задачи образец моя задача осваивать и внедрять в профессиональную деятельность

Педагогика

lutkovaov.narod2.yandex.ru создано при поддержке VoronVor

Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи. Анализ собственной деятельности.

1. Среди профессиональных задач современного образования можно выделить постоянные, которые уже на протяжении длительного времени решаются государственными системами образования; новые, возникшие сравнительно недавно, в продолжение жизни одного поколения; и новейшие, появляющиеся буквально на глазах.

Новейшие задачи, которые ставит перед воспитанием жизнь, настойчиво теснят и даже вытесняют традиционные.

Поставленные для сегодняшнего дня цели и задачи завтра могут оказаться устаревшими, поэтому мы обязаны обсуждать не столько сегодняшние, сколько завтрашние цели и задачи воспитания.

Целям подчиняются содержание, организация, формы и методы, поэтому проблема целей относится к числу наиболее важных в педагогике.

При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо определение: цель — это система решаемых образованием задач.

Совершенный; всесторонне и гармонически развитый человек — наивысшая цель образования. Главная цель отечественной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать условия для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха.

Виды и типы

2. Традиционными для отечественной педагогической системы являются следующие составные части общей цели умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований личности. Его главная задача — вооружить обучаемых системой знаний основ наук. Конкретные задачи умственного воспитания следующие:

Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть правильного воспитания. Задачи физического воспитания;

Трудовое воспитание и политехническое образование решают следующие задачи:

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Формирование общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных качеств означает воспитание честности, справедливости, чувства долга, порядочности, ответственности, чести, совести, достоинства, гуманизма, бескорыстия, трудолюбия, уважения к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, и дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Цель эмоционального (эстетического) воспитания включает решение задач:

Проблема классификации педагогических задач также является достаточно сложной. Выделяют учебные задачи, задачи как средство обучения, как путь достижения цели, как часть педагогического процесса и др. Опираясь на позицию И. А. Шакирова о характере личностных проявлений в педагогических ситуациях, можно выделить деятельностные, поведенческие задачи и задачи-отношения.

Любая педагогическая задача может иметь достаточно большое количество решений, так как она всегда субъективна, способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя. Например, ученик отрешенно смотрит в окно и не слышит вопроса учителя, обращенного к нему. В зависимости от того, к какому типу задач отнесет эту ситуацию учитель, он и будет выбирать способы ее решения. Если – к деятельностному, то будет стимулировать интерес ученика к совместной деятельности. Если к задаче-отношению, то будет искать пути взаимодействия в системе межличностного общения.

Процесс решения задачи состоит из следующих этапов:

1) анализ ситуации и характера затруднений;

2) формулировка педагогической цели, т.е. чего следует добиться;

3) поиск путей и средств достижения поставленной цели;

4) анализ полученного результата;

5) анализ ошибок, определение возможностей других путей решения педагогической задачи.

При решении педагогической задачи можно опираться на следующий алгоритм:

1. Уяснить в деталях педагогическую ситуацию (что произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позицию ребенка, его поведение и т.д.).

2. Вычленить педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в индивидуально-личностном становлении ребенка, к которому ведет ситуация.

3. Определить педагогическую цель, т.е. изменение ребенка, которого необходимо достичь в процессе решения задачи.

4. Определить несколько вариантов достижения цели.

5. Выбрать и обосновать оптимальный вариант решения задачи.

6. Определить критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, методы оценки результата.

7. Реализовать продуманный план действий.

8. Провести рефлексивный анализ результатов решения педагогической задачи.

В деятельности учителя наряду с другими действиями значительное место занимают следующие:

Выдвижение предположения о наличии у себя тех или иных качеств, мотивов ошибочных действий или о том, что могут думать о нем учащиеся;

Сомнения («Неужели я недостаточно требовательна?»);

Вопросы («Почему ухудшилась дисциплина?»);

Установка на изменение поведения и отношений с учениками («Надо быть требовательнее»).

Как называются эти действия?

Укажите их вероятные результаты.

Данные действия можно объединить в одно единое педагогическое явление, где каждое действие представляет собой определенный этап.

Так первый пункт можно рассмотреть с точки зрения проблемы профессионального самосознания личности педагога. Данное действие является основой изучения и исследования своей и чужой деятельности, явлений и фактов.

Анализ и рефлексия полученных результатов своей деятельности дает возможность в дальнейшем прогнозированию и планированию своей деятельности в соответствии с поставленными целями.

Во втором пункте нам представлена стадия самооценки результата, которая связана с оценкой достигнутого и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями. Тут можно утверждать о том, что педагог не удовлетворен результатом педагогического процесса, раз у него возникает данное сомнение.

Данное сомнение вытекает из анализа полученных результатов деятельности и их сравнения с ожидаемыми результатами. Это может быть выяснением причины возникновения недисциплинированности учащихся.

Результатом вопроса «Почему?» является создание проекта действий.

Перед нами представлены основные этапы решения педагогической задачи: от анализа ситуации до оценки полученных результатов, определяющих в совокупности цикл процесса решения любой задачи.

Результатом является потребность в самосовершенствовании и самореализации в сфере деятельности личности педагога.

Источник

Профессиональные педагогические задачи и их решение на практике

Маликова Р.Н.

Профессиональные педагогические задачи и их решение на практике

Учебно-методическое пособие

Печатается по решению психолого-педагогического Совета и кафедры педагогики КГПУ им. К.Э. Циолковского.

М Маликова Р.Н.Профессиональные педагогические задачи и их решение на практике. Учебно-методическое пособие: Издательство КГПУ им. К.Э. Циолковского.- Калуга, 2009, с.

Романов В.А., доктор педагогических наук, профессор.

Мыслинская Н.Л., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая педагогической практикой КГПУ им. К.Э. Циолковского.

Данное пособие адресовано преподавателям и студентам очного и заочного отделения обучения педагогического университета.

Издательство КГПУ им. К.Э. Циолковского.- Калуга, 2009

1. Методологические подходы и концептуальные положения решения профессиональных педагогических задач……………………………………8

1.1. Системный подход к решению профессиональных педагогических задач……………………………………………………………………………..8

1.2. Профессиональные педагогические задачи и их решение в контексте компетентностного подхода к образованию………………………………. 11

2. Решение профессиональных педагогических задач на практике II(III) курса……………………………………………………………………………17

2.1. Педагогические задачи, решаемые студентами на практике II(III) курса……………………………………………………………………………17

2.2. Содержание и виды учебных заданий………………………………. 19

3.Решение профессиональных педагогических задач на практике III(IV), V курса……………………………………………………………………………30

3.1 Педагогические задачи, решаемые студентами на практике III(IV), V курса……………………………………………………………………………30

3.2 Обучающие педагогические задачи……………………………………35

3.3. Эвристическая программа анализа ситуации и решения педагогических задач…………………………………………………………85

4. Примеры решения профессиональных педагогических задач на практике III(IV), V курса………………………………………………………………. 91

4.1. Воспитательные задачи, примеры решения……………………. 91

4.2. Примеры педагогических задач………………………………………109

4.3. Тематика дидактических задач, рекомендуемых студентам, для решения на педагогической практике……………………………………. 117

5.Оценочная деятельность студентов по решению профессиональных педагогических задач………………………………………………………..120

5.1. Традиционная система оценивания………………………………….120

5.2. Рейтинговая система оценивания…………………………………. 121

5.3. Портфолио студента-практиканта……………………………………127

5.4. Отчётная документация……………………………………………….129

Использованная литература………………………………………………. 130

1. Типовые педагогические задачи профессиональной деятельности учителя

2. Примерные схемы индивидуальных планов студентов, ведения дневника педпрактики.

3. Аналитическая деятельность студентов.

3.1 Формы и типы анализа уроков.

3.2 Анализ форм воспитательной деятельности.

4. Электронный ресурс «Психолого-педагогическая диагностика деятельности классного руководителя»

Введение

Педагогическая деятельность учителя конкретного предмета, классного руководителя – это решение педагогических задач. На решение типовых профессиональных педагогических задач ориентирована подготовка выпускника педагогического университета.

Решить профессиональную педагогическую задачу – значит осмыслить реальную ситуацию, изучить ее, используя методы научного исследования, сформулировать ее с учетом реального контекста (реальных условий профессиональной ситуации). Студенты не редко опускают этап осмысления и постановки педагогической задачи, не соотносят ее решение с этапами целостного педагогического процесса, ориентируется на готовую формулировку задачи. На преодоление этих недостатков и направлено учебно-методическое пособие.

Цель данного пособия оказать преподавателям помощь в руководстве решением студентами профессиональных педагогических задач в реальных условиях практики.

Особую сложность представляет решение воспитательных задач, которым уделено большее внимание в учебном пособии, поскольку воспитательная задача имеет свою специфику, обусловленную отличием преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности.

Существует и общая аналогия обучения и воспитания, а поэтому и взаимосвязь обучения и воспитания. Исследование воспитательных возможностей урока, воспитание учебным предметом имеет свою значимость, и является отдельной профессиональной задачей.

Вопросы решения педагогических задач представлены достаточно в учебных пособиях. В качестве примера можно привести – Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шияков; Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. В нем представлены технология решения педагогических задач, технология конструирования педагогического процесса. Базовые учебники предполагают необходимость издания в педагогических университетах учебно-методических пособий, освещающих решение реальных педагогических задач на практике.

Представленное учебно-методическое пособие не лишено научности. Обращение к системному и компетентностному подходу позволяет методологически осмыслить решение профессиональных педагогических задач. Описание реальной педагогической ситуации является отправной точкой постановки педагогической ситуации. Осмыслить педагогическую ситуацию с привлечением в нее цели образования можно с разных сторон. С одной стороны, в связи с необходимостью познания и преобразования действительности, с позиции системного подхода – описать ситуацию, применяя методы анализа школьной документации, наблюдения, бесед, конкретных педагогических ситуаций, а так же применяя психодиагностирующие методики, направленные на изучение коллектива и личности, других объектов диагностики. Описать ситуацию, значит понять и объяснить ее на основе принципа научности. В пособии представлена эвристическая программа анализа ситуации и решения педагогических задач, которая адаптирована к условиям прохождения педагогической практики в КГПУ им. К.Э. Циолковского и используется уже более десяти лет. Такое методологическое осмысление определяет и свою структуру описания задачи. Понимание задачи как цели, соотнесенной с условиями ее достижения. В пособии представлены примеры таких задач.

Реальная педагогическая ситуация не является проблемой познания в компетентностном подходе. Вместо принципа научности профессиональной подготовки ведущими принципами становятся принципы социо-культуросообразности и практикоориентированности. Построение профессиональной задачи рассматривается как контекстное, ориентированное на обучение студентов находить знания и применять их в ситуациях, имитирующих реальные профессиональные ситуации (А.А. Вербицкий). Стратегические задачи обновления содержания профессионального педагогического образования представлены в соответствии с Концепцией модернизации образования и отражают общие тенденции мирового развития:

· устанавливать взаимодействие с субъектами образовательного процесса (организовать сотрудничество школьников между собой; использовать разные средства коммуникации ( e-mail, Интернет, и др.); работать в команде; проектировать и использовать различные формы взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией; взаимодействовать с администрацией ОУ для решения профессиональных задач, со школьными организациями и др.

· создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности, информационные ресурсы (масс-медиа, Интернет и др.); использовать в образовательном процессе ресурсы, потенциал системы дополнительного образования; формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий.

· проектировать и осуществлять профессиональное самообразование; анализировать собственную деятельность; опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионально роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм); выбирать технологии самообразования.

В этой связи преподаватели, осуществляющие руководство педпрактикой, и студенты-практиканты могут методологически осмыслить проблему постановки и решения педагогических задач. Этого не доставало в предыдущем издании учебно-методического пособия к педпрактике. Решение профессиональных педагогических задач нельзя свести только к мероприятийному подходу к проведению воспитательных дел.

Обращение к целостному педагогическому процессу объединяет решение задач в разных методологических подходах, также дает возможность реализовать этапы целостного педагогического процесса при решении педагогической задачи.

Решить профессиональную задачу невозможно не повышая уровень профессионального самообразования, в этой связи в пособии достаточное внимание уделяется новой литературе, а так же диагностирующим методикам.

Нельзя «прописать» решение каждой педагогической задачи, поэтому и в пособии представлены примеры решения профессиональных педагогических задач и их тематика.

Особое внимание уделено современным целевым ориентирам деятельности классного руководителя, их выбору студентами в реальных педагогических условиях прохождения практики, социокультурной ситуации образовательного учреждения.

Виды профессиональных педагогических задач, учебные задания для студентов, которые им необходимо выполнить, представлены в индивидуальном плане студентов I(II), III(IV), V курса. Рейтинговая система оценивания предусматривает систематическую работу студентов над решением педагогических задач и обязательное чтение дополнительной литературы.

практики по кафедре

педагогики Маликова Р.Н.

Задание 1.

Изучение причин неуспеваемости школьников.

Цель задания: выяснить возможные причины неуспеваемости школьника.

Общее отставание школьников в учении может иметь в качестве причины целый ряд факторов, которые могут рассматриваться как факторы разного уровня.

Педагогический уровень

· низкая интенсивность учебной деятельности;

· низкая эффективность учебной деятельности;

· отсутствие дифференцированного подхода к изучению со стороны учителя;

· недостаток любви и заботы родителей.

Психологический уровень

· несформированность мотивов учебной деятельности;

· недисциплинированность (эти два фактора связаны между собой);

· нарушения в эмоционально-волевой сфере;

· большие пробелы в знаниях;

· большие пробелы в учебных знаниях и умениях;

· низкий уровень познавательных способностей.

Задание 2.

Изучение читательских интересов школьников.

Цель задания: Дать представление о методах изучения читательских интересов школьников с помощью анкеты, сочинений, специальных заданий.

1. Дайте учащимся анкету следующего содержания:

· Какая книга, прочитанная тобой не по заданию школы в последнее время, больше всего понравилась тебе? Чем понравилась?

· Какие книги являются твоими любимыми?

· Назови 10 книг, которые тебе больше всего нравятся?

· Ценишь ли ты книгу за острый сюжет, за интересное и глубокое раскрытие характеров героев?

· Обращаешь ли ты внимание на то, каким языком написана книга или тебе это безразлично?

Искренние ответы учащихся на вопросы дадут вам возможность судить о том, что читают ваши ученики, и что их привлекает в книгах?

2. Проведите сочинение в классе на тему «Самые интересные книги, которые я прочел в этом году» (можно без оценки).

3. Дайте задание школьникам выбрать книгу для обсуждения.

4. Составьте программу викторины по самым интересным книгам.

На основе проведенного изучения сравните читательские интересы учеников разных возрастов. Особое внимание обратите на наличие интереса к языку литературного произведения. В каких возрастах он обнаруживается и обнаруживается ли вообще? Есть различие в читательских интересах мальчиков и девочек? В каком возрасте эти различия очевиднее? Какое именно содержание книг привлекает учащихся?

Задание 3.

Воспитание эстетической активности школьников.

С целью выявления творческой индивидуальности детей и формирования их художественного вкуса организуйте деятельность учащихся на проведение конкурса на лучший пейзажный рисунок, конкурса поделок из природного материала – «Природа и фантазия».

Проведите индивидуальные беседы со школьниками для выяснения вопросов:

· Что побуждало их к выбору темы рисунка, поделки?

· Что они стремились, прежде всего, отразить: сходство с действительностью или свою фантазию, мечту?

· Удовлетворены ли они своими творениями?

· Как бы они хотели оформить выставку рисунков и поделок?

Можно организовать создание коллективного проекта или макета зала-вернисажа.

Задание 4.

Изучение отношения учащихся к выбору официального лидера.

Цель задания: Выяснить, какие требования предъявляют учащиеся к тем, кого наделяют полномочиями официального лидера.

Методика изучения.

Прежде чем провести выборы представителей в органы школьного самоуправления школы, предложите учащимся сформулировать свои требования к тем, кто может быть избран в ученическое самоуправление. Полученный таким образом материал будет представлять собой коллективное мнение по изучаемому вопросу. Выберите среди требований те, которые наиболее часто встречаются в ответах учащихся, запишите их на карточку. Они будут иметь такой вид:

Член ученического самоуправления должен быть: честным, принципиальным, отзывчивым, доброжелательным, аккуратным, активным, терпеливым.

Он должен уметь: требовать с себя и других, организовывать учащихся на общие дела, расположить к себе людей, подчинять свои интересы общественным, вовремя прийти на помощь, быть тактичным в общении с товарищами.

Член ученического самоуправления не должен быть: беспечным, грубым, завистливым, капризным, несдержанным, подозрительным, мстительным.

Таким образом, вы выяснили, какие требования к членам ученического самоуправления предъявляет каждый ученик, сформулировали коллективное мнение по этому вопросу, сориентировали каждого на мотивационный выбор своих товарищей в члены ученического самоуправления. Ясно выраженное общее мнение становится для каждого члена ученического самоуправления наказом коллектива, а для всех остальных – критерием оценки ученического коллектива.

Полученная Вами карточка по содержанию будет отличаться от данной. Сопоставьте требования Ваших учащихся с теми, которые сформулированы в карточке.

Задание 5.

Обработка результатов

Все суждения делятся на две группы, соответствующие моральным нормам (например, суждение «не дам списать на контрольной работе») и не соответствующие моральным нормам (например, «дам списать на контрольной работе»). Количественное сравнение этих групп суждений позволяет ответить на вопрос о соответствии суждений школьника моральным нормам. Суждение по первому рассказу является эталонным, отклонение от которого на второй и третий рассказы (т.е. под давлением взрослых и сверстников) – показатель неустойчивости моральных суждений школьника.

Отчетная документация

По итогам педагогической практики студенты II курса представляют на кафедру педагогики следующие документы:

· Педагогический дневник с анализом проведенной работы.

· Конспекты проведенных мероприятий, воспитательных дел, внеклассных занятий по предмету.

Пример №2.

Задача. Методологическое осмысление педагогической задачи как основной единицы педагогического процесса.

Изучите теоретические основы целостного педагогического процесса.

1. В осмысление теоретических основ вы предполагаете включить понимание педагогического процесса как целостного явления. Целостность имеет смысл только применительно к системным объектам, педагогической системе «школа», альтернативным учебным заведениям: гимназии, лицею, колледжу и др.

2. В осмысление теоретических основ вы предполагаете включить понимание сущности педагогического процесса как динамической педагогической системы, воспитательной и дидактической системы. Как выражение доминирующих задач педагогической системы.

3. В осмысление теоретических основ вы предполагаете включить педагогическую задачу, как развивающуюся во времени основную единицу педагогического процесса, обладающую всеми существенными признаками педагогического процесса, являющуюся общей при реализации любых педагогических целей.

4. В понимание решения педагогической задачи вы предполагаете включить следующие взаимосвязанные этапы организации целостного педагогического процесса:

— методологическое осмысление целостного педагогического процесса;

— практические действия по организации педагогического процесса (технологии, взаимодействия);

— оценку результата деятельности, коррекцию.

Уточнение задания:

· Изучите тему: «Целостный педагогический процесс» по учебным пособиям;

· Предложите свой вариант организации педагогической деятельности при выполнении задания по педагогике;

· Продумайте способы организации этапов целостного педагогического процесса.

Задача может решаться как индивидуально, так и в группе студентов, проходящих педпрактику в школе или другом типе образовательного учреждения – гимназии, лицее, УПК, колледже и др. Ее решение предполагает изучение педагогических источников, учебных пособий, в том числе и ресурсов Интернет, а так же проведение консультаций преподавателями кафедры педагогики.

Контекст предложенной задачи в реальной жизни. Обратитесь к классному руководителю, который ставит перед собой задачу «Методологическое осмысление педагогической задачи как основной единицы педагогического процесса». Опишите контекст реальной ситуации в конкретном классе. Решите эту задачу с учетом нового контекста.

1. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С.23-33.

2. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов Кн.1[Текст] / С.161-179.

3. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений [Текст] / С.127-149/

Пример №3

Задача: «Организация воспитательной деятельности учащихся».

Разработайте проект 1 (программу воспитательных мероприятий), направленный на реализацию целевых ориентиров и способов организации воспитательной работы классного руководителя.

Контекст задачи:

1. При выборе целевых ориентиров воспитательной деятельности используйте описательные методы педагогической диагностики (наблюдение, беседы с классным руководителем и учащимися, анкетирование, изучение планов работы классных руководителей и др.) или психодиагностирующие методы и методики.

2. При выборе целевых ориентиров сосредоточьте внимание на наиболее значимых аспектах жизнедеятельности и развитии классного сообщества.

3. При выборе целевых ориентиров обратите внимание на педагогическое целеполагание программы воспитания классного руководителя или плана воспитательной работы, концепцию развития школы (или другого типа образовательного учреждения гимназии, лицея, МУПК и др.).

· Выберите один из аспектов жизнедеятельности или развития классного коллектива;

· Для его изучения подберите соответствующие методы педагогического исследования или психодиагностирующие методики;

· Проведите психоло-педагогическое исследование целевых ориентиров воспитательной деятельности классного руководителя;

· Спланируйте способы реализации целевых ориентиров (КТД, классные часы, экскурсии, посещение театров, конкурсы и др.);

· Разработайте содержание форм воспитательной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся, информационных ресурсов;

· Организуйте подготовку учащихся к проведению воспитательного мероприятия;

· Проведите мероприятие в соответствии со сроками индивидуального плана прохождения педпрактики;

· Проанализируйте со студентами проведенное вами воспитательное мероприятие;

· Спроектируйте последующие воспитательные мероприятия тематической направленности в соответствии с выбранным целевым ориентиром;

· Оцените его эффективность.

Задача может решаться как индивидуально, так и в группе студентов. Ее решение требует диагностики, анализа педагогической ситуации с последующим выбором приоритетного ориентира воспитательной деятельности классного руководителя.

[2]Методическая подсказка к выбору целевых ориентиров профессиональной деятельности классного руководителя

Содержательная сторона воспитывающей деятельности студентов-практикантов определяется в соответствии с деятельностью классного руководителя в каждой школе исходя из наличных воспитательных ресурсов и педагогических ориентиров: ценностей, миссии, устава школы. Функции классного руководителя формируются на основе использования Приложения к Приказу №21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. с поправкой на особенности и условия образовательного учреждения.

Студенту-практиканту необходимо знать:

· основные воспитательные ценности школы;

· главные цели воспитания в школе;

· задачи деятельности классных руководителей в школе;

· сферы деятельности классных руководителей в школе:

ü непосредственное педагогическое взаимодействие с детьми, организация жизнедеятельности и развития классного коллектива;

ü создание условий для развития своих воспитанников;

ü взаимодействие с администрацией, учителями, родителями школьников и другими взрослыми, имеющими отношение к воспитанию школьников;

ü работа с активом и другими группами детей;

ü проведение классных часов и мероприятий;

ü индивидуальная работа с детьми;

ü работа с родителями;

ü другая работа с детьми (подготовка и участие в школьных мероприятиях; текущее повседневные дела; работа в экстремальных ситуациях);

ü организация дежурства по классу;

ü работа с документацией (ведение классного журнала и личных дел учащихся);

ü работа с материалами диагностики;

ü участие в школьных совещаниях и семинарах; во внешкольных совещаниях, связанных с деятельностью классного руководителя; методическая работа; разработка классных мероприятий.

Педагогические ориентиры воспитывающей деятельности классного руководителя задают приоритеты целям и воспитательным задачам, которые студенты-практиканты должны реализовать при решении профессиональных педагогических задач.

Правильность выбора целевых ориентиров, направлений и способов организации воспитательной работы студента-практиканта в качестве классного руководителя (помощника классного руководителя) с воспитанниками закрепленного класса во многом зависит от наличия у него достаточной, достоверной и постоянно пополняющейся информации о процессах формирования классного коллектива и развития его членов. Для получения такой информации педагог-воспитатель должен систематически изучать детское сообщество вверенного ему класса, применять педагогические приемы и методы обучения, а также психологические методики исследования. Корректное использование последних значительным образом способствует повышению эффективности диагностической деятельности педагогов, поскольку психология обладает широким арсеналом средств диагностики личности и коллектива. Студент может воспользоваться прсиходиагностирующими методиками (см. приложение Электронный ресурс «Психолого-педагогическая диагностика деятельности классного руководителя»)

Приоритетные воспитательные задачи деятельности классного руководителя.*

ü состояние межличностных эмоционально-психологических отношений между учащимися класса;

ü развитость деловых отношений между одноклассниками;

ü сформированность совместной деятельности в классном сообществе;

ü наличие в спектре совместной деятельности доминирующего вида активности школьников, формирующего «лицо» (индивидуальность класса);

ü активность учащихся в жизнедеятельности класса;

ü развитость ученического самоуправления в классном коллективе;

ü стиль и культура общения в среде одноклассников;

ü наличие и развитость внешних связей и отношений класса с другими коллективами.

· изучение процесса развития учащихся:

ü интеллектуальное развитие коллектива;

ü ценностное (нравственное) самоопределение;

ü формирование коммуникативной культуры;

ü развитие эстетического потенциала;

ü здоровье и физическое становление;

ü развитие творческих способностей;

ü формирование эмоционально-волевой сферы;

ü организация досуга;

ü условия жизнедеятельности и развития ребенка в семье.

Студент на практике решает возможные воспитательные задачи, учитывает условия (реальный контекст) педагогических задач.

· создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников:

ü изучение здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и организации учебного процесса;

ü изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижение спроса на психоактивные вещества;

ü формирование стратегий поведения школьников, направленных на уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков;

ü формирование мотивации у подростков и старшеклассников к здоровому образу жизни;

ü снижение риска попадания подростков в девиантную группу;

ü привлечение к профилактической работе преподавателей и родителей.

· формирование гражданско-патриотических качеств школьников:

ü совершенствование процесса патриотического воспитания школьников;

ü создание системы патриотического воспитания школьников;

ü повышение качества патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении;

ü роль средств массовой информации в патриотическом воспитании при освещении событий и явлений общественной жизни;

ü формирование правовой культуры школьников.

· формирование экологической культуры школьников:

ü исследование типа доминирующей установки в отношении природы;

ü проектирование воспитательного пространства, ориентированного на цели экологического образования.

· взаимодействие с субъектами образовательного процесса, имеющими отношении к воспитанию школьников:

ü общение с детьми на основе гуманистических принципов;

ü совместная деятельность с детьми на основе отношений сотрудничества и сотворчества;

ü создание воспитывающих ситуаций в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников;

ü раскрытие и реализация воспитательного потенциала процесса обучения, предметно-эстетической среды, окружающей детей;

ü взаимодействие со школьниками как с субъектами школьного самоуправления;

ü поддержка процессов самопознания, саморазвития, самореаабилитации, ценностно-смыслового поиска ребенка;

ü предоставление реальных возможностей для личностной самореализации, жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной системы школы.

