задачи по договору перевозки груза
Задача №2 Практикума по гражданскому праву (Особенная часть, второе занятие), Тема №7 («Перевозка и иные транспортные обязательства»)
Кузнецов, житель Санкт-Петербурга, предъявил в районный суд по месту жительства иск с требованиями, вытекающими из ненадлежащего, по его мнению, исполнения договора перевозки к расположенному в Нижнем Новгороде предприятию речного транспорта, осуществляющему экскурсионные поездки по рекам Волга и Ока. Отправление осуществлялось с причала на Речном вокзале Нижнего Новгорода. Кузнецов утверждал, что вместо полутора часов, как ему сообщалось при оплате этой поездки в кассе предприятия, судно вернулось на Речной вокзал через два с половиной часа, вследствие чего он опоздал на поезд. Более того, указание на то, что продолжительность поездки составляет 1,5 часа, имеется на рекламном стенде, расположенным в кассовом зале. Письменную претензию Кузнецова ответчик удовлетворять отказался, сославшись на непредвиденные ограничения судоходства на р. Ока.
Требования Кузнецова включали в себя: 1) возмещение ущерба, причинённого необходимостью покупки нового железнодорожного билета, в размере 3900 руб.; 2) компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.; 3) штраф за отказ удовлетворить добровольно требования потребителя. В начале судебного заседа-ния ответчик заявил ходатайство о передаче дела по подсудности в нижегородский суд на основании п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК, так как дело, по его мнению, не может рассматриваться в суде Санкт-Петербурга ввиду несоответствия правилу исключительной подсудности, установленному в ч. 3 ст. 30 ГПК.
Подлежит ли ходатайство ответчика удовлетворению? Ответ следует дать на основе материально-правовой квалификации отношений между сторонами.
Тема 35. Договор перевозки грузов
Тема 35. Договор перевозки грузов
1.Договор перевозки груза: понятие, виды, заключение, форма. Перевозочные документы.
2.Участники договора. Перевозчик и иные транспортные организации. Грузоотправители и грузополучатели. Правовое положение грузополучателя. Особенности субъектного состава договора перевозки грузов к в прямом или прямом смешанном сообщении.
3.Договор фрахтования (чартер).
4.Права и обязанности участников обязательства договорного обязательства перевозки груза. Выполнение грузовых работ. Провозная плата. Порядок расчетов. Сроки доставки груза. Обеспечение сохранности грузов перевозчиком.
5.Место исполнения договора перевозки груза. Обеспечение сохранности грузов перевозчиком. Выдача-принятие и оформление доставленного груза. Последствия отказа от принятия груза, прибывшего в адрес грузополучателя. Хранение груза транспортной организацией.
6.Особенности отдельных видов перевозок груза (перевозка в контейнерах, скоропортящихся грузов и др.).
7.Общая характеристика ответственности за нарушения обязательства перевозки груза. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза: условия и размер. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза.
8.Особенности ответственности морского перевозчика. Общая и частная авария при морской перевозке.
9.Порядок разрешения споров, вытекающих из обязательства перевозки.
10.Правовые формы организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Особенности обязательства перевозки груза в прямом смешанном сообщении. Ответственность участников перевозки в прямом смешанном сообщении.
11.Правовое регулирование отношений буксировки объектов (судов, плотов). Морская буксировка и буксировка по внутренним водным путям. Понятие, форма, содержание договора буксировки. Ответственность по договору буксировки.
Нормативные акты и судебная практика
Наряду с нормативными правовыми актами, судебной практикой и литературой рекомендуемыми к теме 35, необходимо использовать нормативные правовые акты, судебную практику и литературу, рекомендуемые к теме 34.
1.ГК РФ (ст.ст.784-800 и комментарии к ним)
2.ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ
Задачи
№1.При разгрузке вагона получатель груза обнаружил недостачу 3-х тонн семян подсолнечника, отправленных ему поставщиком. На просьбу зафиксировать недостачу коммерческим актом начальник станции ответил отказом, ссылаясь на то, что вагон прибыл в исправном состоянии и пломбы грузоотправителя не нарушены.
Через две недели грузополучатель обратился к ОАО «РЖД» в лице его Управления ЗСЖД с претензией о возмещении ему стоимости недостающего груза. Дорога претензию не приняла, ссылаясь на отсутствие коммерческого акта. Исковое заявление, направленное в арбитражный суд, было возвращено с пометкой – «не соблюден претензионный порядок».
Правильны ли действия управления железной дороги и арбитражного суда? Каковы основные правила оформления несохранности прибывшего груза, в каком (каких) акте (актах) они установлены?
Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
ГАРАНТ:
1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
Об ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза см.:
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ
Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ
Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 45
Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов
До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель, пассажир, получатель обязаны подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток с момента выдачи грузов, багажа, грузобагажа или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю, пассажиру, получателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток со дня получения заявления. При обоснованности указанного заявления сбор за хранение груза, багажа, грузобагажа за время необоснованной задержки составления коммерческого акта с грузополучателя, пассажира, получателя не взимается.
Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он обнаружил указанные в настоящей статье обстоятельства или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указали грузополучатель, пассажир, получатель.
Представители сторон, участвующие в составлении коммерческого акта, обязаны подписать коммерческий акт. При несогласии с содержанием коммерческого акта представители сторон вправе изложить свое мнение.
Для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
№2.ОАО «Барнаульский ЭМЗ» отгрузило по железной дороге в адрес своего покупателя в г.Томске ОАО «Стройтехника» 5 электромоторов. Груз прибыл с просрочкой на 10 дней. Из-за несвоевременного поступления электромоторов ОАО «Стройтехника» не смогла своевременно исполнить свои обязательства по поставке портальных кранов, заплатив за это неустойку в размере 300 000 руб. Считая, что убытки вызваны действиями железной дороги ОАО «Стройтехника» предъявила к ней претензию. Не получив на нее ответа, ОАО «Стройтехника» обратилась с иском в арбитражный суд.
Подлежит ли иск удовлетворению? Каковы перспективы судебного разбирательства?
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 793 ГК, «В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон». В данном случае применим Устав железнодорожного транспорта РФ
от 10.01.2003 №18-ФЗ (в ред. от 23.07.2008). Согласно ст. 97 Устава, «За просрочку доставки грузов… перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов… за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов… если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренныхчастью первой статьи 29 настоящего Уставаобстоятельств (обстоятельства непреодолимой силы)». Значит, требования заводу подлежат удовлетворению в порядке, определенном данной статьей.
Статья 96. Перевозчик в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах:
в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи;
Наряду с возмещением ущерба в размерах, установленных настоящей статьей, перевозчик возвращает взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.
№3.ОАО «Синар-Восток ЛТД» получило от железной дороги контейнер с тканью, закупленной акционерным обществом в Австралии. При вскрытии контейнера выяснилось, что ткань подмочена соленой водой и не пригодна к использованию.
Предъявленную претензию железная дорога отклонила, указав, что ее вины в этом нет, а требование должно быть предъявлено морскому пароходству. Однако ОАО «Синар-Восток ЛТД» предъявило иск к управлению железной дороги о возмещении стоимости испорченного груза.
Какое решение должен вынести суд? В чем особенности ответственности за несохранность груза в прямом смешанном сообщении на ЖДТ?
Статья 788. Прямое смешанное сообщение
Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Снятие запорно-пломбировочных устройств с вагонов стороной, принимающей грузы с транспорта другого вида, а равно опломбирование вагонов, загруженных в портах, на автомобильных станциях стороной, передающей грузы на транспорт другого вида, осуществляется в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:
возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа;
возмещения за утрату груза по истечении тридцати дней со дня окончания срока его доставки;
возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;
возмещения за утрату багажа, грузобагажа по истечении тридцати дней после окончания срока доставки багажа, грузобагажа физических лиц и по истечении десяти дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц;
просрочки доставки груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа, грузобагажа;
возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) перевозчика о начислении таких платы, штрафа;
взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа;
Статья 126. Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Указанный срок исчисляется в отношении:
Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.
Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Статья 21. Погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями). Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями, грузополучателями выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
№7. Теплоход «Лола» в тумане столкнулся с другим теплоходом «Утес» и получил пробоину, через которую в трюм стала поступать вода. Чтобы спасти судно и грузы капитан направил судно на береговую отмель. После снятия судна с мели теплоход был доставлен в ближайший порт для ремонта. Груз, находящийся в трюме, погиб полностью. Стоимость груза 5 млн. руб. Расходы по снятию теплохода с мели и ремонт судна составили 8 млн. руб. Рейс задержался на 15 суток. Виновным в столкновении был признан капитан теплохода «Утес».
Кто должен возмещать убытки? В каком объеме? Обоснуйте свой ответ.
№8.При заключении годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом между автотранспортной организацией (ОАО «Автоколонна №1297) и грузоотправителем возникли разногласия по условиям договора.
Акционерное общество включило в проект договора следующие условия:
1.Грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильной погрузки груза, в том числе за повреждение перевозочных средств и безопасность перевозки.
Грузоотправитель не соглашался с этим условием, поскольку согласно правилам перевозок грузов их погрузка на автомашину производится под наблюдением шофера перевозчика.
2.Перевозчик освобождается от ответственности за неподачу перевозочных средств, если по решению компетентных органов автотранспортные средства будут привлечены к выполнению государственных заданий. Грузоотправитель указывал на незаконность и этого условия.
В свою очередь, грузоотправитель настаивал на включении в договор следующих условий:
1. Перевозчик возмещает грузоотправителю убытки, вызванные просрочкой доставки грузов получателям.
2. Грузоотправитель не несет ответственности за непредъявление груза к перевозке, если он предупредит об этом автопредприятие за два часа до подачи перевозочных средств.
Против этих условий возражал перевозчик. Как должен быть решен этот спор? В чем заключаются основные особенности имущественной ответственности сторон договора грузовой перевозки, закрепленные в транспортном законодательстве?
Тема 35. Договор перевозки грузов
1.Договор перевозки груза: понятие, виды, заключение, форма. Перевозочные документы.
2.Участники договора. Перевозчик и иные транспортные организации. Грузоотправители и грузополучатели. Правовое положение грузополучателя. Особенности субъектного состава договора перевозки грузов к в прямом или прямом смешанном сообщении.
3.Договор фрахтования (чартер).
4.Права и обязанности участников обязательства договорного обязательства перевозки груза. Выполнение грузовых работ. Провозная плата. Порядок расчетов. Сроки доставки груза. Обеспечение сохранности грузов перевозчиком.
5.Место исполнения договора перевозки груза. Обеспечение сохранности грузов перевозчиком. Выдача-принятие и оформление доставленного груза. Последствия отказа от принятия груза, прибывшего в адрес грузополучателя. Хранение груза транспортной организацией.
6.Особенности отдельных видов перевозок груза (перевозка в контейнерах, скоропортящихся грузов и др.).
7.Общая характеристика ответственности за нарушения обязательства перевозки груза. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза: условия и размер. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза.
8.Особенности ответственности морского перевозчика. Общая и частная авария при морской перевозке.
9.Порядок разрешения споров, вытекающих из обязательства перевозки.
10.Правовые формы организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Особенности обязательства перевозки груза в прямом смешанном сообщении. Ответственность участников перевозки в прямом смешанном сообщении.
11.Правовое регулирование отношений буксировки объектов (судов, плотов). Морская буксировка и буксировка по внутренним водным путям. Понятие, форма, содержание договора буксировки. Ответственность по договору буксировки.
Задача №7 из нового практикума по гражданскому праву, тема № 7 «Перевозка и иные транспортные обязательства». Первое занятие
Автотранспортное предприятие получило заказ на перевозку партии груза в прямом смешанном сообщении (по единой накладной) в один из портов на р. Чусовая Пермского края от комбината, расположенного в Республики Коми. Предприятие приняло заказ, заключило узловые соглашения со смежными перевозчиками.
Фура была отправлена заблаговременно, однако в условиях снегопада водитель не справился с управлением и съехал в кювет. Эвакуация заняла длительное время. К пункту отгрузки и к месту перевалки на железнодорожный транспорт в г. Сыктавкаре машина прибыла с существенным запозданием. В речной порт Левшино (г. Пермь) груз был доставлен в середине ноября, после уведомления о прекращении навигации по р. Кама. Порт согласился принять груз на хранение, и грузополучатель получил его после открытия навигации.
Комбинат, руководствуясь ст. 75 Устава железнодорожного транспорта, направил претензию в адрес речного пароходства, в которой содержались требования об уплате штрафа за несвоевременное предоставление транспортного средства (п. 3 ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), возмещении возникших в связи с этим убытков (п. 4 той же статьи), штрафа в размере всей стоимости провозной платы (п. 11), а также суммы ущерба в виде выплаченной контрагенту неустойки, причём последнее требова-ние обосновывалось ссылкой на правовые позиции Верховного Суда.
Речное пароходство уведомило грузоотправителя о том, что Кодекс внутреннего водного транспорта не возлагает ответственность за просрочку доставки груза на последнего перевозчика; более того, из претензии усматривается вина другого перевозчика, а именно автотранспортного предприятия, которому, в соответствии с § 111 Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении 1956 г., пароходство и перенаправляет претензию.
Какие доводы, по вашему мнению, могли бы быть использованы автотранспортным предприятием в ответе на эту претензию?
Задача № 6 из темы «Перевозка» (первое занятие) нового практикума по ГП
Судоходная компания «Балтийский ветер» заключила договор морской перевозки на условиях чартера с ООО «Ренессанс-Вкус». Погрузка на судно отправляемого груза значительно затянулась. Полностью груз разместить не удалось и в период контрсталии. «Балтийский ветер» направил ООО «Вкус-Ренессанс» уведомление о расторжении договора, взыскании убытков, а также демереджа в размере, обозначенном в уведомлении «разумным». Своё решение перевозчик объяснял необходимостью незамедлительной отправки судна.
Со своей стороны, фрахтователь утверждал, что он не смог своевременно разместить груз ввиду неготовности трюма судна для перевозки груза — кондитерских изделий из шоколада; в трюме после перевозки трески стоял характерный запах, что вынудило фрахтователя несколько раз прерывать погрузку. Кроме того, немореходность судна, по мнению фрахтователя, проявилась в том, что перевозчик в периоды сталийного и контрсталийного времени, а также по их завершении, вёл сложные ремонтные работы с привлечением водолазов. Более того, остальные фрахтователи, хотя и загрузили грузы в зафрахтованные ими трюмы, также не уложились в контрсталийное время. В такой ситуации у перевозчика, как полагало общество, отсутствуют основания как для требования о возмещении убытков, так и для взимания демереджа. ООО «Ренессанс-Вкус» предъявило перевозчику требование о взыскании убытков.
Спор рассматривался в суде. Представитель судоходной компании заявил, что она дважды провела дезодорацию трюма, зафрахтованного ответчиком. По мнению фрахтовщика, отличия от нормы были нераспознаваемы для обычного обоняния. Однако поскольку фрахтователь настаивал на том, что запах не устранён, перевозчик предложил ему самостоятельно оплатить соответствующие услуги, но тот отказался это делать. Что же касается взаимоотношений «Балтийского ветра» с другими фрахтователями, они не влияют, как полагал перевозчик, на правовую оценку исполнения обязательств фрахтователя.
Разберите доводы сторон. Каково юридическое содержание понятия «мореходное состояние судна» и чем определяется его правовой режим? В какой момент и в какой мере должна быть обеспечена мореходность? Кто прав в этом споре?