задачи и принципы организации государственного статистического учета

5. Основные задачи и принципы организации государственной статистики в рф

Одной из важнейших задач статистики является получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.

С развитием рыночных отношений тесно связано реформирование российской статистики, которое предусматривает переход статистики на системный принцип и адаптации ее к рыночным условиям.

В этой связи в качестве актуальных задач выступает:

1) совершенствование статистической информационной базы;

2) разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике;

3) разработка показателей, характеризующих рыночные отношения;

4) совершенствование организации статистического наблюдения;

5) повышение оперативности сбора и обработки информации;

6) компьютеризация статистики.

В основу организации статистической работы в России положены следующие принципы:

— централизованное руководство статистикой;

— единые организационное строение и методология;

— неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

Правительство РФ постановлением от 7 апреля 2004 г. установило, что Федеральная служба государственной статистикиявляется Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории РФ.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность и через свои территориальные органы.

6. Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Не всякое собирание сведений является статистическим наблюдением. Статистическим можно назвать лишь такое наблюдение, которое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего обобщения.

Примером статистического наблюдения может служить систематический учет затрат на производство или опрос общественного мнения с целью выявления отношения людей к представляющим интерес вопросам или событиям.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

проведение массового сбора данных;

подготовка данных к автоматизированной работе;

разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Первый этап включает:

определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации;

разработку документов для сбора данных;

выбор отчетной единицы, методов и средств получения данных и т.п.

Второй этап включает работы по заполнению статистических формуляров.

На третьем этапе собранные данные подвергаются арифметическому и логическому контролю.

На четвертом этапе производится:

анализ причин, которые привели к неверному заполнению статистических бланков;

разработка предложений по совершенствованию наблюдения.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Основные задачи и принципы организации государственной статистики РФ.

Главным учетно-статистическим центром в РФ является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), созданный в 1994 г. В задачи его структур входят систематический анализ социально-экономического положения Российской Федерации, отражение динамических процессов перехода к рынку, которые основываются на объективных количественных характеристиках происходящих преобразований.

Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ, имеет структуру, которая включает федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.

Основными задачами статистики РФ являются:

1) статистическое наблюдение за развитием экономики и общества с помощью различных видов и способов сбора данных;

2) контроль, проверка содержания различной информации, поступающей в органы статистики;

3) свод отчетности снизу доверху;

4) научная обработка, обобщение, анализ всех материалов наблюдений, в т.ч. выборочных, специально организованных;

5) комплексное изучение экономики, анализ ее состояния, развитие тенденций, закономерностей в масштабах регионов, страны, различных форм собственности, хозяйствования, секторов и отраслей экономики;

6) подготовка и публикация статистических материалов (статистических сборников, ежегодников, пресс-выпусков, докладов) о развитии страны, регионов, отраслей и т.д.;

7) совершенствование учета, отчетности, системы показателей и методов анализа.

3. Сущность и организационные формы наблюдения

Сущность и организационные формы статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение должно отвечать ряду важнейших требований:

а) проводиться непрерывно и систематически;

б) учет массовых данных должен быть таким, чтобы не только обеспечивалась полнота данных, но и учитывалось их постоянное изменение;

в) данные должны быть максимально достоверны и точны;

г) исследуемые явления должны иметь не только научную, но и практическую ценность.

В статистике используются 2 организационные формы наблюдения:

2. Специально организованное статистическое наблюдение – охватывает те явления, которые не получают достаточного отражения в первичном учете и отчетности, а также для дополнения и уточнения данных внутри хоз. учета. Сюда можно отнести перепись. На практике проводится перепись населения, материальных ресурсов, зеленых насаждений, незавершенных строительных объектов, оборудования и т.д.

4. План статистического наблюдения

План статистического наблюдения.

План статистического наблюдения состоит из двух частей: программно-методологической и организационной.

Программно-методологическая часть плана – это определение цели, установление объекта, единиц наблюдения, элементов совокупности, составление программы наблюдения.

Цель наблюдения определяется конкретными потребностями в статистических данных. Согласно цели определяют объект и единицу наблюдения.

Объект наблюдения – совокупность изучаемых явлений. Необходимо четко определить его границы и существенные признаки. Например, перепись производственного оборудования предусматривает четкую классификацию оборудования (производственное, энергетическое и другие виды).

Единица наблюдения является источником информации: предприятие, организация, семья. Носителями признаков, которые подлежат регистрации, являются элементы совокупности. Именно они подвергаются непосредственному обследованию.

Так, при переписи производственного оборудования единицей является предприятие, а элементом совокупности – единица оборудования. Элемент совокупности и единица наблюдения могут совпадать, как в случае переписи населения.

Программа наблюдения содержит перечень признаков, подлежащих регистрации. Вопросы программы содержатся в статистических формулярах, имеющих форму анкеты, опросного листа или бланка. Правильно ответить на вопросы помогает инструкция, содержащая пояснения и указания к программе наблюдений.

Организационная часть планаопределяет место, время и органы наблюдения, график подготовки и инструктажа кадров, материально-техническую базу наблюдения.

Местом наблюдения считают пункт, где непосредственно регистрируются признаки единиц совокупности в формулярах.

Время наблюдения разделяют на объективное и субъективное. Объективным называют время, к которому относятся данные наблюдения. Это определенный момент или период времени. Например, производство видов продукции учитывается за определенный период, а наличие жилищного фонда – на определенную дату. Момент времени, положением на который проводится регистрация признаков, называется критическим. Критическим моментом переписи населения 1989 г. было 12 часов ночи с 11 на 12 января. Период, на протяжении которого регистрируются признаки объекта наблюдения, называется субъективным временем. Если срок представления месячного отчета до 5 февраля, то субъективное время (время составления отчета) будет с 1 по 5 февраля, а объективное – один месяц.

5. Ошибки наблюдения

Ошибки наблюдения.

Точность и достоверность данных является наиболее важным требованием статистики.

Точностью считается мера соответствия данных наблюдения действительной их величине, достоверностью – мера объективного отображения ими сущности явлений и процессов.

Ошибки наблюдения – расхождения между данными наблюдения и действительными значениями показателей.

Различают ошибки регистрации и репрезентативности.

Ошибками регистрации называются такие, которые возникают в результате неправильного установления фактов или их неправильной записи. Они бывают случайными или систематическими.

Случайные ошибки возникают вследствие действия случайных причин и искажают данные в ту или иную сторону. Влияние их на обобщающие показатели уравновешивается.

Систематические ошибки приводят к значительным отклонениям общих результатов наблюдений. Они бывают преднамеренные и непреднамеренные (например, непреднамеренной является ошибка, связанная с тенденцией округлять свой возраст людьми старшего поколения, преднамеренные ошибки часто встречаются при составлении отчетности предприятий).

Ошибки репрезентативностивозникают только при несплошном наблюдении в тех случаях, когда отобранная часть совокупности не полностью отражает состав совокупности в целом.

Ошибки наблюдения выявляются путем проверки и контроля достоверности данных. Прежде всего, осуществляют внешний контроль формуляров наблюдений. Проверяют правильность и полноту их заполнения. Затем осуществляют логический и арифметический контроль.

Логический контроль обычно состоит в сопоставлении ответов на взаимосвязанные вопросы, что позволяет выявить несовместимость ответов. Арифметический контроль заключается в проверке всех обобщающих показателей и в согласовании тех показателей, которые выводятся один из другого.

6. Абсолютные величины. Сущность и единицы измерения

Абсолютные величины.

Первичная статистическая информация выражается прежде всего в виде абсолютных показателей, которые являются количественной базой всех форм учета.

Абсолютные показатели характеризуют итоговую численность единиц совокупности или ее частей, размеры (объемы, уровни) изучаемых явлений и процессов, выражают временные характеристики. Абсолютные показатели могут быть только именованными числами, где единица измерения выражается в конкретных цифрах.

В зависимости от сущности исследуемого явления и поставленных задач единицы измерения могут бытьнатуральными (физические меры массы, длины, объема), условно-натуральными (например, молочные продукты с разным содержанием сливочной основы, мыло с разным содержанием жирных кислот и т.д.), стоимостными (денежное выражение) и трудовыми (затраты труда, трудоемкость технологических операций в человеко-днях, человеко-часах).

Вся совокупность абсолютных величин включает как индивидуальные показатели (характеризуют значения отдельных единиц совокупности), так и суммарные показатели (характеризуют итоговое значение нескольких единиц совокупности или итоговое значение существенного признака по той или иной части совокупности).

Абсолютные показатели следует также подразделить на моментные и интервальные.

задачи и принципы организации государственного статистического учетаМоментные абсолютные показатели характеризуют факт наличия явления или процесса, его размер (объем) на определенную дату времени.

задачи и принципы организации государственного статистического учетаИнтервальные абсолютные показатели характеризуют итоговый объем явления за тот или иной период времени (например, выпуск продукции за квартал или за год и т. д.), допуская при этом последующее суммирование.

7. Относительные величины. Сущность и виды

Относительные величины.

Относительные величины — это отвлеченные статистические величины, выражающие количествен­ное соотношение двух величин. Относительные величины измеряются в коэффициентах, процентах, промилях, комплексных единицах.

Виды относительных величин:

1)относительные величины динамики— это от­ношение фактической величины показателя в от­четном периоде (У1) к фактической его величине в базисном, предшествующем периоде (У0):

Относительные величины динамики характери­зуют изменение явления во времени. В статистике эти показатели называются темпами роста;

2) относительные величины выполнения плана

это отношение фактической величины показателя (У1) к плановой его величине (Уплан) того же периода:

Эта относительная величина показывает степень выполнения плана в процентах;

3) относительная величина выполнения планового задания— это отношение планируемой величины показателя (Уплан) к фактически достигнутой величине в предшествующем периоде, т.е. в базисном (у0):

Показывает, на сколько процентов плановое зада­ние выше (ниже) фактически достигнутого в базис­ном периоде. Эту величину называют плановым темпом роста;

4) относительная величина структуры— показы­вает состав явления, выраженный в форме доли или удельного веса. Доля (d) — это отношение ча­сти к целому, т.е. отношение составных частей совокупности к ее общему объему. Удельный вес — это доля, выраженная в процентах. Относительные величины структуры используются в статистике для характеристики структурных сдвигов;

5) относительная величина координации— пока­зывает соотношение частей целого, т.о. отноше­ние последовательно всех частей к одной из них, взятой за базу. За базу принимают наименьшее значение. Относительная величина координации показывает, сколько единиц данной части целого приходится на другую ее часть, принятую за базу сравнения;

6) относительная величина интенсивности— это отношение двух разноименных величин, связанных между собой. Характеризует степень развития ка­кого-либо явления в определенной среде;

7) относительная величина сравнения— это отно­шение одноименных величин, характеризующих разные объекты изучения за один и тот же период. Показывает, во сколько раз числитель больше (меньше) знаменателя.

8. Сущность средних величин и их виды

Средней величиной называется статистический показатель, который дает обобщенную характеристику варьирующего признака однородных единиц совокупности.

Сущность средней заключается в том, что в ней взаимопогашаются случайные отклонения значений признака и учитываются изменения вызванные основным фактором.

Статистическая обработка методом средних величин заключается в замене индивидуальных значений варьирующего признака задачи и принципы организации государственного статистического учетанекоторой уравновешенной средней величиной задачи и принципы организации государственного статистического учета.

Виды средних величин

Средние величины делятся на два больших класса: степенные средние и структурные средние

Степенные средние:

Структурные средние:

Выбор формы средней величины зависит от исходной базы расчета средней и от имеющейся экономической информации для ее расчета.

Исходной базой расчета и ориентиром правильности выбора формы средней величины являются экономические соотношения, выражающие смысл средних величин и взаимосвязь между показателями.

9. Степенные средние

Степенные средние

К степенным средним относятся :

Степенные средние в зависимости от представления исходных данных исчисляются в двух формах простой и взвешенной.

Простая средняя считается по несгруппированнымданным и её общая формула имеет следующий вид:

задачи и принципы организации государственного статистического учета, (7.5)

где задачи и принципы организации государственного статистического учета— средняя величина, задачи и принципы организации государственного статистического учета— варианта осредняемого признака, k – показатель степени средней, n – число вариант (или объём выборки).

иды степенных средних

Вид степенной среднейПоказатель степени, KФормула расчета
ПростаяВзвешенная
Гармоническая-1 задачи и принципы организации государственного статистического учета задачи и принципы организации государственного статистического учета= задачи и принципы организации государственного статистического учета задачи и принципы организации государственного статистического учета= задачи и принципы организации государственного статистического учета
Геометрическая задачи и принципы организации государственного статистического учета= задачи и принципы организации государственного статистического учета задачи и принципы организации государственного статистического учета= задачи и принципы организации государственного статистического учета
Арифметическая задачи и принципы организации государственного статистического учета= задачи и принципы организации государственного статистического учета задачи и принципы организации государственного статистического учета= задачи и принципы организации государственного статистического учета
Квадратическая задачи и принципы организации государственного статистического учета= задачи и принципы организации государственного статистического учета задачи и принципы организации государственного статистического учета= задачи и принципы организации государственного статистического учета
Кубическая задачи и принципы организации государственного статистического учета= задачи и принципы организации государственного статистического учета задачи и принципы организации государственного статистического учета= задачи и принципы организации государственного статистического учета

Согласно свойству мажорантности степенных средних (т.е. с увеличением показателя степени k увеличивается и соответствующая средняя величина задачи и принципы организации государственного статистического учета) выполняются следующие неравенства:

10. Структурные средние

Мода — это наиболее часто встречающийся вариант ряда. Мода применяется, например, при определении размера одежды, обуви, пользующейся наибольшим спросом у покупателей. Модой для дискретного ряда является варианта, обладающая наибольшей частотой. При вычислении моды для интервального вариационного ряда необходимо сначала определить модальный интервал (по максимальной частоте), а затем — значение модальной величины признака по формуле:

задачи и принципы организации государственного статистического учета

§ задачи и принципы организации государственного статистического учета— значение моды

§ задачи и принципы организации государственного статистического учета— нижняя граница модального интервала

§ задачи и принципы организации государственного статистического учета— величина интервала

§ задачи и принципы организации государственного статистического учета— частота модального интервала

§ задачи и принципы организации государственного статистического учета— частота интервала, предшествующего модальному

§ задачи и принципы организации государственного статистического учета— частота интервала, следующего за модальным

Медиана —это значение признака, которое лежит в основе ранжированного ряда и делит этот ряд на две равные по численности части.

Для определения медианы в дискретном ряду при наличии частот сначала вычисляют полусумму частот задачи и принципы организации государственного статистического учета, а затем определяют, какое значение варианта приходится на нее. (Если отсортированный ряд содержит нечетное число признаков, то номер медианы вычисляют по формуле:

Ме = (n(число признаков в совокупности) + 1)/2,

в случае четного числа признаков медиана будет равна средней из двух признаков находящихся в середине ряда).

При вычислении медианы для интервального вариационного ряда сначала определяют медианный интервал, в пределах которого находится медиана, а затем — значение медианы по формуле:

задачи и принципы организации государственного статистического учета

§ задачи и принципы организации государственного статистического учета— искомая медиана

§ задачи и принципы организации государственного статистического учета— нижняя граница интервала, который содержит медиану

§ задачи и принципы организации государственного статистического учета— величина интервала

§ задачи и принципы организации государственного статистического учета— сумма частот или число членов ряда

§ задачи и принципы организации государственного статистического учета— сумма накопленных частот интервалов, предшествующих медианному

§ задачи и принципы организации государственного статистического учета— частота медианного интервала

Источник

Тема 1.2 Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ.

В основу организации статистической работы в России положены следующие основные принципы:

1) Государственное руководство статисткой.

2) Единые организационные строения и методологии.

3) Неразрывная связь статистических органов с органами управления.

В соответствии со статьей 71 конституции Р.Ф. руководство статистикой осуществляет Федеральная служба государственной статистики России (РОССТАТ, которая проводит работу по единому плану и методологии.

РОССТАТ является федеральным органом исполнительной власти и высшим органом управления государственной статистикой.

Методология исчисления статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, установленных РОССТАТ России являются социальными статистическими стандартами РФ.

Система государственной статистики находится в подчинении производства и ему подотчетно, что обеспечивает непрерывную связь с органами государственного управления.

Система государственной статистики в России имеет неиерархическую структуру управления, включая федеральный, республиканский, областной, окружной, городской и районный уровни. Низовыми органами государственной статистики являются городские и районные управления государственной статистики. В областях краях и республиках, а так же в городах Москве и Санкт-Петербурге имеются управления и комитеты по статистике руководящим организационными и методологическими, центром является РОССТАТ России. Он осуществляет государственное управление всей находящейся в его подчинении единой системы статистических органов, организацию учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства, создание и функционирование статистической информационной системы на основе единой научной методологии.

Основными задачами РОССТАТа являются:

1. Предоставление официальной статистической информации, различными органами законодательной и исполнительной власти, а так же общественности и между народности органами.

2. Разработка научно обоснованной статистической методологии соответствующей потребностям общества и международным стандартам.

3. Координация статистической деятельности государства.

4. Разработка экономико-статистической информации и её анализ.

5. Гарантирование полноты и научной обоснованности равного доступа к её изучению всеми пользователями.

В состав РОССТАТа входят такие управления, как аналитическая информация ресурсов и регистров, статистических стандартов и классификаций. Организации статистического наблюдения систем национальных счетов и балансов статистики, финансово- платежного баланса, статистических цен, статистических товарных рынков и торговли, а так же специальные управления методологии статистических работ, которые участвуют в разработке федерального план статистических работ на год и на перспективу, методологии расчета статистических показателей сбора и обработки статистических данных. Структура комитетов и управлений на местах в основном повторяет структуру РОССТАТ, но подразделения несшего уровня являются более мелким и с меньшим числом структурных подразделений.

В настоящее время важнейшими задачами статистики в России являются следующие:

1. Всестороннее освещение, социально- экономического положения России и происходящих изменений в народном хозяйстве, связанных с переходом к рыночным отношениям и происходящими под влиянием различных факторов.

2. Создание единой информационно- вычислительной системы обработки статистических данных при помощи современных технологий организации статистического учета.

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 3701 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *