задачи и принципы организации государственного статистического учета
5. Основные задачи и принципы организации государственной статистики в рф
Одной из важнейших задач статистики является получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.
С развитием рыночных отношений тесно связано реформирование российской статистики, которое предусматривает переход статистики на системный принцип и адаптации ее к рыночным условиям.
В этой связи в качестве актуальных задач выступает:
1) совершенствование статистической информационной базы;
2) разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике;
3) разработка показателей, характеризующих рыночные отношения;
4) совершенствование организации статистического наблюдения;
5) повышение оперативности сбора и обработки информации;
6) компьютеризация статистики.
В основу организации статистической работы в России положены следующие принципы:
— централизованное руководство статистикой;
— единые организационное строение и методология;
— неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.
Правительство РФ постановлением от 7 апреля 2004 г. установило, что Федеральная служба государственной статистикиявляется Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории РФ.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность и через свои территориальные органы.
6. Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения
Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.
Не всякое собирание сведений является статистическим наблюдением. Статистическим можно назвать лишь такое наблюдение, которое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего обобщения.
Примером статистического наблюдения может служить систематический учет затрат на производство или опрос общественного мнения с целью выявления отношения людей к представляющим интерес вопросам или событиям.
Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.
Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
проведение массового сбора данных;
подготовка данных к автоматизированной работе;
разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.
Первый этап включает:
определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации;
разработку документов для сбора данных;
выбор отчетной единицы, методов и средств получения данных и т.п.
Второй этап включает работы по заполнению статистических формуляров.
На третьем этапе собранные данные подвергаются арифметическому и логическому контролю.
На четвертом этапе производится:
анализ причин, которые привели к неверному заполнению статистических бланков;
разработка предложений по совершенствованию наблюдения.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Основные задачи и принципы организации государственной статистики РФ.
Главным учетно-статистическим центром в РФ является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), созданный в 1994 г. В задачи его структур входят систематический анализ социально-экономического положения Российской Федерации, отражение динамических процессов перехода к рынку, которые основываются на объективных количественных характеристиках происходящих преобразований.
Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ, имеет структуру, которая включает федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.
Основными задачами статистики РФ являются:
1) статистическое наблюдение за развитием экономики и общества с помощью различных видов и способов сбора данных;
2) контроль, проверка содержания различной информации, поступающей в органы статистики;
3) свод отчетности снизу доверху;
4) научная обработка, обобщение, анализ всех материалов наблюдений, в т.ч. выборочных, специально организованных;
5) комплексное изучение экономики, анализ ее состояния, развитие тенденций, закономерностей в масштабах регионов, страны, различных форм собственности, хозяйствования, секторов и отраслей экономики;
6) подготовка и публикация статистических материалов (статистических сборников, ежегодников, пресс-выпусков, докладов) о развитии страны, регионов, отраслей и т.д.;
7) совершенствование учета, отчетности, системы показателей и методов анализа.
3. Сущность и организационные формы наблюдения
Сущность и организационные формы статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение должно отвечать ряду важнейших требований:
а) проводиться непрерывно и систематически;
б) учет массовых данных должен быть таким, чтобы не только обеспечивалась полнота данных, но и учитывалось их постоянное изменение;
в) данные должны быть максимально достоверны и точны;
г) исследуемые явления должны иметь не только научную, но и практическую ценность.
В статистике используются 2 организационные формы наблюдения:
2. Специально организованное статистическое наблюдение – охватывает те явления, которые не получают достаточного отражения в первичном учете и отчетности, а также для дополнения и уточнения данных внутри хоз. учета. Сюда можно отнести перепись. На практике проводится перепись населения, материальных ресурсов, зеленых насаждений, незавершенных строительных объектов, оборудования и т.д.
4. План статистического наблюдения
План статистического наблюдения.
План статистического наблюдения состоит из двух частей: программно-методологической и организационной.
Программно-методологическая часть плана – это определение цели, установление объекта, единиц наблюдения, элементов совокупности, составление программы наблюдения.
Цель наблюдения определяется конкретными потребностями в статистических данных. Согласно цели определяют объект и единицу наблюдения.
Объект наблюдения – совокупность изучаемых явлений. Необходимо четко определить его границы и существенные признаки. Например, перепись производственного оборудования предусматривает четкую классификацию оборудования (производственное, энергетическое и другие виды).
Единица наблюдения является источником информации: предприятие, организация, семья. Носителями признаков, которые подлежат регистрации, являются элементы совокупности. Именно они подвергаются непосредственному обследованию.
Так, при переписи производственного оборудования единицей является предприятие, а элементом совокупности – единица оборудования. Элемент совокупности и единица наблюдения могут совпадать, как в случае переписи населения.
Программа наблюдения содержит перечень признаков, подлежащих регистрации. Вопросы программы содержатся в статистических формулярах, имеющих форму анкеты, опросного листа или бланка. Правильно ответить на вопросы помогает инструкция, содержащая пояснения и указания к программе наблюдений.
Организационная часть планаопределяет место, время и органы наблюдения, график подготовки и инструктажа кадров, материально-техническую базу наблюдения.
Местом наблюдения считают пункт, где непосредственно регистрируются признаки единиц совокупности в формулярах.
Время наблюдения разделяют на объективное и субъективное. Объективным называют время, к которому относятся данные наблюдения. Это определенный момент или период времени. Например, производство видов продукции учитывается за определенный период, а наличие жилищного фонда – на определенную дату. Момент времени, положением на который проводится регистрация признаков, называется критическим. Критическим моментом переписи населения 1989 г. было 12 часов ночи с 11 на 12 января. Период, на протяжении которого регистрируются признаки объекта наблюдения, называется субъективным временем. Если срок представления месячного отчета до 5 февраля, то субъективное время (время составления отчета) будет с 1 по 5 февраля, а объективное – один месяц.
5. Ошибки наблюдения
Ошибки наблюдения.
Точность и достоверность данных является наиболее важным требованием статистики.
Точностью считается мера соответствия данных наблюдения действительной их величине, достоверностью – мера объективного отображения ими сущности явлений и процессов.
Ошибки наблюдения – расхождения между данными наблюдения и действительными значениями показателей.
Различают ошибки регистрации и репрезентативности.
Ошибками регистрации называются такие, которые возникают в результате неправильного установления фактов или их неправильной записи. Они бывают случайными или систематическими.
Случайные ошибки возникают вследствие действия случайных причин и искажают данные в ту или иную сторону. Влияние их на обобщающие показатели уравновешивается.
Систематические ошибки приводят к значительным отклонениям общих результатов наблюдений. Они бывают преднамеренные и непреднамеренные (например, непреднамеренной является ошибка, связанная с тенденцией округлять свой возраст людьми старшего поколения, преднамеренные ошибки часто встречаются при составлении отчетности предприятий).
Ошибки репрезентативностивозникают только при несплошном наблюдении в тех случаях, когда отобранная часть совокупности не полностью отражает состав совокупности в целом.
Ошибки наблюдения выявляются путем проверки и контроля достоверности данных. Прежде всего, осуществляют внешний контроль формуляров наблюдений. Проверяют правильность и полноту их заполнения. Затем осуществляют логический и арифметический контроль.
Логический контроль обычно состоит в сопоставлении ответов на взаимосвязанные вопросы, что позволяет выявить несовместимость ответов. Арифметический контроль заключается в проверке всех обобщающих показателей и в согласовании тех показателей, которые выводятся один из другого.
6. Абсолютные величины. Сущность и единицы измерения
Абсолютные величины.
Первичная статистическая информация выражается прежде всего в виде абсолютных показателей, которые являются количественной базой всех форм учета.
Абсолютные показатели характеризуют итоговую численность единиц совокупности или ее частей, размеры (объемы, уровни) изучаемых явлений и процессов, выражают временные характеристики. Абсолютные показатели могут быть только именованными числами, где единица измерения выражается в конкретных цифрах.
В зависимости от сущности исследуемого явления и поставленных задач единицы измерения могут бытьнатуральными (физические меры массы, длины, объема), условно-натуральными (например, молочные продукты с разным содержанием сливочной основы, мыло с разным содержанием жирных кислот и т.д.), стоимостными (денежное выражение) и трудовыми (затраты труда, трудоемкость технологических операций в человеко-днях, человеко-часах).
Вся совокупность абсолютных величин включает как индивидуальные показатели (характеризуют значения отдельных единиц совокупности), так и суммарные показатели (характеризуют итоговое значение нескольких единиц совокупности или итоговое значение существенного признака по той или иной части совокупности).
Абсолютные показатели следует также подразделить на моментные и интервальные.
Моментные абсолютные показатели характеризуют факт наличия явления или процесса, его размер (объем) на определенную дату времени.
Интервальные абсолютные показатели характеризуют итоговый объем явления за тот или иной период времени (например, выпуск продукции за квартал или за год и т. д.), допуская при этом последующее суммирование.
7. Относительные величины. Сущность и виды
Относительные величины.
Относительные величины — это отвлеченные статистические величины, выражающие количественное соотношение двух величин. Относительные величины измеряются в коэффициентах, процентах, промилях, комплексных единицах.
Виды относительных величин:
1)относительные величины динамики— это отношение фактической величины показателя в отчетном периоде (У1) к фактической его величине в базисном, предшествующем периоде (У0):
Относительные величины динамики характеризуют изменение явления во времени. В статистике эти показатели называются темпами роста;
2) относительные величины выполнения плана—
это отношение фактической величины показателя (У1) к плановой его величине (Уплан) того же периода:
Эта относительная величина показывает степень выполнения плана в процентах;
3) относительная величина выполнения планового задания— это отношение планируемой величины показателя (Уплан) к фактически достигнутой величине в предшествующем периоде, т.е. в базисном (у0):
Показывает, на сколько процентов плановое задание выше (ниже) фактически достигнутого в базисном периоде. Эту величину называют плановым темпом роста;
4) относительная величина структуры— показывает состав явления, выраженный в форме доли или удельного веса. Доля (d) — это отношение части к целому, т.е. отношение составных частей совокупности к ее общему объему. Удельный вес — это доля, выраженная в процентах. Относительные величины структуры используются в статистике для характеристики структурных сдвигов;
5) относительная величина координации— показывает соотношение частей целого, т.о. отношение последовательно всех частей к одной из них, взятой за базу. За базу принимают наименьшее значение. Относительная величина координации показывает, сколько единиц данной части целого приходится на другую ее часть, принятую за базу сравнения;
6) относительная величина интенсивности— это отношение двух разноименных величин, связанных между собой. Характеризует степень развития какого-либо явления в определенной среде;
7) относительная величина сравнения— это отношение одноименных величин, характеризующих разные объекты изучения за один и тот же период. Показывает, во сколько раз числитель больше (меньше) знаменателя.
8. Сущность средних величин и их виды
Средней величиной называется статистический показатель, который дает обобщенную характеристику варьирующего признака однородных единиц совокупности.
Сущность средней заключается в том, что в ней взаимопогашаются случайные отклонения значений признака и учитываются изменения вызванные основным фактором.
Статистическая обработка методом средних величин заключается в замене индивидуальных значений варьирующего признака некоторой уравновешенной средней величиной
.
Виды средних величин
Средние величины делятся на два больших класса: степенные средние и структурные средние
Степенные средние:
Структурные средние:
Выбор формы средней величины зависит от исходной базы расчета средней и от имеющейся экономической информации для ее расчета.
Исходной базой расчета и ориентиром правильности выбора формы средней величины являются экономические соотношения, выражающие смысл средних величин и взаимосвязь между показателями.
9. Степенные средние
Степенные средние
К степенным средним относятся :
Степенные средние в зависимости от представления исходных данных исчисляются в двух формах простой и взвешенной.
Простая средняя считается по несгруппированнымданным и её общая формула имеет следующий вид:
, (7.5)
где — средняя величина,
— варианта осредняемого признака, k – показатель степени средней, n – число вариант (или объём выборки).
иды степенных средних
Вид степенной средней | Показатель степени, K | Формула расчета | |
Простая | Взвешенная | ||
Гармоническая | -1 | | |
Геометрическая | | | |
Арифметическая | | | |
Квадратическая | | | |
Кубическая | | |
Согласно свойству мажорантности степенных средних (т.е. с увеличением показателя степени k увеличивается и соответствующая средняя величина ) выполняются следующие неравенства:
10. Структурные средние
Мода — это наиболее часто встречающийся вариант ряда. Мода применяется, например, при определении размера одежды, обуви, пользующейся наибольшим спросом у покупателей. Модой для дискретного ряда является варианта, обладающая наибольшей частотой. При вычислении моды для интервального вариационного ряда необходимо сначала определить модальный интервал (по максимальной частоте), а затем — значение модальной величины признака по формуле:
§ — значение моды
§ — нижняя граница модального интервала
§ — величина интервала
§ — частота модального интервала
§ — частота интервала, предшествующего модальному
§ — частота интервала, следующего за модальным
Медиана —это значение признака, которое лежит в основе ранжированного ряда и делит этот ряд на две равные по численности части.
Для определения медианы в дискретном ряду при наличии частот сначала вычисляют полусумму частот , а затем определяют, какое значение варианта приходится на нее. (Если отсортированный ряд содержит нечетное число признаков, то номер медианы вычисляют по формуле:
Ме = (n(число признаков в совокупности) + 1)/2,
в случае четного числа признаков медиана будет равна средней из двух признаков находящихся в середине ряда).
При вычислении медианы для интервального вариационного ряда сначала определяют медианный интервал, в пределах которого находится медиана, а затем — значение медианы по формуле:
§ — искомая медиана
§ — нижняя граница интервала, который содержит медиану
§ — величина интервала
§ — сумма частот или число членов ряда
§ — сумма накопленных частот интервалов, предшествующих медианному
§ — частота медианного интервала
Тема 1.2 Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ.
В основу организации статистической работы в России положены следующие основные принципы:
1) Государственное руководство статисткой.
2) Единые организационные строения и методологии.
3) Неразрывная связь статистических органов с органами управления.
В соответствии со статьей 71 конституции Р.Ф. руководство статистикой осуществляет Федеральная служба государственной статистики России (РОССТАТ, которая проводит работу по единому плану и методологии.
РОССТАТ является федеральным органом исполнительной власти и высшим органом управления государственной статистикой.
Методология исчисления статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, установленных РОССТАТ России являются социальными статистическими стандартами РФ.
Система государственной статистики находится в подчинении производства и ему подотчетно, что обеспечивает непрерывную связь с органами государственного управления.
Система государственной статистики в России имеет неиерархическую структуру управления, включая федеральный, республиканский, областной, окружной, городской и районный уровни. Низовыми органами государственной статистики являются городские и районные управления государственной статистики. В областях краях и республиках, а так же в городах Москве и Санкт-Петербурге имеются управления и комитеты по статистике руководящим организационными и методологическими, центром является РОССТАТ России. Он осуществляет государственное управление всей находящейся в его подчинении единой системы статистических органов, организацию учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства, создание и функционирование статистической информационной системы на основе единой научной методологии.
Основными задачами РОССТАТа являются:
1. Предоставление официальной статистической информации, различными органами законодательной и исполнительной власти, а так же общественности и между народности органами.
2. Разработка научно обоснованной статистической методологии соответствующей потребностям общества и международным стандартам.
3. Координация статистической деятельности государства.
4. Разработка экономико-статистической информации и её анализ.
5. Гарантирование полноты и научной обоснованности равного доступа к её изучению всеми пользователями.
В состав РОССТАТа входят такие управления, как аналитическая информация ресурсов и регистров, статистических стандартов и классификаций. Организации статистического наблюдения систем национальных счетов и балансов статистики, финансово- платежного баланса, статистических цен, статистических товарных рынков и торговли, а так же специальные управления методологии статистических работ, которые участвуют в разработке федерального план статистических работ на год и на перспективу, методологии расчета статистических показателей сбора и обработки статистических данных. Структура комитетов и управлений на местах в основном повторяет структуру РОССТАТ, но подразделения несшего уровня являются более мелким и с меньшим числом структурных подразделений.
В настоящее время важнейшими задачами статистики в России являются следующие:
1. Всестороннее освещение, социально- экономического положения России и происходящих изменений в народном хозяйстве, связанных с переходом к рыночным отношениям и происходящими под влиянием различных факторов.
2. Создание единой информационно- вычислительной системы обработки статистических данных при помощи современных технологий организации статистического учета.
Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 3701 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