· взаимодействие с семьей:

ü поддержание положительной направленности семьи на воспитание ребенка;

ü организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях воспитательной системы школы;

ü активизация воспитательного потенциала семьи и др.

· сотрудничество в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, педагогами дополнительного образования, валеологами, медицинскими работниками, работниками учреждений культуры, спорта и пр.;

· защита интересов детей;

· содействие реабилитации ребенка, оказавшегося в условиях конфликтного социума;

· воспитательный потенциал организационных форм обучения;

· педагог – субъект личностного и профессионального развития себя как воспитателя:

ü изучение личного опыта воспитания школьников;

ü совершенствование профессиональных знаний и умений в сфере воспитания и др.

В определении приоритетов воспитательных (исследовательских) задач учтены гуманистические ориентиры профессиональной педагогической деятельности классного руководителя.

Методические рекомендации.

1. Для определения состояния эмоционально – психологических отношений в детском коллективе используйте метод социометрии.

2. Узнайте, кто из учащихся является лидером или отвергнутым, принятым или не принятым в сообщества одноклассников.

3. Предложите школьникам ответить на четыре вопроса:

· Если бы у тебя было возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы?

· А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

· Кому ты доверяешь свою тайну?

· Кому никогда не доверяешь свою тайну?

3. Для полноты изучения состояния эмоционально-психологических отношений в детском коллективе воспользуйтесь психодиагностирующей социометрической методикой.

1 Использованы материалы статей: Программная деятельность классного руководителя// Газета «Первое сентября» №78/2004;

Цель:Формирование культуры общения между одноклассниками.

Литература:

8. Психология в работе учителя [Текст] / Б.Ц. Бадмаев. – М., 2000.

9. Психология общения. / Леонтьев А.А. // М, 1997.

Цель: Изучение микроклимата в классе (школе).

Задачи:

1. Изучите микроклимат в классе (школе)

2. Спланируйте воспитательную деятельность с целью улучшения микроклимата в классе (школе).

3. Организуйте воспитательную работу с классом, психолого-педагогическое просвещение родителей по улучшению микроклимата отношений.

Методические рекомендации

1. Провести комплексное анкетирование родителей и учащихся. Все четыре анкеты позволяют получить большой слой информации для анализа. (Анкеты “Изучение микроклимата отношений между учителями и родителями в школе”, “ Жизнь в школе (для учащихся)”, “ Интересы и досуг” и “Мир вокруг тебя (для учащихся)) В данном исследовании можно использовать другие методики изучения микроклимата (см. Рогов Е.И.).

2. Полученную информацию использовать в целях планирования и организации воспитывающей деятельности.

3. Разработать и реализовать программу улучшения микроклимата отношений.

Цель:Развитие интеллектуального потенциала учащихся.

Задачи:

1. Диагностируйте интеллектуальный потенциал учащихся.

2. Разработайте программу развития интеллектуального потенциала учащихся (группы учащихся)

3. Разработайте содержание программы развития интеллектуального потенциала учащихся (группы учащихся)

Методические рекомендации.

1. В диагностирующий инструментарий включите: школьный тест умственного развития (ШТУР), методы экспериментальной оценки педагогов и самооценки учащихся, методы изучения развития мышления, понятий, внимания, воспитания и воображения.

2. При выборе методик проконсультируйтесь со школьным психологом.

3. Обратите внимание на освоение ребенком образовательной программы, на формулирования общеучебных умений и навыков, стиля учебной деятельности, на развитие познавательных процессов и интересов.

4. Опробуйте содержание программы интеллектуального развития.

Цель:Развитие нравственного потенциала школьников.

Задачи:

1. Диагностировать нравственный потенциал школьников. (ценностное отношение учащихся к себе, родине, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе и труду).

2. Определить систему работы по развитию нравственного потенциала школьников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *