2. Передавать уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146).
3. Заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие
в производстве по делу (ст. 62).
o Полномочия по направлению хода расследования:
В законе не раскрывается понятие «направление расследования», или, что то же
самое, «направление хода расследования» (п. 4 ч. 2 ст. 37, п. 3 ч. 2 ст. 38, п. 3 ч. 1 ст. 39
На наш взгляд, оно включает в себя:
1) во-первых, полномочия по определению предмета предварительного следствия;
2) во-вторых, полномочия по направлению уголовного дела.
Определение предмета предварительного следствия состоит в том, что следователь может самостоятельно:
а) выдвигать версии, т.е. подлежащие следственной и оперативно-розыскной проверке предположения, касающиеся, прежде всего, события преступления, лиц, виновных в его совершении, форм их вины и мотивов действий, а также других фактических обстоятельств дела;
б) квалифицировать инкриминируемые преступления;
в) определять вопросы и обстоятельства, которые необходимо выяснить по каждой версии, эпизоду или по делу в целом (т.е. объем обвинения);
г) устанавливать источники доказательственной информации, подлежащей
д) определять круг следственных действий, необходимых по данному
е) вносить запрос о производстве компетентным органом или должностным
лицом иностранного государства процессуальных действий на территории иностран-
ного государства в соответствии с международным договором РФ, международным
соглашением или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 453).
Направление уголовного дела — это определение его дальнейшей процессуальной судьбы, т.е. принятие решений, определяющих движение дела от одного процессуального этапа или стадии в другие. Именно в подобном смысле данное понятие
встречается в УПК РФ (ст. 149, 157, гл. 30, ст. 222, 386, 451, 458).
Следователь самостоятельно направляет уголовное дело, принимая решения:
1) о привлечении лица в качестве обвиняемого (ст. 171);
2) выделении из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного
дела (ст. 154), а также материалов, содержащих сведения о новом преступлении, не
связанном с расследуемым (ст. 155);
3) приостановлении и возобновлении предварительного расследования (ст. 208, 211);
4) прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст. 212. 213);
5) направлении дела с обвинительным заключением прокурору (ч. 6 ст. 220).
o Полномочия по применению мер процессуального принуждения:
1. Возбуждать перед судом с согласия руководителя следственного органа ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального
действия, которое допускается на основании судебного решения (ч. 1 ст. 165).
2. Задерживать лицо по подозрению в совершении преступления (ст. 91).
3. В пределах своих полномочий избирать обвиняемому или подозреваемому меру
4. Составлять протокол о неисполнении участниками производства по делу своих
процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя
денежного взыскания (ст. 118).
5. Давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения
о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте,
о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, ст. 210).
o Полномочия следователя по обеспечению своей процессуальной самостоятельности:
1. Представлять свои письменные возражения руководителю следственного органа
при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального
законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (ч. 3 ст. 38).
2. Обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного
следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых
или составления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков
(п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 221).
3. Обжаловать указания руководителя следственного органа, за исключением предусмотренных ч. 4 ст. 39, руководителю вышестоящего следственного органа. При этом следователь вправе до принятия решения руководителем вышестоящего следственного органа приостанавливать исполнение указаний, если они касаются изъятия
уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве
обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судеб-
ному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст. 39).
4. В отношении следователя для обеспечения его процессуальной самостоятельности применяется особый порядок возбуждения уголовного дела или привлечения
в качестве обвиняемого (ст. 448).
o Полномочия по обеспечению законных интересов подозреваемого, обвиняемого
и других участников предварительного следствия:
1. Рассматривать ходатайства участников предварительного следствия (ст. 159).
2. Принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. 160, 161).
. В чем смысл выделения следственных органов из органов прокураторы.
Ранее – существовал Следственный комитет при Прокуратуре РФ, который был создан в соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».
В 2011 г. следственные органы были выведены из органов прокуратуры.
Следственный комитет при Прокуратуре РФ прекратил свое существование в связи с принятием ФЗ «О Следственном комитете РФ» (2010), Указа Президента РФ «Вопросы деятельности СК РФ» (2011).
15 января 2011 г. Следственный комитет РФ начал свою работу.
Смысл выделения:
· В Пояснительной записке к ФЗ «О Следственном комитете РФ» (2010) содержится следующее:
«Двухлетняя практика деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации показала необходимость более четкого разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия.
Функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры Российской Федерации, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан».
В законопроекте определяются задачи, принципы и организация деятельности Следственного комитета, система Следственного комитета, порядок прохождения службы в Следственном комитете, правовое положение, материальное и социальное обеспечение работников Следственного комитета, особенности организации и обеспечения деятельности военных следственных органов Следственного комитета, а также финансовое и материально-техническое обеспечение Следственного комитета.
· Позиция Бастрыкина А.И (которого считают главным инициатором реформы).
В условиях динамично развивающихся экономических отношений существенным преобразованиям подверглись судебная система и органы прокуратуры. Коренным образом были решены проблемы независимости суда и самостоятельности следователей.
В ходе претворения в жизнь судебной реформы, концепция которой была принята еще Верховным Советом РСФСР в октябре 1991 года, из-под надзора прокуроров сначала были высвобождены суды, а в продолжение этой реформы — и ведомственный следственный аппарат. Если помните, в сентябре 2007 года был образован Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. А 15 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон N 403-ФЗ, определяющий полномочия уже независимого следственного органа — Следственного комитета Российской Федерации.
— В чем принципиальное отличие новой системы?
Александр Бастрыкин: Создана новая система контроля за процессуальной деятельностью следователей со стороны руководителя следственного органа, которому передана значительная часть полномочий, ранее осуществлявшихся прокурором. Конечным итогом этих преобразований стало разделение функций руководства расследованием от надзора за расследованием и образование Следственного комитета Российской Федерации.